Личностная парадигма. Важнейшие факторы развития и саморазвития личности

ЛИЧНОСТНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ...

УДК 371.3:811.11

Милинис Ольга Артуровна

Кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНПО, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, научный сотрудник российско-американской научно-исследовательской лаборатории «Цивилизация. Культура. Образование», [email protected], Новокузнецк

Михальцова Любовь Филипповна

Кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНПО, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии., заведующая российско-американской научно-исследовательской лабораторией «Цивилизация. Культура. Образование», [email protected], Новокузнецк

ЛИЧНОСТНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Milinis Olga Arturovna

Corresponding member of the International Teachers Training Academy of Science, Docent of the Department of Pedagogy at the Kuzbass State Pedagogical Academy, Candidate of Pedagogical Sciences, the expert of the Russian-American Laboratory “Civilization. Culture. Education”, Russia, [email protected], Novokuznetsk

Mikhaltsova Liubov Filippovna

Corresponding member of the International Teachers Training Academy of Science, Docent, Candidate of Pedagogical Sciences., Docent of the Department of Pedagogy at the Kuzbass State Pedagogical Academy, Chair of the Russian-American Laboratory “Civilization. Culture. Education”, Russia, [email protected], Novokuznetsk

PERSONAL PARADIGM OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS TRAINED

Возникновение в западной философии в конце Х1Х-начале XX вв. аксиологии - науки о ценностях, связано с попыткой разрешить сложную проблему ценностей . Проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся остро ощущается в современных условиях, когда значительное количество молодежи затрудняется в нравственном самоопределении. В современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей, проблема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость в нравственном самоопределении обучающихся. Ряд ученых сводит ценностные ориентации к социальной установке (А. Г. Здравомыс-лов, В. А. Ядов), к направленности (Б. Г. Ананьев), к нравственным позициям и мотивам поведения (Л. И. Божович), к взаимопроникновению смысла и значения (А. Н. Леонтьев), к фактору нравственного самоопределения (С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин), объяснению педагогических явлений, нравственных качеств (М. Г. Казакина, В. А. Караковский, Л. И. Новикова) .

Основная цель ценностного воспитания это не передача молодежи общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у подрастающего поко-

ления способностей к выбору ценностных ориентаций, предъявление нравственных образцов поведения, основанных на гуманистических идеалах . По мнению Д. И. Фельдштейна «... возможность оценить свои личностные качества, удовлетворить свойственное стремление самосовершенствованию» человек получает в системе взаимодействия с «миром людей». Этот мир воспринимается им через «... посредство взрослых людей, от которых подросток ждет понимания и доверия» . Для нашего наблюдения в процессе изучения ценностных ориентаций будущих учителей важно было изучение методологической основы исследования.

Одной из современных гуманистических тенденций личностной парадигмы формирования ценностных ориентаций обучающихся является «Воспитательная система школы № 825» В. А. Караковского. Среди современных отечественных воспитательных систем значимыми для нашего исследования являются общечеловеческие ценности концепции системного построения процесса воспитания. Для нашего исследования важна точка зрения автора, о том, что в процессе воспитательной деятельности необходимо опираться на фундаментальные ценности, которые создают условия для формирования в человеке добрых отношении и осознанных нравственных потребностей и поступков. В. А. Караковский в качестве ценностных ориентаций выделяет следующие общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, позволяющие ученику стать действительно реальной ценностью .

В гуманистической концепции Е. В. Бондаревской, формирование ценностных ориентаций представлено как многоступенчатый процесс. Формирование общечеловеческих ценностей рассматривается неоднозначно: это серия задач, которые ставит общество, формируя ценностные качества личности - ценностный подход; это процесс формирования индивидуального стиля жизни в гармонии с общечеловеческой культурой - культурологический подход; это процесс поэтапного формирования общечеловеческих ценностей - доброты, милосердия, любви к Родине - гуманистический подход . Автор определяет задачи формирования ценностных ориентаций обучающихся: «...поддерживать индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к культурному саморазвитию»; развивать и открывать заложенные природой способности и таланты; формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, любви и веры), культуры общения; воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни; развивать гражданскую и социальную ответственность, проявляющуюся в заботе о благополучии своей страны; приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры своего Отечества и народа; формировать потребности в высоких культурных и духовных ценностях . Формирование доброты, милосердия, любви к Родине будет успешным, по мнению Е. В. Бондаревской, при условии реализации следующих технологий: сотрудничество, диало-

ЛИЧНОСТНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ...

гичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучающихся, предоставление им необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения в сотворчестве с учителем .

Личностная направленность образовательного процесса, считают авторы, определяющим способом влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которых выступают не знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика . Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения процесса обучения, воспитания и развития .

Е. В. Бондаревская выделяет следующие этапы формирования ценностных ориентаций обучающихся: диагностический (включает аксиологический и когнитивный компонент, имеет целью введение обучающихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов, обеспечивает обучающихся научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития); личностный (обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию); деятельностно-творческий (способствует формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности).

Культурологическая концепция Е. В. Бондаревской предъявляет учителю основную идею, смысл которой сводится к тому, что необходимо стремиться воспитывать человека культуры через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами. Исходное положение концепции связано с ценностным отношением к человеку как самоцели, к поиску «человека в человеке». Именно поэтому ведущим в организации образования личности должен быть культурологический подход. В рамках культурологического подхода транслируется, система отношений к ученику, учителю и образованию в плоскости культуры .

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке ребенка и процесса его развития разработал О. С. Газман. Базовая культура личности это «... некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, поз-

воляющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой» . Автор к приоритетным проявлениям базовой культуры личности относит культуру жизненного самоопределения и семейных отношений; экономическую культуру и культуру труда; политическую, демократическую и правовую культуру; интеллектуальную, нравственную и коммуникативную культуру; экологическую, художественную и физическую культуру.

