Тест "Системное строение общества. Общественный прогресс" тест по обществознанию (10 класс) на тему. Строение общества: элементы и подсистемы общества Одной тз подсистема общества кве целого

Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Функции образования: экономическая формирование социально-профессиональной структуры общества; социальная осуществление социализации личности социальная функция; культурная использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида. Сеть образовательных учреждений в России: дошкольные ясли детские сады...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9495. Классификация, характеристика ассортимента пушно-мехового сырья и пушно-мехового полуфабриката, строение пушно-меховой шкуры, строение волоса и разновидность его форм, технология изготовления пушнины 1.05 MB
Меховые пластины полосы определенной формы сшитые из подобранных выделанных шкурок и предназначенные для раскроя на детали меховых изделий. К зимним видам пушного сырья относятся шкурки и шкуры пушных зверей добыча которых производится преимущественно в зимнее время когда качество шкурок особенно высоко. СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ШКУРОК ПУШНОМЕХОВОГО и овчинношубного СЫРЬЯ ПОНЯТИЕ О ТОПОГРАФИИ ШКУРКИ Шкуркой называют наружный покров животного отделенный от его тушки и состоящий из кожной ткани и волосяного покрова. У...
7631. Обеспечивающие подсистемы ЭИС 20.34 KB
Обеспечивающие подсистемы ЭИС Обеспечивающие подсистемы ЭИС являются общими для всей ЭИС независимо от конкретных функциональных подсистем в которых применяются те или иные виды обеспечения. Подсистема Организационное обеспечение ОО является одной из важнейших подсистем ЭИС от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. Первая группа включает важнейшие методические материалы регламентирующие процесс создания и функционирования системы: ∙ общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС ∙ типовые...
7532. Функциональные подсистемы ЭИС 23.23 KB
Функциональные подсистемы ЭИС Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов связей между задачами. Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам: ∙ предметному; ∙ функциональному; ∙ проблемному; ∙ смешанному предметнофункциональному. Так с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы соответствующие управлению отдельными ресурсами: ∙ управление сбытом готовой...
11599. Реализация подсистемы управления процессами 186.71 KB
Признаками отделяющими один структурный элемент от другого могут служить определенные кодовые последовательности или просто известные программе значения смещений этих структурных элементов относительно начала файла. В данной курсовой работе необходимо реализовать подсистему управления файлами использующую в качестве способа физической организации файла связанный список блоков. Постановка задачи Реализовать средствами языка программирования C модуль операционной системы для управления файлами произвести эмуляцию работы файловой системы....
6612. Обеспечивающие подсистемы, стадии и принципы разработки САПР ТП 11.71 KB
Основное свойство САПР как системы проектирования состоит в том что она обеспечивает получение законченных проектных решений и соответствующих этим решениям проектных документов. САПР состоит из компонентов выполняющих определенную функцию в системе их называют обеспечением. Для полноценной работы с использованием САПР пользователь должен освоить лингвистическое и методическое обеспечение конкретной системы.
13036. Строение скелета 11.8 MB
В строении кости выделяют надкостницу periosteum компактное вещество substnti compct и губчатое вещество substnti spongios. Внутренний слой обеспечивает рост кости в толщину и восстановление костной ткани при переломах. Сосуды и нервы надкостницы проникают в толщу кости питая и иннервируя последнюю. Компактное вещество покрывает периферию кости и состоит из плотно упакованных костных пластинок состоящих в свою очередь из структурных единиц кости остеонов.
3662. Строение клетки 43.57 KB
Молекула белка представляет собой цепь из нескольких десятков или сотен аминокислот, поэтому она имеет огромные размеры и называется макромолекулой (гетерополимером).
2729. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕНННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76 KB
Инновационный путь развития является безальтернативной стратегией. Сегодня инновационные проекты отечественных промышленных предприятий все еще редко ориентированы на поддержку конкурентной борьбы, которую становится все труднее вести.
21572. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ 227.74 KB
Содержание белков в организме человека выше чем содержание липидов углеводов. Преобладание в тканях белков по сравнению с другими веществами выявляется при расчёте содержания белков на сухую массу тканей. Содержание белков в различных тканях колеблется в определённом интервале.
17723. Мозжечек, строение и функции 22.22 KB
3 Общее строение головного мозга. В нервной системе выделяют также центральную часть ЦНС которая представлена головным и спинным мозгом и периферическую часть в которую входят нервы нервные клетки нервные узлы ганглии и сплетения топографически лежащие вне спинного и головного мозга. Объектом исследования является анатомия головного мозга. Данная цель предмет и объект подразумевают постановку и решение следующих задач: описать общий план строения головного мозга изучить анатомическое строение мозжечка выделить...

