Архитектурный стиль 20 30 годов. Архитектура ссср (26 фото). Лучшие архитекторы ссср

Преобразования в архитектуре начались с того, что изменялось назначение старых архитектурных объектов, созданных в дореволюционное время. После национализации многоквартирные жилые дома, дворцы, усадьбы превращались в рабочие клубы, музеи, общественные учреждения, поликлиники, детские сады, жилые квартиры трудящихся.

После окончания гражданской войны появилась возможность строительства. В течение восстановительного периода в 1921-1926 гг. было построено 285 промышленных предприятий, среди них несколько электростанций согласно плану ГОЭРЛО (электрофикации России).

В 20-е гг. был положен конец стихийной застройке городов , так как исчезла частная собственность на землю. Были разработаны планы упорядоченного развития больших городов (Москва, Ленинград, Баку, Ереван и др.).

В этой связи создавался стиль советской архитектуры. Он имел 3 основных истока:

  • 1) традиционная архитектура,
  • 2) рационализм,
  • 3) конструктивизм.

Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы И. Жолтовский, А. Таманян, И. Фомин и А. Щусев.

Рационалисты, среди них наиболее известные Н. А. Ладовский и К. Мельников, главное внимание уделяли проблеме художественного образа архитектуры. Свои искания они сосредоточили на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Ладовский в числе первых в мировой архитектуре ХХ в. выдвинул проблематику рациональных основ восприятия архитектурной формы. Мельников применял элементы мобильной формы для проекта памятника Колумбу (1929). Сооружение было снабжено стабилизатором, с помощью которого оно могло поворачиваться ветром в ту или иную сторону. Конусообразный верхний элемент композиции позволял собирать дождевую воду, которая использовалась для вращения скульптуры Колумба, стоящего внутри нижнего конуса. По замыслу автора, движение памятника и скульптуры должно было олицетворять композиционное слияние памятника с природой через ритмы ее изменений.

Конструктивисты, считая, что главная задача художника не изображать предметный мир, а "конструировать" его, настаивали на том, что форма здания должна диктоваться его функциональным назначением, применяемыми материалами и строительными конструкциями. Они не требовали нового архитектурного оформления, а требовали соответствия архитектуры новым социальным условиям и новой строительной технике. Среди конструктивистов наиболее видными были М. Я. Гинзбург, братья Весины - Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович и И. Леонидов.

Поиски нового не обходились без творческих неудач: унылая строчная застройка, не учитывающие реальных условий жизни "дома-коммуны", протекающие плоские крыши, неприглядный вид простых архитектурных форм из-за некачественных строительных материалов - все это дискредитировало новую архитектуру и побуждало отдать предпочтение старой.

В середине 20-х гг. начались творческие поиски примирения теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов. Началось крупномасштабное строительство. За годы первой пятилетки (1929-1932) в СССР было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий и сооружений, среди них такие объекты, как Днепровская ГЭС (архитекторы - братья Веснины), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, "Уралмаш" в Свердловске, тракторные заводы в Харькове, Волгограде, Челябинске, автомобильные - в Москве и Горьком, сельскохозяйственного машиностроения - в Ростове. С этим было связано и массовое жилищное строительство, вырастали новые города: Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Хибиногорск, Караганда, Березники, Днепродзержинск и др. История не знала таких темпов градостроительства, в эти годы было заложено около 100 новых городов. Реконструировались старые города (Новосибирск, Баку). Но практическое развитие городов осуществлялось в силу действия объективных обстоятельств, нередко действительность сильно отличалась от проектов в худшую сторону. Жилые массивы рабочих поселков находились в непосредственной близи от предприятий, что не соответствовало санитарным нормам.

В связи с введением в эксплуатацию большого объема жилья в1929-1932 гг. сформировался новый тип жилища - многоквартирный секционный жилой дом в 4-5 этажей .

В связи в введением в 1930 г. всеобщего обязательного обучения детей возводилось много школ со спортивными залами, классами-лабораториями, учебными мастерскими, чего не было в дореволюционные времена.

В 20-е гг. архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительских мероприятий-рабочий клуб (Дворец культуры Московского автомобильного завода им И. Лихачева, архитекторы братья Веснины; пять клубов им. Русакова, Горького, Фрунзе, "Каучук", "Буревестник" архитектора К. С. Мельникова).

В сооружениях 1-й пятилетки часто остекление зданий преобладало над стеновыми поверхностями, в этом проявилось неумеренное увлечение западной архитектурой, в частности идеями Ле Корбюзье и "Баухаузом".

Уникальность представляет собой Мавзолей В. И. Ленина , созданный по проекту А. Щусева. Это гробница, это памятник и правительственная трибуна во время праздничных демонстраций, которые проходили на Красной площади в Москве, это, наконец, архитектурно-композиционный центр ансамбля площади.

Ко дню похорон Ленина был построен временный деревянный Мавзолей. Затем сооружен более капитальный деревянный, который через 5 лет заменили на каменное здание (1929-1930) из железобетона и кирпича с облицовкой из красного кварцита и черного лабрадора.

В начале 30-х гг. произошли перемены в стилевой направленности советской архитектуры . Разнохарактерность творческих течений сменилась консолидацией архитектурно-профессиональных традиций. Событием, ознаменовавшим этот поворот, послужил конкурс на проект Дворца Советов в 1931-1933 гг. На конкурс было представлено множество проектов советских и иностранных архитекторов самых различных стилей и направлений. Составление проекта было поручено в конечном счете группе архитекторов (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гейлфрейх). Проект был выполнен в 1935 г., он представлял собой грандиозное сооружение для съездов, конференций и сессий, главный зал которого вмещал 20 тыс. человек, театр - 6 тыс. человек и т. д. Здание, выполненное с привлечением традиционных принципов, представляло собой постамент для громадной статуи В. И. Ленина, оно должно было стать величественным памятником эпохи строительства социализма. Дворец Советов не был построен, работы приостановила начавшаяся война.

