Недостатки долговременной памяти. В мти открыли белок, отвечающий за долговременную память. Запоминание и воспроизведение информации

электронное вычислительное устройство для обработки чисел;
устройство для хранения информации любого вида;
многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
устройство для обработки аналоговых сигналов.
2. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:
размера экрана монитора;
тактовый частоты процессора;
напряжения питания;
быстроты нажатия на клавиши;
объема обрабатываемой информации.
3. Тактовая частота процессора - это:
число двоичных операций, совершаемых процессором в единицу времени;
количество тактов, выполняемых процессором в единицу времени;
число возможных обращений процессора к оперативной памяти в единицу времени;
скорость обмена информацией между процессором и устройством ввода/вывода;
скорость обмена информацией между процессором и ПЗУ.
4. Манипулятор "мышь" - это устройство:
ввода информации;
модуляции и демодуляции;
считывание информации;
для подключения принтера к компьютеру.
5. Постоянное запоминающее устройство служит для:
хранения программы пользователя во время работы;
записи особо ценных прикладных программ;
хранения постоянно используемых программ;
хранение программ начальной загрузки компьютера и тестирование его узлов;
постоянно хранения особо ценных документов.
6. Для долговременного хранения информации служит:
оперативная память;
процессор;
магнитный диск;
дисковод.
7. Хранение информации на внешних носителях отличается от хранения информации в оперативной памяти:
тем, что на внешних носителях информация может хранится после отключения питания компьютера;
объемом хранения информации;
возможность защиты информации;
способами доступа к хранимой информации.
8. Во время исполнения прикладная программ хранится:
в видеопамяти;
в процессоре;
в оперативной памяти;
в ПЗУ.
9. При отключении компьютера информация стирается:
из оперативной памяти;
из ПЗУ;
на магнитном диске;
на компакт-диске.
10. Привод гибких дисков - это устройство для:
обработки команд исполняемой программы;
чтения/записи данных с внешнего носителя;
хранения команд исполняемой программы;
долговременного хранения информации.
11. Для подключения компьютера к телефонной сети используется:
модем;
плоттер;
сканер;
принтер;
монитор.
12. Программное управление работой компьютера предполагает:
необходимость использования операционной системы для синхронной работы аппаратных средств;
выполнение компьютером серии команд без участия пользователя;
двоичное кодирование данных в компьютере;
использование специальных формул для реализации команд в компьютере.
13. Файл - это:
элементарная информационная единица, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя;
объект, характеризующихся именем, значением и типом;
совокупность индексированных переменных;
совокупность фактов и правил.
14. Расширение файла, как правило, характеризует:
время создания файла;
объем файла;
место, занимаемое файлом на диске;
тип информации, содержащейся в файле;
место создания файла.
15. Полный путь файлу: c:\books\raskaz.txt. Каково имя файла?
books\raskaz;.
raskaz.txt;
books\raskaz.txt;
txt.
16. Операционная система это -
совокупность основных устройств компьютера;
система программирования на языке низкого уровня;
программная среда, определяющая интерфейс пользователя;
совокупность программ, используемых для операций с документами;
программ для уничтожения компьютерных вирусов.
17. Программы сопряжения устройств компьютера называются:
загрузчиками;
драйверами;
трансляторами;
интерпретаторами;
компиляторами.
18. Системная дискета необходима для:
для аварийной загрузки операционной системы;
систематизации файлов;
хранения важных файлов;
лечения компьютера от вирусов.
19. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией:
CD-ROM дисковод;
жесткий диск;
дисковод для гибких магнитных дисков;
оперативная память;
регистры процессора?

разгадайте кроссворд "хранение разгадайте кроссворд "хранение информациии".

