Научные знания византии. Образование в Византии. Византийские ученые. Архитектура и изобразительное искусство

В течение всего раннего средневековья Византийская империя являлась центром яркой и своеобразной духовной и материальной культуры. Своеобразие ее в том, что в ней сочетались эллинистические и римские традиции с оригинальной, восходящей к глубокой древности культурой не только греков, но и многих других народов, населявших империю,- египтян, сирийцев, народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыма, а также поселившихся в империи славян. Известное воздействие на нее оказали также арабы. В течение раннего средневековья города Византии оставались очагами образованности, где на основе достижений античности продолжали развиваться науки и ремесла, изобразительное искусство и архитектура. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.

Вся история византийской культуры окрашена борьбой господствовавшей идеологии правящих классов с оппозиционными течениями, выражающими устремления широких народных масс. В этой борьбе противостоят друг другу, с одной стороны, идеологи церковно-феодальной культуры, отстаивающие идеал подчинения плоти духу, человека - религии, прославляющие идеи сильной монархической власти и могущественной церкви; с другой стороны, представители свободомыслия, облаченного обычно в одежды еретических учений, защищающие в известной степени свободу человеческой личности и выступающие против деспотизма государства и церкви. Чаще всего это были выходцы из среды оппозиционно настроенных городских кругов, мелкопоместных феодалов, низшего духовенства и народных масс.

Особое место занимает народная культура Византии. Народные музыка и пляска, церковные и театральные представления, сохраняющие черты античных мистерий, героический народных эпос, сатирическое басенное творчество, обличающее и высмеивающее пороки ленивых и жестоких богачей, хитрых монахов, продажных судей, - таковы многообразные и яркие проявления народной культуры. Неоценим вклад народных мастеров в создание памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и художественных ремесел.

Развитие научных знаний. Образование

В ранний период в Византии еще сохранялись старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Однако наступление христианской церкви на античную языческую образованность привело к упадку некоторых из них. Был уничтожен научный центр в Александрии, во время пожара погибла знаменитая Александрийская библиотека, в 415 г. фанатичное монашество растерзало выдающуюся женщину-ученого, математика и философа Ипатию. При Юстиниане была закрыта высшая школа в Афинах - последний очаг античной языческой науки.

В дальнейшем центром образованности становится Константинополь, где в IX в. создается Магнаврская высшая школа, в которой наряду с богословием преподавались и светские науки. В 1045 г. в Константинополе был основан университет, имевший два факультета - юридический и философский. Там же была создана высшая медицинская школа. По стране были разбросаны низшие школы, как церковно-монастырские, так и частные. В крупных городах и монастырях встречались библиотеки и скиптории, где переписывались книги.

Господство схоластического богословского мировоззрения не смогло задушить в Византии научное творчество, хотя и тормозило его развитие. В области техники, особенно ремесленной, благодаря сохранению многих античных приемов и навыков Византия в период раннего средневековья значительно обгоняла страны Западной Европы. Более высоким был уровень развития и естественных наук. В математике наряду с комментированием древних авторов развивалось и самостоятельное научное творчество, питаемое потребностями практики - строительного дела, ирригации, мореплавания. В IX-XI вв. в Византии начинают применять индийские цифры в арабском написании. К IX в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который изобрел систему светового телеграфа и заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов.

В сфере космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в IX в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Значительных успехов достигли византийские ученые в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт.

Потребности ремесленного производства и медицины стимулировали развитие химии. Наряду с алхимией развивались и начатки подлинных знаний. Здесь сохранялись античные рецепты производства стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя и даже воспламеняющаяся при соприкосновении с ней. Состав «греческого огня» долго держался в глубокой тайне, и лишь позднее установили, что он состоял из нефти, смешанной с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» на длительное время обеспечило Византии перевес в морских сражениях и во многом способствовало ее гегемонии на море в борьбе с арабами.

Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. В «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова сохранились интересные сведения о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Параллельно с расширением географических знаний шло знакомство с флорой и фауной различных стран, обобщаемое в трудах византийских ученых-естествоиспытателей. К X в. относится создание сельскохозяйственной энциклопедии - «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.

Вместе с тем в византийской культуре все больше проявляется стремление приспособить достижения эмпирической науки к религиозным представлениям.

