Была ли в древней греции наука. Развитие науки в древней греции. Великие ученые Греции

Предпосылки: а) демократия (разделение умственного и физического труда, свобода слова); б) правовые нормы (софисты, доказательность); в) разделение в познавательном процессе рационального от иррационального.

Результат – появление первого основания науки: рациональной обоснованности, т.е. познание в форме доказательства путем апелляции к реально удостоверяемым причинам. Так построены: медицина Гиппократа, геометрия Евклида, история Геродота.

Важная особенность становления науки в Др. Греции – жесткое разделение знания на теоретическое и прикладное при доминировании первого. Пример: Платон.

В Др. Греции появились благодаря этому следующие формы познавательной деятельности: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.

Три базовых науки.

А) Математика (геометрия, алгебра) . 2 особенности их развития: а) развернутое текстовое оформление; б) строгое рационально-логическое обоснование. Следствие – появление теорем (Фалес, Пифагор), которые доказывались.

Б) Физика (носила внеэкспериментальный характер)- наука о природе, которая предполагала ее познание путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Отсюда поиск первоосновы сущего (архэ). У фалеса – вода, Анаксимена – воздух, Анаксимандра – айперон, Пифагор – число, Демокрит – атомы и т.д. Движение от конкретного к абстрактному: поиск монистических основ природы.

В) История (Геродот, Фукидид). Представления о каузальных связях в обществе. Работа с источниками. Отделение (у Фукидида) фактов от мифов.

Недостатки становления науки в Др. Греции: 1) жесткое разделение теоретического и прикладного знания; 2) отрицание возможности взаимодействия физики и математики (Аристотель: математика – наука о неподвижном, физика – подвижном бытии); 3) отсутствовал эксперимент как метод проверки теоретических положений. Хотя отдельные опыты проводились: выяснение размера Земли (Эратосфен); измерение видимого диска Солнца (Архимед); вычисление расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Птолемей).

Выводы: 1) в Др. Греции появляются важные предпосылки развития науки – идеальные модели и система обоснования теоретических положений; 2) оформляются как автономные дисциплины математика, естествознание, история; 3) происходит первичное размежевание науки и философии, в которой образуются следующие разделы – онтология, этика, эстетика, логика.


| следующая лекция ==>

Образование

Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в VI в. до н. э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика - такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей , где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня - гимнасии (др.-греч. γυμνάσιον ). В них преподавался цикл наук - грамматика , арифметика , риторика и теория музыки , к которым в ряде случаев добавлялись диалектика , геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.

Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер , Еврипид , Демосфен и Менандр ; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

В IV в. до н. э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.

Совершенно иначе строилось образование в Спарте. Юных спартанцев обучали письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах, военному делу.

Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков науки. В конце VIII в. до н. э. в Милете возникла целая философско-научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией . Её представители - Фалес , Анаксимандр Милетский и Анаксимен - впервые поставили вопрос о единой первооснове и первопричине мира («архэ »), таким образом положив начало развитию философской (а в дальнейшем также научной) идеи материи (субстанции , субстрата). Так, Фалес предположил, что в основе всего сущего лежит вода, Анаксимандр – абстрактный неопределённый «апейрон », а Анаксимен - «неопределённый воздух».

Ученые Древней Греции

Сократ

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Платон

Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Аристотель

Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, логики, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония - частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо - гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Платон

Архимед

Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон , согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесняемой воды.

Для измерения длины кривых и для определения площадей и объёмов тел Архимед применял геометрию . Он разработал различные конструкции, к примеру водоподъемный винт . В частности, его применяют для откачки воды из судов, получивших пробоину. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор.

См. также

Литература

  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции . - М .: ГИФМЛ, 1959.
  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии . - М .: Наука, 1991.
  • Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм . - М .: Янус-К, 2001.
  • Жмудь Л. Я. Экспериментирование в пифагорейской школе // . - Л. , 1989. - P. 36-47.
  • Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э . - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2000.
  • Мочалова И. Н. Концепция научного знания в Ранней Академии // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов) . - Л. , 1989. - P. 77-90.
  • Нейгебауер O. Точные науки в древности . - М .: Наука, 1968.
  • Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе. - М .: Наука, 1979.
  • Рожанский И. Д. Античная наука . - М .: Наука, 1980.
  • Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. - М .: Наука, 1988.
  • Рожанский И. Д. Две научных революции в Древней Греции // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов) . - Л. , 1989. - P. 5-16.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. - СПб. , 1902.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. - М .: Высшая школа, 1981.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебное пособие для вузов. - М .: Высшая школа, 1991.
  • Couprie D. L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus. - Oxford University Press, 2011.
  • Dicks D. R. Early greek astronomy to Aristotle. - Ithaca, New York: Cornell Univ. Press, 1985.
  • Dutka J. Eratosthenes" measurement of the Earth reconsidered // Arch. Hist. Exact Sci . - 1993. - Vol. 46. - P. 55-66.
  • Engels D. The length of Eratosthenes" stade // American J. of Philology . - 1985. - Vol. 106. - P. 298-311.
  • Grant E. A History of Natural Philosophy From the Ancient World to the XIX century. - New York: Cambridge University Press, 2007.
  • Gregory A. Eureka! The Birth of Science. - Icon Books Ltd, 2001.
  • Gregory A. Ancient Greece and the Origins of Science // In E. Close, M. Tsianikas and G. Couvalis (eds.) "Greek Research in Australia: Proceedings of the Sixth Biennial International Conference of Greek Studies, Flinders University June 2005" . - Adelaide: Flinders University Department of Languages - Modern Greek, 2007. - Vol. 38. - P. 1-10.
  • Heath T. L. Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus . - Oxford: Clarendon, 1913 (reprinted New York, Dover, 1981).
  • Pedersen O. Scientific accounts of the universe from antiquity to Kepler // European Review . - 1994. - Vol. V. 2, Issue 2. - P. 125–140.
  • Rawlins D. Ancient geodesy: achievements and corruption // Vistas in astronomy . - 1985. - Vol. 28. - P. 255-268.
  • Russo L. The forgotten revolution: how science was born in 300 BC and why it had to be reborn. - Berlin.: Springer, 2004.
  • Van der Waerden B. L. Reconstruction of a Greek table of chords // Arch. Hist. Exact Sci . - 1987. - Vol. 38. - P. 23-38.

Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками в период развития рабовладельческого строя. Возникновение греческой науки (VII-VI вв. до н. э.) обычно связывают с расцветом ионических городов Милета и Эфеса, островов Средиземноморья и греческих колоний в Италии. В Греции впервые появились профессиональные ученые и учителя, труд которых оплачивался как государством, так и частными лицами, первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей. Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе мира и о развитии его из этой основы.

Родоначальник греческой науки милетский купец Фалес (~624-547) такой основой, например, считал воду. Его ученик Анаксимандр (~610-546) источником всего сущего, субстанцией всех вещей считал не воду, а некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало, которое он назвал апейроном (т.е. "беспредельное"). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это первовещество. Древние сообщали, что Анаксимандр был первым греком, начертившим географическую карту Земли. Он же распространял среди греков заимствованные на Востоке солнечные часы (гномон).

Последним великим представителем милетской школы был Анаксимен, который началом, основой, субстанцией мира считал воздух. Все возникает из воздуха, через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Но если первые ионийцы не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса (~544-483) считал источником движения борьбу противоположностей. По Гераклиту в этой постоянной борьбе единая материальная первооснова порождает многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. Гераклит - один из самих глубоких мыслителей Греции оказавший значительное влияние на последующее развитие науки философии. В центре учения Гераклита - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво, "все течет". Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово.