Общество характеризуется через 2 понятия – узкое и широкое. В первом речь идёт об определённой группе индивидуумов, объединённых какой-то целью, причём такое сплочение может носить кратковременный, длительный или постоянный характер. Что же касается широкого понятия, то в этом случае под обществом подразумевается некая часть материального мира, отделившаяся от природы в процессе своего развития. И чтобы понять такое определение лучше, нужно разобраться с тем, что же именно входит в систему. Для создания общей картины, впрочем, достаточно базы.

Выделяя основные элементы общества их взаимосвязь и взаимодействие ученые пришли к выводу, что всего в мире есть 4 основных компонента социума:

  1. Политический, где все связи так или иначе направлены на власть, управление, государство, получение больших полномочий и. т. п. В ситуации, когда рассматриваются подсистемы гражданского общества, обязательной составляющей этого блока будет демократия.
  2. Экономический, иногда его называют экономико-хозяйственным. Это производство и потребление, обмен, деньги и другие ресурсы, банки, прочее.
  3. Социальный. В структуре данной сферы есть такие элементы как классы, нации, здравоохранение, образование, многое другое.
  4. Духовный. Учёные включают сюда и религию, но вообще этот блок очень обширный. К нему относится искусство, религия, народное творчество и т. д.

Стоит заметить, что важны не только основные подсистемы общества, но и взаимодействие между ними. То, как последнее организовано, на каком именно находится уровне, наглядно показывает, насколько развит социум. Обратите внимание на то, что элементы общества существовали всегда. Что-то могло изменяться, причём довольно значительно. Так, когда-то классы были сословиями, многие группы – единым целым. Но история, выделяющая и выдвигающая одни компоненты и убирающая другие, тем не менее не может убрать подсистемы общества как таковые по достаточно простой причине: это неотъемлемая часть социума.

Необходимо отметить, что подсистемы на своём уровне тоже представляют собой системы, у которых есть своя структура. При этом окружающая среда чаще всего враждебна к ним. Она воздействует на такие элементы общества как на единое целое, заставляя преобразовываться, развиваться и отвечать на вызовы времени. Что провоцирует, в свою очередь, постоянное развитие институтов.

Элементы общества разных стран часто находятся в конкуренции друг по отношению к другу. Причём самым очевидным такое противостояние кажется в плоскости, касающейся экономической и политической сфер. Однако активное социальное и духовное развитие может сказываться на других подсистемах, «подтягивая» их. В результате увеличивается жизнестойкость социума в целом.

Системное строение общества предполагает не только наличие отдельных компонентов, разбивающихся дальше, в свою очередь, на части и так далее. Важную роль здесь ещё играют и взаимоотношения между ними, а также формы, которые они принимают, раскрытие потенциала, прогресс. Развитие всегда определяется выбором людей. Но при этом важно понимать, что социум как таковой не является простой совокупностью индивидуумов. Именно устоявшиеся и появляющиеся отношения, их характер во многом определяют то, каким именно является общество, на какой стадии формирования оно находится.

