Методология и методика исследования. Монографические и сравнительные исследования Использоваться следующие методы монографический основывается на углубленном

Беседа

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т. д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию.

Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения - социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответствующей социологической и социально-психологической литературе.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Монографический метод

Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные для объекта, могут быть распространены на всю совокупность.

Однако, обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

. Экономическое познания законов и закономерностей развития предприятий - процесс очень сложный и требует определенной методологии и методов исследования

. Методология - учение о совокупности основных принципов, методов познания и преобразования действительности

. Метод науки - это совокупность средств, способов и приемов исследования, свойственный для нее способ проникновения в содержание изучаемого . Метод экономики предприятий определяется содержанием и особенностями ее предмета как науки, требованиями и задачами. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучается, то метод - как изучается

. В основу исследования науки"Экономика предприятий"положен диалектический метод. Это означает, что ученые, исследуя экономические явления и процессы, используют диалектические принципы, категории и законы согласно которыми все стороны жизни общества как единого организма рассматривают во взаимодействии, взаимосвязи и в развитии в розвитку.

. Применение принципа взаимосвязи и развития явлений объективной действительности означает, что экономические явления надо рассматривать не изолированно, в отрыве от конкретно-исторических обстоятельств, а всесторонне - в взаимодействием емозвьязку и развития. Например, необходимо анализировать уровень развития производительных сил и рациональное использование ресурсов в аграрных предприятиях во взаимосвязи с другими отраслями народного хозяй арства, их предприятиями, развитием производства отдельных видов ресурсев.

. Анализируя экономические отношения и явления, надо замечать и то, что они находятся во взаимосвязи с политическими, юридическими, демографическими, идеологическими и социальными отношениями, явлениями приро оды и технико.

. Явления следует рассматривать не в состоянии покоя, а в состоянии непрерывного движения, и этот процесс понимать как постепенное по восходящей линии от низшего к высшему, в переходе от количества к новому качеству, от запе еречення одного явления к отрицанию

другой

. Изучать экономику предприятий нельзя без знания практики, постоянных связей с ней. Имеется в виду не описательное или эмпирическое познание практических аспектов производства, - приобретает значение научное обоснование практики, перспектив развития предприятия, выявления закономерных тенденций. Такой подход позволяет внед аджуваты в практику все новое и передовое. Обосновывая и распространяя передовой опыт хозяйствования, нужно замечать различия в условиях использования природных ресурсов в различных регионах, то есть п ростежуваты сопоставимость соответствующих услоов.

. Использование фактического материала играет важную роль и позволяет применять различные методы. С целью улучшения выражения результатов экономического мышления и для его облегчения каждый экономист может е использовать четыре основные альтернативные виды:

- выражение словом - когда нет необходимости проводить глубокие исследования с использованием различных научных методов, снижение себестоимости продукции, при всех прочих равных условиях, будет обеспечивать увеличение я прибыли предприятий

- арифметическая иллюстрация показывает зависимость спроса от цены: при снижении цены продукт будет продаваться и потребляться больше, и наоборот;

- геометрический эквивалент - это выражение информации относительно изменения цены на товар, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, графически;

- алгебраическое выражение-использование математики в экономике, т.е. математическое моделирование экономического явления, ситуации или процесса для изучения определенного аспекта

его развития

В процессе научного познания экономических явлений широко применяют элементы диалектического метода - анализ и синтез, индукцию и дедукцию

. Анализ - это расчленение объекта, предмета или экономических отношений между ними на составные части и элементы изучение в уединенном состоянии и выяснение связей между ними (рис 16)

. Рис 16 элементов диалектического метода исследования

. Синтез-объединения (мысленно), отдельных элементов воедино

Анализ и синтез широко применяется в изучении структуры явлений, которые наблюдаются, - затрат на производство продукции, производственных фондов предприятий, валового производства продукции, структуры посеве ей т.д.. Своеобразным выражением анализа и синтеза является метод статистических группировок: статистическая совокупность разделяется на группы, а выводы делаются на основании всей совокупностиі.

. Индукция - это получение общего вывода на основе единичных фактов, т.е. от фактов исследовательских - к природе объектов

Индукции принадлежит важная роль в использовании такого элемента диалектического метода исследования, как восхождение от конкретного к абстрактному. Так, при обмене одного товара на другой выясняется, что в они нечто общее, а необходимо свести к чего-то третьего. Этим общим является затраты труда на производство товаров. Использование такого элемента не требует изучения всей совокупности отдельных фактов и явлений, поскольку этот процесс бесконеченний.

