Основы экологической грамотности. Формирование экологической грамотности на уроках окружающего мира. Основные темы разделов

Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира посредством заданий творческого характера

Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Я глубоко убежден, что если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру». Анализируя эти слова, я поняла, что большая роль в воспитании этого чувства принадлежит учителю начальных классов. На уроке окружающего мира я провела анкетирование учащихся и пришла к выводу, что негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел. Подавляющее большинство детей усвоили негативные примеры и, в лучшем случае, заняли пассивную позицию «так не поступать». Подобная позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры. Дети с низким уровнем развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже сейчас смогут принести природе, городу, окружающим людям. Таким образом, в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения в развитии экологической грамотности младших школьников: учащиеся не в полной степени представляют, что в природе все взаимосвязано; у обучающихся отсутствуют экологические знания, нет ощущения, что человек - часть природы; дети не умеют оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к окружающей среде на основе предвидения возможных отрицательных последствий.

За последнее время вопросы охраны природы, экологические проблемы стали главными не только для ученых, но и для широких слоев населения, в том числе и младших школьников. В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение . Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.

Актуальность проблемы продиктовала следующие задачи: 1. Проанализировать школьную программу и выявить ее возможности в экологическом образовании обучающихся. 2. Создать представление о сложных взаимоотношениях человека с природой. 3. Дать современные представления о биосфере, о роли водного и воздушного бассейнов, почвенного покрова, растительного и животного мира. 4. Воспитание ответственности за состояние природы, ее сохранение и улучшение в интересах будущих поколений.

Решение данной проблемы зависит от уровня общей культуры каждого человека на земле. Основы любой культуры закладываются в детском возрасте. Считаю, что необходимо, чтобы каждый день учащиеся делали для себя открытие, чтобы каждый шаг облагораживал душу ребенка. Этому способствует интегрированный курс Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова « Мы и окружающий мир» в системе Л.В. Занкова, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную сферу активизирует эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли, к семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Важнейшим показателем сформированности экологической грамотности, экологической культуры личности является ● проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать; ● выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку. Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

Для реализации поставленных задач использую в своей работе следующие средства: ● экологические сказки ●экологические задачи, задачи-рассказы ●конференции, пресс-конференции ●изучение растений и животных своей местности, занесенных в «Красную книгу» ●задания занимательного характера: интеллектуальные творческие игры, викторины, конкурсы рисунка-плаката «Защитим жизнь», «Береги Землю!»

Хорошим материалом для познания экологии является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. Но в экологических сказках не должны нарушаться экологические правила, свойства и действия сказочного героя не должны искажаться.

Цель экологической сказки – дать точную, научно-достоверную информацию. Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания. В сказках даются представления о закономерностях в природе: о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных и растений, природных явлений, ландшафтов.

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок сам придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить» (В.А.Сухомлинский) Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, способствующую творчеству и инициативе, повышающую эмоциональный фон урока. Текстовые задачи экологического содержания целесообразно применять на уроках для оценки как положительного, так и отрицательного влияния человека на природу. Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы. Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности в зависимости от класса и подготовленности детей.

На уроках окружающего мира учащиеся овладевают навыками видеть проблему, выдвигать и доказывать гипотезы, выражать свои мысли устно и письменно. Учатся предъявлять результаты изысканий в виде схем, планов, моделей, поделок. Накопленные знания и умения следует закреплять и применять, т.е. нужен естественный выход, возможность реализовать свой опыт. Для того, чтобы дать детям почувствовать значимость их знаний, было решено провести ряд конференций.

Проводилась подготовительная работа, в результате которой рассматривались такие вопросы:

1.Что такое «конференция»?

2.Зачем нужны конференции?

3.Кому нужны конференции?

4.Нужны ли конференции школьникам?

5.Как люди готовятся к конференции?

6.А как готовиться к конференции нам?

7.Как нам организовать конференцию? Кто будут нашими гостями?

Увлекательна и полезна для учащихся работа над экологическими проектами:

«Моё дерево», «Реки нашего края», «Горы ценны не тем, что высоки, а тем, что богаты», «Помоги птицам зимой», «Растения и животные, занесенные в Красную книгу», «Земля- наш общий дом». Работая над проектами, учащиеся учатся работать с инструкциями, развивают навыки исследования, наблюдения, умение получать информацию из разных источников, анализировать её, Учатся работать со справочной литературой, вырабатывают навыки работы в интернете. При создании презентации проявляют творчество, для выступления перед аудиторией отрабатывают умение кратко формулировать свою мысль, аргументированно доказывать своё мнение.

