Произведения есенина самые известные. Сергей Есенин - биография и творчество поэта. Когда день рождения Сергея Есенина? Последние годы творчества Есенина

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время ("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя - родина, я - большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем".

Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал", - заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство", - писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение "Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) – выдающийся русский поэт. Согласно литературоведам, в ранний период творчества – представитель новокрестьянской поэзии, позже – имажинист. Но эти определения не более чем клише и не отражают подлинной сути его дара. Для понимания, для полного приятия Есенина надо так же любить родную землю и все живое на ней, как он. Две характерные для народа черты пронес поэт сквозь всю свою недолгую жизнь: очень серьезное отношение к себе, к своему делу и милосердие по отношению к ближним. Стихотворения и поэмы читает Денис Семенов. Аудиоспектакль «Театра Музыкальной Драмы» «Емельян Пугачев», поставленный по поэме Сергея Есенина «Пугачев», воскрешает одну из самых драматичных эпох российской истории. Вслушайтесь в эти выразительные, проникнутые любовью и состраданием к угнетенному народу строки – и погрузитесь вместе с автором и вдохновленными его поэзией актерами в атмосферу величайшего народного восстания XVIII века. Сценарий и постановка Дениса Семенова. Роли исполняют: Пугачев – Денис Семенов Кирпичников – Александр Бычков Караваев – Станислав Федорчук Зарубин – Алексей Громов Хлопуша – Алексей Андреев Творогов – Алексей Россошанский В спектакле звучат русские народные песни «Вниз по матушке по Волге», «Ах ты, степь широкая» в исп. актеров театра и народная казачья песня «Черный ворон, друг ты мой залетный…» в исп. Алексея Россошанского. «Тема Пугачева» – музыка и аранжировка Дениса Семенова. Художественный руководитель Денис Семенов. Запись 2010 года. Русь. «Вот уж вечер. Роса…» «Там, где капустные грядки…» «Поёт зима – аукает…» Подражание песне. «Выткался на озере алый свет зари…» «Дымом половодье зализало ил…» «Сыплет черёмуха снегом…» Калики. «Под венком лесной ромашки…» «Хороша была Танюша, краше не было в селе…» «Тёмна ноченька, не спится…» «Матушка в Купальницу по лесу ходила…» «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…» «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…» Берёза. Пороша. Пасхальный благовест. С добрым утром! Молитва матери. Ямщик. «Троицыно утро, утренний канон…» «Край любимый! Сердцу снятся…» «Пойду в скуфье смиренным иноком…» «Шёл Господь пытать людей в любови…» В хате. «По селу тропинкой кривенькой…» «Гой ты, Русь моя родная…» «Я – пастух; мои палаты…» «Сторона ль моя, сторонка…» «Сохнет стаявшая глина…» «По дороге идут богомолки…» «Край ты мой заброшенный…» «Чёрная, потом пропахшая выть…» «Топи да болота…» Узоры. Черёмуха. «Тебе одной плету венок…» Вечер. «На плетнях висят баранки…» «На небесном синем блюде…» «Заглушила засуха засевки…» Побирушка. «В том краю, где жёлтая крапива…» «Я снова здесь, в семье родной…» «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Корова. Песнь о собаке. Табун. «Нощь и поле, и крик петухов…» Пропавший месяц. «За тёмной прядью перелесиц…» Осень. «Прячет месяц за овинами…» «За горами, за жёлтыми долами…» «Опять раскинулся узорно…» Молотьба. «За рекой горят огни…» Дед. «Белая свитка и алый кушак…» «Покраснела рябина, посинела вода…» «Тучи с ожереба…» Лисица. Певущий зов. Товарищ. «О Русь, взмахни крылами…» «Разбуди меня завтра рано…» «Нивы сжаты, рощи голы…» «О пашни, пашни, пашни…» «О верю, верю, счастье есть!..» «Проплясал, проплакал дождь весенний…» «Отвори мне, страж заоблачный…» «Вот оно, глупое счастье…» «Гляну в поле, гляну в небо…» Преображение. Иорданская голубица. Небесный барабанщик. «Зелёная причёска…» «Я покинул родимый дом…» «Хорошо под осеннюю свежесть…» «Закружилась листва золотая…» Кантата. Кобыльи корабли. Хулиган. Сорокоуст. Исповедь хулигана. Волчья гибель. «Не жалею, не зову, не плачу....» «Не ругайтесь. Такое дело!..» «Всё живое особой метой отмечается с ранних пор…» «Да! Теперь решено. Без возврата…» «Я обманывать себя не стану…» «Мне осталась одна забава…» «Заметался пожар голубой…» «Ты такая ж простая, как все…» «Пускай ты выпита другим…» Песнь о великом походе. Поэма о 36 Возвращение на родину. Русь советская. Русь уходящая. Ленин. Письмо к женщине. Письмо от матери. Ответ. Письмо деду. Письмо к матери. Пушкину. «Отговорила роща золотая…» «Я спросил сегодня у менялы…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» «Быть поэтом – это значит то же…» «В Хороссане есть такие двери…» Капитан земли. Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве. Письмо к сестре. Мой путь. Чёрный человек. «Заря окликает другую…» «Несказанное, синее, нежное…» Собаке Качалова. «Ну, целуй меня, целуй…» «Видно, так заведено навеки…» «Я иду долиной. На затылке кепи…» «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» «Жизнь – обман с чарующей тоскою…» Сестре Шуре. «Эх вы, сани! А кони, кони!..» «Слышишь – мчатся сани…» «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» «Какая ночь! Я не могу. Не спится мне…» «Ты меня не любишь, не жалеешь…» «Может, поздно, может слишком рано…» «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Анна Снегина (поэма). Емельян Пугачев ... Далее

