Успешность в обучении младших школьников. Взаимосвязь успешности обучения и мотивации достижений Что является основой успешного обучения

Методическая разработка:

«Факторы, влияющие на успешность обучения учащихся »

педагог дополнительного образования

МОУ ДО «Центр внешкольной работы»

Серпуховского муниципального района

Московской области

Шатурная Светлана Ивановна

Неуспеваемость школьников возникает в результате действия различных факторов:

1.Психологические факторы.

уровень умственного развития детей. Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития.

У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой зависит успешность учебной деятельности. А успешность учебной деятельности отражается на всех сторонах личности - эмоциональной, мотивационной, волевой, характерологической. В определенной мере умственное развитие имеет место вследствие естественного созревания мозга, что является обязательной предпосылкой психического развития в целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием - обучения и воспитания.

Для педагога это является главной задачей для работы с учащимися – обучение и воспитание как в школьной, так в во внеурочной деятельности.

2. Нейропсихологические факторы:

В педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, усвоение школьной программы для которых представляет трудности. Своевременное выявление причин, соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в хроническую неуспеваемость, что в свою очередь снижает вероятность возникновения у ребёнка нервно-психических и психосоматических расстройств, а также различных форм девиантного поведения, развивающегося на основе стрессовых состояний.

Все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур. Можно назвать две основные причины их несформированности.

Первая причина связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребёнка. К такому отставанию в развитии психики приводят, в частности, условия социальной среды, в которой растет ребёнок.

Вторая причина в специфике морфогенеза ребенка: в неравномерном созревании мозговых зон, влияющих на формирование функциональных систем, обеспечивающих те или иные психические функции. Таким образом, трудности формирования каких-либо психических действий в процессе обучения могут быть связаны как с морфогенезом, так и с функциогенезом мозга.

В обобщенном виде можно представить четыре варианта причин школьной неуспеваемости, связанных с онтогенезом мозга ребенка:

1) требования учебного процесса не совпадают по времени со стадией нормального анатомического и функционального развития мозга; требования опережают возрастную готовность к выполнению поставленных перед ребёнком задач;

2) отставание в анатомическом развитии отдельных мозговых структур, или гетерохрония развития.

3) даже при нормальном морфологическом созревании может не складываться соответствующий уровень функционирования структур мозга;

4) не проработаны взаимодействия между различными структурами или между психическими процессами.

3. Психолого - педагогические факторы:

Фактором, влияющим на успешность усвоения знаний детьми, на их успеваемость, является психолого-педагогический фактор, составляющими которого выступают возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе, и дидактико-методическая система, в рамках которой будет осуществляться школьное обучение.

Эффективным может быть то обучение, которое учитывает психологические особенности ребёнка. Великий Я. А. Коменский ввел в дидактику принцип природосообразности, согласно которому момент начала школьного обучения ребёнка должен быть точно согласован с периодом его наилучшей готовности к нему. И таким периодом является возраст 6–7 лет. Начало школьного обучения в более раннем или более позднем возрасте не будет столь эффективным.

Другой составляющей психолого-педагогического фактора является та дидактико-методическая система , в рамках которой осуществляется школьное обучение.

Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей .

Главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием - обучения и воспитания. И здесь наиважнейшее значение имеет школьное обучение, в процессе которого через усвоение системы научных знаний развиваются процессы мышления ученика, приводя в действие собственные внутренние процессы саморазвития.

Главной задачей школьного обучения должно быть призвано формирование структурно организованных, внутренне расчленённых когнитивных структур, являющихся психологической базой приобретаемых знаний. Поэтому в процессе школьного обучения ребёнку нужно не просто сообщить сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя путями:

Целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся;

Предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом формирования когнитивных структур, что приводит к повышению качества мыслительной деятельности.

Оказывая существенное влияние на школьную успеваемость, умственное развитие не всегда однозначно определяет школьные успехи или неуспехи ребенка, часто влияют и другие внешние факторы. Это свидетельствует о многообразии причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития - только один из них.

Следующим фактором, влияющим на успешность школьного обучения, обуславливающим ряд школьных трудностей, является психологическая готовность к школьному обучению.