Так как современные экологические изменения создают реальную угрозу жизни людей, учебно-воспитательная деятельность школы должна быть направлена на формирование экологической грамотности, экологической культуры учащихся, чтобы выросло поколение, которое будет охранять окружающую среду.

Приведенная система средств опыта способствует становлению экологической грамотности и формированию личностной позиции младших школьников. Вопросы культуры потребления природных ресурсов стояли в центре моей воспитательной работы с классом.

Разделы: Начальная школа , Экология

Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Реализовать воспитательный подход можно в системе занимательных воспитательных занятий.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

показать необходимость:

  • экологического правового воспитания младших школьников;
  • формирования нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой;
  • формирования активной жизненной позиции по вопросам охраны природы.

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

11 ст.42 Конституции РФ

В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде, мерах по обеспечению экологически чистых производств, предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф; создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МАРКСОВСКОГО РАЙОНА

Выписка из программы развития района на 2016-2018 гг.
Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области
Экология

Рост объемов производств, большие антропогенные нагрузки на окружающую среду, наличие предприятий с низким уровнем технической оснащенности, растущее количество автотранспортных средств, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются причинами негативного воздействия на окружающую среду, сверхнормативное загрязнение в результате хозяйственной и иной деятельности атмосферного воздуха, водоемов, почв отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья жителей района.

РАБОТА ОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

Обучающиеся начальных классов МОУ – СОШ с.Подлесное состояли в Саратовском отделении всероссийского общества “Охраны природы”. На протяжении ряда лет принимали участие во всероссийских конкурсах-играх “ЧиП”, “Гелиантус”, олимпиадах разного уровня по естествознанию.

Экологическое воспитание в нашей школе ведётся по следующим направлениям:

ВЫВОДЫ

Стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Планомерная работа по экологическому правовому воспитанию младших школьников является неотъемлемой частью работы образовательного учреждения. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволяет воспитать экологически культурного гражданина.

Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.

2015-2016 уч. год. По результатам диагностики развития экологической культуры обучающихся во 2-4 классах 60% показали высокий уровень, 27% средний уровень, 13% низкий уровень.

Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Используемая литература.

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

2. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

4. И.В. Цветкова “Экология для начальной школы”.

5. С. К. Зайцева “Экология для младших школьников”, журнал “Начальная школа. Плюс до и после” № 4, 2005г.

6. В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова “Научное общество учащихся” “Путь к природе”, 2005 г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.// Москва“Просвещение” 2005.

8. Конституция РФ// Москва ЭКСМО. 2014.

9 .https://yandex.ru/images/search


  1. Разделы основной образовательной программы начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рыбинская средняя общеобразовательная школа», утвержденной приказом № 63 от «23» августа 2011 года (далее – ООП НОО): Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отнести к целевому разделу ООП НОО.

  2. Разделы ООП НОО: Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы отнести к содержательному разделу ООП НОО.

  3. Разделы ООП НОО: Учебный план начального общего образования, План внеурочной деятельности, Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отнести к организационному разделу ООП НОО.

  4. Раздел ООП НОО «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» изложить в следующей редакции: «Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни» и дополнить следующим содержанием:
Задачами Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является формирование у обучающихся:

        • основ экологической грамотности;

        • основ экологического мышления, опирающегося на экосистемную познавательную модель, как средства формирования экологической грамотности, приобщения к экологической культуре человечества, экологического самообразования в течение жизни;

        • экологического сознания, проявляющегося в экологической направленности личности - мотивации и ценностных установках на действия, поведение в рамках экологического императива, экологического права и этических норм в интересах здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития общества и природы: опыта индивидуального и совместного проектирования и реализации экологически целесообразного, здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

        • участия в социально значимых проектах в интересах устойчивого развития территории.
Результатами деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования является усвоение обучающимися:

  • социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде;

  • первичных экологических представлений, адекватных научным знаниям;

  • социальных норм экологически безопасного поведения;

  • личного опыта эмоционально-ценностных сопереживаний природным объектам, мотивирующих на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу-нельзя»;