Золотистые кудри, напоминающие созревающие колоски… Доброжелательное и восторженное лицо с голубыми глазами, излучающими свет и тепло… Постоянная жажда деятельности, устремленность вперед… Безграничная любовь к родной земле и всему, что с ней связано… Короткая, но невероятно яркая творческая жизнь… Такие мысли приходят в голову при упоминании поэта с самым светлым именем - Сергей Есенин. Произведения его хорошо знакомы каждому русскому человеку, включая тех, кто в принципе мало интересуется поэзией.

На пути к творчеству

Его родина - Константиново, небольшое село на Рязанщине. Первозданная русская природа и ее непередаваемая красота навсегда вошли в сердце мальчика, плененного ее величием, рано пробудили в нем склонность к стихотворчеству. К восемнадцати годам у юного поэта уже была тетрадка, содержащая его первые произведения. Есенина, отправившего их в Петербург и уверенного в скором признании, очень удивило, что в столичные журналы они так и не попали. Тогда он решает лично отправиться навстречу славе. А воспоминания о родном доме всю жизнь будут согревать его душу и вдохновлять на новые творческие поиски.

Первые сборники

В Петербурге юношу встретили радушно. «Гой ты, Русь моя родная…» - это и другие произведения Есенина впечатлили Блока, Городецкого, позже Клюева. Его стихи несли радость, звучали искренне и неповторимо. Настоящую известность приносят первые сборники, которые издаются один за другим: «Радуница», «Голубень», «Сельский часослов», «Преображение». Их составляют в основном произведения Есенина о природе: «Черемуха», «Месяц рогом облако бодает», «Нивы сжаты…», «Я покинул родимый дом…» и многие другие. Перед читателем предстает особый мир, в котором природа очеловечивается и становится главным героем. Здесь все гармонично, красочно, живописно и без свойственной людям фальши.

С трепетом и нежностью относится молодой Есенин к животным, что наиболее ярко проявляется в «Песне о собаке», трагически переживающей гибель только родившихся щенков.

Вызывали удивление и всеобщий восторг необычные метафоры, эпитеты, сравнения: «выплыл … лебедем мрак», «вяжут кружево … облака» и, конечно, известное «Русь - малиновое поле».

После революции

Изменения, происходящие в стране, поэт поначалу воспринял с восторгом. Он связывал с революцией «преображения», которые должны пойти на благо народу. В этот перилд появляются произведения Есенина: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» и др. Однако очень скоро тональность стихотворений меняется, и вместо восторга все чаще звучат тоскливые нотки, вызванные наблюдениями за происходящими в стране переменами - поэт все чаще видит «развороченный бурей быт» - и неурядицами в личной жизни. Наиболее полно эти настроения отразились в сборниках начала 20-х «Исповедь хулигана» и «Москва кабацкая». Да и отношение к нему становится противоречивым: для одних он по-прежнему певец голубой Руси, для других - скандалист и дебошир. Такой же контраст виден в стихах 21-24 годов, в числе которых «Заметался пожар голубой», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову…», «Дорогая, сядем рядом»…

«Забава» - пожалуй, самое известное произведение Есенина из цикла о Москве, передающее мысли и чувства поэта. В нем он словно подводит итог прожитой жизни, делится с читателем сокровенным.

А вскоре последовало знакомство с А. Дункан и европейское путешествие. Находясь вдали от Родины, Сергей Александрович по-новому взглянул на свою страну. Теперь он был полон надежд и мечтал о служении Родине и народу. Именно после возвращения появляются стихотворения «Отговорила роща…», в котором осень соотносится с человеческой жизнью, невероятно теплое и нежное «Письмо матери».

Поездка на Кавказ

Говоря о Есенине, нельзя не вспомнить о его «Персидских мотивах». Они были навеяны поездкой на Кавказ, где Сергей Александрович наиболее остро ощутил, насколько дороги ему родные места. Свои чувства он выразил, противопоставляя русским просторам далекую персидскую природу - мечта побывать в этой стране так и не осуществилась. Стихи цикла напоминают живописное полотно, дополненное живыми звуками. Но настоящим поэтическим шедевром стала любовная лирика, в том числе самое известное произведение Есенина из этого цикла - «Шаганэ». обращенный к далекой персиянке, которой автор поведал сокровенный мысли о родной рязанской земле, об оставшейся там девушке.

«До свиданья, друг мой…»

Такими словами начинается стихотворение, написанное поэтом перед смертью. Оно больше напоминает эпитафию, которую поэт адресовал самому себе. Откровенное, рожденное продолжительными душевными муками, это стихотворение является, по сути, прощанием Есенина с жизнью и людьми.

Loading...Loading...