Времени заключается в том. Настоящее Совершенное Время — Present Perfect Tense. Суммированный учет: основные правила

Состояние культуры и научный прогресс определяют восприятие времени человеком: аграрный культ породил мифологическую модель, согласно которой все повторяется по кругу, с развитием христианства человечество стало воспринимать время как драму, а открытие Второго закона термодинамики породило метафору стрелы. T&P поговорили с философом Вадимом Рудневым о том, почему время реальности и время текста двигаются в противоположном направлении, какая существует альтернатива стреле времени и почему Бог является культурной необходимостью.

Что такое энтропия? Что такое информация? И почему время реальности и время текста двигаются в противоположном направлении?

Где-то в 20-х годах XIX века был сформулирован Второй закон термодинамики. Он гласит, что есть величина, которая представляет собой уровень равновероятности системы, уровень хаоса, и эта величина в замкнутых системах с необратимостью увеличивается. Что это может означать на практике? Если в физической реальности произведено некое действие, то это означает, что его последствия необратимы. То есть, например, если вы пьете кофе и налили в него сливки, то кофе и сливки после этого уже никогда не разделятся.

На самом деле, это не совсем так. Людвиг Больцман, физик второй половины XIX века, в своих лекциях по теории газов переформулировал этот закон на вероятностном языке: сливки и кофе могут разделиться, но это очень маловероятно. Как он писал, вероятность этого равна тому, что в один момент все жители города покончат с собой. Самое печальное, что после того, как его концепция была подвергнута жестокой критике, он сам покончил с собой.

В середине XX века немецкий философ Ганс Рехенбах, один из участников Венского кружка, сформулировал следующее утверждение: необратимость естественнонаучного времени, или анизотропность, соответствует протеканию термодинамических процессов. То есть то, что время с точки зрения естественно-научной физики течет из прошлого в будущее, соответствует тому, что энтропия может только увеличиваться.

«Для меня как для лингвиста очень важно, что слова «начало» и «конец» одного корня. «Ко» - это приставка, а «нец» и «нач» - можно показать при помощи определенных законов фонетических изменений, что это один корень. А почему? А потому что эта стрела времени замыкается на саму себя. И там, где конец, там на самом деле начало».

Теперь что такое информация? Информация - это сущность, которая по абсолютной величине равна энтропии, но противоположна ей по вектору. Когда что-то происходит в реальности, и время движется в положительную сторону, то есть в сторону увеличения энтропии, то происходит антиинформативный процесс - нечто разрушается, распадается, превращается в равновероятный хаос. В концепции Юрия Михайловича Лотмана это соответствует тому, что он называл предсказуемостью, то есть когда есть некие процессы, которые мы можем примерно с равной вероятностью предсказать, то это как раз и есть отсутствие информации.

Логика моя была такая. Если в реальности, как ее понимали в XIX веке, энтропия увеличивается, в соответствии со вторым началом термодинамики (во всяком случае она имеет склонность увеличиваться), то в тексте, то есть в том, что используется как знаковая система, как речевая деятельность, как любое оперирование со знаками, происходит исчерпание энтропии. Это кажется таким странным софизмом, потому что мы привыкли представлять время в виде чего-то пространственного, мы привыкли представлять его в виде прямого луча, в виде стрелы.

Откуда взялась эта метафора? Она была всегда?

Стрела времени - это метафора Артура Эдингтона, одного из популяризаторов общей теории относительности. Но никто не доказал, что время - это действительно нечто похожее на стрелу. Слово «направление» применительно ко времени имеет некий метафорический смысл. Поэтому положительное направление, отрицательное направление - мы можем представить это себе просто как переменный ток: горит - не горит - горит - не горит. И на самом деле в том, что мы называем культурой, происходит именно это: мы одновременно живем в режиме увеличения энтропии, то есть мы движемся к смерти, но одновременно, поскольку мы что-то друг другу говорим, пытаемся друг друга понять, пытаемся что-то друг другу сообщить, мы пытаемся обобщить в каких-то абстрактных системах наши идеи, все это ведет к некоему исчерпанию энтропии в мире.

Идея бессмертия, как она заложена в культуре, заключается в том, чтобы все время при помощи возрастания непредсказуемой и интересной информации эту энтропию глушить. То есть, как сказал Морис Николл, ученик Гурджиева, Успенского и Юнга, - для того, чтобы достичь некоторого культурного бессмертия, нужно жить против жизни. Чем менее человек физиологичен, тем более он настроен на исчерпание энтропии и увеличение информации.

На самом деле, это очень сложный вопрос. С одной стороны, человек не хочет умирать: «Все умрут, а я останусь». С другой стороны, по Гегелю, осознание своей смерти свойственно только одному виду на Земле, а именно - человеку. Более того, Гегель писал в «Феноменологии духа», а Александр Кожев подчеркивал в своих лекциях, человек должен идею смерти не просто понять, но и принять. Но я в своих последних размышлениях отказываюсь принимать идею смерти. И я считаю, что мы должны все-таки двигаться в информативном режиме по направлению к преодолению энтропии.

Это сложно не только представить, но и сформулировать - движение в противоположных направлениях текста и реальности. Какую бы вы метафору использовали для описания течения времени?

Давайте тогда подойдем к делу с другой стороны. Я всю весну и часть лета писал книгу «Новая модель времени». Что такое новая модель времени? Это синтез четырех существующих моделей времени.

Первая модель времени - мифологическая. Она представляет собой вовсе не стрелу, она представляет собой круг. Это значит, в сущности говоря, что после смерти человек воскресает. И жизнь его начинается сначала. Таким природным обоснованием и первоначалом такого подхода к времени является представление об аграрном культе. Как написано в Евангелии от Иоанна: «Истинно, истинно говорю, что если падшее в землю зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». То есть сама возможность смерти подразумевает дальнейшее возрождение. Отсюда, видимо, в большинстве религий культ умирающего и воскресающего Бога. Это прежде всего Дионис - культ, который воспроизводился в мистериях, и это наш Иисус Христос. Тут сразу вспоминается роман «Мастер и Маргарита», когда Михаил Александрович Берлиоз с ученым видом объяснял Ивану Бездомному, почему Бога нет: «Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет Бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…» То есть, по его примитивной логике, совершенно нечему удивляться: христиане придумали такой миф, потому что это универсальный миф о том, что каждая сущность имеет свой конец, который превращается в начало.

Для меня, как для лингвиста, очень важно, что слова «начало» и «конец» одного корня. «Ко» - это как бы некая приставка, «нец»-«нач» - можно показать при помощи определенных законов фонетических изменений, что это один корень. А почему? А потому что эта стрела времени замыкается на саму себя. И там, где конец, там на самом деле начало.

Вторая модель связана с христианством.