Какое же вещество больше всего соответствует в качестве субстанции мира его постоянной подвижности, текучести, изменчивости, становлению? Гераклит видел такую первооснову в огне, который в то время представлялся самым подвижным и изменчивым веществом.

В Древней Греции были построены первые модели Вселенной (Анаксимандр, Филолай, Аристарх Самосский). Наиболее верной и прогрессивной была модель Аристарха Самосского, согласно которой сферическая Земля и еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Это была первая гелиоцентрическая система мира. Кроме того, Аристарх Самосский утверждал о вращении Земли вокруг своей оси. За все это он был объявлен духовными властями безбожником и изгнан из Афин.

Греция является родиной логики и диалектического метода. От греков ведет начало и термин "диалектика". Под диалектикой в древности понимали искусство вести беседу и достигать истины путем обнаружения противоречий в суждениях противника. Требования логического обоснования и доказательства выдвигаемых положений существенным образом отличали науку Древней Греции от рецептурных предписаний египтян и вавилонян. "Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством", - говорил основатель атомистики Демокрит. Эти слова в значительной степени определяют характер и метод греческой науки. Названия современных наук: математика, механика, физика, география, биология и др.; научные понятия: атом, масса, электрон, протон и пр.; имена: Фалес, Демокрит, Аристотель, Пифагор и т.д., а главное - характер, метод и достижения науки Древней Греции служат одним из убедительных доказательств того, что Древняя Греция по праву считается родиной современной науки.

Первые естественно-научные программы античности

Атомическая программа. Идея атомистического строения материи была высказана впервые Левкиппом (500-440) и развита его учеником -гениальным Демокритом. Демокрит (460-370) происходил из фракийского города Абдеры на берегу Эгейского моря. Он очень много путешествовал, был в Вавилоне, Персии, Египте, Индии, Эфиопии. Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, которое смогло бы преодолеть противоречия, зафиксированные элеатами 1 . Иначе говоря, такое учение, которое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискурсивно, логикой. На этом пути он осуществил переход от континуального 2 к дискретному видению мира. Демокрит исходил из безоговорочного признания истинного бытия существующим и существующим как многое. Он убедительно показал, что мыслить бытие как многое, мыслить движение можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований этого бытия - атомов. Бытие в собственном смысле этого слова - это атомы, которые движутся в пустоте (небытии). Демокрит написал много сочинений по физике, астрономии и философии. К сожалению, его сочинения не дошли до нашего времени и об их содержании мы узнаем лишь из книг других авторов. Суть учения Демокрита сводится к следующему.

1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все
другое - только воззрение.

2. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме.

3. Из ничего не происходит ничего.

4. Ничто не совершается случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью.

5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия между атомами не существует.

По Демокриту мир в целом - это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля -центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населёнными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.

Развивая учение Демокрита, Эпикур (341-270) пытался объяснить на основе атомных представлений все естественные, психические и социальные явления. Атомы Эпикура имеют уже вес, а само представление о них выводится из хорошо известных фактов: белье, например, сохнет потому, что под действием ветра и солнца от него отрываются невидимые частицы воды. Атомы находятся в беспрерывном движении, причем: атомы падают в пустоте (в современном понятии - в вакууме) с одинаковой скоростью, в некоторые моменты они могут случайно отклоняться от своего пути. Это и приводит к образованию из атомов миров. Так возникла Земля, "затем от нее отделилось высокое небо, стали моря отходить, обособившись водным пространством, и выделяться огни стали чистые в дальнем эфире". Земля породила жизнь, все, что не было приспособлено к жизни, умирало. Так, в конце концов, естественным путем возник животный и растительный мир, появилось человеческое общество.

Как видно, Эпикур не оставляет места для бога ни в сотворении мира, ни в его развитии. Кроме того, в философской системе Эпикура утверждалось, что целью жизни должно быть отсутствие страданий. А чтобы их не было, жизнь должна быть основана на разуме и справедливости, должен быть уничтожен страх смерти и связанные с ним верования.

Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов - мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.

Концепция атомизма - одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественно - научной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи.

Математическая программа. Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.

В её основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией протяженного мира тел, подчиненной законам геометрии, а движение небесных тел - математическим законам.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.

Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. У Платона все бытие пронизано числами, числа - это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: "Несведущим в геометрии вход воспрещен". Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Платона. Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как - приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего, с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Математическими образами и аналогиями пронизана вся философия Платона.

Вслед за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассматривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (преходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его "Метафизике" воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям.

Пожалуй, ни один ученый древности не оказал на развитие науки и мышления такого глубокого и длительного влияния, как Аристотель. В своей "Физике" он поднимает и глубоко рассматривает многие вопросы: о материи и движении, о пространстве и времени, о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о действующих причинах. Движение тел происходит в пространстве, свойства которого Аристотель связывает со свойствами самих тел. Он отрицает существование пустого пространства, аргументируя это различными доводами. Науке понадобилось длительное время, чтобы разобраться в этой аргументации, что было сделано Галилеем и Эйнштейном.

По Аристотелю, нет и времени, существующего независимо от происходящих событий, от каких-либо изменений. "Если бы "теперь" не было каждый раз другим, а тождественным и единым, времени не было бы".

Пространство и время - непрерывные величины; пространство по протяженности - конечная граница одной его части является начальной границей другой; время по последовательности - "теперь" соприкасается с прошлым и будущим.

Аристотель признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Являясь учеником Платона, он порвал с его идеалистическими взглядами на мир как отображениями идей, постигаемых душой, и на познание, которое должно отвернуться от реального опыта.

Знаменитые слова Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже" - значили отход его от воззрений своего учителя.

Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. А тех, кто выступал против Аристотеля, часто обвиняли в выступлении против религии и церкви, и церковь жестоко расправлялась с еретиками.

Аристотеля называют крестным отцом физики: ведь название его книги "Физика" стало названием всей физической науки.

Он очень верно определяет задачи физики, сводя их к исследованию "первых причин" природы (основных законов), "первых начал" (принципов) и ее "элементов" (основополагающих частиц). Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: "От более явного для нас к более явному по природе". Действительно, люди сначала воспринимают вещи такими, какими они им представляются ("явными для нас"), а не такими, какими они есть на самом деле ("по природе"). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к "явному по природе" и "менее явному для нас". История науки подтверждает этот путь познания.

Что касается математики, то Аристотель полагал недопустимым ее применение к исследованию природы по двум причинам:

○ математика имеет дело с постоянными величинами и отношениями, природа же находится в непрерывном движении и изменении;

○ математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе.

В трудах великого философа, несмотря на множество наивного и примитивного, содержались и глубокие мысли, которые являются предметом исследования науки по сей день и получают в ней новое, современное толкование. Широтой, стройностью и логичностью своей системы Аристотель подчинил греческой философии мир, подобно тому, как Александр Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему естествознание в течение почти двадцати столетий (вплоть до XVII в.) излагалось по Аристотелю.



Наука и техника в Древней Греции

Когда жители при вторжении дорийцев бежали из Греции, они расселялись вдоль западного побережья Малой Азии. Места получили наименование Ионии. Рассказ о греческой научной мысли можно начать с упоминания имени Прометея. Легенда гласит, что Гефест, по указанию Зевса, якобы приковал его к скалам Кавказа за то, что он отдал людям огонь. Прометея называют «творцом человечества» и относят к титанам. Видимо, героя правильнее было бы назвать творцом знаний и техники.

