МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000
"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"
Урок по литературному чтению
2 класс
по программе "Школа-2100"
,
«Как петух лису обманул»
(латышская сказка)
Словесное рисование героев
г. Ростов-на-Дону
Цель урока:
1) развивающий аспект:
Развитие речи учащихся;
Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
Формирование действий контроля и оценки;
2) воспитательный аспект:
урок нацелен на воспитание честности,
требовательности к себе и другим,
радости сопереживания успехам товарищей, усердия,
а также на формирование представления о различных качествах персонажей,;
3) познавательный аспект:
- формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ;
Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;
Формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения.
Основной словарь урока: герой (персонаж),
Характеристика героя (персонажа);
Тема и главная мысль сказки;
Интонация произведения.
Оборудование урока:
I .Фронтальное:
Название раздела;
Название сказки;
Пословицы;
Герои сказки (таблицы, рисунки);
Схема анализа;
Предыдущие работы
– анализы персонажей
I I .Индивидуальное:
Таблицы анализа
I . Орг. момент: 2 мин
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…
II. Беседа “Сказки о животных?” з мин
Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)
Намек на что делается в сказках о животных?
Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….
Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..
II . - Но, сначала,РАЗМИНКА + проверка д/з: 10 мин
1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки) 1,2 ряд
2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки) 3 ряд.
3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ).
4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…
Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
Не всё то золото, что блестит.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.
С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
Сколько веревку ни вить, а концу быть.
(Какие орфограммы …..)
III . Постановка проблемы:
Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)
Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
(на доске таблички: Д, Ц,Х, Р,М) 3 мин
IV. Исследование сказки:
Для того, чтобы понимать лучше себя и окружающих, попытаемся проанализировать героев сказки, с которой познакомились вчера.
Вспомним её содержание (пересказ детей –оценки )
Итак, главные герои…(дети……) (достраиваем таблицу на доске)
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ _______________________ ____________________________ | ______________________________ ____________________________ |
Характер |
____________________________ |
____________________________ |
Цель |
____________________________ |
____________________________ |
Результат | ________________________________ ____________________________ | ________________________________ ____________________________ |
Мораль | _______________________________ ____________________________ | __________________________________ ____________________________ |
На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин
Работаем с текстом, выберите слова, которые описывают действия Петуха (подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу
Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё….
Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя?
Характер: задиристый, хитрый, настойчивый….
Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”?
Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя…
Цель: бездельничал,……………………………
Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется?
Результат: - Каким образом петух попал в лапы к лисе?
Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком?
Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок.
Какое человеческое качество помогло ему в этом?
Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?
Как же петух одурачил лису?
Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью?
Легко ли ему было это сделать?
Что он мог чувствовать (испытывать) при этом?
Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин
V. Рефлексия: обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин
VI. Физминутка.
Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками.
VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” по ролям при наличии свободного времени .
Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения .
VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке при наличии свободного времени.
Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?
Какое высказывание лисы вызывает улыбку?
IX. Подведение итогов урока.
Что необычного в образе петуха в сказке, прочитанной на уроке?
Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки?
X. Инструктаж домашнего задания - закончить анализ лисы по образцу, изобразить героев (по желанию)
Предварительная работа
Вспомнить название раздела, который изучаем,
Поработать над чтением по ролям (подобрать отрывок)
Проговорить орфограммы в пословицах
Предложить подобрать дома пословицы к сказке(перечитав свои книжки)
Петух | Лиса |
|
Действия |
_______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер |
_______________________________ |
_________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ ___________________________ _______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ ___________________________ _______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ___________________________________________________________________ | __________________________________________________________________ |
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
2. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
4. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:///ru/ct_tcp_ru
5. Cелевко, образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Столбунова, критического мышления. Апробация технологии / // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
- Организационный момент.
Психологический настрой:
а) “Придумано кем-то просто и мудро СЛАЙД 2
При встрече здороваться:
- Добрый день! - солнцу и птицам
- Добрый день! - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым….
Добрый день длится до вечера”
(Все здороваются друг с другом)
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!
Поприветствуйте наших гостей!
(дети поворачиваются, приветствуют гостей и друг друга)
На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают, и всё слышат, голова хорошо работает.
Ребята, я предлагаю вам определить ваше настроение.
