Самостоятельная работа студента. Виды самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов на учебных занятиях

Современному обществу необходимы специалисты, способные оперативно принимать нестандартные решения, действовать творчески, самостоятельно. Основным средством формирования этих качеств является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.

Самостоятельная учебно-познавательная работа студентов - виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, они осуществляют на учебных занятиях или во внеаудиторное время по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Она является завершающим этапом решения учебно познавательных задач, которые рассматривались на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях. Ведь знания можно считать достоянием студента только при условии, что он приложил для их получения свои умственные и практические усилия.

Самостоятельная работа студентов способствует формированию самостоятельности, инициативности, дисциплинированности, точности, чувство ответственности, необходимых будущему специалисту в обучении и профессиональной деятельности.

Важной задачей преподавателя высшего учебного заведения является правильное организования самостоятельной работы, обеспечения условий успешного ее течения, что предполагает не только базовую научную, но и соответствующее педагогическое его подготовку, умение педагогически целесообразно активизировать познавательные силы студентов в учебном процессе.

Чтобы самостоятельная работа давала хорошие результаты, ее необходимо планировать и организовывать в сочетании с другими формами обучения. Решающим в этом является тщательный отбор преподавателями и кафедрой содержания и объема учебного материала для самостоятельной работы студентов.

Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях предусмотрено, что самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема времени, отведенного на изучение конкретной дисциплины. Такое количество часов позволяет развивать познавательную активность, формировать самостоятельность как качество личности, способность к творческому решению современных производственных задач, умение принимать решения.

Определяя место отдельных предметов в самостоятельной работе кафедры, следует учитывать специфику предмета, его сложность и дидактическую направленность. Во исполнение самостоятельной работы во внеаудиторное время отводится 3 4:00 в день, в т. Ч. И в выходные.

Чтобы не перегружать студентов самостоятельной работой, не лишать их возможности рационально распределять время для работы над всеми предметами, нормированием самостоятельной работы должны заниматься в первую очередь кафедры и деканаты, а также методические комиссии факультетов.

Система управления индивидуальной самостоятельной работой студентов включает: четкое ее планирования, детальное продумывание ее организования, непосредственное или опосредованное руководство со стороны преподавателя, систематический контроль за поэтапным и конечным результатам самостоятельной работы студентов, оперативное доведение до сведения студентов оценки результатов их самостоятельной работы и внесения соответствующих коррективов в ее организования.

Виды самостоятельной работы студентов

Самостоятельную работу студентов классифицируют по различным критериям.

1. Учитывая место и время проведения, характер руководства ею со стороны преподавателя и способ осуществления контроля за ее результатами выделяют:

а) самостоятельную работу студентов на аудиторных занятиях;

б) внеаудиторную самостоятельную работу (самостоятельные занятия студентов);

в) самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя (индивидуальные занятия с преподавателем).

2. По уровню обязательности выделяют (В. Буряк):

а) обязательное, предусмотренной учебными планами и рабочими программами. Это выполнение традиционных домашних заданий, написание и защита курсовых и дипломных работ, а также виды задач, которые студенты самостоятельно выполняют во время ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практик;

б) желаемую - научная и исследовательская работа студентов, заключается в самостоятельном проведении исследований, сборе научной информации, ее анализе; к этой же категории относятся аудиторные поточные и групповые занятия, участие в работе научного студенческого общества (кружки, конференции, подготовка докладов, тезисов, статей)

в) добровольное - работа в внеаудиторное время, участие в внутрикафедральних, межкафедральных, межфакультетских, межвузовских, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах.

3. По видам деятельности выделяют:

а) учебно-познавательную (через мышление, анализ, синтез и т.д.);

б) профессиональное (определенные конкретные действия студента, которые выполняют специалисты на производстве).

4. уровнями мотивации выделяют:

а) самостоятельную работу низкого уровня (к самостоятельным действиям студента побуждает преподаватель, помогая ему практически и постоянно контролируя выполнение)

б) самостоятельную работу среднего уровня (для работы хотя и побуждает преподаватель, но студент работает самостоятельно, контролируя самого себя)

в) высокого уровня (выполнение задачи организовывает и контролирует сам студент).

Самостоятельная работа предусматривает воспроизводственные и творческие процессы в деятельности студента. Учитывая это выделяют три ее уровня: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный, творческий (поисковый).

Репродуктивная самостоятельная работа выполняется по определенному образцу: решение задач, заполнение таблиц и схем и тому подобное. Познавательная деятельность студента оказывается в познании, осмыслении, запоминании. Целью такого типа самостоятельных работ является закрепление знаний, формирование умений и навыков. Реконструктивная самостоятельная работа предусматривает перестройку решений, составление планов, тезисов, аннотаций, написание рефератов и др. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемных ситуаций, получения новой информации. Студент самостоятельно выбирает метод решения задачи (учебно-исследовательские задачи, курсовые и дипломные работы).

В педагогике высшей школы выделяют еще две взаимосвязанные подсистемы в организования самостоятельной работы студентов - систематическую самостоятельную работу (распределенную по дням небольшими объемами) и аккордную (комплексную и длительную по времени). Такое деление отражает ритм работы высшей школы и на нем может основываться ее планирования, организования и управления ею. Его целесообразно рассматривать в неразрывном единстве со всеми типами репродуктивного, творческого и комбинированного вариантов самостоятельных работ студентов.

