Что такое "системный подход"? Системный подход Системный подход к исследованию систем

Причинами и предпосылками возникновения системного подхода являлись определенные идеи в философии и частных науках, которые во второй половине ХХ века привели к формированию и бурному распространению системного подхода.

Сущность системного подхода находит выражение в виде системы понятий и в виде системы функций. Среди специфических понятий системного подхода В.Н. Садовский выделяет следующие группы понятий:

1) понятия, относящиеся к внутреннему строению системных объектов: связь, отношения, элемент, среда, целостность, структура, организация;

2) понятия, связанные с функционированием системных объектов:

функция, устойчивость, равновесие, регулирование, обратная связь, управление, самоорганизация;

3) понятия, описывающие процессы развития системных объектов: генезис, эволюция, становление, развитие и т. д.;

4) специфические понятия: анализ систем, синтез систем.

1. Методологическая – системный подход квалифицируется по своему уровню и типу как общенаучная методология, как учение о методах, понятиях, принципах исследования систем. В этом смысле более оправданным выглядит термин «подход», а не «метод», хотя иногда эти понятия отождествляют.

2. Мировоззренческая.

3. Диалектической взаимосвязи.

4. Математизации и формализации научного знания.

5. Перенос знания из одной области науки в другую.

Важнейшие принципы системного подхода

1. Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей.

2. Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения.

3. Необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели.

4. Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы).

5. Восхождение от абстрактного к конкретному.

6. Единство анализа и синтеза, логического и исторического.

7. Выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

8. Рассмотрение системы с позиции «черного ящика».

Рассмотрим основные понятия системного подхода.

Система – комплекс взаимодействующих элементов; совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Среда – совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

Элемент – предел членения системы.

Подсистема часть системы, которая обладает свойствами системы.

Компоненты системы – группа элементов системы, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостности.



Связь – ограничение степени свободы элементов.

Связи можно охарактеризовать: направлением(направленные и ненаправленные); силой(сильные и слабые); характером – связи подчинения, связи порождения, равноправные связи, связи управления; по месту приложения- внутренние и внешние, прямые и обратные.

Цель желаемый результат.

Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство.

Структура характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность ее элементов и связей.

Система может характеризоваться:

Состоянием – мгновенная фотография, срез системы, остановка в ее развитии.

Поведением – если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением.

Равновесием – способность системы в отсутствие внешних, возмущающих воздействий сохранять свое поведение сколь угодно долго.

Устойчивостью – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена.

Развитием – процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой.

Классификация систем

Системы разделяют на классы по различным признакам и в зависимости от решаемой задачи. Открытые и закрытые системы. Открытые системы способны обмениваться со средой массой, энергией, информацией. Закрытые или замкнутые системы предполагаются полностью лишенными этой способности, т. е. изолированными от среды.

Классификация систем по степени организованности. Впервые такое разделение систем предложил В.В. Налимов, который выделил класс хорошо организованных и плохо организованных систем. Кратко охарактеризуем эти классы.

Хорошо организованные системы означают, что определены элементы системы и их взаимосвязи между собой и целями системы. Проблемная ситуация может быть описана в виде выражения, связывающего цель со средствами, т. е. в виде критерия или показателя эффективности, критерия функционирования, целевой функции и т. п., которые могут быть представлены сложным уравнением, формулой, системой уравнений. Модели физики технических наук – хорошо организованные системы.

Плохо организованные – диффузные системы. При представлении объекта в виде этих систем не ставится задача определить все учитываемые компоненты и связи между ними с целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые выделяются на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а путем изучения определенной выборки компонентов. Отображение объектов в виде диффузных систем находит широкое применение при определении пропускной способности систем управления, при определении численности штатов в обслуживающих цехах, при исследовании документальных потоков.

Отображение объектов в виде самоорганизующихся систем позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределенностью на начальном этапе постановки задачи.

