Методика на выявление эмоций рекомендованы. Психодиагностика психических состояний: тревога, агрессия. Характеристика эмоциональных расстройств

Границей расстройства личности является состояние, характеризующееся быстрым сдвигом настроения, импульсивностью, враждебностью и хаосом социальных отношений. Люди с пограничным расстройством личности, как правило, перемещаются от одного эмоционального кризиса к другому. В общей популяции, быстрый переход настроения к импульсивности и враждебности являются нормальным явлением в детстве и ранней юности, но сглаживаются с возрастом. Тем не менее, при эмоциональном расстройстве детского возраста, быстрый переход настроения усиливается у подростков и сохраняется в зрелом возрасте. В начале взрослой жизни, люди с этим расстройством имеют весьма изменчивые настроения и склонны к сильному гневу.

Характеристика эмоциональных расстройств

Основными чертами этого расстройства являются:

  • отрицательные эмоции - эмоциональная лабильность, тревожность, неуверенность, депрессия, суицидальное поведение;
  • антагонизм - враждебность;
  • расторможенность - импульсивность, слабое осознание риска.

Стремление нанести себе вред и импульсивные суицидальные попытки наблюдаются у тяжело больных людей с пограничным расстройством личности.

Эмоциональные расстройства диагностируется только если:

  • начинаются не позднее, чем в начале взрослой жизни;
  • отклонения происходят дома, на работе и в обществе;
  • результатом поведения становится клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, профессиональной или других важных областях пациента.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности не должно быть диагностировано, если симптомы могут лучше объяснить какое-либо другое психическое состояние, особенно на фоне предшествующей черепно-мозговой травмы.

К основным нарушениям эмоциональной сферы относят:

  • эйфория - беззаботное проявление состояния кажущегося отсутствия проблем;
  • гипертимия - повышенное настроение;
  • морио - благодушное нелепое веселье;
  • экстаз - высшая степень положительных эмоций;
  • гипотимия - понижение настроения;
  • депрессия - снижение настроения с более глубокими душевными переживаниями;
  • дисфория - тоскливо-злобное настроение с ворчливостью, брюзжанием, со вспышками гнева, ярости, с агрессией и разрушительными действиями;
  • паралич эмоций - потеря возможности радоваться, расстраиваться или переживать какие-либо другие эмоции;
  • эмоциональная слабость - лёгкая и капризная изменчивость настроения;
  • эмоциональная тупость - душевная холодность, опустошение, чёрствость, бессердечие;
  • эмоциональная холодность - утрата более тонких эмоциональных границ. Чаще всего проявляется на фоне отсутствия сдержанности в общении с другими людьми;
  • амбивалентность эмоций - одновременное испытание различных, порой противоречивых чувств к одному и тому же объекту;
  • растерянность - чувство недоумения, беспомощности, бестолковости;
  • эксплозивность - возбудимость с бурными вспышками ярости, гнева и агрессии, в том числе и на самого себя.
  • эмоциональная вязкость - навязчивые эмоции.

Диагностические критерии

  • Пациенту следует приложить неистовые усилия, чтобы принять или хотя бы образно согласиться с реальным или воображаемым отказом.
  • Стиль нестабильных и интенсивных межличностных отношений характеризуется чередованием между крайностями идеализации и девальвации.
  • Нарушение идентичности очень заметно и проявляется в виде настойчивой нестабильной самооценки или самоощущений.
  • Импульсивность проявляется по крайней мере в двух областях, которые встречаются в жизни пациента наиболее часто, например, расходы, секс, токсикомания, неосторожная езда, переедание. В некоторый случаях отношение к ситуациям может перерасти в манию.
  • Периодическое суицидальное поведение, жесты или угрозы, а также - частые попытки нанести вред собственному здоровью.
  • Аффективная нестабильность по причине выраженной реактивности настроения, например, интенсивная эпизодическая , раздражительность или беспокойство, как правило, длятся несколько часов и только в редких случаях больше, чем несколько дней.
  • Хронические чувства пустоты.
  • Частые жалобы на все подряд, сильный гнев или трудности его контроля, например, частые проявления темперамента, постоянная агрессия, рецидивирующие драки.
  • Переходные, связанные со стрессом, параноидные идеи или тяжелые диссоциативные симптомы.
  • Образец внутреннего опыта и поведения должны заметно отличаться от ожиданий культуры личности.
  • Прочная клиническая картина, характеризующаяся негибкостью и распространена в широком кругу личных и социальных ситуаций.
  • Подобное поведение приводит к клинически значимому дистрессу и нарушениям в социуме пациента, особенно в области профессиональной деятельности.