На современном этапе в организации самостоятельной работы студентов интересным является применение опережающих задач (И. Трубавина), то есть задач, направленных на полное или частичное самостоятельное овладение материалом для его изучения по программе, а также на подготовку к его усвоению на занятии. Особенность их заключается в добровольности выбора и исполнения. Различают следующие их виды:

а) по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные (предусматривают действия по готовым образцом, в типичной ситуации) частично-поисковые (требуют действий в подобной ситуации, по общему ориентиром, составленным полусамостоятельно) творческие (студент действует по самостоятельно составленным алгоритмом (совокупность действий, правил), в новой ситуации);

б) по времени выполнения: кратковременные (рассчитаны на 1-2 дня) средние по продолжительности (выполняются в течение 2 дней - 2 недель) долговременные (рассчитаны на выполнение в течение до 2 месяцев);

в) по объему: мелкие (требуют изучения отдельного вопроса темы) средние (связанные с рассмотрением нескольких взаимосвязанных вопросов или небольшой темы) большие (охватывают большую тему, раздел, курс);

г) по приемам умственной деятельности: ориентированы на сравнение, классификацию, аналогию, определение главного, объяснения связей между причиной и последствиями, аргументацию, доказательство, обобщение и конкретизацию, оценки и тому подобное.

Опережающие задачи можно подбирать для индивидуальной и групповой работы. Индивидуальные работы предусматривают учет реальных учебных возможностей студентов при постановке задачи. Они должны быть разными по сложности, объему, срокам исполнения, характером учебно-познавательной деятельности, качеством и количеством источников для выполнения и т. Групповые опережающие задачи должны быть общими для группы студентов (гомогенной или гетерогенной), но ориентированными на самостоятельную работу каждого, на основе чего осуществляется выполнение задачи в целом.

Опережающие задачи можно предлагать к лекциям (задачи, направленные на самостоятельное знакомство с новым материалом по учебнику, справочной литературой, на сбор фактического материала для дополнения) к семинарским занятиям (задачи, ориентированные на изучение первоисточников, составление плана диспута, вопросов для "мозгового штурма", беседы, проблемных вопросов, на составление плана семинарского занятия); к практическим занятиям (задачи, направленные на подготовку и проведение экскурсии, ролевых и деловых игр, отбор фактического материала, составление планов, программ и т.д.).

Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

Типы самостоятельной работы студентов. По частно-дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.

1-й тип. Формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними.

В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции.

2-й тип. Формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых при этом заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания ус военной ранее учебной информации, что предполагает необходимость анализа данного описания объекта, различных путей выполнения задания, выбора наиболее правильных из них или последовательного определения логически следующих друг за другом способов решения.

К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.

  • 3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при решении таких задач заключается в накоплении и про явлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты.
  • 4-й тип. Создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

Организация самостоятельной работы студентов. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результата ми. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.

Непосредственная организация самостоятельной работы студентов протекает в два этапа. Первый этап - это период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности обучаемых, с обнаружением и указанием причин появления ошибок. Второй этап - период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Последнее, как правило, включает программу работ (проведение наблюдений, изучение первоисточников и т. п.), вариантные задачи, нестандартные индивидуальные задания для каждого студента, инструментарий для их выполнения. Применяемые сейчас различные методические пособия по самостоятельной работе студентов носят обычно информационный характер. Студента же необходимо ориентировать на творческую деятельность в контексте дисциплины. Следовательно, нужны принципиально новые методические разработки.

Принципы организации самостоятельной работы студентов . Анализируя сложившееся в вузах положение с самостоятельной работой студентов, В.А. Кан-Калик выдвигает свои соображения о принципах, на которых должна строиться такая деятельность студентов. Планируя самостоятельную работу по тому или иному курсу, прежде всего необходимо выделить его так называемое фундаментальное древо, включающее в себя ту основную систему методологического, теоретического знания, которую нужно вынести на обязательную лекционную проработку. Так, из 100-часового курса фундаментальный объем его займет половину. Далее в качестве производных от этого «фундаментального древа» предлагается образовывать разнообразные виды самостоятельной работы студентов, предусмотрев для них темы, характер изучения, формы, место проведения, вариативные способы реализации, систему контроля и учета, а также различные приемы отчетности. По убеждению Кан-Калика, вне такой системы ни один вид самостоятельной работы студентов не даст учебно-профессионального эффекта.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельности студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, пони мании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт творческой деятельности.

Одним из условий регуляции активности человека как основной предпосылки успешности любого вида деятельности является психическая саморегуляция, представляющая собой замкнутый контур регулирования. Это информационный процесс, носителями которого служат различные психические формы отражения действительности. Общие закономерности саморегуляции в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характера нерв ной деятельности, личностных качеств человека и его системы организации своих действий, формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Создавая систему самостоятельной работы студентов, необходимо, во-первых, научить их учиться (это следует делать с первых занятий в вузе, например, в курсе введения в специальность) и, во-вторых, ознакомить с психофизиологическими основами умственного труда, техникой его научной организации.

Правила рациональной организации самостоятельной работы студентов. Напряженность учебного труда особенно возрастает в условиях быстрого переключения с одного вида учебной деятельности на другой, а также при неожиданных сменах учебных ситуаций (действий) в процессе проявления высокой эмоциональности и ее перемены в ходе обучения.

Высокая степень умственного напряжения при низкой двигательной активности может повлечь за собой своеобразную патологию - изменения вегетативных функций (усиление частоты сердечных сокращений), повышенное кровяное давление, гормональные сдвиги, а иногда и резкие изменения, доходящие до состояния стресса. Умственные перегрузки, особенно в ситуациях, когда студент занимается самостоятельно, без контроля преподавателя, могут привести к истощению нервной системы, ухудшению памяти и внимания, потере интереса к учебе и общественной работе. Справиться с умственными перегрузками помогают физические упражнения, рациональное питание, правильный режим учебного труда, использование рациональных приемов работы.

Применительно к организации самостоятельной работы как преподавателю, так и студентам полезно знать сформулированные крупнейшим русским ученым Н.А. Введенским (1852-1922) правила рациональной организации умственной работы.