Речь идет о кардинальной перестройке всего образа жизни и деятельности ребёнка, о переходе к качественно новой стадии развития, что связано с глубокими изменениями всего внутреннего мира ребёнка, которые охватывают не только интеллектуальную, но и мотивационную, эмоционально-волевую сферы личности ребёнка.

Главным условием формирования психологической готовности к школе является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребёнка в игре. Однако в жизни, особенно в последние годы складывается тревожная ситуация психологической неготовности немалого числа детей, приходящих учиться в 1 класс. Одной из причин этого негативного явления выступает тот факт, что современные дошкольники не только мало играют, но и играть не умеют.

Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребёнка учебных умений письма, чтения и счёта. Но ее необходимым условием является сформированность у ребёнка психологических предпосылок учебной деятельности. К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и слышать.

1. Мотивационная готовность . Содержание этого компонента состоит в наличии у ребёнка в качестве доминирующего учебного мотива, наличие потребности в приобретении знаний. Значение этого компонента настолько велико, что даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний и умений, достаточного уровня умственного развития, ему будет трудно в школе. Ребёнок, психологически готовый к учению, должен положительно относиться к школе, хотеть учиться. Отсутствие желания идти в школу у 6–7-летнего ребенка свидетельствует о том, что он еще «психологический дошкольник».

2. Интеллектуальная готовность . Этот компонент, прежде всего, связывают со степенью развития мыслительной деятельности ребёнка. Главное, что характеризует интеллектуальную готовность, - это умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать самостоятельно выводы. Интеллектуальная неготовность ребенка приводит к плохому пониманию учебного материала, затрудненности формирования навыков письма, чтения и счета, то есть того, что составляет основное содержание начальной ступени школьного обучения.

3. Волевая готовность . Значение этого компонента в учебной деятельности велико. Нужно уметь подчинять свое поведение правилам, принятым в школе: как вести себя на уроке, на перемене, в отношениях с одноклассниками и учителем. Кроме того, ребёнок должен уметь управлять своими процессами внимания, произвольного запоминания, целенаправленно управлять мыслительными процессами.

4 . Характер социального развития ребёнка . Здесь речь идет о том, какой стиль общения со взрослым предпочитает ребёнок. Процесс обучения всегда осуществляется при непосредственном участии взрослого и под его руководством. Основным источником знаний и умений является учитель. Дети, которым нравится читать книги вместе со взрослым или которые в свободном общении могли отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослым на разные темы, были более внимательны во время занятий, с интересом выслушивали задания взрослого и старательно их выполняли. Успешность обучения таких детей была значительно выше. На обучаемость, или на темп продвижения, оказывают влияние многие особенности психики учащихся - внимание, память, волевые качества и др. Именно они обусловливают такие индивидуально-типические особенности мышления школьников, как:

1) глубина или поверхностность мышления (степень существенности абстрагируемых при овладении новым материалом признаков и уровень их обобщения);

2) гибкость или инертность мышления (степень лёгкости перехода от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, отказ от привычных, шаблонных, действий).

3) устойчивость или неустойчивость мышления (возможность более или менее длительной ориентации на значимые признаки - на один или совокупность.

4) осознанность (адекватный практическим действиям словесный отчет о ходе решения проблемы, обеспечивающий возможность учиться на своих ошибках).

4.Темперамент.

Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности . Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений.

Рассмотрим природную основу и те различия в процессуальных характеристиках учебной деятельности, которые имеют место у школьников, разных по темпераменту. Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности. Важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.

Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Важную роль в преодолении процессуальных трудностей в учебном процессе у школьников со слабой нервной системой и инертными нервными процессами играет учитель, которому необходимо знать и владеть ситуациями, затрудняющими или облегчающими учебную деятельность школьника.

Организация учебного процесса должна учитывать психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость и включать в себя:

    обеспечение преемственности между школьным и дошкольным периодами обучения ребенка;

    учёт особенностей психики, учебных трудностей и ошибок детей в их причинно следственной связи;

    Успеваемость - многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Чтобы ребёнок хорошо учился, необходимо:

1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;

2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;

4) мастерство учителей, работающих с ребёнком в школе.

6. Список литературы:

1.Локалова Н.П. «Школьная неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика»

2.Бабановский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, № 1

3.Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1989.

4.Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов. – М., 1995.