Да. Вторую модель я называю эсхатологической, она развивается активно около 2 000 лет. То есть с того времени, когда начал проповедовать Иисус. Впервые об этом всерьез заговорил Святой Августин в книге «О граде Божием» и в книге «Исповеди». Его идея заключается в том, что вся история человечества с момента творения человека представляет собой драму. Здесь мы возвращаемся, и не случайно, к тому, с чего мы начали. Вся история реальности, с точки зрения Августина, представляет собой текст. И поэтому неслучайно Юрий Михайлович Лотман называл Августина основателем семиотики.

«Согласно эсхатологической модели времени, время является драмой, текстом и все, что происходит, предопределено с самого начала. Потому что, когда мы раскрываем любой текст, роман или теорию относительности, можно ведь заглянуть на последнюю страницу - все уже написано. Как говорил Дмитрий Александрович Пригов, все, что написано, написано на небесах. И в этом смысле получается, что если мы придерживаемся эсхатологической модели времени, то жить и действовать вообще бессмысленно».

Как всякая драма, историческая драма имеет свое начало, свою кульминацию и свою развязку. Экспозиция, скажем так, исторической драмы - творение, когда Бог создал людей. Ее завязкой стало грехопадение. Тот же Морис Николл, человек, которого я считаю своим заочным учителем, он говорил, что в любом священном писании, будь то еврейское, христианское, мусульманское, ни одно слово, ни одно предложение нельзя понимать буквально. И поэтому будем делать оговорку, будем принимать это во внимание. Тем не менее, почему в Ветхом завете именно грехопадение стало завязкой исторической драмы? Потому что грехопадение означает начало течения времени. До грехопадения никакого времени не было, потому что не было идеи смерти. Рай - это ахронное место, там времени вообще нет, там все происходит в вечности, то есть в нашем физическом смысле - не происходит вообще.

Что произошло во время грехопадения? Какая в сущности там была история? Бог сказал: «Со всех плодов ешьте, а с древа познания Добра и Зла ни в коем случае!» И было некое животное - Змей, которое сказало: «Попробуйте». Что произошло, когда они откусили этих плодов? Мы их потом стали называть яблоками, по аналогии с яблоком Ньютона, Елены Троянской и так далее. Они увидели, что они нагие. Произошло некое разделение в смысле Делеза, или различение, в смысле Деррида. То есть, в сущности, они поняли, что они неполны.

Чтобы понять, что что-то меняется и время течет, нужно понять, что человек не является некой полнотой, что другой человек - это тоже некая целостность, которая, на самом деле, таковой целостностью не является. То есть существует Другой, и этот Другой за тобой следит и наблюдает, и он не такой, как ты, и в его шкуру влезть очень трудно. Невозможно или очень трудно понять, что он думает, и для того, чтобы понять, что он думает, необходима такая штука, как человеческий язык. Я думаю, что до грехопадения у первых людей языка не было, потому что не о чем было говорить. Язык нужен тогда, когда что-то не в порядке. И я думаю, что это познание добра и зла, познание, что хорошо и что плохо, это различение или разделение и есть обретение языка.

А что такое обретение человеческого языка? Самое важное в человеческом языке, что слова не похожи на то, что они означают: что слово «телефон» не похоже на телефон, что слово «стаканчик» не похоже на стаканчик. В 1997 году английский психиатр Тимоти Кроу написал статью «Является ли шизофрения платой за использование человеком конвенционального языка?» Смысл ее в том, что в тот момент, когда произошло расподобление означающего и означаемого, произошла поломка, генная мутация, и в человека попал некий шизофренический ген, который, в сущности, сделал человека не похожим на все другие виды. То есть человек разумный - это одновременно человек безумный. Потому что, когда человек пользуется словами, которые не похожи на то, что они означают, это, в общем, и означает раскол, это означает нечто шизофреническое. Именно в такой парадоксальной форме и зародилось человеческое мышление, зародился человек. Именно это вложил в человека змей-дьявол.

То есть, в сущности, это персонаж, который дал людям знание о том, что они разные. И эта разность, разность потенциалов, если переходить на язык физики, является тем, что сдвинуло с мертвой точки эту райскую ахронность. И поскольку люди поняли, что они разные, то значит - не целостные. Раз не целостные, то значит ущербные. Раз ущербные, то они когда-нибудь закончатся. Именно в этот момент появилась идея смерти. Это была завязка поступательной модели времени, которая называется эсхатологической. Человек понял, что он смертный. Бог в наказание за то, что они его не послушались, сказал: «Теперь вы будете рожать в муках детей и будете сами умирать».

Возвращаясь к идеям Блаженного Августина. Что, собственно говоря, произошло дальше, что было развязкой этой исторической драмы? Развязкой была история Иисуса Христа. Произошла странная, парадоксальная вещь. Бог послал своего Сына для того, чтобы Он нас спас. В сущности это означает, что Он показал, что смерти нельзя бояться, потому что ее на самом деле нет. Честно говоря, эта формула меня совершенно не удовлетворяет. Я согласен с Ницше, что Христос был единственным христианином и что потом все пошло совершенно вразнос. Он сказал примерно следующее: «То, что вам раньше казалось правильным, то, что завещал Ветхий завет и пророки, что надо просто делать, как велят, то есть автоматическое повторение правил и норм - это еще не означает быть человеком».

Для того, чтобы быть человеком, нужно произвести с собой то, что в Новом завете названо словом «метанойя». Этот термин означает не покаяние, он означает изменение ума. То есть, в сущности, это переход на другой психологический уровень, это переход на уровень того, что Гуджиев называет самовоспоминанием. Это самая простая и самая сложная вещь на свете. Нужно помнить все время себя. Это очень трудно объяснить. Самая простая метафора, то, что я знаю от Николла, это то, что нужно жить против жизни. То есть нужно жить в информативном направлении времени. Нужно не подчиняться своей физиологии. Нужно все время помнить, что ты принадлежишь к какой-то культурной общности. Если мыслить в терминах психоанализа, то у каждого из нас есть малое зеркало - индивидуальное бессознательное, и большое зеркало - коллективное бессознательное, и мы все время смотримся в них, и из одного черпаем другое.

«Самое важное в человеческом языке, что слова не похожи на то, что они означают, что слово «телефон» не похоже на телефон, что слово «стаканчик» не похоже на стаканчик. В 1997 году английский психиатр Тимоти Кроу написал статью «Является ли шизофрения платой за использование человеком конвенционального языка?» Смысл ее в том, что в тот момент, когда произошло расподобление означающего и означаемого, произошла поломка, генная мутация, и в человека попал некий шизофренический ген, который, в сущности, сделал человека не похожим на все другие виды. То есть человек разумный - это одновременно человек безумный».

Согласно эсхатологической модели времени, время является драмой, текстом и все, что происходит, предопределено с самого начала. Потому что, когда мы раскрываем любой текст, роман или теорию относительности, можно ведь заглянуть на последнюю страницу - все уже написано. Как говорил Дмитрий Александрович Пригов, все, что написано, написано на небесах. И в этом смысле получается, что если мы придерживаемся эсхатологической модели времени, то жить и действовать вообще бессмысленно. А зачем? Если все уже произошло и так. В этом смысле и смерти бояться нечего. А какой смысл ее боятся, если книга моей жизни уже написана?