П. Стаджи. Прометей, дающий жизнь

В «Мифах Древней Греции» Грейвс пишет: «То, что Прометей оказался прикованным к Кавказским горам, может быть легендой, с которой эллины познакомились во время своего переселения с берегов Каспийского моря и в которой говорилось о великом Морозе, лежащем (где-то там) на снегах горных пиков в окружении стаи стервятников». Прометея не зря называют «промыслителем». В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» сказано о причине, по которой Зевс наказал его. Это все из-за того, что он ум и сметливость в людях, «дотоле глупых, пробудить посмел»:

Об этом не затем, чтоб их кольнуть,

А чтоб понять вам, как я к людям

милостив.

Они глаза имели, но не видели,

Не слышали, имея уши. Теням снов

Подобны были люди, весь свой

долгий век

Ни в чем не смысля. Солнечных

не строили

Домов из камня, не умели плотничать,

А в подземельях, муравьями юркими,

Они без света жили, в глубине пещер.

Примет не знали верных, что зима идет,

Или весна с цветами, иль обильное

Плодами лето, – разуменья не было

У них ни в чем, покуда я восходы звезд

И скрытый путь закатов не поведал им.

Премудрость чисел, из наук

главнейшую,

Я для людей измыслил и сложенье букв,

Мать всех искусств, основу всякой

Я первый, кто животных приучил

И к хомуту, и к вьюку, чтоб избавили

Они людей от самой изнурительной

Работы. А коней, послушных поводу,

Красу и блеск богатства, я в повозки

Не кто иной, как я, льняными

крыльями

Суда снабдил и смело по морям погнал.

Вот сколько ухищрений для людей

Придумал я, злосчастный…

Еще не так удивишься, выслушав

Других искусств, открытых мною,

перечень.

Важнейшие сначала. Прежде не было

Спасенья от болезней. Ни травы такой,

Ни мази, ни питья не знали смертные

И гибли без лекарства до тех пор, пока

Я всяких смесей болеутоляющих

Не указал им, чтобы любой

пресечь недуг.

Я ввел разнообразные гадания

И первый распознал, какие сбудутся

Сны и какие – нет. И темных

знамений,

И знаков придорожных объяснил

я смысл…

Вот как все было. А богатства,

В подземных недрах – серебро

и золото,

Железо, медь, – кто скажет, что не я,

Их обнаружил первым и на свет

Короче говоря, одну ты истину

Запомни: все искусства -

Прометеев дар.

Воспринимали его по-разному: от восхищенного преклонения – у Эсхила – и до осуждения и низложения – у Гесиода и Горация. Эсхил называл его Другом Людей и Филантропом. Став творцом нарождающейся в Греции цивилизации, Прометей выступает символом творческих начал. Он побудил людей всерьез заняться наукой. Бердяев назвал легенду мифом о возникновении человеческой культуры, Прометея – истинным отцом человеческой культуры («Философия свободного духа»). Следы культа Прометея можно увидеть в Афинах, в центре ремесел, в Афинской академии ему установлен памятный жертвенник. К. Маркс справедливо называл его «самым благородным святым и мучеником в философском календаре».

Прикованный Прометей

Жизнь должна была со временем внести некие коррективы в представления людей о природе и окружающем их мире. За этим следует перестройка мировоззрения. В греках ожил протест против увлечения мифами и богами. Вот как охарактеризовал этот этап человеческого развития В.И. Вернадский в «Трудах по всеобщей истории науки»: «Зарождение научной мысли было формой протеста против обычной народной мудрости или учений религии. По-видимому, это совершилось за шесть столетий до н.э. в культурных городских общинах Малой Азии». И все же самые первые и робкие шаги в новом направлении мышления еще не означали появления науки.

Саркофаг Прометея. Музей Капитолия в Риме

Костяк научных представлений греков формировался на стыке знаний и мифа. В основе поиска лежало материальное начало. В Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции издавна существовало предположение, что мир имеет некое физическое первоначало. И представлено оно предвечным Океаном, скоплением частиц или Хаосом. Уже в произведениях Гомера и Гесиода видны эти скрытые символы.

Финикиец Кадм прибыл в Беотию обучать ремеслам

«С самого начала и скажите, что из них возникло первым. Перво-наперво возник Хаос (Бездна)» (Гесиод. «Теогония»). Кстати говоря, известно, что китайцы полагали, что мир и жизнь возникли из хаоса. Греки постепенно сформируют основу базы научных знаний, откуда в дальнейшем и поведет отсчет европейская наука. Им же принадлежит идея о цикличности исторического развития. Извечно человеческий род переживает региональные катастрофы, в ходе которых гибнет большая часть наук и искусств. В итоге последующие поколения вынуждены открывать всё или почти всё заново. В таком духе писали Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар и др. Что же касается времени зарождения наук, то Феофраст считал, что первооткрыватели наук жили в период, предшествующий Троянской войне. С этого периода, теряющегося во тьме и дымке аттической дали, греки и ведут историю происхождения своей культуры. Ионических натурфилософов Фалеса и Анаксимандра (VI в. до н.э.) считают основателями космической физики. Философ-естествоиспытатель Эмпедокл (V в. до н.э.) в стихотворном сочинении первым опишет действия вулканов. Страбон с Геродотом соберут ценные сведения о земледелии, геологии и климате древнего мира, водных ресурсах Египта и других районов. Врач Гиппократ составит первый очерк физического землеведения, высказав важную мысль о делении поверхности Земли на разные климатические зоны, а земного шара – на северное и южное полушария. Этот гениальный ученик Эскулапа намного опередил свое время. Тогда все (включая Гомера с Гесиодом) представляли Землю плоской или цилиндрической. Заслуга же врачей-гиппократиков в том, что они не только определили место человека в окружающей среде, но и стали рассматривать медицину как один из важнейших факторов прогресса общества. Прометей у Эсхила говорит, что показал людям «смеси успокаивающих лекарств, с помощью которых они устраняют болезни». Софокл причисляет медицину к самым удивительным изобретениям человека, «который сумел измыслить средства избежать неизлечимых болезней» и т.д. И вообще, тема «научного прогресса» становится модной, появляясь даже у драматургов и историков: у Эсхила в «Прометее», у Софокла в «Антигоне», у Еврипида – в речи афинского царя Тезея в «Молящих». Ее высказывал в своих работах историк Фукидид.

Древняя ионическая одежда

Венера

Пифагорейцы внедрят в умы людей идею шарообразности планеты. Только в IV веке до н.э., во времена Александра Великого, греческий географ Пифей сумел это доказать. Он определил положение Северного полюса, измерил высоту Солнца и установил наличие географических широт («Об Океане»). Аристотель в трудах «Небо» и «Метеорология» высказал идеи о земном притяжении, а также ряд мыслей о природе светил, воздуха, ветров, осадков, природе морей, землетрясений и гроз. Греки Аристарх Самосский и Архимед Сиракузский породили удивительную для их времени догадку, что в центре системы планет находится не планета Земля, а Солнце. Среди выдающихся умов древнего мира надо бы упомянуть: естественника Эратосфена (III в. до н.э.), которому принадлежит ряд замечательных открытий в географии и хронологии; основателя практической астрономии и географии Гиппарха; Анаксимандра, составившего первую географическую карту, а также ряд других имен. После Гиппарха, с конца II века до н.э., как считает А. Боннар, больше не было открытий в астрономии, и можно было даже сказать, что «научная астрономия умирает». Римляне практически мало интересовались этой наукой, а иные из крупных римских писателей были «поразительно невежественны в этой области». Лукреций спрашивает себя, как в эпоху старого Ксенофана, о Луне, которую он видит в определенный день, та ли она самая, что накануне. Возможно, и Тацит сомневался в самом факте шарообразности Земли. Астрономия замерла.