  • 1. Входить в работу нужно не сразу, не рывком, а постепенно втягиваясь в нее. Физиологически это обосновывается тем, что в основу всякой деятельности положено образование динамического стереотипа - относительно устойчивой системы условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств.
  • 2. Необходимо выработать ритм труда, равномерное распределение работы на протяжении всего дня, недели, месяца и года. Ритм служит средством психического побуждения человека и играет в его жизни исключительно высокую роль.
  • 3. Нужно соблюдать последовательность в решении всяких дел.
  • 4. Разумно сочетать чередование труда и отдыха.
  • 5. Наконец, важным правилом плодотворной умственной деятельности является общественное значение труда.

Со временем навыки культуры умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Внутренняя собранность и организованность есть результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.

Самостоятельная работа как часть учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности. Она обусловлена индивидуальными психологическими различиями учащегося и личностными особенностями и требует высокого уровня самосознания, рефлективности. Самостоятельная работа может осуществляться как во внеаудиторное время (дома, в лаборатории), так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме.

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Организуется, обеспечивается и контролируется данный вид деятельности студентов соответствующими кафедрами.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной раб оты вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников, с тем чтобы за весь период обучения достаточный уровень был достигнут.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, задачей кафедр является разработка дифференцированных критериев самостоятельности в зависимости от специальности и вида деятельности (исследователь, проектировщик, конструктор, технолог, ремонтник, менеджер и др.).

Главными особенностями организации обучения в вузе являются специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых. Преподаватель только направляет познавательную активность студента, который сам осуществляет познавательную деятельность. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому в каждом вузе, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Формы такой работы могут быть разными - это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы.

Особенности групповой самостоятельной работы студентов. В высшем учебном заведении совмещаются различные виды индивидуальной самостоятельной работы, такие, как подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на последнем, завершающем, этапе - выполнение дипломного проекта. Самостоятельную работу преподавательский состав вуза может сделать более эффективной, если организовать студентов парно или в группы по три человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю и самоконтролю.

Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Технология организации самостоятельной работы студентов. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5. Такая пропорция основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. В соответствии с этим самостоятельная работа студентов становится одним из основных резервов повышения эффективности подготовки молодых специалистов в вузе.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество. Современные требования к процессу преподавания предполагают, что коллективами кафедр своевременно разрабатываются: а) система заданий для самостоятельной работы; б) темы рефератов и докладов; в) инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т. д.; г) темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов; д) списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: 1) репродуктивный (тренировочный); 2) реконструктивный; 3) творческий, поисковый.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы, во-первых, комплексный подход к организации такой деятельности по всем формам аудиторной работы, во-вторых, сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы, в-третьих, обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации) и, наконец, формы контроля.

Активизация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа выполняется студентами в разных звеньях процесса обучения: при получении новых знаний, их закреплении, повторении и проверке. Систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя служит средством повышения творческой активности обучающихся.

Эффективность творческой деятельности студентов зависит от организации занятий и характера влияния преподавателя. В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Вот наиболее действенные из них.

  • 1. Обучение студентов методам самостоятельной работы (временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки).
  • 2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.
  • 3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.
  • 4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.
  • 5. Использование методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).
  • 6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда.
  • 7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм; постепенное уменьшение разъяснительной части от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.
  • 8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.
  • 9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.
  • 10. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.
  • 11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.
  • 12. Контрольные вопросы к лекционному потоку после каждой лекции.
  • 13. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя.
  • 14. Присвоение статуса студентов-консультантов наиболее продвинутым и способным из них; оказание таким студентам всесторонней помощи.
  • 15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. В этой связи заслуживают внимания определенные конструктивные предложения, такие, как:

› организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий;

› включение самостоятельной работы студентов в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах;

› создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы студентов;

› разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;

› ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

› коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

› разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

› индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов;

› проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы.

В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает, во-первых, увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов; во-вторых, организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу студентов сразу или поэтапно; в-третьих, создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину; в-четвертых, доступность лабораторий и мастерских для самостоятельного выполнения лабораторного практикума; в-пятых организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, позволяющего свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени самостоятельной работы студентов; в-пятых, отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.

УДК 378.147.88 ББК 74.580.267 Х 16

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики педагогических технологий

Адыгейского государственного университета; E-mail: pedagog-84@mail. ru

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Автор статьи обосновывает актуальность организации самостоятельной работы субъектов образовательного процесса, характеризует уровни и типы самостоятельных работ и особенности самостоятельной работы студентов и школьников, классифицирует их по типам, исходя из частно-дидактических целей, познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность, самостоятельность

учащихся, психологическая готовность, учебные стратегии, типы самостоятельных работ, частнодидактическая цель.

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Adyghe

State University; E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF SCHOOL AND UNIVERSITY STUDENTS AT THE PRESENT STAGE OF EDUCATION

Abstract. The author of the paper discloses an urgency of the organization of independent work of subjects of educational process, characterizes levels and types of independent work and peculiarities of independent work of school and university students, classifies them according to types, proceeding from the private and didactic purposes, informative tasks and specifics of educational and informative activity

Keywords: independent work, educational activity, self-reliance of pupils, psychological readiness, educational strategy, types of independent work, private and didactic purpose.

В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы субъектов образовательного процесса. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на деятельностную парадигму образования. В результате этого перехода самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации.

Под активизацией самостоятельной работы понимается не простое увеличение объема, выражающееся в количестве времени. Например, в действующих на сегодня в России учебных планах и программах отношение между лекциями и самостоятельной работой редко не превышает соотношение 1:1. В европейских странах и в США отмечается устойчивая тенденция снижения общего времени на чтение лекций и повышения времени самостоятельной работы студентов в примерном соотношении 1:3. Именно такое, трехкратное, превышение времени на самостоятельную работу студентов по сравнению с лекционной формой занятий считается наиболее эффективным для улучшения качества образования и подготовки специалистов. Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность самостоятельной работы в достижении качественно новых целей школьного и вузовского образования.

