Направления и виды социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность Формы работы соц педагога

Формы социально-педагогической деятельности - это внешнее выражение организации взаимодействия социального педагога и клиента. Классификация форм организации социально-педагогической работы неоднозначна, их можно а характеризовать:

тринадцатый специфическими признаками:

Функциональность, которая указывает на такую??форму, которая обеспечит реализацию отдельных функций социально-педагогической деятельности (например, осуществление профилактики отдельных социальных ситуаций требует одних х форм, а реабилитационная работа - других)

Структурность, характеризуется специфическими правилами построения отдельных организационных форм;

Интегративность предполагает объединение различных форм социально-педагогической деятельности

2. По направлениям социально педагогической деятельности: - познавательно-развивающие; - художественно-эстетические, - спортивные; - трудовые

3. По количественному составу участников:

Индивидуальные (работа с отдельным человеком);

Групповые (работа с малой группой, семьей);

Массовые (работа с большим количеством людей - общиной);

4. По доминирующим средством воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные

5. По сложности построения: простые, сложные, комплексные

6. По характеру смыслового наполнения: информационные, практические, информационно-практические

7. За направлениями социально-педагогической деятельности: превентивные, реабилитационные, защитные и др.

Формы социально-педагогической деятельности делятся на традиционные (беседы, викторины, диспуты, конкурсы, устные журналы, тематические вечера и т.д.) и нетрадиционные (молодежные"Интернет кафе", уличные игротеки, профилактические программы"Подросток-подростку","Ровесник-ровеснику"и т.д.)

Каждая организационная форма требует ее проектирования. Проект организационной формы - это пакет информационно-практических материалов и рекомендаций по ее организации и иллюстрации, времени, помещения, внешнего вида участников

Осуществление социально-педагогической деятельности происходит в открытой социально-педагогической системе и системе специализированных учреждений (см. таблица 1)

. Таблица 1

СФЕРЫ. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место работы

Учреждения социально-педагогической деятельности

Социально-педагогические службы образовательных учреждений

Дошкольные, общеобразовательные и профессиональные заведения, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома; специализированные общеобразовательные школы, высшие учебные заведения

Социальные службы

специализированных

заведений

Дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центры занятости, биржи труда, тюрьмы и и.

Социальные службы

организаций

и предприятий

Коммерческие структуры, общежития, творческие и общественные организации, различные фонды, банки, благотворительные организации

Муниципальные социальные службы

Социальные службы, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы социальной защиты населения, отделения социальной помощи и др.

Службы культурной анимации

Подростковые клубы, дома культуры, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные общежития, игровые площадки, парки и др.

Валеологические службы

Психологические центры здоровья, профилактории, реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления, медпункты и т.д.

Частная практика

Открытая социально-педагогическая система объединяет социальные, экономические, политические, культурные учреждения, которые способствуют социализации молодого поколения. Она носит многофункциональный характер, поддерживает с связи со всеми социальными институтами, работает на принципе консолидации, обеспечивает индивидуальное развитие и становление личности, защита прав и интересов различных категорий населения, формирует гром адянську мнению, обеспечивает культурно-образовательный уровень, реализующий через комплекс дел и мероприятий. К ней относятся семья, школа и высшие учебные заведения, окружающие люди, общественные, молодежные и де и объединения, специальные структуры и другие социализирующие институтти.

В зависимости от сфер деятельности специалиста можно определить такие направления социально-педагогической деятельности:

o социально-педагогическая деятельности с семьей (проблемной, верующими родителями, с семьей, в которой есть одаренные или больные дети);

o социально-педагогическая деятельности в системе школьного образования;

o социально-педагогическая деятельности в микрорайоне;

o социально-педагогическая деятельности в приютах;

o социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельности с трудными детьми, с детьми из"группы риска";

o социально-педагогическая деятельности в исправительных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельность как организация досуга

Каждое направление деятельности имеет соответствующую методику, которая осуществляется по определенному алгоритму, имеет свою стратегию и тактику и свое направление. Однако общим является логика диагностики клиента: изучить, чтобы знать;, знать, чтобы понять; понять, чтобы помочьи.