Меркурий

Луна

Сатурн

Юпитер

Марс

Солнце

Первыми создателями математики были египтяне и вавилоняне. У той изначальной математики отсутствовала система доказательств. Перед нами скорее отдельные элементы математических знаний, чем наука. «Большое различие между греческой и древневосточной наукой, – отмечал историк науки А. Сабо, – состоит именно в том, что греческая математика представляет собой систему знаний, искусно построенную с помощью дедуктивного метода, в то время как древневосточные тексты математического содержания – только интересные инструкции, так сказать рецепты и зачастую примеры того, как надо решать определенную задачу».

Булевтерий. Реконструкция здания совета в Милете

Основоположниками греческой науки считаются ионийцы. Успех в торговле дал толчок и способствовал тому, что в Милете скопились огромные богатства к VII веку до н.э. Так в Ионии вызрели наиболее благодатные условия для процветания наук. С появлением добавочного продукта появилась и философия. Как заметил еще А. Чанышев, «ионийская философия – это протофилософия». Были и другие причины, вызвавшие расцвет позитивных и рациональных наук именно в Ионии и Греции – это многочисленность различных соревнующихся между собой духовных центров, постоянное, а порой и яростное столкновение мыслительных сил, демократическое государственное устройство, общий уклад жизни (в целом весьма благоприятный к обмену мнениями и свободному времяпровождению). Казалось бы, сама природа в сочетании с людскими способностями создала некий заповедный уголок, где могли накапливать свою энергию, мысль и дух первые ученые – великолепные образчики людской породы.

Это и способствовало вызреванию благодатных условий для зарождения технических знаний. Иные сравнивают процесс с умиранием, хотя правильнее говорить о рождении. Г. Дильс в «Античной технике» писал: «Взглянем лучше на почтенную колыбель греческой науки – Ионию… В VI веке до н.э. Иония умирала и, умирая, как самый драгоценный дар завещала миру науку. Во главе ее стоит милетец Фалес, которого легенда представляет то забывшим обо всем на свете чудаком, который пялит глаза на звезды и, наблюдая за небом, ночью сваливается в колодец, то расчетливым купцом, умеющим хитро использовать создавшееся на рынке положение с маслом. Серьезная история знает его как техника». Рост технических знаний вызван тем, что крупные и мелкие земледельцы, помимо занятия сельскими работами, стали искать иных способов упрочения экономического положения. Греки приложили немало усилий к тому, чтобы обручить науку с техникой. Еще у Гомера видим первые инженерно-конструкторские опыты богов, когда встречаем в обители Гефеста 20 треножников-роботов. Те могут сами собой приближаться «к сонму бессмертных», а затем сами в дом возвращаться. Но достижения механики и инженерного искусства в силу понятных причин не получили полного развития.

Кузница Гефеста (Вулкана)

Отклики на относительно быстрое развитие науки и техники находим у Сократа, Платона и Аристотеля. Эти настроения проникают в афинские школы и высшие учебные заведения. Т. Васильева пишет: «Профессиональное искусство и научное знание, «техне» и «эпистеме», обсуждаются в философии теперь неотрывно одно от другого, а зачастую и как прямые синонимы, все чаще в этот же синонимический ряд включается и «софия». Ремесленник и прежде считался мудрецом, когда за его искусством подозревали ведовскую или колдовскую силу; теперь божественная софия украсила себя атрибутами ремесленного мастерства». Рынок дал толчок развитию предприятий мелкой промышленности (частновладельческие мастерские или ателье). Хотя техника в то время заперта в узком кругу любителей.

Деревянный конь – задумка Одиссея

Понятно, что развитию ремесел, росту мастерства изобретателей способствовали возраставшие нужды общества в земледелии, торговле, строительстве, мореходном деле и медицине. Сама ситуация все более способствует тому, что инженерно-конструкторская служба становится незаменимой. Строители решают чисто практические задачи… Маяк на острове Фарос вблизи Александрии, возвышаясь на сто метров, освещал пламенем костра дорогу кораблям, спешившим в Египет из Эллады. Поил людей созданный инженером Эвпалином водовод на острове Самос. Особенно выделялись самосские мастера, создавшие такие чудеса строительной техники, как: храм Геры – самый большой храм тех времен, мощную морскую дамбу или водопровод, искусно проложенный сквозь горы. Интересно, что когда персы решили построить мост из Азии в Европу через Босфор, они пригласили для строительства именно самосских инженеров. Фалес отвел воды реки перед битвой у Галиса. Инженер Гарпал строит мост, опиравшийся на суда и выдерживавший бури. Аналогичные мосты возводят и ионийские техники при Дарии. Практическим целям служили туннель Семирамиды в Вавилоне, проложенный под руслом Евфрата, ирригационные сооружения в Фаюме, первый в мире судоходный канал в Китае, где был учтен рельеф местности, и Великая китайская стена, созданная императором Цинь Шихуанди в III веке до н.э. (ее строили 2 млн заключенных, военнопленных), предназначенная для обороны.

Без знаний математики, механики, физики, гидравлики вряд ли были возможны и успехи в судоходстве, не удалось бы создать водяное колесо, пресс или архимедов винт. Древние не смогли бы создать оросительные и отопительные системы, мосты, трубопроводы без помощи наук. Архит Тарентский, Архимед, Герон создали различные виды орудий, винты, блоки и прототипы паровых машин. Причем показателен и такой факт: плуг изобретается одновременно в ряде стран мира (Шэнь-нун – в Китае, Триптолем – в Греции, Хатис – в Испании). Уже Гомер писал, что морское дело потребовало таких инструментов, как медный топор, скобель, бурав, да и Одиссей, построивший деревянного коня, выступает в данном случае как «проектировщик». На Крите при Миносе изобрели пилу, рубанок, отвес, сверло, клей, возникло и столярное дело.

Афинская агора – торговая площадь

Параллельно с ростом промышленности, которая достигла в Афинах расцвета уже к концу V века до н.э., шло и развитие торговли. В связи с упрочением денежной системы появился ростовщический капитал. Особенный дар и талант обнаруживали в торговле милетцы и, конечно, сами афиняне. «Капиталы, – писал один афинский гражданин, – не должны пребывать втуне подобно мертвому баласту, они должны «работать», быть активными, расти и умножаться». Однако сам по себе капитал не обладает еще созидательной силой. Нужны ученые, техники, инженеры, механики, рабочие, которые с его помощью лишь и в состоянии наполнить производительную жизнь человеческого сообщества. Благодаря им примерно к середине III века до н.э. сформировался профессиональный язык техники. Основы наук заложили ученые. Великий Сократ произнес знаменательную фразу: «Изобретатель – отец богатства».