После известного постановления ЦК партии была ликвидирована разрозненность архитекторских обществ, вместо них был создан Союз советских архитекторов (1932). В 1937 г. состоялся I съезд Союза советских архитекторов, на котором был принят Устав Союза и определены задачи, подчеркивалась важность решения идейно-художественных проблем. Архитектурные сооружения должны были носить пропагандистский характер. Возобладали позиции традиционалистов, видевших путь социалистического зодчества в создании монументальных архитектурных образов и в использовании архитектурных приемов прошлого, что имело в определенном смысле отрицательные последствия. Проектировщики все большее внимание уделяли внешне-показной стороне архитектуры, постепенно нарастало украшательство.

30-е гг. 2-й и 3-й пятилеток были временем напряженного строительства. Возникли промышленные гиганты на Урале, в Донбасе, в Средней Азии, реконструировались старые предприятия, расширялись построенные в 1-й пятилетке. Градостроительство делало рекорды. С 1928 по 1940 г. возникло более 200 городов (не считая поселков городского типа).

Со второй половины 30-х гг. в практику начали внедряться скоростные методы возведения зданий и сооружений, механизация тяжелых и трудоемких работ. Но это приобрело не всеобщий характер, продолжали оставаться проблемы нехватки строительных механизмов, эффективных строительных конструкций, и это косвенно способствовало укреплению позиций сторонников традиционной архитектуры. Но были настоящие достижения инженерного искусства - это купол Московского планетария (1928) пролетом в 28 м, купол театра в Новосибирске (1939-1943) при пролете 55 м имел толщину 6 см, павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937, архитектор Б. Иофан, скульптор В. Мухина) и др.

В жилищном строительстве был отработан тип современной квартиры .

В 1933-1941 гг. строилось много зданий общественного назначения, введено в действие свыше 24 тыс. школ, детских садов и яслей, а также большое количество больниц и поликлиник.

Интенсивно велись поиски прогрессивных путей архитектурно-строительного дела . В этот период определилась рациональная планировка и был выработан состав помещений для зданий разного назначения - производственных, жилых, общественных (типовые проекты). Благодаря этому стал возможен поточно-скоростной метод возведения жилых домов: специализированные рабочие бригады последовательно переходили с одного объекта на другой по мере завершения соответствующих работ; это был своего рода конвейер, подчиненный единому графику работ.

Начало внедряться блочное строительство из готовых кусков стены весом в 1,5-3 т, изготовленных на предприятиях строительной индустрии. Многоэтажные блочные дома возводились по 5-6 месяцев (из кирпича 2-3 года). Однако блочных домов в довоенное время было немного.

Во 2-й половине 30-х гг. прошла широкомасштабная реконструкция Москвы , в центральной части города снесены были малоценные постройки, расширены улицы, центр стал просторнее и масштабнее; улучшена транспортная система за счет строительства мостов через Москва-реку, канала Москва - Волга (1932-1937) и метрополитена (первая очередь - 1932-1935, вторая очередь - 1936-1938). Грандиозность и украшательство чувствовалось при оформлении станций метро. Каждая станция имела индивидуальный облик, такая архитектурная насыщенность была не только идейно значима, но и создавала психологический комфорт, преодолевала ощущение подземности.

Реконструировались и другие столицы союзных республик, в них строились общественные здания, так во всех столицах были построены Дома правительств и Дома Советов.

Стремление к эмоциональной приподнятости образа к грандиозности было характерно для архитектуры 2-й половины 30-х гг. В поисках новых идей архитекторы использовали старые, проверенные архитектурные приемы. Например, в Москве увлекались характерными мотивами итальянского ренессанса, в Ленинграде создавали композиции в духе русского классицизма, а в республиках возрождали разнообразные приемы национального зодчества в эклектическом смешении с классическими формами.

Попытки использования архитектурного наследия на уровне внешнего декоративного применения архитектуры прошлых эпох, украшения фасадов и интерьеров приводили к созданию архаизированных образов.

1

Интенсивная индустриализация, быстрая урбанизация, революционные изменения государственного строя, полная трансформация культурной сферы определили особенности развития отечественной архитектуры в 20-е и 30-е годы XX-го века. Cущественныe перемены в идеологической и культурной жизни страны обусловили поиски таких приемов, методов в архитектуре, которые могли бы соответствовать задачам нового государства. Это было время не только быстрых и значительных изменений, но и время контрастов во всех областях общественной жизни, в том числе и в искусстве архитектуры. Противоречивые процессы в отечественной архитектуре послереволюционного и предвоенного периода сформировали сложную картину «нового архитектурного пространства». В данной статье рассматриваются основные пути развития российской архитектуры в 20-30 – е годы прошлого столетия, сделан вывод о том, что гуманистические воззрения в пролетарской и производственной транскрипции явились главной канвой архитектурного творчества в исследуемый период.

архитектура послереволюционного и предвоенного периода

конструктивизм

архитектурная форма

урбанизм

социалистический город

1. Адамчик, В. В. Русское искусство/В. В. Адамчик, М. В. Адамчик. – М.: АСТ, 2005. - 352с.

2. Бунин, А.В. История градостроительного искусства: в 2 т./А.В. Бунин.– М.: Стройиздат, 1979. – Т. 1 - 2.

3. История советской архитектуры. 1917-1954 гг. /Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушин [и др.]. – М.: Стройиздат, 1985. – 256 с.

4. Луначарский, А. В. Об изобразительном искусстве: в 2 т./ А. В. Луначарский. - Москва, 1982. –2 т. С. 61.

5. Хан-Магомедов, С. О. Конструктивизм - концепция формообразования. / С. О. Хан-Магомедов. - М.: Стройиздат, 2003. - 576 с.

6. Чиняков, А. Г. Братья Веснины. / А. Г. Чиняков. - М.:Стройиздат, 1970. - 179 с.

7. Хан-Магомедов, С. О. Михаил Охитович. / С. О. Хан-Магомедов // Серия Творцы авангарда. – М., 2009. - 192 с.

8. Хмельницкий, Д. С. Архитектура Сталина. / Д. С. Хмельницкий. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 560 с.

Соглашаясь с Виктором Гюго, что зодчество - главная летопись человечества, отметим, что среда, организованная архитектурой, в свою очередь постепенно воздействует на сознание, поведение и эмоции человека . В 20-е и 30-е годы XX-го века руководители молодого государства понимали, что архитектура - прекрасный проводник идей в массы и поэтому появлялись такие здания по всей стране, которые демонстрировали, что советским людям есть чем гордиться. Архитекторам ставилась задача увлекать людей в светлое будущее. И им это удавалось. Архитектурная мысль в первые десятилетия двадцатого века была яркой, авангардной, подвижной, как и эпоха, в которой она формировалась , .

