Специальной (коррекционной) школе VIII вида. «Осенний лес». Конспект урока по ИЗО в коррекционной школе Методика изо в специальной школе 8 типа

Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положитель­ных возможностей умственно отсталых детей. При этом эти усло­вия не возникают автоматически. Эффективность работы по всœестороннему развитию умственно отсталых детей всœецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно - направленны­ми. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы макси­мально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отста­лого ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его нужно хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что при хорошей организации и совершенной методике преподавания учащиеся вспомогательной школы вполне могут овладеть простейшими навыками изобразительной деятельности.

На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом вни­мания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета͵ величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участ­вует в данном процессе. Зрительные, осязательные, кинœестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.

Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благо­приятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целœенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На базе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в осо­бенности ощущений цвета͵ цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия у умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация на уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмо­циональное восприятие которых учащиеся вспомогательной шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.

Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целœенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразо­вательное значение учебных предметов значительно повышается.

Наконец, крайне важно отметить, что уроки рисования помо­гают изучить некоторые индивидуальные особенности умствен­но отсталых школьников. Наиболее, отчетливо это прослежи­вается в том случае, в случае если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индиви­дуальных особенностей учащихся позволяет учителю более пра­вильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.

Получить оптимальные результаты в процессе занятий изо­бразительной деятельностью, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использова­ния всœех возможностей, заключенных в данном учебном предмете.

Вопросы и задания

1.Какие общие и специальные задачи решаются при обучению изобразительному искусству учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида?

2. Каково значение изобразительной деятельности в общей системе обучения данных учащихся?

3. Проведите сопоставительный анализ задач обучения в массовой школе и школе восьмого вида.

4. Почему занятия рисованием оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию чувственного познания и мышления умственно отсталых школьников?

Специальной (коррекционной) школе VIII вида - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специальной (коррекционной) школе VIII вида" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • - VIII. Александр Иванов и Суриков. Цветовые проблемы пленэра и картина.

    Александр Иванов 10 июня 1855 года писал: «Одним словом, я, как бы оставляя старый быт искусства, никакого еще не положил твердого камня к новому, и в этом положении делаюсь невольно переходным художником...» 1. Хотя эти слова сказаны в связи с поисками нового толкования... .


  • - VIII. ЛЮДИ

    Снова я коснулся истины и, не поняв, прошел мимо. Я уже думал - вот и гибель, предел отчаяния, и тогда-то, оставив всякую надежду, обрел душевный покой. Кажется, в такие часы и узнаешь самого себя, находишь в себе друга. Ничто не сравнится с этим ощущением душевной... .

  • - Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI-XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии.... .


  • - С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о - полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой... .


  • БОУ КМР ВО « Талицкая средняя общеобразовательная школа»

    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    для 3, 5, 7 -9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

    на учебный год

    Составитель рабочей программы:

    учебный год

    Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ .

    Структура рабочей программы по ИЗО

    предусматривает следующие разделы:

    I. Пояснительная записка

    II. Основное содержание предмета, практические работы

    III. Требования к уровню подготовки обучающихся

    IV. Нормы оценок

    V. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

    · Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

    · Учебный план БОУ КМР ВО « Талицкая СОШ» на учебный год.


    Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

    Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

    Личностными результатами изучения курса являются:

    1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

    2. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

    3. Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

    4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

    5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

    Метапредметными результатами изучения курса являются:

    В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

    Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

    Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

    При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

    Характерными особенностями учебного предмета являются:

    Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

    Применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

    Применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.


    Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

    · коррекционно – обучающую;

    · коррекционно – развивающую;

    · коррекционно – воспитательную;

    · воспитание положительных качеств личности;

    · развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

    Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

    Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

    В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

    Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

    Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

    Межпредметные связи:

    · ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

    · ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

    · ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

    · ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

    Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

    Учебно-тематический план по изобразительному искусству

    предусматривает следующее распределение по часам:

    ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в3, 5 и 7 кл.;

    ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 3, 5 и 7 кл.; в 8-9кл. 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет факультатива. ;

    ü Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    8-9 классы

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Школьная газета

    Аппликация

    Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства

    Предмет

    название учебников, издательство

    Входит в Федеральный перечень учебников

    Изобразительное искусство 5 – 7 классы

    Специальных учебников нет.

    Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

    Практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

    Составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

    Составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

    Демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

    - Развитие воображения и творческого мышления

    - Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

    Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

    Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

    Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

    Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

    II . Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО

    Краткое содержание рабочей программы по ИЗО

    (по крупным разделам программы)

    I четверть (8 ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование

    Рисование на темы.

    Беседы об

    изобразительном

    искусстве.

    II четверть (8ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Рисование на темы. Беседы об

    изобразительном

    искусстве

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    III четверть (10ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Рисование на темы Беседы об

    изобразительном

    искусстве.

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    IV четверть (8ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Беседы об

    изобразитель-ном

    искусстве

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    Рисование на темы

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    5 класс

    Темы

    Краткое содержание тем

    Рисование с натуры

    Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

    Декоративное рисование

    Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

    Рисование на темы

    Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

    Беседы об изобразительном искусстве

    Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

    7 класс

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители И. А. Грошенков под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико - синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В работу включаются двигательные и мускульно - осязательные анализаторы. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память, фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся.

    Общая характеристика курса изобразительной деятельности во 2-4 классах

    В курсе изобразительного искусства во 2 классе можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

    Во 2 классе дети учатся проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать от руки основные геометрические фигуры; составлять узоры; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи; использовать в узорах различные цвета.

    Программа позволяет формировать у учащихся умение правильно размещать изображения на листе бумаги; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета.

    Рисование на темы формирует у детей умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке.

    Беседы об изобразительном искусстве позволяют развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц; знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из детских книг. Так же в процессе обучения рассматриваются изделия народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукции художественных произведений. Для этого выделяется 10-15 минут на уроке два раза в четверть.

    В курсе изобразительного искусства 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

    Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству школьников.

    Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

    В 3 классе школьники продолжают знакомиться на уроках декоративного рисования с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий они получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.

    Школьники учатся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

    В 3 классе учащиеся практически выполняют и стараются передать в рисунках зрительное соотношение величин предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

    На каждом уроке изобразительного искусства выделяется 10-15 минут на знакомство с изделиями народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

    Уроки изобразительного искусства имеют большое практическое значение в развитии познавательной деятельности школьников.

    В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

    Место курса в учебном плане

    Базисный учебный план на изучение изобразительной деятельности в 1-4 классах отводит 1 час в неделю, всего в 1 классе 33 урока, во 2-4 классах 34 урока.

    Академические, жизненные результаты освоения содержания курса

    Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:

    1 класс

    академические:

    Организовывать свое рабочее место;

    Пользоваться кистью, красками, линейкой, кистью;

    Применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (каран-даш, фломастер) материалами для выражения смысла, настроения;

    Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

    Применять основные средства художественной вы-разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па-мяти и представлению) в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

    Рисовать кистью без предварительного рисунка моменты народных орнаментов: геометрические и растительные.

    жизненные:

    Проявление эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

    Выражение собственного мнения при оценке произведений искусства;

    Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

    Стремление ис-пользовать художественные умения для создания красивых ве-щей или их украшения.

    2 класс

    академические:

    Свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

    Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

    Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

    Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

    Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

    Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

    Различать и знать названия цветов;

    Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

    жизненные:

    Овладение элементарными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам;

    Формирование умения понимать причины успеха и не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

    Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

    Овладение умением вести диалог;

    Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

    3 класс

    академические:

    Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного распо-ложения изображаемого;

    Самостоятельно размещать изображение отдельно взято-го предмета посередине листа бумаги;

    Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

    Правильно распределять величину изображения в зави-симости от размера листа бумаги;

    Делить лист на глаз на две и четыре равные части;

    Анализировать с помощью учителя строение предмета;

    Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

    Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

    В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по вели-чине;

    Различать и называть цвета и их оттенки;

    Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художе-ственных картин характерные признаки времен года, пере-даваемые средствами изобразительного искусства;

    Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отме-чать в работе достоинства и недостатки.