  • коллективно-распределенного опыта применения универсальных учебных действий, предметных знаний и умений в практических действиях по организации здоровьесберегающего уклада школьной жизни, учебы, быта.
    Учащиеся должны научиться:

  • описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать их, объяснять;

  • называть экологические проблемы в жизни природы и человека, опасности для окружающей среды и здоровья человека; способы их предотвращения; правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; правила научной организации учебного труда;

  • объяснять смысл закона экологии «Все связано со всем»; связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учиться и экологической грамотностью;

  • как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы; правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешности учебного труда;
    опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

  • приводить примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека: разнообразия окружающего мира - природного, мира людей, рукотворного мира: цепочек экологических связей: экологически предосторожного поведения в окружающей среде;

  • основам здоровьесберегающей учебной культуры;

  • здоровьесозидаюшему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

  • противостоянию вредным привычкам;

  • предвидения последствий своего поведения для природы и человека;

  • с ледования законам природы;

  • формулировать своими словами, что такое «экологическая культура», «биологическое разнообразие»; «экология», «здоровый образ жизни», «безопасность»;

  • разыгрывать экологически проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, специалистам, взрослому;

  • планировать и организовывать экологически направленную деятельность в окружающей среде по образцу (инструкции);

  • планировать безопасное поведение в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, типичных для места проживания;

  • рефлексировать результаты своих действий для здоровья человека, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что и как следует исправить);

  • оценивать результаты по заранее определенному критерию: делать выводы о том, в чем причины экологических проблем;

  • какие качества в себе надо воспитывать, чтобы сохранить здоровье свое, окружающих людей, природы, как поступать стыдно;

  • рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, если… то...; о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегагощего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни;

  • высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности;

  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
    Модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Первый этап – анализ состояния и планирование работы школы по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

  • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.

  1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися включает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

  • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

  1. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями) включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;

  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формирование потребности обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Результаты освоения Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования должны обеспечить преемственность начального и основного общего образования.

  1. План внеурочной деятельности по направлениям развития личности:
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

План для начальной школы включает для каждого класса 5 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования

2. Снизить учебную нагрузку обучающихся

3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

4. Улучшить условия для развития ребенка

5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Внеурочная деятельность организуется через различные формы, в том числе:


  • Экскурсии

  • Кружки

  • Спортивные секции

  • Олимпиады

  • Соревнования

  • Поисковые исследования

  • Общественно-полезные практики

  • Конкурсы

  • Праздники

  • Конференции

  • Предметные недели

  • Выставки

  • Смотры
Общешкольные дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное

2. Духовно-нравственное

3. Социальное

4. Общеинтеллектуальное

5. Общекультурное

Используемые технологии:


  • Проектная деятельность;

  • дифференциация по интересам;

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • игровые технологии;

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;

  • социально – воспитательные технологии;

  • технология саморазвития личности учащихся
Условия организации внеурочной деятельности:

  • Социокультурная ситуация в образовательном учреждении.

  • Системы и структуры педагогической деятельности в образовательном учреждении.

  • Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей.

  • Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение образовательного учреждения.

  • Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности образовательных учреждений.
При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется использовать собственные кадровые ресурсы: учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель музыки, учитель физической культуры, учитель технологии, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

Занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни. Внеурочная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. План внеурочной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:

Духовно-нравственное

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии

Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Социальное

Ведущие формы деятельности:

Тренинги

Ролевые игры

Социальные проекты

Спортивно-оздоровительное

Ведущие формы деятельности:

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Оформление уголков по технике безопасности и ПДД, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с работниками местной амбулатории.

Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», пропаганда ЗОЖ.

Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса, агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

Организация походов выходного дня, туристические походы.

Организация горячего питания.
Общеинтеллектуальное, общекультурное

Ведущие формы деятельности:

Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

Кружки художественного творчества;

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;

Приглашение артистов театра;

Праздничное оформление школы и классных комнат.
Ожидаемые результаты.


  • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
План внеурочной деятельности

направления

Наименование

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивно-оздоровительное

Ритмика

1

1

1

1

Спортивные игры

Духовно-нравственное

Фольклорный кружок

1

1

1

1

Кукольный театр

Социальное

Узнаем сами

1

1

1

1

Развитие познавательной сферы

Общеинтеллектуальное

Хочу знать

1

1

1

1

Шахматы

Общекультурное

Земля - наш дом

1

1

1

1

Творческая мастерская

Итого

5

5

5

5

Ежегодно план внеурочной деятельности будет корректироваться, уточняться в связи с запросами детей, их родителей (лиц их замещающих).