У социума есть специфические черты, которые касаются не только его самого, но и всех его подсистем. Во-первых, это сложная организация. По мере развития она будет становиться всё более сложной, разветвлённой за счёт появления новых институтов, более полного раскрытия старых. Во-вторых, речь идёт о саморазвитии, которое, помимо прочего, обязательно для выживания.

Уровень социума можно определить ещё и по тому, как именно раскрывается каждая сфера, насколько разнообразно она представлена, есть ли альтернатива у каждого института (и необходимость в ней). К примеру, если духовная подсистема – это, главным образом, институт церкви, оказывающий доминирующее влияние на все остальные составляющие такой отрасли, то нередко по данному признаку можно констатировать определённую отсталость, ограниченность.

Один институт обязательно связан с другим, может им обеспечивается, но при этом в основной своей деятельности самодостаточен. Если же элементы начинают активно вмешиваться в деятельность других и, фактически, управлять ими, хотя они не являются по своему характеру подчинёнными, то такой перекос через некоторое время способен привести к возрастанию социальной напряжённости и взрыву. Аналогично и в отношении тех ситуаций, когда вмешательство даже при наличии иерархии происходит сильнее необходимого.

О развитии социума уже отчасти говорилось. Добавим, что общество отличается динамичностью, у его движения нет конечного пункта, оно никогда не будет завершено. При этом развитие может двигаться не только вперёд, но и вбок, включая альтернативные варианты. Так что одним из специфических признаков как социума в целом, так и его подсистем является нелинейность вместе с непредсказуемостью: некоторые тенденции можно с определённой вероятностью спрогнозировать, но совершенно точно сказать, каким будет выбор общества, нельзя.

Обществоведы пришли к пониманию социума как системы позже, чем учёные, занимающиеся другими науками и признающие их целостность. Возможно, именно этим обусловлены продолжающиеся до сих пор споры о том, какой именно элемент стоит считать доминирующим. Марксисты, например, полагали, что это – экономическая сфера. Существуют направления, которые уделяют внимание больше духовной стороне.

В то же время всё больше популярности приобретает комплексный подход. В его рамках говорится о таком признаке как системности, цельности, глобальности процессов. Трудно вспомнить значимое историческое явление, которое сказалось бы только на одной сфере, но при этом никаким образом бы не затронуло все остальные. Открытия меняют и экономику, и духовную жизнь, влияют, как минимум, на социальное положение учёных, их статус и репутацию. И, в конечном счёте, они определяют политику, становятся темой дискуссии.

Другим ярким примером могут быть Великие Географические открытия. Это то, что кардинальным образом перевернуло образование, повлияло на экономику ряда стран (особенно Великобритании), затронуло взаимоотношения внутри общества и нашло отражение в культуре. Таких примеров найти можно очень много, гораздо труднее назвать то, что имеет значение исключительно для одной подсистемы и никаким образом не касается всех остальных. А по мере глобализации взаимосвязь устанавливается между отдельными элементами общества разных государств.

Общество (в широком смысле слова) — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Сложная система

Понимание сущности человека невозможно без понимания общества как системы. Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает, находится рядом. Общество – это не просто хаотическое множество людей. Оно имеет стержень, целостность; у него есть и четко определенная внутренняя структура. Специфические черты общества как сложноорганизованной развивающейся системы:

  • Большое разнообразие различных социальных структур и подсистем.
  • Несводимость к людям, его составляющим: система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
  • Самодостаточность: способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
  • Динамичность, незавершённость и альтернативность развития.
  • Особый статус субъектов, определяющих развитие общества.
  • Непредсказуемость, нелинейность развития.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема ». Подсистема - промежуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Основные сферы жизни общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации)
Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Социальная Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Политическая Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Духовная Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Общество – это развивающаяся система. Слово «система» означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Классическим примером системного объекта в мире вещей служат часы. Они являются несомненной целостностью, но в то же время состоят из множества элементов - деталей, определенным образом связанных друг с другом и выполняющих свою функцию в работе данной вещи. На примере этой простейшей модели мы можем выявить некоторые свойства системного целого. Во-первых, оно имеет части; во-вторых, эти части имеют значение только в рамках целого (отдельная деталь часового механизма годится только на то, чтобы заменить такую же неисправную); в-третьих, все компоненты связаны определенным способом; в-четвертых, целое больше, чем сумма его частей. Поясним последнее положение. Представим, что мы разобрали часы и все детали сложили в кучку, ни одна из них не пропала (сумма целого сохранена), но целого - часов - нет. Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения.