Общая концепция помощи заключается:

1) в выявлении причин деформации в развитии клиента, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах клиента;

2) разработки адекватной методики социально-педагогического процесса, который позволит нормальному развитию клиента

Организация помощи должна основываться на положениях. ООН: общей декларации прав человека и. Конвенции о правах ребенка. Успех помощи возможно при условии объединения всех субъектов в единую систему, ц центром которой должна стать социальная, психологическая, социально-правовая, психолого-медико-педагогическая служба.

Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод в общенаучном смысле - это способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности .

Формы и методы - это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности .

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе реализации практической деятельности. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Рассматривая вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты надо прежде рассмотреть методы и формы социальной работы. Существует множество классификаций методов и форм социальной работы. Рассмотрим методы социальной работы как области научного знания. Была создана классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию выделяется:

1.Всеобщий (или философский) метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В науке принято делить два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент. Под наблюдением в социальной работе понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на основе фиксации проявлений их поведения. Эксперимент является ведущий методом, который направлен на выявление причинно-следственных зависимостей.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой .

Понятие «технология» - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов.

Социальная технология- совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. Признаками социальной технологии являются: наличие стратегической программы, непрерывность контакта с клиентом социальной работы.



В работе социального педагога можно особо выделить четыре основные группы технологий: собственно социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические. Рассмотрим технологии собственно социальной работы:

1.Социальная диагностика- комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических действий.

2.Социальная адаптация- система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям.

3.Социальная профилактика- совокупность государственных, социально-медицинских и организационно-воспитателъных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

4.Социальный контроль- механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе. 5.Социальная опека (патронаж) - особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом.

6.Социальная реабилитация - процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

7.Социальное обеспечение - система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

8.Социальная терапия - целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

9.Социальное консультирование - технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций .

Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т. п.) и социально-гуманитарного направления (социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов и техник.

Существует также классификация методов социальной работы, с точки зрения практической деятельности, но, к сожалению, представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Классификация методов профессиональной деятельности - важный компонент научной организации социальной работы. Именно профессиональные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии. Однако описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

В отечественной специальной литературе существуют разные подходы к описанию методов профессиональной деятельности социальных работников. В одном из первых учебных пособий по социальной работе предлагаются следующие методы социальной работы (П. Д. Павленок, 1997).

1.Социологические методы выполняют функцию первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта.

2. Педагогические методы социальной работы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

3.Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Очевидно, что в этой классификации социальная работа, лишенная собственных средств деятельности, растворяется в различных аспектах социальной, психологической или педагогической практики.

Также можно рассмотреть зарубежную классификацию, где идёт разделение на:

1.Индивидуальная социальная работа- метод и направление социальной работы, связанное с оказанием помощи индивидам и семьям в решении психологических, межличностных, социальных и экономических проблем путем личного взаимодействия с ними.

2.Социальная работа с группой - метод социальной работы с малой группой с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих или пре­дотвращения ожидаемых проблем в психосоциальном функционировании ее членов.

3.Социальная работа с сообществом (общиной) - метод и направление социальной работы, посредством которого индивиды, группы и организации вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем .

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формы социально - педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально - педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Важную роль в осуществлении социально - педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского отношения.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой

Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Итак, любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности подростка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Формы социально-педагогической деятельности - это внешнее выражение организации взаимодействия социального педагога и клиента. Классификация форм организации социально-педагогической работы неоднозначная, их можно характеризовать:

1.3 а специфическими признаками:

Функциональность, которая указывает на такую форму, которая обеспечит реализацию отдельных функций социально-педагогической деятельности (например, осуществление профилактики отдельных социальных ситуаций требует одних форм, а реабилитационная работа - других);

Структурность, характеризуется специфическими правилами построения отдельных организационных форм;

Интегративность предполагает объединение различных форм социально-педагогической деятельности.

2. По направлениям социально-педагогической деятельности: - познавательно-развивающие; - художественно-эстетические; - спортивные; - трудовые.

3. По количественному составу участников:

Индивидуальные (работа с отдельным человеком);

Групповые (работа с малой группой, семьей);

Массовые (работа с большим количеством людей - общиной);

4. По доминирующим средством воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные.

