Пути повышения эффективности обучения. Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии визуализация - осознание тела

Пути повышения эффективности обучения

Рассмотрим главные пути повышения эффективности обучения:

    Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

    Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

    Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

    Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

    Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

    Сокращение времени на контроль знаний, умений и навыков учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

    Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

В своей педагогической практике использую на уроке проектор для просмотра презентаций по определенным темам. Учебное учреждение работает по стандартной классно-урочной системе. У детей старших классов по 7 уроков ежедневно. Поэтому учащимся каждый день необходимо уделять много времени на выполнение домашнего задания по 6, а иногда и 7 предметам. Некоторым предметам необходимо уделить особое внимание, а другие необходимы для общего развития. Проблема в том, что факультативы проводятся в неурочное время, дети даже после определенного отдыха, не в состоянии воспринимать материал. Я считаю, что необходимо ввести модульное обучение, при этом классы должны быть мобильными то есть у детей должно быть право выбора предмета, который им необходим для освоения профессии в будущем.

Пути повышения эффективности учебы

Что планируете сделать

Риски

1

Модульное обучение

Вести обучение модулями по отдельным предметам.

Не все предметы можно объединить в модули

2

Мобильные классы для старшей школы

Дети должны изучать основные предметы для общего развития. Но должны быть введены профильные предметы с правом выбора, причем читаться эти предметы должны не после всех уроков, а в начале учебного дня. Например, на 2-ом уроке у части детей математика, у других – право, у третьих иностранный.

Не достаточно количество детей в старших классах для организации данного способа организации учебного процесса.

3

Допрофильное обучение в средней школе

Ввести факультативы по математике, для того чтобы привить у детей любовь к изучению математики и в дальнейшем их соорентировать на выбор будущей профессии.

Возможно выбор факультатива у детей будет не осознанный, а сделан по желанию родителей.

Дистанционное обучение

Разработать дистанционные курсы по некоторым темам для самостоятельного изучения, тем самым освободить время для изучения более сложных и важних тем

Не у всех детей есть доступ к интернету, потому не все дети свогут самостоятельно изучить предложенный курс.

Кейс-технологии ,

Наглядность просто необходима. Вводить поэтапно. и

Подготовка к уроку занимает много времени, поэтому учитель может просто не успеть подготовиться к таким урокам.

инфографика

Использовать инфографику для уплотнения информации. Учащиеся наперед должны проработать тему и составить инфографику

Необходимо время для того чтобы детей научить составлять инфографику.

Симуляции (ситуативное моделирование) – это имитационные игры, которые имеют более сложное построение. Они подразумевают созданные учителем ситуации, во время которых ученики копируют процедуры (в упрощённый вариант), связанные с деятельностью социальных институтов общества. Темами могут служить экономическая, политическая и культурная жизнь общества. Это своеобразные ролевые игры с использованием чётко определённых (за законом или традицией) ролей и шагов. Их выполняют исполнители: общественные, парламентские, судовые слушанья, ассамблеи, заседания комиссий, политические дебаты и т. п. Готовя учеников к симуляции, учитель должен не только распределить роли, но и выяснить последовательность действий и высказываний каждого исполнителя (например, беря за основу обязанности судьи или главы парламента). Регламент всей симуляции строится за чётким сценарием, который должен совпадать с протекание подобной процедуры и в реальной жизни.

Хоть симуляция и является «миниатюрной» версией реальности и приближается к ролевой игре, однако она отличается от неё. Целью её является не предоставление поведения конкретных личностей, а иллюстрирование определённых явлений и механизмов (процедура принятия решения в органах местного самоуправления, механизм роста прибыли предприятия, функционирование свободного рынка). Поэтому симуляция даёт возможность ученикам глубоко вжиться в проблему, понять её из нутрии .

1. Одним из путей повышения эффективности урока (по любому учебному предмету) является создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

Периодически на страницах педагогической печати возникает проблема о перегрузке учащихся. Это объясняется порой объективными причинами (недостатки программ, перегрузка учебного плана и пр.), но есть причины, зависящие только от учителя. Рассмотрим рабочий день школьника. Обычно он проводит 5–7 часов в школе, выполнение домашнего задания даже по официальным нормам занимает от 1 до 3–4 часов. Таким образом, рабочая неделя старшеклассников составляет более 60 часов. У них почти не остается времени на занятия спортом, искусством, творческой деятельностью и пр. , а отсутствие этих видов деятельности сказывается на общем развитии учащихся. Однако, если внимательно проанализировать эту ситуацию, то можно заметить, что дело обстоит несколько иначе.

Представим, например, традиционный урок по гуманитарному предмету (история, литература и пр.): в течение 15–20 мин. учитель опрашивает двух-трех учащихся, весь класс в лучшем случае слушает. Потом около 20 мин. учитель пересказывает содержание параграфов из учебника, учащиеся опять только слушают. После этого – задание на дом и несколько вопросов на закрепление. Но в этом случае и закреплять нечего, учащиеся на уроке ничего не изучили, они только слушали, они могут лишь механически повторить полученную информацию, поэтому они вынуждены дома учить все заново, многие и дома не учат. Это пример плохого урока, но такие еще встречаются и довольно часто.