Класс самоорганизующихся или развивающихся систем характеризуется рядом признаков, приближающих их к реальным развивающимся объектам. Они обладают признаками, характерными для диффузных систем: стохастичностью поведения (случайное, независимое); нестабильностью отдельных параметров; непредсказуемостью поведения; способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды; менять структуру, сохранять свойство целостности; формировать возможные варианты поведения и выбирать из них лучший.

Эти системы приближаются к реальным экономическим и социальным объектам. Системы обладают определенными закономерностями. Перечислим некоторые: Закономерности взаимодействия части и целого. Закономерность целостности(эмерджентность) проявляется в системе в возникновении у нее «новых интегративных» качеств, не свойственных ее компонентам: а) свойства системы не являются суммой свойств ее элементов; б) свойства целого зависят от свойств элементов. Коммуникативность. Система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неординарное образование. Иерархичность – иерархическая упорядоченность. Закономерности осуществимости систем.Эквифинальность. Эта закономерность характеризует предельные возможности систем. Закон необходимого разнообразия.Разнообразие управляющей системы должно быть больше (или по крайней мере равно) разнообразия управляемого процесса или объекта. Закономерности функционирования и развития.Историчность. Любая система не может быть неизменной, она не только функционирует, но и развивается.

При изучении гуманитарных дисциплин важно понимать, как все там взаимодействует. Ведь гуманитарное знание богато на абстрактные понятия, теории, суждения. Чтобы было проще усваивать любую гуманитарную дисциплину, требуется понять основные принципы строения систем. Ведь любой объект, процесс, представляет собой систему. И если выявить ее элементы и увидеть связи между ними, так очень легко и просто можно разобраться в любом, даже самом сложном материале.

Системный подход позволяет комплексно разобраться в большинстве научных проблем или образовательных задач. Это универсальный теоретический подход, который объясняет, что нужно искать в изучаемом явлении, какие элементы и какие связи.

Кстати, именно поэтому целесообразно использовать в обучении ребят , в которых любой процесс (исторический или общественный), любое понятие представлено в виде системы. Сразу скажу, что материал здесь довольно сложный и представляет ценность только для сведущих людей: коллег преподавателей, учителей, студентов.

Истоки системного подхода

Как это странно, у истоков системного подхода стоял наш отечественный ученый, большевик А.А. Богданов (Малиновский). Его фундаментальный труд «Тектология: всеобщая организационная наука» был издан в Австрии в 1925/26 году. В своем двухтомном труде ученый призывает смотреть на любое явление — как на систему. Она не обособлена, а связана с другими. Вообще, если серьезно, именно Богданов стоял у истоков такой научной парадигмы, как синергетика.

Однако про А.А. Богданова вспомнили не сразу, а только после того как его идеи были использованы Людвигом фон Берталланфи в его фундаментальном труде «Общая теория систем», изданном после Второй мировой войны. В нем, Берталланфи не сослался на Богданова, а идеи его заимствовал, собственно, как это и принято у цивилизованных европейцев.

Это уже потом в ходе историографических исследований выяснили кто первооснователь. Поэтому сегодня выделяется два автора рассматриваемого подхода: А.А. Богданов (Малиновский) и Л. фон Берталланфи.

Принципы и тезисы

Любой объект представляет собой систему. Система — это комплекс взаимосвязанных элементов.

К примеру, любой объект состоит хотя бы из атомов и молекул. Ваш телефон — состоит из элементов. Вы как живой организм состоите минимум их трех форм материи: физической, химической, биологической. Ваш дом — состоит из кирпичей или бетонных блоков. Сами эти бетонные блоки состоят их частиц цемента, песка и пр.

Система находится не в вакууме. Она функционирует в своей среде. Среда функционирования системы — все, что ее окружает.

Среда влияет на систему (точки входа). Последняя реагирует на среду (точки выхода). Например, двигатель внутреннего сгорания — система, не поспоришь. Он функционирует в машине. Машина для двигателя — сред функционирования. В него, как в систему, поступает топливо, которое преобразуется в механическую тягу. На выходе мы имеем: собственно механическую тягу, как результат функционирования двигателя и продукты распада топлива — выхлопные газы. Последние выводятся через точки выхода.