А когда появилась третья модель?

По-моему, это 1827 год, Сади Карно, французский инженер, написал книгу «Размышления о движущей силе огня». В этой книге было сформулировано второе начало термодинамики. Что было получено в результате открытия второго начала термодинамики? Никакого бессмертия нет. Все мы к чертовой матери помрем - надеяться не на что. Появляется позитивизм, который пришел на смену романтизму.

В той системе, которая появилась после второго начала термодинамики, люди осознали смерть. Я, к сожалению, не владею до такой степени историей физики, чтобы понять, что происходило в этой дисциплине, почему этот новый закон был открыт именно тогда. Но в плане истории культуры мне совершенно ясно, что человеку надоело чувствовать себя бессмертным. Потому что бессмертие - это такая вещь, от которой очень устают. Но и атеистом быть очень трудно, надо большое мужество, чтобы человек культуры стал атеистом и сказал: «Я не знаю, что такое Бог, на самом деле мы все умрем», и надо иметь мужество принять смерть, как сказал Гегель.

Но почему произошел кризис романтизма? Произошло то, что человек попытался встать на гибельный путь. Возможно, мы этот путь придумали потом, задним числом, как говорил Фрейд. Это наиболее подробно описал Жижек в книге «Возвышенный объект идеологии». Человек стал говорить, что пусть даже он умрет, но пока он жив, он хозяин всему. Эта установка, интенция, которая свойственна тому очень недолгому периоду, когда господствовала энтропийная модель времени. Условно говоря, с 40-х годов XIX века в течение 50 лет человек продержался этого состоянии квазипозитивизма.

Но что значит - второе начало термодинамики? Что значит - время движется в необратимом направлении? Ведь, на самом деле, Ганс Рейхенбах говорил совершенно не об этом. Он говорил о том, что лишь большинство термодинамических процессов, ансамбль термодинамических процессов представляет собой в плане энтропии временную анизотропность. Потому что самое главное, что никаких замкнутых систем не существует. Что такое замкнутая система? Это полная абстракция. И вообще, эта так называемая физика - это полная абстракция, совершенно не соответствующая здравому смыслу.

У нас был семинар Профессональной психотерапевтической лиги (по второй специальности я психолог), мы разбирали Первый закон Ньютона: тело находится в покое или движется прямолинейно, пока на него не действует никакая сила. Но это же абсурд! Что значит находится в покое или движется прямолинейно? Либо оно находится в покое, либо оно движется. Я этого не понимаю. И мы пришли к выводу, что этот закон - схизис, следствие шизофрении Ньютона. Это, кстати, было зафиксировано в документах, он был полностью безумен. То есть мы живем по физике с точки зрения человека, который был сумасшедшим. И это так и есть.

И второе начало термодинамики тоже совершенно ничему не соответствует. Эйнштейн говорил, что мир одновременно конечен и бесконечен и доказать ни того, ни другого нельзя. Полный абсурд! И это было очень быстро понято уже в конце XIX века. То есть произошло два разветвления квазипозивитистской мысли, которые я называю реэсхатологизацией и ремифологизацией. То есть, соответственно, возврат к более надежным, старым и мобильным концепциям времени. Например, Тейяр де Шарден, будучи одновременно биологом и теологом, синтезировал креационизм и дарвинизм. Он говорил, что человечество движется к определенной цели, и что этой целью является так называемая точка Омега, которая представит собой не конец человечества, а начало. То есть мы придем к такому состоянию вещей, когда уже не будет отдельных людей, а будет некое общее человечество. Если перефразировать это на современном языке, будет некий огромный интернет, который представит собой культуру будущего.

«Человек в измененном состоянии сознания, наиболее простым эквивалентом которого являются сновидения, может передвигаться по времени, как по пространству. Наиболее важное открытие Джона Уильяма Данна состоит в том, что время многомерно, и оно настолько многомерно, сколько есть наблюдателей».

Ремифологизация - процесс более простой, он начался прямо сразу в начале XIX века, что выразилось, в частности, в таком направлении, как неомифологизм. Неомифологизм - это термин, который был впервые употреблен замечательным российским ученым Елеазаром Моисеевичем Мелетинским в книге «Поэтика мифа», которая вышла, когда я учился на первом курсе, в 75-м году. Неомифологизмом он называет такие культурные построения, которые, в частности, выражены у Джойса. Мы имеем некую историю передвижений Леопольда Блума, когда он встречаются со Стивеном Дедалом, и вся эта история накладывается на странствия Одиссея. И странствия Одиссея являются неким декодирующим устройством, в соответствии с которым эта простая, обыденная история приобретает значение какого-то вселенского масштаба.

Осталась последняя, четвертая модель времени.

Последняя известная мне модель времени в культуре - это модель времени Джона Уильяма Данна. Он жил в начале XX века и опубликовал четыре книги. Первая вышла в 1920 году, она называется «Эксперимент со временем» (она есть в русском переводе), вторая вышла в 1930-м, она называется «Серийный универсум», потом «Новое бессмертие» и последняя книга называется «Ничто не умирает». Что он предложил? Все началось с того, что он стал замечать, что некоторые его сновидения сбываются. Но это было всегда, всегда говорили, что есть пророческие сны, начиная с Ветхого Завета: фараону приснилось 7 тучных коров, 7 худых коров… И всегда были толкования сновидений. И он стал их отслеживать и пришел к следующему выводу: человек в измененном состоянии сознания, наиболее простым эквивалентом которого являются сновидения, может передвигаться по времени, как по пространству. Наиболее важное открытие Джона Уильяма Данна состоит в том, что время многомерно, и оно настолько многомерно, сколько есть наблюдателей.

Он приводит такую притчу. Некоего художника держали в сумасшедшем доме, справедливо или нет - неизвестно. Он бежал из сумасшедшего дома и решил написать на картине полную модель мироздания. Он вышел на открытую местность, поставил мольберт, встал перед ним и стал рисовать все, что видел. Он нарисовал картину, но ему казалось, что чего-то не хватает. Он долго думал, чего не хватает, и понял, что не хватает его самого, который рисует эту картину. Он попросил деревенского мальчишку позировать, отодвинул мольберт и стал рисовать себя, рисующего эту картину. То есть появилась некая серия: одно в другом, зеркало в зеркале. Когда он это нарисовал, то понял, что ему опять чего-то не хватает. Ему не хватало себя, рисующего себя, рисующего картину. Он опять отодвинул мольберт и нарисовал так. И так до бесконечности. И пределом этой бесконечности является опять-таки Бог, никуда от него не денешься. Можно в него верить, можно в него не верить. Но тем не менее, мы приходим к тому, что это некая культурная необходимость. Это может быть глупо, как угодно, но мы ничего с этим поделать не можем. То есть реальность, она слоиста или серийна, как говорит Данн. Этих временных хвостов столько, сколько есть наблюдателей. И поскольку во сне мы как бы наблюдаем сами за собой, поэтому эти измерения множатся.