Поэтому при подготовке к уроку учитель должен не только продумать объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал. С этой целью педагоги-новаторы (В. Ф. Шаталов, например) с успехом используют опорные сигналы, схемы-конспекты и проч. средства, предотвращающие забывание. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.

2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока – это создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие-то иные приемы работы с ними. Не случайно В. Ф. Шаталов при проведении уроков ориентируется не на средних учащихся, а на слабых. У него своеобразная методика, к которой учащиеся привыкли. Он, например, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловить момент, где они чего-то не поняли. Необходимо наряду с фронтальными формами работы (работа с классом) использовать групповые формы (взаимопроверка, консультирование и пр.).

3. Следующий путь повышения эффективности урока – это наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока – это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся.
А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят, по данным И. П. Раченко, около 60 % учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся.

4. Следующий путь повышения эффективности урока – это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке . Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

Главной парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.

5. Повышению эффективности урока во многом способствует соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Рассматривая сущность процесса обучения мы отмечали, что главное здесь – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи – это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное осуществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные понятия, законы не только в процессе непосредственного изучения, но и при изучении других тем, т. е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемого предмета.

Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-матема-тические). Каждый учитель должен знать, что изучают его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.

6. Одним из своеобразных путей повышения эффективности урока является сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся , особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки. С этой целью необходимо использовать разнообразные технические средства (компьютеры, различного рода карточки-задания, анкеты с вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить словами да нет), можно использовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это делает В. Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.

7. Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а, значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

Не требуется сегодня также производить даже простые арифметические действия, для этого с успехом применяются калькуляторы. Но ведь процесс умственных вычислений способствует развитию интеллекта учащихся, поэтому каждый учитель должен способствовать формированию соответствующих навыков у учащихся на уроке.

Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности урока, которые показывают, что учитель не должен ограничиваться сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать элементарные представления об общих и частных методах познания. В процессе изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т. п.

Требования к уроку

Для реализации вышеназванных путей повышения его эффективности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку:

1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения .

Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).

Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий (педагогический эксперимент)

Общая характеристика опыта

Сущность эксперимента заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения истории посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность, создание презентаций; приобрести знания об особенностях работы с историческими источниками, умения анализировать различную информацию, работать в сети Интернет, пользоваться электронными учебниками и электронными энциклопедиями; совершать виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира.

Обновление исторического образования, появление новых педагогических технологий, внедрение которых немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов, крайне важно для подрастающих поколений. Выпускник XXI в. будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому и возникла потребность превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него качества, необходимые для успешной интеграции в общество.

Актуальность опыта не вызывает сомнений, поскольку позволяет разрешить противоречия, возникающие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, с теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, полезные практические навыки, самореализоваться; между базой знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности.

С целью разрешения противоречий возникла необходимость повышения эффективности исторического образования, которая позволит поставить во главу угла педагогического развития личности непосредственное участие учащихся в выработке стратегии и тактике учебной деятельности, обеспечить индивидуальное продвижение учащихся, создать исследовательскую атмосферу урока, позволит развивать творческие способности личности.

Итак, основная цель работы с учащимися - определение путей повышения эффективности обучения истории на основе широкого внедрения информационных технологий. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

  • 1. развитие учебно-информационных навыков;
  • 2. повышение уровня обученности учащихся за счёт обеспечения индивидуального продвижения и применения активных методов обучения;
  • 3. расширение исторического кругозора за счет включения в изучение исторических процессов документального материала, видеоматериалов, ресурсов сети Интернет;
  • 4. воспитание информационной культуры.

Теоретической основой опыта является теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю. К. Бабанского, в частности, выделенные им общие способы оптимизации обучения, такие, как комплексное планирование задач, конкретизация всех компонентов учебного процесса, выделение главного, существенного, дифференцированный подход к ученикам, сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего для данной ситуации, оперативная коррекция методов, средств и форм обучения, ориентация на экономное расходование времени, условий и средств. Однако достичь наивысших результатов при наименьших затратах времени возможно лишь при наличии высокого познавательного интереса. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всём остальном, необходим комплексный подход. Познавательный интерес - один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счёт деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в рамках исторического образования. Структура учебной деятельности в общей структуре деятельности (А. Н. Леонтьев) представлена тремя основными компонентами: учебная задача; учебные действия и операции; действия оценки и контроля (В. В. Давыдов, А. К. Маркова Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983. - С. 45., Д. Б. Эльконин и др.). Учебная задача представлена как цель учебной деятельности, сформулированная перед учащимися в виде обобщённого задания на предметной основе. Учитывая, что использование приёмов исследовательской и учебной деятельности в обучении способствует развитию учащихся и овладению методами познания, оптимизации процесса обучения по времени, а также формирует у школьников навыки учебного труда, было предположено, что сочетание этих двух видов деятельности будет способствовать повышению эффективности процесса обучения учащихся истории. Применение компьютерных технологий на уроках истории повышает качество образования через оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе средств мультимедиа.

Отсюда ведущей педагогической идеей опыта является концепция интерактивного обучения на основе внедрения информационных технологий, так как средства мультимедиа способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог.