Выделяют несколько типов систем.

Открытые - это системы, которые полностью сливаются со средой. То есть у них нет границ. В реальности полностью открытых систем не бывает. Мы просто допускаем существование таких систем в теории, чтобы была точка отсчета, идеальный тип.

Закрытые — это системы, полностью изолированные от среды. Такого в реальности тоже не бывает, чтобы объекь никак со средой не взаимодействовал. Ведь тогда он обречен на расформирование.

В реальности все системы расположены на спектре от идеально открытых к идеально закрытым.

Примеры систем

О системном строении общества читайте.

Также политика представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов. Основателями распространения системного подхода в политологии были Дэвид Истон и Габриэль Алмонд. Согласно их выводам политика — это система государственных и негосударственных элементов. Подробнее читайте . Понятно, что с помощью описываемого подхода рассматривают социальное взаимодействие, любые политические и исторические процессы, все представляет собой систему.

Системный подход в настоящее время используется в кибернетике, IT-сфере, везде где существуют искусственные сложные объекты. Также он используется в педагогике. В частности, сегодня господствует системно-деятельностный подход. С его точки зрения образовательный процесс представляет собой систему.

Возможно в ближайшее время напишу статью про применение в реальности этого подхода, причем на всех уровнях образования: школьном, среднем, высшем. Подписывайтесь на новые статьи, делитесь этой статьей в социальных сетях.

С уважением, Андрей Пучков

Основные принципы системного подхода:

  • Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения , то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация , позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность , свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов , Л. фон Берталанфи , Э. де Боно, Л. ла Руш, Г. Саймон , П. Друкер , А.Чандлер, С. А. Черногор, Малюта А.Н.

    • Система - совокупность элементов действующих вместе как целое и выполняющих этим определенную функцию.
    • Структура - способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).
    • Процесс - динамическое изменение системы во времени.
    • Функция - работа элемента в системе.
    • Состояние - положение системы относительно других её положений.
    • Системный эффект - такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
    • Структурная оптимизация - целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

    Базовая аксиоматика

    1. Системы существуют.
    2. Системное представление истинно.
    3. Системы взаимодействуют друг с другом и, следовательно, отдельные системы могут быть взаимосвязаны.
    4. Любой элемент системы можно представить как отдельную систему.
    5. Окружающий мир выразим в понятиях системного представления.

    Особенности системного подхода

    Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики [ ] к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем , согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

    Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

    1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
    2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
    3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
    4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
    5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
    6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
    7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;
    8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

    Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Агошкова Е. Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии . - 1998. - № 7 . - С. 170-179 .
    • Блауберг И. В. , Садовский В. Н. , Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований. - М. : Мысль , 1970. - С. 7-48.
    • Блауберг И. В. , Садовский В. Н. , Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии . - 1978. - № 8 . - С. 39-52 .
    • Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология // «Знание. Понимание. Умение ». - 2013. - № 6 (ноябрь - декабрь) .
    • Лекторский В. А. , Садовский В. Н. О принципах исследования систем в связи с „общей теорией систем“ Л. Берталанфи) // Вопросы философии . - 1960. - № 8 . - С. 67-79 .
    • Ракитов А. И. Философские проблемы науки: Системный подход. - М. : Мысль , 1977. - 270 с.
    • О`Коннор Джозеф, Макдермотт Иан. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем = The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving //

    Системный подход - направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

    Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

    Понятие "системный подход" (от англ. - systems approach) стало широко употребляться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования - "Капитал" К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

    В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических - потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

    Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

    Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге "Современная теория развития" (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи "Общая теория систем". Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

    Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "системный подход", который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины - "системный анализ", "системные методы", "системно-структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин "системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

    Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

    Таблица 6.1. Основные этапы в развитии системного подхода

    Период

    Исследователи

    Л. А. Богданов

    Всеобщая организационная наука (тектология) - общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем

    1930-1940-е гг.

    Л. фон Берталанфи

    Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система - комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой

    Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой

    1960-1980-е гг.