И вторая притча - это уже то, что обнаружил я сам. Несмотря на то, что Данн в узкой научной среде был непопулярен (хотя я узнал это имя из книги по философии времени), он очень повлиял на гуманитарных мыслителей, в частности, на Борхеса. И у Борхеса есть даже эссе того времени «Джон Уильям Данн». Так вот у Борхеса есть очень странный, непопулярный рассказ, который называется «Другой». Он был опубликован один раз в очень маленькой книжке в 1983 году в «Библиотеке иностранной литературы» и с тех пор почему-то не переиздавался.

«Мы имеем некую историю передвижений Леопольда Блума, когда он встречаются со Стивеном Дедалом, и вся эта история накладывается на странствия Одиссея. И странствия Одиссея являются неким декодирующим устройством, в соответствии с которым эта простая, обыденная история приобретает значение какого-то вселенского масштаба».

Рассказ следующий. Старик Борхес сидит в парке и встречает какого-то молодого человека, который садится рядом. Борхес уже слепой. И он каким-то образом, по голосу юноши понимает, что это он сам в прошлом. Молодой Борхес поначалу ему не верит, говорит, что этого не может быть. Тогда Борхес начинает рассказывать ему про свою мать, про своих родственников и так далее. В конце-концов юноша все-таки ему верит, уходит и оставляет ему монетку. Но странно, что не происходит временного парадокса. В принципе, если следовать концепции стрелы времени, то старый Борхес должен помнить о том, как он встретил себя старого в молодости. Но для старого Борхеса было полной неожиданностью, когда он встретил себя молодого. Что же произошло? Я тогда считал и сейчас так же считаю, что можно это интерпретировать, только используя серийную концепцию времени Джона Уильяма Данна, которую Борхес знал и, видимо, бессознательно использовал.

Интерпретация очень простая. Молодой Борхес во сне, в измененном состоянии сознания перемещается в будущее и встречает там самого себя в старости, но когда он просыпается, он забывает свой сон, и поэтому, дожив до старости и встретив самого себя молодого, он не помнит, что когда-то, будучи молодым, он встретил себя в старости. Вот такая очень интересная и, по-моему, очень продуктивная модель времени.

Она заключается в том, что можно передвигаться во времени как в пространстве?

В измененном состоянии сознания. То есть если ты во сне, если ты безумный…

Но это не иллюзия, не галлюцинации?

Знаете, я недавно читал лекцию на эту тему. Ко мне подошла девушка и сказала: «Вы можете объяснить мне такой феномен? Я видела, как стрелки часов движутся назад». Я сказал: «Да, я могу объяснить этот феномен. Вы читали книгу Джона Уильяма Данна «Эксперимент со временем»?» Девушка сказала: «Нет, не читала». «А вы почитайте», - сказал я. Она записала и ушла. Ко мне сразу подошли мои ученики и сказали: «Ну, ты что, не понимаешь, она обдолбанная, она принимает наркоту». Я сказал: «А я все это воспринял всерьез и смог ей объяснить». Иллюзия это? А черт ее знает!

Начало изучения иностранного языка — самое сложное время, потому что сразу приходится погружаться в абсолютно новую для себя среду. Незнакомая лексика, непривычный строй предложения и грамматические трудности — все это наваливается на новичков непосильным грузом. Для успешного продвижения в своем обучении, нужно суметь подобрать правильный подход к занятиям и найти проводников, облегчающих понимание грамматических конструкций. А сделать это совсем нетрудно, особенно если воспользоваться полезными советами от нашего сайта. Итак, сегодня мы расскажем о том, как определить время в английском языке быстро и легко. Для этого нам понадобится немного внимания к предложению, небольшой запас слов и желание совершенствовать свой английский. Начнем!

Разновидности времен и как определить время в английском языке с помощью маркеров

Как и в русской речи, в английском можно обнаружить три группы времен: будущее, настоящее и прошедшее . Но, вся сложность заключается в том, что англичане разделили их на дополнительные подгруппы, имеющие узкую направленность и значение. Кратко разберем возможные аспекты времени в английском языке и узнаем, какие подсказки по их использованию могут скрывать в себе предложения.

Simple (Indefinite)

Общее назначение группы – выражение простых, единичных или регулярных действий. К этой категории относятся будничные действия и фактические события, которые уже произошли (Past), происходят (Present) или произойдут в будущем (Future). Если задаться вопросом, как определить простое время в английском языке, то можно обнаружить, что зачастую ему сопутствуют показатели времени, выраженные обстоятельствами. По ним легко понять, какую грамматическую конструкцию следует употребить. Рассмотрим примеры предложений на английском и найдем эти указатели.

  • They usually work out in the gym 3 times a week – Они обычно тренируются в тренажерном зале три раза в неделю (указывает на регулярность).
  • I was at the club last night – Прошлой ночью я был в клубе (одиночное действие с указателем на прошедшее время).
  • Pupils will have tests every two weeks – Каждые две недели у учеников будут тесты (периодичность действия в будущем).

Как видно из примеров, обстоятельства времени подсказывают, в какую форму следует поставить сказуемое. Подобные слова можно встретить во всех временах, и пусть некоторые из них могут использоваться в нескольких разных категориях, все равно такие спутники являются хорошим подспорьем для начинающих. Таблица, данная ниже, содержит еще несколько примеров обстоятельств.

Simple Tenses
Past Present Future
yesterday – вчера; always – всегда; tomorrow – завтра;
the day before yesterday – позавчера; usually, generally – обычно, в целом; the day after tomorrow – послезавтра;
ago – давно; ever, never – когда-либо, никогда; in the near future – в ближайшем будущем;
last (day, week, month and etc.) – прошлый (день, неделя, месяц и т.п.); every (day, week, month and etc.) – каждый (день, неделя, месяц и т.п.); next (day, week, month and etc.) – следующий (день, неделя, месяц и т.п.);
the other day – в другой день, на днях; from time to time, sometimes, regularly, now and then – время от времени, иногда, регулярно, временами (то и дело); one of these days – в один из дней, на днях;
The accident happened the day before yesterday .

Авария произошла позавчера.

He read this novel many years ago .

Он читал этот роман много лет назад.

I met my friend yesterday .

Я встретил вчера своего друга.

From time to time I run in the mornings.

Время от времени я бегаю по утрам.

She usually cleans her room on Saturdays.

Она обычно убирает свою комнату по субботам.

We write letters every day .

Мы пишем письма каждый день .

She will help me next time .

Она поможет мне в следующий раз.

They will visit her the day after tomorrow .

Они навестят ее послезавтра.

I will buy this book one of these days .

Я куплю эту книгу на днях .

Обратите внимание, что для выражения «на днях » существуют разные формы будущего и прошлого времени, и они не являются взаимозаменяемыми! Каждое выражение можно использовать только в своей категории.

Continuous (Progressive)

Продолженные времена в английском языке обозначают процессы проведения еще не оконченных действий. Иными словами то, чем говорящий был занят/занимается/будет занят в конкретный отрезок времени.