Уже давно ставшая привычной поговорка «Ученье свет, а неученье - тьма» с большой торжественностью помещается «отцом византийской схоластики», богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровождается пространным доказательством. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с необыкновенным уважением, хотя и понимали науку несколько иначе, чем мы. Они сохранили античное восприятие науки как чисто умозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с давней традицией все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание - и практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и достигшая необыкновенного расцвета именно в Византии юриспруденция.

Система образования сохранила преемственность от античности. Детей шести-семи лет отправляли в начальную школу, где они в течение двух-трех лет учились читать, писать и считать; только книгой, по которой учились чтению, стала Псалтирь, вытеснив Гомера из начальной школы в школу грамматики, куда поступали желающие продолжить свое образование. Начальные школы могли быть частные, платные, а могли содержаться монастырем, церковной или городской общиной, так что обучение в них было доступно для всех слоев населения. Сравнительно с государствами Западной Европы сеть школ была в Византии шире, а общий уровень элементарной грамотности - выше. Для продолжения образования и развития школ более высоких ступеней здесь существовал еще один важный стимул: в империи с централизованным управлением и развитым бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться сколько-нибудь серьезной должности.

В школах грамматиков штудировали по преимуществу древнегреческих авторов и учили изъяс-няться на аттическом диалекте по всем правилам риторики. Так с VI-VII вв. начинается постепенное расхождение развивающегося разговорного греческого языка и языка письменной культуры, который - в идеале - и две тысячи лет спустя не должен был отличаться от языка Демосфена и Фукидида.
Те, кто желал посвятить себя науке или готовился состоятельными родителями к занятию высоких должностей, продолжали образование, изучая риторику, философию, юриспруденцию. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. Со временем часть их приходит в упадок (всемирно известная Александрийская библиотека гибнет от пожара; знаменитая платоновская Академия в Афинах, ставшая к VI в. крупнейшей школой языческого неоплатонизма, закрывается по указу императора Юстиниана); постепенно складываются новые учебные и научные центры. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. - своего рода университет, имевший два факультета - юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа.

С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. В Византии не прерывалась античная философская традиция; византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и утонченность диалектики греческих философов. В ранний период их усилия были направлены на выработку системы православного вероучения и на борьбу с ересями, а также с последними приверженцами язычества. Учителя церкви, так называемые «Великие Каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-VBB., Иоанн Дамаскин - в VIII в. в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах систематизировали православное богословие. Правда, не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывались византийцами в одинаковой степени. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных, преобладающим методом познания в которых был не опыт, а переосмысление, систематизация и интерпретация античного наследия. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы внесли выдающийся вклад. Ими в борьбе с различными ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология - учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразнейшая эстетическая теория. Наконец, построение догматической системы требовало незаурядных познаний в логике и начиная с VI в. логика переживает необычайный расцвет. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии усиливается влияние идеалистической системы Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам.

В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторон-никами христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией, в XIII-XIV вв. переводятся и изучаются астрономические сочинения и таблицы арабских ученых.
Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая не гасимое водой пламя. Состав «греческого огня» держался в глубокой тайне; позднее установили лишь, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в особенности в борьбе с арабами.

Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географиче-ских знаний. Косьма Индикоплов, мешая правду с красочным вымыслом, повествует о животном и растительном мире, и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Интереснейший памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой «Геопоники» - составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.

Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Несмотря на достаточно сомнительный выбор названия, термин «Византийская империя» широко используется в современной исторической науке.

Сами жители восточной Римской империи называли себя «ромеями» (ρωµαίοι), то есть «римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией» (Ρωµανία).Западные современники называли её «империя греков» из-за решающей роли в ней греческого населения и культуры. На Руси её также обычно называли «Греческим царством».

Византийская наука оказала мощное воздействие на многие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византии носила сложный, противоречивый характер, сочетавший античные языческие традиции и христианское миропонимание, что отразилось на путях развития византийской науки.

Несмотря на то, что христианство в империи ромеев было признано государственной религией, сохранялось глубокое уважение к знаниям античной философии, поскольку в сознании византийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римским античным миром.

В то время, когда варварская Западная Европа вступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римская империя оказалась единственным очагом цивилизации и культуры во всей Европе, обеспечивая более высокий социально-экономический и культурный уровень на территориях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана с христианским учением. При этом особый интерес был направлен на античную философию, и попытку ее развить.

