Социальное партнерство библиотек. Социальное партнерство в сфере культуры: российский опыт Социальное партнерство с участием библиотеки

Страница 1

Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективного договорного регулирования. Библиотечно-информационные учреждения как составляющая часть социокультурного пространства подчиняются объективным законам общественного развития. Коммуникативные связи «библиотека-общество» имеют перспективу в развитии именно в виде системы социального партнерства, причем по ряду объективных причин библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений. Определение позиций библиотеки в социальном партнерстве в настоящее время, когда происходит реформирование системы местного самоуправления, имеет приоритетное значение. Перед муниципальными библиотеками стоит задача трансформации направлений деятельности в соответствии с наиболее актуальными проблемами местного сообщества. Решение этой задачи способствует преодолению обществом стереотипа видения библиотек только как досуговых учреждений и осознание общественностью их возможностей как ресурсов развития гражданского общества. Одним из аспектов стратегического планирования развития библиотек является формирование социального партнерства во внутреннем и внешнем библиотечном пространстве.

Среди объективных факторов участия библиотек в системе социального партнерства можно выделить: во-первых, наличие гражданского общества и устойчивой тенденции развития демократии. Это условие является определяющим для возникновения всей системы социального партнерства в целом. Институт социального партнерства находится в России в состоянии зарождения именно из-за недостаточного развития гражданского общества. С другой стороны, без консолидации региональных и местных сообществ, их активного сотрудничества невозможно построение гражданского общества; во-вторых, наличие субъектов, взаимозаинтересованных в партнерских отношениях.

Библиотека сегодня является тем учреждением, которое аккумулирует интересы широких слоев общества. Этим обусловлена возможность сотрудничества с самыми различными учреждениями, организациями, движениями. Социальное партнерство может решать проблемы местного сообщества по различным направлениям. Так, среди партнеров библиотек г. Старый Оскол Белгородской области можно выделить: организации культуры, образования, средства массовой информации, общественные организации, муниципальные органы власти, коммерческие структуры.

Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет одновременно участвовать в партнерских отношениях не только с одним партнером, но и создавать проекты многостороннего партнерства, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров.

В-третьих, наличие организационно-правовых механизмов и процедур, регламентирующих социальное взаимодействие. В плане правового обеспечения социального партнерства в библиотеках накоплен определенный опыт.

Наряду с обозначенными объективными факторами, перспективы развития социального партнерства определяются рядом субъективных (внутренних) факторов. Один из них – осознание библиотечным коллективом потребности в партнере. Расширение ассортимента библиотечных, консалтинговых, образовательных и прибиблиотечных услуг, совершенствование библиотечной деятельности, повышение конкурентоспособности библиотек на рынке информационных услуг социальная востребованность, необходимость развития библиотечных ресурсов влечет за собой необходимость выбора оптимального партнера в каждом конкретном случае. Так, например, при проведении книжно-читательских или благотворительных акций необходима информационная поддержка СМИ. Библиотеки способны инициировать роль социального партнера как муниципальной власти, так и местного сообщества.

Понятие «социального партнерства» в корне отличается от имевшего место традиционного сотрудничества библиотек. Как правило, рамки координации деятельности ограничивались коммуникативными связями с другими учреждениями культуры и образования без учета экономических и правовых аспектов. Данное сотрудничество регламентировалось, прежде всего, директивным руководством вышестоящих органов. Функционирование социального партнерства предполагает возникновение равноправных горизонтальных связей. В настоящее время библиотеки все чаще выступают в роли равноправных партнеров муниципальных органов власти.

Значимость библиотеки как участника социального взаимодействия во многом зависит от содержания ее социального потенциала. Подчеркнем, что выстроить эффективную систему социального партнерства возможно только, проанализировав внутренние возможности. При этом могут быть выделены следующие критерии оценки: определение стадии развития коллектива, оценка социально-психологической атмосферы, мотивация участия коллектива в социальном партнерстве.

Славянское язычество
Славяно-русскую часть обширного общечеловеческого языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского про...

Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в
XVIII в. – переломная эпоха в истории России и развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули в той или иной степени все стороны жизни, государственное устройство, экономику, идеологию, общественную мысль, науку, художественную куль...

Живописные приемы импрессионизма
В противовес академистам" импрессионисты отказались от тематической заданности (философской, нравственной, религиозной, социально-политической и т.п.) искусства, от продуманных, заранее осмысленных и четко прорисованных сюжетных комп...

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО БИБЛИОТЕКИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СРЕДЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНО -ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

1.1. Эволюция ведущих направлений социального партнерства в библиотечно-информационной среде.

1.2. Социальное партнерство как фактор развития территориального библиотечного обслуживания.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

2.1. Трансформация роли муниципальной библиотеки в системе партнерского взаимодействия.

2.2. Социальное партнерство как активный компонент маркетинговых коммуникаций общедоступной публичной библиотеки.