5.Выготский Л.С. Проблемы изучения и умственного развития. – Избр. Исслед. – М., 1974.

6.Интернет-источники http :// www . psyh . ru / rubric /3/ articles /8/

4.Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

МАОУ "Комсомольская СОШ", Пермский край, Кунгурский район, п. Комсомольский

Учитель начальных классов

Вавилова Т.Г. От чего зависит успешность обучения в школе? // Совушка. 2015. N2. URL: http://www..2015.n2.00066.html (дата обращения: 01.02.2020).

Цель собрания: актуализировать проблему успешности учебной деятельности первоклассников.

Задачи:

  1. Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
  2. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
  3. Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.

Форма проведения : родительское собрание.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся.

Начало обучения в школе - важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Начать собрание я предлагаю с практического задания .
Задание - Возьмите чистый лист бумаги, на котором расставьте числа от одного до пяти сверху вниз. Слушаем вопрос и записываем ответ.

  1. Публичное исполнение музыкальных произведений,

балетных, эстрадных и других номеров по определённой , заранее составленной программе.

  1. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи?
  2. При каком императоре было отменено крепостное право?
  3. Какая величина является мерой гравитации?
  4. Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства?

А сейчас давайте проверим. Правильный ответ отмечаем крестиком . Сосчитайте, сколько у каждого правильных ответов.
Ответы:

  1. Концерт
  2. Междометие
  3. При Александре II
  4. Масса
  5. М.В. Ломоносов

Возможно, вы не смогли ответить на некоторые вопросы. Но это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает человеку жить и трудиться. Есть различные источники информации, где при необходимости можно найти ответы на заданные вопросы, проявив при этом самостоятельность .
Самое главное, побывав в роли ученика, почувствовав дискомфорт от незнания правильного ответа, я надеюсь, что каждый из Вас подумал о своих детях-учениках, которые постоянно попадают в подобные ситуации.

Задача школы - научить детей учиться самостоятельно приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем.
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется и достигает определенного уровня развития в результате включения ребенка в специально организованную взрослыми деятельность.

Мы все хотим, чтобы наш ребёнок хорошо учился.
Но может ли он это?

Мы, родители, передаём ребёнку в генах не только цвет волос и форму глаз, но и природные задатки, на базе которых развиваются способности к различным учебным предметам. Но, как показывает практика, эти способности развиваются не всегда успешно.
Проблема ребёнка уходит корнями в дошкольный период. Оказывается, уже в 3-х - 4-х недельном возрасте в чреве матери можно обучать ребёнка считать и говорить. Многие родители не знают, что половина прижизненного развития заканчивается к 4-м годам, ещё треть - заканчивается к 8-ми и только 20% остаётся на всю жизнь. Но кто обучал родителей, как и что надо делать?
Вот и несёт ребёнок в школу вместе с портфелем мешок проблем.

Сегодня мы остановимся на некоторых проблемах, которые мешают ребенку учиться .
Одной из причин школьных проблем является несформированность учебных умений , связанных с физическим и умственным развитием ребёнка.

Вспомните, как Вы учились. Ведь ваш сын или дочка в школе будут изучать всё то, что изучали вы. И ребёнку потребуется, как когда-то и вам, память , внимание , воображение, умение сравнивать, анализировать, обобщать, приводить простые доказательства и делать умозаключения . А это и есть основа учебной деятельности, без которой успех невозможен.

Следующие умения, которыми должны были овладеть дети до школы, - это умение слушать и умение самому говорить .
Понаблюдайте за ребёнком . Посчитайте, сколько раз вам нужно повторить просьбу, чтобы он её выполнил. Три - четыре, а, может, больше?
А на уроке учитель в лучшем случае дважды повторит одно и то же объяснение, которое надо не только услышать, но ещё и запомнить. Получится ли у него это?
Если у ребёнка бедный словарный запас, то ему придётся речь учителя сначала переводить на “свой“ язык, ему понятный, а уж потом запоминать. И вы уже, наверно, догадываетесь, что смысл высказывания будет неполным, где-то сужен или искажён до неузнаваемости.