  • At that moment her boyfriend was repairing his car when she called him – В тот момент ее парень чинил свою машину, когда она позвонила ему.
  • We will be watching the Second Channel at 4 o’clock tomorrow Мы будем смотреть Второй канал завтра в 4 часа дня.
  • Jack is playing computer games now – Джек играет сейчас в компьютерные игры.

С таким специфичным значением, данный аспект мало с чем можно спутать. Но, если все же у вас возникают какие-либо вопросы и затруднения, то правильно распознавать эту категорию вам поможет таблица обстоятельств.

Continuous Tenses

Past Present Future
then, when – тогда, когда (с придаточными предложениями); yesterday – вчера; now , right now – сейчас, прямо сейчас; next day/week/month, in a week – следующий день/неделю/месяц, через неделю; tomorrow – завтра.
at…o’clock, at that moment – в такое-то время, в тот момент; at the moment, at present – в данный момент, в настоящий момент; at this time – в это время;
whole, all the time/day/month/week and etc. – целый, все время, весь день/месяц/неделю и т.д.;
while…, still, from…to/till – в то время, как; все еще, с…по;
constantly, always (в негативном значении) – постоянно, всегда;
Yesterday, she was learning English verb tenses the whole day .

Вчера она целый день учила времена глагола в английском языке .

We were watching a basketball match at 8 o’clock .

В 8 часов мы смотрели баскетбольный матч.

My ex-husband was constantly talking about his job.

Мой бывший муж постоянно рассказывал о своей работе.

He is constantly singing this song!

Он постоянно поет эту песню!

I’m reading the newspaper now .

Сейчас я читаю эту газету.

She is painting a new picture at present .

В данный момент она рисует новую картину.

At this time tomorrow I will be flying to Italy.

Завтра в это время я буду лететь в Италию.

In a week she will be celebrating her birthday.

Через неделю она будет отмечать свой день рождения.

Как видно, маркеры для разных времен в английском языке могут совпадать. Поэтому необходимо внимательно следить не только за обстоятельствами каждого времени, но и за общим контекстом предложения.

Perfect

В отличие от простого прошедшего, задача перфекта – передать завершенность действия и показать очередность событий. Перфектную конструкцию получает та часть предложения, события которой завершились ранее наступления других действий или момента времени.

  • My daughter has married and she’s very happy! – Моя дочь вышла замуж, и она счастлива!
  • She had cooked breakfast and was playing computer games – Она приготовила завтрак и играла в компьютерные игры.

Обстоятельственные различия в том, какое время следует употреблять, поможет найти верный помощник – наша таблица.

Perfect Tenses
Past Present Future
for…years/days/hours, by – в течение лет, дней, часов; к…; already, just – уже, только что; before – до того, как; прежде чем;
already, before, yet – уже, до, еще; ever, never, always – когда-либо; никогда; всегда;
scarcely…when, no sooner…than – едва…как; не успел…как; not …yet – еще нет; for… — в течение минут, часов, дней, лет и т.п.
союз when (в придаточных) – когда, then – тогда; for a long time – в течение долгого времени;
after – после; until, since – до тех пор, с тех пор; by – к какому-либо моменту, часу, дню и т.п.
I went to bed after I had called everybody.

Я пошел спать после того, как позвонил всем .

She had already sent this message when boss came.

Он уже отправила это сообщение, когда пришел начальник.

We have already bought the schoolbooks.

Мы уже купили эти учебники.

He has never heard about this TV show.

Он никогда не слышал об этом ТВ-шоу.

I will have done the task by Monday .

Я выполню эту задачу к понедельнику.

We will have written the card before our grandparents arrive.

Мы напишем открытку до того, как приедут наши бабушка и дедушка.

Обратите внимание, указанный порядок слов может отличаться, если в предложении используются конструкции со scarcely…when, no sooner…than. Scarcely had we entered the room , when the wind closed the door – Едва мы зашли в комнату, как ветер захлопнул дверь .

Perfect Continuous (Progressive)

Последний аспект английской системы времен. Конструкция указывает на процесс действий, совершавшихся параллельно другим, уже законченным событиям или временным рамкам, и способных совершаться еще какое-либо время. Также перфектные продолженные времена употребляют для выражения недавно законченных действий, связанных с текущим результатом.

  • Brother had been waiting for his friends for 30 minutes already when he got a message: they had got into a traffic jam – Брат ждал своих друзей уже 30 минут, когда он получил сообщение о том, что они попали в пробку.
  • I had been writing these exercises for 45 minutes when my father came and helped me – Я писала эти упражнения уже 45 минут, когда пришел мой отец и помог мне.

С определением этой грамматической группы начинающим помогает ряд вспомогательных выражений, практически идентичный словам, используемым в английских конструкциях простого перфекта.

Perfect Continuous Tenses
Past Present Future
  • for – в течение времени;
  • all day long – весь прошедший день;
  • since – с тех пор;
  • by the time – к тому времени;
  • before – прежде чем.
We had been living in this city for 3 years when we moved to another district.

Мы жили в этом городе уже 3 года, когда переехали в другой район.

Nick had been watching this series before it was shown on television.

Ник смотрел этот сериал до того, как его показали по телевидению.

My sister has been learning to drive a motorbike for a week already.

Моя сестра уже неделю учится водить мотоцикл.

We have been discussing this problem since 12 o’clock , but we can’t decide anything yet.

Мы обсуждали эту проблему с 12 часов, но пока еще не смогли ничего решить.

By the time I will come home, he will have been playing tennis for 2 hours.

К тому времени, как я приду домой, он будет играть в теннис уже 2 часа.

She will have been painting the picture for 2 days before I see it

Она будет рисовать эту картину еще два дня, прежде чем я увижу ее.

Итак, с помощью этих небольших словечек мы теперь знаем, как определить любое возможное время в английском. Осталось их заучить, или распечатать табличный материал и пользоваться им при выполнении практических заданий. Успехов!

Величайший парадокс нашего времени заключается в том, что все люди движутся в общем-то неизвестном для них направлении. Эзотерики считают, что движущим началом человеческой жизни является любовь - стремление не быть одному, стремление к воссоединению с тем, что находится вне тебя, желание объединиться с кем-то или с чем-то. Но глубоко запрятанная в подсознании программа жажды любви в нашей суетной жизни вырождается в ряд совершенно бессмысленных, бестолковых, не соответствующих высокому человеческому назначению программ. Люди любят кошельки, удобства, титулы - люди ищут спасения в малом, оставляя в забвении Высоты и Вершины!

Сколь бы странно это ни звучало, но здоровье в его предельно широком понимании представляет собой великую ценность. Можно даже сказать - единственную ценность человеческой жизни. Ибо без здоровья, без покоя и гармонии в самом себе ничто другое ценности не имеет. Разумеется, речь идет не просто о здоровье физиологических систем, мы говорим о здоровье как о полноценном гармоничном бытии индивидуума, во всех его измерениях и аспектах.