При этом компьютер используется на всех этапах обучения:

  • - как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
  • - как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков;
  • - как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности;
  • - как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
  • - как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
  • - для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Ведущими принципами педагогической деятельности являются:

  • 1. Опора на субъективный опыт учащихся.
  • 2. Учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы, класса и каждого ученика в отдельности, как в личностном развитии в целом, так и во владении компьютером в частности.
  • 3. Системность использования компьютера на уроках разных типов.
  • 4. Установление взаимосвязи материалов электронных учебников и других средств мультимедиа с традиционным учебником.
  • 5. Организация сотрудничества учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценку, как процесса, так и результата обучения.
  • 6. Реализация творческих возможностей ученика.
  • 7. Организация самоконтроля по этапам работы в соответствии с объективными требованиями.
  • 8. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

Новизна опыта состоит в комбинации известных методик и в усовершенствовании некоторых сторон процесса обучения, в том, что он позволяет увидеть пути повышения эффективности преподавания истории посредством включения информационных технологий в каждый урок и во внеклассную деятельность.

Трудоёмкость опыта заключается в отборе материала для каждого урока и необходимости обучения учащихся новым для них видам деятельности. коммуникационный электронный обучение познавательный

Доступность опыта проявляется в том, что выпущено достаточно много средств мультимедиа по истории, поэтому каждый учитель имеет возможность в контексте изучения всемирной истории их использовать и тем самым повышать интерес к истории, оптимально строить учебный процесс.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ средние школы №№

Работа по теме опыта была организована в 7-х - 11-х классах. При решении задач исследования и проверке результатов опыта использовался ряд взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов.

  • 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование, проектирование, обобщение, научное прогнозирование.
  • 2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок; опросно-диагностические методы, включающие анкетирование, тестирование, интервьюирование; обобщение собственного опыта и опыта передовых учителей; анализ результатов письменных самостоятельных, контрольных и творческих работ учащихся; опытно-экспериментальная работа.
  • 3. Математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Перед началом работы у учащихся были исследованы учебно-информационные навыки по методике П. И. Третьякова, несколько модифицированной на подготовительном этапе эксперимента.

Методика определения уровня обученности школьников (автор П. И. Третьяков)

Уровни обученности, согласно П. И. Третьякову, таковы.

  • 1) Различение . Ученик только отличает данный учебный элемент от аналогов. Остановка на этом этапе означает, что в дальнейшем ученик сможет лишь констатировать, что знания были получены, но не сможет их воспроизвести. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.
  • 2) Запоминание . Обучающийся может пересказать содержание учебного материала механически, отвечает на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.
  • 3) Понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.
  • 4) Простейшие умения и навыки . Характеризуется тем, что умения проявляются как закреплённые способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведённые до автоматизма. Обучающийся умеет применять на практике полученные знания, решает учебные задачи на основе усвоенных законов и правил, а также алгоритмов деятельности, вскрывает причинно-следственные связи.
  • 5) Перенос. Предполагает обобщение, перенос ранее освоенных закономерностей в новую ситуацию, решает проблемные учебные задачи, в том числе и нетрадиционными способами.

Кроме того, существует и другая классификация уровней обученности: катастрофический, критический, допустимый, или тревожный, и оптимальный. Следуя методикам П. И. Третьякова и Н. Н. Решетникова, в диагностический анализ введено четыре уровня обученности учащихся:

  • 1. оптимальный (красный цвет) - с заданиями справляются 95-100 %;
  • 2. тревожный (зелёный цвет) - 75-94 %;
  • 3. критический (синий цвет)- 55-74 %;
  • 4. катастрофический (жёлтый цвет) - ниже 55 %.

Диагностика по индикатору «Отношение к предмету «История» была построена на основе анкеты для учащихся 7-х - 11-х классов «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам», представленной в работе П. И. Третьякова.

  • 1. Укажите Ваш пол.
  • 2. В таблицах 2, 3 укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4 - всегда;
  • 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.

Оценка уровня интереса к предмету: 1,6-2,6 (40-64 %) - низкий уровень; 2,7-3,4 (65-84 %) - достаточный уровень; 3,5 и более (более 85 %) - оптимальный уровень.

Методика обработки анкеты

  • 1. Для каждого ученика вычислить средний балл по каждому критерию.
  • 2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе критериев и соотнести с числом анкетируемых.
  • 3. На основании полученных данных построить диаграммы уровня интереса к предмету:

Начальный период работы с детьми характеризовался следующими показателями: Допустимый уровень обученности имели 32 % учащихся 10-х - 11-х классов, 24 % - 7-х - 9-х классов, критический - 44 % учащихся 10-х - 11-х классов и 60 % - 7-х - 9-х классов, оптимальный - 24 % учащихся 10-х - 11-х классов и 16 % учащихся 7-х - 9-х классов. Уровень интереса учащихся к предмету история также оказался в целом невысоким: низкий уровень - у 50 % старшеклассников и 63 % 7-х - 9-х классов, достаточный - у 29 % старшеклассников и 26 % учащихся 7-х - 9-х классов, оптимальный - у 21 % и 11 % учащихся 7-х - 9-х классов. Предполагаемые причины сложившейся ситуации: 1) недостаточное использование педагогами природного потенциала учащихся; 2) недостаточное использование педагогами развивающих технологий; 3) низкий уровень учебной мотивации учащихся. С учащимися, имеющими критический уровень, была организована дополнительная работа по их развитию.

