Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». Анализ программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы Проанализировать образовательную программу от рождения до школы

Сравнительный анализ примерных
общеобразовательных программ дошкольного
образования «Радуга» под редакцией Е.В.Соловьёвой и
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
подготовил: ст.воспитатель МДОУ ДСКВ №24 п. Советский МО
Ейский район Морозова И.М.

«ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
Программа
ШКОЛЫ»
является
инновационным
общеобразовательным
программным
документом
для
дошкольных
образовательных
учреждений,
подготовленным
с учетом новейших
достижений
науки
и
практики
отечественного
и
зарубежного
дошкольного образования.
Программа
в соответствии с ФГОС ДО.
Программа «Радуга» разработана по заказу
Министерства
образования
РФ
и
используется в дошкольных образовательных
учреждениях более 20 лет, прошла апробацию
в разных регионах России и подвергалась
независимой
экспертизе.
«Радуга»

отечественная
программа,
отражающая
реалии российской культуры. Разработана на
основе психологической теории деятельности
А.Н. Леонтьева, реализует культурноисторический подход Л.С. Выготского.
Программа адресована массовому детскому
саду и одновременно позволяет реализовать
индивидуальный потенциал каждого ребёнка.
В
2014
году
примерная
основная
образовательная программа «Радуга» была
переработана в соответствии с ФГОС ДО.
Издательство: Просвещение, Москва,2014 год
написана
Издательство Мозаика- синтез
Москва, 2014 год

К преимуществам программы «От рождения
до школы», безусловно, следует отнести то,
что она охватывает все возрастные периоды
физического и психического развития детей:
младенческий возраст (от 2 месяцев до 1
года: младенческая группа); ранний возраст
(от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы
раннего возраста); дошкольный возраст (от 3
лет до школы: младшая, средняя, старшая и
подготовительная к школе группы).
При этом, в силу возрастной специфики и
особенностей развития малышей от рождения
до 2 лет, разделы для младенческой группы и
первой группы раннего возраста структурно
отличаются от остальных разделов (для детей
от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено
трудностью разделения процессов ухода,
воспитания и обучения для детей этой
возрастной категории.
«Радуга»
примерная
основная
образовательная
программа, соответствующая
ФГОС
дошкольного
образования и направленная
на развитие ребёнка в
возрасте от 2 месяцев до 8
лет во всех образовательных
областях,
видах
деятельности и культурных
практиках
в
условиях
детского сада.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной
радугой, поскольку она включает семь важнейших видов
деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит
воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра,
изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование,
занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по
развитию речи, ознакомление с окружающим миром и
математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги,
подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками
красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности,
аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки
правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;
оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт,
создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она
позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;
желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному
труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы,
Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной
пластикой;
зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети
учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в
конструировании;
голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания,
формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт,
пространственную координацию;
синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам
происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже
если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают
навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Работа по программе «Радуга» осуществляется в разных формах
организации детской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей и видов деятельности.
Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых
повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов.
Широко используются игровые формы и методы обучения и
закрепления полученных знаний. Большое значение придается
самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности
детей.
Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных
формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения
занятий по разным видам деятельности построены таким образом,
что программная задача может быть реализована на различном
материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии
с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы
в дошкольном учреждении введено представление о том, что у
детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога –
обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими
детьми и взрослыми.

Изготовление макетов,
панно и диорам, игр и
книг
Выставки
Мастерская
Досуг,
забавы,
развлечения
В программе
«Радуга» представлен
широкий диапазон
разнообразных форм
работы с детьми,
которые позволяют
уйти от
доминирующей
позиции, такой
формы, как учебные
занятия
Праздники
Коллекционировани
е
Экскурсии и
прогулки
Беседы, встречи с интересными людьми, групповые
традиции: «Утро радостных встреч», «Сладкий вечер»;
традиции-ритуалы: общегрупповой ритуал утреннего
приветствия, «Круг хороших воспоминаний», «Для всех,
для каждого», «День рожденья» и прочие.

Цели реализации программы

ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ведущие
цели
Программы
-
создание
благоприятных
условий
для
полноценного
проживания
ребенком
дошкольного
детства,
формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными
особенностями, подготовка к
жизни в современном обществе, формирование
предпосылок к учебной деятельности, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию
личности ребенка, сохранению и укреплению
здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников
таких качеств, как патриотизм, активная жизненная
позиция, творческий подход в решении различных
жизненных ситуаций, уважение к традиционным
ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных
видов
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательноисследовательской, продуктивной (изобразительная,
конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Программа
«Радуга»
ориентирует образовательную
организацию на достижение
следующих общих ключевых
целей:
-сохранять
и
укреплять
физическое и психическое
здоровье детей, формировать
у них привычку к здоровому
образу жизни;
-содействовать
своевременному
и
полноценному психическому
развитию каждого ребёнка;
-обеспечивать
каждому
ребёнку возможность радостно
и содержательно прожить
период дошкольного детства.