Практика показывает, что простейший путь уменьшения числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не решает данной проблемы. Те 50% учебного времени студентов, которые тратятся сегодня ими на самостоятельную работу, не дают ожидаемых результатов по следующим причинам:

В настоящее время самостоятельная работа в силу своей недостаточной целенаправленности, слабого контроля, недостаточной дифференциации и вариативности, при которой минимально учитываются индивидуальные возможности, потребности и интересы субъектов, не может обеспечить качественную реализацию поставленных перед ней задач.

Не секрет, что значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще, выполняется формально или просто списывается с различных и доступных источников.

Таким образом, активизировать самостоятельную работу в образовательном процессе

Значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий субъектов на отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции.

С психологической точки зрения СРС можно определить как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом и корректируемую им по процессу и результату деятельность .

Выделяют пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы. Четвертый уровень -эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями - устойчивым комплексом действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач .

Учебные стратегии определяют содержание и технологию выполнения самостоятельной работы. Ставя человека перед необходимостью выбора конкретных действий из множества, они характеризуют ориентировочную и исполнительскую активность обучаемых и состоят из привычных навыков, в состав которых входят сложившиеся способы обработки информации, оценки, контроля и регуляции собственной деятельности. Процесс их формирования начинается в начальной школе и продолжается в течение всего периода обучения: разные учебные действия и алгоритмы образуют взаимосвязи и устойчивые сочетания (комплексы действий), автоматически включаясь в учебную деятельность при выполнении того или иного задания.

Основными компонентами учебных стратегий выступают:

1) долговременные цели (планы, программы), определяющие организацию учебной деятельности на перспективу (достижение учебных целей);

2) технологии (способы, приемы, методы), с помощью которых реализуется достижение учебных целей;

3) ресурсы, которые обеспечивают достижение учебных целей и управление учебной деятельностью.

Входящие в их состав учебные действия и алгоритмы позволяют принять и понять учебную задачу, спланировать ход ее выполнения, проконтролировать и оценить полученный результат.

В соответствии с процессуальными характеристиками учебной деятельности (получение и обработка информации, планирования учебной работы, контроль и оценка) учебные стратегии студентов могут быть разделены на две группы .

1. Когнитивные стратегии: входящие в них учебные действия направлены на обработку и усвоение учебной информации.

2. Метакогнитивные стратегии, организующие и управляющие учебной деятельностью.

К когнитивным учебным стратегиям относятся:

Повторение (заучивание, переписывание, подчеркивание, выделение, обозначение и

Детализация (конспектирование, подбор примеров, сравнение, установление межпредметных связей, использование дополнительной литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и другие;

Организация (группирование по темам, составление классификации, таблиц, схем, написание резюме и др.).

Метакогнитивные учебные стратегии включают следующие:

Планирование (составление плана, логика построения содержания, постановка цели, реализация цели и др.);

Наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и др.);

Регуляция (самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения заданий и др.).

Исследователи и практики обращают внимание на то, что самостоятельность учащихся формируется только в процессе активной деятельности. При этом необходимо так направлять деятельность школьников, чтобы она не была только подражательной, а требовала от них поиска способов подхода к решению задачи и новых действий. Во всех случаях, когда учитель хочет особенно активно развивать учебную самостоятельность учеников, умение рационально учиться, он отдает предпочтение методам самостоятельной работы, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения, оттеняя самостоятельную активность учеников.

Необходима специальная, учитывающая психологию этого явления организация не только и не столько учителем, сколько самим учеником его самостоятельной работы. В процессе такой организации должна быть принята во внимание и специфика самого учебного предмета: математики, истории, иностранного языка и т.д. В то же время организация самостоятельной работы поднимает целый ряд вопросов, свидетельствующих о готовности к ней самого школьника как субъекта этой формы деятельности. Первый вопрос - умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, даже применительно к студентам, не говоря уже о школьниках.

Можно констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, то становится ясно, что ответ на первый вопрос отрицателен. Здесь возникает второй вопрос: могут ли эта готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе стать формой деятельности, а не просто способом выполнять домашние задания? Ответ на этот вопрос утвердителен, но неоднозначен и определяется тем, что, во-первых, формирование этой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности. Во-вторых, неоднозначность определяется тем, что эта способность эффективна и как бы самопроизвольно формируется только у учащихся, обладающих положительной учебной мотивацией и положительным (заинтересованным) отношением к учебе. Результаты исследований показывают, что даже у студентов (у 57 % первокурсников и 12,8 % второкурсников) отношение к учебной деятельности

отрицательное. Естественно, что в этих условиях проблема формирования у учащихся способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (особенно внутренней мотивации на «процесс» и на «результат» деятельности), воспитания интереса к учению.

Как подчеркивают исследователи этой проблемы, при целенаправленном формировании самостоятельности все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными. Усиливается их предвосхищающая, регулирующая роль в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке в мотивационной сфере, активные попытки поставить самостоятельные и гибкие цели учебной работы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними. При этом исследователи отмечают, что позитивные мотивационные изменения, формирование интереса к учению происходят в результате изменения, совершенствования целостной личности школьника.

В решении задач формирования способности школьников к самостоятельной работе возникает большая педагогическая проблема всего школьного коллектива -целенаправленного обучения учеников, особенно средних и старших классов, содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку им рациональных приемов работы с учебным материалом. Такое обучение должно включать формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач .

Отметим еще раз, что в целом самостоятельная работа школьника основывается на правильной, с точки зрения учебной деятельности, организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки, что, в свою очередь, предполагает совершенствование контроля и оценивания самим учителем. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у школьника формироваться способность подлинной самостоятельности работы, зависит от совместных действий учителей и школьника, осознания им особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение .

Необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы школьника пока еще не разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу разработки самого подхода. При этом существенно, что предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности основывается на принципах развивающего обучения. Это предполагает, что самостоятельная работа школьников, наряду с повышением их предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности .

В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа школьника как специфическая форма учебной деятельности требует предварительного его обучения приемам, формам и содержанию этой работы учителем. Это подчеркивает важность организующей и управляющей функций учителя и в то же время необходимость осознания школьником себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, по характеру побуждения и др.

Нужно сказать, что сегодня существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие - по характеру учебных

задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ. Третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, а в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания .

На наш взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В этой классификации выделено четыре типа самостоятельных работ.

К первому типу самостоятельных работ отнесены те, частно-дидактическая цель которых - формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действий с ними.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых в этом случае заключается в четком воспроизведении, частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения.

Частно-дидактической целью самостоятельных работ третьего типа является формирование у обучаемых знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формулированию и реализации способа решения. Это-то и требует выхода за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления заставляет обучаемых варьировать условия задачи и усвоенную ранее информацию, рассматривать их под новым углом зрения.

Частно-дидактическая цель самостоятельных работ четвертого типа - создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Это требует на каждом этапе работы задумываться над сущностью новых действий, над характером той информации, которую следует создавать.

Знание и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждого типа должно лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания .

Таким образом, на современном этапе развития общества при стремительном увеличении объема информации наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного усвоения знаний. В связи с этим меняются и цели образования. На первый план выдвигается формирование и развитие учебной деятельности и наделение учащихся не только предметными, но и общеучебными интеллектуальными умениями, которые обеспечивают самостоятельное овладение знаниями в любых отраслях науки, по любому предмету.

Целью современного образования является полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей и обществу. Поэтому главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и самостоятельной личностью. Самостоятельность становится качеством личности, что обеспечивает необходимую предпосылку для самоуправления своим поведением.

Примечания:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд. доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга: Логос, 2007. 384 с.

2. Кострамина С.Н., Дворникова Т.А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 2007. Вып. 3. С. 295-306.

3. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. 2001. № 4. С. 11-20.

4. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. 91 с.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. 342 с.

6. Хакунова Ф.П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса (системный подход). М., 2003. 180 с.

1. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology: a manual for higher schools. 2 ed. enlarged and corrected. М.: Universitetskaya kniga, Logos, 2007. 384 pp.

2. Kostramina S.N., Dvornikova T.A. Educational strategies as a means of organization of independent work of students // The St. Petersburg State University Bulletin. Series 6. Philosophy. Political science. Sociology. Psychology. The law. The international relations. 2007. Issue 3. P. 295-306.

3. Belkin E.L. Theoretical precondition of creating the effective methods of teaching // Nachalnaya shkola. 2001. No. 4. P. 11-20.

4. Gabai T.V. Educational activity and its means. М.: MSU Publishing house, 1988. 91 pp.

5. Talyzina N.F. The formation of the cognitive activity of junior schoolchildren. М.: Prosveshchenie, 1988. 342 pp.

6. Khakunova F.P. Projecting and realization of the effective educational process (a system approach). М., 2003. 180 pp.


Сущность и содержание самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов – это деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.


Основные признаки самостоятельной работы наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение; проявление умственного напряжения мысли обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач; владение навыками самостоятельной работы; осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося.


Содержание самостоятельной работы обучающихся С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Это организационная форма учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.




При выполнении любого вида самостоятельной работы обучающийся должен пройти следующие этапы: определение цели самостоятельной работы; конкретизация познавательной задачи; самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи; планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи; реализация программы выполнения самостоятельной работы; осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранение ошибок и их причины


Аудиторная самостоятельная работа Одним из важных условий развивающего обучения, обучения, направленного на привитие обучающимся навыков самообразования, является правильно организованная самостоятельная работа с книгой. Составление плана. Составление тезисов. Составление конспекта. Реферат. Аннотация. Рецензия. Справка по прочитанному. Тематический тезаурус. Сорбоннки. Структурно-логические схемы.


Самостоятельные внеаудиторные занятия Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию педагога, который инструктирует обучающихся и устанавливает срок выполнения задания


Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом; формирование общетрудовых и профессиональных умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления; формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.


Одним из видов самостоятельной внеаудиторной работы является выполнение обучающимися домашнего задания. Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Наряду с домашними заданиями, общими для всех, могут применяться индивидуальные задания. Такие задания даются с целью пробелов в знаниях или тем обучающимся, которые проявляют особый интерес к предмету. Это способствует развитию творческих способностей, содействует обмену знаниями, создает творческую атмосферу.


Принимая за основу перечень отчетных работ(разработанных преподавателем или приведенный в примерной программе) и их содержание, составляются задания на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу, уточняется вид отчетной работы студента, подтверждающий ее выполнение, определяется количество часов, планируемое на выполнение данной работы


Перечень отчетных работ темы раздела Вид, название и краткое содержание работы Кол-во часов на выполнен ие работы Форма отчетности и контроля 1.1Расчетная работа. Наименование. Краткое содержание задания… X часовЗащита работы, просмотр работы, оценка 1.2Графическая работа. Наименование. Краткое содержание… X часовПросмотр работы, оценка 1.3Курсовая работа. Наименование. Краткое содержание… X часовЗащита курсовой работы, оценка

3.3.1. самостоятельная работа студентов как форма обучения в вузе

Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из
важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей шко-
ле, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возраста-
нию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляе-
мых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный
вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке ин-
формации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В
процессе самостоятельной работы раскрываются способности чело-
века, формируются его качества как творческой личности, поэтому
умение самостоятельно добывать и пользоваться информацией -
одно из наиболее ценных качеств современного специалиста.