Социальные институты

Одним из основных компонентов общества является социальный институт. Рассмотрим это понятие на примере такого института общества, как семья. Создание семьи - одна из фундаментальных потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение. Родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашнее хозяйство, занимаются детьми. Дети учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами - традициями, правом, моралью. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязанности супругов по отношению друг к другу, к детям; совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе обрядами.

Таким образом, социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения.

Помимо семьи, к основным институтам общества относятся государство, школа. Общественные институты существуют в политике, экономике, культуре. Они делают общество более устойчивым. Таким образом, наряду с элементами в устройстве общества различают более крупные компоненты, сами имеющие сложный составной характер, - общественные институты, а также сферы жизни общества. Выделяют экономическую, духовную, социальную и политическую сфер жизни общества. Социальные институты:

  • организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;
  • включают систему санкций - от правовых до морально-этических;
  • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Общество — это саморазвивающаяся система: с течением времени меняются социальные институты, образ жизни людей, совершенствуются технологии, усложняются формы общественного устройства, что свидетельствует о развитии общества, источники которого находятся в нем самом. Интенсивность, глубина изменений оценивались различно. Это развитие может быть эволюционным т.е. постепенным, либо революционным (отказ от старых систем и создание принципиально новых). Одной из очевидных закономерностей общественных изменений является возрастание их темпа. Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

  • производство материальных благ и услуг;
  • распределение продуктов труда (деятельности);
  • регламентация и управление деятельностью и поведением;
  • воспроизводство и социализация человека;
  • духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др. Часть общество ставят в противовес природе, однако они сильно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Общество и природа

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее. На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было.

По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

И сегодня человек остается преобразователем существующего мира, создателем, творцом нового. Этот созданный мир, получивший название «культура», по своему влиянию на жизнь людей не уступает воздействию природных факторов, именно поэтому культуру еще называют «второй природой». Понимание культуры как совокупности всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого , раскрывает это понятие в наиболее широком значении и наиболее полно соответствует первоначальному смыслу слова «культура». Есть и более узкие значения этого понятия. В частности, под культурой нередко понимают достижения человечества в духовной сфере жизни общества: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека. Общество невозможно вне культуры. Без нее мы бы не были людьми, а оставались лишь сообществом особей определенного вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей, накапливают и передают другим поколениям достижения культуры, создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс).


Лекция:


Понятие общества в узком и широком смыслах

На всех предыдущих уроках мы изучили одно из центральных терминов обществознания – человек. Далее перейдём к изучению понятия общества. Что такое общество? На этот вопрос люди отвечают по–разному. Одни говорят, что это группа людей, которых объединили общие интересы к чему-либо: к искусству, футболу, чтению книг и т.д. Другие утверждают, что общество – это исторический этап развития: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество и т.д. Третьи считают обществом всё человечество, включающее не только настоящие поколения людей, но и прошлые, и будущие. Четвёртые приводят в пример российское общество, французское общество, тем самым подчёркивая, что общество – это население страны. Все эти определения верны. Значит, общество – это понятие многогранное, многозначное. Выучить все существующие определения, конечно, невозможно. Поэтому предлагаю вам запомнить два определения общества в узком и широком смыслах.