Принципы и общее управление эмоциональными кризисами

Проявление клинических признаков эмоционального расстройства личности определяет применение следующих психотерапевтических маневров со стороны специалиста:

  • поддерживать спокойствие и не угрожающую позицию;
  • попытаться понять кризис с точки зрения пациента;
  • изучить возможные индивидуальные причины проявления эмоционального расстройства;
  • необходимо применение открытых тестирований, желательно в виде простого опроса, который позволит определить причины, стимулировавшие начало и ход текущих проблем;
  • стремиться стимулировать пациента на размышления о возможных решениях его проблем;
  • воздерживаться от предложений решения до получения полного разъяснения проблем;
  • изучить другие варианты возможной помощи, прежде чем рассматривать варианты фармакологического вмешательства или стационарного приема;
  • предложить соответствующую последующую деятельность в пределах согласованного времени с пациентом.

Кратковременное применение фармакологических схем может быть полезно для людей с эмоционально лабильным расстройством в период кризиса. Перед началом краткосрочной терапии для пациентов с эмоциональным расстройством личности, специалисту необходимо:

  • убедиться, что не существует негативного действия выбранного препарата с другими, которые принимает пациент на момент прохождения курса;
  • установить вероятные риски назначений, в том числе возможный прием алкоголя и запрещенных наркотиков;
  • учитывать психологическую роль назначаемого лечения для пациента, возможную зависимость от препарата;
  • гарантировать, что препарат не используется вместо других более подходящих вмешательств;
  • использовать только один препарат на начальных стадиях терапии;
  • избежать полипрагмазии, когда это возможно.

При назначении краткосрочного лечения эмоциональных расстройств, связанных с наркозависимостью, следует учитывать следующие условия:

  • выбрать препарат, например, седативный с антигистаминным эффектом, который имеет низкий профиль побочных эффектов, малый уровень привыкания, минимальный потенциал для злоупотребления и относительную безопасность при передозировке;
  • использовать минимальную эффективную дозу;
  • первые дозировки должны быть, как минимум на треть ниже терапевтической, если есть значительный риск передозировки;
  • получить явное согласие пациента с целевыми симптомами, мерами мониторинга и предполагаемой продолжительностью лечения;
  • прекратить прием препарата после испытательного срока, если не наблюдает улучшений целевых симптомом;
  • рассмотреть альтернативные методы лечения, в том числе психологические и психотерапевтические, если целевые симптомы не улучшились или уровень риска рецидива не снижается;
  • корректировать все свои действия с личным участием пациента.

После появления сглаживания симптоматики или ее полного отсутствия, необходимо провести общий анализ проведенной терапии с целью определения, какая именно стратегия лечения оказалась наиболее полезной. Это должно быть сделано с обязательным участием пациента, желательно его семьи или лиц, осуществляющих уход, если это возможно, и должна включать в себя:

  • обзор кризиса и его предшествующих причин, принимая во внимание внешние, личные и взаимосвязанные факторы;
  • аналитика использования фармакологических средств, в том числе преимуществ, побочных эффектов, проблем безопасности в отношении синдрома отмены и роли в общей стратегии лечения;
  • план прекращения лечения фармакологическими средствами;
  • обзор психологических методов лечения, в том числе их роль в общей стратегии лечения и их возможной роли в осаждения кризиса.

Если медикаментозное лечение не может быть остановлено в течение одной недели, необходимо проводить регулярный осмотр препарата для контроля эффективности, побочных эффектов, злоупотребления и зависимости. Частота осмотра должна быть согласована с пациентом и записана в плане общей терапии.

Возможные индивидуальные приемы терапии

Пациенты, страдающие эмоциональными расстройствами на фоне проблем со сном, обязательно должны быть ознакомлены с общими рекомендациями о гигиене сна, в том числе процедурами перед сном, о том, что требуется избегать употребления продуктов, содержащих кофеин, просмотра сцен насилия или захватывающих телевизионных программ или фильмов, а также - использовать деятельность, которая может поощрять сон.

Специалистам необходимо учитывать индивидуальную переносимость снотворных пациентом. В любом случае, при эмоциональных расстройствах будут назначены легкие антигистаминные препараты, оказывающие седативное воздействие.

