Подготовка ребенка к школе в домашних условиях. Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра? Тест «Рисуем школу»

Когда ребенок заканчивает детское дошкольное учреждение очень важно, чтобы он приобрел достаточный багаж знаний для перехода на ступень выше. А что делать, если он вообще не посещал детский сад? В этом случае нужно очень постараться, чтобы он знал все необходимое. В классе много учеников, подготовка которых находится на различном уровне.

Если ребенок будет отставать от остальных в классе, то недопонимание им материала накапливается, и случай становится все более и более запущенным. Учителя, в основном, работают на среднего и хорошего ученика, а с неуспевающими очень часто никто не занимается. Именно для этого необходимы тщательные ежедневные занятия дома.

В первый класс

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Чтобы подготовка к 1 классу прошла успешно, родителям необходимо понимать, что в первую очередь маленького человека нужно подготовить к общему восприятию нового пространства и знаний. Прежде всего обратить внимание на выработку таких качеств как любознательность, инициативность, активность, хороший кругозор.

Очень важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания. В школе никто не будет за ним смотреть так, как дома. Ему придется самому одеваться, завязывать шнурки, собирать и разбирать портфель.

Успех ребенка при обучении на ступени начальной школы во многом зависит от того, на каком уровне находится его умственное развитие. Чем более он развит, тем легче будет восприниматься поставленная задача.

Для поступления в начальную школу будущий ученик должен знать следующее:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • данные родителей (имя, фамилия, отчество);
  • кем работают его родители;
  • адрес и телефон дома, в котором проживает;
  • город и страну, в которой находится;
  • дни недели, названия месяцев, времен года, отличительные признаки пор года;
  • названия животных;
  • названия деревьев и растений;
  • ягоды, фрукты, овощи;
  • как называется одежда, которую он носит;
  • простые геометрические фигуры.

На заметку! Занятия с ребенком дома должны проводиться по определенной программе, которая подготавливается с учетом всех требований, предъявляемых к уровню обученности.

В грамматике нужно уметь отличать звуки и буквы, согласные и гласные, называть требуемую букву в начале и в конце слова, делить на слоги и подбирать слова по представленной букве.

Чтобы успешно усваивать школьную программу, нужно привить ребенку соответствующие навыки:

  • правильно держать ручку;
  • вести непрерывную линию;
  • не отрывая руки от бумаги, обводить контур рисунка;
  • уметь дорисовывать симметричную часть рисунка;
  • копировать геометрические фигуры.

Важно! Для успешного усвоения школьной программы ребенок должен обладать обязательными первоначальными навыками.

Необходимые умения и навыки

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Применение различных методик

Программа подготовки ребенка к школе в домашних условиях

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях за лето перед поступлением в первый класс должна содержать упражнения и задания, которые всесторонне развивают маленькую личность. Программа развития в обязательном порядке должна содержать занятия по математике, правописанию, чтению, творческие упражнения. Также каждый родитель может онлайн получить консультацию специалиста.

Занятия по математике для малышей

Не зря математику считают царицей наук. Она очень хорошо развивает логическое мышление и образное представление. Именно поэтому, различного рода математические представления необходимо начать формировать с раннего детства. Очень полезными считаются упражнения с листком бумаги в клетку. Малышу можно предложить обвести несколько клеток, дорисовать их необходимое число внизу или вверху основной фигуры, подсчитать количество зарисованных и подобные задания.

Также следует включать задания по счету предметов, находить в ряду недостающее число, элементарные навыки сложения и вычитания. На примерах рассматривать основные геометрические фигуры, которые малыш должен научиться находить и называть самостоятельно.

Как научить ребенка писать

Обучение письму рекомендуется начинать с начертания печатных букв. Ребенку объясняется, как правильно они получаются. Тренируясь с ручкой или карандашом, малыш развивает мелкую моторику пальчиков, которые учатся правильно держать предмет письма, правильно сидеть.

Важно! Занятие не должно длиться более 15 минут. После чего нужно провести небольшую физическую разминку. Пропись, с помощью которой ребенок будет тренировать руку, можно самостоятельно распечатать.