Формирование навыков самостоятельности и других качеств бу-
дущего специалиста определяется не только целями и задачами
высшей школы. Во многом оно обусловливается самой социально-
психологической природой человека, его активностью, стремлением
к деятельности, к самореализации через творческий труд. Данная
посылка основывается на идее деятельной природы человека.^

Особенность вузовского обучения и состоит в том, чтобы развить
творческий потенциал студента. Вся методика обучения в вузе наце-
лена на активизацию этой потенции, раскрытие творческих возмож-
ностей каждого обучающегося. Именно поэтому самостоятельная


работа студентов в вузе становится важной составной частью про-
цесса обучения, вузовской дидактики.

Очень часто этот вид обучения осуществляется стихийно, однако
он имеет свою структуру и свои методические приемы организации
и совершенствования.

Теория самостоятельной работы студента предполагает опреде-
ление сущности этого вида работы, анализ ее структуры и видовых
отличий.

Следует отметить, что разные авторы рассматривают сущность
самостоятельной работы по-разному. Одни из них понимают само-
стоятельную работу как форму организации процесса обучения, дру-
гие считают, что самостоятельная работа является средством обуче-
ния, третьи считают, что это особый фон вузовского обучения, до-
полняющий аудиторные занятия и т.д. Например, Р. Микельсон под
самостоятельной работой понимает выполнение учащимися заданий
под наблюдением преподавателя, но без его помощи; Б. Есипов - как
работу без непосредственного участия педагога, но по его заданию в
специально предоставленное для этого время. Есть работы, в кото-
рых при определении сущности самостоятельной работы обучаю-
щихся подчеркивается, как важный ее признак, отсутствие инструк-
тажа преподавателя. П. Пидкасистый рассматривает эту работу как
средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познаватель-
ную деятельность. А. Лындина - как наличие такой ситуации, при
которой обучающийся способен проявить собственные творческие
способности и т.д.

Все эти определения частично верны и их объединение позволяет
сформулировать общее представление о самостоятельной работе
студентов. При этом можно выделить две ситуации. Первая состоит
в том, что студент стремится самостоятельно найти ответы (или ре-
шения) на вопросы (задачи), которые перед ним поставил препода-
ватель. Вторая ситуация предполагает более широкое проявление
творческих способностей студента, когда он сам формирует задачи и
проблемы с дальнейшим поиском их решения. Первая ситуация ча-
ще всего проявляется в ходе лекционных и семинарских занятий,
вторая - в процессе подготовки научных работ, подготовки курсо-
вых и дипломных проектов. Ясно, что и участие преподавателя здесь
будет проявляться по-разному.

Итак, самостоятельная работа студента - это проявление его
творческих способностей при усвоении материала, его наполнении и
использовании в практических ситуациях.

Этот процесс имеет как объективные методические основы своей
организации, так и субъективные формы проявления. Именно по-
этому он имеет, с одной стороны, свои приемы и формы организа-


ции, а с другой стороны, носит стихийный индивидуальный харак-
тер. Наличие этой стороны самостоятельной работы и сбивает неко-
торых теоретиков на утверждение, что присутствие преподавателя в
ней должно быть сведено к минимальному. Однако эта минимизация
не избавляет преподавателя от необходимости организовывать и
контролировать ход осуществления самостоятельных занятий сту-
дентов, что особенно зримо проявляется в тех случаях, когда прихо-
дится рассматривать конкретные виды проявления самостоятельной
работы.

Анализируя и обобщая имеющиеся в педагогической литературе
подходы к рассмотрению сущности самостоятельной работы студен-
тов, можно выделить такие признаки, которые позволяют классифи-
цировать виды этой работы. Эти виды выделяются: по характеру
решаемых задач, по источникам информации, по роли преподавате-
ля, по виду учебно-познавательной деятельности студентов, по мес-
ту выполнения, по содержанию заданий. Рассмотрим эти признаки
более подробно.

1. Основными целями самостоятельной работы студентов явля-
ются:

Приобретение новых знаний;



Углубление ранее приобретенных знаний;

Обобщение, систематизация и практическое применение знаний;

Формирование практических умений и навыков;

Самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков
их использования при решении практических проблем;

Развитие у студентов внимания, памяти, методов логического
мышления, гражданских качеств и т.д.

2. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоя-
тельную работу можно подразделить на:

Репродуктивную (усвоение учебного материала);

Продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и
его использование при решении конкретных задач и ситуаций).

3. По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется
на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется
учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентиру-
ется учебным расписанием, проводится под непосредственным ру-
ководством преподавателя и включается в лекционные, семинар-
ские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различных
рода практик и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа - это различные виды
учебной, производственной, научно-исследовательской и самообра-
198


зевательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и
дополнительную.

Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде:

Выполнения заданий и упражнений при подготовке к семинар-
ским занятиям и контрольным работам;

Прослушивания аудиоматериалов;

Просмотра видеоматериалов;

Работы со справочными изданиями (словарями, справочниками,
энциклопедиями);

Чтения и конспектирования основной литературы;

Выполнения индивидуальных домашних заданий;

Выполнения курсовых и дипломных работ;

Подготовки к практике.

Дополнительная внеаудиторная работа связана с глубоким и все-
сторонним изучением предмета, совершенствованием интеллекта
обучающегося и включает в себя:

Решение домашних заданий творческого характера;

Выполнение научно-исследовательской работы;

Изучение дополнительной научной, научно-популярной и учеб-
ной литературы;

Подготовку к олимпиадам, конференциям и т.п.

4. По участию преподавателя в осуществлении самостоятельной
работы студентов она подразделяется на:

Работу под руководством преподавателя, но без его непосредст-
венного вмешательства (например, при проведении контрольных
работ);

Работу под опосредованным руководством преподавателя (через
выполнение его заданий);

Полностью самостоятельную работу (удовлетворение своих лич-
ных познавательных интересов без какого-либо участия препода-
вателя).

Преподавателю принадлежит центральное место в системе вузов-
ского образования, поскольку он выполняет государственные цели
обучения, от его деятельности зависит совершенствование научной
организации учебного процесса и учебно-воспитательной работы.

