Сообщение заболоцкий о природе. Сочинение: Особенности философско-пейзажной лирики Заболоцкого. Текст научной работы на тему «Проблема гармонии природы в творчестве Н. А. Заболоцкого: философский и религиозный контекст»

Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии. Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего к произведениям М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Характерный для М. Ю. Лермонтова романтический конфликт человека и природы соединяется у Н. А. Заболоцкого с тютчевским ощущением хаоса. В его поэзии разумный человек сталкивается с неразумной и хаотичной природой, всецело живой и живущей своей жизнью. Именно поэтому животные — природные существа — выглядят в его произведениях значительными и загадочными:

И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах, Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира.

Невозможность высказаться — свойство хаотической, дисгармонической природы, бессознательной, однако могущественной. Природа в лирике Н. А. Заболоцкого ощущается как замкнутое, давящее пространство. Она — «тюрьма», «конура», «давильня» с «каменными стенами». Природа подавляет человека своим могуществом, он бессилен перед ее хаосом. Отсюда — стремление человека раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. С другой стороны, природа стремится приблизиться к человеку, стать разумной и гармоничной. В основу философии природы Н. А. Заболоцкого положена идея будущего царства животных. Картина этого царства дана в поэмах «Безумный волк», «Торжество земледелия». Образы животных становятся зеркалом гуманистического самосознания. Утопия будущего царства животных осмыслялась поэтом как возмездие человеку за их долгое рабство.

Поэт в представлении Н. А. Заболоцкого — своеобразное звено между миром природы и царством разума, потому что он, в отличие от обыкновенных людей, умеет создавать не словесную шелуху, а полновесное, весомое слово: «Слова вылетели в мир, становясь предметами». «Слова-предметы» — те же «слова-яблоки» у коня. Поэт ближе к природе, чем к людям, его слово творит природную реальность. В позднем творчестве Н. А. Заболоцкого поэт приобретает еще одно свойство: автор называет его «мыслью природы». Это создает возможность разрешения конфликта природы и человека, делая его частью природы. Эта природность обеспечивает ему бессмертие. Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе.

Удивительны мир природы и мир человека в произведениях К. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.

Природа и человек в лирике Заболоцкого

Другие сочинения по теме:

  1. Поисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого (философские поэмы «Безумный волк»,...
  2. Сочинение на тему: «Человек и природа» Человек и природа Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в...
  3. Человек — это произведение природы, а природа тоже отблагодарит человеку за ее бережное отношение к ней. Образцы пейзажной лирики можно...
  4. Стихотворение «Лесное озеро» (I, 198) — подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает...
  5. Человек и природа в советской литературе Человек и природа… Мы привыкли говорить, что человек — венец мирозданья. Человек!!! Нет существа...
  6. Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» —...
  7. Не то, что мните вы Природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В...
  8. Сочинения по литературе: Родина и природа в лирике С. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина...
  9. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина. Это Сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека,...
  10. Сочинение «Природа и человек» — вариант сочинения на свободную тему. Работа написана в жанре сочинения-эссе, включает в себя и примеры...
  11. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза идет». (Восприятие, истолкование, оценка.) Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои...
  12. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те...
  13. Летом на клумбах парка море цветов… Осенью пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, барбарис, зеленеют ели, сосны. Вдоль дорог тянутся вверх...
  14. Появление образа птицы отсылает нас к другой части зооморфной модели Вселенной — к периферии по отношению к центру. Змеи —...
  15. А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных...
  16. Сочинения по литературе: Природа в восприятии И. С. Тургенева Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо...
  17. Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный...

Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого

Цели урока : познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.

Оборудование урока : портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.

Методические приемы : лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

    Организационный момент.

    Лекция учителя

Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).

Родился Заболоцкий в Казани, где его отец служил агрономом. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда, оттуда и первоначальные впечатления русской природы. Учился он в реальном училище в Уржуме. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте имени А.И. Герцена. С юности Заболоцкий активно включается в литературную жизнь. Вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Игорем Бехтеревым и другими создает новую литературную группу – Объединение реального искусства (Обериу). Заболоцкий выступил в качестве организатора и редактора Декларации «обериутов», где они заявляли, что их эстетические симпатии на стороне авангардного искусства. История «обериутов» занимает небольшой отрезок времени – с 1928 по 1931 годы.

В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности, подобно Маяковскому и Зощенко осмеивает советскую «дрянь»:

Восходит солнце над Москвой,

Старухи бегают с тоской:

Куда, куда идти теперь?