Обучение дошкольников чтению

Очень важно, чтобы обучение проводилось в игровой форме, которая наиболее доступна малышу в раннем возрасте. Прежде чем начать строить слова, нужно изучить буквы. Они представляются в форме легко запоминающихся образов. Проводятся упражнения по развитию фонематического слуха. И только после проведения таких манипуляций происходит обучение складыванию букв в слоги.

Творческие занятия

Кроме основных занятий по подготовке к первому классу задания на дому должны содержать творческую составляющую. Необходимо приобщать ребенка к красоте. Развивать его психику. Этому способствует проведение совместных игр на природе, лепка пластилином или природными материалами, различные упражнения со шнуровкой и мелкими деталями. Также важно, чтобы ребенок проявлял творческую инициативу и что-то мастерил своими руками. Задача родителей при этом обеспечить малыша всеми необходимыми материалами.

На заметку! Такого рода занятия можно сопровождать презентациями по соответствующим темам.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Психологическая составляющая пособия, как подготовить ребенка к 1 классу играет очень важное значение. В нее входит несколько компонентов, среди которых выделяются следующие: волевая, личностная, интеллектуальная. Готовность силы воли ребенка необходима для того, чтобы он смог выполнять разнообразные задания, представленные на уроке. Малыш будет должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

Вторая составляющая характеризуется тем, что у малыша появляется новая социальная роль, которую он должен правильно воспринимать. Родители должны сформировать у него такие качества личности, которые помогут ему легко входить в контакт с одноклассниками и учителями. Развитие интеллектуальных способностей влияет на то, в какой степени будет усваиваться материал, представленный во время занятий.

Психологическое равновесие

Вопросы здоровья и школа

В 1 класс не должны противоречить требованиям ЗОЖ. При проведении занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок имел правильное положение, держал спину ровно, и книга находилась на положенном расстоянии при чтении. Время, которое отводится на один урок, должно строго регламентироваться.

Выбор методики, как готовить малыша в шесть лет, зависит только от самих родителей. Однако, если мать и отец не имеют соответствующей подготовки по психологии, то лучше всего доверить это занятие специалистам.

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе

Время чтения 7 минут

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно - это один из основных вопросов, который волнует родителей будущих школьников. Зачастую родители обращаются за помощью в этой проблеме к преподавателям учебных центров, они переживают о том, чтобы их ребенок без проблем поступил в учебное заведение.

При поступлении в выбранное учебное заведение, необходимо заранее ознакомиться с перечнем предъявляемых требований, чтобы не создавать в начале обучения стрессовую ситуацию. Ведь не редки случаи, когда еще на этапе подготовительных занятий родители пребывают в состоянии стресса. Только ознакомление с требованиями учебного заведения поможет родителям определить уровень подготовки их ребенка и поможет узнать, готов ли он к поступлению в школу вообще.

Часто подготовку детей к школе родители неоправданно возлагают на дошкольные учреждения, считая, что это обязанность профессиональных педагогов. Но на практике знаний, получаемых детьми в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно для перехода на следующую стадию обучения. Исходя из этого, родители должны задуматься о том, как правильно подготовить ребенка к школе самостоятельно, без привлечения других лиц.

Готовим ребенка к школе: 7 основных пунктов

Многие родители не уверены в собственных силах и считают, что подготовить ребенка к школе самостоятельно не смогут из-за отсутствия должного педагогического образования. Но эти страхи безосновательны, так как в настоящее время магазины пестрят многочисленными пособиями, в которых подробно рассказано, как подготовить ребенка к школе самостоятельно, описаны методы, с помощью которых ребенок достигнет тех или иных знаний и приобретет необходимые навыки (счет, чтение, письмо).

1. Базовые навыки

Обучение чтению, самостоятельное изучение букв и алфавита.

Изучение букв . В процессе изучения букв родители могут обращаться к всевозможным дидактическим материалам: кубикам, магнитному алфавиту, карточкам с изображением букв и др. В занятиях по изучению букв важна регулярность и последовательность проведения, тогда детям запомнить буквы будет не сложно.

