«Катастрофические трансформации»: к чему пришли российские наука и образование. Проблемы образования и науки в России и стратегия на ХХI век

«Пять причин, по которым не следует становиться профессором», - так называется опубликованная в соцсетях заметка Веры Афанасьевой, вызвавшая широкий резонанс в среде преподавательского сообщества. После скандала к автору пришли с проверкой из управления по борьбе с экономическими преступлениями. Семь вопросов об этой ситуации мы задали Вере Афанасьевой.

1. Почему вы решили написать эту заметку и выложить в открытом доступе?

Я постоянно что-то пишу в Фейсбуке или в блоге на сайте информагентства «Взгляд-инфо». Заметку я написала в январе, когда в СГУ началась очередная бесполезная кампания по переписыванию документов. Это настолько надоело, что молчать было невозможно, поэтому все изложила в блоге.

2. Вы ожидали, что после публикации к вам придет следователь с проверкой?

Такого не предполагала. Для меня это был литературный пустячок. Но газета «Московский комсомолец в Саратове» увидела в нем что-то связанное с коррупцией в СГУ. Газета обратилась с запросом в прокуратуру. Следователь у меня и у проректоров пытался выяснить, какие именно нарушения мною описаны. Я думаю, их цель - обвинить меня в клевете. Обещали провести лингвистическую экспертизу. На мой взгляд, все это абсурд.

3. Вы не боитесь потерять работу из-за этой истории?

Я вообще ничего не боюсь, когда речь идет о моих интересах. Но терять мне есть что - профессорство. Если бы не было общественного резонанса, мои дни в университете были бы уже сочтены. Руководители - люди умные. Их репрессии не последуют сразу. Но через полтора года я могу не пройти конкурс переизбрания на должность, который проходит у преподавателей раз в пять лет.

4. Ваше эссе повлияло на позицию других преподавателей?

Мы создали в Фейсбуке сообщество «Проблемы образования и науки». Туда входят образованные и неравнодушные люди, которые собираются создать проект усовершенствования системы образования России. Коллеги по СГУ туда не вступили.

5. Плохие студенты - это упущение преподавателей?

Низкий уровень студентов - общая тенденция. Во многом это связано с системой ЕГЭ, которая формирует фрагментарное мышление. А еще с тем, что большинство студентов приходит в вуз не за образованием, а за дипломом. В чем-то есть и вина преподавателей. У меня каждую неделю семь лекций, к каждой надо готовиться. А я бумаги пишу.

6. Вы пишете, что преподаватели боятся вольнодумства, которое претит идеологической цензуре. Какая идеология у российского образования?

Идеология такая - начальник всегда прав. Это связано со старением преподавательского состава. У нас либо молодые преподаватели, которые зависят от начальства. Либо пенсионеры, которые по советской системе помнят, к чему приводит вольнодумство.

7. Вы также упоминаете, что высшее образование подчинено церковным канонам. Как проявляется влияние РПЦ?

Я вижу агрессию со стороны РПЦ в отношении образования. У нас на кафедре теологии и религиоведения часто проводят совместные с епархией конференции. И мне бывает страшно иногда заходить туда без платочка на голове и юбки в пол. У меня были ситуации, когда я снимала доклады на конференции, потому что такая аудитория могла принять в штыки мою речь. А то, что на территории университета, где работают и учатся люди разных национальностей и религий, построен православный храм - это просто неэтично.

Из заметки Веры Афанасьевой:

«Нынешний профессор пребывает в постоянном страхе. Он боится начальства (все, кто не боялся, давно вылетели прочь). Он боится потерять работу, а вместе с ней и возможность заниматься наукой, ведь современная наука — дело коллективное. Он боится своего природного вольнодумства, которое претит вузовскому руководству, партийным нормам, идеологической цензуре, патриотическим установкам (немцем, немцем был Кант, хотя и жил в Калининграде!), церковным канонам, скудоумию стоящих над ним чиновников. Он боится развязного и невежественного, плюющего на него с высокой колокольни студента. Он боится не смочь, не доделать, не угодить, бездарно умереть от усталости во время очередной никчемной канцелярской кампании. И себя боится, боится того, что рано или поздно вспомнит великие нравственные принципы и идеалы научного познания и пошлет всех своих мучителей и надзирателей так, как это умеют делать только российские профессора. А еще больше боится того, что никогда не сделает этого».

В последнее время приобретают популярность всевозможные рейтинги сайтов, предоставляющих информацию об актуальных для ученых возможностях. А, вместе с тем, молодежь, вовлеченная в науку, нередко бывает настолько загруженной, что времени для полноценного серфинга в поисках гранта или конференции у нее совсем не хватает. А вот от просмотра ленты в социальных сетях отказаться трудно…

Все чаще мы наблюдаем, что львиную долю информации о стажировках, летних школах и вакансиях, ровно как и новостей в образовании и науке, человек получает, не выходя из Facebook. Вы можете обвинить этих людей в чрезмерной ленности, но факт остается фактом: большинство платформ научной коммуникации стараются иметь свои представительские группы в социальных сетях.

Сегодня попытаемся собрать воедино группы и публичные страниы в Facebook, актуальные для молодых ученых.

Коллекторы возможностей:

У этой публичной страницы почти 16,5 тыс подписчиков. Расчитана она не только на ученых, верней не столько на ученых, сколько на студентов, тех, кто ищет возможности получить бесплатное образование, либо на молодых специалистов, нарабатывающих резюме. Тем не менее, здесь можно найти предложения и для постдоков, и для аспирантов, а еще множество летних школ.