Система ценностей образует содержательную сторону личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности . «Вершиной пирамиды ценностей является человек, вмещающий в себя весь мир, созидающий свой собственный социальный мир», отмечает Н. Е. Щуркова, автор концепции формирование образа жизни, достойной Человека. «Природа», «жизнь», «общество» - наивысшие ценности второго порядка. « Как только мы ставим вопрос, какова есть жизнь, достойная человека, мы выявляем три основания такой жизни: добро, истина и красота» . Автор отмечает, что «... созидателем достойной жизни является человек», и только благодаря его напряженной физической и духовной работе происходит совершенствование жизни и общества. Познание, труд, общение как деятельность человека лежат в «... основаниях достойной жизни». Они тоже представляют собою «...наивысшие ценности, разрушение которых разрушает и жизнь» .

Обозначенная аксиологическая парадигма формирования ценностных ориентаций обучающихся, будет способствовать успешной самореализации, формированию взаимоотношений также и в диалоге «преподаватель - студент», а гуманистический характер воспитания и личностная парадигма - признанию человека наивысшей ценностью жизни.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, [Текст]/ Е. В. Бондаревская, 1995. - № 4.

2. Газмаи, О. С. Гуманизм и свобода [Текст]/ О. С. Газман // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М.: ИПИРАО, 1995. - С. 3-13.

3. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст]/ В. А. Караковский. - М.: НМО Творческая педагогика, 1993. - 77 с.

4. Кон, И. С., Фельдштейн, Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / Хрестоматия по возрастной психологии: Сост. Л. М. Семенюк / Под ред. Д. И. Фельдштейна. [Текст]/ И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн. -М.."Институт практической психологии, 1996. - С. 239-247.

5. Михальцова, Л. Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде учреждения [Текст]: монография [Текст] / Л. Ф. Михальцова. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2009. - 202 с.

6. Милинис, О. А. Формирование положительной мотивации школьников в условиях гимназического образования [Текст]: монография / О. А. Милинис -Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. - 220 с.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ...

7. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Главный редактор Б. М. Бим-Бад, - М.: 2002. - 528 с.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ В. А. Сластенйн, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: “Школа - Пресс”, 2000. - 512 с.

9. Сластенйн, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]/ В. А. Сластенйн, Г. И. Чижакова. - М., Изд. центр. Академия, 2003. - 192 с.

10. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.-160 с.

11. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание [Текст]/Н. Е. Щуркова. - М.; Пед. об-во. России, 2000. - 128 с.

12. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст]/ Н. Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 1998. - 250 с.

13. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учебное пособие /Н. Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005- 366 с.

Хазиева Файруза Хазгалиевна

Соискатель кафедры педагогики Бирской государственной социально-педагогической академии, заведующая Туйтазинским учебно-методическим центром ГАОУ ДПО «Институт развития образования РБ», [email protected], Бирск

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Khazieva Fairuza Khazgalievna

Seeker of Candidate of Sciences Degree of the Pedagogy Chair at State Social-and-Pedagogical Academy, Chairperson ofTuimazy Training Center at the Republic of Bashkortostan Development of Education Institute, [email protected], Birsk

CONDITIONS OF REALIZATION OF MODEL OF FORMATION OF CULTURE OF TOLERANCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE IN NONLEARNING ACTIVITY

В настоящий момент все чаще поднимаются вопросы подготовки педагогических кадров, так как осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Образовательная система испытывает высокую потребность в педагоге как личности, способной ввести ребенка в мир культуры, научить

Анализ тенденций и целей высшего образования в условиях российского общества и спектр исследований по проблеме позволяют констатировать, что приоритетным подходом к конструированию и организации высшего образования становится личностно ориентированная парадигма, которая в педагогической теории и практике не имеет однозначного толкования.

Главная цель парадигмы личностно ориентированного образования в вузе - обеспечение гуманных условий для личного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения будущего специалиста в избранной профессиональной деятельности, полноценного раскрытия потенциальных возможностей личности. Все содержательные, процессуальные и технологические компоненты образования направлены на разностороннее развитие студента, на формирование у него образа изменяющегося мира, что дает ему возможность осознавать свою уникальность, непохожесть, неповторимость посредством рефлексии, творчества. Личностно ориентированное высшее образование рассматривает в качестве активных субъектов образовательной политики семью, родителей, общественность, институты государственной власти, СМИ, профессиональные ассоциации, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные и общественные институты.

Личностно ориентированной парадигме высшего образования, отвечающей вызову времени, предстоит сменить действующую "знание-просвещенческую" парадигму, что обусловливает пересмотр всех компонентов содержания образования и их организационно-педагогической композиции. Принятие личностной парадигмы существенно меняет стратегические ориентиры целей (ориентация на развитие самости личности) и содержания (ориентация на гуманизацию и гуманитаризацию образования) высшего профессионального образования.

Очевидна целенаправленная гуманизация профессионального образования на основе конструирования новых систем обучения, в центре которых - студент, его способности и интересы ("педагогика целей", "модульное обучение" и т.п.), а также применение методов, ведущих к успешному обучению; целенаправленная ориентация на подготовку к самообразованию, саморазвитию и непрерывному образованию на основе реализации личностно-деятельностного подхода к обучению (формирование знаний и умений на продуктивном уровне и перевод их в метод действия, активизация личности как субъекта учения и развития с помощью методов обучения - методов проектов, исследовательских методов и др.).

Итак, личностно ориентированная парадигма высшего образования обеспечивает развитие и саморазвитие личностных качеств индивидов, что изменяет место субъекта обучения в ходе профессионального становления.

В центр образовательного процесса вуза ставится самостоятельная работа студента по самосовершенствованию, саморазвитию, продуктивной самореализации, создание оптимальных условий для полноценного развертывания и проявления индивидуальных возможностей будущих специалистов. Различие представленных парадигм обнаруживается лишь на уровне целей, содержания и конкретных форм и методов организации образовательного процесса.