    жизненные:

    Овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

    Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

    Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

    Формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

    Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

    4 класс

    академические:

    Правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги;

    Передача в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

    Использование осевых линий при построении рисунка симметричной формы;

    Передача объёмной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь обычной штриховкой;

    Подбор и передача в рисунке цвета изображаемых предметов;

    Использование гуашевых красок при рисовании орнаментов;

    Анализ своего рисунка и рисунка товарища;

    Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

    Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

    жизненные:

    Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    - активно использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
    - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно - эстетическим содержанием;
    - формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно - творческую и предметно - продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
    - формирование способностей оценивать результаты художественно - творческой деятельности, собственной и одноклассников.

    2 класс

    Декоративное рисование

    Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

    Рисование с натуры

    Учить детей правильно размещать изображения на листе бумаги; различать и называть формы квадратных прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

    Рисование на темы

    Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предметов, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

    Беседы об изобразительном искусстве

    Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

    Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

    3 класс

    Декоративное раскрашивание.

    Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти-тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто-рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен-тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле-ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

    Рисование с натуры.

    Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред-меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы приме-нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде-лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

    Рисование на темы.

    Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб-ражения нескольких предметов, объединяя их общим со-держанием; располагать изображения в определенном по-рядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю-дая верх и низ рисунка.

    Беседы об изобразительном искусстве. (2 раза в четверть)

    Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук-циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст-ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ-ные времена года.

    4 класс

    Рисование с натуры.

    Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

    Декоративное рисование.

    Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

    Рисование на темы.

    Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

    Примерные задания:

    Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
    Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

    Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
    Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
    Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
    Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

    Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
    Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
    Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».


    Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
    Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
    Рисование с натуры раскладной пирамидки.
    Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
    Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
    Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).


    Рисование на тему «Космические корабли в полете».
    Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
    Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
    Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
    Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

    Тематическое планирование 1 класс

    Номер пункта

    Количество часов

    § 1. Подготовительные упражнения

    Рисование предметов разной формы и окраски.

    Рисовать предметы разной формы и окраски.

    Рисование предметов разной формы и величины.

    Рисование прямых линий в различных направлениях.

    Рисовать прямые линии в различных направлениях.

    Рисование прямых, вертикальных, горизонтальных линий.

    Игровые графические упражнения «плывет кораблик по волнам, дым идет».

    Рисовать кривые, замкнутые линии.

    Замкнутые круговые линии. Клубок ниток, воздушные шары.

    Предметы разной величины. Шары большие и маленькие.

    Использовать шаблон при рисовании геометрических фигур.

    Рисование предметов круглой, овальной формы.

    Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы.

    Рисование по опорным точкам знакомых предметов (дом).

    Обводить рисунок по точкам. Оформлять геометрический узор.

    Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

    Составление и рисование узора в полосе (круг, квадрат).

    Рассматривание в иллюстрациях простых предметов и рисование.

    Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре части. Построение внутри него квадрата.

    Делить рисунок на равные части.

    Рисование предметов, состоящих из нескольких частей (флажок, бусы).

    Рисование веточки ели.

    § 2. Рисование с натуры.

    Рисование с натуры шарфа, шапки.

    Уметь срисовывать предметы с натуры.

    Оформлять красками поздравительные открытки.

    Рисовать рисунки на заданную тему.

    Оформлять свою работу эстетически красиво.

    Рисование на тему: «Снеговик».

    Рисование геометрического орнамента.

    Рисование игрушки - светофора.

    Узор для закладки в полосе. Беседа о дымковской игрушке.