Задача преподавателя - обеспечить условия для самостоятельно-
го получения знаний из различных источников (печатное слово, уст-
ное слово, в процессе эксперимента и т.д.). Для этого необходима
определенная материальная база и соответствующее методическое
обеспечение.


Основными формами самостоятельной работы при изучении со-
циологии являются: активность на лекциях и семинарах, подготовка
рефератов, научных работ.

Лекция - одна из возможностей активизации самостоятельной
работы студента. Это проявляется в том, что, следуя логике изложе-
ния материала на лекции, студент учится осмысливать основные по-
ложения социологии, самостоятельно выделяет главные идеи, кон-
спектирует излагаемый материал, часто переводя его в систему по-
нятных ему знаков, параллельно осмысливая и запоминая получен-
ные сведения.

Восприятие лекции и ее запись - сложный процесс, который тре-
бует от студента постоянного внимания и напряжения воли на ус-
воение рассуждений лектора, обдумывание сказанного, сжатое из-
ложение материала на бумаге в удобной для восприятия форме. То
есть самостоятельная работа студента на лекции проявляется в ос-
мыслении новой информации и ее краткой рациональной записи.
Недостаточно понятые места лекции отмечаются студентом на полях
конспекта. В конце лекции он может задать вопрос и внести уточне-
ния в свой конспект.

Конспектирование лекций - сложный труд, требующий от сту-
дента определенных навыков, а от преподавателя - помощи в их
формировании. Записанная лекция позволяет глубже освоить мате-
риал, помогает студенту в подготовке к семинарским занятиям, заче-
там и экзаменам. Преподаватель должен на основе своего опыта
убедить студентов, что тот, кто не конспектирует лекцию, чаще от-
влекается, перестает слушать, теряет нить логики излагаемого мате-
риала, в результате приобретает менее прочные и полные знания.
При конспектировании сочетание прослушивания и записи обеспе-
чивает большую сосредоточенность внимания, дисциплинирует
мысль, повышает усвояемость услышанного. Навыки эффективного
ведения конспекта лекции вырабатываются постепенно, по мере на-
копления опыта самостоятельной работы.

Необходимо отметить тот факт, что многие студенты пытаются
записать лекцию слово в слово за преподавателем, а это, в свою оче-
редь, ведет лишь к механическому фиксированию услышанного и не
предполагает анализ и интерпретацию материала. В таком виде кон-
спект лекции не несет в себе ничего, кроме содержательной инфор-
мации по изучаемому предмету. Конспект лекции должен быть
кратким, понятным и содержать основные тезисы излагаемого мате-
риала, чтобы записями лекций можно было легко пользоваться в
последующем.

Таким образом, в процессе прослушивания лекции студент может
проявлять следующие виды своей самостоятельности:
200


относительно полное конспектирование лекции;

выборочное конспектирование;

прослушивание и обдумывание излагаемых вопросов;

составление опорной схемы лекции;

участие в дискуссии (если лекция носит диалоговый характер);

мысленное решение выдвигаемых преподавателем проблем.

Основной целью семинара является развитие творческого мыш-
ления, формирование научного мировоззрения, умение превращать
знания в личные убеждения. Семинарские занятия позволяют сту-
денту самостоятельно и логически мыслить, повышать культуру ре-
чи, дают навыки публичного выступления, отстаивания своей точки
зрения на поставленный и обсуждаемый вопрос. Семинар также яв-
ляется одной из форм контроля за качеством усвоенного материала,
изложенного на лекции, в учебных пособиях, рекомендованной ли-
тературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинара
пробелы в знаниях студента и своевременно их устранить.

Активное участие студентов в обсуждении рассматриваемых на
семинаре проблем предполагает умение внимательно слушать вы-
ступления своих товарищей, анализировать содержательную и фор-
мальную стороны этих выступлений, оценивать знания выступаю-
щего, дополнять или полемизировать с ним.

В процессе подготовки и проведения семинарских занятий могут
быть реализованы следующие виды самостоятельной работы:

Подготовка по всем вопросам семинарского занятия;

Подготовка реферата;

Подготовка доклада;

Подготовка к диспуту.

Студенческий реферат - это письменная работа на определенную
тему, подготовленная в соответствии с требованиями, предъявляе-
мыми к написанию научного труда, на основании изучения произве-
дения классиков науки, документов, специальных исследований,
статистических данных, статей и других современных публикаций.
Сбор материала, его написание и устное изложение способствуют
выработке навыков научно-исследовательской работы, предполага-
ют самостоятельный анализ, обработку и систематизацию материа-
ла, появляется возможность сопоставлять различные точки зрения
по выбранному вопросу и формировать свою собственную точку
зрения, аргументировать ее.

Подготовка реферата занимает важное место в системе образова-
ния и является первым шагом к самостоятельному осмыслению и
изложению материала, требует от студента выдвижения своих не-


стандартных идей и их аргументированного обоснования, подвигает
студента на путь самосовершенствования и накопления профессио-
нальных знаний, умений и навыков. То же самое можно сказать и о
подготовке докладов и научно-исследовательских работ по социоло-
гии, которые готовят студенты различных специальностей в рамках
своих студенческих конференций и конкурсов.

Научная работа требует от студента не только поисковой работы
и обобщения ее результатов, она формирует умение самостоятельно
излагать свои мысли, аргументы и выводы. Научная работа предпо-
лагает индивидуальный подход к исследуемому вопросу, наличие
широкого кругозора у студента, его стремление пойти дальше того,
что уже хорошо известно в ходе изучения учебного материала. По-
жалуй, именно в научной работе в наибольшей форме проявляется
сущность самостоятельной работы студента. Ведь здесь приходится
не только говорить текст, но и переводить его в тезисную форму,
готовиться к устному выступлению на студенческой научной конфе-
ренции, а при определенных условиях и готовить материал к публи-
кации. Так что подготовка научной работы и участие в научной
конференции являются как бы кульминацией осуществления само-
стоятельной работы.