Задачи реализации программы

ЗАДАЧИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства
независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья).
3.Создание
в
группах
атмосферы
гуманного
и
доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что
позволяет
растить
их
общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными,
стремящимися
к
самостоятельности и творчеству.
4.Максимальное использование разнообразных видов детской
деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса.
5.Творческая организация
образовательного процесса.
6.Вариативность использования образовательного материала,
позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами
и наклонностями каждого ребенка.
7.Уважительное отношение к результатам детского творчества.
8.Единство подходов к воспитанию детей в
дошкольного образовательного учреждения и семьи;
условиях
9.Воспитание патриотизма, активной жизненной
уважения к традиционным ценностям.
позиции,
(креативность)
воспитательно-
1. Обеспечить охрану здоровья
2.Способствовать физическому
развитию
3.Способствовать
физиологическому развитию
4.Способствовать становлению
деятельности
5.
Способствовать
становлению сознания
6.
Закладывать
основы
личности
7.
Создавать
атмосферу
эмоционального комфорта
8.Создать
условия
для
творческого самовыражения

Основные разделы программы

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ООП)
Воспитание и обучение
рождения до 2 лет
детей
от
Воспитание и обучение детей от 2 лет до
школы
Организационный раздел (распорядок и/или
режим дня, традиционные для ДОУ события,
праздники,
мероприятия;
особенности
организации
предметно-пространственной
развивающей
образовательной
среды;
требования
к
материально-техническим
условиям реализации ООП)
Содержательный раздел (формы, способы,
методы
и
средства
реализации
ООП;
Содержание психолого-педагогической работы
по
пяти
образовательным
областям;
Коррекционная
работа
и
/инклюзивное
образование)
Краткая
презентация
(дополнительный
Целевой раздел (Пояснительная записка;
Планируемые
ООП)
результаты
освоения
Содержательный
раздел
(Содержание
образовательной деятельности по пяти
образовательным
областям;
технологии
реализации содержания ООП в соответствии
с образовательными областями; Технологии
создания создания атмосферы радостного
проживания
дошкольного
детства;
Поддержка
детской
инициативы;
Взаимодействие с семьей, Педагогическая
диагностика;
Коррекционная работа и
/инклюзивное образование)
Организационный раздел (распорядок дня,
Организация
жизни
группы;
Формы
реализации
дошкольного
образования;
Дополнительные платные образовательные
услуги; методическое обеспечение; Кадровая
политика;
праздники,
мероприятия;
развивающая предметно-пространственная
образовательная среда; примерные расчеты
нормативных
затрат
по
оказанию
государственных услуг для реализации
программы)

10. Планируемые результаты освоения Программы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками
и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
ребенок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с
игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками
самообслуживания;
стремится
проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
использует
специфические,
культурно
фиксированные
предметные действия, знает назначение бытовых предметов
(ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться
с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;
владеет активной и пассивной речью, включенной в общение;
может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;



стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;

подражает им;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;



проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства;


у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

11. Планируемые результаты освоения Программы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ

образования:
ребенок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах
деятельности
игре,
общении,
познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками
и
взрослыми,
участвует
в
совместных
играх.
Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания
в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;

вынослив, владеет основными движениями, может контролировать
свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к
миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
обладает
чувством
собственного
достоинства;
активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется
в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок
владеет разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять
звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив,
владеет
основными
движениями,
может
контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности,
во
взаимоотношениях
со
взрослыми
и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
и личной гигиены;

12. Особенности содержания программы «От рождения до школы»

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося
творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым
будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое
отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей
стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной
мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем
людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных
ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед
воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений
о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в
двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета
индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к
индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к
его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.)

13. Особенности содержания программы «Радуга»

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ
ПРОГРАММЫ «РАДУГА»
Программа «Радуга» задумана и реализована как
охватывающая все основные стороны образования детей в
возрасте от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского сада и
предусматривает возможность широкой вариативности
условий функционирования.
В Программе «Радуга» показано, как её можно
использовать, если детский сад:
находится в любом регионе Российской Федерации (учитывая специфику климатических, национальных,
этнокультурных условий); расположен как в городском, так и в сельском поселении;
имеет любое количество групп; расположен в здании, построенном как по типовому, так и по
индивидуальному проекту, а также во встроенных детских садах в жилых комплексах; располагает как
богатой, так и скромной материальной базой; имеет дополнительные источники финансирования или не
обладает ими; реализует программу дошкольного образования как в группах полного дня, так и в группах
кратковременного пребывания, группах круглосуточного пребывания, а также в семейных детских садах и
центрах игровой поддержки ребёнка; в группах детей разного возраста от 2 месяцев до 8 лет, в том числе
разновозрастных группах; в инклюзивных группах; реализует как основные, так и дополнительные
образовательные программы, в том числе дополнительные программы - как на бесплатной, так и на
платной основе; осуществляет образовательный процесс как при наличии специалистов разного профиля,
так и при их отсутствии; как с молодыми специалистами, так и с опытными кадрами с большим
педагогическим стажем, разделяющими цели и ценности программы и готовыми к профессиональному
росту и развитию; реализует программу дошкольного образования при поддержке родителей,
разделяющих ценности и цели Программы «Радуга», или без такой поддержки.

14. Цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
Цель-создание необходимых условий для формирования
ответственных
взаимоотношений
с
семьями
воспитанников и развития компетентности родителей.
Задачи:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным
вопросам воспитания, обучения, развития детей;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом
воспитания в детском саду и семье, с трудностями,
возникающими в семейном и общественном
воспитании;
- информирование об актуальных задачах воспитания и
обучения и о возможностях детского сада и семьи в
решении данных задач;
создание условий по для разнообразного по
содержанию и формам сотрудничества;
Привлечение семей к участию в совместных
мероприятиях;
- Поощрение родителей за внимательное отношение к
разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка,
создание условий для их удовлетворения.
Цели взаимодействия с семьёй – сделать родителей
активными участниками образовательного
процесса.
Задачи:
-изучение запросов и потребностей в дошкольном
образовании семей;
- повышение психологической компетентности
родителей(умение общаться с детьми в формах,
адекватных их возрасту);
-единый режим дня в ДОУ и семье;
-разнообразие форм организации досугов в семье;
-совместные досуги детей и родителей в ДОУ,
создание условий для доверительного,
неформального общения родителей, детей и
педагогов
- помощь в выборе школы, в соответствии с
индивидуальными способностями ребёнка,
профилактика нарушений и защита прав
достоинства ребёнка.

15. Формы взаимодействия с семьей

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
1.
2.
3.
4.
Взамопонимание и взаимоинформирование –
специально организуемая социальнопедагогическая диагностика с использованием
бесед, анкетирования, сочинений; посещение
педагогами семей воспитанников; дни
открытых дверей; разнообразные собрания –
встречи; информирование через различные
источники: стенды, газеты, журналы, семейные
календари, буклеты, интернет-сайты,
переписки.
Непрерывное образование воспитывающих
взрослых – обогащение знаний, установок и
умений, необходимых для ухода за детьми и их
воспитания.
Совместная деятельность педагогов,
родителей, детей – семейные художественные
студии, семейные праздники, семейный театр,
семейная ассамблея, проектная деятельность,
семейный календарь.
Пособия для занятий с ребенком дома –
книги серии «Школа семи гномов»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Лекция об особенностях ребенка
соответствующего возраста с общими
рекомендациями по созданию дома
развивающей среды, выдача печатных памяток с
кратким резюме положений лекции.
Подбор и размещение справочного материала на
стендах для родителей.
Создание библиотечки для родителей, в том
числе периодических методических и
познавательных изданий.
Индивидуальные консультации с учетом
особенностей каждого ребенка.
Семинар – практикум, мастер-класс,
дискуссионный клуб.
Наиболее эффективными формами
взаимодействия и сотрудничества с семьёй
являются: ролевые игры, психологические
тренинги общения, тренинги самоконтроля и
психоэмоциональной саморегуляции, рефлексия
собственного стиля поведения.

16. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «От рождения до школы»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ПРОГРАММЕ
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к
оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори),
помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования,
программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной
организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства,
обозначенные в программе. Развивающая предметнопространственная среда дошкольной организации
должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо
разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих
материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы
должны быть доступны детям. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное
и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная)
предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать
фантазию ребенка.

17. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «Радуга»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ПРОГРАММЕ «РАДУГА»
Образовательная организация в соответствии с поставленными целями создает развивающую предметнопространственную среду по ФГОС ДО. В зависимости от материальных и кадровых условий которыми
располагает организация, и характера запроса, которые предъявляют к ней родители, возможна организация
материально-технического обеспечения трех уровней. Минимальный уровень- мат.тех.обеспечения
позволяет успешно реализовать ФГОС ДО в массовом детском саду, с любыми, сколь угодно скромными
материальными возможностями. Он подразумевает сотворчество педагогов и родителей в создании РППС,
многие элементы которой создаются их руками с посильным участием детей. Если организация располагает
некоторыми дополнительными возможностями (бассейн, театральный зал, дополнительные специалисты), то
у организации есть ресурс создать базовый уровень. Если организация ориентирована на работу с семьями,
имеющими более высокие запросы к образованию ребенка и готовыми финансово поддержать развитие
МТБ ДОУ, организует дополнительные платные образовательные услуги, можно обеспечить расширенный
уровень материально-технического обеспечения.
Определены зоны (уголки) предметно-развивающей среды соответствующие возрасту
дошкольников: младший, средний, старший. Отбор материалов для каждой зоны зависит от того,
какие происходят изменения целей по образовательным областям.
Главным условием эффективной организации зон предметно-развивающей среды являются
творчество, талант и фантазия педагогов. В групповом помещении могут быть
организованы зоны для:
Приема пищи и занятий (столики со стульчиками)
Развития движений
Сюжетных игр
Игр со строительным материалом
Изобразительной деятельности
Музыкальных занятий
Чтения и рассматривания иллюстраций
Игр с песком и водой

18.