Победа Октябрьской революции 1917 года изменила ход развития русской архитектуры. Появились новые перспективные направления архитектурной мысли. По словам А.В.Луначарского, «революция принесла с собой идеи замечательной широты и глубины; она зажгла вокруг себя чувства напряженные, героические и сложные» . И действительно, после тяжелого периода гражданской войны, когда архитекторы были не востребованы, в 20-е годы создается большое количество новаторских произведений, новых типов зданий и поселений. Смелые поиски сделали советскую архитектуру передовиком мирового зодчества, деятельность русских авангардистов и конструктивистов оказала значительное влияние на все мировое искусство.

В первое послереволюционное десятилетие искусство архитекторов переживало небывалый творческий подъём. Проходили открытые конкурсы, дискуссии, создавались оригинальные проекты и способы преподавания в художественных академиях. Тогда зодчество было символом преобразования, строительства «нового мира».

Направлений в архитектуре было много: от наследия неоклассицизма 10-х годов до самых смелых нововведений. Традиционалисты пытались создать «революционный» стиль, основываясь на архитектурных формах прошлого, обобщая их. Очень популярным было наследие Древнего Востока. Особенно часто использовались мотивы, говорящие о вечности и бессмертии в мемориальных ансамблях. Так, по проекту архитектора Л. В. Руднева был создан памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (1917—1919 гг.) - пантеон погибшим во время Октябрьской революции и Гражданской войны. В стилистике Мавзолея В. И. Ленина в Москве (1924—1930 годы) архитектора А. В. Щусева переплелись принципы конструктивизма и традиции создания восточных усыпальниц, таких как пирамида Джосера или гробница Кира Великого.

Рис.1. Модель "Башни III интернационала", арх. В.Е. Татлин, 1919 г.

Образцом технического новшества может служить московская радиобашня, возведённая в 1922 г. по проекту и под руководством инженера В. Г. Шухова. Он одним из первых использовал гиперболоидные стальные сетчатые конструкции, которые впоследствии широко применялись в мировой строительной практике.

В 1919-1920 годы появился интересный проект, своеобразное воплощение мятежной фантазии. Это была получившая всемирную известность «Башня III Интернационала», которую спроектировал архитектор Владимир Татлин (рис.1). Она стала символом мирового авангарда и конструктивизма. Здание предназначалось для административных работников Коммунистического Интернационала и представляло собой конструкцию из металлических балок и четырех прозрачных устройств, которые должны были вращаться с разными скоростями. Сооружению предполагалось по высоте быть больше Эйфелевой башни в полтора раза. Конструктивно новыми в этом монументальном здании были художественные и инженерные приемы. Сам В. Е. Татлин полагал, что его произведение - венец в достижение «синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры».

Проект так и не был реализован. Но до сих пор башня Татлина считается одной из мировых вершин архитектурной мысли.

Другие советские архитекторы, такие как братья Веснины, Г. Гольц, М. Гинзбург, К. Мельников, И. Леонидов также широко известны в мировой архитектуре ХХ века. Творческая деятельность этих талантливых архитекторов в 20-е годы прошлого столетия способствовала становлению конструктивизма как «производственного искусства». Конструктивизм братьев Весниных основывался на том, что для организации новых жилищных и производственных условий необходимы и новые технические средства: железобетонные каркасы, металлические конструкции. Они искали новые типы зданий, новые принципы заселения городов, новые приемы планировки микрорайонов.

Рис.2. Проект Дворца Труда, арх. А.,Л.,В. Веснины, 1923 г.

В первый раз Веснины как приверженцы конструктивизма показали себя в Москве на конкурсе проектов Дворца труда (1923 г.) (рис.2). Функциональность, динамичность, новая эстетика, использование новейших материалов - все это отличало проект Весниных. И хотя Дворец труда не был построен, проект его вошел в историю российской архитектуры как воплощение нового конструктивного метода.

Лидером конструктивизма был Александр Веснин. В своей совместной с Виктором Весниным статье «Форма и содержание» он писал, что «основная задача, стоящая перед советскими архитекторами найти архитектуру, наиболее полно конкретизирующую содержание новой строящейся жизни. Новое содержание не может быть выражено в старых формах, не будучи искаженным» . Одним из примеров функционально-комплексного способа решения этой архитектурной задачи является проект первого жилищного кооператива в Москве поселка «Сокол». Архитекторы впервые в России предложили возводить поселок с уже функционирующей инфраструктурой. Так здесь появился магазин, Дом культуры, детский сад и другие социальные объекты, в том числе и парк для отдыха. На каждой улице поселка «Сокол» были посажены разнообразные кустарники, деревья, цветы.

В начале двадцатых годов появляются первые программы реконструкции Москвы. В этих программах для формирования нового облика Москвы предлагалось использовать высотные здания. Но в то время массовое строительство небоскребов было технически сложно реализовать. Впервые одиннадцатиэтажное здание, предназначавшееся Моссельпрому, было построено в 1923 году на Воздвиженке по проекту инженера А.Ф. Лолейта; строение украшали реклама первых советских магазинов и плакаты Маяковского.

Одной из характерных форм культурной жизни двадцатых годов является деятельность архитектурных групп. В 1925 году было создано Объединение современных архитекторов - ОСА. В этот творческий коллектив входили конструктивисты Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, И. Голосов и многие другие архитекторы. В 1923 году образовалась Ассоциация новых архитекторов - АСНОВА. Лидером и идеологом АСНОВА являлся Ладовский Николай Александрович. Члены этой ассоциации большое внимание уделяли поискам новых способов выразительности в архитектурных формах, решали проблему художественности в архитектуре. В своих проектах архитекторы использовали современные строительные материалы и конструкции. Николай Ладовский один из первых в мировой архитектуре выдвинул идею рациональности оценивания архитектурной формы. Именно оценка воздействия на психику таких архитектурных понятий как пространственная и геометрическая форма постройки считалась главной проблемой.