Главное правильно начинать новое занятие, повторяя и закрепляя сначала ранее изученную тему, только потом приступая к изучению новой. Наиболее благоприятный возраст для изучения букв – 3-4 года. Дети в этом возрасте легко схватывают и запоминают информацию.

Несомненно, в возрасте двух лет дети так же легко смогут запомнить и показать изученную букву, но если систематически не проводить с ними занятий по закреплению, эти навыки быстро забудутся. Поэтому следует задуматься, нужно ли требовать запоминания алфавита от двухлетнего малыша.

Развитие речи и осваивание навыков связного чтения . На данном этапе необходимо прибегнуть к помощи букваря, он с легкостью объяснит ребенку, каким образом звуки соединяются в слоги, поможет научить его читать по слогам.

2. Пособия-помощники: буквари и альбомы по развитию речи

Сегодня можно выделить несколько проверенных методик, получивших широкое распространение. Среди них: логопедический букварь Косиновой Е.М., букварь Жуковой Н.С., букварь Бахтиной Е.Н. Все эти методики отличаются друг от друга, что дает возможность родителям выбрать наиболее подходящую для самостоятельной подготовки ребенка к школе.

Заниматься с детьми можно так же, используя следующие пособия: «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В. Батяевой и «Альбом по развитию речи» В.С. Володиной. Данные альбомы отличаются от множества других системным подходом к развитию навыка связной речи, так же в них можно встретить задания с логопедическим уклоном, что значительно облегчит процесс обучения детям, имеющим логопедические проблемы.

Результат:

Основными требованиями, предъявляемыми учебными заведениями являются умение читать по слогам, способность находить и выделять слоги в словах, умение считать количество звуков в слове. Так же будущий первоклассник должен уметь отличать гласные звуки от согласных и обладать навыками связной речи, т.е. мог описать несколькими простыми предложениями изображение на картинке, а так же уметь пересказывать маленькие простые тексты, сохраняя их суть.

3. Знакомство с основами счета, выполнение элементарных математических операций

Дети младшего школьного возраста (6-7 лет) должны уверенно считать до 10, понимая при этом категорию исчисляемости, а не механически повторяя цифровой ряд. Существуют специальные упражнения, помогающие детям анализировать состав числа. Эти упражнения являются основой обучения ребенка счету. То есть ребенок должен понимать, что в состав цифры 2 входит 1 и 1, а 5- это сумма 2 и 3 и т.д. В помощь к процессу усвоения этих знаний приходят наглядные пособия, поддающиеся легкому пересчету. К таким пособиям относятся кубики, шарики и любые другие геометрические фигуры или элементы конструктора. Главное требование к пособию - одинаковая форма, размер и цвет. Руководствуясь таким пособием достаточно просто демонстрировать детям суть простейших математических операций – сложения и вычитания.


4. Помощники родителей по обучению ребенка математике

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе самостоятельно необходимо понимать, что выбираемые пособия должны быть максимально понятны самому родителю, в них должно быть понятно описано, каким образом проводится то или иное занятие. Такие пособия должны включать как теоретический материал, так и дидактическую наглядность.

Хорошим подспорьем при изучении математики является следующее пособие: «Игралочка. Математика для детей», разработанное Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой. В зависимости от возрастной периодизации оно подразделяется на несколько частей: от 3 до 4 лет, от 4 до 5, от 5 до 6, от 6 до 7. К каждой части разработана методическая тетрадь, включающая в себя задания. Таким образом, данное пособие охватывает все математическое образование будущего первоклассника.

Результат:

Дошкольник легко может посчитать от 1 до 10, быстро и правильно определяет место числа в числовом ряду (6 следует после 5, или до цифры 8), решает простые задачи, которые составлены на основе операций сложения и вычитания цифр от 1 до 10.

Процесс подготовки к письму. Процесс обучения письму начнется непосредственно в школе, но будет неплохо, если дома ребенок получит некий фундамент в этом вопросе. От родителей требуется научить ребенка уверенно проводить чёткие линии, не прибегая к помощи линейки, штриховать по контуру фигуры или рисунки.Навыки, которые отвечают за общий уровень интеллектуального развития ребенка.