  1. Система условий реализации ООП НОО:
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса созданы условия, обеспечивающие возможность

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

  • выявления и развития способностей обучающихся через работу секций, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно исследовательской деятельности;

  • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

  • эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения,

  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

  • обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы;

  • эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
Кадровые условия реализации ООП

Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими, руководящими работниками на 100%;

Уровень квалификации учителей начальных классов, немецкого языка, физической культуры, музыки, преподающих в начальных классах, соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности;

Работники образовательного учреждения, реализующие основную образовательную программу начального общего образования, осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет.

Психолого-педагогические условия

Психолого – педагогическое сопровождение осуществляется педагогическим консилиумом школы и психологической службой «Центр социальной

помощи семье и детям Каменского района» на основе договора.

Финансовые условия реализации ООП.

Финансирование реализации основной образовательной программы на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования осуществляется по принципу нормативного подушевого финансирования.

Бюджет школы определяется ее учредителем.

Материально-технические условия

Здание общеобразовательного учреждения оборудовано централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями.

Здание общеобразовательного учреждения оборудовано системами централизованного отопления и вентиляции, которые соответствуют нормам.

Все учебные помещения имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями.
Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями.

Гардероб размещен на 1 этаже и оснащен вешалками для одежды и ячейками для обуви.

Начальные классы занимаются в своих кабинетах, оборудованных

мебелью, соответствующей росту ребёнка. Учебные кабинеты соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда. В школе оборудован санузел для младших учащихся.

В распоряжении школьников имеется спортивный зал, спортивная площадка, школьная библиотека, актовый зал. В школе 1 кабинет информатики и ИКТ, оборудование которого отвечает современным требованиям и обеспечивает использование информационных технологий в учебной, во внеурочной, в исследовательской деятельности.

Для организации горячего питания имеется школьная столовая. Медицинское обслуживание школьников ведет медсестра КГБУЗ "Рыбинская врачебная амбулатория". Для подвоза детей из посёлка «Самарский» имеется школьный автобус. Для учащихся 1-х классов - дополнительная неделя каникул в феврале. Обязательная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую. Расписание составлено с учётом чередования основных предметов с ИЗО, музыкой, физической культурой. Продолжительность перемены 15 минут для питания в столовой, проведение физминуток во время уроков.

Учебно-методическое обеспечение

В школе имеются учебники с электронными приложениями, являющимися их составной частью, для учащихся 1-2 классов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру на каждого учащегося. Обеспеченность учебниками по всем учебным предметам ООП НОО составляет 100%.

Имеется учебно-методическая литература, материалы по всем учебным предметам ООП НОО.

Обеспечен доступ для педагогов к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР (медиатека).

Библиотека образовательного учреждения укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы.

Информационное обеспечение нацелено на доступ для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления и содержит:

Устав МКОУ «Рыбинская СОШ»

Публичный отчет МКОУ «Рыбинская СОШ»

Основную образовательную программу начального общего образования МКОУ «Рыбинская СОШ»
- Примерные программы начального общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, разработанные педагогами.

Учебники и рабочие тетради для учащихся.

Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий


Направление

мероприятий


Мероприятия

Сроки

реализации


I. Нормативное

обеспечение введения ФГОС


1. Наличие решения органа государственно-общественного управления о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО

Август 2011

2. Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения

Сентябрь 2011

3. Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы образовательного учреждения

Май – август 2011

4. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения

Август 2011

5. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС

Октябрь 2010 – август 2011

6. Приведение должностных инструкций работни в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифно-квалификационными характеристиками

Август 2011

7. Разработка и утверждение плана-графика введения

Октябрь 2010

8. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с

ФГОС начального общего образования


Апрель 2011

9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учётом требований к минимальной оснащённости учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре,

информационно-библиотечном центре,

физкультурно-оздоровительном центре, учебном кабинете и др.)