Личностно ориентированная парадигма направлена на развитие субъектной активности студента, который сам "творит учение" и "преобразовывает и формирует самого себя" с соблюдением меры уважения и учетом интересов всех субъектов образовательного пространства. Данное положение предполагает взаимообусловленность и взаимопроникновенность процессов обучения и воспитания в высшей школе, которые подчинены одним и тем же закономерностям, организовываются с учетом успешной социализации личности с новым мышлением и мировоззрением в контексте диалогового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Чтобы вузовское образование было личностно ориентированным, в его организации должны быть заложены качества и средства предвидения оптимальных путей его функционирования и развития с учетом реалий современного социума. В образовательном процессе вуза в условиях применения новых средств и методов обучения необходимым оказывается выявление наиболее результативных форм и методов деятельности, повышающих эффективность обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов и обеспечивающих накопление экстрафункциональных знаний, умений, качеств индивида, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовки.

Реализация новой парадигмы в вузовском образовании обеспечивает не только расширение диапазона знаний об окружающей действительности, присвоение студентом новой информации, но и накопление опыта преобразовательской деятельности, эмоционально-творческого отношения к миру и человеку в нем, а также систему ценностных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира. На практике это означает, во-первых, постановку в центр образовательного процесса студента с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, поиск и обновление содержания, форм, методов образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих средств обучения в вузе; в-третьих, установление субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями в их учебной и обучающей деятельности посредством включения их в процесс гуманистически ориентированного, полисубъектного диалога; в-четвертых, конструирование субъект-ориентированного содержания образовательной деятельности студента, обеспечивающего возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира и построение траектории жизни будущих специалистов с учетом продуктивного взаимодействия в социуме.

К числу всеобщих основополагающих черт новой парадигмы образования относятся гуманизация и гуманитаризация обучения, а также глобализация и интернационализация. Мощный стимул возникает при использовании новых научных достижений или технических средств, способных поднять педагогическую деятельность на качественно новую ступень. Ярким примером служит появление в информационную эпоху интерактивных технологий, связанных с возможностями мультимедийного обеспечения образовательного процесса и развитием различных форм дистанционного обучения.

Компьютерная и телекоммуникационная революции оказывают мощное влияние на высшее образование и науку; в большинстве высших учебных заведений создается необходимая техническая база, при помощи сети Internet появился доступ к новейшим западным и отечественным разработкам теории и методики преподавания, доступ к аутентичным материалам, возможность общения с жителями стран изучаемого языка, намного расширился кругозор современного преподавателя высшей школы. Образование переходит на новую методологическую и инструментальную базу, набирают силу демократизация и индивидуализация, личностно-ориентированное образование студентов и социализация, приобретающая качественно иные формы в связи выходом России на мировую арену, возрастают возможности их творческой самореализации в образовательном процессе, изменение характера и стиля взаимоотношений и формирование атмосферы сотворчества студентов и преподавателей.

Проблемная ситуация, вопросы и задания для самостоятельной работы, рекомендация обязательной и дополнительной литературы должны присутствовать при чтении лекций. На семинарско-практических занятиях можно проводить такие формы работы, как: решение педагогических задач, обзоры научной и педагогической периодики, статей, написание студентами аннотаций, рецензий на прочитанные статьи, подготовка рефератов, докладов, сообщений и др. Задача преподавателя заключается также в обеспечении возможностей для развития таких функций, как рефлексия (способность оценивать свои действия), ответственность и автономность.

По высказыванию американского психолога Карла Роджерса - никакие усилия педагога не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята студентом . А принятие информации происходит только в процессе кропотливого ее осмысления. Существует такая категория, как "активно сконструированное знание", являющееся итогом рефлексивного поиска, результатом учения посредством личных открытий. Информация, которую студенты запоминают механически, не связывая ее с собственными интересами и ранее полученными знаниями, очень быстро забывается. В свете этого учебный предмет должен представлять собой источник для рефлексивного осмысления, исследование, базирующееся на необходимых теоретических знаниях.

Таким образом, в результате анализа личностно ориентированной парадигмы вузовского образования можно утверждать, что в качестве системообразующего фактора образовательного процесса вуза в данном контексте выступает личность обучаемого как субъекта жизни, имеющего потребность в саморазвитии и самоопределении. Основу образовательного процесса составляет взаимоинициативное проектируемое проживание образовательными субъектами диапазона сфер развивающих возможностей, создание условий самореализации и саморазвития будущего специалиста, способствующих его профессиональному становлению. Личностно ориентированное содержание вузовского образования предполагает переход на новейшие современные авторские технологии, обеспечивающие деятельностно-творческий характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, диалогичность общения, возможность самореализации, самопрезентации, самоутверждения.

Парадигма когнитивной педагогики (О. Г. Прикот) совпадает с технократической парадигмой в предъявляемых к ученикам требованиях соответствовать нормам и стандартам, принятым в обществе. Основное различие понятий парадигмы технократической и когнитивной педагогики в том, что первая более ориентирована на воспитание личности по идеальной модели с заданными характеристиками, а вторая – на обучение по учебным планам и программам, соответствующим государственному образовательному стандарту.

Ее особенность состоит в нацеливании школы на развитие интеллектуальных способностей ученика, ориентацию учителей на фиксированные результаты, поддающиеся оценке, на селекцию детей по уровню способности, последующее углубленное обучение многообещающих детей и обучение детей, развитие которых нуждается в компенсации и коррекции, в классах выравнивания.

Когнитивная педагогика позволяет готовить ребенка к жестким требованиям современного общества, организовать его развитие в соответствии не столько с реализацией уникальной индивидуальности, сколько с заранее определенными нормативами, выведенными из социальной целесообразности.

В практике школы часто реализуется некогнитивная, а «зуновская» педагогика, направленная на безмерное расширение и углубление учебных программ, закладывающая в головы учеников ЗУН(ы), но не учитывающая, что они подрывают психосоматическое здоровье детей. Е. А. Ямбург рассматривает «зуновскую» педагогику как негативную форму когнитивной педагогики .