На странице много юмора о современной системе образования, проблемах трудоустройства, этнических стереотипах и прочее. Стараются администраторы порадовать своих подписчиков и всякими жизненными полезностями – так называемыми лайфхаками.

Эта страница, по сути, является представительством украинской краудфандинговой платформы https://biggggidea.com . Количество ее подписчиков также уже зашкаливает за 16 тыс. Здесь вы можете найти актуальную информацию о языковых курсах, тренингах, фасилитациях, лекториях, конкурсах и пр.

Таргетинговая аудитория сайта и группы гораздо шире, нежели просто ученые. Эта платформа расчитана на молодых, активных и интеллектуальных людей, занимающихся самообразованием. Но и полезные научные и научно-популярные мероприятия здесь освещаются. Используйте и выбирайте.

Это, пожалуй, самая масштабная и самая известная на сегодня программа академической мобильности. И публичная страница в Facebook у Erasmus Plus+ также достаточно многочисленная (свыше 15 тыс. подписчиков).

Здесь можно найти новости программы, советы аппликантам, истории успеха и описания жизни стипендиатов в Европе.

В числе подписчиков этого сообщества – более 6 тыс. чел. Как следует из названия, публичная страница расчитана, снова таки, на активную урбанизированную молодежь (условно называемую «хипстерами»), однако, здесь можно найти и предложения с интересными курсами или конкурсами для ученых не в возрасте и не «при больших погонах». Приятная особенность платформы – здесь часто находят партнеров для реализаии проектов социальной направленности.

Как вы уже догадались, сообщество посвящено кратковременным научным и околонаучным мероприятиям. Также в группе много занятных мотивирующих картинок. Почи пятитысячник!

Сообщество насчитывает почти 4 тыс. чел. Спектр мероприятий, охватываемых группой, достаточно широк – от тусовок молодых лидеров до стажировки в Верховной Раде, от конкурса журналистов и блоггеров до летней школы по гендерным студиям. Не все будет интересно ученым, и не все, освещаемое в группе, является наукой, но подыскать здесь можно многое.

Да, да, у нашего сайта тоже есть своя публичная страница, которая динамично развивается. Недавно она достигла отметки в 2000 подписчиков. Здесь собирается информация, ориентированная преимущественно на научное сообщество (гранты, вакансии, конферении) а также статьи проблемного характера об образовании и науке, их перспективах и негативных тенденциях в развитии. Мы также дублируем наш дайджест на этой странице. Присоединяйтесь!

Представительство одноименного сайта в Facebook. И сайт, и страница достаточно молоды, но подают весьма неплохие надежды. Количество подписчиков приближается к первому числу с тремя нолями. Следует отметить, что команда сайта хорошо мониторит зарубежные «коллекторы» возможностей и качественно переводит информацию из зарубежных ресурсов.

Страница является репрезентантом сайта https://confoznauko.wordpress.com/ . Достаточно амбициозный львовский проект. Среди его подписчиков на Facebook уже более 500 чел. Проект расчитан на гуманитариев. Его контент, освещающий гранты, конкурсы, конференции и научный лекторий, отличается оригинальностью. В своей научной жизни использую и коллегам советую.

Проект был создан студенткой-энтузиасткой Ириной Самченко, которая сама полмира объездила по различным международным образовательным инициативам. Ира попросту захотела делиться накопленным опытом и за это ей спасибо. Здесь только те возможности, куда реально попасть, даже новичку, даже без идеального английского. К сожалению, в последнее время активность на странице невысока (сказывается занятость Ирины, ведь беззаботное студенчество уже позади). Но о своем детище она не забывает напрочь, иногда радуя весьма полезным контентом, который в других местах днем с огнем не сыщещь.

Дискуссионные клубы:

Группа представляет одноименный проект Юрия Халавки в социальных сетях, однако в последнее время жизнь группы куда более разнообразна и полна, чем жизнь сайта. Бесспорный лидер «дискуссионных клубов» как по количеству участников (почти 5000 человек), так и по интенсивности полилога. Практически ни одна проблемная статья, ни один законопроект и ни одна реформа в отрасли образования и науки не остаются вне внимания участников сообщества. Хотя накал дискуссии бывает довольно высок.

Количество участников группы – чуть более 650 чел. В сообществе идет живое обсуждение не только вопросов реформирования высшей школы, но и среднего образования. К нему присоединилось много обеспокоенных качеством знаний родителей школьников. Не смотря на это, группа не теряет актуальности для научного окружения (как известно, решение проблемы, необходимо искать в ее корне). Среди участников – много преподавателей вузов.
ВНО и миссия университетов, финансирование образования и профессиональный выбор ребенка – вот далеко не полный перечень вопросов, обсуждаемых здесь.

Группа стартовала буквально несколько недель назад и на сегодня может похвастать довольно репрезентативным составом в 302 участника (среди них хватает людей с именем в научном сообществе, перед многими из которых я готова склонить виртуальную голову). Ее цель – объединение украинских ученых вне зависимости от существующих между ними в силу жизненных обстоятельств границ.

У группы довольно жесткие правила: «Щоб стати членом, вам треба засвідчити, що ви є науковець, афілійований з науково-дослідним або навчальним закладом» (каким образом осуществляется экспертиза подлинности свидетельств в горизонтальном мире соиальных сетей для меня остается загадкой).

Не менее требовательны основатели и к качеству публикуемого материала – исключительно стратегия развития украинской науки и образования. За неподчинение этике группы грозит исключение из ее лав. Очевидно, в силу этого, число публикующихся невелико. Лично я не рискнула…

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Loading...Loading...