К слову сказать, греки стали первыми изобретателями денег… У Египта, хеттов, в Месопотамии, Палестине, Финикии, Израиле торговля долгое время осуществлялась с помощью так называемых товаро-денег (куски металла, скот, шкуры животных). В крито-микенском мире, гомеровской Греции также покупали, платя кто железом, кто яркой медью, кто бычьими шкурами или живыми быками, а кто и рабами. Шлиманом в Микенах были найдены золотые бруски, Эванс на Крите в развалинах Кносского дворца обнаружил деньги в виде шкуры быка. Такие же деньги, но уже в форме железных прутьев, находили и в погребениях Арголиды. Шесть «оболов» («обол» по-гречески – прут) составляли «драхму», что означало «горсть». Родилось и традиционное название греческих денежных единиц. Но кто же изобрел первые деньги, этот народный «национальный мундир» (К. Маркс)? Легенды говорят, что их якобы дали грекам боги вместе с письменностью и ремеслами. При этом называют разные имена: греки – Эрихтония или Тезея, римляне – бога судьбы Януса. Греческие историки утверждают, что родина монет – малоазийское государство Лидия. Геродот писал, что лидийцы, насколько известно, первыми из людей стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монету, первые занялись мелочной торговлей.

Агригентская монета. Состязание квадриг

В VII веке до н.э. в Лидии стали чеканить монеты из электра (сплав серебра и золота). Независимо от Лидии появились монеты и на греческом острове Эгине (серебряные). Их называли «черепашками», потому как черепаха была священным животным бога Аполлона, покровителя торговли и мореплавания. Вскоре монеты распространились по всему Средиземноморью.Славившийся богатством лидийский царь Крез чеканил золотые монеты, «крезеиды», затем золото в качестве монетного металла принял персидский царь Дарий. Заметим, что одновременно с появлением монет (процесс их внедрения в оборот был достаточно длителен) в употреблении продолжали находиться слитки и товаро-деньги. В древнем Иране производство монет предназначалось главным образом для торговых портов Средиземноморья, а на внутреннем рынке в ходу были товаро-деньги. Монеты тут выступали скорее в роли сокровищ, скапливаясь в хранилищах Суз, Персеполя и Экбатана. Пользовались ими только в особо важных случаях (расчете с греческими наемниками или при подкупе крупных политических и военных фигур хотя бы в той же Греции). Самые ранние датированные монеты, видимо, выпустил Сидон, дата на них исчислена от битвы при Иссе, где Александр Македонский победил Дария.

Сиракузская монета. Нимфа Аретуза

Каждый город имел свое летосчисление, монетную символику и художественный стиль. На одних монетах изображали богов-покровителей города, на других – животных, на третьих – предметы экспорта, на четвертых – портреты, на пятых – сооружения. Скажем, на Крите (Кносс и Гортина) стали чеканить так называемые «союзные монеты» – с лабиринтом и знаменитым быком, похищающим красавицу. Деньги становятся важным средством политического влияния и давления. Так, под давлением Афин многие критские полисы вынуждены были отказаться от эгинской денежной системы и перейти на аттическую. Вскоре монеты стали восприниматься не только как экономическое средство, но и как произведение искусства, средство художественного выражения. Своей красотой выделялись сиракузские монеты – дека– и тетрадрахмы – V – начала VI века до н.э. (труд монетчиков Кимона и Эвенета). Известно, что ими восхищался Микеланджело, а Гёте заметил: «Эти чудесные монеты представляют собой бесконечную весну цветов и плодов искусства». Монеты для специалиста являются еще и миниатюрными книгами, по которым можно прочитать важные страницы древней истории народов, страницы красочные, во многом уникальные.

С появлением колеса в Месопотамии (IV тыс. до н.э.) колесо изобретений вращается быстрее и быстрее. К середине III века до н.э. уже сформировался и профессиональный язык техники. Ученые древности заложат основы последующего бурного развития науки. Как справедливо заметил К. Дарлингтон в книге «Эволюция человека и общества», профессиональное мастерство небольшого числа людей привело к появлению класса изобретателей. Техники и механики древности дали толчок развитию производительных сил общества. Без знания математики, механики и гидравлики вряд ли были бы возможны успехи и в судоходстве. Иные же удивительно сочетали в себе таланты инженера и правителя. Архит Тарентский (400-365 гг. до н.э.), механик, математик и политик, разработал научные основы механики и семь раз в качестве стратега стоял во главе государства.

П. Соколов. Дедал привязывает крылья Икару

В летописи изобретательства тех лет остается еще немало загадок и белых пятен. Так, крупнейшему критскому инженеру Дедалу приписывается невероятное число изобретений (планеры, роботы, клей, противозачаточные средства, искусственное осеменение). Французский ученый Ж. Бержье подчеркивал, что, всего вероятнее, Дедал – это все же скорее собирательное имя тех мастеров, что имели за плечами определенную школу, подобно тому как в наше время слово «политехник» означает для французов питомцев Политехнической школы в Париже. «Тайна Дедала еще ждет раскрытия». История, увы, крайне скупа в описании деяний инженеров, изобретателей, мастеров далеких веков. Виной тому анонимный характер творчества и неопределенность времени изобретения. Что же касается собственно научных познаний, то греки бесспорно находились на дальних подступах к ним. Их высшее образование можно назвать гуманитарно-управленческим или политологическим, но не научно-техническим. Плутарх пишет, что Фалес был тогда, видимо, «единственным ученым», который в исследованиях пошел дальше того, что надобно было для практических нужд; все остальные получили название ученых за свое искусство в государственных делах.

Доменико Фетти. Архимед. Ок. 1616 г.

Одно имя тем не менее известно сегодня, пожалуй, всем на свете – Архимед (ок. 287-212 гг. до н.э.). Знаменитый математик и изобретатель античности родился в Сиракузах. Его отец, астроном Фидий, был близок к царю, тирану Гиерону. Но в ранние годы он был простым и небогатым гражданином. Об образовании юноши известно мало. Вряд ли он получил всестороннее образование, так как нет сведений о его занятиях философией и литературой. Математика тогда была побочной наукой философии. Друг Архимеда, Эратосфен, кроме математики, изучал философию, литературу и писал стихи. Науки не стали еще важной общественной потребностью. Аристотель писал: «Нет ничего недостойного для свободного человека в том, чтобы заниматься некоторыми свободными науками до известного предела, но слишком усидчивое изучение их до полного совершенства… делает тело и разум людей негодным для потребностей и дел добродетели». Полагаем, что с Аристотелем были решительно не согласны ремесленники, скульпторы и многие другие труженики, что посвятили жизнь занятию вполне определенным и конкретным делам. После того как Гиерон захватил власть, материальное положение семьи Архимеда, вероятно, настолько упрочилось, что он мог позволить себе уехать в Александрию, главный тогдашний научный центр в области естественных наук. Затем он вновь вернулся в родные Сиракузы.

Осада Сиракуз: машины Архимеда в действии. Гравюра XVIII в

Самым известным из физических открытий Архимеда стало обнаружение того, что различные материалы имеют и разную степень тяжести. Царь Сиракуз Гиерон II поручил проверить, не обманул ли его ювелир, изготовивший из золота венец, посвященный богам. Архимеду поручили провести техническую экспертизу. Тот долго думал, но ответ ему подсказало его же собственное погружение в ванну (чем глубже погружался, тем больше воды выливалось). Тогда-то он и выкрикнул свое знаменитое «Эврика!» Точно так же он поступил и со слитком золота, сравнив его с весом золотого венца (выяснилось, что ювелир все же надул царя). В поздних трудах Архимед применил математические методы и к физическим явлениям. Более всего он прославился в мире как изобретатель хитроумных механизмов (Архимедов винт, рычаги и т.п.). В связи с одним из своих открытий он сказал: «Дайте мне точку опоры – и я сдвину Землю».

Хосе Рибера. Архимед. XVII в.