Примером может служить не прекращающаяся полемика когнитивной парадигмы педагогики по вопросу предпочтения типа учебно-воспитательного учреждения, соответствующего современным общественным достижениям. Н. И. Пирогов предпочитал классическое образование, ориентированное на формирование человека с широким умственным кругозором. Радикалы-демократы являлись сторонниками реальной школы, так как классические гимназии не учили детей разбираться в современном положении науки и общественной жизни. А. П. Щапов обосновывал социальный заказ на реальное образование недостаточно высоким уровнем развития отечественной науки и отдавал предпочтение предметам естественно-математического цикла. Ограниченность данных предпочтений заключалась в отсутствии дифференцированного подхода, учитывающего индивидуально-психологические особенности и способности личности ученика.

Личностная парадигма. С начала ХХ в. усилился переход педагогов от когнитивной парадигмы педагогики к личностной или аффективно-эмоционально-волевой,центрированной на эмоциональном и социальном развитии учеников. Ценностью становится развитие личности в процессе образования, причем большое значение придается естественному развитию ученика. Ему предоставляется право выбора собственного пути обучения для достижения наилучших результатов. В рамках данной парадигмы происходит действительно осознанный выбор личности и ее подлинное самоопределение. При этом подходе нет жесткого соблюдения норм и требований, предъявляемых к ученику. Педагог внимательно наблюдает за личностным развитием ребенка, постоянно учитывает его индивидуальные интересы и проблемы, определяет на их основе цели образования, пути и средства их осуществления.



Е. А. Ямбург считает невозможным принятия в «чистом» виде ни когнитивной, ни личностной парадигм образования, так как они обозначают полюса планеты, именуемой личностью. Необходима их межпарадигмальная кооперация.

В истории педагогики когнитивная и личностная парадигмы взимодействуют, противостоят и дополняют друг друга на протяжении многих тысячелетий. Еще Сократ во 2-й половине V в. до н. э. обосновал и практически реализовал когнитивный подход в обучении. Он утверждал, что справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость. Справедливые поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие суть этих поступков, не захотят совершать другие, а люди, не знающие, не могут их совершить. Занимая позицию рационализма и прагматизма, Сократ связывал добродетель с истинным знанием. Согласно этой установке, приобщая человека к истинному знанию, можно сделать его добродетельным, мудрым, т. е. добиться от него нравственного поведения. Эту линию развивал Д. Локк во 2-й половине XVII в., в начале XIX в. обосновал И. Гербарт. В середине XVIII в. ее резко критиковал Ж.-Ж. Руссо. Противостояние когнитивной и личностной педагогики усилилось на рубеже XIX -XX вв. и продолжало нарастать на протяжении XX в. Личностную модель разрабатывали Д. Дьюи, К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, М. Монтессори, К. Роджерс и другие педагоги. Однако в массовой практике все же преобладает когнитивная парадигма .

Привет друзья!

Это сокращенная текстовая версия вебинара, который прошел вчера. Аудиоверсия вебинара будет доступна в ближайшее дни.

Итак, парадигмы и их влияние на жизнь человека .

Иногда люди день и ночь работают над своими целями (карьера, бизнес, отношения), но проходит год за годом и они не достигают этого. Почему это происходит? Я считаю, что одна из главных причин - это парадигмы человека.

И мне хотелось бы начать наше общение с фильма, в котором показывается, как мы упускаем возможности из-за деструктивных парадигм, когда эти возможности находятся перед самым нашим носом.

“Нужно только смотреть в оба”. Но можно смотреть и не видеть, как мы видим из этого отрывка фильма. Как бы смешным это не казалось, но многие из нас примерно также упускают возможности из р��зных областей в своей жизни. Почему так происходит? И как все-таки научиться видеть возможности, которые жизнь нам предоставляет постоянно?

1. Что такое парадигма ?

Слово парадигма пришло из греческого языка. На греческом языке это слово означает “пример, модель, образец”. Изначально это был научный термин, который в наше время наиболее часто используется в значении «теория», «представление», «понятие» или «система взглядов». В более общем смысле это то, как мы «видим» мир , — не в смысле зрения, а в смысле восприятия, понимания, толкования . Наши шаблоны мышления.

Таких шаблонов мышления у каждого из нас не один и не два. С самого детства и до сегодняшнего дня мы приобретаем новые и новые шаблоны мышления. Ежедневно мы учим, как действовать в этом мире и каждое новое правило “записывается” в нашем мозге в виде новой парадигмы. “Если - то”, например, “если я буду вести себя хорошо, то мама с папой будут любить меня”, “если у меня будут финансовые накопления, то тогда я смогу открыть свой бизнес”, “если я поднесу руку к огню, то это обожжет ее”. Парадигмы это то, что мы приобретаем из нашего жизненного опыта, из того, что нам говорят, из того, что мы видели и какие выводы сделали. И чем больше мы получаем подтверждений относительно чего-либо, тем сильнее становится парадигма в нашем сознании. И конечно, когда мы маленькие дети, а известно, что мозг ребенка впитывает информацию, как губка, парадигмы очень и очень легко проникают в наше сознание.

Т.е. с самого момента, когда человек родился, он пытается понять этот мир - как работает этот мир, как ему жить и действовать в этом мире. Человек видит что-то вокруг себя и создает, на подсознательном уровне, шаблоны мышления, которые в будущем предназначены помогать ему жить в мире, т.е. в конечном итоге эти шаблоны помогают человеку понять, как действовать в нашем мире. Человек как бы говорит себе: “Я знаю, что если происходит так, то мне нужно действовать так-то и так-то”. Парадигмы создают наш индивидуальный и субъективный мир. Мир, который для человека кажется правильным .

Проще всего представить, что такое парадигма, это представить все что находится внутри нашего разума, как ментальную карту. Все, что находится на этой карте и есть наш мир, в котором мы живем. Все, что находится за пределами этой карты, мы не видим и даже не можем представить, что это существует. Но как вы понимаете, наш мир гораздо больше, чем есть на ментальной карте каждого из нас. И пока мы не откроем новые места на карте, они будут для нас недоступны.

Все , что с нами происходит в жизни, мы объясняем себе на основе этих ментальных карт. Мы редко интересуемся их точностью. Обычно мы даже не подозреваем наличия у нас этих, так называемых, карт. Мы просто предполагаем, что мы видим вещи такими, какие они есть на самом деле, или какими они должны быть, исходя из имеющейся у нас информации.