Хотите иметь ребёнка, который желает идти в школу?
Тогда каждый день помогайте ему говорить с вами. Слушать должны Вы , а не он . Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь.
Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью.
Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: “Что было днём? Что ты делал?” Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим ; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его.
Но следите за формулировками своих вопросов. Старайтесь, чтобы ребенок больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте : «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, В какие игры вы играли на уроке физкультуры?, Чем вас кормили сегодня в столовой?»
вместо вопросов : «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей ябедничать.
Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому .

Умение учиться - сложная, но доступная способность . Ребёнку нравится та деятельность, с которой он справляется лучше всего. Успешное учение - основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха трудно добиться.

Существуют правила психотерапии неуспеваемости , которые помогут эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:

Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже ;
- одолевать трудности нужно, начиная с какой - то одной , а не бороться со всеми одновременно;
- успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами , а не с отметками в тетради;
- не скупитесь на похвалу , научитесь выделять в море ошибок островок успеха;
- важно научить школьника самостоятельно оценивать свои достижения .

Ваши анкеты показали, что помощь своему ребёнку-школьнику родителями понимается по-разному. Одни считают , что их задача - контроль в приготовлении домашних заданий, другие - помощь в приспособлении к новым условиям, режиму дня, а часть родителей считают, что чем меньше будут помогать ребёнку, тем быстрее он будет самостоятельным и быстрее примет на себя роль ученика.

Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника, а также в воспитании самостоятельности у ребенка
Родителям следует запомнить несколько правил:

1. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов . Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна.

2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).

4. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной.

5.По чтению . Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё.
Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте .

Хочу предложить Вашему вниманию 1 из видов работы с текстом, который каждый из Вас может провести со своим ребенком.

Упражнение с текстом.
Работа в парах . Участники группы получают текст.
Задание : Прочитать текст. Составить 2 или 3 вопроса по данному тексту.
Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта - почему?
Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей.
Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!!
Т.е. вопросы Вам задает ребенок, а потом и вы ему.
Например: Что интересного ты заметил в повадках гусей?
6. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли ошибки, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей.
Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки.
Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.

7. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу . Следите, как ребенок сидит, многие на уроке подгибают ноги под себя.

Самостоятельный ребёнок - это отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка.
Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Ребёнок - это праздник, который всегда с тобой!
Давайте радоваться нашим детям, любить их, понимать их!
Желаю успехов вам и вашим детям!

В заключении проведем небольшую рефлексию.
Упражнение ”Слон”
Задание - На листочках нарисовать слона. Проведем анализ работы Вас на собрании. (Дается характеристика элементов.)

Уши - значит, человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот - знания, которые вы приобретаете; голова - это мыслительные процессы. Посмотрите на соотношение головы и туловища: большая голова - автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие - чувствует неуверенность.

Структура УД (учебник Кулагиной)

Учебная мотивация.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Учебная задача.

Учебная задача представляет собой системное образование, в котором присутствуют два обязательных компонента: 1) предмет задачи в исходном состоянии; 2) модель требуемого состояния предмета задачи, т. е. «данное и искомое», «известное и неизвестное», «условие и требование». В результате решения учебных задач учащийся овладевает обобщенными способами действий, и это овладение является главной целью их решения. В свою очередь, решение одной задачи может вносить вклад в достижение нескольких различных учебных целей.

Учебные действия.

Учебные действия можно классифицировать по разным основаниям. Например, в процессе решения каждой учебной задачи можно выделить такую последовательность действий.

1. Действия целеполагания . Прежде чем приступить к решению задачи, учащийся должен принять ее как задание, которое необходимо выполнить. При этом важно правильно понять, что именно должно получиться в результате решения задачи, осознать, для чего и с какой целью она решается. Постановка таких вопросов, нахождение ответов на них и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий.

2. Действия планирования . Принимая для себя цель решения учебной задачи, учащийся встает перед необходимостью подбора соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности. На этом этапе важно осознать, что должно получаться в результате каждого отдельного действия и как эти промежуточные результаты могут быть использованы в дальнейшем ходе решения.