Технология опыта

Педагогами и методистами были намечены пути реализации концепции интерактивного обучения на основе внедрения информационных технологий:

  • - вводить мультимедийные средства в перспективное планирование через выделение специального раздела в тематическом плане;
  • - определить цели, задачи, содержание деятельности по теме опыта;
  • - определить виды деятельности по возрастам в урочное и внеурочное время;
  • - спрогнозировать результат обучения;
  • - определить методику работы на уроке и во внеурочное время.

Осуществлялся отбор методик, с помощью которых осуществляется мониторинг учебного процесса. Отслеживание результатов проводилось по трём параметрам:

Параметр

Чем измеряется

Как измеряется

Сроки проведения

Обученность

Контрольно-методические срезы по методике П. И. Третьякова.

Тематические итоговые контрольные работы.

Нулевой срез.

Четверть

Полугодие

Обучаемость

  • 1-й уровень
  • 2-й уровень
  • 3-й уровень

Контрольно-методические срезы по модифицированной методике П. И. Третьякова и И. Б. Сенновского.

Сентябрь

Уровень развития

общеучебных умений и навыков

Мыслительные.

Информационно-коммуникативные.

Организационные и рефлексивные.

Контрольно-методические срезы на сформированность навыков. Наблюдения на уроках и при самоподготовке.

Сентябрь

К мыслительным общеучебным умениям и навыкам в данном случае были отнесены умения: 1) разделять процессы на этапы, звенья; 2) выделять характерные причинно-следственные связи; 3) определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; 4) сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; 5) определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; 6) комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

К числу информационно-коммуникативных были отнесены следующие ОУУН: 1) передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, в соответствии с целью учебного задания, 2) проводить информационно-смысловый анализ текста; 3) использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 4) создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно); 5) составлять план, тезисы конспекта; 6) владеть монологической и диалогической речью, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); 7) приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы; 8) и др.

Под организационными и рефлексивными ОУУН понимались умения учащихся: 1) самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), 2) оценивать её результаты; 3) определять причины возникших трудностей и пути их устранения; 4) осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Была разработана программа работы учителя истории с применением компьютерных технологий:

  • - проведение уроков с использованием медиаресурсов;
  • - организация работы по созданию ученических презентаций;
  • - осуществление контроля качества знаний учащихся, как итогового, так и текущего;
  • - организация проектной деятельности учащихся;
  • - организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям в урочное и внеурочное время.

Были предусмотрены следующие виды деятельности:

  • - знакомство с историческими событиями, которое сопровождается показом видеофрагментов, фотографий;
  • - изучение истории культуры через показ репродукций картин художников, «посещение» крупнейших музеев мира;
  • - изучение нового материала и обобщения на основе демонстрации графического материала (таблицы, схемы);
  • - работа с картой, которая предусматривает её «оживление»;
  • - «погружение» с помощью видеоматериалов в историческое пространство и историческое время;
  • - активизация учащихся с различными типами восприятия за счёт прослушивания различного рода аудиозаписей, просмотра видеофрагментов, одновременного прочтения и прослушивания.

Компьютер при этом не только восполняет недостаток информации, но и даёт возможность стать участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов, участвовать в творческих проектах.

  • · мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории, которые обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта и предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся;
  • · электронные библиотеки по курсу истории, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные виды познавательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную. В состав электронных библиотек входят тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов, фотографии, анимации, таблицы, схемы, диаграммы, графики, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы;
  • · электронные базы данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для фронтальной и индивидуальной работы. Эти программные продукты включают в себя комплекс заданий по истории и системы комплектования тематических и итоговых работ, с учётом индивидуальных особенностей учеников;
  • · игровые компьютерные программы. Они используются для внеклассной работы.

Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Достоинствами их является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видеофрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что, в конечном итоге, отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

При этом урок предполагает несколько стадий в изучении материала:

  • 1) Информационная стадия, в процессе которой ученику предлагаются готовые исторические понятия, но без неё невозможно обучение исследовательским навыкам, так как, по мнению Л. С. Выготского, осознание проходит через усвоение научных понятий. На этом этапе у учащихся формируется понятийный аппарат.
  • 2) Мотивационная стадия. Её главная задача - вовлечение в процесс обучения, принятие учащимся учебной задачи. Большую роль здесь отводится проблемным вопросам, логическим заданиям, заданиям на сравнение текстов, работе с картами, документами, таблицами.
  • 3) Диалогическая стадия. Она строится на высказывании мнений, диалоге. Организуется в форме работы в группах. Включает в себя поиск компромиссов, формирование выводов, обобщений.
  • 4) Проективная стадия, предполагающая групповую проектно-исследовательскую работу. Эта стадия допускает минимальную роль учителя.

Отбор методов обучения на уроке также соответствует поставленным задачам и предполагает активную позицию ученика. Урок сопровождается презентацией, подготовленной учителем совместно с учащимися (Приложение № 2).