Август 2012

10. Разработка:

– образовательных программ (индивидуальных и др.);

– учебного плана;

– рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей;

– годового календарного учебного графика;

– положений о внеурочной деятельности обучающихся;

– положения об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов

освоения основной образовательной программы;

– положения об организации домашней работы обучающихся;

– положения о формах получения образования


Апрель – август 2011

II. Финансовое

обеспечение

введения ФГОС


1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а

также механизма их формирования


Август 2011

2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них), регламентирующих установление заработной платы

работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров

премирования


Май 2011

3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

Май 2011

III. Организа-

ционное обеспе-

чение введения

ФГОС


1. Разработка модели организации образовательного процесса

Апрель-август 2011

2. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по

использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности


Апрель-август 2011

3. Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектиро-

ванию основной образовательной программы начального общего образования


Май – август 2011

IV. Кадровое обе-

спечение введе-


1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС начального общего образования

Май 2011

2. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работ-

ников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС


Октябрь 2010

3. Разработка (корректировка) плана научно-методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с

ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования


Октябрь 2010

V. Инфор-

мационное обе-

спечение введе-

ния ФГОС


1. Размещение на сайте ОУ информационных материалов о введении ФГОС начального общего образования

В течение года

2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые

Стандарты


Периодически

3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в содержание основной образовательной

программы начального общего образования


В течение года

4. Реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия по вопросам введения ФГОС начального общего образования

В течение года

5. Обеспечение публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введения ФГОС

В течение года

6. Разработка рекомендаций для педагогических работников:

– по организации внеурочной деятельности обучающихся;

По организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов;

По использованию ресурсов времени для организации домашней работы обучающихся;


В течение года

VI. Материально-

техническое обе

спечение введе-

ния ФГОС




Май 2011



В течение года



В течение года

ков образовательного учреждения


В течение года



В течение года



В течение года

7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональ-

ных базах данных


Май 2011

8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образова-

тельным ресурсам в сети Интернет


Май 2011

Контроль за состоянием системы условий


Объект контроля

Методы сбора

информации


I. Кадровые условия

1. Качество кадрового обеспечения введения и реализации

ФГОС начального общего образования


Мониторинг

2. Исполнение плана-графика повышения квалификации педа-

гогических и руководящих работников образовательного

учреждения в связи с введением ФГОС


Изучение документации, анализ

3.Реализация плана научно-методической работы (внутри-

школьного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования


Изучение документации, анализ

II. Психолого-педагогические условия

1.Качество координации деятельности субъектов образова-

тельного процесса, организационных структур учреждения по

подготовке и введению ФГОС общего образования


Анкетирование

2. Наличие модели организации образовательного процесса

Изучение документации

3.Качество реализации моделей взаимодействия учреждения

общего образования и дополнительного образования детей,

обеспечивающих организацию внеурочной деятельности


Мониторинг

4.Качество реализации системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности

Анкетирование

5. Привлечение органов государственно-общественного управ-

ления образовательным учреждением к проектированию

основной образовательной программы основного общего обра-

зования


Изучение документации

III. Финансовые условия

1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации

ООП и достижения планируемых результатов, а также меха-

низма их формирования


Изучение документации

2. Наличие локальных актов (внесение изменений в них),

регламентирующих установление заработной платы работни-

ков образовательного учреждения, в том числе стимулирую-

щих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования


Изучение документации

3.Наличие дополнительных соглашений к трудовому договору

с педагогическими работниками


Изучение документации

IV. Материально-технические условия

1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС начального общего образования

Изучение документации

2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

Анализ

3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС:

Анализ

4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работни-

ков образовательного учреждения


Анализ

5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС

Анализ

6. Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами

Анализ

7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных базах данных

Наблюдение

8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

Наблюдение

V. Информационно-методические условия

  1. Качество информационных материалов о введении ФГОС


Изучение документации

2.Качество информирования родительской общественности о

подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты


Социальный опрос

3.Учёт общественного мнения по вопросам введения новых стан-

дартов и внесения дополнений в содержание основной образова-

тельной программы начального общего образования


Социальный опрос

4. Качество деятельности сетевого комплекса информационного

взаимодействия по вопросам введения ФГОС начального общего

образования


Изучение документации

5.Качество публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введе-

ния ФГОС


Изучение документации

6. Наличие рекомендаций для педагогических работников:

По организации внеурочной деятельности обучающихся;

По организации текущей и итоговой оценки достижения пла-

нируемых результатов;

По использованию ресурсов времени для организации домаш-

ней работы обучающихся;