В последние годы жизни усилия ученого направлены в основном на разработку военных машин (катапульт и подъемных кранов). К этому его побуждала и общая обстановка. Сиракузы подверглись осаде римских войск. Когда против Сиракуз, отпавших от союза с Римом, выступила армия Марцелла и осадила город с суши и моря (214 г. до н.э.), Архимед использовал свой талант инженера для защиты города, став душой сопротивления. Изготовленные по его чертежам метательные машины (катапульты) крушили и топили военные корабли Рима. Суда, которые смогли приблизиться к стенам, хватала чудовищная железная лапа: словно железный циклоп поднимая их в воздух, она разбивала корабли о стены и обрушивала их в море. Говорят, что Архимеду удалось изобрести особую установку, напоминающую гиперболоид или лазер, фокусирующую лучи солнца и поджигавшую корабли. Подъемные машины с железными лапами (механические саламандры) хватали римских воинов, поднимали и сбрасывали с большой высоты. Даже полководец римлян высоко оценил таланты великого инженера древности, заявив: «Не хватит ли нам воевать с этим геометром-Бриареем (сторукий гигант в греческой мифологии), который вычерпывает из моря наши суда, а потом с позором швыряет их прочь, и превзошел сказочных сторуких великанов – столько снарядов он в нас мечет!» Но Марцелл был упрям, и римляне не снимали осады с Сиракуз.

Смерть Архимеда от руки вражеского солдата. III в. н.э.

Почему Архимед принял столь активное участие в битве Рима и Сиракуз (215-214 гг. до н.э.)? В те далекие времена ученый не мог быть вне политики. Это уже и тогда понимали! Если же учесть еще и родственную близость к семье царя, становится понятной его активность. С. Лурье пишет в книге «Архимед»: «Подготовляя техническое оснащение для борьбы с римлянами, Архимед, друг и родственник царской семьи, придворный математик и механик, в момент ожесточенной партийной борьбы, конечно, выступал не как отвлеченный ученый, воспользовавшийся удобным случаем для постановки экспериментов по механике, а как активный деятель карфагенской партии. Всякому понятно, что структура его машин и приспособлений была теснейшим образом координирована с общим планом военной обороны и т.д., Архимед мог правильно рассчитать расположение отверстий в стенах, дальнобойность и радиус действия изобретенных им машин, вес снарядов и т.д.». Следовательно, он был членом, если и не руководителем сиракузского военного совета. Учитывая малолетство царя, пришедшего к власти в Сиракузах, и его родственную связь с царствующим домом, Архимед вполне мог быть одним из таких идейных и политических вождей Сиракуз.

Устройство часов в Газе

Римляне надеялись быстро справиться с непокорными защитниками города, но им помешал гений Архимеда. Сохранились рассказы Полибия и Плутарха. Полибий пишет, что римляне вначале не принимали в расчет его искусства. Они не учли, что «иногда один даровитый человек способен сделать больше, чем множество рук». По словам Плутарха, римские воины были так напуганы действиями машин Архимеда, что нередко бросали идти на приступ, обнаружив даже кусок дерева, торчащий из стен крепости (они кричали, что это Архимед изобрел на их погибель какое-то новое орудие). Когда солдаты ворвались в Сиракузы (212 г.), они на месте убили ученого и изобретателя. Еще одна легенда гласит, что Архимед при виде римлян не стал их молить о пощаде, но лишь бросил гоплиту: «Не прикасайся к моим чертежам».

Еще одним примером высочайшего технического мастерства греков является водопровод Эвпалина на Самосе. О нем с восхищением писал Геродот. Вода в него поступала из источника за горой Кастро и должна была пройти прежде через километровый туннель. И хотя самым старым туннелем, о котором пишет история, был ход, созданный по приказу Семирамиды между дворцами в Вавилоне (вход в него запирался медными дверями, так гласит легенда), но это было сравнительно простое сооружение, значительно уступавшее творению Эвпалина. Кстати, вести туннель через горы на расстояние один километр и сегодня задача сложная, при всей изощренности инструментов и высокой точности расчетов, а для IV века до н.э. это была задача наитруднейшая.

И правы те, кто считает: Поликрат, давший указание строить туннель и выделивший на это немалые деньги, конечно, не случайно пригласил в качестве главного строителя именно Эвпалина, чей авторитет в Мегаре и на Самосе был высок. Инженер вырос в атмосфере высокой культуры знаний, получил научное образование, позволившее ему провести через гору водопровод. Среди чудес античной техники можно назвать и так называемый будильник Платона. Это довольно незатейливое приспособление представляло собой устройство, которое ранним утром собирало товарищей и учеников академии на лекции и занятия Платона, и причем довольно противным свистом.

В сосуд заливалась вода, которая под давлением издавала свист, сзывая из домиков сада учеников, подобно тому как игравший на дуде факир привлекал внимание змей.

Наибольший интерес представляли часы, созданные неизвестным мастером уже во времена Боэция (V в. н.э.). Они украшали собой площадь в Газе. Эти часы описал Прокопий Кесарийский. Те представляли собой целое сооружение: портик защищал часы от непогоды, мраморные барьеры с железными остриями должны удерживать шалунов-мальчишек на расстоянии. Удивительно выглядело их художественное оформление. Верхний ряд часов образует 12 ночных дверей. Под ними находится второй ряд. Над первой из них парит орел, устремляющийся вперед. Створки двери открываются, и Гелиос, выступающий внизу по карнизу, указывает на эту дверь. Из нее выходит Геракл и показывает публике свою первую добычу, львиную шкуру.

Резчик по дереву

Затем он кланяется зрителям и исчезает с венком на голове в своей келье, двери которой опять затворяются. И так он совершает все свои двенадцать подвигов, показывая их, и каждый раз орел слетает с двери, каждый раз венок опускается на голову античного героя. А так как любой школьник знал порядок деяний Геракла, по очередности подвигов определялось время. В часах был еще и механизм для боя часов, чтобы даже те, кто был вдалеке, могли бы слышать их звук и знать время. На крыше часовни изображен Пан, который каждый раз при звуке гонга навострял ухо, будто бы слыша голос своей возлюбленной Эхо. Часовня была украшена и другими фигурами. Справа от Геракла стоял трубач Диомед. После совершения двенадцати подвигов Геракла тот трубил зорю. Тут же видна фигура слуги, несущего Гераклу купальные принадлежности, чтобы приготовить обычную для того времени ванну. Другой слуга подает купленные на рынке кушанья. Размер здания должен был быть 6 м в длину и 3 м в ширину. Перед нами настоящее техническое чудо – технический театр.

Но можно ли утверждать, что античность – золотой век техники и механики? Разумеется, нет. Платон в «Горгии» красноречиво говорит, что удел рабов – искусства механические и технические. Их труд близко нельзя ставить на одну доску с искусством высшего ранга – искусством свободных людей (историков, философов, поэтов, политиков). Дескать, это особая каста. Признавая необходимость механики (скажем, при защите государства), Платон вместе с тем выводит это занятие за пределы «приличного общества». Он говорит: «Однако ж ты тем не менее презираешь и его самого, и его искусство, и имя механика (изобретателя машин или ученого. – Ред. ) произносишь как бы с пренебрежением, так что за его сына не захотел бы выдать своей дочки, а за своего не решился бы взять его дочь». Это презрение просто удивительно (хотя понятно, зная нравы той эпохи). Ведь рабовладельческое общество зиждилось не на технике, этой поэме разума, а на подневольном физическом труде.