1 информация хранящаяся во внешней памяти и обозначена именем (4 БУКВЫ)
2 носитель информации в древней руси (7букв)
3 память является инструментом... информации (8 букв)
4 записные книжки и другие внешние хранилища информации можно назвать... памятью(14 букв)
5 хранящаяся в этой памяти информация воспроизводится достаточно быстро (11 букв)
6 любые сведения об окружающем мире (10 букв)
7 носитель информации позволяющий сохранять для потомков лица людей пейзажи и т.д. (10 букв)
8 один из самый распространенных носителей информации с давних времен до наших дней (6 букв)
9 носитель информации из стеблей тростника (7букв)
11 древний носитель информации сделанный из кожи животных (9букв)
ПОМОГИТЕ ПРОШУ

6.) Файл содержащий данные (рисунки, тексты). (8 букв)
7.) обязательная часть програмного обеспечения - ... система. (12 букв)
8.) самая маленькая единица измерения информации. (3 буквы)
9.) информация хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем. (4 буквы)

Каждый человек в течение всей своей жизни накапливает определенную информацию, опыт и знания, необходимые ему в различных сферах его деятельности. Все это возможно благодаря памяти. Без нее человечество никогда не достигло бы прогресса и до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Память - это одна из важнейших функций нашего сознания. Что же означает это понятие? Каковы основные виды памяти в психологии? С какими ее нарушениями может столкнуться человек, и как их исправить?

Понятие и функции памяти

Память - это способность сознания человека накапливать, сохранять, а также воспроизводить полученные некогда знания, навыки, информацию о нашем мире. В различных формах она присуща всем живым организмам. Однако у людей, по сравнению с остальными существами, память находится на самом высшем уровне развития.

Различные типы памяти способствуют тому, что человек может не только овладевать некими сведениями, но и повторять и воспроизводить всевозможные действия. Память позволяет нам переноситься мыслями в прошлое, заново переживать эмоции и волнения, которые мы когда-то испытали. Эта функция человеческой психики обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего, делает возможным обучение и личностное развитие.

Память способствует координации работы различных подсистем нашей психики. С ее помощью человек способен добиваться цели, поставленной перед собой, благодаря запоминанию и воспроизведению в нужный момент необходимой информации.

К основным функциям памяти относится способность накапливать и сохранять полученные знания в течение длительного промежутка времени. Также она необходима для воспроизведения информации с максимальной точностью.

Классификация видов памяти в психологии

К свойственным, помимо человека, и другим организмам относятся генетическая и механическая память. Первая из них хранится в генотипе живого организма и передается по наследству. На нее невозможно оказать никакого влияния известными нам методами. Механическая память представляет собой способность к обучению, основанную на повторениях, без осмысления и осознания действий.

В зависимости от того, какой из органов чувств принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие типы памяти: слуховую, зрительную и осязательную. По продолжительности хранения информации она делится на долгосрочную и кратковременную.

Также классификация видов памяти производится по типу мышления человека. Согласно ей, выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.

Первый вид представляет собой процесс усваивания информации за счет построения некой цепочки ассоциаций. Так, например, когда человек изучает иностранный язык, то или иное слово может показаться по произношению похожим на русское. Таким образом, запомнить его будет намного легче.

Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.

Опосредованная память основывается на сопоставлении новых знаний с уже имеющимся у человека жизненным опытом. Она включает в себя и логическую, и ассоциативную память.

От того, насколько целенаправленно происходит усваивание информации человеком, выделяют такие виды памяти в психологии, как произвольную и непроизвольную. В первом случае знания фиксируются случайно, автоматически. Непроизвольная память же предполагает целенаправленную концентрацию внимания человека для сохранения необходимой информации.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время. Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла.

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Понятие и особенности зрительной памяти

Зрительная память характеризуется тем, что человек в состоянии запоминать увиденные им лица, текст, различные предметы. При необходимости вспомнить что-либо перед ним возникают некие образы, которые формирует наше сознание. Людям, у которых этот вид памяти развит в большей степени, легче усваивать информацию при зрительном контакте с предметом познания.

Особенности памяти этого вида состоят в том, что в процессе запоминания наш мозг преобразует и трансформирует исходные данные. При этом мелкие, неважные детали могут вовсе опускаться, а что-то более крупное и привлекающее внимание, наоборот, выделяться и преувеличиваются. Наше сознание способно представлять увиденную информацию в виде схем и рисунков, которые легче сохранить в памяти.