В процессе педагогической деятельности учитывались рекомендации психолога И. А. Зимней, которая предлагает для повышения эффективности обучения учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение уже имеющихся в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Лёгкий материал не вызывает интереса. Однако трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, поэтому необходимо научить школьника пользоваться имеющимися ресурсами, помочь ему приобрести необходимые учебно-информационные навыки, навыки работы с различными программами и различными ресурсами, элементарные навыки создания собственных ресурсов.

Эмоциональная окраска достигается за счёт включения в процесс обучения ярких эпизодов исторического прошлого в сочетании с живым словом учителя Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2001. - С. 226..

Активные методы обучения. Необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности с применением мультимедийных и аудиоучебников, ресурсов Интернета, тематических компакт-дисков. Активную поисковую деятельность, к примеру, можно организовать по материалам Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Например, обращаем внимание учащихся на термин «хроника» и просим объяснить его с помощью «Словаря» БЭКМ. Ученики находят разъяснения в «Толковом словаре иностранных слов Л. П. Крылова» БЭКМ. По ходу работы с материалами энциклопедии предлагаем им составить конспект (хронологический - оценка «4», синхронистический - оценка «5»).

Хронологический конспект «Главные события Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.»

Синхронистический конспект «Главные события Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.»

На уроке учащиеся работают в индивидуальном режиме. Учитель выполняет роль консультанта, направляет, корректирует учебную деятельность учащихся. В качестве консультанта иногда выступают школьники. С этой целью даются индивидуальные задания:

Для организации диалогической стадии урока, для побуждения к высказыванию мнений была предусмотрена работа в группах. Она включает в себя поиск компромиссов, формирование выводов, обобщений на основе представленных на экране мультимедийного проектора различных точек зрения на одну и ту же проблему. К примеру, даются три точки зрения на начало и основные этапы Гражданской войны в России 1917 - 1922 гг. и вопросы для обсуждения.

1) По Александру Данилову:

2) По Юрию Полякову:

3) В советской историографии:

Вопрос для обсуждения: Каков подход историков к анализируемому событию: к началу, к этапам гражданской войны? Аргументируйте ответ.

Возникает диалог, и рождаются новые аргументы в анализе события.

На основе информационных технологий проводились уроки-практикумы. Для этого, при использовании дифференцированного подхода, составлялась система заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нём изученных фактов, событий, явлений, заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста, составление простого плана по известному ученикам типу.

На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нём основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учениками для раскрытия изучаемой темы); составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем, подготовка небольших рефератов, докладов.

На творческо-поисковом уровне предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, положений нескольких документов; выявление линий сравнения таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, подготовка творческих сочинений См.: Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся//Учитель. - 2004. - № 6. - С. 76-80; 2005. - № 2. - С. 67-72..

Урок-практикум проводится с целью показать, что исторический документ - главный источник исторических знаний, научить школьников работать с ним. Нетрадиционная форма урока даёт ряд преимуществ, как для ученика, так и для учителя. Суть их заключается в следующем: электронная форма документов снижает психологическое напряжение, вызванное условиями работы с новым источником, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем во время обычного практикума. Учитель, со своей стороны, во время практикума только направляет учащихся, помогая им формулировать ответы на поставленные в начале урока вопросы Кузина А. Учебные задачи на уроках истории//Учитель.2002. - № 6. - С. 24-25.. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил, а также времени, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося.

В 10-х - 11-х классах проблема оптимизации обучения истории осложняется концентрической системой построения курса, принятой в школах, где проводился данный педагогический эксперимент. С учётом сокращения часов, отводимых на преподавание истории, становится понятно, что изучать различные исторические периоды можно только бегло. Известно, что к 10-му классу многие ученики забывают фактический материал, и изучать историю на проблемном уровне (как предполагает третий концентр) достаточно сложно. У учеников зачастую нет ни времени, ни желания восполнить «потерянные» знания, в частности, из-за перегрузок, которые испытывают ученики старших классов. Обычно дополнительно занимаются историей те ученики, которым это нужно для поступления в ВУЗы См.: Островский О. Б. О формировании интереса учащихся к истории//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 10. - С.17-27.. Повысить интерес к предмету и эффективность обучения в ходе эксперимента удавалось через создание мультимедийных презентаций. Устойчивый интерес, который проявляли в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:

  • - необычностью предложения, которое само по себе привлекательно;
  • - необходимостью работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;
  • - возможностью использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;
  • - публичностью защиты, т. е. тем, что работа будет оценена не только учителем. Такая открытость результатов повышает у школьников чувство ответственности за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку учащихся, с другой стороны;
  • - создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества, что само по себе привлекательно для старшеклассников;
  • - для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.

Презентации создавались как подведение итогов пройденного материала, при изучении нового материала, как подбор медиаресурсов к определённой теме урока, при помощи которых можно «конструировать» урок, создавать контрольные тесты. Для создания презентаций учащиеся объединялись в микрогруппы, что дало возможность работать в сотрудничестве, а значит, взаимно обогащать друг друга. При создании таких групп, разумеется, учитывались уровень общеобразовательной подготовки учащихся по истории и взаимные симпатии и антипатии школьников, чтобы те чувствовали себя комфортно. Что касается ролей, то они могут быть следующими:

  • 1. Главный редактор - распределяет работу, контролирует процесс создания презентации.
  • 2. Редактор текста - подбирает, редактирует текст, создаёт текстовые файлы.
  • 3. Редактор программы EXCEL - создаёт диаграммы, графики, таблицы.
  • 4. Редактор программы POWER POINT - вставляет в текстовые файлы звук, фото, видеофрагменты.