Стиль «радужной»
группы
Развивающую предметнопространственную среду
«радужных»
дошкольных групп отличает
обилие
детских работ, для каждой из
которых
характерны яркая
индивидуальность
замысла и средств его реализации.
Богата зона познавательного развития,
зона математики и грамоты.
В свободном доступе для детей всегда
должны быть разнообразные
изобразительные материалы. Обязательно наличие «Полочки красоты».
На стенах группы должно висеть несколько дидактических
коллективных работ, сделанных самими детьми, с которыми
продолжается речевая и иная развивающая работа,- классификации,
«Гора самоцветов», математические панно и коллажи и др.

19. Вывод:

ВЫВОД:
В Программе на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая
становление личности ребенка и ориентирующая
педагога на его индивидуальные особенности, что
соответствует современной научной «Концепции
дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В.
А. Петровский и др.) о признании самоценности
дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на
его всестороннее развитие, формирование духовных и
общечеловеческих ценностей, а также способностей и
интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация
знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль в Программе уделяется игровой
деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.
Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем
дидактическом принципе - развивающем обучении
и на научном положении Л. С. Выготского о том, что
правильно организованное обучение «ведет» за собой
развитие. Воспитание и психическое развитие не
могут выступать как два обособленных, независимых
друг от друга процесса, но при этом «воспитание
служит необходимой и всеобщей формой развития
ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в
рамках Программы выступает как важнейший
результат успешности воспитания и образования
детей.
Личность воспитывается
Личностью. Поэтому мы знаем,
что: детям важно, что
воспитателя действительно
интересует то, о чём он
рассказывает;
дети хотят знать о жизни и
переживаниях взрослых;
ребёнка хорошо можно научить
только тому, что любишь делать;
ребёнка хорошо может научить
только тот взрослый, которого он
любит;
в «радужных» группах у детей не
бывает одинаковых работ;
в «радужных» детских садах не
бывает одинаковых групп;
каждый воспитатель создаёт свой
день, месяц, год жизни и работы с
детьми как авторское п. Советский МО Ейский район

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Ведущие цели программы:

    Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

    Формирование основ базовой культуры личности,

    Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

    Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,

    Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание включает ознакомление с миром природы. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.

В целях реализации программы в детском саду используются различные парциальные программы. Так, в МАДОУ № 7 г. Пущино, в котором нами было проведено эмпирическое исследования, реализуется программа экологического воспитания «Юный эколог».

Цель программы: формирование экологического сознания через ознакомление с природой родного края.

Задачи:

    Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

    Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

    Дать первоначальные сведения о живых и неживых объектах нашей местности.

    Познакомить с особенностями жизни, роста и развития отдельных живых существ.

    Показать зависимость существования живых организмов от факторов внешней среды.

    Показать взаимосвязь внутри природных сообществ.

    Воспитывать бережное отношение к своему родному краю.

    Развивать эстетические чувства, воображение и внимание.

    Способствовать расширению, обогащению словарного запаса.

Следует отметить, что решение обозначенных целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Галина Коновалова
Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие».

Программа «От рождения до школы »

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства ,

Формирование основ базовой культуры личности,

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе , Обеспечению безо-пасности жизнедеятельности дошкольника .

Пояснительная записка.

Организация жизни и воспитания детей.

Итоговые результаты освоения Программы .

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы .

Работа с родителями.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) ;

Средняя группа (от 4 до 5 лет) ;

Старшая группа (от 5 до 6 лет) ;

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) .

В данный момент разрабатывается полный методический комплект пособий к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » .

Программа «Детство »

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей , широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных ви-дах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие само-стоятельности , познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования :

выделено три раздела : целевой, содержательный организационный;

представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство ) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство ) ;

дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие , Познавательное развитие , речевое развитие , художественно-эстетическое развитие , Физическое развитие ;

раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка ;

описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы ; осо-бенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; спосо-бы и направления поддержки детских инициатив ; особенности организации педагогиче-ской диагностики и мониторинга;

охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада ; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части про-граммы, формируемой участниками образовательных отношений.

При реализации образовательной программы «Детство » педагог :

продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмо-ционального благополучия и развития каждого ребенка ;

определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества , вклю-чающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готов-ность прийти на помощь, поддержать;

соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей , в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и уста-новка на успех, развитие детской самостоятельности , инициативы;

осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педаго-гических позициях : «Давай сделаем это вместе» ; «Посмотри, как я это делаю» ; «Научи меня, помоги мне сделать это» ;

сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоя-тельную деятельность детей;

ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познава-тельный опыт детей, эмоции и представления о мире;

создает развивающую предметно-пространственную среду;

наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения де-тей;

сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малы-шей .