Зрительная память не у всех людей развита одинаково. Кто-то с легкостью опишет предмет, который он видел пару секунд, другой же человек, даже внимательно рассматривая ту или иную вещь, упустит потом важные моменты, рассказывая о ней.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память - это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Долговременная память

Способность человека хранить информацию в течение очень долгого, иногда ограниченного лишь продолжительностью нашей жизни, промежутка времени называется долговременной памятью. Она предполагает наличие у людей возможности в любой необходимый момент вспомнить и воспроизвести то, что когда-то прочно поселилось в сознании.

Человек в состоянии неограниченное количество раз рассказывать без утраты смысла и всех мельчайших деталей информацию, хранящуюся в долгосрочном хранилище памяти. Систематические повторения позволяют удерживать в голове данные все дольше и дольше.

Функционирование долгосрочной памяти связано с такими процессами, как мышление и сила воли. Они необходимы для того, чтобы отыскать в глубинах сознания некогда сохраненную информацию. Для того чтобы данные перешли в долговременную память, нужна четкая установка на запоминание, а также систематические повторения.

У всех людей этот вид памяти развит в различной степени. Чем лучше долговременная память, тем большее количество единиц информации способен запомнить человек при меньшем числе повторений.

Способность забывать как функция памяти

Многими людьми способность забывать рассматривается, как недостаток, и даже нарушение памяти, от которого хотелось бы избавиться. Действительно, мало кому понравится в нужный момент не суметь вспомнить важную информацию. Однако на самом деле способность забывать нам крайне необходима.

Если на секунду представить, что человек хранил бы в своей голове абсолютно все, и ни одна даже самая малейшая деталь не ускользала бы из нашего сознания, насколько перегруженной оказалась бы в итоге наша память? Помимо этого, есть множество неприятных и страшных событий, которые хочется поскорее забыть. Наше сознание устроено таким образом, что пытается стереть из памяти весь негатив. Люди стараются помнить только хорошее и поменьше думать о плохом.

Способность забывать позволяет человеку концентрироваться на самых важных вещах и сохранять в своем сознании только действительно необходимую информацию. Благодаря этой функции наша физическая память защищена от перегрузок. Однако не во всех случаях представление людей о нужных сведениях совпадают с выбором таковых нашим мозгом. Подобные ситуации создают для нас проблемы и неудобства, и человек жалуется, что у него плохая память.

Необходимо помнить, что даже люди с феноменальной памятью обладают способностью забывать ненужную, лишнюю информацию. Без этой способности мозг работал бы очень медленно, как перегруженный компьютер. При этом у человека часто возникали бы нервные расстройства и всевозможные проблемы с памятью.

Нарушение памяти: виды и причины

Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.

Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.

Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию - заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.

Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.

Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Упражнения для улучшения памяти

Существует множество упражнений для развития и тренировки нашей памяти. Многие из них можно применять в повседневной жизни, они не требуют специальной подготовки и наличия определенных книг и пособий.

Очень большого внимания заслуживает тренировка зрительной памяти. Приведем несколько примеров упражнений на ее развитие. Можете открыть любую картинку, посмотреть на нее несколько секунд, затем закрыть глаза и мысленно постараться вспомнить все, что вам удастся. Затем откройте глаза и проверьте себя.

Еще одним вариантом упражнений развития зрительной памяти является игра в карандаши. Вы можете взять несколько карандашей, бросить их на стол в случайном порядке, посмотреть на них пару секунд, а затем, не подглядывая, воспроизвести увиденное на другом конце стола. Если у вас все получается слишком легко, можно увеличить количество карандашей.

Для развития слуховой памяти будет очень полезным читать книги вслух. Однако делать это нужно с выражением, избегая монотонного чтения. Разучивание стихотворений также поспособствует улучшению слуховой памяти. Даже пара выученных четверостиший в день существенно повысят возможности вашей памяти. Можно попробовать запомнить и через некоторое время воспроизвести про себя разговор незнакомцев или услышанную в маршрутке новую для вас песню.

Для развития памяти постарайтесь каждый вечер вспоминать события прожитого дня в мельчайших деталях. Причем делать это нужно в обратной последовательности, то есть, начиная с вечера и заканчивая пробуждением.