Когда тиранический строй имеет возможность свободно распоряжаться дешевым трудом рабов, он до последнего использует свой шанс. Технический прогресс в этих условиях неизбежно отходит на задний план. Правда, Солон все-таки созвал лучших механиков и столяров, чтобы те создали сложный деревянный механизм с 24 вращавшимися таблицами. Каллиграфы нанесли на них систематизированные тексты законов, которые легко читались каждым грамотным гражданином. Но это скорее исключение. Общим же правилом тогда было: царские, военно-жреческо-управленческие должности котировались высоко, а таланты ученых, инженеров, строителей, учителей отходили на задний план и пребывали в забвении. Таким же образом в современной России труд ученого и инженера поставлен в ситуацию, в общем и целом напоминающую их положение в рабовладельческой Греции. У нас, увы, не творец, не ученый или изобретатель, а делец и посредник-торгаш стали ныне элитой.

Сорок семь утверждений Евклида

Сведения из разных эпох лишь подтверждают этот печальный опыт. В рукописи времен Нового царства в Египте, например, говорится: «Работа инженера, как и все, что связано с потребностями жизни, есть низость и бесчестье». К великому сожалению, даже известные мыслители античности не могли скрыть своего презрения к технике, к тем, кто ею управляет, являясь ее создателем. Для Аристотеля не существует большой разницы между одушевленным и неодушевленным орудиями. Для него матрос или руль – лишь простые инструменты в руках хозяина корабля. Малый интерес к профессии механика и инженера подтверждается и малым объемом литературы по технике. А вернее сказать, ее не было вовсе… Известно, что к I веку до н.э. в знаменитой Александрийской библиотеке, собравшей едва ли не все главные научные и литературные труды мира, насчитывалось 700 тысяч свитков или книг. Библиотека стала научной Меккой, кладезем мировой информации. Здесь работали такие выдающиеся ученые древности, как Евклид, Аристипп, Архимед и другие. Последний счел, что среди сокровищ Мусея и храма Юпитера он отыщет нечто, что могло бы помочь ему в инженерной работе… Однако прадед всех механиков к величайшему своему разочарованию не нашел тут по механике буквально ни одной строчки. Все его 40 изобретений родились в итоге его индивидуальных усилий.

Помимо материальных признаков образовательной культуры (школ, академий, университетов) возникли и научные заделы. В конечном счете именно греки ввели в оборот то, что мы определяем как «научный способ мышления». Под этим подразумевают не только знание или повседневную практику науки, но прежде всего саму интеллектуальную способность отделять фактическое и то, что поддается проверке, от сугубо эмоциональных и голословных утверждений. Эта особенность культурного восприятия древних произвела столь сильное впечатление на Бернала, что тот заявил: «Греки открыли цивилизацию». Грекам же принадлежит на Западе и пальма первенства в попытках соединить науку с поэзией. Столь дерзкого и блистательного вторжения научных познаний в поэтический мир, и наоборот, не знает история. Британец Дж. Бернал считал, что в поэмах Гомера «содержалось столько науки, сколько вообще было необходимо знать среднему человеку».

Гиппократ

Если Платон с Сократом были мастерами игры на струнах человеческих душ, то истинным волшебником врачевания, физиологии человека слыл Гиппократ (460-370 гг. до н.э.). Его родословная берет начало от врача-целителя Асклепия. Полное имя – Гиппократ из Коса, Асклепиад. Родился Гиппократ в один год с Фукидидом и Демокритом, что позволяет говорить о том, что и в Греции бывали годы, особенно урожайные на таланты. Плиний Старший (I в. н.э.), давая в «Естественной истории» историю медицины и говоря о Гиппократе, приводит версию Варрона. «Во время Троянской войны, в эпоху, когда источники были более достоверными, медицина уже была блестящей, но она ограничивалась лечением ран. Удивительно, что продолжение ее истории затерялось во мраке вплоть до Пелопоннесской войны. Именно тогда искусство было извлечено из небытия Гиппократом, родившимся на острове Кос, самом знаменитом и самом могущественном острове, посвященном Эскулапу. Существовал обычай, по которому выздоровевшие больные записывали в храме этого бога лечение, их исцелившее, чтобы потом можно было его использовать в аналогичных случаях. Говорят, что Гиппократ обнаружил эти надписи и, согласно общепринятому мнению, спалив храм, с помощью этих документов основал вид медицины, названной клинической. С тех пор больше не существовало пределов наживы от этой профессии». Конечно, это был очередной злой навет.

Эскулап – античная статуя

Но вместе с тем жизнь его во многом словно «окутана дымкой» (Литтре). Можно ли ее рассеять? Как и где обучался юный Гиппократ своему ремеслу? Сын и внук врача, он получил образование в семье. Обучение преимущественно было устным и практическим. «С малых лет дети учились от своих родителей делать вскрытие, как читать и писать», – говорил Гален в его трактате «Анатомические операции». Даже сегодня студенты большему могут научиться, наблюдая за операциями светил медицины… А в те времена, когда учебников как таковых не было и в помине, практика и наблюдение играли решающую роль. Впрочем, дед Гиппократа, как говорят, написал работу по медицине (возможно, по хирургии). Некоторые утверждают, что он был учеником врача Геродика, софиста Горгия из Леонтии и философа Демокрита из Абдеры. Так ли это на самом деле, сказать ныне трудно. Возможно, когда слава его разнеслась по миру, ему стали приписывать многое из того, чего не было вовсе, но что входило в кодекс образованного грека. Одна из легенд о Гиппократе утверждает, что он изучал медицину с помощью рассказов об исцелении, записанных на стелах храма Асклепия в Косе. Такие стелы действительно существовали: так, в храме Эскулапа в городе Косе на камне был высечен в стихах рецепт против ядовитых животных.

Географ Страбон писал, что врач преимущественно использовал методы лечения, которые были «обетами следовать предписаниям о режиме». Как выше сказано, рецепты и рекомендации помещали на специальных стелах, служивших своего рода справочниками. Вряд ли стелы могли стать серьезным подспорьем в деле овладения врачебным искусством. Каждый врач руководствовался в медицинской практике собственным знанием и опытом. Видимо, оно не всегда оказывалось на должном уровне, так как римляне недоверчиво относились к греческой медицине. В Риме богом медицины был бог Асклепий (Эскулап), хотя первоначально все эти функции должен был выполнять бог Аполлон, также носивший эпитет «Медикус». Известно, что бог врачевания Асклепий мог воскрешать людей (по крайней мере, так утверждал Аполлодор).

Обедающие

То, что богу Аполлону, покровителю искусств, отводилась роль врача, не должно нас удивлять. Медицина в древности считалась одним из видов искусства. Скажем, автор трактата «О древней медицине» рассматривал медицину как среднее между мастерством и наукой, отстаивая ее право называться искусством. Он вел спор с философом и врачом Эмпедоклом, который заявлял: «Не может знать медицинское искусство тот, кто не знает, что такое человек и как он вначале явился и из чего составлен, но что должно знать все это тому, кто намерен правильно лечить людей». Видимо, Эмпедокл прав (если смотреть на человека, его здоровье в широком плане), но есть резон и в утверждениях автора трактата. Тот не желал видеть во враче философа и жреца. Врач занят конкретным делом. Его главная забота – не только лечить людей, но и научить их здоровому образу жизни и правильному питанию. Врач – это повар «блюда», которое называется «человеческая жизнь». Автор проницательно говорит: виной тому, что среди людей царит высокая смертность, является ужасное питание.