После окончания Гражданской войны интенсивно восстанавливалось разрушенное городское хозяйство, быстро росли новые города, Москва приобретала столичный размах. Н.А. Ладовский, принимая участие в конкурсе по перепланировке Москвы, предложил разъединить Садовое кольцо по линии северо-запад и разместить новые здания полукругом вдоль Ленинградского шоссе. Замысел был настолько авангардным, что опередил свое время на полвека.

Несмотря на то, что объединения часто напряженно дискутировали друг с другом, архитектурные устремления были одинаковые: здание должно быть тщательно продуманно, комфортно и возведено при минимуме материальных и трудовых затрат. Примерами таких строений в Москве являются Дом культуры имени И.В. Русакова (1927-1929 гг., архитектор К.С. Мельников) и Клуб имени С.М. Зуева (1928 г., архитектор И.А. Голосов).

С 1929 года начался полемический спор о том, по каким правилам в новом коммунистическом обществе необходимо расселять людей. Это была дискуссия между урбанистами и дезурбанистами. Урбанисты (в том числе и Веснины) предлагали концепцию создания городов-коммун; квартиры предполагалось строить гостиничного вида, весь быт, воспитание детей, должен быть общим. Противоборствующая сторона (М. Гинзбург и др.) намеревались вообще искоренить города как способ поселения людей. Вместо городов планировали создавать систему шоссе, вдоль которых располагались жилые постройки, а за ними сельскохозяйственные и промышленные полосы. Для каждой отдельной семьи предполагали предоставлять дом по типовому проекту и автомобиль. И урбанисты, и дезурбанисты полагали, что человеку удобнее проживать там, где он работает. Так, М.А. Охитович писал: «Новый способ стройпроизводства покончит и с бытом, с укладом жизни вообще» . Совместно с М.Я. Гинзбургом они выработали такую систему поселений, где «каждый центр является периферией, и каждый пункт периферии - центром». Несмотря на то, что дома-коммуны у дезурбанистов заменялись жилыми ячейками для одного «самостоятельно работающего трудящегося», общая идея коллективного быта также была им не чужда.

В начале тридцатых годов существенно изменилась ситуация в стране, а значит и в искусстве. Новшества и авангард становились объектами резкой критики. По мнению С.О. Хан-Магомедова и А.Н. Селивановой в СССР в 1932-1936 годах сформировался стиль, который можно назвать как «постконструктивизм». Основным принципом в творчестве советского архитектора было использование традиций строительного искусства античности и эпохи Возрождения. И если в царское время классические решения применялись при строительстве в столицах - Москве и Петербурге, то при И. В. Сталине такой культурный подход в архитектуре получил массовое распространение.

Рис.3. Жилой дом на Моховой улице в Москве, арх. И.Жолтовский, 1934 г. Сравнение ордера дома с ордером палаццо Капитанио в Виченце.

При воплощении талантливыми архитекторами исторических мотивов получались интересные художественные реализации. Таков, например, жилой дом на Моховой улице в Москве (1934г., архитектор И. В. Жолтовский), здесь композиционная идея палаццо-особняка XVI века подтверждала, по словам самого И. Жолтовского, «идею универсальности классических законов построения архитектурного организма» (рис.3).

В тоже время появилось немало эклектичных построек, которые удивляли огромными размерами и множеством вычурных украшений. На фоне полиморфии архитектурных работ в этот период особо выделяются здания выдающихся советских архитекторов: А.В. Щусева, И.А. Фомина, Л.В. Руднева и других.

Так, творческий путь академика архитектуры А. В. Щусева начался еще в дореволюционной России, в основу своего метода архитектор положил композиционные решения и морфологические особенности древнерусских памятников зодчества. Крупным успехом Щусева стало возведение Казанского вокзала в Москве (1913 - 1926 года), в котором он творчески преломлял декоративные мотивы русского зодчества в сочетании с железобетонными конструкциями пассажирских залов.

И. А. Фомин является крупным российским и советским архитектором, его творчество опирается на классику. В одной из своих статей в 1934 г. он писал: «Мы полагаем, что за основу нашего нового стиля правильно взять классику. Ни готика, ни романский или византийский стиль… не пригодны нам как база». Вместе с тем, И.А. Фомин полагал, что классика должна коррелировать с современностью, используя достижения науки, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни.

Характерным для той эпохи является также и ар-деко А. Н.Душкина, В. А. Щуко. А. Н. Душкин внес новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства. Его проект станции «Маяковская» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во второй половине 30-х годов развивались новые методы поточного и крупноблочного строительства, значительная роль в которых отводилась архитекторам. Массовое строительство все больше обуславливалось типовыми проектами. Развитие строительной индустрии было направлено на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, а в 1940 г. построены первые панельные дома. Было возведено около 100 новых городов, в том числе Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др., а также реконструировано около двухсот старых — Волгоград, Новосибирск, Баку, Ереван, Свердловск и др. Это привело к формированию нового типа благоустроенных «социалистических городов». Создание города нового типа - соцгорода - наглядно свидетельствовало о комплексном подходе к организации нового быта. Это такой город-мечта, «немедленное счастье для всех», где людей объединял не только коллективный труд, но и стремление к новой радостной жизни, к новым социальным отношениям. В основе этого коммунального авангарда лежала идея о том, что при крупных промпредприятиях и совхозах необходимо создавать компактные поселения на 40-100 тыс. человек с обобществленным бытом и коллективными формами жилища.

Итак, практика советской архитектуры довоенного периода показала, что путь ее развития формировался под влиянием новых потребностей советских людей, национальных художественных традиций, новых материалов и новых методов производства работ. Это был период гуманистической «культурной революции». В 20-30-е годы были заложены основы советской архитектуры, в истоке лежали традиционная архитектура, конструктивизм. Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы И. В. Жолтовский, А. О. Таманян, И. А. Фомин и А. В. Щусев. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм. Конструктивисты считали, что главная задача художника не изображать мир, а “конструировать” его, форма здания должна диктоваться его функциональным назначением. Среди конструктивистов наиболее видными были М. Я. Гинзбург, братья Веснины, И. И. Леонидов. Сегодня дома в стиле конструктивизма выгодно отличаются от зданий более поздних архитектурных стилей: оригинальный внешний вид, удобное, комфортное внутреннее устройство. Дома, в основном, расположены в центральных частях городских районов, и это является дополнительным плюсом. К тому же выполняется задумка архитекторов, которые планировали дома в стиле «конструктивизм» как центральные в жилых кварталах.