2.3 .Перспективные модели социального партнерства российских муниципальных библиотек.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК

  • Проектная деятельность библиотек как фактор формирования социально-культурной среды региона 2004 год, кандидат педагогических наук Злотникова, Зинаида Ивановна

  • Муниципальная библиотека и местное самоуправление: теоретические, правовые и организационно-методические основы взаимодействия: На материале Уральского региона 2003 год, кандидат педагогических наук Гильфанова, Ирина Анатольевна

  • Микроэкономика библиотечного дела: Теоретико-методологическое исследование 2001 год, доктор педагогических наук Басамыгина, Ирина Николаевна

  • Формирование системы связей с общественностью детской библиотеки 2011 год, кандидат педагогических наук Ермакова, Елена Николаевна

  • Управление некоммерческими проектами в библиотечной сфере 2005 год, кандидат экономических наук Пурник, Антон Александрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система социального партнерства муниципальной библиотеки: концепция, современное состояние, перспективы»

Кардинальные изменения, происшедшие во всех сферах жизни нашей страны на рубеже XX и XXI веков, обусловили поступательное формирование в России системы принципов и норм, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов. Происходит постепенное оформление интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективного договорного регулирования.

Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества является институт социального партнерства. Система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений получила развитие за рубежом в 50-е годы прошлого века, окончательно утвердившись в 60-е - 70-е годы. Наиболее развитая система социального партнерства сложилась в Германии, Швеции, Австрии. В меньшей степени она реализуется в США, странах Азии и Южной Европы. В России институт социального партнерства начал создаваться только в последнее десятилетие. Социально-экономическим фоном для него стало формирование в стране рыночных отношений.

Идея общественных отношений партнерского типа первоначально зародилась и развивалась в производственно-трудовой сфере. Социальное партнерство, исторически возникнувшее в качестве буфера между противоречиями интересов владельцев средств производства и трудовых коллективов, постепенно становится одним из основных критериев гражданского общества. Проблемы социального партнерства в последнее время привлекают внимание представителей самых различных отраслей деятельности. Библиотечно-информационная сфера не является исключением.

Совершенствование форм и методов библиотечной работы, расширение номенклатуры представляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных и др.), с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества. Современная библиотека является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоев общества. Постепенное формирование основ правового государства, обеспечение прозрачности деятельности властных структур на разных уровнях, совершенствование законодательной системы, широкое достоверное информирование граждан для обеспечения их осознанного политического выбора, развитие негосударственного сектора экономики создают возможность реализации долгосрочных библиотечных инициатив в противоположность кратковременным изменениям ситуации. Этим обусловлена необходимость профессионального сотрудничества библиотек с разноаспектными учреждениями, организациями, движениями. Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет инициировать многосторонние партнерские проекты, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров.

В последние годы вопросы социального партнерства в деятельности муниципальной библиотеки становятся наиболее актуальными, потому что поступательное движение библиотечной политики в данном направлении способствует продвижению интересов библиотечно-информационных учреждений в качестве совпадающих с интересами большинства членов местного сообщества. Осознание этих перспектив - одно из важнейших условий формирования действенной инновационной политики современной муниципальной библиотеки.

Территориальные особенности, которые экстраполируются на деятельность муниципальных библиотек, во многом определяют генеральное направление библиотечного развития. Но наряду с территориальными особенностями, существуют общие тенденции, определяемые движением российского общества к культуре демократии, формированием общественных гражданских институтов. Этот процесс затрагивает все социальные аспекты деятельности, включая библиотечно-информационное обеспечение. Социальное партнерство - социокультурный феномен, который объективно выступает стимулирующим фактором развития эффективного территориального библиотечного обслуживания.

Следует отметить, что социальное партнерство в качестве одного из условий совершенствования деятельности библиотеки, можно рассматривать только применительно к библиотекам, успешно реализующим соответствующую политику в конкретных муниципальных объединениях. Если объектами изучения становятся библиотеки, находящиеся в состоянии стагнации и не использующие в практике работы эффективные профилированные стратегии социального взаимодействия, их логично рассматривать как пассивные объекты неблагоприятных экономических и социальных факторов.

В период реформирования основ российского общества инфраструктура местного самоуправления существенно изменяется. Наиболее важными для библиотек новациями, связанными с реформой местного самоуправления, стал их фактический переход в непосредственное ведение органов местной власти, в том числе в части ресурсного обеспечения.

Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (6 окт. 2003г., №131-Ф3) , устанавливающие правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объеме вступают в силу с 1 января 2009 г. В этой связи первостепенной задачей муниципальных библиотек является формирование системы многоаспектного взаимодействия с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с позиций социального института. В данном контексте библиотеки должны рассматриваться в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта муниципальной политики, что важно зафиксировать в нормативно - правовом поле в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.

Вместе с тем до сих пор не сформулирована целостная концепция социального партнерства, адаптированного к деятельности библиотек, в частности муниципальных библиотек. Отсутствуют определение ключевого понятия и классификация видов социального партнерства с участием муниципальной библиотеки. Нет анализа практической реализации данного направления инновационной деятельности современной российской библиотеки (в том числе с учетом правовых новелл Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), не представлено научное обоснование перспектив развития социального партнерства в информационно - правовой сфере. Такая ситуация негативно отражается на практике работы муниципальных библиотек по реализации этого направления инновационной деятельности.