5. По сложности построения: простые, сложные, комплексные.

6. По характеру смыслового наполнения: информационные, практические, информационно-практические.

7. По направлениям социально-педагогической деятельности: профилактические, реабилитационные, защитные и др.

Формы социально-педагогической деятельности подразделяются на традиционные (беседы, викторины, диспуты, конкурсы, устные журналы, тематические вечера и т.д.) и нетрадиционные (молодежные "Интернет кафе", уличные игротеки, профилактические программы "Подросток-подростку", "Ровесник-ровеснику" и т.п.).

Каждая организационная форма требует ее проектирования. Проект организационной формы - это пакет информационно-практических материалов и рекомендаций по ее организации и наглядный, времени, помещения, внешнего вида участников.

Осуществление социально-педагогической деятельности происходит в открытой социально-педагогической системе и системе специализированных учреждений (см. таблица 1).

Таблица 1

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место работы

Учреждения социально-педагогической деятельности

Социально-педагогические службы образовательных учреждений

Дошкольные, общеобразовательные и профессиональные заведения, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома; специализированные общеобразовательные школы, высшие учебные заведения

Социальные службы

специализированные

учреждений

Дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центры занятости, биржи труда, тюрьмы и др.

Социальные службы

организаций

Коммерческие структуры, общежития, творческие и общественные организации, различные фонды, банки, благотворительные организации

Муниципальные социальные службы

Социальные службы, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи и т.д.

Службы культурной анимации

Подростковые клубы, дома культуры, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные общежития, игровые площадки, парки и др.

Валеологические службы

Психологические центры здоровья, профилактории, реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления, медпункты и т.д.

Частная практика

Открытая социально-педагогическая система объединяет социальные, экономические, политические, культурные учреждения, способствующих социализации молодого поколения. Она носит многофункциональный характер, поддерживает связи со всеми социальными институтами, работает на принципе консолидации, обеспечивающей индивидуальное развитие и становление личности, защите прав и интересов различных категорий населения, формирует гражданскую мнению, обеспечивает культурно-образовательный уровень, который реализует через комплекс дел и мероприятий. К ней относятся семья, школа и высшие учебные заведения, окружающие люди, общественные, молодежные и детские объединения, специальные структуры и другие социализирующие институты.

В зависимости от сфер деятельности специалиста можно определить следующие направления социально-педагогической деятельности:

o социально-педагогическая деятельность с семьей (проблемной, верующими родителями, с семьей, в которой есть одаренные или больные дети);

o социально-педагогическая деятельности в системе школьного образования;

o социально-педагогическая деятельности в микрорайоне;

o социально-педагогическая деятельности в приютах;

o социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельности с трудными детьми, с детьми из "группы риска";

o социально-педагогическая деятельности в исправительных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельность как организация досуга.

Каждое направление деятельности имеет соответствующую методику, которая осуществляется по определенному алгоритму, имеет свою стратегию и тактику и свое направление. Однако общим является логика диагностики клиента: изучить, чтобы знать; знать, чтобы понять; понять, чтобы помочь.

Общая концепция помощи заключается:

1) в выявлении причин деформации в развитии клиента, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах клиента;

2) разработки адекватной методики социально-педагогического процесса, который позволит нормальному развитию клиента.

Организация помощи должна основываться на положениях ООН: всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Успех помощи возможен при условии объединения всех субъектов в единую систему, центром которой должна стать социальная, психологическая, социально-правовая, психолого-медико-педагогическая служба.

дипломная работа

1.1 Основные принципы, формы и методы работы социального педагога

Цель социальной педагогики - воспитание и помощь ребёнку (подростку).

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи? Рассмотрим эти вопросы поэтапно Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003. Стр. 69

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов.

Конкретнее функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом:

Воспитательная;

Социально-правовая;

Социально-реабилитационная Василькова Ю.В. Социальный педагог. - М.: Академия. Стр. 114 .