Из подобных предположений проистекают все наши установки и все наше поведение . То, как мы видим вещи, становится источником того, как мы думаем и как мы действуем. В итоге, это и есть наша жизнь.

Я ранее сказал, что парадигмы предназначены помогать человеку жить в этом мире. Для чего нужны парадигмы? Где они помогают? Парадигмы предназначены облегчИть нашу жизнь. Чтобы не нужно было каждый раз учить все заново, мы понимаем (субъективно) как работает мир и откладываем это в определенной форме в нашу память.

Например, порезавшись ножом один раз, я навсегда вырабатываю парадигму: “Нож может порезать”. Это полезная парадигма, которая будет не раз использована в моей жизни. А вот если в детстве меня обманул друг и я создал парадигму: “Людям нельзя доверять” и потом я много лет не завожу знакомств с людьми, то это парадигма может быть очень вредной и оставить меня на много лет в одиночестве. Хотя я даже не буду осознавать почему у меня нет друзей, и тот случай из детства может быть даже забыт (стерт из моего сознания, но сохранен в подсознании).

Итак, парадигма это то, как человек воспринимает, понимает и как интерпретирует мир вокруг себя и она (парадигма) в дальнейшем влияет на процесс жизни человека. Парадигмы определяют мышление человека, его чувства и реакции на определенные вещи в жизни. Важно заметить, что парадигмы определяют, как мы видим вещи, а не то, какими вещи являются на самом деле .

Сейчас я хочу показать вам еще один короткий фильм. Фильм на английском, но там все понятно. Нужно посчитать сколько раз люди в белых футболках передают друг другу мяч.

Кто, из тех, кто не был до сегодняшнего дня знаком с этим фильмом и видил гориллу? А кто не видел?

Когда мы сконцентрированы на чем-то определенном, что есть на нашей ментальной карте, мы просто не способны замечать ничего нового, хотя это может быть прямо перед нами.

2. Примеры парадигм

Одна из самых крепких парадигм современного человека это парадигма, что деньги можно получить только через тяжелый труд. Только работая много и тяжело можно заработать много денег. Это именно то, что открыто на ментальной карте определенного человека. Но ведь мы все знаем примеры из жизни, когда люди имеют стабильный и высокий достаток не трятя на это 9 или 10 часов в день своей жизни. И такие примеры вовсе не единичны. Так в же чем разница между тем человеком, который верит, что заработать деньги это тяжелый труд и тем, кто верит, что деньги это средство и зарабатывать деньги можно даже с удовольствием? Разница в парадигмах - первый на своей ментальной карте имеет открытую территорию, где написано “Деньги это тяжелый труд”, у второго же на ментальной карте все гораздо проще “Деньги это средство, и нет проблем в их достижении”.

Еще пример из жизни. Женщина в возрасте около 40 лет, уже много лет мечтает проводить семинары по теме, которую она хорошо знает и очень любит. Но за много лет своих мечтаний она так и ни разу не попробовала этого сделать. Просто каждый раз, когда она приблежалась к этой мечте, ее охватывал страх, причину которого она не могла определить и она отказывалась от продвижения к цели. Ее подруга посоветовала ей пройти курс коучинга, в надежде, что это поможет ей начать проводить семинары.

В процессе коучинга открылась причина, которая так много лет не давала реализоваться ее потенциалу. Она была младшей сестрой двух братьев, и в семье было негласное правило, что “место женщины на кухне”, а не в реализации себя. Родители поощеряли братьев в реализации их идей, готовили их к университетам, а внимание к сестре родители проявляли только когда она была тихой и спокойной и помогала маме в хозяйстве.

В итоге у девочки выработалась парадигма, что когда она спокойна, без личных желаний и амбиций, то она любима и принимаема в семье. А когда она изредка пыталась быть инициативной, высказывать свое мнение, то в семье это сразу “срубалось на корню” и ясно давали ей понять, что в таком состоянии ее видеть не желают.

Во взрослом возрасте, ее идея проведения семинаров ассоциировалось у нее с инициативой и реализацией себя, и это автоматически поднимало ее парадигму из детства “инициатива = отторжение, непринятие” - это и была причина ее страхов.

Осознав эту парадигму, и изменив ее на новую парадигму “инициатива - это реализация себя” она недавно открыла свою компанию и сейчас проводит семинары по любимой теме.

Кстати, иногда только определив парадигму, которая вам мешает, человек уже тем самым достигает огромных достижений в жизни.

Вопрос : Друзья, а какие примеры парадигм вы можете привести? Может даже из личной жизни.

Одна из моих деструктивных парадигм: Я должен все делать идеально (лучше других), чтобы преуспеть в жизни. Так я много лет был перфекционистом и эта парадигма очень сильно влияла на мою жизнь. Влияла очень негативно. Я не делал многое, что так хотел бы, так как думал: “Идеально все равно не сделаю, так зачем и начинать?” И не понимал, что сделать хорошо, это все-таки лучше, чем не сделать совсем.

Еще вспомнил о парадигме на одном из занятий по коучингу.

Женщина была уверена, что она готова завести семью, что это ее твердое и единственное желание, но потом оказалось, что было еще одно желание (более сильное) не заводить отношений, потому что у нее была парадигма, что серьезные отношения это для нее было как бы лишение свободы, зависимость от другого человека, потеря самостоятельности. Только когда она осознала присутствие этой парадигмы и изменил�� ее на новую, она смогла начать новые серьезные отношения.

Парадигмы существуют не только у людей, но и у животных, даже у самых мелких организмов. Когда-то в своем блоге я уже писал , и хотелось бы сегодня вернуться к этому рассказу, так как он напрямую связан с парадигмами.

“Однажды проходя мимо слонов в зоопарке, я вдруг остановился, удивленный тем, что такие огромные создания, как слоны, держались в зоопарке привязанные тоненькой веревкой к их передней ноге. Ни цепе��, ни клетки. Было очевидно, что слоны могут легко освободиться от веревки, которой они привязаны, но по какой-то причине, они этого не делают.