С середины 30-х годов государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода социалистический реализм. Архитекторы в этот период работали в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководили лидеры советской архитектуры. Многие проекты создавались в результате всесоюзных конкурсов. Историк архитектуры Д. С. Хмельницкий полагает, что в этот период архитекторы лишились права на индивидуализм в работе . Однако в последнее время все чаще говорят также о том, что самый демократичный, самый гуманный период в отечественной архитектуре был в 20-30 - е годы; тогда многое было непривычно, ново и в тоже время было понятно обычному человеку. А здания, города, созданные в то время, не перестают удивлять и восхищать нас.

Библиографическая ссылка

Рекун Т.А. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РОССИИ В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД (20-30-Е ГОДЫ XX-ГО ВЕКА) // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17888 (дата обращения: 07.05.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Смелый размах соцреалистического зодчества
Неосуществлённые архитектурные проекты, начиная с 30-х и заканчивая началом 50-х годов ХХ века

Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева хранит проекты, разработанные в 30 - 50-х годах XX века. Архитектура Москвы тех лет, несомненно, занимает центральное место в отечественном зодчестве эпохи социализма. По своей самобытности и размаху это наиболее яркое воплощение социалистической утопии в архитектуре. С этим временем связано творчество крупнейших советских архитекторов: В.Иофана, А.Щусева, И.Жолтовского, братьев А., В., Л.Весниных, И.Фомина, Л.Руднева, И.Голосова, В.Щуко.

Среди крупномасштабных программ первых, "сталинских" пятилеток своей грандиозностью выделялся Генеральный план реконструкции Москвы , принятый в 1935 году. Согласно этому плану в кратчайшие сроки Москва должна была превратиться в образцовую столицу первого в мире социалистического государства. Генеральный план предусматривал развитие центра города как единой системы магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями, олицетворяющими идеи и достижения социализма. План этот содержал целый ряд крупных недостатков, особенно в отношении сохранения исторического наследия города. Особенностью архитектурного процесса этого периода было то, что он всецело определялся амбициозными государственными заданиями. Для их реализации организовывались масштабные архитектурные конкурсы, на которые приглашались архитекторы самых различных ориентаций и творческих школ. Особым размахом и творческими результатами выделялись Конкурс на проект Дворца Советов (1931-1933) и Конкурс на (1934). Хотя ни "Наркомтяжром", ни Дворец Советов построены не были, материалы их конкурсов оказали заметное влияние на развитие и облик Москвы, а многие конкурсные проекты вошли в сокровищницу проектного мышления нашего столетия. В свое время эта архитектура, как и современная ей советская литература, советское изобразительное искусство, были объявлены примером воплощения в жизнь "самого прогрессивного" художественного метода "социалистического реализма".

Сегодня очевидно, что лучшие образцы этой архитектуры, в значительной части так и оставшейся в проектах, глубже и содержательнее идеологических догм, в рамках которых они осуществлялись. За многими грандиозными проектами часто отчетливо просматривается желание людей, наделенных властью, отобразить величие той или иной исторической эпохи. Пусть неосуществленные проекты этих зданий-монументов напоминают о том, что можно и должно строить новое, не разрушая исторических ценностей прошлого. То, что дала нам история, будь то добрым или злым, - это наша история, и мы обязаны принимать ее такой, какая она есть. Но мы не должны забывать уроков истории, ибо от этого зависит будущее России.

Здание Наркомата тяжелой промышленности
А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко. 1934



В 1934 году был объявлен конкурс на здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади. Сооружение этого грандиозного комплекса в 110 тыс. куб. м на площади в 4 га привело бы к радикальной реконструкции Красной площади , прилегающих улиц и площадей Китай-города. На первый этап конкурса было подано 12 проектов. Впечатляющие проекты братьев А. и В. Весниных - лидеров движения конструктивизма — не были отмечены жюри, как, впрочем, и проекты других участников, хотя на конкурс были представлены выдающиеся архитектурные решения, вошедшие в число интереснейших проектных идей нашего столетия. Здание Наркомтяжпрома сооружено не было.

Дворец Советов
Б. Иофан, О. Гельфрейх, О. Щуко. Скульптор С. Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1934



Конкурс на проект Дворца Советов в Москве — один из самых масштабных и представительных архитектурных конкурсов нашего столетия. Идея сооружения в столице первого в мире государства рабочих и крестьян здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась уже в 20-х годах. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя.

Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 году, и он проходил в несколько этапов. Всего на конкурс было представлено 160 проектов, включая 12 заказных и 24 внеконкурсных, а также 112 проектных предложений, 24 предложения поступили от иностранных участников, среди которых были всемирно известные архитекторы: Ле Корбюзье, В. Гропиус, Э. Мендельсон. Ясно обозначившийся к этому времени поворот советской архитектуры к наследию прошлого обусловил и выбор победителей. Высшие премии были присуждены архитекторам: И.Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б. Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению.

Гостинница Моссовета («Москва»)
Л. Савельев, О. Cтапран. 1931



В 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров , самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. Архитектурная и широкая пресса внимательно следила за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном отношении здание имело огромное значение - оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь прокладываемой «Аллеей Ильича», громадным проспектом, который вел к Дворцу Советов.

Когда стены будущей гостиницы «Москва» уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. «Аллея Ильича» проложена не была, следы ее прокладки — нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте снесенной застройки Моховых улиц.

Дворец техники
А. Самойлов, Б. Ефимович. 1933



Конкурс на проект Дворца техники был объявлен в 1933 году. Сам объект проектирования представлял собой комплекс научных и технических учреждений, он должен был стать в столице страны, находящейся в активном процессе индустриализации, центром, призванным «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Местом строительства Дворца был выбран участок на берегу Москвы-реки. Индустриальность решения проекта А. Самойлова и Б. Ефимовича — не дань уже ушедшему в прошлое конструктивизму, а скорее иллюстрация «технократического» характера самого объекта проектирования. Дворец техники сооружен не был.