На современном этапе программа «Детство » будет представлять собой еди-ный программно -методический комплекс, включающий :

программу «Детство » для детей от рождения и до 7 лет ;

методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образова-тельных организациях и в семье;

методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации про-граммы «Детство » .

мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации про-граммы «Детство » .

Программа «Радуга »

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон

сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ; -способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка ; -обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства .

В программе цели и задачи определены в терминах отечественной психологической тео-рии становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать педаго-гов именно на содействие развитию , а не на организацию «предметного» обучения детей.

Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Способствовать физическому развитию

Формировать основы здорового образа жизни

Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию

Каждого ребенка

Способствовать становлению деятельности

Способствовать становлению сознания

Закладывать основы личности

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Создавать атмосферу эмоционального комфорта

Создавать условия для творческого самовыражения

Создавать условия для участия родителей в жизни группы

Организовывать яркие радостные общие события жизни группы

Данная структура обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих це-лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста .

Вариативную часть составляют :

Региональный компонент (его место обозначено в программе ) по вопросам укре-пления здоровья и физического развития детей , учитывающий особенности климата и эко-логии региона; программы приобщения детей к национальным культурам; вопросы воспи-тания любви и уважения к малой родине;

Компоненты программы , которые отражают особенности видового разнообра-зия дошкольных учреждений .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошколь -ного образования в содержательном разделе примерной основной образовательной про-граммы «Радуга » представлены :

описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребён-ка , представленными в пяти образовательных областях (социально-комму-никативное раз-витие, познавательное развитие , речевое развитие , художественноэстетическое развитие , физическое развитие );способы и направления поддержки детской инициативы ;

взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; коррекционная работа;

такие существенные характеристики содержания программы , как обеспечение детям воз-можности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства , а также под-ходы к организации педагогической диагностики

Программа «Истоки »

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Е. М. Волкова, Е. Б. Волосова, А. Н. Давидчук, Р. А Иванкова, В. М. Иванова, Т. Г. Казакова, В. В. Кругов, Э. И. Леон-гард, СЛ. Новоселова.

Цели и задачи реализации Программы : обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей , имеющих разные возможности.

В Программе выделены следующие психологические возрасты : раннее детство , состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года ) и ранний возраст (от одного года до трех лет) ; и дошкольное детство , состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет) . На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии .

Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие ) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями : по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.

Программа «Развитие »

ПРИМЕРНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель программы : развивать интеллектуальные и художественные способности дошколь-ников , которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.

Программа «Развитие » состоит из 13 разделов :

Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).

Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование нагляд-ных моделей для ориентировки и составление таких моделей).

Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими клас-сами) .

Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количест-венными отношениями) .

Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова , дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.)

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомле-ние с литературой, составлению рассказов) .

Конструирование (посвящен конструированию по схеме) .

Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).

Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами) .

Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)

Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопрово-ждению действия словом и выражению голосом действия персонажа).

Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при исполь-зовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление )

Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику) .

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников . М., 1991.

Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М., 1983.

Михайленко Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду . М., 2001.

Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., 2004.

Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005.

День за днем : Хрестоматия для детей. М., 1995.

Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом . М., 1991.

Хрестоматия для дошкольников . М., 1998.

Хрестоматия по детской литературе . М., 1992.

Планы занятий по программе «Развитие » (Детский центр Венгера ) . М., 2002.

Планы занятий по программе «Развитие » (Детский центр Венгера ) . М., 2002.

Светлова И. Развиваем логику . М., 2002.

Фидлер М. Математика уже в детском саду . М., 1981.

Гоголева В. Г. Логическая азбука. СПб., 1998.

Планы занятий по программе «Развитие » (Детский центр Венгера ) . М., 2002.

Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников . М., 1997.

Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников . М., 1990.

Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.

Девятова Т. Н. Звук – волшебник. М., 2006.

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М. 2000.

Каплунова И. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей) . СПб., 2005.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду . М., 2003.

Планы занятий по программе «Развитие » (Детский центр Венгера ) . М., 2002.

Белавина И. Г. Планета – наш дом (мир вокруг нас) . М., 1995.

Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников . Киев, 1994.

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

«Возрастные особенности детей»,

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.

В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство».

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык».

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:

  1. Характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности(обозначены знаком «солнышко»);
  2. Задачи развития(цветок);
  3. Показатели развития (яблоко»);
  4. Базисные характер – ки личности (детское личико»).

К базису т.ж. относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В разделе «Общие условия реализации программы» даются рекомендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию.

Веракса Николай Евгеньевич - доктор психологических наук, про-фессор, декан факультета психологии образования Института психоло-гии им. Л. С. Выготского РГГУ.

Комарова Тамара Семеновна - доктор педагогических наук, профес-сор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной акаде-мии наук педагогического образования, заведующий кафедрой начально-го образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные тех-нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте-те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна - Заслуженный учитель Рос-сии, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания «Программы воспитания и обу-чения в детском саду» (М., 1985).