Уж Новый Быт стучится в дверь!

Младенец выхолен и крупен,

Сидит в купели, как султан.

Прекрасный поп поет, как бубен,

Паникадилом осиян.

Прабабка свечку зажигает,

Младенец крепнет и мужает

И вдруг, шагая через стол,

Садится прямо в комсомол.

(«Новый быт»)

Люди и вещи почти неотличимы друг от друга: «Графину винному невмочь// Расправить огненный затылок», «Мясистых баб большая стая // Сидит вокруг, пером блистая». Вещный мир порой более привлекателен, чем мир людей: апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки». И уж конечно более человечен мир природы. Из стихотворения «Лицо коня».

Внешне детски-наивное, легкое стихотворение «Прогулка» приближается к философскому осмыслению природы, главной темы творчества Заболоцкого:

У животных нет названья.

Кто им зваться повелел?

Равномерное страданье –

Их невидимый удел.

Бык, беседуя с природой,

Удаляется в луга.

Над прекрасными глазами

Светлят белые рога.

Речка девочкой невзрачной

Притаилась между трав,

То смеется, то рыдает,

Ноги в землю закопав.

Что же плачет? Что тоскует?

Отчего она больна?

Вся природа улыбнулась,

Как высокая тюрьма.

Каждый маленький цветочек

Машет маленькой рукой.

Бык седые слезы точит,

Ходит пышный, чуть живой.

А на воздухе пустынном

Птица легкая кружится,

Ради песенки старинной

Нежным горлышком трудится.

Перед ней сияют воды,

Лес качается, велик,

И смеется вся природа,

Умирая каждый миг.

«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутом» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Оберитуы» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились. Они по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека.

Годы интенсивного творчества прервали аресты. Как и у большинства бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению («юродствующая поэзия Заболоцкого имеет определённый кулацкий характер») и несколько лет провел в лагерях и ссылке. В 1941 году Хармс и Введенский были арестованы и погибли в заключении.

После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.

    Чтение и анализ стихотворения «Завещание»

В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. Пантеизм, ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздания, всю природу, обостряется в поздних стихах. В «Завещании» (1947) он пишет:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров…

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могли – томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…

Прочитайте стихотворение «Завещание». Какие традиции русской литературы продолжает автор?

Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?

Каков главный мотив стихотворения?

    Чтение и анализ стихотворения «Кто мне откликнулся в чаще лесной…»

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина,

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли, которая снова весной

Вспоминала наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю, -

Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Утром и вечером, в холод и зной,

Вечно мне слышится отзвук невнятный,

Словно дыханье любви необъятной,

Ради которой мой трепетный стих

Рвался к тебе из ладоней моих…

Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?

Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?

Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»

Слово учителя

Такая же щемящая любовь и нежность ко всему живому, что мы отмечали в «Завещании», встречается и в стихотворении «Сентябрь» (1957). Это стихотворение – пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: «В основе этого стихотворения – вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка – ночь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе – от ненастной погоды к лучу солнца, на земле – от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке».

Выразительное чтение стихотворения учениками.

О чем стихотворение? Кто изображен – орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?

    Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка»

Слово учителя

Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические воспроизведенные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.

Читаем стихотворение «Некрасивая девочка».

Беседа

- Как изображена героиня стихотворения?

- Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?

Слово учителя

Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).

    Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!

Слово учителя

И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.

Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.

    Итог урока

Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».

Домашнее задание

    Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.

    Сделать сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…») 1946 г. (письменно).

Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы. Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему, что связано с вторжением в природу, ее “преображением” и т.п. “Человек и природа, - подчеркивал он в одном из писем 1958 г., - это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей и дуалист. Как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль? В нашем быту это выражение “покорение природы” существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей”.

Вот почему в его творчестве второй половины 50-х гг. с особой глубиной раскрыто единство человека и природы. Эта мысль проходит через всю образную структуру его стихов. Восхищение роскошными южными пейзажами (“Гомборский лес”, 1957) не отменяло давних и стойких пристрастий поэта, писавшего о себе: “Я воспитан природой суровой...”. Еще в 1947 г. в стихотворении “Я трогал листы эвкалипта...”, навеянном грузинскими впечатлениями, он не случайно связывает свои симпатии, боль и печаль с другими, гораздо более родными сердцу видениями: “Ho в яростном блеске природы / Мне снились московские рощи, / Где синее небо бледнее, / Растенья скромнее и проще”.