Здание военного наркомата
Л. Руднев. 1933



Сооружения архитектора Л. Руднева принадлежат к числу наиболее заметных в Москве. Он руководитель авторского коллектива проекта Высотного здания МГУ на Ленинских горах (1953). В 30-е годы по проектам Руднева был выстроен ряд зданий Наркомата обороны: Военная академия РККА им. Фрунзе на Девичьем поле (1932), здания Наркомата обороны на Фрунзенской набережной (1936) и на ул. Шапошникова (1933). Для зданий этого ведомства архитектор выработал особый стиль с мотивами грозной неприступности и подавляющей мощи, отвечающий официальному образу Красной Армии. Проект здания на Арбатской площади, который был реализован лишь частично, отражает переход архитектора от мрачного величия зданий наркоматов обороны 30-х годов к мажорной помпезности, которая стала характерна для архитектуры 40-х — начала 50-х годов.

Здание Наркомата тяжелой промышленности
И. Фомин, П. Абросимов, М. Минкус. 1934



И. Фомин — крупнейший представитель петербургской школы неоклассического направления в отечественной архитектуре, сложившийся как мастер еще в дореволюционное время. Даже в 20-е годы, в период полного господства конструктивизма, Фомин сумел остаться верным классическим принципам в архитектуре и даже разработал так называемый «пролетарский ордер» .

«Две основные вертикали главного фасада даны для того, чтобы создать щель, через которую хорошо было бы смотреть на мавзолей . По площади Свердлова здание заканчивается прямым торцом корпуса. Здесь избран прием силуэтного решения. Этот торец мы разрываем очень парадной аркой, отвечающей характеру старой архитектуры площади. Здание в плане представляет замкнутое кольцо. Так как композиция является замкнутой, мы не хотели подниматься в целом выше 12—13 этажей и только башни будут достигать высоты 24 этажа». Из объяснительной записки к проекту.

Здание Наркомата тяжелой промышленности
А. Веснин, В. Веснин, С. Ляценко. Вариант. 1934



«На стилобате, отвечающем Кремлевской стене, поставлены четыре башни, доходящие высотою до 160 метров. Ритмическое построение, выражающееся в четырех вертикальных элементах и колоннаде стилобата, создает зрительную протяженность, необходимую для продольного обрамления площади, и отвечает построению Кремлевской стены. Членение по вертикали соответствует четырем членениям Кремлевской башни, что необходимо для включения здания в общий ансамбль. Запроектирован единый вестибюль протяженностью вдоль Красной площади». Из объяснительной записки к проекту.

Дом Аэрофлота
Д. Чечулин. 1934



В 1934 году весь мир следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва встречала отважных челюскинцев и спасших их летчиков, которые первыми были удостоены звания Героя Советского Союза.

Новые традиции социалистической жизни требовали увековечения славного подвига советских людей в монументальных формах . Здание «Аэрофлота» , которое планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала, было задумано архитектором Д. Чечулиным как монумент героической советской авиации. Отсюда остросилуэтное решение, «аэродинамическая» форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев-летчиков: А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, И. Слепнева, И. Водопьянова, И. Доронина, — увенчивающие семь ажурных арок, повернутых перпендикулярно главному фасаду и составляющих своеобразный его портал. В работе над проектом принимал участие скульптор И. Шадр, лепивший фигуры летчиков. Проект в своем первоначальном виде и назначении осуществлен не был. Почти полвека спустя общие идеи проекта были воплощены в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства).

Дом книги
И. Голосов, П. Антонов, А. Журавлев. 1934



Проект Дома книги — пример характерного для начала 30-х годов решения здания как «архитектурного монумента» . Трапециевидный, устремленный ввысь силуэт, упрощенные архитектурные формы и обилие скульптуры на всех частях здания. Архитектор И. Голосов в 20-е годы ярко проявил себя в русле конструктивизма (он автор хрестоматийно известного Клуба имени Зуева), а в последующие годы создал интересные решения в духе новой советской классики. Участвовал в конкурсах на проект Дворца Советов и Наркомтяжпрома, где предложил оригинальные проекты. Работы Голосова отличают черты, которые определяют как «символический романтизм».

«Архитектор должен быть свободен от стиля, в старом, историческом смысле этого слова, и должен сам творить стиль... Для этого должны быть даны руководящие правила и законы, облегчающие зодчему в каждом отдельном случае избрание правильного пути к разрешению задачи художественного творчества... Необходимо установить только непреложные положения, являющиеся неизбежными, истинными и несменяемыми. Таких положений очень много, и эти положения, несомненно, неся в себе абсолютную ценность, одинаково приемлемы как к классической архитектуре, так и к архитектуре нашего времени». И. Голосов. Из лекции «Новые пути в архитектуре».

«Арка героев». Монумент героическим защитникам Москвы
Л. Павлов. 1942



С октябре 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны . От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов».

С целью ознакомить общественность с материалами конкурса зимой и весной 1943 года в Москве были устроены три выставки, на которых экспонировались представленные проекты. Условия конкурса среди прочих тем предусматривали и создание монумента «Героическим защитникам Москвы». Выбор места для монумента представлялся на усмотрение конкурсантов. Автор «Арки героев» архитектор Л. Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.

Жилой дом на площади Восстания
В. Олтаржевский, И. Кузнецов. 1947



Архитектор В. Олтаржевский, совместно с А. Мордвиновым, автор Высотного здания гостиницы «Украина» на Кутузовском проспекте. В. Олтаржевский много занимался архитектурной теорией и методами возведения высотных зданий. В 1953 году вышла его книга «Строительство высотных зданий в Москве», в которой он пытался найти связь этой архитектуры с традициями русского зодчества. Особое внимание В. Олтаржевский уделял конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения «высоток». Проект Олтаржевского осуществлен не был. Высотный дом на пл. Восстания был сооружен по проекту архитекторов М. Посохина и А. Мндоянца.

Высотное здание в Зарядье
Перспектива со стороны Красной площади. Д. Чечулин. 1948



В 1947 году Советское правительство приняло постановление о строительстве в Москве Высотных зданий. К началу 50-х годов Высотные здания на Ленинских горах (МГУ), на Смоленской площади (МИД), на Лермонтовской площади (административное здание), на Комсомольской площади и на Кутузовском проспекте (гостиница «Ленинградская» и «Украина»), на Котельнической набережной и на площади Восстания (жилые дома) были построены.