. Дедукция предполагает движение исследования от общего к

отдельного и единичного. Она играет важную роль в использовании такого элемента диалектического метода исследования, как восхождение от абстрактного к конкретному. Например, выяснения категории"Дополнительно ва стоимость"дает возможность, с помощью дедуктивного метода, выявить такие конкретные формы прибыли, как предпринимательский доход, торговая прибыль, процент, земельная рентамельна рента.

Индукция и дедукция как элементы диалектического метода исследования взаимодополняющие. Результаты их применения - теории, экономические принципы и обобщения, методики, рекомендации - используются я для выработки экономической политикии.

. Исторический элемент диалектического метода познания предполагает исследование конкретного процесса развития, реальных явлений в их исторической последовательности, а логический - способ познания экономической системы, отдельных ее элементов в период достижения полной зрелости самых форм

. Эти два элемента используются в определенных исторических исследованиях и могут служить основанием для глубоких теоретических выводов

. При исследовании конкретных явлений и процессов, кроме описанных элементов диалектического метода познания, в экономике предприятий распространены и другие методы и приемы

. Метод сравнения - самый метод познания. С его помощью сравнивают экономическую эффективность различных мероприятий, технологию производства. Такие расчеты можно использовать для сравнения норматив в них и фактических затрат с последующим выяснением причин их разногласий. Метод сравнения применяют для экономической оценки в динамике показателей - уровня производства валовой продукции, уровня рентабельности ьность, производительности труда тощощо.

. Изучая массовые явления, процессы, факты и проявляя тенденции и закономерности их развития, используют экономико-статистический метод. Он позволяет выяснить количественное влияние отдельных факторов на а изменение дослиджуваного

результата

. Экономико-математический метод применяют при оптимизации в планировании производства, как предприятия в целом, так и прогнозирования отдельных элементов экономического развития (оптимизация машинно-тракторного парка, оптимизация кормово иробництва и под). Математическое моделирование и алгебраическое изображения полученных результатов в экономике аграрных предприятий используют тогда, когда на основе исходной информации с помощью компьютер а определяют оптимальные количественные выражения прогнозируемых показателей. Применяя математику, следует помнить, что речь идет не о замене экономических методов исследования математическими, а о совер ния математического аппарата и расширения материальной базы экономических методедів.

. Балансовый метод широко используют для балансов материальных, стоимостных и трудовых ресурсов в управлении экономикой предприятия. Он позволяет обеспечивать количественные пропорции относительно необходимости и наличия ресурс сел, а также увязать имеющиеся ресурсы с их использованием, выявить пропорции, взаимосвязи, образующихся в процессе производстваа.

. Монографический метод позволяет изучить передовой опыт, выявить передовые и прогрессивные методы хозяйственной деятельности предприятий, проанализировать причины упадка предприятия и обосновать меры, направленные на дальнейшее льшие его развитие. Монографическое изучения и описания отдельных вопросов, явлений, передового опыта и его обобщения способствует выявлению всего нового и прогрессивного в экономике предприв.

. Расчетно-конструктивный метод распространен в прогнозировании и планировании производства и экономических процессов развития. Он предусматривает разработку нескольких вариантов решения определенной экономической проблемы предприятия, их оценку с пода альшим выбором лучшего них.

. Экспериментальный метод позволяет проверить на практике правильность теоретических положений, степень эффективности новых рычагов экономического регулирования экономики предприятия. Использование этого метода рассматривается как практ тический шаг к проверке теоретически осмысленных проблем. С его помощью можно подтвердить правильность теоретических разработок, уточнить их или опровергнуть. Ограниченность применения этого метода связан ана со сложностью создания условий для сравнения, опасностью нанести вред, поэтому теоретические разработки должны быть точными и реальными в предусмотренномнні.

. Абстрактно-логический метод используют на всех ста действиях решения экономических проблем. По его работодателем * формулируются категории, понятия, экономические теории и гипотезы, выводы и рекомендации. Здесь на первом плане постают абстракция и логика мышленияня.