Византийское научное мышление складывалось в противоречивой обстановке утверждения христианского миросозерцания на основе этических и естественно-научных воззрений античности.

Таким образом, наука базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации.

В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Основные интеллектуальные усилия византийских ученых заключались в формальном изучении вновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации уже достигнутого, что приводило к энциклопедичности.

Велась большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Составляются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, собирается богатый этнографический материал о жителях сопредельных стран.

Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом.

Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишь пассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясь простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие века, в ряде отраслей византийцы совершили определенные шаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность. Происходит накопление практических знаний, вызванных потребностями мореплавания, торговли.

Развиваются естественные науки, что сопровождается расширением представлений о природе. Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Представители рационалистического течения в византийском богословии и философии пытались примирить веру и разум, так же как и западноевропейские схоласты. В стремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что для приближения к постижению Бога необходимо изучать окружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новым этапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит изучение причинности явлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занимался проблемами естествознания, космологии. Причем в вопросы естествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По его мнению науки должны взять от математики ее числовой метод и геометрическое доказательство, которые обладают свойством логически принуждать к признанию положений истинными или ложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и не получили в Византии широкого распространения. В отличие от западной Европы рационализм не стал ведущим направлением в византийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию, восходящую к античности, практической науке в Византии удалось достичь определенных результатов в решении многих утилитарных задач, что долгое время обеспечивало материально-техническое превосходство империи. Наиболее знаменитый в литературе пример – используемый в военном деле так называемый «греческий огонь», представлявший собой смесь нефти и серы. В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степень развития металлургии – важный показатель технико- экономического уровня страны, поскольку представляет собой очень обширную область экономики, науки и техники, охватывающую процессы получения металлов, изменения их химического и физического состава и придания определенных форм. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавы применялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленном производстве, военном деле. Производство черных металлов – чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийской экономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация. С одной стороны, поддержка государства обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличие государственных заказов, безопасность на дорогах и в городах империи, с другой, цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти, что вело к потере инициативы, застою в развитии.

Противоречивые последствия для развития и внедрения практических знаний имела и установка византийцев на сохранение античного наследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII века оставаться Византии самым передовым государством в Европе в области производства керамики, стекла, строительства, кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация на сохранение античных традиций неизбежно стала тормозом технического развития, и постепенно наметилось отставание большинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение. Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством, в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию в Афинах, где язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Было запрещено вести преподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам. Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников, потерю ими существовавших ранее привилегий, учебные заведения продолжали работать.

Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. На протяжении всей истории Византии ее жители в сравнении с жителями средневековой западной Европы в целом были существенно более образованными. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Конечно, постепенно церковная литература проникала в образовательные программы светских учебных заведений. Но, несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин, школы оставались светскими, а сама система образования, особенно в начальной школе, была очень близка к античной. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии.

В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Кесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению произведений античных авторов и толковать их в свете христианской морали, но считает эти произведения безусловно полезными. Интересно, что тетради византийских школьников обнаруживают определенное сходство с античными учебниками. Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, те же сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаются лишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычных упражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также в обращении к Богу в начале первого листа и нарисованном кресте в начале каждой страницы.

Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой и астрономией помогала познавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа. В изучении математики в качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Как учебные руководства применялись «Арифметика» Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» Герона Александрийского. В изучении астрономии как науки о числах, прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест» Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовался как пособие по астрологии, которая также была включена в программу преподавания. В VII в. более популярным стал учебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов. Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь.

В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ. Они считались государственными чиновниками и получали жалованье из императорской казны.

Феодосий специальными государственными актами обеспечил задачу контроля государства над студентами. Каждый студент был обязан представить документальное свидетельство о происхождении, о состоянии его родителей, требовалось указать науки, которыми он намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Кесарем Вардой была учреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначен крупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школа располагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике, геометрии и астрономии.

Разносторонними познаниями отличался император Константин VII Багрянородный. По его распоряжению и при непосредственном участии были составлены многие энциклопедии (около полусотни) по различным отраслям знаний.

Император Константин IX Мономах создал две школы: философии и права. Император лично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции. Руководителем философской школы был назначен Михаил Пселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этого переходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованием произведений Платона, которого считал наиболее значительным мыслителем и даже ставил на один уровень с Григорием Богословом.

Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.