коллектив

Арапова-Пискарева Наталья Александровна .

Белая Ксения Юрьевна - кандидат педагогических наук, профессоркафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования.

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук,доцент кафедры дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования».

Веракса Александр Николаевич - кандидат психологических наук,доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

нологии и творческое развитие личности» при педагогическом факульте-те МГГУ им. М. А. Шолохова.

Кутепова Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, замес-титель руководителя Института проблем интегрированного (инклюзив-ного) образования МГППУ.

Лямина Галина Михайловна - кандидат педагогических наук.Петрова Вера Ивановна - доктор педагогических наук, профессор

кафедры эстетического воспитания Московского государственного гума-нитарного университета им. М. А. Шолохова.

Соломенникова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических на-ук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования, Почетный работник высшего и профессионального образования ПБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Степаненкова Эмма Яковлевна - кандидат педагогических наук,профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Мос-ковского педагогического государственного университета.

Стульник Татьяна Дмитриевна - кандидат педагогических наук, до-цент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Мос-ковского авиационного института.

Теплюк Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доценткафедры управления дошкольным образованием Института психологии и педагогики образования Московского городского педагогического универ-ситета.

Шиян Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, веду-щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного от-ношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны-ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к само-стоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской де-ятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита-тельно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образова-тельного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позво-ляющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос-тями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об-разовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемствен-ности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начи-ная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы

к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти-рующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы

Сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-нимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного об-разования);

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-ного «минимума» материала);

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-твии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошколь-никами и ведущим видом их деятельности является игра;

Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми воз-растными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Целевые

Ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредствен-ность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошколь-ного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образо-вательной программы в виде целевых ориентиров.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви-жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Прояв-ляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-вых играх.

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-личные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-жениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа-ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня-тий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно прояв-ляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным воп-росам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни-тельские функции в совместной деятельности.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве-дения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, теат-ральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра-ну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообра-зии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных се-мейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про-являет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспри-нимает здоровый образ жизни как ценность.

Примерный режим дня

От рождения От 2,5–3 От 5–6 От 9–10
до 2,5–3 мес. до 5–6 мес. до 9–10 мес. до 12 мес.
Дома Дома
Подъем по мере
пробуждения
Бодрствование 6.00–7.00 6.00–7.30 6.00–8.00 6.30–9.00
Кормление 6.00 6.00 6.00 -
Дома В дошкольном учреждении
Прием детей - - 7.00–8.00 7.00–8.00
Сон на воздухе 7.00–9.00 7.30–9.30 8.00–10.00 -
Кормление 9.00 9.30 10.00 -
Бодрствование 9.00–10.00 9.30–11.00 10.00–10.30 -
10.00–12.00
Игры-занятия 9.30–9.40 10.00–10.30 10.30–11.30 8.00–8.40
Сон на воздухе 10.00–12.00 11.00–13.00 12.00–14.00 9.00–11.30
Кормление 12.00 13.00 14.00 11.30
Бодрствование 12.00–13.00 13.00–14.30 14.00–16.00 11.30–14.00
Игры-занятия 12.20–12.40 13.30–14.00 14.30–15.30 12.00–13.30

Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка. Способствовать своевременному формированию общих движений и движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать уста-

лость ребенка.

Формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогащать сен-сорный опыт.

Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подгото-вительную работу по овладению активной речью.

Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелатель-

ное отношение к близким людям.

Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению; поддер-живать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.

Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрас-ту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Воспитание в играх-занятиях

Формировать умения, которые не могут появиться у ребенка без специального обучения (развитие движений, действий с предметами, совершенствовать восприятие и др.).

Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п.).

Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого).

Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам).

Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи зна-комого взрослого (ласковая, веселая, строгая).

Способствовать тому, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: на-талкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее (к 3 месяцам).

Развивать зрительно-моторную координацию рук в ситуациях, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает ее, манипулирует ею (к 4 месяцам).

От 5–6 до 9–10 месяцев

Обогащать восприятие ребенка посредством стимулирующего зре-ния, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкие, упругие и т. п.).

Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п.

Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе). Ор-ганизовывать игры-развлечения.

От 9–10 до 12 месяцев

Продолжать обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать зритель-ные, слуховые и тактильные ощущения.

Предлагать послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять предметы из разных материалов.

Формировать у ребенка умение понимать, что шарик катится, про-валивается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другой ку-бик и т. п.

Предлагать озвученные взрослымили «говорящие» игрушки («Чудесный мешочек»), проводить игры-раз-влечения («Ладушки», «Прятки» и т. п).

Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет) при показе заводной игрушки, в играх-развлечениях («Поехали-пое-хали» и др.).

Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отно-шению к сверстникам.

От 9–10 до 12 месяцев

Расширять ориентировку в окружающем. Формировать способность понимать речь взрослого, знать свое имя и откликаться на него (9 месяцев). Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; определен-ную игрушку среди других игрушек (с 9 месяцев); выполнять простые пору-чения («Найди куколку», «Покорми собачку»); понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т. п. (к 11–12 месяцам).

Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т. д.).

Формировать умение узнавать на картинке знакомый предмет, назы-вать его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на худо-жественное оформление картинок.

Формировать умение понимать смысл слов «можно» - «нельзя», «хо-рошо» - «плохо», показывать основные части собственного тела и части тела куклы.

Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым сло-вам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка - ав-ав , спит - бай-бай ) и пер-выми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т. д.).

Игры-занятия с подгруппой детей. Организовывать показы сюжет-ных игрушек, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок). Побуждать детей выполнять поручения («Возьмите мячики!» и т. д.).

Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым и детям, вызывать радость от восприятия живого объекта.

Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам и предметам.

Развитие

движений

От 9–10 до 12 месяцев

Совершенствовать ранее освоенные ручные и общие движения. Формировать умение ходить, придерживаясь за предметы, перехо-

дить от одного предмета к другому; ходить при поддержке за обе руки, спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опус-каться (к 10–11 месяцам).

Игры-занятия с подгруппой детей. Закреплять умение детей ходить,ориентироваться в окружающем пространстве (игры «Найди по голосу (кошку)», «Достань с горки игрушку», «Собери раскатившиеся шарики», «Догони собачку» и др.).

Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных действий, радостного сопереживания товарищам.

Развитие действий с предметами

От 2,5–3 до 5–6 месяцев

Помогать ребенку захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею (с 4 месяцев).

Формировать умение брать игрушку из рук взрослого (5 месяцев) из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взросло-го), перекладывать ее из одной руки в другую (6 месяцев).

От 5–6 до 9–10 месяцев

Формировать умение вначале по показу и слову взрослого, а за-тем только по его слову выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы (с 6–7 месяцев), перекладывать игрушку из одной руки в другую (6 месяцев).

Создавать условия для развития действий с предметами в соответс-твии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваясь к их звучанию, мячи катать, мелкие предметы вынимать из миски, ведерка и вкладывать их обратно (к 9–10 месяцам).

Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, поло-жительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.).

От 2,5–3 до 5–6 месяцев

Развивать музыкальное восприятие, формировать навык сосредото-чиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов.

Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодии. Поощрять «участие» в пении взрослых (движения рук и ног, произнесение отдельных звуков и др.). Вызывать радостное оживление при звучании плясовой мелодии.

Формировать умение с помощью взрослого приподнимать и опускать руки, приседать; самостоятельно звенеть погремушкой, колокольчиком, бубном, ударять в барабан.

От 5–6 до 9–10 месяцев

Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки. Способствовать эмоционально положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии, сыгранные на раз-ных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металло-фон и др.).

Формировать положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки. Стимулировать пропевание звуков и подпевание слогов. Способст-вовать проявлению активности при восприятии плясовых мелодий.

Развивать умение выполнять с помощью взрослых следующие дви-жения: хлопать в ладоши, притопывать и слегка приседать, сгибать и раз-гибать ноги в коленях, извлекать звуки из шумовых инструментов.

От 9–10 до 12 месяцев

Способствовать возникновению чувства удовольствия при воспри-ятии вокальной и инструментальной музыки. Формировать эмоциональ-ную отзывчивость на музыку контрастного характера (веселая - спокой-ная, быстрая - медленная). Пробуждать интерес к звучанию металлофона, флейты, детского пианино и др.

Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого (а-а-а...), откликаться на песенно-игровые действия взрослых («Кукла пляшет», «Сорока-сорока», «Прятки»), по-разному реагировать на му-зыку плясового характера, состоящую из двух контрастных частей (мед-ленная и быстрая). Побуждать детей активно и самостоятельно прихло-пывать в ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать, ударять в бубен, играть с игрушкой, игрушечным роялем.

Примерный режим дня в холодный период года

1 год–1 год 6 мес. 1 год 6 мес.–2 года
Дома
Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30
В дошкольном учреждении
Прием детей, игра 7.00–8.00 7.00–8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 7.30–8.30 7.30–8.30
Самостоятельная деятельность 8.30–9.30 8.30–9.20
- 8.50–9.00–9.10
(по подгруппам)
Подготовка ко сну, 1-й сон 9.30–12.00 -
Подготовка к прогулке, прогулка - 9.10–11.20
Возвращение с прогулки, игры - 11.20–11.30
Подготовка к обеду, обед - 11.30–12.00
Окончание таблицы
1 год–1 год 6 мес. 1 год 6 мес.–2 года
Возвращение с прогулки, водные процедуры, - 11.00–12.00
обед
Постепенный подъем, подготовка к обеду, обед 12.00–12.30 -
Подготовка ко сну, сон - 12.00–15.00
12.30–14.00 -
Подготовка и проведение игры-занятия 1 13.00–13.10–13.20 -
(по подгруппам)
13.40–13.50–14.00 -
(по подгруппам)
Возвращение с прогулки, водные процедуры 14.00–14.30 -
Подготовка ко сну, 2-й сон 14.30–16.30 -
Постепенный подъем, полдник 16.30–17.00 15.00–15.20
Прогулка, самостоятельная деятельность 17.00–18.30 15.20–18.30
Подготовка и проведение игры-занятия 2 - 16.00–16.15–16.30
(по подгруппам)
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин 18.30–19.00 18.30–19.00
Уход домой 17.00–19.00 17.00–19.00
Дома
Прогулка 19.00–20.00 19.00–20.00
Возвращение с прогулки, спокойные игры, 20.00–20.30 20.00–20.30
гигиенические процедуры
Подготовка ко сну, ночной сон 20.30–6.30 (7.30) 20.30–6.30 (7.30)