Я подошел к дрессировщику и спросил его, почему такие величественные и прекрасные животные просто стоят и не делают попытки освободиться. Он ответил: "Когда они были молодыми и намного меньше по размерам, чем сейчас, мы привязывали их той же самой веревкой, и теперь когда они взрослые, достаточно этой же веревки удерживать их. Вырастая, они верят, что эта веревка сможет удержать их и они не пытаются убежать."

Это было поразительно. Эти животные могли в любую минуту избавиться от своих "оков", но из-за того, что они верили, что не смогут, они стояли там вечно, не пытаясь освободиться.”

Почему слоны не пытались убежать? Потому что они были уверены, что не смогут это сделать. Однажды в детстве потерпев неудачу, слон, как и человек тоже, могут никогда в жизни уже больше не пытаться попробовать сделать это снова .

3. Откуда появляются парадигмы ?

Теперь посмотрите на эту картинку и подробно опишите, что вы видите.

Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как она одета? Как вы думаете, кто она такая?

Вероятней всего вы опишите женщину на второй картинке как особу лет двадцати пяти — весьма привлекательную, элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер. Будь вы не женаты, вы бы приударили за ней. Работая в модном магазине, вы бы наняли ее в качестве манекенщицы.

Но что если я скажу вам, что вы ошибаетесь? Что если я заявлю, что особа на картинке — пожилая женщина лет шестидесяти-семидесяти, с потухшим взглядом, с огромным носом и, разумеется, ни в какие модели не годится. Это женщина, которой вы, вероятно, захотели бы помочь перейти через дорогу.

Кто же прав? Взгляните на картинку снова. Видите ли вы теперь старуху? Если нет, посмотрите еще. Видите большой крючковатый нос? Платок?

Очень важно, чтобы, прежде чем продолжить чтение, вы ее увидели.

Важно понять, что двое людей, глядя на одно и то же, могут видеть разное, и при этом оба быть правы. Дело тут не в логике, а в психологии. В том, что предшествовало определенной ситуации .

События детства и прошлого формируют в нас такие парадигмы и отношения к миру, которые нередко разрушают нашу жизнь и делают ее духовно и эмоционально бедной. Многие люди попадают в ловушку парадигм, даже не догадываясь об этом. Они поступают неразумно, продолжая вредить себе, и не могут вырваться на свободу и осознать, что сами препятствуют достижению своих желаний и целей. Эти скрытые механизмы парадигм полностью держат жизнь человека под контролем. Иногда, действуя вразрез с вредоносной парадигмой, человек начинает испытывать неудобство, так как парадигмы в большинстве случаев подкреплены чувствами.

Парадигмы мы приобретаем с самого д��тства. Поскольку дети не могут постичь взрослый мир целиком, они интерпретируют все услышанное и увиденное в собственные подсознательные правила жизни. Эти правила и есть парадигмы, которые дети перенимают от старших. Но дети видят мир не так как взрослые, и поэтому нередко усваивают информацию в искаженном виде. А взрослея, они зачастую продолжают вести себя так, как будто их ложные парадигмы истинны. И чтобы вы им не говорили, эти парадигмы кажутся им вполне правильными и разумными.

Появление парадигм также зависит от того, как часто проявлялось первоначальное событие или травма, и как сильно оно впечатлило ребенка. Например, если папа сказал сыну однажды, что свой бизнес это только проблемы, то это вряд ли попродит новую парадигму. А если отец говорит об этом постоянно (т.е. частота проявления события высокая) или у отца был бизнес и он разорился и начались в семье проблемы (что вызвало травму), то эти события станут причиной парадигмы, которая может сопровождать ребенка и во взрослой жизни и негативно влиять на его дальнейшие поступки и даже если такому ребенку будут предложено супер предложение для открытия собственного бизнеса, то он вряд ли его примет.

Многие наши парадигмы из детства связаны с деньгами. Я хочу привести пример еще одной денежной парадигмы.

Жила-была девочка Наташа. Она с самого детства копила деньги и откладывала их в свою копилку. Однажды, когда ее сестре понадобились деньги, она разбила копилку Наташи и забрала ее деньги.

Грустная история, но весьма невинная, неправда ли? Но маленькая Наташа усвоила новую парадигму: “Никому нельзя доверять свои деньги”. Может потом в детстве эта парадигма и помогала еще когда-то Наташе, однако это перестало приносить пользу, когда она повзрослела. Наташа выросла и сегодня зарабатывает очень много денег. Скажем, 150.000 долларов в год. Для того, чтобы ни в чем себе не отказывать ей достаточно и 50.000 в год, но она тратит на себя все заработанные деньги. Многим из того, что она приобретает, она даже не пользуется. Наташа могла бы инвестировать некоторую часть своего заработка, но она этого не делает, так как боится, что другие смогут отобрать эти накопления. Этот страх неосознаваем Наташей, и порождаем парадигмой из подсознания, поэтому у нее нет даже возможности осознать отрицательные стороны своего поведения и изменить его.

Таким образом, усвоенные в детстве парадигмы могут оказывать сильное влияние на нашу поступки, выборы, поведение, даже тогда, когда мы стали взрослыми. Люди обычно не имеют ни малейшего представления о своих парадигмах и что их пагубные привычки связанны именно с этими парадигмами. И как я уже сказал, подобные усвоенные еще в детстве установки бывают похоронены так глубоко в подсознании, что мы и не догадываемся об их существовании, даже если именно они и являются источником многих наших бед.

Парадигмы очень часто передаются из поколения в поколение .

Представьте себе два друга получают деловое предложение от своего товарища. Если посмотреть объективно, то это предложение настолько хорошо, что отказаться от него практически невозможно.

Но давайте вернемся в детство обоих друзей.

Один из друзей воспитывался в семье, где у родителей был собственный бизнес, и хотя даже иногда были падения и проблемы, но в общем ребенок видел, что бизнес это деньги, это интересные дела, успех, это интересное общение с людьми. В детском возрасте по отношению к бизнесу у него выработалась парадигма: “Бизнес - возможности, успех ”.