Итак, методом экономики предприятий как науки является комплексное и взаимосвязанное исследование экономической ситуации с целью изучения взаимоотношений между людьми в процесс производственной деятельности посредством опра ацювання информации различными научными способам.

социологии выделяются монографические, сравнительные, панельные и трендовые исследования.

Монографическое исследование нацелено на изучение отдельного социального явления (преступности, безработицы, социальной активности); процесса (становления многопартийности, изменения отношения населения страны к введению частной собственности на средства производства) или социальной группы (студенчества, беженцев, безработных, наркоманов). При монографическом исследовании собирается подробная и полная информация, что обеспечивает глубокий анализ изучаемого объекта. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для всей совокупности подобных объектов, и поэтому выводы, полученные при этом, могут быть распространены на все явления или процессы подобного типа. Примером монографического исследования может служить изучение образа жизни жителей того или иного региона, культурных потребностей молодежи, миграции населения и т.п.

С

Сравнительное исследование и его разновидности

равнительное социологическое исследование может быть двух видов – территориальное и временное. Территориальные основаны на сравнении одних и тех же классификационных характеристик у социальных групп разных регионов, временные – на изучении развития явлений и процессов во времени. Различают три главные методики временных исследований: панельные, трендовые и когортные.

Панельное исследование предполагает изучение изменений, которые произошли за определенный промежуток времени у одних и тех же объектов. Например, если изучались жизненные планы выпускников школ, то при панельном исследовании необходимо найти тех же выпускников и вновь опросить их, чтобы иметь возможность зафиксировать изменения и степень совпадения жизненных планов и реальности.

Трендовое (повторное) исследование преследует цель зафиксировать изменения, произошедшие с определенной социальной группой как единой социальной системой. В этом случае нет необходимости разыскивать тех же самых индивидов, достаточно опросить людей, принадлежащих к изучаемой социальной группе. Например, изучение бюджета времени сельских жителей с разрывом в 10 лет предполагает выборку сельских тружеников из типичных поселений с одними и теми же социально-демографическими характеристиками.

Когортное исследование изучает определенную совокупность людей когорту – в течение определенного времени. Типичной когортой являются люди, родившиеся в один и тот же год. Задачей исследования может быть периодический опрос этой когорты при достижении ими совершеннолетия, двадцатилетия, тридцатипятилетия и т.д. И в этом случае в выборку попадают различные индивиды, но родившиеся в нужном исследователю году.

§ 3. Методы сбора социологической информации

Техника сбора социологической информации во время проведения социологического исследования довольно разнообразна. В социологическом исследовании применяются, как правило, все (или почти все) методы сбора информации.

Выделим следующие методы сбора информации:

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ;

ОПРОС КАК САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД;

НАБЛЮДЕНИЕ;

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ;

Под общим понятием «сравнения» в научных исследованиях подразумевают сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Исследователь прежде всего должен определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения и воспитания .

Метод сравнения применяется в разных науках. В педагогических исследованиях распространены сравнительно-исторические методы . Они включают в себя генетический, сравнительно-исторический, исторический методы.

Генетический метод позволяет вести исследование явлений на основе анализа их развития.

Важно установить факт возникновения явления, отметить ступени его развития, проследить процесс постепенного формирования у исследуемых определенных качеств, профессиональных знаний и умений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия. Генетический метод решает эти задачи, выявляя специфику, тенденции развития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.

Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, то есть изменение соответствующих показателей устанавливается в определенные временные интервалы. По существу, этот метод представляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего выяснить сущностные характеристики явлений, определить причинные зависимости и, тем самым, формировать оптимальные условия развития личности, движущие силы процесса ее формирования.

Сравнительно-исторический метод сформировался на основе методологического принципа историзма и применяется в психолого-педагогических исследованиях, обеспечивая такое изучение явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии. Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет объяснить, как это понятие формировалось ранее, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким образом возникали те или иные концепции образования, каковы их источники; сравнить этапы развития отдельных концепций. Углубляя представление о предыстории, сравнительно-исторический анализ обогащает понимание современных проблем образования.

Исторический метод применяется, прежде всего, при изучении проблем истории педагогики. Помогает раскрыть возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, педагогических теорий в конкретных исторических условиях.