Поднимите зелёный круг, если вы уверены в своих знаниях, если у вас хорошее настроение.
Жёлтые кружки, если у вас есть сомнения. Красный кружок, если вам трудно.
Учитель: Спасибо, мы определили ваше настроение. А сейчас чтобы подготовить себя к работе, выполним разминку.
б) Речевая разминка. (СЛАЙД 3)
Дыхание (короткий вдох - выдох длиннее).
Лучше упражнения выполнять в парах:
“Одуванчик” (сильный выдох)
“Задуй свечу” (быстро)
“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).
Чистоговорка:
Ко-ко-ко - нам работать всем легко.
Ку-ку-ку - узнавать я все могу.
Ки-ки-ки - в школе мы ученики
Проверка домашнего задания.
Оформление выставки иллюстраций.
Рассказы ребят о Зайце (1 ученик о зайце из сказки)
II . Актуализация знаний.- Мы с вами прочитали много сказок о животных. Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы - внимательные читатели.
Задание: определите название сказок. (Выставка книг животных)
(Инсценировка отрывков подготовленными учащимися кукольный театр)
- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
- Одеваюсь…
- Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
- Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
- Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
- Что ты там, лисонька, говоришь?
- А я говорю: битый битого везёт.
- Так, милая, так!
(“Лиса и волк”)
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап - царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик - братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
- Кто главные герои этих сказок? (животные)
- К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
- Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
Какими бывают сказки о животных (Народные (разных народов) и авторские
- А какому народу принадлежит авторство сказок отрывки, которых мы сейчас увидели? (русскому)
А в карельских сказках можно встретить этих героев?
Может кто-нибудь вспомнит название сказок!
Как ведут себя герои сказок о животных? (Звери говорят и ведут себя как люди.) Люди в животных могут узнать себя.
- Кто же главная героиня в сказках отрывках? (лиса)
- Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
- Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
- Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
ДОКЛАД О ЛИСЕ СЛАЙД 4
Лиса и особенности её характера
Главным действующим лицом сказок этих сказок является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать.
Её образ постоянный. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисица - масляна губица, лиса - кумушка, Плутовка, Лисафья. Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада (13).
Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы (СЛАЙД 5)
№ п/п | Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе | Примеры сказок |
хитрость, двуличность | «Ли |
|
2ичка-сестричка и волк» | жадность | «Лиса и кувшин» |
притворщица, подлиза | «Лиса и волк» «Лиса и медведь» |
|
лживость | «Заюшкина избушка» |
|
воровка | «Кот, петух и лиса» |
Из данной таблицы видно, что лиса в сказках представитель человеческих пороков (жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства и проч.),
Но во всех ли сказках лиса является отрицательной героиней?
Может кто-нибудь знает название этих сказок? (ответы детей)
Из этого можно сделать вывод, что у лисы есть и положительные черты характера человека (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество).
Главный герой латышской народной сказки «Как петух лису обманул» — петух, живший у одной пожилой женщины. Характер у этого петуха был задиристый, он любил подраться с соседскими птицами и часто гонял тех, кто слаб и беспомощен.
Соседи часто жаловались хозяйке петуха на его безобразное поведение. И однажды она велела петуху убираться с ее двора. Петух стал жить без хозяев. Днем он бродил по деревне, а ночью спал в стогу сена.
Однажды его в этом стогу обнаружила лиса, она схватила петуха и понесла в лес. Это увидел сосед хозяйки петуха. Он погнал за лисой с палкой и стал кричать, чтобы она отпустила петуха.
Тогда петух стал уговаривать лису, чтобы она объяснила соседу, что несет вовсе не его петуха. Лиса поначалу молчала, но человек не унимался и гнался за ней. Тогда она остановилась и стала ему объяснять, что тот не имеет права за ней гнаться, потому что у него самого нет никаких птиц в хозяйстве.
Пока лиса давала человеку отповедь, петух благополучно от нее сбежал. Поняла лиса, что петух ее обманул, обиделась на всех, и с тех пор с людьми не разговаривает.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки заключается в том, что важно жить своим умом и никого не слушать. Лиса поддалась на уговоры петуха и вступила в спор с человеком, который за ней гнался. В результате петух сбежал, а лиса осталась без добычи.