3. Исполнительские действия. Они представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а также внутренние (умственные) действия по реализации плана решения задачи. Эти действия также классифицированы по различным признакам:

а) преобразующие и исследовательские действия. Данное различие основано на том, каким именно преобразованиям подвергаются изучаемые объекты и каков масштаб этих объектов. Под преобразующими действиями понимаются непосредственные манипуляции над конкретным объектом с целью выявления его свойств, при этом ученику уже могут быть известны общие закономерности и принципы функционирования объектов данного класса (например, решение задачи по математике на основе изученных ранее правил, законов и формул). Исследовательские действия направлены на раскрытие общих закономерностей, которые ранее не были известны учащемуся, и это раскрытие может происходить чисто теоретически, на основе объяснения либо на конкретных примерах, разбор которых подчинен цели уяснения нового обобщенного способа действий;

б) в соотнесении с познавательными процессами среди учебных действий различают перцептивные, мнемические и мыслительные действия,

в) репродуктивные и продуктивные действия. К репродуктивным относятся воспроизводящие действия, осуществляемые по заданным критериям, шаблонным способом. Действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполняемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются как продуктивные . Существуют также действия, которые в зависимости от условий могут быть и теми и другими. Репродуктивность или продуктивность многих учебных действий определяется тем, как они осуществляются: по заданным учителем программам и критериям, ранее отработанным шаблонным стереотипным способом или по самостоятельно формируемым критериям, собственным программам, новым способом, новым сочетанием средств. Например, написание сочинения по литературе представляет собой продуктивное действие, поскольку достичь успеха в раскрытии его темы можно разными способами, но, если ученик не в состоянии сформулировать собственные мысли по теме и «заполняет объем» цитатами из критических статей, это действие приобретает большую степень репродуктивности. С другой стороны, в репродуктивное действие типа решения уравнения можно внести определенную степень продуктивности, если ученик задался целью решить его таким способом, который еще не изучался на уроках, и для него это будет творчеством. Отсюда следует, что в рамках учебной деятельности может быть создана управляемая учителем программа разного соотношения продуктивности и репродуктивности учебных действий учеников.

4. Действия самоконтроля и самооценивания учащегося. При решении задачи каждый полученный промежуточный результат, и тем более итоговый, сличается с поставленной целью. Таким образом оценивается, насколько процесс решения приблизился к достижению поставленной цели.

Контроль (самоконтроль). Оценка (самооценка).

Большую роль в учебной деятельности учащихся играют действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки: контроль за выполнением действия осуществляется на основе механизма обратной связи или обратной афферентации; в действиях контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) можно выделить три звена: а) модель, образ нужного, желаемого результата действия б) процесс сопоставления этого образа действия с реальным действием в) принятие решения о продолжении и коррекции действия (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин).

П. П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля в усвоении учебного материала.

1. Отсутствие всякого самоконтроля.

2. Полный самоконтроль.

3. Выборочный самоконтроль.

4. Отсутствие видимого самоконтроля.

Факторы успешности обучения

Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Однако, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что очень часто происходит смещение понятий «успешность обучения» и «успеваемость».

Успеваемость – это степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными.

Успешность обучения – качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося.

Успешность обучения можно трактовать как полное или превосходящее ожидание достижения его целей, которое обеспечивает развитие ученика для перехода его на более высокие уровни обученности и саморазвитие как внутренне обусловленное изменение личностных качеств.

Обучение признается успешным, если, во-первых, позволяет достигнуть заданных норм, определяемых целями и задачами обучения, то есть достигнуть определенного, заранее заданного результата. И, во-вторых, если этот результат достигается наиболее рациональным способом, а именно, с меньшими временными затратами и трудовыми ресурсами.

Одним из условий, обеспечивающим успешность обучения, является умение учиться. Умение учиться как способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний, умений, способностей включает рефлексивную и субъектную составляющие,

Развитие рефлексивной составляющей умения учиться как способности, отделив известное от неизвестного, ставить новые учебные цели, происходит, прежде всего, за счет присвоения ребенком понятийного содержания учебной деятельности.

Развитие субъектной составляющей умения учиться, как способности инициировать учебные отношения с другими людьми (и с собой) происходит прежде всего за счет присвоения формы учебной деятельности.

Умение учиться включает следующие основные элементы: (1) планирование самообучения, (2) организацию, (3) проверку достижений, самоконтроль, самооценку, обоснованных на знаниях, навыках, способностях и реализующихся на основе положительных установок.

Обучаемость по З.И. Калмыковой - это комплексный показатель, включающий следующие критерии:

1) темп продвижения в новом материале;

2) особенности обобщения и абстрагирования признаков;

3) экономичность мышления;

4) самостоятельность мышления;

5) гибкость (или инертность) мышления;

6) осознанность действий.