Задумываясь о том, как правильно подготовить ребенка к школе, важно уделить внимание и общему развитию дошкольника: развитию внимания и памяти, тренировке логического мышления и развитию творческих способностей, задатки которых имеются у каждого человека. Чтение книг является самым действенным способом всех вышеперечисленных сторон развития интеллекта ребенка. На этапе подготовки к школе имеет место быть не самостоятельное чтение, а совместное.

Однако, частое чтение книг родителями для ребенка способствует развитию умения анализировать и обсуждать. Читая ребенку книгу, необходимо задавать вопросы и учить делать выводы о прочтенном. Родителям нужно быть готовыми к возникновению вопросов и рассуждениям ребенка о прочитанном, нужно вместе с ним разобраться в том, что было недопонято. Любовь и интерес к книгам способствует развитию у ребенка хорошей памяти и наблюдательности, воображения и способности образно мыслить.

5. Книги, способствующие интеллектуальному развитию ребёнка

В целях обучения необходимо использовать не только всеми известную и любимую художественную литературу, но и энциклопедические издания, выбирая при этом максимально наглядные экземпляры. Так же интерес ребенка можно подогреть головоломками, шарадами, загадками. Еще при самостоятельной подготовке ребенка к школе можно самостоятельно придумывать различные творческие задания или же заимствовать их в специальных пособиях с уже подготовленными заданиями по изготовлению поделок или аппликаций.


6. Психологическая готовность к школе

Одним из важных моментов в процессе подготовки ребенка к школе считается создание позитивного настроя на процесс обучения в целом и добросовестного отношения к серьезным и важным переменам в жизни малыша. Немаловажно помочь ребенку не только практически подготовиться к поступлению в школу, но и способствовать формированию у него желания обучатся в школе, приобретать знания.

Часто после того, как ребенок пошел в школу, родители могут столкнуться с определенными проблемами: он отказывается выполнять просьбы учителя, плохо ведет себя на уроках, не обращает внимания на замечания, нарушает дисциплину.

Происходит это из-за непонимания ценности процесса обучения, а вовсе не из-за плохого воспитания или преднамеренного желания сорвать урок. Быть может в 6 лет он еще не готов к обучению, а к 7 годам ситуация может в корне измениться. Поэтому задумайтесь над тем, точно ли ваш ребенок готов к обучению психологически, проанализируйте, как самостоятельно подготовить ребенка к школе, когда и по достижении какого возраста он будет к этому готов.

7. Самостоятельное проведение занятий: важные моменты

  • Длительность каждого домашнего занятия не должна превышать 25–30 минут. Внимание шестилетнего ребенка будет тяжело удержать дольше 30 минут.
  • Необходимо чередовать виды занятий между собой, рассчитывая нагрузку. После математического занятия нужно дать дошкольнику творческое задание – выполнить рисунок, сделать аппликацию, поделку. Помните о том, что в ходе занятия необходимо включать подвижные паузы, так как ребенку в таком возрасте тяжело высидеть на одном месте 30 минут. Для этой цели можно использовать простые физические упражнения.
  • Никогда не пугайте ребёнка школой, если у него что-то не получается, так как это может привести к формированию негативного отношения к учителям и школе. Стимулировать нужно не устрашением, а наоборот, приободряя и помогая справиться с трудностями. Нельзя ругать ребенка, если у него что-то не выходит или он чего-то не понимает, в этом случае он будет бояться поступления в школу, будет считать себя хуже других.

Готовиться к поступлению к школе нужно начинать минимум за полгода. На самом деле не так сложно подготовить ребёнка к школе самостоятельно, как может показаться, в этом деле главное правильно организовать занятия, грамотно подготовить учебное место, чтобы ребенок чувствовал себя уютно и занимался с интересом и удовольствием. Тогда он сможет избежать стресса при поступлении в школу, а процесс предстоящего обучения не будет источником его страхов.

Людмила Анатольевна Колесникова
Как подготовить ребенка к школе

Материалы к собранию с родителями будущих первоклассников

еще раз о том, как подготовить ребенка к школе .

Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

С человеком же так не случится.

Человеком мало родиться,

Им ещё надо стать!

В этом коротком стихотворении Эдуарда Асадова заложен большой смысл. Стать человеком это, значит, быть честным, добрым, отзывчивым. Но таким его надо воспитать.

Формирование человека начинается с первых лет его жизни. Формируют его родители, воспитатели, учителя. Задача это нелегкая, особенно в наше время трудных перемен. Меняются школьные программы и учебники, меняется подход к обучению детей. Появляются школы нового типа : лицеи, гимназии. Сейчас много говорят о педагогике сотрудничества – союзе учеников, учителей и родителей. Такое сотрудничество необходимо сразу же при поступлении ребенка в школу .

О чем, прежде всего, должны подумать родители, готовя своего малыша к школе ?

О здоровье. Здоровье первоклассника - это тот резерв, тот запас сил, который и определяет во многом успешность не только первого года обучения, но и многолетнего школьного марафона . Физическое и психическое состояние ребенка определяют его готовность к школе . Сейчас медики заявляют, что в современных условиях в школу поступает только 20-25% здоровых детей, у остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Таким детям трудно справляться со школьной нагрузкой , с режимом занятий. Это, прежде всего, сказывается на состоянии нервной системы. Поэтому в оставшееся до 1 сентября время проверьте физические данные детей, закалите и укрепите их, проконсультируйтесь у логопеда, детского психолога, психиатра.

О подготовке детей к школе высказывают много разных суждений : готовить ребенка к школе или нет , учить чему-то или не учить. Многие родители до сих пор считают, что их дело кормить, одевать детей и заботиться об их здоровье, а развивать, учить должны только в школе . Между тем, известно, что ум ребенка наполовину формируется к 4-ём годам, а наиболее благоприятный период развития способностей от 3-х до 5-ти лет. Проморгаешь что-то важное и оно безвозвратно утрачивается. Необходимо как можно раньше развивать у детей не только память, речь, логическое мышление, внимание, но и самоконтроль суждений и поступков, собственное мнение. Все это закладывается в семье.

Общение родителей и детей – это домашний совместный труд, совместные игры, прогулки, просмотры и обсуждение фильмов, телепередач, чтение книг. Часто случатся так, что плохо успевающими становятся ученики, которым мало до школы читали детских книг и стихов, редко и неинтересно отвечали на бесконечные детские «почему» . У таких родителей дети оказываются неподготовленными к началу обучения , а потому с первых же дней школьной жизни , почувствовав, что знают и понимают меньше своих одноклассников, они смущаются, не поднимают рук на уроке, стесняются отвечать на вопросы учителя. И, конечно, им трудно усваивать объяснения учителя.

Источником психологического благополучия в семье является любовь родителей к своим детям. Ребенок должен знать , что его кто-то очень-очень любит, и что к этому человеку можно идти и с радостью, и с печалью. Такие отношения создают чувство защищенности, душевного комфорта. Дети, ощущающие на себе любовь родителей, вырастают более здоровыми, чем их сверстники, лишенные ласки.

Дети хотят быть похожими на родителей, гордятся ими, подражают им.На вопрос :«Кем ты хочешь стать?» ,чаще всего отвечают : «Как папа» , «Как мама» . Поэтому очень важно не подвести своих малышей. Всегда ли мы, родители, являемся, в самом деле, примером благородства, доброты, человечности?

Известный педагог, Амонашвили,пишет : «Мы строго спрашиваем с детей. А если бы дети строго могли потребовать от нас, чтобы мы выполняли честно свой долг воспитания, то многие специальные проблемы были бы решены. Хулиганы, невежды растут из малышей из-за нашего безалаберного воспитания, из-за того, что они не могут образумить взрослых – безответственных воспитателей».

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда , когда с ним разговариваете, внушаете ему что-то, поучаете его. Вы воспитываете ребенка каждым своим действием, каждым своим словом. Но если слова родителей расходятся с их собственными поступками, ни о каком воспитании не может быть и речи.