Каждый учащийся осуществляет поиск информации в различных источниках по своему «профилю». Главный редактор изучает возможности информационной среды для поиска необходимой информации, получает консультацию учителя (или же получает её в информационном центре школы).

Следующий этап - определение темы, целей и прогнозируемых результатов деятельности учащихся. Тема определяется учителем. Любая работа начинается с постановки цели. Так, например, при изучении темы «Смутное время в России», учащимся было предложено подготовить презентацию для урока изучения нового материала. Конкретные вопросы по теме касались деятельности русских монархов эпохи Смутного времени. От учащихся требовалось:

  • - знать основные события Смутного времени;
  • - уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в различных источниках, анализировать и отбирать главное, грамотно и лаконично оформлять мысль, воплощая её в тексте файла, формировать собственную позицию, то есть проявлять творчество.

Изучая вопрос смены правителей, учащиеся обращались к причинам этого явления и основным событиям. В процессе работы школьники учились сотрудничать, сосредотачиваться над работой, сопоставлять свои знания и умения с тем, что знают и умеют товарищи, согласовывать свои действия.

При работе над презентацией использовались обычные для традиционной школы печатные ресурсы, которые можно задействовать для создания текстовых файлов, сканировались рисунки, фотографии. Кроме того, были даны рекомендации по поиску информации в следующих мультимедийных продуктах и сети Интернет: «Энциклопедии истории России. 862 - 1917» (комплексное справочное издание) и сайте «Смутное время на Руси». При этом поощрялся поиск собственных источников информации.

Большой интерес проявили учащиеся к работе над презентациями-«конструкторами». В этом случае, работая над презентацией, ученики создают систематизированный набор иллюстраций, статистических данных, описаний, подборку документов к определённой теме программы. Из полученного материала можно конструировать уроки в разноуровневых классах и разных параллелях по одинаковым темам. Такие задания можно давать и после изучения темы как демонстрационный материал для повторения пройденного материала, и как опережающее задание при подготовке к новому уроку. Привлекательны эти задания тем, что результат работы можно использовать в основной и средней школе в ходе изучения совпадающих тем. При этом у учащихся повышается чувство ответственности за результат работы, так как им предлагается провести вместе с учителем урок изучения нового материала в классе основной школы. В сущности, создаётся своеобразная база данных по определённой теме программы. Презентацией она является потому, что учащиеся должны представить ученической общественности (классу) оформленные результаты своего труда. При этом, учитывая все требования к мультимедийным ученическим презентациям, учащиеся должны ответить на вопросы, если они возникнут (требование избыточности). Например, в курсе всеобщей истории в разных параллелях есть близкие темы «Великие географические открытия и их последствия» (6-й класс) и «Великие географические открытия и начало колониальной экспансии» (10-й класс), где одним из вопросов является освещение доколумбовых цивилизаций Америки. Иллюстративный материал по этому вопросу достаточно скуден. Поэтому в ходе эксперимента ученикам было предложено создать презентацию, основанную на иллюстративном материале по теме «Цивилизации доколумбовой Америки». Задание дано было трём группам по следующим темам: «Цивилизация майя», «Ацтекская цивилизация» и «Цивилизация инков». Для учеников 10-х классов такая работа предполагает повторение базовых знаний по теме; самостоятельный поиск информации, анализ и синтез полученных данных при создании презентации; применение полученных знаний на практике. При создании презентаций вырабатываются требования к информации, тексту, оформлению работы, представлению работы (Приложение № 1).

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и повышения эффективности обучения, является проектный метод. В ходе педагогического эксперимента был обогащён опыт использования компьютерных технологий в проектной деятельности школьников. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска позволили повысить эффективность обучения, так как в ходе ученического исследования самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Использование информационных технологий позволяют создать условия, способствующие саморазвитию личности ученика. Каждый учебный год следует организовывать исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основная цель исследовательской деятельности по истории видится в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т. е. способность учащихся выделять события из потока информации, критически их оценивать, подвергать анализу источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивалось как дополнительная работа во внеурочное время. Тематикой исследования стал курс истории России, где на выбор было предложено более 50 тем. С каждым учащимся тема обсуждалась, дорабатывались вопросы исследования. Определить учебную проблему, в ходе решения которой тот или иной школьник максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, оказалась достаточно сложно. На данном этапе задача педагогов, участвовавших в проведении эксперимента, состояла в том, чтобы помочь сделать выбор, который он считал бы своим. При выборе темы исследования крайне важно учитывать наличие литературы и других источников информации, так как её недостаток приведёт к тому, что некоторые работы окажутся поверхностными См.: Гольденберг М. Л. Технология метода проектов при обучении истории//Преподавание истории в школе. - 2001. - № 4. - С.71-72; Кочетов Н. С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). - Волгоград, 2002. - С. 4-5.. Работами, которые можно выделить из общего ряда, оказались те, авторы которых активно использовали компьютерные технологии. В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей информационных технологий стали: ресурсы сети Интернет; обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт; создание презентаций со звуковым сопровождением, фото- и видеомонтажом.