В каких случаях может потребоваться госпитализация

Прежде чем будет рассмотрена госпитализация в психиатрическое отделение для пациента с эмоциональным расстройством личности, специалистами будут проведены попытки разрешения кризиса в виде амбулаторного и домашнего лечения или других доступных альтернативах госпитализации.

Объективно, госпитализация для пациентов, страдающих эмоциональным расстройством, показана, если:

  • проявление кризисов пациента связано со значительным риском для себя или окружающих, которые не могут быть купированы другими приемами, кроме принудительного лечения;
  • действия пациента, подтверждающие необходимость его помещения в лечебное учреждение;
  • подача заявления от родственников пациента или его обслуживающих лиц о возможности рассмотрения помещения его в лечебное учреждение.

26.10.2017

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

Эрма Бомбек

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - особая форма психических состояний человека,

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние - основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

активность - пассивность;

увлечение - равнодушие;

возбужденность - заторможенность;

напряженность - раскрепощенность;

страх - радость;

решительность - растерянность;

надежда - обреченность;

тревога - безмятежность;

уверенность - неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты - замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это - не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

Отрицательные изменения :

ранимая неустойчивая психика;

повышенная возбудимость:

беспричинная вспыльчивость;

высокая тревожность;

проявление эгоцентризма;

депрессивные состояния;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Опросники, тесты, диагностические методики

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

Проективная методика «Рисунок школы»

с 10-11 лет

Цель : определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов : Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

цветовая гамма

линия и характер рисунка

сюжет рисунка

Методика

«Дерево с человечками»

(тест-задание)

с 10-11 лет

Цель : изучение социально-психологических аспектов самооценки учеников в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе, степени школьной адаптации обучающегося в учебной группе (классе)).

Инструкция: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение . Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться»

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»

(авторская разработка - Светлана Панченко,
кандидат психологических наук
)

с 10-11 лет

Цель:

выявление эмоционального фона развития учащихся.

Инструкция: Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека . Рассмотри их.

Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа» , выбери 2-3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2-3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2-3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

с 10-11 лет

(4-11классы)

Цель: составить «эмоциональный портрет класса».

Эмоциональное самочувствие играет огромную роль в жизни человека: помогают познавать окружающий мир, общаться друг с другом, быть успешным в различных областях. Положительный настрой - мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Данная методика позволяет наглядно увидеть настрой класса, его «эмоциональный портрет.

Инструкция: Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, « которые ты наиболее часто испытываешь в школе» .

Методика

«Цветные письма»

с 11-12 лет

Цель исследования:

определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

Метод исследования достаточно простой в применении.

Необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.

Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8 цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».

Методика изучения удовлетворенности учащихся

школьной жизнью

(разработана доцентом А.А.Андреевым)

с 11-12 лет

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Инструкция: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 10 утверждений и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

с 10-11 лет

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (4-9 классы)

Тест состоит из 58 вопросов , которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе . Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Методика

Ч.Д. Спилбергера

на выявление личностной и ситуативной тревожности

(адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)

с 11-12 лет

Цель: исследования уровня уровня ситуативной и личностной тревожности ребенка

Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков по 20 вопросов-раасуждений: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй - для измерения уровня личностной тревожности.

Исследование может проводиться индивидуально или в группе.

Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Методика САН

(методика и диагностика самочувствия, активности и настроения)

с 14-15 лет

Цель : Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН . Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН . Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Методика исследования самоотношения (М IS )

с 13-14 лет

Цель : Методика М IS предназначена для изучения представлений учащегося о самом себе.

Инструкция для учащегося .

Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержится 110 вопросов в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы «согласен - не согласен», которые будут фиксироваться вами в соответствующих позициях бланка.

Опросник агрессивности Басса — Дарки

с 14-15 лет

Цель : изучение состояния агрессии у подростков

Инструкция.

От вечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Диагностика личностной агрессивности и конфликтности

(Е.П. Иильин, П.А. Ковалев)

с 14-15 лет

Цель : Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликт-ности и агрессивности

Инструкция: вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в бланке ответов в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»)

ВЫВОД:

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии.

Спектр эмоциональных нарушений в подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть расстройства настроения, расстройства поведения, нарушения психомоторики.

Существуют различные методы диагностирования психоэмоциональных переживаний, отклонений в поведении подростка.