технологий


Изучение документации

7.Качество информационных материалов о введении ФГОС

начального общего образования, размещённых на сайте ОУ


Изучение документации

Внешние связи

В целях эффективного решения поставленных задач перед начальной школой образовательное учреждение активно взаимодействует с муниципальным казенным учреждением культуры "Культурный досуговый центр Администрации Рыбинского сельсовета", детской школой искусств, Администрацией Рыбинского сельсовета, КГБУЗ "Рыбинская врачебная амбулатория", районным центром внешкольной работы, Центром социальной помощи семье и детям Каменского района, с ГИБДД ОВД г. Камень - на – Оби, МКДОУ «Березка», с ПЧ – 26 села Рыбного.


страница 1

Килевич Ксения Сергеевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: мгпу иппо
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль экскурсий в формировании экологической грамотности дошкольников и младших школьников
Дата публикации: 10.11.2016
Раздел: начальное образование

Роль экскурсий в формировании экологической грамотности

дошкольников и младших школьников
Килевич К.С., магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ. Научный руководитель – Козина Е.Ф., к.п.н., доцент, ГАОУ ВО МГПУ г.Москва Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста экологической грамотности; представлены разнообразные трактовки данного понятия, конечные цели процесса формирования, принципы организации и критерии оценки. Автор рассматривает экскурсию как оптимальную форму для формирования у воспитанников всех компонентов экограмотности. Ключевые слова: экологическая грамотность, экологически грамотная личность, формирование экологической грамотности, дошкольники, младшие школьники, экскурсия.
Annotation
. The necessity of forming for the children of preschool and junior school age of ecological literacy is reasonable in the article; various interpretations of this concept, ultimate goals of forming process, principles of organization and criteria of estimation, are presented. An author examines an excursion as optimal form for forming for the pupils of all of the tools of ecological literacy.
Keywords
: ecological literacy, ecologically literate personality, forming of ecological literacy, preschool children, junior schoolchildren, excursion. Реализация современных ФГОС ДО и ФГОС НОО в условиях глобализации обостряющихся экологических проблем предполагает формирование у ребенка экологической грамотности, под которой понимается уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности. «Это особый вид деятельности, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде» . В целом экологически грамотная личность как ожидаемый результат данного процесса характеризуется тремя главными особенностями: 1) психологическая включенность в мир природы; 2) субъективный характер восприятия природных объектов; 3) стремление к взаимодействию с миром природы .
Формирование экологически грамотного человека необходимо начинать на эмоционально-аксиологическом уровне с дошкольного, а на осознанном «знаниевом» – с младшего школьного возраста, когда приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Однако анализ соответствующей литературы показал неоднозначность понимания его сути. В своей работе мы исходим из того, что это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Это предполагает решение в учебном процессе следующих актуальных задач: а) усвоение ребенком ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и наоборот; б) понимание многосторонней ценности Природы как источника материального и духовного развития общества; в) овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояния природной среды, принимать правильное решение по ее улучшению; г) выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе; д) формирования понятия о взаимосвязях в природе; е) развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; ж) формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Показателями же сформированности экологической грамотности младшего школьника могут служить проявления: 1) выполнение ряда правил поведения в окружающей среде вошло в привычку – ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 2) развита потребность в заботливом отношении к тем или иным представителям животного и растительного мира; 3) вполне способен самостоятельно выбирать объекты своей экодеятельности; 4) потребность в знаниях экологического содержания пытается реализовать в свободное от уроков время; 5) доброта, отзывчивость, внимание к окружающим людям, природе сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в ней. Поскольку конечная цель формирования у воспитанников экологической грамотности – ответственное отношение к окружающей среде, ее достижение, несмотря на очевидную деятельностно-естественнонаучную основу, не возможно исключительно в рамках одного учебного предмета (в ДОУ – тематического направления). Это сложный, комплексный процесс, в коем важная роль отводится межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической грамотности дошкольников и младших школьников представляет
смешанная модель, при которой все учебные дисциплины (ДОУ – направления работы) сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмет на себя предмет естественнонаучного цикла – «Окружающий мир» . В целом процесс формирования экологической грамотности ребенка организуется в соответствии с принципами: 1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. 2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению. 3. Процесс формирования экологической грамотности воспитанников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании, организации экологического развития. Со всей определенностью можно утверждать, что процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подхода к раскрытию современных экологических проблем; в основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению . Следовательно, экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социально- бытовых экологических знаний и умений, необходимых для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера . Содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личностного контекста. Как считают В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин, экологическая грамотность связана с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей . Именно поэтому особое внимание необходимо уделять формам, методам и средствам формирования экологической грамотности, которые можно подразделить на разновидности: традиционные, активные, инновационные. Различаются следующие виды занятий: урок как традиционная форма (вводные, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы,
исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач и др.); специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, учебные дискуссии, ролевые игры); внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач); факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов, различные виды экскурсий, использование средств массовой информации . При этом наиболее оптимальными формами организации получения вышеперечисленных знаний и умений являются экскурсия, в том числе по экологической тропе (в ДОУ – экотропинке). Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по формированию экологической грамотности, одна из трудоемких и сложных форм обучения. Ее преимущество в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Так, знакомство с растениями, животными и условиями их обитания способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии во всем их разнообразии способствуют развитию детской наблюдательности, возникновению интереса к первозданной природе и социальной среде. Так, в ходе экскурсий на промышленные предприятия обучающиеся узнают об источниках загрязнений и их составе, о последствиях загрязнения окружающей среды и влиянии отходов на экологическую обстановку города, а также о способах утилизации и ликвидации загрязнителей. При этом формируется элементарное умение предвидеть последствия некоторых человеческих действий по отношению к окружающей среде и находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека. Значительную роль в формировании экограмотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т.д. . В целом акцентирование внимания экскурсантов на взаимосвязях наблюдаемых объектов и среды их обитания, характер взаимовлияния способствовало появлению особой разновидности – экологической экскурсии (от лат. «еxcursiо» – поездка), под которой понимается форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях . Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с их движением, что содействует укреплению здоровья . Находясь в лесу, на берегу реки и т.п., воспитанники собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.). При этом у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и
беззащитному, слабому и нежному» (по В.А. Сухомлинскому). Все это составляет аксиологический компонент экскурсии. Задачи образовательного ее компонента заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе . Развивающий же стимулирует формирование у дошкольников и младших школьников: а) навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; б) сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); в) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); г) воображения и творческих способностей. То есть, при разработке экскурсии, нацеленных не только на формирование экологической грамотности ребенка, но и развитие в целом, важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Экологическая же экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: 1) между органами животных и растений и их функциями; 2) между средой обитания живых существ и особенностями их строения, образа жизни; 3) между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования; 4) между различными живыми существами в одной экосистеме. Поскольку большинство экскурсий в ДОУ и начальной школе носит комплексный характер, а использование всех их разновидностей направлено на воспитание у ребенка любви к природе и осознанного, бережного отношения к ней, все это способствует важному в свете реализации ФГОС НОО II поколения формированию экологической грамотности младших школьников. То есть, экскурсию модно рассматривать как наиболее эффективную форму последнего. Литература 1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Академия, 1999. – 133 с. 2. Добротин, Д.Ю. К методике изучения проблем здоровья и здорового образа жизни / Д.Ю. Добротин // Химия в школе. – 2013. – №6. – С.15-21. 3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2007. – 176 с. 4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с.
. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2008. – 496 с. 6. Козина, Е.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях многообразия видов деятельности / Е.Ф. Козина // Проблемы формирования экологической культуры младших школьников: материалы кругл. стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 19.12. 2013 г. / сост. М.С.Смирнова. – М.: Экон-информ, 2014. – С.7-11. 161 7. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С.57-59. 8. Минаев, В.М. Внеклассная работа по природоведению / В.М. Минаев. – Мн.: Харвест, 2009. – 275 с. 9. Смирнова, М.С. Методические приемы формирования основ экологической культуры / М.С. Смирнова // Начальная школа. – 2014. – №9.– С.45- 49. 1 0 . P Damerell, C Howe, and E.J. Milner-Gulland. 2013. Child-orientated environmental education influences adult knowledge and household behaviour. Environmental Research Letters 8: 015016. 11. Laura Barraza. 1999. Children’s Drawings About the Environment. Environmental Education Research 5, 1: 49–66.

Юлия Игоревна Чигоревская

Санкт-Петербург

Елена Станиславовна Кузнецова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования экологической грамотности младших школьников посредством проектной деятельности. Данная деятельность позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности - учебную, игровую, трудовую и др.