В поздних стихах поэта осенние пейзажи родины нередко тоже видятся ему в экспрессивно-романтических тонах, реализуются в образах, отмеченных пластикой, динамичностью, острым психологизмом: “Целый день осыпаются с кленов / Силуэты багровых сердец... / Пламя скорби свистит под ногами, / Ворохами листвы шевеля” (“Осенние пейзажи”). Ho, пожалуй, с особой силой “очарованье русского пейзажа” ему удается передать, по-новому увидев и изобразив это на первый взгляд “царство тумана и морока”, на самом же деле полное особой красоты и тайной прелести.

Стихотворение “Сентябрь” (1957) - пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: “В основе этого стихотворения - вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка - дочь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе - от ненастной погоды к лучу солнца, на земле - от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке”. И вот как это реализовано в тексте:

Сыплет дождик большие горошины.
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Ho взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций-размышлений. Интересна диалектика развития образа-переживания (соотношение мотивов непогоды и солнца, увядания и расцвета, переход ассоциаций из сферы природы в мир человека и обратно). Решению художественной задачи служат сравнения, олицетворения, эпитеты - все компоненты поэтической структуры:

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Стихотворение повествует об осени, но общий колорит его весенний, оно пронизано красками расцвета, дышит ароматом юности. На наших глазах происходит удивительное взаимопревращение молодого деревца и девушки-царевны. Тонкое одухотворение пейзажа, спокойная, раздумчивая интонация, взволнованность и вместе сдержанность тона, красочность и мягкость рисунка создают обаяние этих стихов.

Ho дело не только в образно-живописной конкретике. Содержание стихотворения шире: его герои - природа и человек, торжество в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал. Основная проблема творчества Заболоцкого - “человек и природа” - нашла здесь поэтическое воплощение и предстает в живом движении, отражении, взаимоперетекании этих образов друг в друга.

Живописуя в поздних стихах природу средней полосы России, Заболоцкий стремился быть предельно конкретным и достоверным, воспроизводя “Вечер на Оке” или “Подмосковные рощи”. Вместе с тем его пейзажи глубоко эмоциональны, лиричны, одухотворены. Сама природа в ее компонентах, в деталях и целом воспринимается им как живое существо, всегда хранящее некую тайну, недоступную для “неочарованных людей” и открывающуюся только влюбленному сердцу:

И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет.
Обыденности плотная завеса
Cee красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.

(“Вечер на Оке”)

Выходя за пределы обыденности, поэт передает очарование от прикосновения к тайне живой красоты (“Вздохнут леса... Вся грудь реки...”). С ювелирной точностью подмечая детали, запечатлевая мельчайшие мгновения природной жизни, поэт воссоздает ее живой и цельный в своей постоянной текучей изменчивости облик:

И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

Заболоцкий умел тонко передавать одухотворенность мира природы. В поздней лирике он шел к новому и своеобразному синтезу философского раздумья и пластического изображения, поэтической масштабности и микроанализа, постигая и художественно запечатлевая связь современности, истории, “вечных” тем. Среди них особое место занимает тема любви.

Литература, 11 класс.

Тема урока: Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого

Цели урока: познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.

Оборудование урока: презентация о жизни и творчестве писателя, песни на стихи Н. А. Заболоцкого в формате MP 3, MP 4, стихи о природе

Ход урока

    Организационный момент.

    Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого

    Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).

Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя

III . Лекция « Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого»

В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь и отразил их в своих стихотворениях. В его произведениях жизнь природы всегда как бы переплетается с жизнью самого человека. Часто именно в природе автор видит великую мудрость и красоту, чего, по его мнению, часто не хватает миру людей. Мир природы для него наполнен высшей гармонией. И вместе с тем писатель считал, что главная задача человека - венца природы - в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир.

Стихи Заболоцкого наполнены безмерным поэтическим чувством, они передают влюбленность поэта в природу, великолепие и чистоту ее красок, грандиозность происходящих в ней процессов:

Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Дух Осени, дай силу мне владеть пером!
В строенье воздуха - присутствие алмаза.

Природа раскрывается Заболоцкому во всей своей одухотворенной красоте. С огромной нежностью говорит он о «пуховом шарике» одуванчика, о жуке-менестреле, о бабочке, «ставшей на пуанты». Автор восхищается и «завитушками листьев», и «особым светом», которым наполнен мир осенней природы. Жука, трудящегося между листьев, он сравнивает с «маленьким божком». И поэт дает нам понять, что мы - часть этого мира:

Летит внизу большая птица.
В ее движенье чувствуется человек.
По крайней мере, он таится
В своем зародыше меж двух широких крыл...