Сказка учит не быть задирой и скандалистом. Петух часто приносил беспокойство соседям, и поэтому хозяйка выгнала его на улицу.
В сказке мне понравился сосед хозяйки петуха, который не остался равнодушным, увидев, как петуха похитила лиса. Он погнался за ней и требовал, чтобы лиса отпустила петуха.
Эта сказка мне понравилась своим поучительным выводом: далеко не всегда следует вступать в дебаты. Иногда нужно просто промолчать. Лиса вступила в переговоры с человеком, и добычу свою упустила. Следует всегда быть бдительным!
Какие пословицы подходят к сказке «Как петух лису обманул»?
Слово — серебро, а молчание — золото.
Дракою прав не будешь.
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Разделы: Начальная школа
- познакомить учащихся с древнейшим жанром устного народного творчества – народной сказкой;
- развивать умение понимать прочитанное, анализировать произведение, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать речь и внимание;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, нравственные качества личности ребенка.
Оборудование: викторина, выставка книг, карточки, картинки со сказочными героями, политическая карта Европы.
Ход урока
I
. Организационный момент.– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.
Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
II
. Актуализация знаний.– Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы – внимательные читатели.
Задание: определите название сказок.
(Инсценирование отрывков подготовленными учащимися)
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Одеваюсь…
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
– Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
– Что ты там, лисонька, говоришь?
– А я говорю: битый битого везёт.
– Так, милая, так!
(“Лиса и волк”)
– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап – царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
– Кто главные герои этих сказок? (животные)
– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
– Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
III. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как другие народы рассказывают о характерах, поступках героев и оценивают их.
– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать?
ЗЛ ОЧА БТ МВ НИ ЖЯ
– Найдите на карте эту страну.
– Что вы можете сказать о её местонахождении?
– Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки.
Петух, как, обманул, лису.
(“Как петух лису обманул”)
– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:
Познакомимся…
Будем учиться …
Будем воспитывать…
IV. Работа с текстом до чтения.
– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос)
– Как вы думаете, какой ответ дается: научный или сказочный?
– А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?
– Откройте учебник (Бунеев Р.Н. “Маленькая дверь в большой мир”, стр. 79).
– Рассмотрите иллюстрацию. Зная название сказки, и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь? (предположения детей)
V. Первичное восприятие.
Самостоятельное чтение сказки учащимися.
– Понравилось ли вам произведение?
– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
– Кто главные герои сказки?
– Кто вам симпатичен?
– Что нового вы узнали о лисе?
Физминутка.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора вставать.
Глазки все мы открываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI
. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.Читаем текст, вслух, с попутными комментариями, подчеркиваем слова и выражения, которые характеризуют главных героев.
1. Чтение 1 абзаца.
– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)
– Что узнали о главном герое? (забияка, задира)
2. Чтение второго абзаца.
– Каков петух? (драчливый)
– Что значит норовит? (настойчиво стремиться что-нибудь сделать или добиться)
– Как вы понимаете выражение “по всем петушиным правилам пойдет бой”?
3. Чтение 3 абзаца про себя.
– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)
– Как вы понимаете выражение “бочком-бочком”? (очень осторожно)
4. Чтение 4-5 абзацев.
– Почему старуха прогнала петуха?
– Какой художественный прием используется? (троекратный повтор)
– Каков был петух? (обидчивый)
– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)
5. Чтение в парах 6-7 абзацев.
– Что значит браниться? (использование Толкового словаря)
– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)
– А как вы понимаете слово “позарился”?
6. Чтение 8-9 абзаца.
– Как петух одурачил лису?
– Как себя проявила лиса? (злая, грубая)
– На кого обижается лиса?
– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)
– Какая лисья повадка нашла свое объяснение в сказке?
VII. Работа с текстом после чтения.
1. Проблемный вопрос.
– Почему петуху удалось провести и одурачить лису?
Ох, и норовиста лиса,
Да и на нее нашлась узда.
– А так ли плохо быть хитрым?
– А когда особенно ценно это качество? (когда есть угроза жизни)
– Что необычного в образах лисы и петуха в латышской сказке? (поменялись местами)
– Что осуждает народ в сказке?
