Восприятие реальности: трамплин в Высший мир. А может и такой Уровень конкретных объектов

Принцип жизни № 6:

Ваша стратегия. Определите те фильтры восприятия, через которые вы видите мир. Признайте свое прошлое, но не оставайтесь под его властью.

Этот принцип настолько глубок, что определяет, насколько вы счастливы, удовлетворены жизнью и спокойны. Приня­тие этого принципа означает, что вы признаете тот факт, что независимо от того, что происходит в вашей жизни, толь­ко от вас зависит, как вы воспринимаете это событие. Какое бы значение или ценность определенное обстоятельство ни имело для вас, это будет то значение или та ценность, которые вы ему придадите.

Чтобы понять, как работает этот принцип, вам нужно уяснить разницу между ощущением и восприятием. Когда световые волны воспринимаются глазами или звуковые вол­ны - ушами, это ощущение: явление, заключающееся в воз­действии раздражителей, воспринимаемых нашими органа­ми чувств. Восприятие, с другой стороны, это то, как вы образуете эти ощущения и воспринимаете их. Восприятие ­это уровень, на котором вы приписываете определенное зна­чение ощущениям, воспринимаемым из мира.

Замечание о том, что "красота находится в глазах зри­теля" - признание того, что ваше восприятие может быть в значительной степени отличным от моего. Оба мы можем смотреть на одну и ту же картину, и мне она могла бы понра­виться, в то время как вам - нет. Это утверждение является верным и относительно всех событий в вашей жизни. Мы не можем говорить о том, что происходит в вашей жизни, не принимая в расчет вашу интерпретацию произошедшего.

Поскольку вы - единственная в своем роде личность, ваше восприятие уникально. Не важно, насколько, как вы ду­маете, вы похожи на другого человека: значение, которое вы придаете про исходящему в вашей жизни, является исключи­тельно вашим. Неспособность признать этот принцип создает больше проблем, чем вы могли бы когда-либо представить.

Теперь мы знаем, например, что вдобавок к отличи­ям одного индивидуума от другого в характере восприятия и интерпретации, существуют также половые различия, ко­торые отличают восприятие мужчин и женщин. На протя­жении веков этот феномен мучил женатые пары.

Не секрет, что муж и жена, глядя на одну и ту же ситу­ацию, могут придумать две совершенно разные версии того, что это может означать. Это "несовпадение восприятий" мо­жет вести к чувству разочарования, замешательству и дис­гармонии в браке. В частности, годами проверяя эту теорию буквально на тысячах пар, я обнаружил, что женщины дума­ют даже о таких приземленных вещах, как домашние обязан­ности, совсем не так как мужчины. Существует широкий спектр несоответствий в том, как партнеры интерпретируют такие простые вещи, как вынос мусора. Мужчины склонны относить вынос мусора к категории обязанностей. Большинство женщин, с другой стороны, относятся к этому как к акту проявления любви. Женщины объясняли мне это следующим образом: "Вынос мусора - это неприятная работа, и, если бы он любил меня, он бы выполнял ее, чтобы избавить меня от этой неприятной необходимости. Если он не делает таких простых вещей, которые, как он знает, повышают качество моей жизни, то, следовательно, не заботится обо мне, и поэтому я прихожу к заключению, что он меня не любит".

В противоположность женщинам, мужчины восприни­мают вынос мусора просто как одну из многих обязанностей, которые они должны выполнить в установленный день. Муж­чины воспринимают это так, что, если они не могут "найти время" в этот день, они просто добавят вынос мусора к списку дел на следующий день. Им никогда не приходит в голову, что, поскольку женщины воспринимают выполнение этой домаш­ней обязанности как акт проявления любви, их отказ от ее выполнения будет оцениваться как нелюбовь.

Вопрошая о том, кто прав и кто не прав в этом ба­нальном сценарии, ничего нельзя добиться. Ни один из супругов не является правым или виноватым. Реальности не существует, есть только восприятие. Если она истолко­вывает отказ от выполнения этой задачи как проявление нелюбви, то эта интерпретация так же реальна для нее, как солнце, восходящее по утрам. Если он истолковывает это просто как еще одно задание на день, совершенно не при­давая ему эмоционального значения, то это является его восприятием, настолько же реальным для него, как ее вос­приятие - для нее. То, как вы оцениваете событие, - это то, что определяет его значение для вас. Ключевой момент состоит в том, что там, где затронуто ваше восприятие, у вас есть способность выбирать нечто отличное от того, что вы обычно выбираете, если вы захотите сделать это. Когда речь идет о том, как вы представляете себе вещи и обстоятельства и в каком свете вы их видите, у вас действитель­но есть выбор.