Запаситесь терпением, относитесь к детям так, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Ребенку важно успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым сообразительным. Ведь успех – это источник радости, вдохновляющий ребёнка на новый успех. Не испытывая чувства успеха, ребенок теряет веру в себя , становится равнодушным. У него появляется комплекс неполноценности.

Дети, особенно 6-8 лет, необычайно внушаемы,они видят себя в зеркале наших слов : «бестолковый» , «неуч» , «неряха» , «лентяй» ,да при этом еще добавляем : вечно ты, ты вообще, ты всегда. Наши дети простят нам обиду, но эта несправедливость обязательно отзовется в них через несколько лет.

Побольше терпения, уважения даже к незнанию, непониманию, неповиновению ребенка . Ведь ему тоже нелегко расти, открывать мир, узнавать людей, учиться любить, быть хорошим. Безразличие к детям, невнимание к ним нельзя извинить ни служебной занятостью, ни поглощенностью какими-то другими интересами.

1 сентября. Сколько волнений и надежд связывает каждая семья с началом учебы своего малыша. Родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился , с желанием шел в школу . Что их привлекает? Они стали старше. Они – школьники ! Портфель, школьные принадлежности , форма, новые друзья, первый учитель. Они все в готовности учиться. Каждый раз, встречая первоклассников 1 сентября,я задаю им вопрос :

Дети, кто из вас хочет хорошо учиться?

Лес рук. Каждый из них искренне этого хочет.

Но проходит всего несколько дней, и глаза некоторых детей тускнеют, на уроках они ёрзают, зевают, с нетерпением ждут звонка.

Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось.Уже кое-кто из первоклассников дома сказал родителям :

Не хочу в школу . Буквы не получаются.

Родители в недоумении. В чем же дело?

Ребёнок не готов к школе психологически . Учеба – это труд, ежедневный и упорный. Ученику необходимо уметь правильно распределять свое время, уметь слушать учителя не теряя внимания, уметь общаться с другими детьми, уметь быть организованным, дисциплинированным. Не пускайте учебу сына или дочери на самотёк, подумайте вместе, что же не получается, разберитесь и помогите. Многое будет зависеть от вашего терпения.

Родители до поступления в школу должны так настроить ребенка , чтобы он понимал, что он уже школьник , жаждущий всему научиться. Быть готовым к школе – это , значит, быть готовым всему научиться. Подготовка ребенка к школьной жизни подобна не столько сборам полярной экспедиции, когда надо все предусмотреть, учесть и припасти, сколько готовности Робинзона Крузо к жизни в непривычных условиях.

Вся учебная подготовка ребёнка к школе должна быть подчинена цели : развитие умственного кругозора. Занимаясь с ребенком , заботьтесь о том, чтобы он думал, доказывал, соображал, чтобы его ум развивался и требовал все новой пищи для размышления.

Ваш ребенок должен уметь внимательно слушать чтение детской книги, связно пересказывать прочитанное, давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки, уметь рассказывать о своей семье, знать цвета, названия животных, растений, уметь классифицировать предметы, учить стихи и скороговорки.

Родителей беспокоит вопрос :

Да! Но делать это квалифицированно. Предварительно получите консультацию у воспитателя детского сада, учителя.

Кое-кто из родителей считает, что если ребёнок приходит в школу , умея читать, то на уроках ему будет скучно, он привыкает к безделью, начинает высокомерно смотреть на одноклассников, читающих много хуже. Так рассуждают люди, забывшие, что такое первый год школьной жизни . А в первые месяцы в школе ребенку скучать некогда : на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми, сверстниками. Школа заставляет маленького человека найти и освоить новое место в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Ребенок может просто не успеть что-то усвоить. Чаще всего страдает именно чтение. А в результате – неважные отметки, возможная непопулярность среди одноклассников, для которых школьная успеваемость надолго становится мерой человеческих достоинств ученика. И еще одна потеря. Не прочтен тот драгоценный запас детской литературы, который по-настоящему вкусить, пережить, впитать в душу можно только в детстве.

«Можно жить и быть счастливым человеком, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать, не овладев искусством чтения» - это слова известного педагога В. А. Сухомлинского.