Таким образом, овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией - одна из целей современного образовательного процесса. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать информационные технологии. Одним словом, они позволяют оперировать большим объёмом информации и работать со значительной скоростью, притом не в ущерб качеству, тем самым способствуя лучшему усвоению материала, оптимизации учебного процесса и, разумеется, усилению мотивации учащихся к учебной деятельности. Развитию мыслительных и информационно-коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, более всего способствует применение в процессе обучения истории метода проектов, предполагающего самостоятельный поиск (в том числе в Интернете) и анализ информации, преобразование её в форму, адекватную учебной задаче.

Светлана Федосеева
Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии

«Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии»

Выполнила: воспитатель 1 категории

Федосеева С. Н.

Мы проводим на работе

Лучшую часть своей жизни.

Нужно научиться работать так,

Чтобы работа была легка и

Чтобы она была всегда

Жизненной постоянной школой.

А. К. Гастев.

В современном обществе ребенок все раньше знакомится с новыми технологиями, так как все чаще используются планшеты, смартфоны и компьютеры. Однако достижения современности можно использовать с пользой в образовательных целях. Поэтому, в последнее время, все чаще применяется внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую

очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных

способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный

уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных

средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений

в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические

инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные

элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

Усвоением максимального объема знаний;- максимальной творческой активностью;- широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество); - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся

в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его

способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных

процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов

дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,

коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам

приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию

познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологий в ДОУ обусловлено тем, что яркие цвета и реалистичная картинка быстро завладевают вниманием ребенка. И это неудивительно, так как дети проще воспринимают активный движущийся материал. Современные технологии пока что не заменяют использование книжных иллюстраций и других классических методик. Однако, для большей эффективности обучения, а также для более продолжительного удержания внимания ребенка, разрабатываются новые подходы. И использование инновационных образовательных технологий в ДОУ - не исключение.

Инновационные образовательные технологии способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, дети приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные технологии обучения и воспитания в ДОУ имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать образовательную деятельность, что дети вовлекаются в образовательный процесс. Выполнение задании, познание нового приносит детям радость, пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1.

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационных технологий много:

Технологии проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология портфолио дошкольника и воспитателя

Игровая технология

Технология «ТРИЗ» и др.

Инновационные технологии проектной деятельности

Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Технология исследовательской деятельности

Воспитывается потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;развивается творческая активность познавательных процессов; учатся решать исследовательские задачи, применять новые инновационные методы и средства.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Информационно – компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.

Информационно – компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:

1.

Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).

2.

Улучшение речевого продуцирования.

3.

Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.

4.

Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).

5.

Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).

6.

Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.

7.

Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)

8.

Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.

9.

Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

10.

Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Работа с педагогами и родителямисиспользованиемИКТ:

Сетевое общение

Использование информационных интернет – ресурсов.

Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

Использование мультимедийных презентаций.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при работе с родителями происходит:

Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

Участие в работе сетевых обсуждении и получения информации;

Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;

Поиск на сайтах необходимых информационных материалов;

Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.

Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:

Сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации

Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде

Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).

Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности

Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии можно поставить во главе всей системы воспитательно-образовательной работы:

Обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,

Бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

Реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка

Формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка

Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений

Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Инновационная технология «Портфолио».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки детей и результативности работы.

Инновационная Игровая технология

Воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия

Способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками

Формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

Совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно-образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих эмоционально – волевую сферу дошкольника.

Технология «Триз».

«ТРИЗ» - использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Цель использования технологии «ТРИЗ»:

Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.

Основные критерии в работе с дошкольниками:

Доходчивость и простота в подаче материала педагогами

Использование игровой среды

Использование многочисленных ресурсов

Инновационная образовательная технология «Мнемо-технология»

Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемо-технологии»

Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением

Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников

Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучиванию стихотворений

Таким образом, подведём итог. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Средства повышения эффективности процесса обучения

Н.А.Сурина

Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения иностранному языку. Младших школьников условно можно разделить на две группы, обладающие специфически­ми качествами, которые способствуют эффективному обучению или препятст­вуют ему.

К первой группе относятся учащиеся, которые способны к имитации, обладают хорошей памятью, имеют детскую непо­средственность и уникальную предрас­положенность к усвоению языка.

Дети второй группы не умеют скон­центрироваться, неусидчивы, быстро утомляются, не обладают аналитическим мышлением.

Решая задачи, возникающие в про­цессе обучения детей младшего школь­ного возраста, я по возможности стараюсь выявить природные наклонности ребенка к языку через непосредственное общение на простом уровне (Hello , What is your name ?). Это требует определенного профессионального умения.

Говоря о преподавании иностранного языка детям, я не могу обойти внима­нием такой фактор, как мотивация. Любые ошибки и просчеты первого года обу­чения можно исправить впоследствии, а вот отсутствие твердой установки на обучение, интереса к предмету — верный зародыш конечного провала.

Я считаю ошибочным чрезмерное внимание в начальных классах к каче­ству произношения (грубые ошибки, конечно, не в счет). Исправить недостат­ки, «навести лоск» можно значительно позже. Кропотливая работа над произно­шением в первый год обучения отнимает много времени, и при этом зачастую еще и травмирует учеников, что идет вразрез с главной целью этого этапа — создание мотивации.