Для того чтобы ваша память как можно дольше вас не подводила, необходимо полноценно питаться, отдыхать, избегать стрессов и негативных эмоций. Помнить все невозможно, поэтому даже если вы что-то забыли, постарайтесь отнестись к этому с юмором и не зацикливаться на проблемах.

Память - это в психологии совокупность информации, которая отображает события, эмоции, какие-либо знания, пережитые индивидом ранее.

Что такое память и ее нарушение

Благодаря ей у нас есть опыт, и человек является той личностью, какой его знают окружающие. Потеря памяти или ее нарушения доставляют большой дискомфорт личности.

Нарушение памяти в психологии - это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Такое нарушение лежит в основе многих болезней психического характера.

Основные виды расстройств памяти

Выделяют два основных вида нарушения памяти человека.

Качественные дисфункции подразумевают путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий. Больной не понимает, какие события являются реальными, а какие плодом его воображения.

Количественные дефекты отображаются в усилении или ослаблении следов памяти.

Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти. Большинство из них характеризуется кратковременностью и обратимостью. Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками.

Другие требуют серьезного подхода в лечении.

Причины возникновения нарушений в памяти

Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких.

Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости.

У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением.

Виды расстройства памяти

Каковы симптомы нарушения памяти? Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта.

Парамнезия - потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации.

Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия. Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени. Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда.

Виды амнезии

Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая.

Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы.

Фиксационная амнезия - это когда пациент неспособен запомнить поступающую информацию. Он вполне адекватно воспринимает действительность, но забывает информацию уже через несколько минут или секунд после ее получения. Это вызывает проблемы во временном ориентировании, а также в запоминании окружающих людей.

При тотальной амнезии человек не в состоянии вспомнить ничего из своей прошлой жизни. Он не знает своего имени, возраста, адреса, кто он и чем занимался. Как правило, такое расстройство психической наступает после получения тяжелой травмы черепа.

Палимпсест возникает в результате алкогольного опьянения, когда индивид не может вспомнить отдельные моменты.

При истерической амнезии личность забывает тяжелые, болезненные или просто невыгодные для себя воспоминания. Она свойственна не только душевно больным людям, но и здоровым, относящимся к истерическому типу.

Парамнезия - тип нарушения памяти, при котором возникающие пробелы заполняются разными данными.

Экмнезия и криптомнезия

Экмнезия - явление, когда личность проживает давно минувшие события как явление настоящего времени. Оно свойственно пожилым людям, которые начинают воспринимать себя как молодую особь и готовятся к поступлению в университет, свадьбе или к другим событиям, которые были пережиты в молодом возрасте.

Криптомнезия - расстройство, при котором человек выдает услышанные или прочитанные идеи за свои собственные, искренне веря в свое авторство. Например, прочитанные книги великих писателей в своем воображении больные могут присвоить себе, уверяя в этом окружающих.

Разновидностью криптомнезии может быть явление, когда человек событие из собственной жизни воспринимает как прочитанное в книге или увиденное в кино.

Лечение нарушений памяти

Классификация нарушений памяти являет собой довольно большой объем информации в психологии, существует множество трудов по изучению таких явлений, а также о методах их лечения.

Разумеется, проще заниматься профилактическими действиями, нежели самим лечением. Для этих целей специалистами разработано много упражнений, позволяющих держать свою память в тонусе.

Правильное питание и образ жизни также способствуют нормальному функционированию мозга.

Что же касается непосредственно лечения нарушений памяти, то оно будет зависеть от диагноза, степени запущенности и причин возникновения. Лечение препаратами начинается только после тщательной диагностики, проведенной врачом-специалистом.

Группа исследователей Массачусетского технологического института под руководством Нобелевского лауреата Сусуми Тонегава, директора Прикладного Центра изучения памяти, открыли молекулярные механизмы, управляющие долговременной памятью.


Результаты опубликованы в последнем номере «Cell» (Vol 116, 467-479, 6 February 2004. Translational Control by MAPK Signaling in Long-Term Synaptic Plasticity and Memory. Raymond J. Kelleher III, Arvind Govindarajan, Hae-Yoon Jung, Hyejin Kang, and Susumu Tonegawa).