Вывод: условия жизни разных народов могли отличаться, а вот представления, что хорошо, что плохо у них были схожи.
2. – Можно ли данное произведение отнести к сказке и почему? Докажите, используя сказочные приметы: зачин, присказка, волшебные герои, волшебные события, сказочная концовка, народная мудрость.
3. Работа с пословицами.
– Составьте пословицы:
– Из данных пословиц выберите те, которые подходят к содержанию сказки.
Объясните смысл.
4. Чтение по ролям.
VIII
. Итог урока.– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
– Кто узнал для себя что-то новое?
– Чему учит эта сказка?
– Какая из пословиц могла бы стать названием сказки?
IX. Рефлексия.
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
X. Домашнее задание.
– Выберите себе домашнее задание:
– Подготовить пересказ сказки от первого лица.
– Нарисовать героя, который вам симпатичен.
– Найдите сказки с вопросом в заглавии.
– Проиллюстрируйте понравившийся отрывок сказки.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Как петух лису обманул
Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира, каких и на свете ещё не бывало.
На своём дворе не с кем драться, так он все на чужой двор норовит. Цыплёнка увидит - за цыплёнком погонится. На курицу наскочит - от той только пух и перья летят. А с петухом повстречается - тут уж по всем петушиным правилам пойдёт бой.
Всех кривоглазый задирает, а к нему попробуй-ка сунься! Чуть что - заорёт во всё горло:
- Не тронь меня, не тронь! Не с вашего я двора. Не ваш я петух. Старухин.
И бочком-бочком - к старухиному дому. А старухе-то и самой надоел петух. Что ни день ― прибегают к ней соседки.
Одна кричит:
- Уйми ты своего забияку. Он моему котёнку чуть глаз не выклевал!
Другая жалуется:
- Твой петух мою наседку с яиц согнал!
Третья чуть не плачет:
- Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал, кормушку опрокинул, воду разлил.
Наконец старуха не вытерпела и говорит петуху:
- Убирайся, куда знаешь. Чтоб и духу твоего не было на моём дворе!
Обиделся петух:
- Ну что ж, и уйду! Думаешь, не проживу без тебя?
Стал петух один жить. Днём по всему селу разгуливает, зерна подбирает, ночью в стогу сена спит.
Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться. Видит - стоит в поле стог сена, а в стогу петух. Обрадовалась лиса, схватила петуха - и в лес, к своей норе.
А в ту пору старухин сосед полосу боронил. Смотрит - бежит мимо лиса, а в зубах у неё петух. Поднял сосед палку - за лисой.
- Брось петуха! - кричит.- Брось петуха!
Тут хитрый петух скосил на лису свой единственный глаз да и говорит ей:
- Что ты терпишь, лиса? Ведь не в своё дело мужик нос суёт. Не его я петух! Старухин.
Хотела было лиса остановиться, закричать на мужика, да раздумала, дальше побежала.
А старухин сосед не отстаёт:
- Отдай, рыжая, петуха! Отдай!
И петух не унимается:
- Что это ты, лиса! Он тебя ругает, а ты молчишь! Верно, сам на меня, на чужого петуха, позарился!
Не стерпела тут лиса. Повернулась к старухиному соседу и давай его бранить:
- Ну чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Старухин. Сначала своих кур, петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай!
Так разошлась лиса, что и остановиться не может. Наконец вспомнила про петуха. Глянула - его и след простыл.
- Ну и петух! Вот как лису одурачил!
Обида взяла лису. И поклялась она никогда больше с людьми не разговаривать. С тех пор как увидит лиса человека, отвернет морду и прочь бежит.
Белорусская народная сказка
Лёгкий хлеб
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
Ты что ешь, человече?
Хлеб, - отвечает косарь.
А он вкусный?
Да еще какой вкусный!
Дай мне отведать.
Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
Прежде всего надо землю вспахать...
Тогда и хлеб будет?
Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...
И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...
Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...
Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...
И буду хлеб есть?
Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...
Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
И спечется хлеб?
Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
Конь, конь! Я тебя съем.
Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит:
Гуси, гуси! Я вас съем.
Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
Спой нам, а мы послушаем.
Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
Дед, дед, я тебя съем!
И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
А он вкусный?
Попробуй - узнаешь.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Баран, баран, я тебя съем!
Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.