Оценка того или иного явления с точки зрения его прогрессивности или реакционности должна учитывать характер конкретных исторических условий существования этого явления с позиции – что нового сделали педагоги по сравнению со своими предшественниками.

Таким образом, историзм не может быть сведен лишь к описанию явлений прошлого. Он позволяет выявить внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах развития, проследить, каким образом новое состояние явления возникает из старого.

В процессе исследования анализ исторического развития педагогических явлений всегда находится в единстве с процессами логического анализа и, напротив, теоретический анализ, проводимый логически, используется для объяснения исторического развития явлений .

Ранжирование – способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенное.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы. Классификация одной и той же группы объектов может быть проведена по разным основаниям в зависимости от предмета и задач исследования.

Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточится на изучении отдельных проблем, анализе конкретный фактов .

Кроме описанных общих методов познания каждой области знаний, в том числе и экономике предприятий, присущи специфические методы и приемы исследования. Наиболее широкое практическое применение получили такие, как экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, нормативный, экономико-математический, экспериментальный, абстрактно-логический методы.

Экономико-статистический метод применяется при изучении массовых явлений, процессов, фактов и выявлении тенденций и закономерностей их развития. Он также позволяет установить количественное влияние отдельных факторов на исследуемый результат, выявить главные факторы, обусловившие изменения в течении экономических процессов.

Монографический метод используется для всестороннего и глубокого изучения отдельных явлений, процессов и выявления причинно-следственных связей их развития. Он незаменим при детальном исследовании отдельных наблюдений, выбранных в качестве объекта специального исследования.

Расчетно-конструктивный метод широко применяют при прогнозировании и планировании производства и экономических процессов развития. Предусматривает разработку нескольких вариантов решения определенной экономической проблемы, их оценку с последующим выбором лучшего из них. Этот метод включает много приемов, обеспечивающих относительную точность экономических прогнозов и плановых показателей.

Балансовый метод используется при планировании и анализе экономики на различных уровнях с целью установления пропорциональности в ее развитии и своевременного выявления диспропорций в ходе достижения поставленной цели. С его помощью оцениваются темпы и пропорции воспроизводства на предприятиях, в отраслях.

Нормативный метод предусматривает разработку различных экономических нормативов расхода материальных ресурсов, труда, капиталовложений, используемых при планировании и прогнозировании производства, анализе его фактического состояния.

Экономико-математический метод применяется при оптимизации производства в целом, а также отдельных составляющих агрегированных систем, при прогнозировании важных параметров экономического развития и количественной оценке влияния тех или иных факторов на результат при наличии корреляционных связей и взаемозалежы остей.

Экспериментальный метод предполагает постановку экспериментов, которые рассматриваются как практический шаг к проверке теоретически осмысленных проблем. Эксперименты должны базироваться на точных расчетах и реальных прогнозах. Функция экспериментов - подтвердить правильность теоретических разработок, уточнить их или опровергнуть.

Абстрактно-логический метод используется на всех стадиях решения экономических проблем. С его помощью формулируются категории, понятия, экономические теории и гипотезы, выводы и рекомендации. Это основной духовный инструмент исследователя, ведь в экономике невозможно воспользоваться тем научным инструментарием (приборы, реактивы и др.), Который широко применяется в естественных науках. Здесь на первый план выступает абстракция и логика мышления.

Экономист должен помнить, что экономика - это сложная система, и чтобы понять ее природу, познать механизм действия, предложить эффективные способы решения проблем, возникающих в процессе производства, нужен системный подход к ее изучению. А это требует комплексного использования всех методов экономических исследований.

Применяя рассмотрены методы исследования, определяются и анализируются экономические показатели развития агропромышленного производства и производственной и финансово-экономической деятельности отдельных предприятий.

Экономические показатели - это информационный носитель определенных количественных и качественных характеристик экономических явлений и процессов. На основе анализа уровня таких показателей, их динамики и взаимосвязи делаются соответствующие выводы, обосновываются рекомендации, осуществляется оценка состояния экономики предприятия или его отдельных сторон, оказываются неиспользованные резервы хозяйственной деятельности, принимаются взвешенные управленческие решения. Именно поэтому в последующих главах учебника особое внимание уделено методике определения экономических показателей, раскрытию их экономического содержания и механизма использования для анализа и оценки результатов деятельности предприятий на современном этапе становления рыночной экономики.

Loading...Loading...