Особо актуальным и необходимым на территориальном уровне является изучение эволюции, анализ современного состояния и обоснование тенденции развития системы социального партнерства как одного из факторов успешной деятельности современной муниципальной библиотеки. Развитие отношений социального партнерства между муниципальными библиотеками и другими субъектами гражданского общества, формирующегося в нашей стране, правомерно рассматривать в качестве эффективного регулятора таких взаимоотношений.

Степень разработанности проблемы

В последнее десятилетие позиционирование муниципальной библиотеки как социального партнера все чаще становится предметом профессионального обсуждения среди библиотечного сообщества России. Проблеме возникновения и развития системы социального партнерства в сфере библиотечного дела посвящены публикации теоретиков и практиков библиотечного дела, в частности С.Ю. Белякова , В.В.Бубнова , Е.В.Никоноровой , И.П.Осиповой , М.Л.Поповой ,

М.Л.Тищенко и др. В них рассматриваются определение основных принципов и направлений социального партнерства, их реализация на практике и пр.

Весомый вклад в разработку проблематики муниципальных библиотек внесен Т.Л.Маниловой, которая в ряде работ обосновала роль муниципальных библиотек в современных условиях . Анализ комплекса внешних факторов (социальных, политических, экономических и др.), детерминирующих развитие социального взаимодействия в библиотечно-информационной сфере и влияющих на эволюцию роли библиотек в обществе, проводится в работах Ю.Б.Авраевой , М.Я.Дворкиной , З.И.Злотниковой , В.К.Клюева , Е.И.Кузьмина , А.И.Пашина , Н.Е.Поздеевой , И.М.Сусловой , Г.П.Фонотова .

Особое значение для осмысления и развития правового поля основ социального партнерства в сфере библиотечно-информационной деятельности имеют публикации О.Ф.Бойковой . Однако, рассматривая роль нормативных актов как легитимной основы партнерства в библиотечном деле, автор не ставит цели исследования структурно - содержательных особенностей формирования и дальнейшего развития данного социального института.

Серьезный вклад в изучение возможностей библиотеки как ресурсного партнера и субъекта экономического взаимодействия вносят публикации Л.А.Кожевниковой , И.Б.Михновой , А.АЛурник .

Опыт развития системы социального партнерства в качестве одного из аспектов инновационной деятельности библиотек обобщен в работах Ю.А.Гриханова , Е.Ю.Качановой , С.Г.Матлиной , Н.Т.Чуприной . Е.В.Никонорова в публикациях, затрагивающих тему партнерства , также считает участие библиотек в деятельности данного социального института одним из инновационных аспектов их деятельности.

Вопросы корпоративного сотрудничества как социокультурного феномена рассматривались в кандидатских диссертациях Р. Р. Крылова-Иодко и С. В. Кузичева .

В массив сведений, связанных с социальным партнерством и тенденциями его развития, постоянно вовлекаются новые эмпирические данные. Контент-анализ статей массового профессионального журнала «Библиотекарь»/«Библиотека» (1995-2006 гг.), посвященных проблеме социального партнерства, позволяет констатировать, что демократизация общественной жизни способствует трансформации взаимоотношений библиотек и других участников сотрудничества, определяемых термином «партнерство». Значительное увеличение количества статей, посвященных различным этой аспектам проблемы, предопределило выделение в структуре журнала с 1998 г. особой рубрики «Третий сектор».

Анализ эмпирического опыта библиотек, накопленного в различных регионах России, был произведен на базе публикаций С.А.Бражниковой , И.А.Гильфановой , И.В.Жданова , Г.А.Корепановой , Т.И.Коробкиной , Т.И.Толочко и др. Практическому опыту осуществления технологий внешнего партнерства посвящен цикл публикаций Ю.А.Бурсиной [ 31,32].

Важной источниковой базой исследования стали публикации и диссертационные работы, где представлены разноаспектные перспективные модели современных библиотек. В контексте рассматриваемой проблемы автором была использована характеристика микроэкономической модели функционирования библиотеки, предложенная В.К.Клюевым . В монографии И.С.Пилко представлена технологическая модель библиотеки, охарактеризованы основные библиотечные подсистемы. Модели взаимодействия библиотеки и некоммерческих общественных организаций даны в материалах конференции «Библиотеки и некоммерческие общественные организации» . Модель библиотеки, являющейся равноправным партнером других организаций и учреждений в условиях большого города, была разработана Н. Е. Поздеевой в кандидатской диссертации . В диссертационном исследовании Н.Т.Чуприной объективирована модель развивающейся библиотеки, интегрирующая инновационные направления деятельности. Значительный вклад в данную проблематику был внесен З.И.Злотниковой .

Важное значение для исследуемой темы имеют издания комплексного аналитического характера «Региональная библиотечная политика в условиях административной реформы» (2005) и «Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения» (2006) .

Опыт зарубежных библиотек как субъектов социального партнерства представлен в публикациях Борхарда П. , Х.Криль , Г.Хобома . В данных работах освещаются вопросы определения общественно - значимой миссии библиотеки, взаимодействия с муниципальными органами, привлечения к совместной деятельности заинтересованных субъектов, в том числе бизнес -структур.