На снимке: профессор Тонегава (в центре) и его сотрудники – аспирант Arvind Govindarajan (слева) и postdoc Ray Kelleher (справа) позируют для фотокорреспондента «Nature». Еще два пост-дока, принимавших участие в работе – Hae-Yoon Jung and Hyejin Kang – на снимок не попали.

[Если кто-нибудь сможет перевести на русский язык термин postdoc не более чем тремя словами – напишите, пожалуйста!]


Их открытие объясняет, каким образом сигналы, поступающие от нейронов, способствуют быстрому синтезу белка, необходимого для сохранения информации в памяти и облегчения синаптической передачи. Его результаты позволят понять, как память работает в норме и что происходит при нарушении способности к запоминанию, вызванной психиатрическими и неврологическими заболеваниями.

Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную происходит благодаря усилению и облегчению синаптических связей между нейронами. То, что в нейронах существует механизм быстрого синтеза новых белков, отвечающих за эти процессы, известно давно, но как именно работает этот механизм, оставалось неизвестным.

“То, что нам удалось открыть и что не было установлено ранее, это существование механизма активации, по сигналу которого происходит запуск синтеза белка’’, – говорит С. Тонегава. – Центральным компонентом этого механизма является митоген-активированная протеинкиназа (MAPK), которая эффективно активирует выработку белка, необходимого для долгосрочного хранения памяти.

Возможно, именно МАРК, действуя как ускоритель процесса выработки белка, отвечает за механизм перевода информации в долговременную память, – говорит Рей Келлехер, postdoc лаборатории профессора Тонегава и автор исследования. Он создал генетически модифицированных мышей, у которых действие МАРК было избирательно отключено. Заинтересовавшись этим процессом, он обнаружил, что у этих мышей отсутствует механизм долговременной памяти. По сравнению со способностью обычных мышей помнить задачи типа “лабиринт” неделями, мыши без МАРК могли помнить эту задачу только в течение нескольких часов. Исследователи обнаружили, что облегчение синаптической передачи в нейронах у генетически измененных мышей прекращалось намного быстрее, чем у обычных мышей.

Выяснив, что отсутствие долговременной памяти у мутантных мышей связано с нарушением синтеза нового белка, исследователи провели серию элегантных экспериментов, которые позволили точно установить, каким образом облегчение синаптической передачи с помощью МАРК способствует усиленному синтезу этого белка. Сравнивая молекулярные характеристики нейронов нормальных и мутантных мышей, они обнаружили, что стимуляция синаптической передачи вызывает активизацию МАРК, а ее активированная форма включает механизм синтеза белка. Эта прямая регуляция механизма синтеза белка помогает объяснить тот факт, что действие МАРК инициирует выработку в нейронах большого количества белков.

Считалось, что при образовании долгосрочной памяти происходит усиленный синтез ограниченного набора белков”, – говорит Тонегава. – Оказалось, что этот процесс включает в себя «сверхрегуляцию» синтеза очень большого количества белков“.

Следующий важный вопрос, который профессор Тонегава и его коллеги намерены решить, – выявить в нейронах конкретные мишени, определяющие, в каких синапсах произойдет синтез белков, облегчающих образование новых связей при запоминании, и не затрагивать другие синапсы.

Sms of cognitive function, we will better understand the basis of disorders of memory impairment. Improved understanding makes it far more likely that we can develop drugs for specific molecular targets.»

Перспективы клинического применения

«По мере дальнейшего выяснения молекулярных и клеточных механизмов когнитивных функции мы сможем лучше понять причины расстройств памяти. Чем лучше мы поймем этот процесс, тем более вероятно, что мы сможем разработать препараты для специфического воздействия на нейроны на молекулярном уровне» – считает Тонегава. – Нарушения усиления и роста синаптических связей связаны с разнообразными психиатрические и неврологические изменениями, влияющими на развивающийся и взрослый мозг. Исследование механизмов этих нарушений может открыть новые возможности лечения многих заболеваний. Следующим шагом может стать выяснение того, можно ли по нарушению регуляции синтеза белков определить зоны мозга, вовлеченные в процесс развития различных нейропсихиатрических заболеваний»