    М. Месарович, П. Глушков

    Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

    Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход - это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

    Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

    • - системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
    • - системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
    • - системно-функциональный (выявление функций системы);
    • - системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
    • - системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
    • - системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
    • - системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
    • - системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

    Таким образом, системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

    Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

    Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

    Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

    Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

    Процесс построения системы состоит из шести этапов:

    • 1) системный анализ;
    • 2) системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
    • 3) системное проектирование - реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;
    • 4) создание программ математического обеспечения;
    • 5) ввод системы в действие и ее проверка;
    • 6) обслуживание системы.

    Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

    Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие "организация" как упорядоченное состояние целого тождественно понятию "система". Понятием же, противоположным "системе", является понятие "несистема".

    Система - это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

    Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

    • 1) уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
    • 2) уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
    • 3) уровень информационной организации, или уровень "термостата";
    • 4) самосохраняющаяся организация - открытая система, или уровень клетки;
    • 5) генетически общественная организация;
    • 6) организация типа "животных", характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
    • 7) уровень индивидуального человеческого организма -"человеческий" уровень;
    • 8) социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
    • 9) трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

    Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

    Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

    Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов па всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

    Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

    Исследование структуры организации - важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.

    Одним из основных методологических компонентов системных исследований является системный подход и вытекающая из него системная концепция исследования. Разберемся с этими понятиями.

    Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей действительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию «система». Подвести вычлененный объект под категорию «система» - значит обнаружить у него свойства, присущие системам.

    Основные положения системного подхода:

    1) любой объект - это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

    2) эффективность функционирования системы определяется ее системными качествами и условиями окружающей среды;

    3) элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.

    Системный подход является для исследователя «поставщиком» объектов исследования.

    Главные черты системного подхода:

    1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

    2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

    Иерархичность познания;

    Изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого;

    Нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

    В конечном итоге все исследования посвящены решению системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

    Сущность системного подхода:

    1) формулировка задачи исследования;



    2) выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

    3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

    4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из результата всей системы в целом;

    5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

    Так, мы выяснили, что вследствие системного подхода системы выявляются из окружающей реальности в готовом виде. Но системы могут быть и результатом творчества.

    Создание систем также осуществляется при соблюдении требований системности, а процесс построения системы излагается в виде системной концепции.

    Системная концепция содержит основные идеи относительно облика исследуемого или создаваемого объекта и целей исследования или создания, а также относительно теоретических и методических основ исследования или создания систем.

    Как следует из сущности системных исследований, объектом исследования или создания являются системы.

    Теоретические основы исследования или построения систем включают совокупность различных методов, на основе которых осуществляется разработка методологии и технологии исследования и построения конкретных систем.

    Основы концепции исследования системы:

    1) философские основания;

    2) теоретические положения для определения и формализации объекта или процесса как системы;

    3) условия интеграции методов и логика обеспечения целостности процесса исследования;

    4) системная технология исследования.

    Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим? Главные компоненты концепции:

    Цель построения системы;

    Принципы построения;

    Модель системы и ее системные характеристики;

    Стратегия достижения цели;

    Механизм реализации стратегии.

    Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

    Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

    Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассматриваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

    На каждом уровне-этапе действует свой набор критериев, учитывается своя априорная информация. Уровни декомпозиции систем на основе системного подхода отображены на рис. 6.8.

    Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

    1) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от частного к общему;

    2) процедура, реализующая анализ (синтез) системы от общего к частному;

    3) процедура гибридного типа.

    Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы и с последующим конструированием на их основе обобщенных структур и системы в целом для решения главных функциональных задач.

    Преимущество подхода - в уменьшении риска (ошибок, неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.

    Недостаток подхода - необходимость большого числа проработок, предшествующих непосредственной разработке системы.

    Во втором случае предполагается первоначальная разработка концепции или концептуальной модели системы. Последующие шаги - это детализация элементов модели и их взаимосвязей.

    Достоинство - строгая логичность процедуры синтеза системы.