Второй друг рос в семье, где у отца не только никогда не было собственного бизнеса, но также отец много рассказывал о своем отце (дедушке мальчика), который имел несколько бизнесов, и все они развалились и он остался в долгах под конец своей жизни. Маленький мальчик с самого детства получил по наследству парадигму от отца, что “Бизнес - это проблемы, неудачи

Итак, оба они получили выгодное бизнес-предложение от своего товарища. Как вы считаете, какова будет реакция каждого из них? Вероятнее всего, что тот у кого парадигма, что “Бизнес - возможности, успех”, с радостью примет это предложение, так как будет видеть в этом еще одну возможность преуспеть, заработать деньги, выучить что-то новое. Второй друг посмотрит на это предложение совсем иначе, ведь у него другая парадигма “Бизнес - это проблемы, неудачи”. Скорее всего он откажется от предложения, так как у него уже есть “твердые” доказательства (дед и отец), что бизнес не может привести ни к чему хорошему. Но даже если он и примет бизнес предложение, то есть большая вероятность, что его бизнес “провалится” или он выйдет из дела, так как здесь сразу с самого начала бизнеса начнет действовать “самоисполняющееся пророчество”.

Вопрос : А можете ли вы осознать свои парадигмы, которые негативно в��ияют на вашу жизнь? Может вы уже раньше думали об этом? Начать можно с анализа областей своей жизни. Где бы вам хотелось что-то изменить? В карьере, личных отношениях, как вы проводите свой отдых, какие у вас любимые занятия? Если в некоторых областях вы долго не можете достичь некоторых желаемых целей, то есть большая вероятность, что вам мешает некоторая парадигма или даже несколько парадигм, которые скорее всего пришли из детства. Не лишним было бы посмотреть на своих родителей, как у них развивались эти области в жизни. Я уже говорил, что осведомленность о собственных разрушающих парадигмах - это первый шаг на пути к их изменению и улучшению своей жизни.

4. Почему иногда трудно изменить свои парадигмы ?

Парадигмы, как и сломанные часы, которые дважды в сутки показывают правильное время, тоже могут быть иногда полезны в некоторых ситуациях. Например, у вас есть парадигма “никому не доверять”. И если однажды на улице вас встретит мошенник и предложит схему моментального обогащения, то ваша парадигма “никому не доверять” в этом случае поможет вам избежать серьезной ошибки и избавит от возможных проблем. Но если вы будете использовать эту парадигму в отношениях в семье, на работе, с друзьями, то тут проблем вам не избежать. Вы будете напоминать актера, который играет одну и ту же самую роль, игнорируя жанр пьесы - будь то комедия, драма или приключенческий фильм. Поэтому роль необходимо выбирать в соответствии с ситуацией.

Хочу привести еще пример. Алексей считал, что быть в долгу, все равно что быть в тюрьме. Его парадигма “долг - это ограничение свободы” так прочно засела в его сознании, что он так и не смог купить квартиру для своей семьи, так как не мог накопить достаточную сумму для покупки квартиры, а иппотечная ссуда это “тюрьма, ограничение свободы”. Даже оказавшись в ситуации, когда за аренду он платил больше, чем ежемесячный взнос по ипотечной ссуде, он не смог осознать вред от своей парадигмы, и выбрал вариант аренды, оправдывая себя тем, что в этом случае он “не сядет в тюрьму и будет свободен”.

Отрицание - самая сильная помеха, которая не дает нам возможности изменить свои деструктивные парадигмы. Отрицание проявляется в неготовности осознать, что парадигмы, возникшие в раннем детстве, продолжают серьезно влиять на качество жизни взрослого человека. Даже когда жизнь демонстрирует веские причины и всю необходимость перемен, человек не совершает никаких шагов для изменений. Парадигмы часто подкрепляются нашими чувствами. Эти сильные подсознательные эмоции словно привязывают человека к некорректным убеждениям даже тогда, когда логика подсказывает что без изменений не обойтись. Лично я верю, что жизнь очень часто подает нам знаки, на которые нам стоит обратить внимание, но действуя неосознанно, автоматически, мы как-бы не замечаем эти знаки и продолжаем двигаться по линии жизни, которая вовсе не ведет нас к счастью. Осознать эти знаки, мне например, помогает ежедневная запись того, что сегодня произошло со мной. Вдруг всплывают некоторые интересные моменты дня, которым я не придал особого значения, а вечером, записывая, я совершенно иначе гляжу на эти ситуации. Ведение блога тоже очень сильно помогает осознать многие парадигмы. Благодаря своему блогу, а точнее его читателям, я осознал многие деструктивные парадигмы, которые раньше не замечал. (например, я понял, что не нужно быть идеальным, а нужно просто быть самими собой).

Парадигмы очень хитры (если можно так сказать). Если у нас есть определенная парадигма и мы видим в мире, что этому противоречит, то мы находим объяснения почему это не правильно, не соответствует действительности и так далее, но если мы видим что-то что соответствует нашей парадигме, то мы сразу же принимаем эту информацию, тем самым усиливая нашу парадигму.

5. Подводя итоги

Наши парадигмы нередко не дают нам возможности открыть глаза и начать жить полноценной жизнью.

Одна из самых увлекательных, но и очень сложных, задач - является необходимость понять, что же я на самом деле собой представляю ? К чему я стремлюсь? Что действительно делает мне в жизни хорошо ? Разгадать, что действительно приносит вам радость - непростая задача, но осознав это, вы начнете принимать более правильные для вас , решения, и совершите изменения, которые изменят вашу жизнь и сделают ее счастливой.

В самом начале я сказал, что часто люди хотят достичь чего-то, но годами у них этого не получается. Но вопрос не в том, могу ли я получить то, что я хочу, а ЧТО я хочу? Многие люди стремяться к ложным целям. Создать внутреннюю ясность, которая очень часто закрыта от человека парадигмами , это главная задача, после решения которой человек может достичь все, что он действительно хочет. Конечно принимая во внимание, реальность желаемого:)

Я желаю вам познать свои парадигмы и изменить деструктивные парадигмы на те, которые будут помогать вам принимать верные для вас решения и идти к реальным целям.