В этой статье мы подробнее остановимся на одном из параметров диагностики — типе памяти. У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания. Очень важно, чтобы у партнеров по общению (здесь и далее: родитель-ребенок, учитель-ученик, тренер-спортсмен и т.п.) тип памяти был либо совпадающим, либо сочетающимся. Соблюдение этого условия является основой для взаимопонимания, особенно, если возраст хотя бы одного партнера меньше 25—30 лет, т.к. до этого времени очень сложно выработать творческое взаимопонимание с человеком, имеющим отличающуюся систему восприятия мира. Иначе неизбежны конфликты и недопонимание между партнерами. К сожалению, ограниченный объем данной статьи не позволяет нам очень подробно рассказать обо всех нюансах и особенностях типов памяти, однако рассмотрим все же основные моменты.

Существует четыре, так называемых «чистых» типа памяти: слуховая, зрительная, тактильная (память тела), эмоциональная.

Но кроме них, где каждый тип является каналом, несущим информацию, существуют еще и сложные, состоящие одновременно из нескольких типов (от 2-х до 4-х) и комбинированные, когда один тип запускает (или активизирует) другой, несущий основную информацию. Запоминания информации не произойдет, если не будут соблюдены условия ее поступления. Так же существует большое количество типов памяти с различными отягощениями (т.е. запоминание информации уже изначально осложнено). Не углубляясь подробно в их структуру, хотелось бы заметить, что только по типам памяти существует порядка 10 в 437 степени вариантов сочетаний, и, в зависимости от типа памяти, человек запоминает информацию тем или иным способом, познает мир и общается с окружающими людьми. Все это основа для формирования внутренней системы ценностей человека.

Механизм нашей памяти состоит из двух частей: оперативной и долговременной. Опять таки, не углубляясь во все нюансы и особенности этих составных частей, условно обработку информации можно представить в виде схемы:

Что такое оперативная память? Это часть нашей памяти, с помощью которой мы анализируем поступающую информацию. Преимуществом оперативной памяти является включение анализа необходимости информации (нужно или не нужно запоминать), а без этого не может быть никакого запоминания ни оперативного, ни долговременного. К недостаткам данной части памяти относится кратковременность хранения информации. В зависимости от степени активизации и сосредоточенности человека информация хранится от 5-ти часов до 3-х месяцев (но не более), а далее забывается. Если все обучение, будь то танцевальные па, вокал или математика, производится только благодаря оперативной памяти, то постоянно возникает необходимость каждые 2—3 месяца восстанавливать эту информацию (т.е. изучать ее заново). Поэтому ту информацию, которой необходимо пользоваться длительное время (например, профессиональные знания), лучше «записывать» на долговременный канал памяти. Именно он позволяет нам, изучив один раз информацию, пользоваться ею на протяжении всей жизни. К недостаткам долговременной памяти можно отнести необходимость многократного (от 2-х до 8-ми раз) повторения информации на несущем типе памяти.

Типы оперативной и долговременной памяти у человека в большинстве случаев не совпадают. Что же происходит, если информация поступает не на соответствующем канале памяти? Например, у ребенка оперативная память зрительная, долговременная — тактильная, а родители подробно рассказывают, что они хотят от него, особенно находясь в другой комнате, когда ребенок их не видит. В таком случае информация оказывается недоступной для восприятия (т.е. он ее не слышит, не видит, не понимает, не ощущает либо полностью, либо большую ее часть). Тогда Вы, уважаемые родители или педагоги, сталкиваетесь с ситуацией, когда Вы очень подробно объяснили задание, а ваш ребенок его не выполнил. При этом, он не понимает, за что его наказывают, т.к. глубоко убежден, что вы не давали ему такого задания. Просто информация им не анализируется и не запоминается. Поэтому, зная тип памяти вашего ребенка и ее особенности, можно организовать обучение и воспитание максимально эффективно, затратив минимум усилий как своих, так и ребенка. Тем самым вы уменьшаете психологическую, информационную и стрессовую нагрузку на вашего ребенка, да и сами испытываете меньше разочарований.