Познавательная мотивация в византийском обществе была слабой, знания не были самоцелью, они были подчинены принципам функционирования бюрократической машины. Высокая квалификация государственных служащих долгое время обеспечивала преимущество Византии в сравнении с Западной Европой.

Не только светская, но и церковная администрация в значительной степени состояла из тех, кто успешно окончил школу. Выпускники школ, независимо от социального статуса их родителей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии. Родители не жалели денег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей. (При этом сами преподаватели обычно получали также жалование от государства.) Теоретически существовал свободный доступ к самым высшим должностям государственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел на это деньги.

Разветвленный бюрократический аппарат для своего успешного функционирования нуждался в образованных и грамотных людях, в связи с чем, светское образование приобретало особую значимость. Это объясняет, почему Византийские школы, в отличие от западноевропейских, не были подчинены церкви.

Конечно, наряду со светскими школами существовали и церковные учебные учреждения. С IX века, например, существовала духовная школа (патриаршая академия), программа обучения которой была сосредоточена на толковании священных текстов. Но учащиеся также изучали риторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия. Административные предписания в области науки и производства информации становятся одним из критериев истины, которая, должна соответствовать формальным требованиям, контролируемым бюрократией.

Бюрократизация и государственная регламентация имели двойственные последствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитию византийской науки и образования, а в других условиях становились препятствием их развития. Чрезмерная формализация стала характерной чертой византийской науки, бюрократизация привела к ее окостенению.

Доминировало утилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов и обработка ранее полученных знаний. Господствовала установка, согласно которой научную мудрость можно обнаружить в античном прошлом, прямыми наследниками которого считали себя византийцы.

В результате формализованное античное наследие превращалось в причину стереотипного мышления, не дающего развития оригинальному научному творчеству. Античные классики, а также Библия, составляли совокупность всего необходимого знания.

Основой познания являлась традиция, которая, по мнению византийцев, обращалась к сущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь с поверхностными проявлениями окружающего мира.

Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи, которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом, воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого.

Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.

Вопросы

1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.

2. Особенности византийской науки.

3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.

4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.

5. Материально-технические достижения Византии.

6. Образование в Византии.

Слайд 2

Научные знания

  • Учёный Византии - Лев Математик ввёл буквенные обозначения в алгебре, изобрёл звуковую сигнализацию
  • В Византии развивались механика, медицина, химия
  • Изобретён «греческий огонь» - нефть+смола, нельзя погасить водой
  • Слайд 3

    Архитектура

    В Византии велось строительство христианских храмов. Их особенностью было богатое убранство и красота внутренних помещений. Самым замечательным памятником архитектуры является храм Святой Софии в Константинополе. Строительство шло в течение 5 лет.

    Слайд 4

    Храм Святой Софии

    Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Гигантский купол диаметром 31,5 м окружён венком из 40 окон. Прекрасные мозаики – изображения из разноцветных камешков и кусочков стекла – украшали стены храма.

    Слайд 5

    Устройство христианского храма

    Христианский храм в плане разделялся на 3 части:

    • Притвор – помещение у главного входа на Западе
    • Неф –основная часть храма, где собирались для молитвы
    • Алтарь – помещение для духовных лиц. Алтарь был обращён на восток полукруглыми нишами – апсидами.

    В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, Святых на гладких деревянных досках

    Слайд 6

    Каноны оформления храмов

    Храм был одновременно моделью мира и обителью бога. В оформлении храмов сложился строгий канон - правила изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и сцен из Библии. Под куполом помещали изображение Христа и ангелов, ниже – Богоматерь, авторы Евангелий: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Над входом помещали картины ада или Страшного суда.

  • Слайд 7

    Культурные связи Византии

    • Византийские мастера, художники, архитекторы приглашались в другие страны
    • В Константинополь приезжали молодые люди из разных уголков Земли для изучения права, математики, медицины
    • Русь приняла христианскую веру от Византии. Первые храмы на Руси были возведены и украшены византийскими мастерами.
  • Слайд 8

    Особенности Византийской церкви

    • В Византии – сильная императорская власть
    • В отличии от Запада, где папы претендовали на светскую власть, в Византии государственная власть полностью подчинила себе церковь
    • Глава церкви на Востоке Европы – патриарх
    • Императоры Византии влияли на избрание патриархов
  • Слайд 9

    Особенности церкви

    • В Византии раньше, чем на Западе распространилось монашество
    • В Византии – несколько центров христианства: Константинополь, Александрия, Иерусалим, Антиохия
    • разнообразие взглядов по ключевым вопросам веры (арианство, несторианство и др.)
  • Культура Византии

    Цели: познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозайке, иконописи.
    Понятия: икона, иконопись, мозайка, фреска, смальта, темпера

    Оборудование: иллюстрация «Собор Св. Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь»

    Ход урока

    I . Актуализация знаний по теме «Византия при Юстиниане»

    II . Изучение нового материала.
    1. Исторические условия развития культуры Византии.