О.Ю.Мурашко в рамках проектируемого диссертационного исследования последовательно изучала состояние и развитие профильного социального партнерства, представляя в своих публикациях широкий практический опыт в данном аспекте деятельности , постепенно осмысливая эмпирический материал на теоретико -методологическом уровне . Комплексное видение автором данной тематики изложено в выполненном диссертационном исследовании.

Общая научная задача - разработка целостной концепции деятельности муниципальной библиотеки в системе социального партнерства на основе изучения эволюции, обобщения современного состояния и прогнозирование перспектив профильного социального партнерства.

Выполнение общей научной задачи исследования осуществляется посредством реализации следующих частных задач:

Ретроспективно изучить, обобщить и проанализировать опыт работы зарубежных и отечественных библиотек в области социального партнерства;

Объективировать и охарактеризовать современное состояние системы социального партнерства в российском библиотечном деле;

Выявить факторы, определяющие развитие института социального партнерства в сфере библиотечной деятельности;

Разработать и обосновать перспективную универсальную модель эффективного социального партнерства для муниципальной российской библиотеки.

Объектом исследования является социальное партнерство в библиотечно-информационной сфере. Основная эмпирическая база исследования - сеть муниципальных библиотек Белгородской области, а также муниципальных библиотек Республики Карелия, Уральского региона, Алтайского и Красноярского краёв, Кемеровской, Московской и Псковской областей и др.

Предмет исследования - формирование и перспективы развития системы социального партнерства муниципальных российских библиотек, трансформация роли библиотеки в контексте социального партнерства.

Методология исследования. В основу исследования были положены концептуальные подходы к проблеме зарубежных социологов А.Даймонда и Т.Парсонса , отечественных философов и социологов А.С.Ахиезера , В.В.Комаровского , Г.Ю.Семигина , И.М.Файгенберга , В.АДдова . Изучение оригинальных исследований социологов и адаптация теоретических положений социального партнерства к теории и практике партнерства с участием муниципальной библиотеки предопределило использование в диссертации отдельных определений, относящихся к области социологии.

В процессе исследования автор опирался на концептуальные работы, посвященные трансформации роли библиотек в социокультурном пространстве. При создании перспективных моделей социального партнерства библиотеки автором применялся структурно-функциональный подход к библиотеке как к системе, состоящей из четырех подсистем. В данном контексте использовались труды отечественного библиотековеда Ю.Н.Столярова . С учетом особенностей исследуемой темы была также использована концепция регионального библиотековедения, обоснованная Н.С.Карташовым .

Также были проанализированы и использованы концептуальные подходы, предлагаемые в трудах И.К.Джерелиевской , Е.И.Кузьмина , И.Б.Михновой , А.В.Соколова , И.М.Сусловой и др.

Методы исследования: анализ (теоретических и эмпирических материалов, профильной документации); историографический метод; метод диагностики; метод экстраполяции; экспертные методы; моделирование.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в предложенной целостной концепции социального партнерства в библиотечно -информационной среде, а также в положениях, выносимых на защиту.

Теоретическая значимость исследования: расширено представление о возможности и особенностях социального партнерства применительно к библиотечно-информационной сфере с позиции системного подхода; обогащен понятийный аппарат профильного менеджмента; обоснована универсальная модель эффективного социального партнерства современной российской муниципальной библиотеки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке алгоритма и внедрении эффективных методик реализации системы социального партнерства применительно к повседневной деятельности муниципальной библиотеки. Данные технологии используются в работе Централизованной библиотечной системы г. Старый Оскол Белгородской области и успешно заимствованы муниципальными библиотеками других регионов России. Это позволило существенно развить ресурсный потенциал библиотек, содействовать формированию их устойчивого положительного имиджа в местном сообществе (в том числе у органов муниципального управления), о чем свидетельствует фактографическая информация и отзывы специалистов.

Апробация результатов исследования

Промежуточные результаты исследования востребовались в процессе разработки локальных нормативных актов и научно - методической документации Централизованной библиотечной системы г. Старый Оскол Белгородской области. Материал диссертации применялся при подготовке и реализации трех авторских проектов (общегородской акции «Читай - не тормози!» /2003 - 2004/ в рамках программы «Чтение» Института «Открытое общество» Фонда Сороса (Россия), общегородская программа «Малыш и мама не одиноки» /2004/ в рамках Всероссийского конкурса «Лучшие программы для семьи», общегородской благотворительной акции «Говорящие книги» /2006/).

Основные положения диссертации были изложены в 14 профильных публикациях автора , в том числе опубликованных на страницах федеральных профессиональных журналов «Библиотека» и «Библиотековедение» . Отдельные аспекты диссертационного исследования сообщались на X Международной научной конференции «Библиотечное дело - 2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества» (Москва, МГУКИ, 2005), «Скворцовских чтениях - 2006» (Москва, МГУКИ, 2006), Международной научной конференции «Библиотечное дело - 2007: современные ресурсы и технологии» (Москва, МГУКИ, 2007), IV Всероссийской школе библиотечной инноватики (Белгород, АПРИКТ, РГБ, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2003), VII Всероссийской школе библиотечной инноватики (Белгород, АПРИКТ, РГБ, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2006), региональной научно-практической конференции «Библиотеки Белгородчины: изменение функциональной парадигмы в контексте общественного развития» (Белгород, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2005), заседаниях Клуба методистов муниципальных библиотек Белгородской области. Материалы диссертации активно используются в профессиональной деятельности автора в должности методиста-менеджера ЦБС г. Старый Оскол Белгородской области, в том числе при составлении профильных документов.