  • В узком смысле под обществом следует понимать группу людей, объединённую общими интересами, целями и признаками.
  • В широком смысле общество – это часть мира, состоящая из многообразных форм объединения людей и способов их взаимодействия. (Формы объединения людей – это группы, а способы взаимодействия – это общественные отношения)

Общество, какое оно? Давайте дадим краткую характеристику основных черт общества.

    Во-первых, общество целостное, потому что состоит из элементов и подсистем.

    Во-вторых, динамичное, оно не стоит на месте, изменяется со временем.

    В-третьих, самоуправляемое и саморазвивающееся, если общество прекратит управлять самим собой, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность, то оно неизбежно разрушится.

Названные черты иллюстрируют качественную определенность общества, то есть его отличие от других систем, которое заключается в особой организации мира людей. Человек для реализации своих планов и желаний взаимодействует с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями, соседями. У каждого из которых есть свои интересы, планы и желания. Об этом нужно помнить всегда! Потому что, если действия одного человека будут противоречить интересам окружающих людей, он не сможет реализовать задуманного.


Система общества, её элементы и подсистемы

Общество – это система. Это понятие может показаться сложным для вас. Но разобраться в нём стоит. Что же такое система? В переводе с греческого это слово означает "целое, состоящее из частей". Человеческий организм – это система? Конечно, да. Это даже больше, чем просто система. Это система систем! Потому что организм человека состоит из известных вам элементов: сердечно– сосудистой, пищеварительной, скелетно–мышечной, нервной и других систем. Если человеческий организм в целом, это система, то перечисленные элементы являются для него подсистемами. В свою очередь, каждая из этих подсистем является системой других элементов, например, сердечно–сосудистая система включает в себя сердце, вены, артерии, капилляры.


Общество тоже не просто система, а система систем. Р ассмотрим из каких элементов состоит система общества. Учёные делят общество на четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждая из названных подсистем общества является системой для других элементов. Поэтому и говорят, что общество - это система систем (суперсистема). Мы подробно разберём каждую из этих сфер на следующих уроках. А на этом уроке кратко охарактеризуем каждую из них. Итак:

    Экономическая сфера – это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

    Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.

    Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).

    Духовная сфера – это сфера нематериального пространства – система, включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. Наиболее внимательный читатель обратил внимание на то, что в социальной сфере я уже называла образование. Тогда почему оно относится и к духовной сфере? В чём разница? А в том, что под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.

Ни одна из перечисленных сфер не является главной. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проиллюстрируем это на примерах:

1) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);

2) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);

3) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).

Общество, природа, культура


Из определения общества в широком смысле стало ясно, что общество является частью природы и тесно с ним связано. Природа – это естественная среда обитания общества. Она существует независимо от человека, а вот существование общества без природы невозможно. Общество взаимодействует с природой с самого своего зарождения. И это взаимодействие было и может быть гармоничным или конфликтным. Древний человек, обладавший мифологическим сознанием, ощущал своё единство с растениями, животными и природными явлениями. Он считал, что связан с природой родственными отношениями и очень бережно относился к ней. Такое отношение связано с тем, что на заре человеческой цивилизации человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа. Но со временем человек научился создавать орудия труда и производить необходимые для жизни блага. Постепенно общество стало обособляться от природы. Люди начали изменять естественную среду обитания для своих хозяйственных нужд: вырубать леса, осушать болота, орошать пустыни, разводить животных, строить дома. Так, обществом начал создаваться особый мир – культура – искусственная среда, называемая "второй природой". До перехода общества к индустриальному этапу развития негативное воздействие культуры на природу носило локальный характер и не было столь пагубным. Но с появлением и всё большим развитием промышленного производства эксплуатация природных ресурсов становилась настолько сильной и масштабной, что современное общество столкнулось с экологической проблемой. Это будет темой отдельного урока

    пример взаимосвязи сфер жизнедеятельности общества;

    пример отрицательного и положительного воздействия общества на природу;

    пример отрицательного и положительного воздействия природы на общество.

Loading...Loading...