    2. Образование, научные знания.

    3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

    4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

    1. Исторические условия развития культуры Византии.

    Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?

    Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

    Византия становится наследницей античной культуры.

    Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

    2. Образование, научные знания.

    Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.

    Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.

    Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.

    В XI веке был открыт первый в Европе университет.

    Раскрывая вопрос о развитии научных знаний, рекомендуется составить таблицу «Научные знания в Византии».



    Научные знания в Византии

    Математика

    Медицина

    Химия

    География

    История

    Введено бук-

    В XI веке в

    Изобретен

    Составлялись,

    Исторические

    венное обо-

    Константи-

    «греческий

    чертились

    сочинения

    значение в

    нополе при

    огонь» - смесь

    карты, планы

    составлялись

    алгебре.

    монастыре

    из нефти и

    городов.

    на основе

    Эти знания

    была открыта

    смолы.

    Путешест-

    документов,

    нашли при-

    больница.

    Применялся в

    венники со-

    личных на-

    менение в

    Для обучения

    сражениях на

    ставляли опи-

    блюдений,

    астрономии,

    медицине

    море и на

    сания стран и

    рассказов

    строительст-

    создано ме-

    суше.

    народов.

    очевидцев.

    ве, исчисле-

    дицинское

    нии сбора

    училище.

    налогов.

    Составлены

    пособия по

    медицине.

    Учитель задает следующие вопросы:

    Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?

    Что способствовало развитию истории как науки в V-VI1 вв.?

    Учащиеся могут дать примерно такие ответы:

    - Войны, торговля, мореплавание.

    - Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

    3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

    Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства, учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись.

    Архитектура

    Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 64).

    Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас, живущих в XXI веке?

    Рассказучителя:

    Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.

    В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении-барабане.

    Мозаика

    Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени.

    Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой.

    При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

    Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации «Византийская мозаика» в учебнике (с. 66).

    Иконопись

    Самым главным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.

    В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

    Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины.



    Икона

    Картина

    Икона - откровение Божие. Мировоззрение иконописца -мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное.

    Картина - это творческий образ, созданный фантазией художника, он является формой передачи его собственного мировоззрения. Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера.

    Кисть иконописца бесстрастна:

    Картина

    эмоциональна, она

    личные эмоции не должны иметь

    принадлежит

    духовному миру ху-

    места.

    дожника.

    Икона - средство для общения с

    Картина -

    - место для общения с

    Богом и святыми.

    автором и его

    идеями.

    Для иконы характерна обратная

    Картина

    построена по законам

    перспектива.

    прямой перспективы.

    Учитель должен пояснить следующее: основное отличие стилистики иконы от реалистической картины - принцип изображения пространства . (Для примера надо показать учащимся репродукцию любой картины.) Для лучшего понимания прямой и обратной перспективы надо нарисовать или показать учащимся изображение железнодорожного полотна.

    Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

    На иконе же точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива.

    Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева -береза, сосна, дуб, осина, ель.

    Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

    Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань - паволоку.

    Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом .

    Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

    Темпера - краска, сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия, составленная из воды и яичного желтка.

    Слой четвертый - защитный - натуральная олифа.

    Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь».

    Эта икона была создана в Константинополе в первой трети XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византийской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть милосердная, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление - самый лирический образ Богородицы.

    Учитель обращает внимание учащихся на следующее: Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о нем матери.

    Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.

    Поверхность иконы сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и это дает представление о содержании образов и стиле письма.

    Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темными красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой скорби и потому так душевно близок всем.

    Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так как он находится на заре своей жизни.

    Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство - великая материнская любовь.

    4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

    Государства, принявшие христианство от Византии, - Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными традициями

    III . Закрепление изученного на уроке.

    Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

    Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.

    Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

    IV. Итог урока.

    Д.з. §7, тпо §7 все задания с.23-24.

    Loading...Loading...