Достоверность исследования подтверждена изучением представительной источниковедческой базы, использованием репрезентативной совокупности научных методов, многоаспектной профессиональной общественной экспертизой ключевых теоретических положений диссертации в процессе их обсуждения на совещаниях, конференциях и семинарах различного уровня (включая международный), предварительной практической апробацией и внедрением основных концептуальных рекомендаций исследования, которые доказали свою эффективность.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Демократический институт социального партнерства правомерно рассматривать в качестве одного из ключевых факторов развития муниципальной библиотеки в условиях местного самоуправления. Он обуславливает комплекс многовариантных отношений между субъектами партнерства (при инициирующей роли библиотеки), целью которых является ресурсно - организационное информационных потребностей реальных и потенциальных пользователей библиотечных услуг.

2. Участие в социальном партнерстве является инновационным аспектом в деятельности библиотечно-информационных учреждений, требует переосмысления их роли в социуме и нового концептуального подхода к партнерским отношениям с учетом объективных законов общественного развития. В качестве видов социального партнерства применительно к муниципальной библиотеке могут рассматриваться гражданское партнерство, партнерство с информационными организациями, партнерство с организациями культуры, партнерство с общественными организациями, партнерство с образовательными учреждениями, экономическое партнерство, профессиональное партнерство.

3. Муниципальная библиотека способна выполнять инициирующую функцию при формировании территориальной системы социального взаимодействия. Развитие системы социального партнерства сопровождается трансформацией роли библиотеки внутри партнерского взаимодействия (от традиционализации к модернизации) и позволяет не только занять место равноправного субъекта в партнерстве, но и стать равноправным субъектом муниципальной политики. Принципиальной задачей муниципальной библиотеки является выбор социальных партнеров, адекватных целям и задачам библиотечного обслуживания населения на территории муниципального объединения.

4. Большинство функций библиотечного маркетинга (исследовательская, коммуникативная, стимулирующая) непосредственно связаны с развитием социального партнерства и легко комплексируются в так называемый маркетинг партнерства. Приоритетным направлением осуществления маркетинговых коммуникаций в системе социального партнерства с участием библиотеки является комплекс РЯ - мероприятий, обеспечивающий формирование позитивного общественного восприятия библиотечной деятельности (ее роли, потенциальных возможностей и текущих результатов).

5. Среди моделей, разработанных в исследовании, наиболее перспективной является концептуальная модель партнерства стратегического характера. Данная устойчивая модель, предполагающая, наиболее эффективное функционирование профильного партнерства как социального института, четко отражает в нем место и роль муниципальной библиотеки, дает представление об алгоритме возникновения и реализации социального партнерства с ее участием. Главная особенность предложенной модели - четырехблочная структура, логически отражающая общие особенности осуществления социального партнерства муниципальных библиотек с учетом влияния социально - экономических факторов.

2003 год, кандидат педагогических наук Чуприна, Надежда Тихоновна
  • Социальные технологии в структуре библиотечной деятельности 2004 год, кандидат педагогических наук Яковлева, Надежда Васильевна

  • 2002 год, кандидат социологических наук Тетерина, Татьяна Анатольевна

  • Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

    НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

    Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

    Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

    Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

    В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

    Отдел библиотечных инноваций:

    Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

    Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

    Организует общебиблиотечные публичные акции;

    Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

    Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

    Нашими партнёрами уже стали:

    Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

    Вологодское отделение Российского детского фонда.

    ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

    Департамент образования Вологодской области.

    Вологодский институт развития образования.

    Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

    Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

    Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

    Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

    ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

    Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

    Задачи Службы:

    Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

    Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

    Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

    Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

    В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

    Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

    Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

    Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

    Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

    В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

    Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

    Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

    Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

    Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

    В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

    С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

    Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

    Содействие правовому образованию учащихся.

    Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

    Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

    Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

    Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

    Районный заочный;

    Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

    Областной (финал).

    Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

    В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

    По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

    Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

    СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

    Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

    Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

    Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

    Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

    Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

    Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

    Литературного краеведения,

    Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

    Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

    Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

    С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

    Задачи акции:

    Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

    Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

    В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

    РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

    Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

    Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

    1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

    2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

    3. Остановись у преступной черты!

    На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

    Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

    Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

    Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

    ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

    На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

    Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

    Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

    Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

    С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

    «Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

    В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

    Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

    Популяризация здорового образа жизни;

    Профилактика употребления психоактивных веществ;

    Развитие творческих способностей у детей и подростков.

    Конкурс проводился по двум номинациям:

    «Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

    «Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

    В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

    Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

    После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

    С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

    Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

    Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

    Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

    Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

    1 Инфекции, передающиеся половым путём.