Диагностический обучающий эксперимент - экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний, выработке способов решения. Основой ДОЭ является учение Выготского о ЗАР и ЗБР. То, насколько учащийся быстро и успешно может овладеть новыми знаниями, является показателем обучаемости.

В качестве основных критериев умственного развития в Д. о. э. выступают не столько показатели достигнутого уровня сформированности тех или иных свойств, способностей, умений (как это чаще всего имеет место при традиционной тестовой процедуре), сколько результаты оценки возможностей развития субъекта в ходе овладения новым материалом в условиях специально организованного экспериментального обучения.

Э тим летом, будучи в составе государственной аттестационной комиссии, я столкнулась с удивившей меня ситуацией. Защищался диплом - что-то о влиянии особенностей когнитивных процессов на успешность обучения в средней школе.
Тема близкая, поэтому слушала я автора со вниманием. Особенно интересовала меня трактовка понятия «успешность»: вдруг что-то новое, важное? Однако по ходу изложения стало понятно, что успешность трактуется крайне просто - как академическая успеваемость ребенка за год. Решила задать вопрос дипломнице, видит ли она разницу между академической успеваемостью и успешностью.
И вот тут случилось самое странное: и дипломница, и ее уважаемый научный руководитель, и ряд членов комиссии, проявивших активность в этот момент, высказали не просто удивление, а скорее недоумение по поводу моего вопроса. По их словам выходило, что успешность - это психологическое наименование успеваемости, и нечего здесь, на ровном месте, огород городить, наводить тень на плетень и так далее.
Надо сказать, что в тот момент я не без внутреннего протеста, но примолкла. А дома взялась за словари, за книги, еще и еще раз передумала волнующие меня вопросы и поняла: нет, не могу я согласиться со знаком равенства между успешностью и успеваемостью.
Для меня и, к счастью, для ряда других педагогов и психологов это вещи не рядоположные, и у нас есть веские основания так считать.

ИДЕНТИЧНЫ ЛИ КАРТИНКИ?

С одной стороны, «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. «Успешность, - читаем мы в словаре, - свойство, заключающее в себе успех». А «успеваемость» трактуется как «степень успешности обучения, усвоения знаний».
Но не будем делать поспешные выводы. Успешность - это свойство, а успеваемость - степень, внешний показатель. В настоящий момент существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его реальной внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.
Да что далеко ходить за примерами! Пожалуйста, уважаемые читатели, проведите мысленный опыт: закройте глаза и представьте себе сначала некий собирательный образ ребенка, который может быть обозначен как «отличник» (то есть успевающий ученик, не так ли?).
А теперь смените внутреннюю картинку и представьте себе ребенка, которого вы можете назвать «успешным». Идентичные ли получились картинки? Лично у меня эти образы при наложении не совпадают. Скажем так: далеко не каждый отличник, то есть успевающий ученик, одновременно успешный учащийся и наоборот. Успешность включает в себя определенный уровень успеваемости, но не только ее, и стоит эта успеваемость (в моей картинке, по крайней мере) не на первом месте.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА

Как же можно трактовать учебную успешность ребенка?
Прежде всего, успешность - это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Последнее часто забывается, отодвигается на второй план, а ведь без субъективного переживания успеха нет и не может быть успешности.
Может быть, ребенок достиг многого, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть (если судить объективно), но для него самого - это преодоление, победа, и чувство успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это - предмет его гордости.
Субъективные составляющие успешности - это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может, по моему разумению, быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».
Объективный показатель успешности - результативность - тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения ребенка в разных системах координат - в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.
А сегодняшняя система оценок, по сути дела, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом.
Вот и получается, что ребенок с серьезными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки «три» благодаря силе воли, огромному желанию, серьезным и продолжительным занятиям, и одаренный ученик, учащийся спустя рукава и получающий свои четверочки-троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны. Ой ли?