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности при­сущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой дея­тельности ребенка. Редкий ребенок оста­ется равнодушным к игре, в которой участвует вся группа: правильно органи­зованная игра обеспечивает эффектив­ность усвоения того языкового явления, на котором она основана.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторо­ ну, быть незаметным — с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре дети. В ходе игры учитель не исправляет ошиб­ ки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры — создать доброжелательную атмо­сферу и ситуацию успеха для учащихся.

Мастерство преподавателя состоит в том, чтобы игры имели элемент случайного исхода с тем, чтобы победителями не оказывались каждый раз одни и те же дети (в силу своего превосходства в общем развитии, степени владения языком и т.д.).

Примеры игр:

    Игра «Запретное число»

Речевая задача: тренировать учащихся в счете.

Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «за­претными», например, четные числа, или числи­тельные, которые делятся на «3». Учащие­ся по очереди считают, вместо «запретно­го» числа ученик хлопает в ладоши.

Игра проводится в быстром темпе, учи­тель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся послед­ним.

    Игра «Animals «(«Животные»)

Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреб­лении личных местоимений с глаголом to be .

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участ­ник в маске животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (жест с указанием на себя).

Р 1 : Не is a rabbit. I’m a monkey.

Р 2 : Не is a monkey. I ‘m an elephant . Etc .

Если я замечаю, что внимание первоклассников рассеивается, что дети немного устали, то предлагаю физкультми­ нутки .

Наши дети очень любят физкультми­нутки на английском языке. Для этой цели я использую рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различ­ные упражнения.

Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Примеры физкультминуток:

1) Hands up , hands down , hands on hips , sit down .

Hands up, to the sides, bend left, bend right.

One, two, three hop! One, two, three stop!

Stand still!

2)

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,

And eyes, and ears, and mouth, and nose,

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

3) Включаю музыку и под счет на английском языке делаем физические упражнения. Ученики могут делать упражнения, назы­вая и показывая действия, которые они вы­полняют.

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться еще на одном — пении. Обращаясь к пению на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстети­ческий и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

Для лучшего запоминания формы глагола to be , мы с ребятами поем песенку «I Am , He Is «(на мотив песни «В лесу родилась елочка»).

I Am, He Is

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

Песню я использую

    для фонетической зарядки на на­чальном этапе урока;

    с целью отработки звуков и инто­нации;

    на этапах введения и закрепления грамматического материала;

Особое место в практике работы с детьми я отвожу нетрадиционным методам — методу проектного обучения. Он имеет свои специфические особенности, связанные с возрастными и индивидуальны­ми возможностями ребенка.

В чем же заключается специфика ис­пользования проектной методики? Конечно, первоклассники еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовывать проект. Но если проект представлен как смодели­рованная игровая ситуация, в которой младшие школьники выступают не пассивными наблюда­телями, а активными творцами, то овладе­ние языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная зада­ча не обозначена. Так, например, ребятам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие фрукты предпочи­тают педагоги. Опрашивая взрос­лых, ребенку приходится неоднократно за­давать им вопросы: «What fruits do you like ?»

Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю информа­цию, они вместе с педагогом выясняют, ка­кие фрукты любят взрослые. Та­ким образом, у ребенка, самостоятельно до­бывающего нужную информацию, ненавяз­чиво происходит закрепление необходимой английской лексики и речевых образцов.

Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном-двух занятиях. В каждом классе встречают­ся ребята, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревож­ные дети, ребята-лидеры и т.д. В проекте могут прояв­лять себя абсолютно все. Даже самые за­стенчивые и малоактивные дети вовлека­ются в продуктивную деятельность, стре­мясь внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно предпо­лагает какой-то реальный результат (аль­бом, выставку, миниспектакль и т.д.).

Хочется еще сказать о том, как надо исправлять ошибки учащихся. Лучшим критерием оценки может быть языковой рост каждого ребенка, замеченный учителем. Необходимо поддерживать в детях чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языку чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.

Оценивая работу детей на уроке, обращаю внимание как на самых слабых, так и на самых сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.

Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, кото­рые потребуют работы мысли и воображения.

Настойчивое исправление ошибок на начальной стадии обучения может иметь отрицательные последствия: из-за бояз­ни ошибиться дети теряют чувство уве­ренности, они стараются говорить только то, в чем уверены. Стремление добиться языкового совершенства мешает про­цессу общения. Конечно, есть ситуации, когда поправка учителя необходима, чтобы дети знали, как следует правильно выразить ту или иную мысль.

Когда ребенок сделает ошибку, я сразу же даю ему сигнал об этом — особым выражением лица, жестом и т.п. Прежде чем предпринимать что-либо еще, необходимо выдержать паузу. Если ученик сможет исправить себя сам, тогда ничего больше говорить не стоит. Основной принцип коррекции ошибок — «Исправь себя сам!».

Таким образом, меняя содержание и форму, мы добиваемся того, что эти элемен­ты по-прежнему привлекательны для уча­щихся и остаются «ярким пятном» урока.

На мой взгляд, вышеописанные средст­ва и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.

Loading...Loading...