Как ни странно, истинная эротика начинается с любви к самому себе. Любовь к собственному телу - залог бережного отношения к «одежде», в которую облечен наш дух. Любовь к собственным мыслям и переживаниям - это залог аккуратного и уважительного отношения к ним, залог ответственности за все произносимое и мыслимое.

В «великом гимне» двадцатого века сказано: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой!» Здоровье представляет собой великую ценность - но даром нам ее никто не предоставит. Эту ценность нужно добывать, вырубать, выкапывать, выплавлять и беречь. Эта ценность не воспринимается как таковая в сегодняшнем обществе. Необходимо последовательно заниматься собственным здоровьем, не быть бременем для окружающих, не взваливать на них собственные огрехи и недоработки.

Не вчера сказано - «Береги честь смолоду». Честь, чистота - синонимы здоровья. А здоровье есть результат неустанного самосовершенствования. Ибо лишь регулярные усилия, труд и усердие «промывают» каналы организма, обновляют резервы мощи, столь необходимые для поддержания иммунитета. Будни засевают в нас шлак - сор обид, отходы конфликтов, мусор недовольства собой и миром, и для того, чтобы переплавить всю эту (в общем-то ценную) руду, поставляемую нем бесплатно Жизнью, мы обязаны позаботиться о собственном здоровье и возжечь пламя самоактивности.

Здоровье представляется нам стратегической целевой программой , подразумевающей не только проект результата, но и детальное расписание действий. На эти действия самооздоровления необходимо сознательно и планомерно выделять силы и время - в продолжение дня, недели, месяца и года. Необходимо сдвинуть весь спектр привычек и стереотипов, определяющих наш образ жизни, необходимо регулярно очищать установки собственного подсознания, бдить над собою, бодрствовать и трудиться. Опыт релаксации, опыт молитвы, опыт очищений и питаний - все это должно накапливаться ежечасно. Такова единственно возможная нравственная позиция культурного человека . Ведь невнимание к собственному здоровью - это безнравственное самопопустительство в отношении к ближним и обществу в целом, это попросту дикость и невежество, которое рано или поздно кристаллизуется в болезнь,

Да, практика здоровья требует особо высокой сознательности и серьезных знаний, синтез которых и порождает грамотные действия. Раньше всему этому учили деды и бабушки. Сегодня, в безбожную технократическую эпоху, мы должны сами постигать азы «искусства быть здоровым». Понять, чтобы суметь. Обрести связь с Господом, вынести Свет из глубин собственной души, научиться питаться силами Благодати.

Это очень трудно, точнее, весьма непривычно, - не «избавляться от болезни», но в поту добывать силу здоровья, изо дня в день накапливая чистые и светлые энергии радости и удовлетворения. Это позитивная формулировка: «Не бежать от болезни, но стремиться к здоровью». И главное препятствие на пути кроется в нашем собственном внутреннем пораженчестве, в неверии в собственные силы и Высокую Поддержку. И Природа, и Господь жаждут помочь! Нужно только захотеть, довериться, распахнуться - и с благодарностью принять сужденные токи - на радость себе и миру. Особенно помогает на этом пути внимательное отслеживание тех реальных преимуществ, которые дарует человеку движение к здоровью.

Здоровье - это ценность, это капитал. И необходима стратегически надежная установка на его обретение. Всегда есть что исправить к лучшему. Подлинно здоровых людей на планете мало, хотя большинство из них «практически здорово». Но ведь качество жизни определяется не столько внешними, сколько внутренними, психодуховными мерилами. Все болезни цивилизаций - это болезни бескультурья, хорошо скрываемой бессовестности и с трудом осознаваемой безответственности. Если представить человека как машину, движущуюся по рельсам своей миссии, то становится понятным, что элементарный неуход за механизмом резко снижает КПД нашей деятельности. Это как плохо ухоженный паровоз - и дров горит слишком много, и обидно за непомерно изнашивающийся механизм, и досадно за безвинно опаздывающих пассажиров...

Актуальность этой задачи? Непомерна! Следует лишь осознать стратегию обретения новой ценности - здоровья. Разрешимость? Если есть вопрос - всегда есть ответ, нужно только организовать реальный проект достижения цели. Действия? Это дело техники, следствие безоговорочного принятия решения: «Я хочу быть здоровым, потому что я просто хочу быть!» Быть, а не казаться! Быть, а не просто иметь! Бытийствовать, а не прозябать и тащиться в хвосте эволюции!

Наша душа - это вокзал. И каждый проходящий через нас конфликт, каждый случай, каждое недоразумение оставляет свою пылинку, оставляет в нас след хаоса. Попробуйте-ка месяц не подметать вокзал - и Вы ужаснетесь полученному результату.

Культура здоровья - это непрестанное сражение с хаосом в самом себе. Психотравмы, психотравмочки, психотравмищи. Наш организм должен стать бастионом, сознательно - а не сонно! - охраняемым. Необходимо непрестанно восстанавливать мир и покой, не допускать черных чувств и злобных мыслей, которые то и дело высекаются при столкновении кремня нашей души с кресалом повседневности. Не спать - бодрствовать над собой! И, затрачивая малое время на заботу о самом себе, выигрывать годы, даже десятилетия полноценной, красивой, высококультурной жизни.

Необходимо каждодневное очищение организма от ядов, продуцируемых негативными переживаниями и дурными мыслями. Необходимо каждодневное духовное усилие - усилие, питаемое верой, надеждой и любовью. Необходимо непрестанное осознавание первостепенного значения ума и воли в деле обретения здоровья души, а значит, и тела.

В эпоху «холодной войны» нам внушали, что в США все только и делают, что пьют виски и курят сигары - оказалось, они занимаются бегом и пьют экологически чистые соки. Оказалось, что их любимый девиз - «сделай себя сам!» И дело не в диетах и даже не в качестве носимой одежды. Проблема сокрыта в творческом отношении к созиданию самого себя и в ответственности за себя перед Богом.

Из-за невежества и лени мы забыли, что есть подлинное здоровье, мы грустим и печалимся, сожалеем и жалуемся, даже не задумываясь над тем, что недостаток здоровья отнимает у нас львиную долю наших возможностей. Ведь недаром писано: «Обустроение тела есть дело Божие, ибо тело каждого есть храм духа Господнего». Здоровье - это условие раскрытия всех наших потенциалов, всех наших позитивных личностных качеств. И если мы действительно многого хотим от нашего собственного текущего земного существования - хотим и творческих результатов, и уникального опыта, и высоких наслаждений, - мы просто обязаны быть здоровыми!

Это нелегко, ибо души людские разлагает страх и сомнение. Но необоримо могущественны вера в успех и надежда на исцеление! Исцеление - это труд души и тела, это ответственность в служении миру, частицами которого мы являемся. Исцеление - это самоосуществление и самовыковывание.