    Статьи

    Мурашко О.Ю.
    Социальное партнерство в деятельности библиотек: концептуально-эмпирический подход

    [ Материалы 10 – й международной научной конференции «Библиотечное дело 2005» (Москва, апрель 2005 г.) ]

    Кардинальные изменения, происшедшие во всех сферах жизни нашей страны на рубеже двадцатого и двадцать первого веков привели к тому, что в России формируется новая система принципов и норм, регулирующих взаимодействие отдельных хозяйствующих субъектов. Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективного договорного регулирования. Библиотечно-информационные учреждения как составляющая часть социокультурного пространства подчиняются объективным законам общественного развития. Коммуникативные связи «библиотека-общество» имеют перспективу в развитии именно в виде системы социального партнерства, причем по ряду объективных причин библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений. Определение позиций библиотеки в социальном партнерстве в настоящее время, когда происходит реформирование системы местного самоуправления, имеет приоритетное значение. Перед муниципальными библиотеками стоит задача трансформации направлений деятельности в соответствии с наиболее актуальными проблемами местного сообщества. Решение этой задачи способствует преодолению обществом стереотипа видения библиотек только как досуговых учреждений и осознание общественностью их возможностей как ресурсов развития гражданского общества. Одним из аспектов стратегического планирования развития библиотек является формирование социального партнерства во внутреннем и внешнем библиотечном пространстве.
    Среди объективных факторов участия библиотек в системе социального партнерства можно выделить: во-первых, наличие гражданского общества и устойчивой тенденции развития демократии. Это условие является определяющим для возникновения всей системы социального партнерства в целом. Институт социального партнерства находится в России в состоянии зарождения именно из-за недостаточного развития гражданского общества. С другой стороны, без консолидации региональных и местных сообществ, их активного сотрудничества невозможно построение гражданского общества; во-вторых, наличие субъектов, взаимозаинтересованных в партнерских отношениях.
    Библиотека сегодня является тем учреждением, которое аккумулирует интересы широких слоев общества. Этим обусловлена возможность сотрудничества с самыми различными учреждениями, организациями, движениями. Социальное партнерство может решать проблемы местного сообщества по различным направлениям. Так, среди партнеров библиотек г. Старый Оскол Белгородской области можно выделить: организации культуры, образования, средства массовой информации, общественные организации, муниципальные органы власти, коммерческие структуры. Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет одновременно участвовать в партнерских отношениях не только с одним партнером, но и создавать проекты многостороннего партнерства, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров. Примером многостороннего социального партнерства библиотек ЦБС г. Старый Оскол может служить общегородской проект «Читай – не тормози!». Цель проекта – привлечение к чтению художественной литературы молодежи от 14 до 17 лет, была достигнута благодаря сотрудничеству юношеской библиотеки с коллективами редакций молодежных газет «Вечерний Оскол», «Веснушка», коллектива Театра для детей и молодежи, Центра культуры и искусства, муниципальных общеобразовательных школ, Управления культуры администрации города и района.
    В-третьих, наличие организационно-правовых механизмов и процедур, регламентирующих социальное взаимодействие. В плане правового обеспечения социального партнерства в библиотеках накоплен определенный опыт. В Старом Осколе, например, разработан и внедрен в практику пакет документов, регламентирующих отношения между библиотеками ЦБС и учредителями в лице Управления культуры. Действует коллективный договор между администрацией и коллективом ЦБС. Существует ряд договоров между библиотекой и высшими учебными заведениями города. Но, как правило, нормативная документация не отражает все возможные стороны состояния теории социального партнерства на современном этапе.
    Наряду с обозначенными объективными факторами, перспективы развития социального партнерства определяются рядом субъективных (внутренних) факторов. Один из них – осознание библиотечным коллективом потребности в партнере. Расширение ассортимента библиотечных, консалтинговых, образовательных и прибиблиотечных услуг, совершенствование библиотечной деятельности, повышение конкурентоспособности библиотек на рынке информационных услуг социальная востребованность, необходимость развития библиотечных ресурсов влечет за собой необходимость выбора оптимального партнера в каждом конкретном случае. Так, например, при проведении книжно-читательских или благотворительных акций необходима информационная поддержка СМИ. Библиотеки способны инициировать роль социального партнера как муниципальной власти, так и местного сообщества, что в частности, демонстрирует опыт работы Центра правовой информации центральной городской библиотеки Старого Оскола. Другой субъективный фактор – переосмысление традиций сотрудничества. Понятие «социального партнерства» в корне отличается от имевшего место традиционного сотрудничества библиотек. Как правило, рамки координации деятельности ограничивались коммуникативными связями с другими учреждениями культуры и образования без учета экономических и правовых аспектов. Данное сотрудничество регламентировалось, прежде всего, директивным руководством вышестоящих органов. Функционирование социального партнерства предполагает возникновение равноправных горизонтальных связей. В настоящее время библиотеки все чаще выступают в роли равноправных партнеров муниципальных органов власти. В качестве примера можно привести сотрудничество старооскольских библиотек с территориальным советом депутатов. Библиотеки выступают в роли общественных приемных депутатов, принимая и аналитически обрабатывая наказы избирателей, предоставляя необходимую информацию о ходе избирательной кампании. В свою очередь, библиотеки получили компьютерную и множительную технику для более качественного выполнения данной работы. Следующий фактор – обоюдная ответственность партнеров. В идеале, заключение партнерских отношений должно включать в себя и определение эффективных санкций за нарушение обязательств. Данный фактор представляется достаточно существенным, но не получившим на сегодня применения в практике договоров Старооскольской ЦБС. И, наконец, последний фактор – соответствие внутреннего потенциала субъектов задачам и целям социального партнерства.
    Значимость библиотеки как участника социального взаимодействия во многом зависит от содержания ее социального потенциала. Подчеркнем, что выстроить эффективную систему социального партнерства возможно только, проанализировав внутренние возможности. При этом могут быть выделены следующие критерии оценки: определение стадии развития коллектива, оценка социально-психологической атмосферы, мотивация участия коллектива в социальном партнерстве.
    Уровень профессионального развития, информационные ресурсы, материальная база библиотек должна соответствовать задачам и целям, стоящим перед ней как перед участницей социального партнерства. Сильные стороны внутреннего потенциала взаимодействующих субъектов должны дополнять друг друга и способствовать обоюдному развитию.