Зная тип памяти, можно также выработать оптимальную систему поощрения и наказания, корректирования поведения. Так, например, если вы не хотите потерять взаимопонимание со своим ребенком, то поощрения должны идти по типу долговременной памяти, а наказание и негативные воздействия по оперативному типу памяти. Тогда все поощрения будут откладываться в долговременной памяти, а наказания, хотя и будут проанализированы, но сами через некоторое время исчезнут из памяти. Очень часто, не зная типа памяти ребенка, учителя и родители хвалят и поощряют его на отсутствующем канале памяти, а наказывают на долговременном. Так, например, у ребенка долговременная память — тактильная (память тела), а родители хвалят его только на словах, а за провинности бьют или просто отталкивают его от себя. В итоге к 13—15 годам у ребенка складывается стойкое убеждение, что родители его не любят и что общение с ними несет для него только боль. Между родителями и ребенком вырастает стена непонимания, и просто общение с близкими людьми каждый раз приносит ребенку психологическую травму. Однако, родители абсолютно уверены, что сделали все для своего ребенка и старались изо всех сил. А всего то необходимо было правильно преподносить информацию: в нужном виде и с нужной скоростью. Когда такие нарушения взаимоотношений возникают между партнерами (например, в танцевальной паре), это приводит к распаду пары, возможно весьма перспективной в спортивном отношении. Когда аналогичная ситуация складывается между тренером и учеником, это может привести к крушению спортивной карьеры ученика, к уходу его из спорта, что зачастую тяжело воспринимается всеми участниками конфликта. На самом деле никто не желал причинить боль другому. Просто многие полагают, что все люди одинаково воспринимают окружающий мир, а это далеко не так.

Тип памяти, являясь основным инструментом познания мира, создает условия для формирования основополагающих принципов врожденной философии человека. Не зная приемлемых способов подачи информации, вы вольно или невольно наносите удар в «святую святых» ребенка (или взрослого), тем самым ломая его внутреннюю философию. В итоге она не становится похожей на Вашу (так как сформирована по другим принципам) и не может эффективно работать (ей нанесена травма, которая изменила некоторые постулаты). В связи с этим повышается нервозность, возбудимость, снижается стрессоустойчивость, понижается уверенность в себе и как следствие нарушения деятельности иммунной системы — сначала небольшие, а затем и более серьезные заболевания организма. Еще одним отрицательным аспектом для человека с нарушенной системой внутренней философии является резкое падение творческого потенциала при отсутствии явных видимых причин. Человек накладывает на себя внутренние ограничения и запреты быть самим собой, из чего следует невозможность обретения удачи и счастья в его понимании, а не в вашем, уважаемые родители.

Все эти причины, на наш взгляд, являются весомой основой для проявления интереса со стороны родителей, тренеров, педагогов, к типу памяти.

Еще раз хотим напомнить, что этотпоказатель врожденный, и поэтому он не изменяется в течение жизни, за исключением нескольких случаев: черепно-мозговая травма, травма позвоночника, многочасовой наркоз (более 3-х часов), ранние роды (до 25 лет) или контузии. Только в этих случаях врожденные параметры в зависимости от тяжести травмы могут измениться.

Знание типа памяти вашего ребенка позволят вам правильно подобрать методику обучения, способ подачи информации, подобрать максимально эффективные учебники и методические пособия. Так же вы сможете подобрать развивающие игрушки и игры (в т.ч. и компьютерные) именно для вашего ребенка, понять способ познания мира (т.е. осознать, что для него является ценным, а что нет). Знание типа памяти помогает определить большинство стрессовых ситуаций для вашего ребенка, а значит, и избежать их возникновения. Так же можно научиться в условиях авральной работы или экзаменов применять варианты скорой помощи для снятия стресса эффективные именно для вас (вашего ребенка), а не пытаться методом проб и ошибок выявить эффективный способ, не всегда на это есть время.

Конечно, при проведении диагностических исследований тип памяти является, хотя и очень важным, но далеко не единственным показателем. В следующих публикациях мы расскажем о других врожденных параметрах не менее важных, чем тип памяти.

Loading...Loading...