И только строительство 32-х этажного административного здания в Зарядье, которое должно было стать одной из главных доминант в силуэте центра столицы, не было завершено. Его сооружение было прервано после известного постановления 1955 года, осудившего «излишества и украшательство в архитектуре» и обозначившего начало новой эпохи в советской архитектуре. Уже возведенные конструкции были разобраны, а на фундаментах Высотного здания по проекту того же Д. Чечулина в 1967 году построена гостиница «Россия».

Дворец Cоветов
Б. Иофан, В. Гельфрейх, Я.Белопольский, В. Пелевин. Скульптор С. Меркулов.
Один из вариантов утвержденного проекта. 1946



Дворец Советов задумывался как самое большое здание на земле . Его высота должна была достигать 415 метров — выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров.

Строительство Дворца Советов превратилось в самостоятельную хозяйственно-экономическую и научно-исследовательскую отрасль. В этой системе функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, по разработке специальных материалов: «стали Д.С.», «кирпича Д.С.», действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. Специальными постановлениями СНК СССР и Совета Труда и Обороны строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 года, к концу 1939 года были готовы фундаменты высотной части. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось. Работа над проектом Дворца Советов продолжалась до конца 40-х годов.

Историю советской архитектуры можно разделить на три этапа. Первый этап (1917–1932) характерен новаторской направленностью, второй (1933–1954) – освоением классического наследия, третий (с середины 50-х годов) – решением социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве.

Советская архитектура 1917–1932 гг.

Историю советской архитектуры можно разделить на три этапа. Первый этап (1917–1932) характерен новаторской направленностью, второй (1933–1954) – освоением классического наследия, третий (с середины 50-х годов) – решением социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве.

Сразу после революции были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А.Щусев, И.Жолтовский и др.), проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п. И. Жолтовским (1867–1959), законов классического зодчества И.Фоминым (1872–1936), в разработке приемов "реконструкции" классического наследия. Другие (например, Э.Лисицкий, И.Голосов, К.Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом.

К середине 20-х годов сложились два первых обьединения архитекторов: в 1923 г. – АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н.Ладовский, В.Кринский, К.Мельников и другие, выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусств с целью создания на этой основе психофизических законов "рациональной" архитектуры, обладающей "эмоционально-эстетическими качествами и свойствами"; в 1925 г. – ОСА (Обьединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М.Гинзбург, И.Николаев и другие, называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем "функционального метода" на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов.

К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов – дома коммуны, построенные по принципу обьединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929–1930. И.Николаев), дом-коммуна на ул.Чайковского в Москве (1928–1930, М.Гинзбург и др.) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей.

В 1925 г. возникли новые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Автострой в Горьком; Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск. Строили "соцгорода" комплексно: вместе с жилыми домами возводили предприятия, магазины, детские учреждения,школы, клубы и т.д.

Промышленное строительство отличалось от дореволюционного современной архитектурной формой, крупными масштабами, четким силуэтом.

Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929–1932, В.Веснин и др.).

Сформировался новый тип четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома.

К роме школ, детских учреждений, фабрик-кухонь, больниц и универмагов строились новые типы общественных зданий – рабочие клубы: в Москве – Дворец культуры Пролетарского района (1931–1937, братья Веснины), в котором функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки; Клуб им. Русакова (1927–1929, К.Мельников), в котором символические формы порывают с традиционными архитектурными формами.

Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В.И.Ленина (1929–1930, А.Щусев). Построенный как памятник создателю Советского государства, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной Площади благодаря доминирующему положению и выразительному образу.

Советская архитектура предвоенного и послевоенного периодов (1933–1954).

С начала 20-х до середины 30-х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Если в начале простота архитектурных форм диктовалась демократическими идеалами, то к середине 30-х годов потребовалось уже отразить идеи социализма. Архитекторы обратились к классическому наследию как арсеналу композиционных принципов, приемов и форм.

Жилые территории формировались в виде укрупненных кварталов, объединенных в планировочные районы и включающие комбинаты бытового обслуживания. Началось строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 г.

Советская архитектура предвоенного времени характеризуется монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. Большую роль в выработке стиля этого периода сыграл объявленный в начале 30-х годов конкурс на разработку Дворца Советов в Москве. В 1939 г. началось строительство Дворца Советов (Б.Иофан, В.Щуко, В.Гельфрейх). Эта монументальная композиция 300-метровой высоты должна была быть увенчана 100-метровой статуей В.И.Ленина. Строительство было прервано войной, но проект оказал влияние на развитие архитектуры 50-х годов.

В Москве в 1935–1941 гг. был обновлен центр города.

Перед Великой Отечественной войной появилась возможность больше внимания уделять массовому жилищному строительству. Особенно ценным стал опыт возведения жилых домов поточно-скоростным методом,а также домов из крупных блоков.

В период Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий. В то же время выросли города Крайнего Севера (Норильск, Воркута), началось строительство на востоке и юго-востоке страны (Сумгаит, Рустави близ Тбилиси, Ангарск в Сибири).

Восстановление, строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и проектов районной планировки. Формирование нового архитектурного облика городов и сел в послевоенный период шло в короткие сроки: уже в первой половине 50-х годов разрушенные города и села в основном были восстановлены.

В 1947 г. было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне.

В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики.

Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945–1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования – серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И.Жолтовский считал, что массовое типовое – вот что в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо создавадь типы удобного, экономичного, красивого жилья. Нужно разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей. Удешевление и индустриализация массового строительства, стандартизация и типизация не противоречат, а способствуют задаче создания красивой, величественной и радостной архитектуры. На этом пути имеется полный простор для новаторства.

Советская архитектура 1954–1980 гг.

Начало нового этапа развития советской архитектуры ознаменовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" (1955). В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города.

С конца 1950-х годов создаются крупные массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа.

Характерные черты архитектуры и строительства в Москве 70-х годов – крупный экспериментальный жилой район в Чертаново-Северном, новые типы жилых домов Тропарева. Жилые дома, общественные здания и инженерные сооружения стали возводить на основе "Единого каталога унифицированных железобетонных изделй и конструкций".