    1.4 Социальное партнерство библиотек

    Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов и прав социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективного договорного регулирования. Библиотечно-информационные учреждения как составляющая часть социокультурного пространства подчиняются объективным законам общественного развития. Коммуникативные связи «библиотека-общество» имеют перспективу в развитии именно в виде системы социального партнерства, причем по ряду объективных причин библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений. Определение позиций библиотеки в социальном партнерстве в настоящее время, когда происходит реформирование системы местного самоуправления, имеет приоритетное значение. Перед муниципальными библиотеками стоит задача трансформации направлений деятельности в соответствии с наиболее актуальными проблемами местного сообщества. Решение этой задачи способствует преодолению обществом стереотипа видения библиотек только как досуговых учреждений и осознание общественностью их возможностей как ресурсов развития гражданского общества. Одним из аспектов стратегического планирования развития библиотек является формирование социального партнерства во внутреннем и внешнем библиотечном пространстве.

    Среди объективных факторов участия библиотек в системе социального партнерства можно выделить: во-первых, наличие гражданского общества и устойчивой тенденции развития демократии. Это условие является определяющим для возникновения всей системы социального партнерства в целом. Институт социального партнерства находится в России в состоянии зарождения именно из-за недостаточного развития гражданского общества. С другой стороны, без консолидации региональных и местных сообществ, их активного сотрудничества невозможно построение гражданского общества; во-вторых, наличие субъектов, взаимозаинтересованных в партнерских отношениях.

    Библиотека сегодня является тем учреждением, которое аккумулирует интересы широких слоев общества. Этим обусловлена возможность сотрудничества с самыми различными учреждениями, организациями, движениями. Социальное партнерство может решать проблемы местного сообщества по различным направлениям. Так, среди партнеров библиотек г. Старый Оскол Белгородской области можно выделить: организации культуры, образования, средства массовой информации, общественные организации, муниципальные органы власти, коммерческие структуры.

    Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет одновременно участвовать в партнерских отношениях не только с одним партнером, но и создавать проекты многостороннего партнерства, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров.

    В-третьих, наличие организационно-правовых механизмов и процедур, регламентирующих социальное взаимодействие. В плане правового обеспечения социального партнерства в библиотеках накоплен определенный опыт.

    Наряду с обозначенными объективными факторами, перспективы развития социального партнерства определяются рядом субъективных (внутренних) факторов. Один из них - осознание библиотечным коллективом потребности в партнере. Расширение ассортимента библиотечных, консалтинговых, образовательных и прибиблиотечных услуг, совершенствование библиотечной деятельности, повышение конкурентоспособности библиотек на рынке информационных услуг социальная востребованность, необходимость развития библиотечных ресурсов влечет за собой необходимость выбора оптимального партнера в каждом конкретном случае. Так, например, при проведении книжно-читательских или благотворительных акций необходима информационная поддержка СМИ. Библиотеки способны инициировать роль социального партнера как муниципальной власти, так и местного сообщества.

    Понятие «социального партнерства» в корне отличается от имевшего место традиционного сотрудничества библиотек. Как правило, рамки координации деятельности ограничивались коммуникативными связями с другими учреждениями культуры и образования без учета экономических и правовых аспектов. Данное сотрудничество регламентировалось, прежде всего, директивным руководством вышестоящих органов. Функционирование социального партнерства предполагает возникновение равноправных горизонтальных связей. В настоящее время библиотеки все чаще выступают в роли равноправных партнеров муниципальных органов власти.

    Значимость библиотеки как участника социального взаимодействия во многом зависит от содержания ее социального потенциала. Подчеркнем, что выстроить эффективную систему социального партнерства возможно только, проанализировав внутренние возможности. При этом могут быть выделены следующие критерии оценки: определение стадии развития коллектива, оценка социально-психологической атмосферы, мотивация участия коллектива в социальном партнерстве.

    Уровень профессионального развития, информационные ресурсы, материальная база библиотек должна соответствовать задачам и целям, стоящим перед ней как перед участницей социального партнерства. Сильные стороны внутреннего потенциала взаимодействующих субъектов должны дополнять друг друга и способствовать обоюдному развитию.