Картины природы, написанные поэтом, пробуждают все лучшее, что есть в человеке.
Однако часто в его стихотворениях можно услышать тревогу и напряженность. Передавая отношение человека к окружающему миру, его мысли и чувства, автор говорит о том, что природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию. Человек не в силах изменить жестокую действительность, и природа не может ему в этом помочь. Гибель вожака птичьей стаи в стихотворении «Журавли» передает ощущение неизбежности смерти, но в то же время и закономерность, неизбежность возрождения жизни.

Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам. Постоянным остается лишь одно - сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом. Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир.


Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий

Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная «агитка», а лирический разговор автора «по душам». Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей.

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.

У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира.

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники...
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествую.

В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого.

Когда устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,

Затихнет потемневшая вода,

Насытится бесплодною игрой -

Из бездны вод встает передо мной

Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели.
Утопая в небе, журавли.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

И почти философским смыслом звучат слова завета, предостережения, заклинания:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе -
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.


Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый.
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

Но не только природой любуется поэт. Его интересуют и люди, их чаяния и заботы, желание добиться истины, ради которой они готовы пройти немалый путь. В стихотворении «Ходоки» поэт обращается к недавней истории России, показывая время и людей, рожденных им.

В зипунах домашнего покроя.
Из далеких сел, из-за Оки,
Шли они, неведомые, трое -
По мирскому делу ходоки.
Русь металась в голоде и буре,
Все смешалось, сдвинутое враз.
Гул вокзалов, крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас.

Поэт подчеркивает мудрость и знание жизни этих «посланников народных», переходит, как обычно, к философскому обобщению, гордясь лучшими чертами народного, национального характера.

Всматриваясь старыми глазами
В то, что здесь наделала нужда,
Горевали путники, а сами
Говорили мало, как всегда.
Есть черта, присущая народу:
Мыслит он не разумом одним, -
Всю свою душевную природу
Наши люди связывают с ним.

И все же любимой темой Заболоцкого остается природа, ее спокойная величавость и мудрая красота. На его стихи о природе написано много песен.

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст.
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Видеоклип «Можжевеловый куст»

Фонограмма песни «Облетают последние маки»

IV . Чтение и анализ стихотворений Н. А.Заболоцкого.

    Чтение и анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

    В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим. Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

    Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений. Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

    Чтение и анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой»

Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия - это яркая палитра человеческих чувств, которые часто оказываются скрытыми. Например, короткое стихотворение «Я воспитан природой суровой», написанное в 1953 году, является, по сути своей, настоящим рассказом о самом поэте, его внутреннем мире. Поэт получил достойное воспитание, в котором участвовала сама природа, научившая его замечать все, что бывает скрыто от человеческого глаза. В самом деле, редкий человек способен обратить внимание на красоту одуванчика или искренне любоваться подорожником. Достаточно обратить внимание на то, как поэт говорит об одуванчике - «одуванчика шарик пуховый». Это очень трогательное сравнение, которое свидетельствует о богатстве души человека. Ведь в суете повседневной мало кто способен восторгаться красотой цветка или просто заметить само существование маленького растения. А Заболоцкий не только замечает, он чувствует, что абсолютно все вокруг мило и дорого ему.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки “Я воспитан природой суровой”, тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть “одуванчика шарик пуховый” или же “подорожника твердый клинок”, чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как “государство ромашек”, раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

    Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.

Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина, которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце. Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение природы из буйной в спокойную.

Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» - это не просто рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), сравнение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа»).

    Чтение стихотворения «Не позволяй душе лениться!

Слово учителя

И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.

Выразительное чтение стихотворения учителем

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

    Итог урока

Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».

V. Рефлексия.

VI . Домашнее задание

    Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.

Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого

Цели урока : познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.

Оборудование урока : портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.

Методические приемы : лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Лекция учителя

Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).

Родился Заболоцкий в Казани, где его отец служил агрономом. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда, оттуда и первоначальные впечатления русской природы. Учился он в реальном училище в Уржуме. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте имени А.И. Герцена. С юности Заболоцкий активно включается в литературную жизнь. Вместе с Даниилом Хармсом, Александром Введенским, Игорем Бехтеревым и другими создает новую литературную группу – Объединение реального искусства (Обериу). Заболоцкий выступил в качестве организатора и редактора Декларации «обериутов», где они заявляли, что их эстетические симпатии на стороне авангардного искусства. История «обериутов» занимает небольшой отрезок времени – с 1928 по 1931 годы.