Необходима хорошо организованная коррекционная система психологических воздействий на ребенка, направленная на смягчение у него эмоционального дискомфорта, повышение его активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Терпение, умение понять и простить, выдержка, любовь и вера в взрослеющего ребенка дадут нам, взрослым силы, а ему - шанс оправдать наши надежды, стать в дальнейшем самодостаточным человеком, с крепким внутренним стержнем, с высоким уровнем эмоционального и социального интеллекта, настоящей ЛИЧНОСТЬЮ.

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции -- взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.

Чувство-- это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость -- исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой -- наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.

«Удовольствие -- неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение -- как неудовольствие.

«Напряжение--разрешение». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

«Возбуждение-- успокоение «.Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. «стенос» -- сила) и астенические (греч. «астенос» -- слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

Настроение-- это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.

Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть -- это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект -- это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление -- это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс(англ. -- напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907--1982). Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация --это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Все методы изучения эмоциональных состояний можно разделить на следующие четыре группы:

  • - наблюдение за поведением: экспрессией человека
  • - опрос человека о его переживаниях в данный момент
  • - измерение психологических показателей (времени реакции, концентрации и переключения внимания и т.п.)
  • - пролонгированная фиксация эффективности деятельности.

Вопрос 17. Классификация методов диагностики межличностных отношений

Межличностные отношения -- субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия:

  • 1)Восприятие и понимание людьми друг друга (социально-перцептивная сторона)
  • 2)Межличностная привлекательность (симпатия и притяжение)
  • 3)Взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое)

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому.

Симпатия -- эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовлетворения.

Притяжение является одной из составляющих межличностной привлекательности и в основном связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено с переживаемой симпатией (эмоциональным компонентом взаимодействия).

Функционально-ролевые отношения значимы при изучении «делового» общения и совместной деятельности. Такие отношения зафиксированы в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности (трудовой, учебно - игровой и т. д.) и разворачиваются в ходе усвоения человеком норм и способов действия в группе.

Межличностные отношения проявляются во многих сферах человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы.

Классификация методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по различным основаниям, например:

  • 1)объекту (диагностика отношений между группами внутригрупповых процессов, диадных отношении и т. д.);
  • 2)задачам, решаемым обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);
  • 3)особенностям используемых методик (опросники проективные методики, социометрия и т. д.)-исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определенных теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при организации исследования и при подборе методических приемов).

Вопрос 18. Диагностика детско - родительских и семейных взаимоотношений

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель - ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога - работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, необходимо обращать внимание на особенности семейного воспитания: 1)родительские установки и реакции; 2)отношение родителей к ребенку и жизни в семье; 3)нарушения воспитательного процесса в семье; 4)причины отклонений в семейном воспитании; 5)типы воспитания; 6)уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью психодиагностических инструментов, ориентированных на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Тексты книг на сайте не размещены и не доступны для чтения или скачивания.
Приводится только содержание книги и ссылки на онлайн-версии соответствующих тестовых методик.
Онлайн-версии тестов не обязательно сделаны по тексту именно этой книги и могут отличаться от печатного варианта.

О. В. Барканова
. Методики диагностики эмоциональной сферы
Психологический практикум
Красноярск: Литера-Принт, 2009

Представлен комплекс широко известных методик диагностики эмоциональной сферы, необходимые сведения о каждой методике, способы обработки и психологической интерпретации методик, список используемой методической литературы. Собраны методики, предназначенные для диагностики общего эмоционального состояния, депрессий, неврозов, стресса, агрессивности и тревожности. Практикум является диагностическим инструментарием практического психолога, работающего в сфере образования и психологического консультирования различных направлений.

Предназначено для студентов – будущих психологов и педагогов-психологов дневного, заочного и вечернего отделения ВУЗов, преподавателей факультетов психологии и педагогики, практических психологов.

Предисловие

Раздел I. Методики диагностики общего эмоционального состояния, депрессий, неврозов, стресса

Тест-опросник «Оценка настроения»

Методика «Самооценка эмоциональных состояний»

Тест-анкета «Эмоциональная направленность»

Методики экспресс-диагностики В. В. Бойко:

Методика экспресс-диагностики личностной склонности к сниженному настроению (дистимии)

Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации

Шкала экспресс-диагностики уровня невротизации

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний

Опросник невротических расстройств

Раздел II. Методики диагностики агрессивности и тревожности

Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга

Loading...Loading...