Пусть ребёнок придет в школу , умея читать. Лучше от этого будет еще и потому, что в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 6-7 лет. Родная речь только освоена. Слова и звуки не сделались еще для ребенка чем-то привычным , не замечаемым как дыхание. Поток детских вопросов о словах еще не иссяк, каждый день вы можете порадовать знакомых новенькой историей из серии «от 2 до 5» . Зачем же ждать 6-ти лет, когда интерес к языку придется искусственно возбуждать.

Знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный звуковой период обучения. Начать надо с того, чтобы ребенок в игровом , звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах.Например :

Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки.

«Давай дружжить. Ты где жжживешь»

Затем учить ребенка выделять первый звук в словах, искать подобные звуки в других словах.

Скажи, с какого звука начинается слово МУХА – (М?

А есть (М) в слове ДОМ?

А в слове СТЕНА?

Какие ты можешь назвать слова на звук (М) - (машина, маска, мотор, магазин) . Можно отправить ребенка в игрушечный магазин.

Учить не путать звуки и буквы, гласные и согласные и только потом, когда ребёнок твердо усвоит звуковой состав слов, можно знакомить с буквами.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются, и как тут ухитриться за 4-5 месяцев освоить написание 300 элементов. Сейчас, когда Вашему ребенку еще нет 6-ти лет , приложите все старания для того, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их ловкими, послушными. Рисование, лепка, конструктор, мозаика, нанизывание бусинок на проволоку, бисер, вышивание, выжигание, вязание – все это упражнения для подготовки руки ребенка к письму . Просите детей различные раскраски не просто раскрашивать, а штриховать. Заштрихуйте картинку слева-направо, сверху-вниз. При выполнении таких упражнений развивается глазомер, мелкая мускулатура пальцев.

Не надо рано вкладывать ручку в неуклюжую руку и засаживать малыша за прописи. Неподготовленные пальцы выведут такие кривули, что и Вы и Ваш ученик придете в уныние и будете недовольны друг другом и совместными усилиями над листом бумаги. Незачем подрывать у будущего первоклассника веру в успех в таком престижном школьном деле , как письмо.

Уровень речевого развития помогают формировать задания такого типа :

Дети пошли на речку. Валя ловил рыбу, а Женя загорала. Сколько мальчиков и девочек было на берегу?

Валя с Сашей ловили бабочек. Это мальчики или девочки?

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Что он делал раньше, читал книгу или смотрел кинофильм?

Две мамы купили 4 панамы. Одна мама купила белую панаму, а другая – розовые. Сколько панам купила каждая мама?

Если ребенок 5-6 лет легко отвечает на такие вопросы, то по уровню речевого развития он готов к школьному обучению . Если Ваш малыш еще не справляется с такими задачами, то почаще придумывайте для него подобные речевые задания.

Подобные задания помогают также развивать логическое мышление, учат делать умозаключения.

Если река шире ручья, значит ручей … уже реки

Если брат старше сестры, значит сестра …

Сосна выше ели, значит ель …

Необходимо также познакомить ребенка с понятиями : справа, слева, вверху, внизу, посередине, первый, второй, последний, научить детей сравнивать предметы, находить у них сходство и различия.Дети должны уметь сравнивать количество предметов : больше, меньше, столько же, твердо знать состав чисел. Это поможет в формировании вычислительных навыков.

Готовя ребенка к школе , Вы должны следить за соблюдением режима дня. В течение года отдельные дети постоянно опаздывают, на первых уроках зевают, не работают. Дети должны вставать в определенное время, делать зарядку, обязательно завтракать, за 10 минут до начала занятий быть в школе . У ребенка должны быть определенные часы для выполнения домашнего задания, достаточно времени он должен пребывать на свежем воздухе. И обязательно вовремя ложиться спать, чтобы за ночь хорошо отдохнуть.

Пусть школьные годы Ваших детей станут ЗОЛОТОЙ ПОРОЙ в их жизни. Ведь школа – это не только учеба, это мир общения, радости, переживаний, мир красоты, игры, сказки, мир фантазии и творчества.

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Loading...Loading...