С 60-х годов все большее число зданий стали строить по индивидуальным проектам. Наряду с решением функциональных и технико- экономических задач ставилась цель создавать художественно-выразительные композиции: Кремлевский Дворец Съездов (1959–1961, М.Посохин и др.), Дворец пионеров на Ленинских горах (1958–1962, И.Покровский и др.). Лаконизм форм при функционально и эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (1962–1968, М.Посохин и др.). Силуэт города в 1967 г. обогатился зданием телевизионной башни (конструкторы Н.Никитин, Л.Баталов) при Телевизионном центре.

В 1971 г. был утвержден Генеральный план развития Москвы, рассчитанный на 25-30 лет, разработан проект детальной планировки центра Москвы.

Транспортные и пешеходные потоки начали располагать в равных уровнях, чтобы избежать их пересечения. Появились новые линии метрополитена, продолжающие и развивающие структуру города, новые транспортные магистрали.

В условиях роста населения городов формируются сложные транспортные системы, появляется новый масштаб градостроительных форм и районов застройки, создаются многофункциональные системы и центры городской активности. Советская архитектура развивается в лаконичных формах при функциональном и эстетически обоснованном объемно-планировочном решении архитектурных ансамблей и отдельных сооружений.

При формировании архитектурно-художественного образа зданий используют различные виды монументально-декоративного искусства: настенную роспись, мозаичное панно, скульптуру (новое здание МХАТа им.А.М.Горького, 1972, В.Кубасов и др.).

Основу архитектуры городов формирует жилищное и культурно-бытовое строительство. Генеральный курс на типизацию в массовом строительстве и развитие индустриального домостроения позволили намного быстрее решить проблему обеспечения населения благоустроенным жильем.

В 1976 г. началось строительство олимпийских объектов к XXII Олимпиаде в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн "Олимпийский" на Проспекте Мира (М.Посохин и др.), крытый велотрек в Крылатском (Н.Воронина и др.)

Архитектура конца 70-х – начала 80-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства выдающихся советских архитекторов. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов; социологами, медиками и другими работниками смежных профессий.

В 1937 году вышла серия марок под названием "Архитектура новой Москвы". Правильнее было бы назвать эту серию "Архитектурные проекты новой Москвы". Ведь из проектов, показанных на этих марках, осуществлёны были только два: Центральный театр Советской Армии (1934-1940, арх. К. Алабян и В. Симбирцев), и Гостиница "Москва" (1932-1938, арх. А. Щусев, О. Стапран и Л. Савельев) -марки 20, 50 и 30 коп.
В начале 1930-х годов в советской архитектуре начался процесс отхода от авангардных направлений, наметился явный поворот в сторону переосмысления классического наследия прошлого, впоследствии приведший к возникновению архитектуры «сталинского ампира».

Центральный театр Советской (Красной) Армии.
Перед проектировщиками Центрального театра Советской (Красной) Армии была поставлена чисто символическая задача: «создать здание-монумент, выражающий мощь Красной Армии». Авторы проекта пришли к идее плана в виде правильного десятиугольника, который естественно давал переход к фигуре пятиконечной звезды. Это было первое театральное сооружение советского времени в Москве, не имеющее аналогов, построенное на площади Коммуны (сейчас площадь Суворова).

Гостиница «Москва».
Первоначальный проект гостиницы Моссовета (таково проектное название гостиницы Москва) был решён в духе конструктивизма и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. В качестве соавтора, призванного исправить «ошибки» проекта, пригласили Алексея Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Щусев с большой изобретательностью и тактом внёс изменения в проект, добавив лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания. Существует легенда о том, что Сталин лично
утверждал окончательный проект гостиницы, представленный Щусевым, и именно это обстоятельство стало причиной заметной асимметрии главного фасада здания. Архитектор для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления. Оба варианта были совмещены в одном чертеже и разделялись осью симметрии. Сталин поставил свою подпись посредине: уточнить, что именно он имел в виду, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления.
Гостиница «Москва» разобрана в 2004 году. В настоящее время завершается строительство нового здания гостиницы, в точности (по заявлениям проектировщиков) воспроизводящего внешние формы прежнего. Открытие новой гостиницы «Москва» планируется в 2010 году.В ходе реконструкции неустановленные лица украли более 87 млн. долларов из выделенных городом на строительство. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева целью реконструкции и было воровство, так как никакой особой потребности в сносе гостиницы не было.
Силуэт гостиницы «Москва» помещён на этикетку водки «Столичная».
В 1942 году в гостинице «Москва» жил народный поэт Беларуси Янка Купала. 28 июня 1942 года он трагически погиб, упав с десятого этажа в лестничный пролет. На протяжении ряда лет эта загадочная смерть рассматривалась как несчастный случай или самоубийство. Однако есть основания предполагать, что это было убийство, спланированное советскими спецслужбами, которые давно следили за поэтом.

Театр на площади Маяковского.
На марках 3 и 10 коп. проект театра на площади Маяковского (первоначальный проект арх. А. Щусева). На этом месте в 1940 году построен Концертный зал им. П.И.Чайковского построен по проекту архитекторов Д.Чечулина и К.Орлова. Строительство происходило на основе незавершенного здания Театра им. В.Мейерхольда, которое возводилось с 1933 по 1937 г.г. (проект архитекторов М. Бархина и
С. Вахтангова). В архитектуре Концертного зала им. П.И.Чайковского использованы некоторые идеи проекта А. Щусева.

Проект здания ТАСС.
На марках 5 и 15 коп. неосуществленный проект архитектора Голосова здание ТАСС. На Тверском бульваре построено в 70-х годах новое здание ТАСС, не имеющее ничего общего с этим проектом.

Дворец Советов
На марках 5 и 15 коп.неосуществленный проект Б. Иофана, В. Щуко, В. Гельфрейха Дворец Советов.
Дворец высотой 420 м стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя. 5 декабря 1931 Храм Христа Спасителя был взорван.Стройка достаточно активно велась в 1930-х годах. После войны строительство Дворца было практически заморожено. В котловане был устроен открытый бассейн «Москва». В 1990-е годы фундамент Дворца советов был использован при воссоздании Храма Христа Спасителя.
В народе Дворец назвали Вавилонской башней, т.е.она бы в любом случае рухнула. Хорошо, что это произошло в начальной стадии строительства.

Loading...Loading...