P.S. Хочу добавить, что если кто-то из вас решит, что он хочет осознать свои парадигмы и изменить те, которые ему мешают, но чувствует, что ему нужна помощь извне, то напишите мне на мой email ([email protected]) письмо с описанием области, где вы чувствуете неудовлетворенность и я постараюсь вам помочь с помощью техник коучинга, благодаря которым я изменил свои деструктивные парадигмы.

Глава 3

Если в рамках существующих правил проблема нерешаема,
то для ее решения надо изменить правила.
А чтобы изменить правила, надо изменить свое мышление
(с) Цитата

Это совокупность фундаментальных, базовых установок, ценностей и . Наша точка отсчета.

Наша парадигма (картина мира) складывается из того что мы видим и чувствуем. Если мы чувствуем и видим не все факторы, влияющие на систему, тогда парадигма неправильная или не полная.

То, что вы есть сейчас, ваша личность – это, по сути, набор определенных характеристик, которые в совокупности определяют ваш взгляд на жизнь, вашу личностную парадигму. По Кастанеде это положение «Точки Сборки».

Порой эта закостенелая личность у человека становится главным барьером в начале пути. Ее конструкция, на поверку оказывается далекой от совершенства, что человек и сам может понимать. Но, в то же время, он может быть не готов что - либо в себе изменить.

Когда-то люди не хотели признавать того, что земля круглая. Находили тысячи доводов, доказывающих обратное. А тех, кто спорил — сжигали на костре.

То, что я буду писать здесь – это пересмотр личностной парадигмы. То есть большинства основ, в которые многие верят.

*************************

Смотрите. Если мы посадим мышь в лабиринт с четырьмя тоннелями, и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, мышь через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип в четвертый тоннель – вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип в четвертый тоннель - вот и сыр.
Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Мышь зип-зип в четвертый тоннель. Сыра нет. Мышь выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбегает. Через некоторое время мышь перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.


Разница между мышью и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! ВЕЧНО! Человек ПОВЕРИЛ в четвертый тоннель. Мыши ни во что не верят, их интересует СЫР. А человек начинает верить в четвертый тоннель и считает, что правильно бегать в четвертый тоннель, есть там сыр, или нет. Человеку больше нужна правота, чем сыр. Вот почему в течение долгого времени вы не получали сыра, и ваша жизнь не работает. ВЫ верите в слишком много четвертых тоннелей.

Я хочу помочь вам выбросить всю систему верований и совершенно вас распотрошить. Чтобы вы могли заново собраться, и ваша жизнь заработала. Но не думайте, что это будет просто. Вы знаете, что ВЫ ПРАВЫ. Вся ваша жизнь базируется на принципе вашей правоты. А то, что вы страдаете, что ваша жизнь не работает, что вы не получали сыра с тех пор, как были в четвертом классе, – неважно. ВЫ ПРАВЫ. Ваши системы верований – лучшее, что может создать ум или можно купить за деньги. Это правильные системы верований. А то, что ваши жизни скомканы – несчастный случай.

Нет!!! Ваши «правильные», умные системы верований, ваша личностная парадигма, непосредственно связаны с тем, что вы не получаете сыра. Вы лучше будете правы, чем счастливы. И вы годами бегаете по четвертым тоннелям, чтобы доказать это. Мозг защищает все, во что верит самыми изощренными способами. И возможно, многое из того, что я здесь буду писать, в лучшем случае будет принято с сопротивлением.

Трясти и менять личностную парадигму, даже в узком ее участке, – сложная задача. Человек устроен так, что здравый смысл чаще всего не является руководящим, а подгоняется под эмоции, ощущения и убеждения. Тем более когда, кажется, что ведь земля же плоская… как же она может быть круглой… ведь это же абсурд…


Чтобы действительно понять что-то принципиально новое для начала необходимо отказаться от старого хотя бы на время. Не пытайтесь сопротивляться этому. Попробуйте поверить в это новое. Попробуйте понять и прочувствовать. Попробуйте на минутку представить, что все что я тут буду писать – правда. Поживите в этой модели какое-то время. Анализируйте, проверяйте, а вот только потом решайте, какая из парадигм верна.

Отказаться от своей старой личности довольно не просто, особенно тем, у кого позади прожитая жизнь. Ведь их личность – это их детище, которое они выносили, и которым они гордятся! И менять это положение дел довольно рискованно т.к. это чревато потерей хоть какой-то, пусть и не совершенной, связи с миром. Но на самом деле эта связь иллюзорна.


Люди испытывают страх от изменений, потому что не понимают, что развитие подразумевает не отказ от старой личности, а ее трансформацию! Личность это набор информации. Менять личность, значит пересматривать информацию и приводить ее к новому порядку. Меняя свою личность вы, в какой-то степени, ее теряете. Вопрос лишь в том, ради чего вы это делаете.
В долгосрочной перспективе, вы делаете это чтобы улучшить свою жизнь, чтобы жизнь для вас стала более эффективной.

Поменять чьи либо убеждения невозможно, можно лишь дать информацию и аргументы, чтобы человек сам задумался над этим.
Разобраться во всем этом сможет только тот, кому это жизненно необходимо, как это было необходимо мне. Это сложно. Однако, поняв суть вещей, поняв правильные модели взаимодействия, происходящие у вас в голове и за её пределами, вы научитесь вертеть своей жизнью так, как не могли себе и представить.

Собственно этому посвящена моя книга - попытаться помочь вам сменить личностную парадигму отношений на более эффективную. Если у вас это получится (изменится мышление), то по цепочке причинно-следственных связей изменится и результат.


Но если уж кто-то хочет меняться, развиваться, то пусть будет готов к этапам нестабильности, когда старое отмирает, а новое формируется в самом человеке, его психике, реакциях и прочем. Это происходит на границе, где кончается один человек и начинается другой.

Нас везде и всегда ждет свой «кусок сыра», если мы сумеем переступить через порог своих сомнений и страха. Идите за «сыром» и наслаждайтесь переменами.

Loading...Loading...