    Общероссийский проект «Корпоративная полнотекстовая база данных “Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации”» (далее - Проект) реализуется в рамках основных направлений деятельности Российской национальной библиотеки как всероссийского научно-методического центра в сфере библиотечного дела. Проект осуществляется в партнерстве с Центральными библиотеками субъектов РФ, при поддержке Российской библиотечной ассоциации. Оператором проекта является Научно-методический отдел библиотековедения РНБ.

    Участниками проекта могут стать все центральные библиотеки субъектов РФ. Проект нацелен на активизацию обмена данными в профессиональной среде, развитие общедоступной системы взаимодействия библиотек на основе сетевой кооперации. ЦБ субъектов РФ получат новые возможности для решения актуальных задач, среди них: проведение сравнительного анализа состояния библиотечного дела региона, изучение опыта работы и инноваций других библиотек, сокращение трудовых и финансовых затрат на поиск полнотекстовой информации. Это может положительно сказаться на качестве работы не только ЦБ субъектов РФ, но и на состоянии библиотечного дела страны в целом.

    Представляемый Проект является новым этапом работы над базой данных «ЦБ субъектов РФ», которая ведется с 2002 года Научно-методическим отделом библиотековедения РНБ. Подготовлен пакет документов по проекту:

    Соглашение о сотрудничестве,

    Положение о Корпоративной полнотекстовой базе данных “Центральные библиотеки Российской Федерации” (далее - КБД),

    Список документов (текстов), предоставляемых Библиотекой-участницей Проекта,

    Визитная карточка ЦБ субъекта РФ,

    Положение о Наблюдательном совете.

    В них заложен организационно-правовой механизм реализации Проекта на основе добровольного сотрудничества его участников. Для Библиотек-участниц предусмотрены широкие права: получать полный доступ к ресурсам базы данных, определять условия доступа пользователей к полнотекстовым документам, участвовать в управлении ресурсами КБД.

    Библиотекам-участницам Проекта предлагается пополнять базу данных уже созданными ими документами. Это тексты неопубликованных документов и малотиражных изданий: региональных и локальных нормативно-правовых актов, отчетов, обзоров деятельности муниципальных библиотек региона, методических рекомендаций и др. Единственный документ, который составляется специально для КБД - визитная карточка ЦБ субъекта РФ. Она имеет вид анкеты, заполняемой в личном кабинете Библиотеки-участницы проекта на сайте КБД.

    Разрабатывается новый интерфейс сайта КБД, позволяющий более эффективно использовать ресурсы базы данных. Будут публиковаться обзоры поступлений в КБД, информационно-аналитические материалы по актуальным вопросам развития библиотечного дела.

    Результатом реализации Проекта станет полноценный профессиональный ресурс, позволяющий анализировать состояние и перспективы развития библиотечного дела в стране. Такой ресурс особенно актуален сегодня, в период масштабных преобразований библиотечной отрасли.

    Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействия

    Одна из важнейших задач сегодня - сделать информацию о книге на всех этапах ее жизненного цикла единой, открытой и доступной для всех участников книжного рынка, используя при этом унифицированные информационные стандарты...

    Искусство Месопотамии

    Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской...

    Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения

    В средние века какой-либо специфической архитектуры для библиотек не существовало. Обычно их размещали в каком-нибудь освободившемся старом здании, где окна были обращены на восток. В XVI в. стали яснее понимать...

    Культура Древнего Египта

    Высокоразвитая и богатая цивилизация, которую построили египтяне еще за несколько тысячелетий до нашей эры, оказала большое влияние на развитие соседних народов, и тех, которые пошли по её стопам, особенно на страны Ближнего Востока и Грецию...

    Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период

    При всей востребованности детских библиотек сегодня и всей уникальности оказываемых ими услуг в сфере деятельности детских библиотек наметился ряд проблемных вопросов...

    Медиаграфия литературно-художественных и детских изданий по филологии и искусству

    Российские библиотеки начали предоставлять доступ в Интернет к электронным каталогам со второй половины 1990 годов. Отечественные библиотечные каталоги еще не обладают достаточной информационной прочностью...

    Медиатеки. Библиотеки. Их актуальность и функция

    Библиотеки бывают: - Государственные - Муниципальные - Частные - Личные (семейные) - Учебные и т. д...

    Молодежные субкультуры в современной России – объект интолерантности

    В книге «Толерантность и границы либерализма» Сьюзан Мендус определяет причины интолерантности так - утверждение Боссуэта о том, что «У меня есть право преследовать тебя по тому, что я прав, а ты нет»...

    Новый год как праздник, его историческое значение и современные аспекты

    Место советских праздников и обрядов как важного средства воспитания масс в арсенале форм идеологического воздействия определяется теми задачами, которые выдвигает наша партия в деле коммунистического воспитания трудящихся...

    Организация фестивальной деятельности в новых экономических условиях

    Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук...

    Основные функции библиотечного обслуживания

    Богатство и значение библиотеки росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему»...

    Электронная библиотека в среде библиотечно-информационной деятельности

    Для того, чтобы успешно применять электронные библиотеки в среде библиотечно-информационной деятельности следует, прежде всего, выделить виды электронных библиотек для их дальнейшего успешного применения...

    Loading...Loading...