Здоровье - наиважнейшая из человеческих ценностей, ибо от обладания ею целиком и полностью зависит все остальное - и любовь, и карьера, и творчество. И эту ценность невозможно купить ни за какие деньги, и ею нельзя запастись раз и навсегда. Ее нужно регулярно зарабатывать собственным трудом - трудом непростым и непрерывным, ибо только благодаря здоровью человек способен достичь воистину великой цели - реализации всех своих творческих потенциалов и Живой Связи с энергиями Бытия. И путь каждого заболевшего человека к здоровью начинается с главного - с пробуждения души, с воспламенения в ней жажды быть здоровым во что бы то ни стало . Помните загадку К.С. Станиславского - «Что делает птица перед тем, как полететь?» Расправить крылья - это второе. Первое, что нужно сделать птице, - это решиться на полет и набрать полную грудь воздуха - воздуха Веры, Любви и Надежды!

Как же самооздоравливаться? Вера - это реальная сила. Надежда - это живая мощь. Любовь - всепроникающая светоносная волна, которая реальнее и могущественнее любых преград. Очень важно понять, что здоровье - это этика, и не нужно призывать к этому собственный организм - нужно объяснить ему это, нужно войти в диалог с собственным телом - и силой собственного убеждения доказать всем клеточкам своего организма то, что попросту необходимо любить ближних, хранить чистоту, трудиться в поте лица и радоваться всему, что приносит настоящий день.

Посвященные всех времен и народов поэтически именовали исцеление «обращением к Свету»: «Врач занимается лишь тем, что переводит своего клиента на сторону Сил Света через границу уныния и сомнения, разобщает его с хаосом и восстанавливает связь с небесами».

Сколь бы ни было велико засилие материалистического технократизма в развитых странах мира, все же в последние годы получила мощный импульс развития так называемая бихевиористская медицина. Это синоним психомедицины - искусство использовать психические силы пациента для исцеления его тела. Только в США на сегодняшний день действует более 400 центров обучения этому новому искусству - искусству ухода за душой: «Ухаживая за телом, мы исцеляем дух, но обратное действие естественнее и надежнее» (Джоан Борисенко). В настоящее время в авангарде бихевиористской медицины находится Нью-Йоркский Институт Улучшения Здоровья, возглавляемый Айленом Гроуолдом. Специалисты, работающие в рамках этой обширной лечебно-исследовательской структуры, к настоящему времени добились фантастических успехов в освобождении пациентов от герпеса, бронхиальной астмы, всякого рода аллергий, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни и мигрени.

Вот как определяет деятельность Института Улучшения Здоровья его руководитель А.Гроуолд: «Наша цель - вовлечь больного в процесс лечения. Когда сидишь в кабинете врача и пассивно выслушиваешь его предписания, попросту невозможно ощущать себя полноправным участником борьбы с болезнью. Такое ощущение особенно часто возникает, когда задаешь медику вопросы о побочном действии прописанных им лекарств или об альтернативах избранному курсу лечения. Однако вовлечение больного в процесс излечения подразумевает нечто большее. Участник лечения - это не просто проинформированный потребитель медицинских услуг. Это человек, способный применять новые методы эффективного контроля сознания над физиологией с тем, чтобы активно способствовать процессу своего лечения».

Самооздоровление - это нравственная позиция, это не просто совокупность действий, но именно духовный выбор. Ведь только беспомощность сводит людей в могилу. Для того, чтобы жить, необходима душевная стойкость, находчивость и жизнелюбие. Только эти высокие переживания оказываются ключом к разрешению проблемы болезни. Только в этом высоком торжественном состоянии можно находить пути проецирования проектационной активности сознания на собственное тело.

Целитель с пациентом обсуждает самое тайное, самое интимное, приглашает его к осознанию и пониманию того, что происходит с ним. Без этого нельзя сохранить контроль над собственной жизнью: не примирившись с реальностью, пациент оказывается во власти страха. Лишь примиряясь с мыслью о необходимости временного сосуществования с болезнью, пациент научается отсеивать ненужное и брать с собой действительно важное и ценное. Он учится изменять то, что можно изменить - и спокойно принимает то, что до поры до времени неподвластно коррекции.

Бихевиористские врачеватели понимают, что умонастроение радикально влияет на все болезни. Они знают, что сам по себе эмоциональный настрой оказывает колоссальное стимулирующее воздействие на системы неспецифической защиты организма от патогенных факторов среды. Изменяется психодуховное состояние - изменяется качественный состав внутренней среды организма. Исправление же это неизменно включает силы самоорганизации, избавляющие тело от любых болезней. Конечно, надо умело отбирать своих пациентов - пациентов, готовых сражаться за жизнь, людей, в которых можно пробудить яростное сопротивление болезни. Нужно возродить в них умение наслаждаться, умение радоваться и любить собственное неповторимое бытие.

В конце концов, психология должна взять верх над зоологичностью современного врачевания. Обучение искусству контроля над своим организмом - это обучение сознательному сотрудничеству с потоком своей жизни. Необходимо дать человеку перспективы и независимость. Нужно обучить его приемам борьбы с недугом и утончить понимание всего с ним происходящего. В конце концов, человек должен почувствовать себя хозяином положения и совершить исцеление самостоятельно. К примеру, настрои доктора Сытина - это вовсе не наркотик, но приведение в порядок души и ее смыслов, восстановление живой структуры внутреннего мира. Вспомним Библию: «Вера твоя спасла тебя». Акт веры психоэнергетически целителен. Запечатанные в недрах нашего организма сокровища сокрыты в каждом из нас. Нужно лишь вернуть их к жизни, пробудить и привести в действие.

Мы хотим, чтобы наши дети были здоровы, а сами кричим и топаем на них ногами, оставляя в забвении реальность психоэнергетической связи родителя с ребенком. Ни один инженер не подойдет к незнакомому устройству без предварительного тщательного изучения инструкции по эксплуатации. А вот об «инструкциях к человеку» никто даже не упоминает. А ведь нашему организму нужна своего рода смазка и чистка, нужна бережная эксплуатация, необходимо внимание к высшим управляющим системам - к психике, то есть к этике.

Духовное здоровье складывается из тщательного соблюдения Божьих Заповедей, из стремления вписаться в Мироздание, в человечество и в себя самого и из жажды духовности, т.е. устремленности к высшему качеству жизни, к переживанию единства с миром.

Всем, кто стремится к подлинному здоровью, необходимо понять главное: дух человеческий, питаемый духом Господним, способен преодолеть любые преграды и достичь любой разумно поставленной цели! Зажгите в доме свою свечу, помыслите о сердечных пламенах тех, кто близок Вам, кто Вам родственен по духу - и пусть Земля наша станет единым храмом, в котором днем и ночью миллионы сердец будут пылать надеждой и верой в любви и молитве. Собственно, это и есть Медицина Эзотерическая - романтическая, духовная, космически торжественная. Исцеление - синоним устремленного к счастью творчества духа. Все наши святые, все пророки и отцы говорили об одном и том же - мы сами (и только мы сами!) можем и должны перенастроить себя к лучшему и более чистому. И только тогда мы будем достойны воистину здоровой жизни. Из-за глупостей и ошибок, страха перед жизнью и неверия в себя мы соборно впали в нищету душевную , после чего в нашу жизнь пришла и бедность, и боль, и болезнь. Главное заблуждение нашего времени заключается в том, что все считают - счастье и здоровье всецело зависят от реальности окружающего и внешних событий. Нет - и еще раз нет! Во все века, на всех континентах святые и пророки, наставники и учителя вещали об обратном: дух человеческий управляет всем, только нужно понять это и взяться за дело .