Ключевые слова: ФГОС, экологическая грамотность, эмоционально-ценностное отношение, экологические знания, экологоориентированное поведение, проект, проектная деятельность, экологический проект.

Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений.

Формирование основ экологической грамотности и осознание целостности окружающего мира является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) (здесь и далее цит. по: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009) . Однако, по исследованиям И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной отмечается, что около 50% младших школьников демонстрируют в своих сочинениях прагматическое, утилитарное отношение к природе. Таким образом, необходимость формирования экологической грамотности младших школьников, безусловно, является важным направлением освоения ребенком школьной программы.

Понятие «экологическая грамотность» формулируется разными авторами по-своему, и на сегодняшний день единого определения для этого понятия не сформулировано. Однако, большинство авторов (И.Н. Пономарёва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, С.Д. Дерябо, Н.Е. Яценко) сходится в том, что в основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения. Немаловажным для формирования осознанного экологоориентированного поведения является и личная мотивация ребенка к участию в решении экологических проблем (Д.С. Ермаков, 2011) . Таким образом, при формировании экологической грамотности у младших школьников в соответствии с основной образовательной программой по предмету «Окружающий мир» можно выделить три основных компонента: экологические знания, эмоционально-ценностное отношение, потребность и осознанность экологоориентированного поведения.

Все это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Следует отметить, что экологоориентированное поведение – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования (Е.Е. Морозова, 2002) [ 10]. Содержание экологической грамотности включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. Формирование ценностного отношения к природе и потребности в экологической деятельности (в том числе, природоохранной) возможно и результативно только в практической деятельности младших школьников в природе: наблюдении природы и взаимодействие с ее объектами (Е.С. Кузнецова, 2012) .

Таким образом, средством развития экологической грамотности младших школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой, и этим как мы считаем, является проектная деятельность.

Характер проектной деятельности для младших школьников заключается главным образом в том, что позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности – учебную, игровую, трудовую и др. Поэтому организации проектной деятельности необходимо уделять особое внимание.

Раскроем сущность проектной деятельности. Определённая организация и содержание образовательного процесса в школе может позволить осуществлять формирование экологической грамотности на междисциплинарной основе путём интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, 2004) .

Одним из важных направлений этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны уметь на основе установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Проектная деятельность предполагает совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения определённой проблемы, а также способствует активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических задач. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения и делает проектную деятельность столь привлекательной для системы образования.

Мы определяем проектную деятельность, как самостоятельную, самоорганизованную, практико-ориентированную деятельность интегрированного характера, в которой ученик решает не только учебные, но и социальные, культурные, исследовательские задачи.

В психолого-педагогической литературе нам не удалось найти конкретного определения экологического проекта. Изучив, проанализировав и обобщив экологические проекты, предложенные И.В. Цветковой, Е.Е. Морозовой мы даём следующее определение экологическому проекту.

Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.

Одним из важных условий организации экологической проектной деятельности является выбор наиболее продуктивных типов проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического сознания школьника: формировать экологические знания, субъективное отношение к природе, навык экологически ориентированной деятельности.

Овладение самостоятельной проектной деятельностью обучающимся в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы. При организации работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Таким образом, обобщив всё вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что одним из эффективных средств формирования экологической грамотности младших школьников является проектная деятельность.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходимы: сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений; развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»; опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

При внедрении в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Библиография:

    Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Академия, 2009. 64 с.

    Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения // Начальная школа. 2005, № 6. С. 53-55.

    Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 480с.

    Ермаков Д.С. Компетентностный подход в экологическом образовании для устойчивого развития // XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». М. 2011. С. 15-19.

    Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования, М.: Педагогика, 2011. 184 с.

    Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2004. 159 с.

    Зверев И.Д., Захлебный А.Н. Экологические знания: на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2. С. 81-84.

    Кривощекова Н.В. Подготовка будущих учителей к формированию экологической грамотности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук, Оренбург, 2009. 18 с.

    Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности младших школьников// . 2012. Т. 3. . С. 223-227.

    Морозова Е. Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе //Начальная школа. 2002. № 7. С. 35

    Пономарева И. Н. Экологические понятия, их система и развитие. СПб., 2009. 87 с.

    ФГОС: Начальное общее образование. М, Просвещение. 2009

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2007. 151 с.

    Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 2009.

Loading...Loading...