Одна из самых суровых проверок этой истины, какую только можно себе представить, произошла в жизни доктора Викто­ра Франкла, австрийского психиатра, который был взят в плен нацистами во время Второй мировой войны и оказался узником концентрационного лагеря в Аушвице. Фашисты убили его жену и родителей и, подвергая всевозможным ос­корблениям, держали его жизнь в своих руках. Когда впос­ледствии доктор Франкл писал о своих переживаниях в кон­центрационном лагере, он описал тот постоянный навязчивый контроль, который осуществляли охранники: каждый день ему и его соузникам говорили, когда садиться, когда вста­вать, когда работать, когда есть и когда спать, и еще им гово­рили, позволят ли им сегодня жить или заставят умереть.

В своей восхитительной и вдохновляющей книге "Че­ловек в поисках смысла" доктор Франкл заметил, что перед лицом этих бесконечных зверств он обнаружил один очень важный аспект своего существования, который охранники не могли контролировать: какую именно позицию он зани­мал по отношению к своему страданию. Они не могли навя­зать ему, как он будет воспринимать обращение с ним и как относиться к происходящему.

В какой-то момент в середине срока своего заключе­ния доктор Франкл принял ключевое жизненно важное ре­шение. Он понял, что, считая эти ужасные страдания ли­шенными всякого смысла, он сойдет с ума. Вместо этого он решил жить по принципу: "Мы осознаем и переживаем эту жизнь только через смысл или значимость восприятий, ко­торые мы им приписываем".

Я полагаю, можно с уверенностью сказать, что вы ни­когда не подвергались такому испытанию, которое выпало на долю доктора Франкла. Тем не менее его послание имеет непосредственное практическое применение. События в ва­шей повседневной жизни имеют только то значение, кото­рое вы им приписываете. Иначе говоря, не существует хоро­ших новостей и плохих новостей - существуют просто новости. У вас есть власть выбирать свое восприятие. И вы развиваете эту силу выбора при всех обстоятельствах, каж­дый день своей жизни.

Когда вы будете обдумывать уместность этого наблю­дения по отношению к своей собственной жизни, а факти­чески к жизни любого человека, полагаю, что вы поймете, почему я считаю, что это настолько глубокая истина. Фило­софия доктора Франкла сегодня так же верна, как и в ужас­ной обстановке концентрационного лагеря. Подумайте об этом. Когда вы покупаете газету и заголовок гласит: "Де­мократы одержали верх в сенате" - это хорошие новости или плохие? На самом деле, не то и не другое; это просто новости. Это не хорошо и не плохо до тех пор, пока вы не припишите этому значения. Если вы сами демократ и вас устраивает, что делают демократы в политической жизни, то это может быть хорошей новостью. Если вы республиканец, который не удовлетворен тем, что они делают, то это опреде­ленно плохая новость. Важно отметить, что ваша реакция на заголовок - результат не произошедшего события, а вашего выбора, как воспринимать то, что произошло.

Я не говорю, что одно из ваших решений должно заключаться в том, чтобы решить, что все случающееся в вашей жизни хорошо. Очевидно, что это не всегда разумная реак­ция. В том случае, если одному из ваших детей или любимо­му человеку наносится какой-то вред или с ним происходит трагедия, то неразумно воспринимать это как благо. Но у вас есть выбор, будет ли для вас это событие полной катастро­фой или станет чем-то, с чем вы справляетесь конструктив­ным образом.

Если, например, один из ваших детей травмирован, вы можете извлекать уроки из этого события и, таким образом, защищать своих детей в будущем более эффективно. Вы мо­жете выбрать понимание того, что ребенок учится иметь дело с реальностью жизни и преодолевать неприятности. Вы мо­жете выбрать научиться тому, чтобы не воспринимать здоро­вье и благополучие как нечто само собой разумеющееся и даруемое просто так вы можете решить предпринять неко­торые шаги для изменения ситуации, которая привела к трав­ме, защищая, таким образом, других детей.

Куда бы вы ни посмотрели, ВЫ видите примеры имен­но такого рода извлечения уроков из неприятностей и обре­тения в них смысла. "Матери против пьяных водителей" (MADD) - замечательная организация и идеальный пример того, как родители, которые пострадали от потери или трав­мы ребенка по вине безответственной части общества, реши­ли путем общественной деятельности найти смысл и извлечь пользу из своих страданий. Пожалуйста, ни на минуту не подумайте, что я говорю, будто хотя бы один из этих родите­лей считает, что эта общественная деятельность стоит трав­мы или смерти их ребенка. Я лишь указываю на то, что их реакция на тот факт, что это случилось, была их свободным выбором и что они выбрали конструктивную альтернативу. Вы на самом деле можете выбирать, как воспринимать мир.

Все мы видим мир через индивидуальные фильтры восприятия. Эти фильтры - наша личность, наше отноше­ние к обстоятельствам, наши точки зрения и взгляды на жизнь - сильно влияют на те объяснения, которые мы даем событиям в нашей жизни. Эти объяснения, в свою оче­редь, влияют на то, как мы будем реагировать на ситуацию и, следовательно, как, в конце концов, окружающие будут реагировать на нас. Присутствие этих фильтров не явля­ется ни хорошим, НИ плохим обстоятельством, они просто есть. Какие-то фильтры могут быть полезными и конст­руктивными, тогда как другие могут быть искаженными и разрушительными. Но чтобы жить эффективно, вы долж­ны осознавать присутствие своих фильтров и позаботить­ся о том, чтобы они не искажали ваше восприятие, вводя вас в заблуждение и направив по неверному пути в про­цессе принятия решений.