    Недостаток - сложность разработки обобщенных моделей систем, большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

    Третий случай предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на каждом из которых может использоваться одна из вышеописанных процедур.

    Системный анализ, наряду с системным подходом, также является одним из основных компонентов системных исследований. При этом термин «системный анализ» или «анализ систем» рассматривается на двух уровнях:

    Общеметодологическом, тождественном понятию «системные исследования»;

    Прикладном, тождественным понятию «классический анализ».

    Объектом системного анализа являются системы, их статика и динамика (рис. 6.9).

    Предметом системного анализа являются общесистемные характеристики систем, возникающих в них явлений и процессов; закономерности функционирования и развития систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с окружением.

    Итак, мы констатировали, что существуют различные формулировки термина «системный анализ». Однако все они могут быть сведены к двум.

    В первом случае системный анализ - это научное направление, в рамках которого осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического, социального, экономического, научного и технического характера. В этом случае системный анализ выступает как общенаучная методология.

    Во втором случае системный анализ - это анализ в классическом смысле этого метода,
    т. е. анализ систем. В данном случае системный анализ носит характер прикладного метода.

    Следовательно, системный анализ может трактоваться как целое, как синоним методологии системного исследования вообще и как часть, самостоятельный метод исследования объектов типа системы.

    Таким образом, системный анализ в трактовке общенаучной методологии заключает в себе и анализ в классическом значении, т. е. отражает процедуру разделения (мысленного или реального) объекта на элементы. При этом системный анализ неразрывно связан с синтезом - соединением элементов в единое целое и, как правило, с оптимизацией - поиском оптимальных вариантов разделения и/или соединения элементов. Отличие системного анализа от анализа как такового представлено на рис. 6.10.

    Системный анализ отличается тем, что его основное содержание - это теоретические и прикладные исследования системных связей и закономерностей в эволюционирующих системах, ориентированные на повышение эффективности функционирования, управления и развития исследуемых объектов в целом. Важнейшие проблемы системного анализа - это проблемы развития направлений исследования систем, заключающие следующее:

    Способы описания и упрощения систем;

    Синтез и декомпозицию систем;

    Принципы и технологию интегрирования различных методов;

    Проблемы сложности, неопределенности и методы их решения;

    Проблемы компьютерной реализации моделей и принятия решений.

    Системный анализ конкретного объекта представляет собой сложную

    исследовательскую задачу. Ее решение является важным самостоятельным научным достижением.

    Процедура анализа определяется условиями конкретного исследования и особенностями объекта. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры - это творческий акт, в котором соединяются опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.

    Системный анализ в целом как методология системных исследований органически включает все известные методологические подходы и методы исследования социально-экономических, организационных и информационно-технических систем.

    Понятия, используемые в анализе систем, - это понятия, характеризующие системы и категории системного анализа (рис. 6.11).

    Источником развития сложных систем выступают проблемы - противоречия. Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы, является стратегическим решением.

    Любая система имеет свои предельные границы развития. Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают наличие в ней исходного системного качества. Процесс развития в таких условиях есть последовательность мер и шагов по преобразованию исходного системного качества в требуемое.

    Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с управлением процессом развития или системным (стратегическим) управлением.

    В общем случае при контроле процессов развития системы необходима идеальная модель (парадигма, эталон) относительно которой проявляются отклонения в развивающейся системе.

    Отличительные признаки системного анализа как дисциплины:

    1) объектом анализа является система;

    2) система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой (макросистемой), причем система рассматривается как элемент росистемы, выделенный из нее по целям, функциям, структуре и параметрам динамики эволюции;

    3) цель системного анализа - формирование системы (концепции системы) и ее стратегии (стратегии ее реализации);

    4) главная системная концепция - это эволюция структур-стратегии системы или результативная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво развивающаяся система;

    5) стратегия достижения цели - последовательность действий (алгоритм или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.

    6) методологическую основу достижения цели составляют системный и развиваемые на его основе целостно-эволюционный и другие подходы;

    Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характеризующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, принятых для ее преодоления.

Loading...Loading...