В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности, подобно Маяковскому и Зощенко осмеивает советскую «дрянь»:

Восходит солнце над Москвой,

Старухи бегают с тоской:

Куда, куда идти теперь?

Уж Новый Быт стучится в дверь!

Младенец выхолен и крупен,

Сидит в купели, как султан.

Прекрасный поп поет, как бубен,

Паникадилом осиян.

Прабабка свечку зажигает,

Младенец крепнет и мужает

И вдруг, шагая через стол,

Садится прямо в комсомол.

(«Новый быт»)

Люди и вещи почти неотличимы друг от друга: «Графину винному невмочь// Расправить огненный затылок», «Мясистых баб большая стая // Сидит вокруг, пером блистая». Вещный мир порой более привлекателен, чем мир людей: апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки». И уж конечно более человечен мир природы. Из стихотворения «Лицо коня».

Внешне детски-наивное, легкое стихотворение «Прогулка» приближается к философскому осмыслению природы, главной темы творчества Заболоцкого:

У животных нет названья.

Кто им зваться повелел?

Равномерное страданье –

Их невидимый удел.

Бык, беседуя с природой,

Удаляется в луга.

Над прекрасными глазами

Светлят белые рога.

Речка девочкой невзрачной

Притаилась между трав,

То смеется, то рыдает,

Ноги в землю закопав.

Что же плачет? Что тоскует?

Отчего она больна?

Вся природа улыбнулась,

Как высокая тюрьма.

Каждый маленький цветочек

Машет маленькой рукой.

Бык седые слезы точит,

Ходит пышный, чуть живой.

А на воздухе пустынном

Птица легкая кружится,

Ради песенки старинной

Нежным горлышком трудится.

Перед ней сияют воды,

Лес качается, велик,

И смеется вся природа,

Умирая каждый миг.

«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутом» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Оберитуы» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились. Они по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека.

Годы интенсивного творчества прервали аресты. Как и у большинства бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению («юродствующая поэзия Заболоцкого имеет определённый кулацкий характер») и несколько лет провел в лагерях и ссылке. В 1941 году Хармс и Введенский были арестованы и погибли в заключении.

После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Завещание»

В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. Пантеизм, ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздания, всю природу, обостряется в поздних стихах. В «Завещании» (1947) он пишет:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров…

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могли – томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…

Прочитайте стихотворение «Завещание». Какие традиции русской литературы продолжает автор?

Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?

Каков главный мотив стихотворения?

  1. Чтение и анализ стихотворения «Кто мне откликнулся в чаще лесной…»

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина,

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли, которая снова весной

Вспоминала наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю, -

Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Утром и вечером, в холод и зной,

Вечно мне слышится отзвук невнятный,

Словно дыханье любви необъятной,

Ради которой мой трепетный стих

Рвался к тебе из ладоней моих…

Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?

Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?

Чтение и анализ стихотворения «Сентябрь»

Слово учителя

Такая же щемящая любовь и нежность ко всему живому, что мы отмечали в «Завещании», встречается и в стихотворении «Сентябрь» (1957). Это стихотворение – пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: «В основе этого стихотворения – вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка – ночь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе – от ненастной погоды к лучу солнца, на земле – от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке».

Выразительное чтение стихотворения учениками.

О чем стихотворение? Кто изображен – орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?

  1. Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка»

Слово учителя

Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в своеобразном стихотворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические воспроизведенные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.

Читаем стихотворение «Некрасивая девочка».

Беседа

- Как изображена героиня стихотворения?

Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?

Слово учителя

Критики писали об этом стихотворении Заболоцкого: «Идея «Некрасивой девочки» включает в себя мысль о гуманистической содержательности красоты и развивает, обогащает ее, связывая с принципом безудержного «счастья бытия», того счастья, которое рождается от слияния своего с общим счастьем, «чужой радостью» (А. Македонов, 1987). И еще: «Из поэтического размышления Заболоцкого в финале «Некрасивой девочки» следует лишь то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя: грация души» (Вл. Приходько, 1988).

  1. Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!

Слово учителя

И о душе – последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться!» Оно было опубликовано вскоре после смерти поэта в декабрьской книжке «Нового мира» за 1958 г. В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.

Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.

  1. Итог урока

Н.А. Заболоцкий писал: «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей (…) Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «Покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей».

Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение «Не позволяй душе лениться!» наизусть.
  2. Сделать сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и Н.А. Заболоцкого «Гроза» («Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…») 1946 г. (письменно).

Loading...Loading...