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

Сейчас предпринимаются определенные шаги, для того чтобы хотя бы разнообразить количественные показатели эффективности. Согласитесь, что в десятибалльной системе оценок больше возможностей для сравнения себя с другими учениками класса, для отслеживания собственного продвижения.
Скажем, в первой четверти была стабильная «пятерка», а сейчас - все чаще встречаются «шестерки». И пусть в старом исчислении это по-прежнему «три», но это уже другая «тройка», более успешная.
Хорошие возможности для сравнения своих достижений с достижениями одноклассников заложены в рейтинговой системе. Хотелось бы, чтобы количественные формы оценки результативности были разнообразны и время от времени варьировались. Тогда и традиционная пятибалльная шкала оценок, позволяющая соотнести себя (или своего ученика) со стандартом, будет более информативной и полезной.
Помимо этого, просто необходимо вводить качественные показатели результативности. Они должны фиксировать изменения, происходящие с самим ребенком, приращение его компетентности, его умений, появление у него новых качеств, новых культурных потребностей и привычек.
В баллах творческий подход, умение работать над проблемой, проводить исследование, сотрудничать с другими учениками в учебной группе и прочие психологические свойства и способности измерить очень трудно. По этой причине от их оценки просто отказываются, сводя результативность обучения к усвоению знаний и сугубо учебных навыков и умений. Но это в корне не правильно.
Позволю себе привести личный пример: я не в состоянии помочь своей дочери-выпускнице ни по алгебре, ни по физике по той простой причине, что это выше моего разумения. Однако, листая учебники, слыша полузабытые термины, я вспоминаю, скажем, свою победу над физикой - мне удалось полностью разобраться с тем, что такое трансформатор, и донести свои знания до учителя и изумленного класса. Сейчас я снова не знаю, как устроен трансформатор, но переживание успеха, чувство уверенности в себе со мной осталось. Это ли не важный результат успешного обучения?

ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ

Кстати, пока мы не научимся оценивать такие вот качественные результаты образования, будут упорно буксовать все наши личностно-ориентированные, гуманистические, антропологические и прочие подходы к обучению.
Какой учитель, работающий на результат, станет развивать то, что не проверяется и к показателям успешности не относится?
Пока мы не научим детей отслеживать такого рода результаты своих учебных занятий, они будут рассматривать обучение как процесс, внешний по отношению к их жизни, в каком-то смысле - мешающий ей.
Вообще-то, с моей точки зрения, это разные профессиональные задачи - способствовать тому, чтобы дети стали успешными, и повышать их успеваемость. Последнее можно сделать множеством довольно лукавых способов, почти не имеющих отношения к реальной результативности. Первое - только в процессе продуманной, специально организованной психолого-педагогической работы.
Мне хочется видеть наших детей успешными. Если при этом у них будет и высокая степень успеваемости - замечательно. Но работать стоит именно на первое, тогда и успевать нашим детям будет проще.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Волнует умы ученых уже не одно столетие. Со времен Я.А. Коменского и по настоящее время продолжается изучение сущности, причин неуспехов учащихся в учебе, разрабатываются практические рекомендации.

В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении.

«Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая...» Следует отметить, что успешность обучения является одной из составляющих психологического здоровья школьников, сохранением которого обеспокоено всё психолого-педагогическое сообщество.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что очень часто происходит смещение понятий «успешность обучения» и «успеваемость». Данные термины далеко не равнозначны.

Что же понимается под «успеваемостью»? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися».

С точки зрения педагогики, проблема успеваемости, прежде всего, ориентируется на такой интегральный показатель «как фонд усвоенных знаний».

Учебная деятельность требует от участвующих в ней не «одинаковости» её осуществления, а однонаправленности. С феноменом объективного психологического различия составляющих совместной учебной деятельности учителя и ученика связана её эффективность. Чем более сближено понимание целей («я хочу этому научить» - учитель, «я хочу этому научиться» - ученик), мотивация (настроенность на учебный процесс в данный момент и учителя и ученика), эмоциональное принятие учебной ситуации (и для учителя и для ученика она эмоционально привлекательна), согласование способов подачи, восприятия и переработки информации, форм корректировки, контроля и самоконтроля деятельности, тем успешнее идет учебный процесс. Сочетание всех этих условий принято называть «ситуацией успеха». Если понятие «успех» принято понимать как результат ситуации, то под «ситуацией успеха» понимается сочетание условий, которые его обеспечивают.