Нетрудно заметить, что при всех видах самостоятельной работы
студентов то или иное участие в ней принимает преподаватель, ко-
торый организует, направляет и контролирует весь ее ход, за исклю-
чением лишь тех ее видов, которые представляют сугубо индивиду-
альный интерес студентов. Поэтому от методической грамотности
вузовского педагога во многом зависит и эффективность самостоя-
тельной работы студентов, ее организация и контроль.

Весь смысл самостоятельной работы заключается в том, чтобы
научить студента самостоятельно мыслить, творчески усваивать
изучаемый материал, анализировать и интерпретировать основные
положения, понятия, выдвигать свои гипотезы, идеи и решения, ра-
ботать с литературой, периодическими изданиями, искать и нахо-
дить новое знание, использовать его в практических ситуациях. При
этом, чем шире индивидуальные интересы студента, тем шире и
диапазон его самостоятельной работы. Так, естественники или гума-
нитарии могут увлекаться не только проблемами своей науки, но
проявлять интерес и к общественной проблематике. Чему и может
способствовать расширение возможностей самостоятельной работы
при изучении общего курса социологии. Здесь даже можно сказать,
что особый смысл самостоятельная работа студентов приобретает
именно при изучении социологии. В ходе ее изучения студент не
только усваивает определенную сумму знаний относительно устрой-
ства общества, законов его функционирования и развития, но и по-
202


лучает элементарные навыки изучения общественного мнения, на-
чиная от собственного социального окружения (семья, группа, кол-
лектив) до общества, в котором он живет и частью которого сам яв-
ляется. Читая художественную литературу, периодическую печать,
знакомясь с аудио- и телеинформацией, студент учится самостоя-
тельно выявлять, осмысливать и оценивать те или иные социальные
явления и тенденции, вырабатывает собственную культуру социоло-
гического мышления, без которой невозможно стать полноценным
членом современного общества, а тем более выполнять руководящие
функции.

3.3.2. индивидуальные задания по социологии

В процессе изучения социологии помимо традиционных форм
самостоятельной работы студентов, о которых речь шла выше, пред-
полагается выполнение каждым студентом индивидуального творче-
ского задания, результаты которого оформляются письменно, прове-
ряются преподавателем и докладываются на «групповой конферен-
ции», напоминающей отчеты студентов об исследовательской и
производственной практике.

Вариантами индивидуальных занятий могут быть:

Подготовка большого реферата по первоисточнику; такой рефе-
рат готовится в течение семестра и защищается на одном из по-
следних семинаров, который может быть превращен в итоговую
конференцию;

Составление научных социологических кроссвордов;

Составление тестовых заданий самими студентами по темам, изу-
чаемым в общем курсе социологии;

Составление зачетно-экзаменационных вопросов;

Создание собственных «теорий» общественного развития;

Номинация социальных проблем современного общества;

Моделирование кризисных ситуаций и путей их разрешения;

Определение имиджа руководителя;

Пробное социологическое исследование ряда социальных про-
блем;

Выявление и оценка социальных конфликтов;

Практикум по подготовке социологического инструментария;

Разработка методов социально-политической рекламы;

Составление программ исследования;

Интервью на политические темы с простыми людьми и членами
общественных организаций;

Конструирование уставов организаций;


6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.
19.

Составление текстов договоров;

Изучение политических идеалов молодежи и т.д.

Такие направления индивидуальной самостоятельной работы по-
зволяют учесть интересы каждого студента, раскрыть его способно-
сти и творческие потенции.

3.3.3. научно-исследовательская работа студентов при изучении
общего курса социологии

Хорошо известно, что студенты в рамках своих вузовских и меж-
вузовских конференций охотно участвуют в подготовке научно-
исследовательских работ, причем не только по своим специально-
стям, но и по общественным наукам, в том числе и по социологии,
подготавливая иногда весьма глубокие по содержанию работы, ко-
торые завоевывают даже призовые места на конкурсе студенческих
научно-исследовательских работ. Преподаватели должны всячески
стремиться, чтобы вовлечь студентов в этот вид научно-творческой
деятельности. Разумеется, эта работа не может носить массовый ха-
рактер, ибо не всякий студент может одновременно готовить докла-
ды по своей специальности и по общественной науке. Однако такая
возможность для него должна существовать. Наиболее эффективной
формой здесь может быть кружковая работа. Научный кружок по
интересующим студентов проблемам формируется, как правило, во-
круг преподавателя, читающего курс социологии. И хотя эта работа
носит сугубо общественный характер, тем не менее она позволяет
значительно расширить возможности подготовки специалистов с
учетом современных требований гуманитаризации системы высшего
образования.

Большие возможности для этого имеются при изучении курса со-
циологии. Студенты с большим удовольствием включаются в иссле-
довательскую деятельность по социологической проблематике, ибо
их, кем бы они не собирались стать по своей основной профессии,
живо интересуют вопросы политики и управления, маркетинга и
рекламы, семьи и брака, социальных противоречий и конфликтов,
социальной борьбы и примирения. И во многом от преподавателя
зависит процесс реализации этого интереса, объединение студентов
разных специальностей на почве их интереса к социальной пробле-
матике. Конечно, для преподавателя, да и для студента, это допол-
нительная нагрузка, но она окупается сторицей, когда на выходе
действительно формируется специалист с широким социальным
кругозором. Да иначе и невозможно компенсировать тот дефицит
учебного времени, который имеет место при изучении общего курса
социологии.


Программа работы научного студенческого кружка определяется
самим преподавателем совместно со студентами, пожелавшисми
стать его участниками. Однако можно порекомендовать некоторые
стандартные темы, которые в той или иной степени привлекают к
себе внимание современных студентов самых различных специаль-
ностей. Перечень таких тем и предлагается ниже.

Loading...Loading...