    Рисование игрушки - кораблика.

    Башенка из строительного материала.

    Узор в круге.

    Тематическое рисование «Я ракету нарисую».

    Узор из треугольников.

    Рисование праздничного флажка.

    Рассматривание иллюстрации «Конек-горбунок». Узор из растительных форм.

    Рассматривание иллюстрации сказки «Три медведя».

    Рисунок к сказке «Колобок», «Колобок катится по дорожке»

    Рисование на тему: «Здравствуй, лето».

    Тематическое планирование по изо 2 класс

    Номер пункта

    Количество часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

    §1. Рисование с натуры.

    Рисование с натуры овощей.

    Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

    Рисование с натуры фруктов.

    Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор.

    Рисование с натуры веточки ели.

    Рисование с натуры праздничных флажков.

    Рисование с натуры елочных игрушек.

    Рисование с натуры рамки для картин.

    Рисование с натуры игрушки рыбки.

    Рисование с натуры портфеля. Беседа об изобразительном искусстве.

    Рисование с натуры дорожного знака «впереди опасность»

    Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

    рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

    Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

    Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

    Самостоятельное составление узора в полосе.

    Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

    Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

    Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

    Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

    Рисование в квадрате узора из веточек ели.

    Рисование узора из снежинок.

    Узор в полосе для косынки в треугольной форме.

    Рисование узора в круге - расписная тарелка (круг - готовая форма).

    Рисование на доске не сложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

    Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

    Оформление открытки «Ракета летит».

    §3. Рисование на темы.

    Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

    Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

    Рисование на тему снеговики.

    Рисование на тему детские забавы детей. Беседа по картинам.

    Рисование на тему «наша армия родная»

    Рисование на тему: рыбки в аквариуме среди водорослей.

    Беседа об изобразительном искусстве. Знакомства с полхов-майданскими изделиями.

    Тематический рисунок (дом, украшенный к празднику флажками и огоньками).

    Беседа по иллюстрациям к народным сказкам художника Ю. Васнецова.

    Тематическое планирование по изо для ученицы 3 класса

    Номер пункта.

    Кол-во часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

    Рисование осенних листьев.

    Рисование узора в полосе из листьев.

    Рисование с натуры ветки дерева.

    Рисование яблока, груши, морковки.

    Рисование флага России.

    Рисование доски для резания овощей.

    Рисование шахматного узора в квадрате.

    Рисование геометрического орнамента в круге.

    Рисование геометрического орнамента в квадрате.

    Рисование с натуры игрушечного домика.

    Узор для гжельской тарелки

    Рисование с натуры будильника круглой формы.

    Рисование с натуры двухцветного мяча.

    Рисование узора в полосе

    Рисование на тему «Нарядная елка».

    Беседа по картинам на тему «Зима»

    Рисование узора на рукавичке.

    Рисование симметричного узора по образцу.

    Рисование с натуры постройки домика

    Рисование с натуры молотка.

    Рисование с натуры детской лопатки.

    Рисование с натуры теннисной ракетки.

    Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

    Рисование поздравительной открытки.

    Рисование игрушки вертолета

    Рисование по образцу орнамента из квадратов

    Рисование узора из растительных форм в полосе.

    Рисование весенней веточки (Верба)

    Рисование орнамента из квадратов.

    Рисование на тему: «Деревья весной»

    Рисование на тему «Праздник победы»

    Рисование куста земляники с цветами

    Научиться различать названия листьев различных деревьев. Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию - главного направления формы листа.

    Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

    Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

    Знать признаки осени. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

    Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

    Знать символическое значение красного, белого и синего цветов флага. Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций.

    Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги.

    Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм». Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии.

    Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык, проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

    Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). Распознавать формы простейших плоских фигур

    Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне).

    Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы. Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

    Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

    Знать правила построения узора в полосе. Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

    Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

    Знать правила построения узора

    Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке.

    Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

    Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

    Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

    Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Придерживаться заданного темпа работы.

    Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

    Элементарно обосновывать высказанное суждение.

    Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

    Уметь выражать свои мысли.

    Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

    Устно описывать объекты наблюдения.

    Знать правила построения узора на листе бумаги.

    Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

    Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

    Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

    Знать о работе художника, её особенностях.

    Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Уметь рассказывать, что изображено на картине.

    Знать правила построения узора в квадрате.

    Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

    Знать элементарные правила изображения деревьев.

    Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

    Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. Уметь выделять главное.

    Тематическое планирование 4 класс

    Количество

    Характеристика основных видов деятельности ученика

    § 1. Рисование с натуры.

    Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Изображать объемные предметы цилиндрической, конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Называть части (конструкцию) изображаемого предмета. Совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

    Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать натуру с рисунком.

    Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

    Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

    Рисование с натуры ветки рябины.

    Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

    Рисование с натуры игрушки - автобуса.

    Рисование с натуры игрушки - грузовика (фургона).

    Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

    Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

    Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

    Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

    Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

    Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

    Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

    Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа)

    Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт)

    Использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. Рисовать квадрат и делить его на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов. Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

    Составление узора в квадрате из растительных форм.

    Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

    Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

    Роспись богородской игрушки.

    Роспись посуды в стиле «Золотая хохлома».

    Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

    Декоративное рисование панно «Снежинки».

    Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

    Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

    § 3. Рисование на тему.

    Воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы - игрушки; повторять освоенные ранее изображения; всесторонне рассматривать несложные по форме предметы Рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

    Узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

    Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

    Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

    Рисование на тему «Городской транспорт».

    Рисование на тему «Зимние забавы детей»

    Рисование на тему: «День защитника Отечества».

    Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

    Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

    Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

    Рисование на тему «Космические корабли в полете»

    Всего

    Учебно-методические средства обучения рабочей программы

    1. «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
    2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

    Конорева Лариса Алексеевна,
    учитель изобразительного искусства
    ГБСКОУ школа №13
    Приморского района Санкт-Петербурга

    В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

    помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

    Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

    В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

    В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

    Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

    Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

    Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.

    Разделы: МХК и ИЗО

    При изучении особенностей развития детей-олигофренов становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности в большей или меньшей степени участвуют и проявляются все психические процессы. В специальной литературе отражены особенности изобразительной деятельности таких детей. Подчеркивая глубокое своеобразие изобразительной и трудовой деятельности детей – олигофренов школьного возраста, их отставание от нормально развивающихся сверстников, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Н.И. Павлова указывают на большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений оказывают правильно организованные уроки по рисованию.

    Хорошая организация учебно-воспитательного процесса – основной залог выполнения общеобразовательных и воспитательных задач. В первую очередь сюда относится подготовка учащихся к урокам. Учитель с первого же урока приучает детей добросовестно, с любовью готовиться к каждому уроку. Ведь правильная организация подготовки к урокам служит важным условием удерживания внимания и интереса к занятиям.

    На каждом уроке учащиеся должны иметь определенный набор предметов, который необходим им для работы. Это отдельные листы бумаги, размер которых может быть равен стандарту А4, А5. Важно помнить о качестве бумаги. Бумага с гладкой, блестящей поверхностью мало подходит для рисования. Необходима бумага с крупной зернистой поверхностью.

    Самый распространенный и обязательный инструмент ученика это простой карандаш. В карандашнице должно быть два хорошо заточенных карандаша. Можно использовать мягкий и твердый, один для штриховки, если это графическая работа, другой для набросков, чтобы не оставалось жирных следов при закрашивании акварелью или цветными карандашами.

    У каждого ученика должна быть мягкая резинка и точилка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать их внимание на то, что от большого количества исправлений портится не только сама бумага, но и рисунок, который выполняется на ней. После долгого стирания карандашных линий нарушается поверхность бумаги, штрихи и краски наносить становится все сложнее, рисунок обретает небрежный вид.

    Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Важное свойство акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидность акварельных красок. Они легче берутся на кисть, требуют меньше усилий при размачивании, мытье красок. Детям нужно объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. Для смешения красок должны быть палитра. Если нет настоящей палитры многоразового использования, то это может быть или листок плотной бумаги, плохо впитывающей воду, или блюдце из набора детской посуды.

    Важную роль при рисовании играют кисти. Их в карандашнице должно быть не менее трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных предметов, заливки фона. Средние кисти для уточнения средних размеров деталей, для передачи светотени и для рисования более густым цветом. Тонкие кисти необходимы для уточнения мелких деталей, рисования линий, орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. В первую очередь, надо аккуратно брать краску, не давить на кисть, а пользоваться только ее кончиком. Убирать кисти можно только после того, как хорошо промыл ее и подсушил о тряпочку, которая также должна быть на столе у каждого ребенка. В крайнем случае, можно использовать салфетку. Ставить кисть в карандашницу можно только вверх рабочим концом, и ни в коем случае не оставлять кисть в воде! Неплохо иметь и кисти для клея. Они могут использоваться не только для работы с аппликацией, но и при декоративном рисовании орнаментов.

    В практике работы школ могут использоваться и гуашевые краски. Кисти можно использовать те же, и щетинные в том числе. Если гуашь начала засыхать, ее необходимо размочить перед работой. Лучше сделать это за несколько дней до урока. Можно добавить в нее воды и немного канцелярского клея. Через несколько дней просто размешать.

    Для работы красками каждый ученик должен иметь банку для воды. Ее объем может быть от 300 до 500 мл. Источник чистой воды лучше иметь прямо в студии или классе, где проходит занятие. Если таких условий нет, то можно использовать два ведра – одно с чистой водой, другое для грязной воды.

    Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено посторонними предметами, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку или губку. Краски и баночки ставятся отдельно. Органайзер учитель может изготовить и сам. Использование такого приспособления, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценки работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы, закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно. Если это достигнуто, то учитель может гордиться результатами своего труда.

    Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало работы осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос и о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность детей. Чтобы уроки не сводились к простому, скучному для большинства учеников рисованию, а несли в себе заряд положительной энергии даже для тех, кто не может или не умеет рисовать. Необходимо каждый урок превращать в игру. Добиться этого можно очень простым способом. Для нас, учителей, это не трудно. А для детей - хорошая умственная гимнастика.

    Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры. Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:

    1. “Что лишнее?”. Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.

    2. “Разложи цвета”. Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово – тема урока. Слово тоже можно собрать.

    3. “Пирамида”. Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости – бледности оттенков одного цвета.

    Цель таких упражнений привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.

    После того как тема урока будет объявлена, этап урока – рассматривание образца. При рассматривании образца можно использовать следующие игры:

    1. “Найди отличия”. Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, учитель объявляет, что сегодня мы будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, “Матрешка”. Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.
    2. “Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель – треугольник, береза – овал, садовое дерево – круг).
    3. “Подбери цвета”. Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.

    После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.

    1. “Собери картину”. Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.
    2. “Найди самое простое”. На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному, Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.
    3. “Собери мозаику”. При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.

    После того как вся работа распланирована, учитель должен показать на доске, как выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети “помогают” учителю рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

    На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети со сложным диагнозом или имбецильностью нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру “Закончи рисунок”, “Что забыл нарисовать художник”, “Обведи по пунктирной линии”, “Соедини точки”. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

    При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Часто предлагается самостоятельно оценить свою работу и работу соседа.

    От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. Уроки рисования несут очень большую коррекционную нагрузку. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель обязательно должен иметь в своем запасе несколько интересных развивающих игр, которые помогут ему в работе, привьют интерес детей к его предмету. Качество и результативность труда обязательно будут расти, дети будут стараться и развиваться. Удачи всем учителям изобразительного искусства!

    Loading...Loading...