Лишь тогда, когда люди научились готовить пищу более «сносную», они стали жить дольше и лучше. Продукты грубые или вредные, которых природа человека «не может превозмочь, если их принять, приносят страдание, болезни и смерть, а такие, которые превозмогаются природою, доставляют питание, рост и здоровье». Перед нами первые признаки зарождения диетологии. Автор заключал в итоге: «А таким открытиям и исканиям какое более справедливое или подходящее имя можно дать, как не Медицины?» Гиппократ был одним из самых заметных «художников» этой медицины здоровья. Платон, что был моложе его на целое поколение, в одном из диалогов сравнил медицину с иными искусствами, проведя параллель между Гиппократом и самыми великими скульпторами времени – Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин. Полагаю, Платон в каком-то смысле был прав, делая такое сравнение. Мы сами являемся ваятелями нашего физического и душевного здоровья (или, напротив, нездоровья). Кстати, современная наука подтверждает заключение великих врачей древности, а именно: хорошее питание увеличивает продолжительность жизни людей на треть.

Асклепий. Музей Барселоны

В сообщениях о его жизни находим массу легенд и мифов. Причина в том, что самые ранние биографы Гиппократа писали о нем два века спустя после его смерти. Поэтому так же как на Хиосе показывают место, где учил Гомер, на Косе можно и сегодня полюбоваться «платаном Гиппократа». Многое является домыслом. Одно не вызывает сомнений: уже в те времена сочинения врача были хорошо знакомы афинянам и другим грекам. С годами преклонение перед его авторитетом стало столь велико, что некий византийский монах-историограф выразил беспредельную степень его восхищения словами: «Что сказал Гиппократ, то сказал сам бог». Для множества врачей он был не только предметом удивления, но своего рода идеалом, которому надо следовать и в повседневной жизни. Он принадлежал, как отмечает автор очерка о нем В. П. Карпов, к знатному роду асклепиадов. Члены его рода принимали участие еще в Троянской войне. Кстати, у греков в Афинах культ Асклепия был введен лишь в 450 году писателем Софоклом. Ранее, как утверждают, тут царил культ бога-исцелителя Амина.

В Рим бог Асклепий проник еще позже, уже под именем Эскулапа. Обучался наш Гиппократ и у философов (Горгия, Демокрита, Продика). Его врачебные сочинения (60-книжие) вобрали в себя всю врачебную науку и мудрость того времени. И хотя у него были соперники и завистники (а известный врач Асклепиад, живший в I в. до н.э., ехидно заметил, что тот хорошо показывает, как люди умирают, но не говорит, как их вылечить), слава Гиппократа росла. В итоге даже великий персидский царь Артаксеркс, рассчитывая переманить к себе светило, пишет одному из подданных: «Царь царей великий Артаксеркс Гистану, наместнику Геллеспонта, привет. Слава искусства Гиппократа, косского врача, потомка Асклепия, достигла до меня. Дай же ему золота, сколько он захочет, и остального в изобилии, в чем он нуждается, и пришли его к нам: будет он в равной чести с лучшими из персов». На что знаменитый врач якобы ответил так: «Одежда, пища и жилье есть, а богатства врага мне не надобны».

Врач и пациент в древнегреческой клинике

И хотя почти единственное, что мы могли бы утверждать с высокой степенью надежности о нем и его судьбе, это то, что он был современником Софокла и Еврипида, Фидия и Поликлета, Сократа и Платона, что он лечил людей и писал книги о медицине (на ионийском диалекте), но даже и столь скудные сведения имеют ценность. Говорят, что он был совершенно лыс (так его и изображали на монетах Коса римской эпохи). Но в этой лысой голове мыслей было больше, чем в иной голове, полной волос. Это же можно сказать о масштабе его личности. В «Политике» Аристотель назвал имя Гиппократа в качестве примера человека, что превосходит многих других не ростом, а своими познаниями и наукой. Он не был единственным врачом-целителем в античном мире. У нас нет каких-либо строгих оснований называть его и «отцом медицины». Задолго до него в Древнем Египте и Вавилоне существовали опытнейшие врачи и хирурги. В законах вавилонского царя Хаммурапи имеются параграфы, относящиеся к врачам-глазникам, где фиксируется большой гонорар за хорошо проделанную операцию и строгое наказание за неудачный итог операции.

Папирус Эберса дает громадное число рецептов от различных болезней и указания для врачей при исследовании больных. Бронзовые инструменты для проведения операции на глазах найдены при раскопках в Месопотамии. Высокая и почетная роль врачей признавалась древними греками. Одна из песней «Илиады» гласит, что «опытный врач драгоценнее многих других человеков». И все же он был отцом науки медицины. Среди подлинных гиппократовских книг обычно называют такие его труды, как: «Эпидемии», «Прогностику», «Афоризмы», большую часть «Диэты при острых болезнях», «О воздухах, водах и местностях» и др. Чтобы составить представление о стиле повествования Гиппократа, достаточно прочесть отрывок из наставлений этого врача ученикам: «Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства. В ней заключается знание доходов и употребление всего того, что относится к дружбе, к детям, к имуществу. С этим познанием также соединена некоторая мудрость, так как и врач имеет многое из всего этого». Хороший совет.

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Наука и техника В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную «Историю государства Российского», созданную в 1816–1829 гг.

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Наука и техника Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое,

Из книги Грозная Киевская Русь автора Греков Борис Дмитриевич

III. Сельское хозяйство и сельскохозяйственная техника Древней Руси Материальное производство есть основа общественной жизни, средства труда являются также и показателями общественных отношений, при которых совершается труд. История общества не может быть построена

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Культура Древней Греции Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Образование, наука и техника Развитая структура научной и культурной жизнедеятельности не могла существовать без закрепления достигнутых результатов в письменности. Сложный характер клинописи при этом определял важность системы образования.В наследство от шумерской

автора Керов Валерий Всеволодович

4. Наука и техника Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Наука и техника Во второй половине XVIII в. продолжилось начавшееся при Петре I интенсивное развитие отечественной научной мысли. Активизировался процесс вытеснения религиозных мировоззренческих установок научным подходом к пониманию явлений действительности.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 33. Наука и образование в Древней Греции Представления об окружающем миреГреков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами, то есть «любителями мудрости». Они

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

Глава шестая Наука и техника в античности Вступительные замечания Одно из коренных отличий античной науки от науки нового времени состояло в принципиально различном взаимоотношении между наукой и техникой. В наше время считается само собой разумеющимся, что

Из книги Анархия работает автора Гелдерлоос Питер

А как же наука и техника? Многие считают, что сложность современных технологий, высокая плотность инфраструктуры и производства в нашем обществе делают анархию мечтой, оставшейся в прошлом. Не то чтобы эти опасения были совершенно необоснованны. Однако созданию

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

2. Наука и техника Переход от мануфактуры к фабричному производству, изобретение парового двигателя совершили переворот в промышленности. Изготовление машин требовало все больше и больше металла. Железную руду теперь плавили не на древесном, а на каменном угле. Для

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Наука и техника Античные авторы и современные специалисты едины во мнении, на первый взгляд, о мало импонирующей норме научного исследования и о малом числе существенных технических новшеств в Римской империи. В типичном для римлянина, первично моральном способе

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Наука и техника. Специалисты В высших учебных заведениях готовятся специалисты по 230 специальностям и 1000 специализациям, что полностью удовлетворяет потребности Белой Руси. Для одаренной молодежи создан фонд Президента. За 10 лет более 11 000 учащихся, преподавателей и

Loading...Loading...