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, семья. В целом социальный педагог выполняет следующие функции Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога. - М.: Академия. Стр. 128:

1. Образовательно-воспитательная, то есть обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

Диагностическая, то есть постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

Организаторская, то есть организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

Прогноспгческая и экспертная, то есть участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

Организационно-коммуникативная, то есть включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, то есть использование имеющегося арсенала
правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие
применению мер государственного принуждения и реализации юридической
ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные
противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, то есть осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Дополнительно можно обозначить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой профессиональный багаж. Это касается и социального педагога.

Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Одним из самых важных методов является работа с семьями. Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.

Изучение отношений внутри семьи и помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача помочь создать внутри нее более стабильные и дружеские отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка, его семейный статус и значимость. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно совместно школе и семье убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник, осознав проблему, сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения и даты знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение методов воспитания в семье. Как и сколько времени родители проводят вместе с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье. Определяется возможность сотрудничества внутри семьи. А так же степень воспитания, построенного на приказах взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществляться как в стенах школы, так и при посещении семей, а так же при проведении групповых консультаций или консультаций с отдельными родителями.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить взаимоотношения ребенка и родителей, а также отношение взрослых членов семьи к неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога. Сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок -- это сверхтяжело.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог также должен обратить свое внимание на его родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку. Необходимо доказать родителям искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок: это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике 2-ое изд. Полиграф.ресурсы. - М.: 1998. Стр.361

Также, самым распространенным и естественным методом работы социального педагога является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной деятельности. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с конкретными детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных» детей. Заметки помогут сосредоточиться на каждом наблюдаемом ребёнке и проанализировать поведение всех, даже самых пассивных детей.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился заранее. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. На основании математического анализа составляется анализ социальный.

Продуктивная работа социального педагога невозможна без знания правового аспекта. Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, могут чаще всего вступать в конфликты как с приемными родителями, так и с окружающими людьми.

Социальный педагог иногда сталкивается с проблемой лишения одного или обоих родителей родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство. Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д., чтобы грамотно объяснить подростку нежелательную ситуацию и её последствия.

Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании». В отличие от учителя-предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им.

Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков - обычное явление, учреждение должности социального педагога очень актуально.

Задачами школьного социального педагога являются Лодкина Т.В. Социальная педагогика. - М.: Академия. Стр. 97:

Создание здорового климата в коллективе;

Гуманизация межличностных отношений;

Содействие реализации способностей каждого;

Защита интересов личности;

Организация досуга, включение в социально полезную деятель ность;

Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

Вьполнение роли посредника, связующего звена мёжду детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;

Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

Социальный педагог, совместно с родителями, становится организатором вне учебного времени учащихся. Для этого необходимо курировать работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Также он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Своими наблюдениями и выводами он периодически делится с педагогическим коллективом школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи. Социальный педагог руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.

Особого внимания требуют от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует его дальнейшему образованию, проверяет выполнения трудовых норм в силу законодательства, а также справедливость его оплаты. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, а именно: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов и т.д..

Социальный педагог ведет исследовательскую работу по выявлению социально-демографической структуры микрорайона, наличие семей «группы риска», подростков-правонарушителей, больных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праздники для больных детей и детей - сирот.

Подросток часто не понимает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны объяснить учащимся их права, социальные гарантии при обучении и трудовой деятельности, экономические и социальные нормы использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.

Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

Деятельность социального педагога в ДОУ

Работа социального педагога с семьями воспитанников...

Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная, т.е...

Диагностика и консультирование учащихся в процессе выбора профессии

Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем...

Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

Методы работы социального педагога с детьми "группы риска" в условиях центра социальной помощи семье и детям

Организация работа социального педагога с алкогольной семьей

В число неблагополучных семей входит алкогольная семья. Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на нее функциями...

Проблема нравственного воспитания современного подростка

Работа социального педагога

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям: 1. Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков. 2. Предупреждение развития асоциальной...

Работа социального педагога

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей...

Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья...

Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска

Деятельность социального педагога в школе предусматривает работу со всем контингентом учащихся, но чаще всего в поле деятельности оказываются те, которых обычно называют «трудными», так как именно у них возникают проблемы в сфере обучения...

Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей

Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы. Под социальной работой понимается «область деятельности общества...

Технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях средней школы

Понятие "технология" используется в разных назначениях. С одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности...

Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся...

Формы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере детского дома

Loading...Loading...