Возможно, не все так просто, как оно изложено на бумаге, ибо всякое исцеление есть подвиг и акт личного героизма. Но давайте искать и надеяться, давайте пытаться и пробовать жить лучше: «Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись» (Жан де Лабрюйер).

И последнее. Рене Декарт написал: «Я мыслю - следовательно, я существую». Но ведь мыслит и чувствует все то, что существует - все сущее мыслит и самое себя, и окружение. И в этой способности к мысли о себе самом - к мысли творческой, преобразующей, гармонизирующей - сокрыта величайшая из Тайн Природы. Господь наделил все многоразличные элементы своего Творения беспредельным потенциалом разума и любви, ибо Он не мог лишить своего Творения того, что является его собственной сутью и природой. Признание за человеком, являющегося частью Космоса и отражением Совершенств Божиих, права и возможности на адекватное мышление и свободу воли, неизменно влечет за собой признание духосодержательности сущего . Одухотворено все то, что есть, все то, что существует в мире тварном. Осознание факта всепроникающей духовности пробуждает в сердце уважение к сущему и заботу обо всем, что находится вне личных пределов. Так рождается искусство самооздоровления - искусство заботы о том, что не есть ты сам, но что связано с тобой и тебе даровано как поручение.

http://www.aquarun.ru/med/eh/eh_8.html

Введение

Актуальность к исследованию мыслительных процессов в управленческой деятельности (УД) определяется моим интересом к исследованию психологической особенности УД. Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что объектом воздействия являются люди, личности. Такой предмет характеризуется высоким уровнем сложности в управлении, и требует от руководителя большой умственной работы, а, значит, особую роль здесь играют мыслительные процессы.

Целью работы является изучение мыслительных процессов в индивидуальной деятельности определенного человека.

Наиболее важное место в деятельности руководителя занимает мышление.

Мышление не только результат, но и предпосылка практической деятельности, развития, приращения и использования знаний, непременное условие и предпосылка изменения действительности, изменения объективных условий жизни и тем самым всех способностей человека

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс обобщенного опосредованного отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях. Мышление формируется и функционирует на основе данных чувственного познания (ощущения, восприятия), но далеко выходит за их пределы.

Основные свойства мышления: неразрывная связь с речью, социальный характер, обобщенность, опосредованность, проблемность.

Мышление как процесс осуществляется посредством системы основных операций.

Основные операции мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, сравнения, категоризация и др.

Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, свойств, элементов, связей и отношений.

Обобщение - это установление и выделение в объектах их сходных существенных признаков, а так же их объединение в группы на основе общих свойств.

Абстрагирование - это мысленное отвлечение от определенных свойств объекта, как правило, не существенных и выделение в нем наиболее значимых его сторон.

Конкретизация - это операция перехода от общего к частному, применение общих знаний по отношению к частным, конкретным случаям и ситуациям.

Сравнение есть установление сходства и различия сопоставляемых объектов.

Основные формымышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие представляет собой способ оформления и обозначения мысли, в котором отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Суждение - это отражение и фиксация связей и отношений между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками, а также оценочного отношения к ним человека.

Умозаключение - это связь между понятиями и суждениями, в результате которой из одной или нескольких посылок человек получает новое суждение - следствие, вывод, т.е. новое для него знание.

Мышление, имея целенаправленный характер, развертывается от начальной неопределенности условий и способов поведения к поиску, а затем - нахождению «ответа» - пониманию ситуации, внесению в нее определенности, получению нового знания, нахождению и выработке способов ее преодоления.

Первый, исходный этап мыслительного процесса - это возникновение проблемной ситуации, ее осознание человеком и представление им этой ситуации как задачи.

Второй этап - это собственно мыслительный поиск, направленный на анализ, осмысление, разрешение задачи.

Третий этап - это нахождение принципа решения, возникновение ключевой идеи, способствующей на- хождению решения.

Четвертый этап - конкретизация и детализация общего решения и его реализация в поведении. Все эти общие положения, раскрывающие психологическое содержание мышления, составляют основу для определения его специфики в деятельности руководителя.

Эти общие положения раскрывают психологическое содер­жание мышления и составляют основу для определения его специфики в деятельности руководителя.

Одна из самых революционных концепций, о которых мы узнали в 20-м веке, заключается в том, что время не является универсальной величиной - оно относительно. Скорость его хода полностью зависит от вашей скорости и ускорения в любой конкретный момент.

Но как время может идти одновременно быстрее и медленнее? - Как объясняется в одном из последних эпизодов MinutePhysics, чем больше вы двигаетесь, тем более замедляется темп времени. И речь идет не о нашем восприятии времени, а о скорости реального времени, которое, например, замедляют в экспериментах с помощью ускорения таких частиц, как мюоны и фотоны.

В теории относительности Эйнштейна замедление времени описывается как разница во времени между двумя событиями, измеренная наблюдателями, которые движутся относительно друг друга - в одну сторону или в разные, в зависимости от их приближения к гравитационной массе. В принципе, оно гласит, что чем быстрее мы идем, тем больше влияем на время. Но если время так относительно, как мы предполагаем, это может показаться противоречивым.

Представьте, если двое из нас движутся по пустому пространству в противоположных направлениях, а потом вдруг проходят мимо друг друга.

«С моей точки зрения кажется, что ты движешься, и, соответственно время должно идти медленнее для тебя. Но с твоей точки зрения двигаюсь я, так что время должно замедлиться для меня,» - говорится в ролике.

Посмотри на жирафа. Его высота 3 метра. И высота твоего жирафа для тебя тоже будет 3 метра. Однако поскольку ты повернут по отношению ко мне, для тебя высота моего жирафа будет только 2 метра. Я также повернут по отношению к тебе, и для меня высота твоего жирафа будет 2 метра. Таким образом, каждый думает, что другой определяет свою дистанцию как более длинную, но в этом нет противоречия. Это говорит только о том, что мы поворачиваем высоту и ширину относительно друг к друга.

Со временем происходит похоже: когда вы изменяете скорость, вы поворачиваете направление времени. Выглядит это так: если каждую пройденную секунду я двигаюсь налево, тогда время будет двигаться вправо и наоборот (см.видео, 1:24). Соответственно, когда на моих часах пройдет 3 секунды, я намеряю только 2 секунды на твоих. А когда 3 секунды пройдет на твоих часах, ты насчитаешь только 2 секунды у меня. Получается, каждый думает, что второй измеряет дистанцию времени у другого как более короткую, и здесь снова нет противоречия. Это лишь говорит о том, как ведет себя время, когда его поворачивают, и это влияет не только на отрывок времени, но и на наше понятие «одного и того же времени».

Loading...Loading...