Когда же хотят подчеркнуть еще и способы учения, позволившие достигнуть тот или другой результат, высокую или низкую успеваемость – применяют понятие учебной успешности. Впервые данное понятие было введено Б.Г. Ананьевым. Оно учитывает темпы, напряженность, индивидуальное своеобразие (стиль) учебной работы, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, чтобы прийти к определенным достижениям.

Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Успешность обучения можно трактовать как полное или превосходящее ожидание достижения его целей, которое обеспечивает развитие ученика для перехода его на более высокие уровни обученности и саморазвитие как внутренне обусловленное изменение личностных качеств.

Обучение признается успешным, если, во-первых, позволяет достигнуть заданных норм, определяемых целями и задачами обучения, то есть достигнуть определенного, заранее заданного результата. И, во-вторых, если этот результат достигается наиболее рациональным способом, а именно, с меньшими временными затратами и трудовыми ресурсами.

Можем сделать вывод, что чаще всего успешность учебной деятельности учащихся рассматривается как характеристика темпов, напряженности, индивидуального стиля работы, степени прилежания и усилий, прилагаемых ими для достижения учебных целей.

Если ученик в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность, учебная деятельность имеет субъективную успешность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность .

Объективная успешность предполагает внешнюю оценку результатов учебной деятельности ребенка со стороны учителя, родителей, других референтных лиц и выражается обычно в виде поощрения или порицания в адрес ребенка.

Итак, мы пришли к выводу, что понятия «успешность» и «успеваемость» не схожие по значению.

Успеваемость – это степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения – качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося. Иными словами, успешность отражает определенное свойство личности, содержащее в себе немало компонентов, имеющие свои характеристики.

Одним из этих компонентов являются способности учащихся.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для определенного рода деятельности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами деятельности . Они определяют успешность обучения определенной деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Способности развиваются в процессе воспитания, самовоспитания и в процессе профессиональной деятельности человека.


Интеллектуальные

(умственные или мыслительные способности)



художественные, или экспрессивные (дающие возможность выразить эмоциональное состояние) способности

инструментальные

Благодаря им, каждый человек более или менее успешно может познавать и понимать предметы и явления объективной действительности, их существенные связи и закономерности. Интеллектуальные способности проявляются в первую очередь в мышлении и творческом воображении. Развитость этих способностей (а они развиваются у каждого как в процессе целенаправленного обучения и самообразования, так и под влиянием сложившихся обстоятельств) во многом определяет общий интеллектуальный уровень человека, его возможности заниматься так называемыми интеллектуальными видами деятельности, его достижения в подобной работе. От развитости этих способностей зависит, станет он, например, хорошим научным работником, талантливым математиком, оригинальным философом и т. д.

Хотя они тоже есть у каждого, но с ними дело обстоит сложнее. У одних эти способности проявляются в музыкальном, художественном, литературном и иных видах творчества. А другие могут и не сочинять музыку, и не писать картины, но сильно развитые экспрессивные способности позволяют им сильнее , глубже, тоньше, чем окружающим, воспринимать произведения искусства, ценить их, наслаждаться ими. У третьих экспрессивные способности проявляются в отношениях с людьми - они глубоко чувствуют состояние другого, могут сильно переживать и сопереживать, проявляют истинный талант в дружбе, любви и т. д.

Имеются в виду способности что-то делать руками, искусно обращаться с инструментами и материалами. Великий Страдивари

обладал гениальными руками, которые делали непревзойденные до сих пор скрипки. Все физики мечтают найти сотрудника, обладающего особым талантом изготавливать необычные приборы. Но это об инструментальном таланте. А ведь есть очень много людей с сильно развитыми инструментальными способностями, которых образно можно назвать «Моцарт в токарном деле» или «Портной-Паганини».



Наконец, есть еще одна группа способностей, которые условно можно назвать социальными. Это способность взаимодействовать с людьми, общаться.

Как бы ни были удивительны задатки, вне деятельности они развиваться не могут. Способности расцветают в труде и гибнут в бездействии. Большинство учащихся только, оканчивая школу, начинает сознавать, какую величайшую ценность представляют для них знания. Знания - вот истинный золотой запас человечества. Главное назначение человека, его «сверхзадача» - добывать, хранить, обрабатывать и практически использовать все новую информацию об окружающем мире.

Алёхина О.А., учитель технологии, психолог

Loading...Loading...