* Пока воспитатель проводит игру-занятие с одной подгруппой детей, помощник воспитателя иг-рает с другой подгруппой. По окончании игры-занятия помощник воспитателя уводит детей спать.

Перевод ребенка на режим второй подгруппы (с 1 года 6 месяцев) производится постепенно. Показателями для перевода являются: воз-растающая потребность в более длительном бодрствовании, измене-ния в поведении при укладывании, физическое развитие и состояние здоровья.

Воспитание

в играх-занятиях

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить спе-циальные игры-занятия.

Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.

С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы - в утренний и вечерний периоды бодрствования.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание. «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Куроч-ки и цыплята», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс собачек», муз. А. Артоболевс-кой; Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент); «Три подружки», муз. Д. Кабалевского; «Весело - грустно», муз. Л. Бетховена; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Спортивный марш», муз. И. Дунаевского; «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой-Шмидт, сти-хи А. Барто; «Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А. Гречанинова.

Пение и подпевание. «Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибиц-кой; «Колыбельная», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Машенька-Маша», рус. нар. мелодия, обр. В. Герчик, сл. М. Невельштейн; «Воробей», рус. нар. мелодия; «Гули», «Баю-бай», «Едет паровоз», «Лиса», «Петушок», «Соро-ка», муз. С. Железнова.

Образные упражнения. «Медведь», «Зайка», муз. Е. Тиличеевой;«Идет мишка», муз. В. Ребикова; «Скачет зайка», рус. нар. мелодия,

«Петрушка и Бобик», муз. Е. Макшанцевой), показ кукольных спек-таклей («Петрушкины друзья», Т. Караманенко; «Зайка простудился»,

М. Буш; «Любочка и ее помощники», А. Колобова; «Игрушки», А. Барто). Забавы. Народные и заводные игрушки, фокус «Бабочки», обыгры-

вание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто к нам пришел?», «Волшебные шары» (мыльные пузыри).



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


Примерный распорядок дня

Режимные Первая Вторая Средняя Старшая Подготови-
младшая младшая тельная
моменты группа группа
группа группа группа
Приход детей в дет-
ский сад, свободная 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.20 7.00–8.20 7.00–8.20
игра, самостоятель-
ная деятельность
Подготовка к завтра- 8.00–8.30 8.20–9.00 8.20–8.55 8.20–8.55 8.20–8.50
ку, завтрак
Игры, подготовка к 8.30–9.00 9.00–10.00 8.55–10.00 8.55–10.15 8.50–10.50
занятиям
Занятия (общая дли-
тельность, включая 8.30–9.00 9.00–10.00 8.55–10.00 8.55–10.15 8.50–10.50
перерывы)
Подготовка к прогул- 9.00–11.20 10.00–12.00 10.00–12.10 10.15–12.25 10.50–12.35
ке, прогулка
Возвращение с про-
гулки, самостоятель- 11.20–11.45 12.00–12.20 12.10–12.30 12.25–12.40 12.35–12.45
ная деятельность
Подготовка к обеду, 11.45–12.20 12.20–12.50 12.30–13.00 12.40–13.10 12.45–13.15
обед
Спокойные игры,
подготовка ко сну,
чтение художествен- 12.20–15.00 12.50–15.00 13.00–15.00 13.10–15.00 13.15–15.00
ной литературы,
дневной сон
Постепенный подъ-
ем, самостоятельная 15.00–15.15 15.00–15.25 15.00–15.25 15.00–15.25 15.00–15.25
деятельность
Полдник 15.15–15.25 15.25–15.50 15.25–15.50 15.25–15.40 15.25–15.40
Самостоятельная 15.25–16.15 15.50–16.35 15.50–16.30 15.40–16.40 15.40–16.40
деятельность
Подготовка к прогул- 16.15–17.30 16.35–17.50 16.30–17.50 16.40–18.00 16.40–18.00
ке, прогулка
Возвращение с про-
гулки, самостоятель- 17.30–19.00 17.50–19.00 17.50–19.00 18.00–19.00 18.00–19.00
ная деятельность,
уход домой

Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать ин-дивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпоч-тения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особен-ностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усво-ение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оцени-вать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверс-тниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоцио-нальной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелатель-ного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, раз-витие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Loading...Loading...