Не должно вызывать вопросов и то, что фильтры, че­рез которые мы видим мир, по большей части являются по­бочным продуктом нашего воспитания и обучения в про­шлом. Человек, воспитывавшийся, к несчастью, в обстановке вражды и насилия, будет, вероятно, рассматривать свои пе­реживания и события своей жизни через фильтр, который заставляет его понимать мир как опасную и угрожающую среду. В противоположность ему тот, кто воспитывался с любовью, вниманием и заботой будет, весьма вероятно, вос­принимать мир через фильтр, благодаря которому он видит­ся как нечто замечательное.

Но вспомните урок принципа жизни № 6: . Вы несете ответ­ственность за свою жизнь. Это означает, что вы не должны использовать события прошлого для того, чтобы придумы­вать себе оправдания. Да, мы являемся продуктом нашего воспитания и обучения. Действительно, дети учатся на том, что окружает их в жизни. Но что вам нужно осознать, так это то, что здесь и сейчас не должно иметь значения, хоро­шим или плохим было ваше прошлое, оно просто было. Я не обсуждаю с вами, хорошие или плохие карты вам доста­лись, были с вами справедливы или нет, правильно с вами обращались или нет. Предположите на минуту, что мы на­ходимся в ситуации, когда я, как психолог, вас консульти­рую. Конечно, я хочу знать, какова история вашей жизни. Что еще важнее, я хочу, чтобы вы знали эту историю. Я хо­чу, чтобы вы осознавали, что, если вас изнасиловали или избили, когда вам было пять лет, это событие могло иска­зить ваше представление об отношениях между людьми.

Я, конечно, не обсуждал бы с вами, справедливо ли то, что вас изнасиловали или избили, или это "просто часть вашей жизни"; конечно, я согласился бы с вами, что это несправедливо - это и в самом деле ужасно. Не в этом смысл зна­ния вашей биографии. Ценность вашей личной истории состоит в том, чтобы заставить вас осознать, что кто-то по­местил фильтр поверх ваших глаз и разума, и теперь этот фильтр влияет на то, как вы видите мир. Стоит вам осоз­нать это, и вы сможете принимать в расчет искажающие ваши представления фильтры.

Если вы продолжаете смотреть на мир через фильтр, созданный прошлыми событиями, то позволяете своему про­шлому контролировать и навязывать вам как ваше настоя­щее, так и ваше будущее. Возьмите мой пример о ком-то, кто был изнасилован или избит в возрасте пяти лет. Единственное, что может быть хуже, чем само это событие, - позволить воспоминаниям разрушить всю последующую жизнь челове­ка, определенным образом окрашивая его видение мира тридцать, сорок или пятьдесят лет спустя. В этом сценарии ужас­ные события детства никогда не заканчиваются, они живут вечно. Как вы уже узнали, вы не можете изменить того, чего не признаете. Стоит вам признать, что боль от определенного события изменила наш взгляд на мир и на окружающих, и вы перестанете быть узником этого восприятия.

Ясно, что вы, конечно, не несете ответственности за то, что были изнасилованы или с вами плохо обращались, когда вы были ребенком. Но вы, несомненно, ответственны за то, как реагируете на это сейчас. Когда дело касается ва­шего восприятия, это означает, что вы должны отдавать себе отчет, через какие фильтры вы смотрите на мир. Иначе вы введете себя в заблуждение и пойдете по ложному пути.

Спросите себя: "Через какие фильтры я смотрю на мир?" Определите эти фильтры так, чтобы вы могли ком­пенсировать их влияние на вашу жизнь. Если вы агрессив­ны и постоянно ищите повода к ссоре, не воспринимаете ли вы всех людей как врагов, когда они ими не являются? Вы не доверяете представителям противоположного пола? Вы чрез­вычайно наивны и слепо доверчивы? Каким бы ни был ваш фильтр, вам нужно знать о нем.

Вы, наверное, заметили, что существуют люди, кото­рые, когда сталкиваются лицом к лицу со стрессом и жест­кими требованиями со стороны окружающих, впадают в панику или теряют душевное равновесие. Уверен, что вы знаете и других людей, которые действительно выходят из кризиса еще более сильными и отлично выполняют свою работу, находясь в состоянии стресса и острой нехватки времени. Два разных типа реакций могут быть ответом на один и тот же набор стимулов. Почему? Потому что один человек видит кризис через такой фильтр, который побуж­дает его к восприятию кризиса как непреодолимого и неуп­равляемого события, тогда как другой человек воспринима­ет кризис как благоприятную возможность для роста и говорит себе: "Для меня это отличная возможность выде­литься и проявить себя".

Чаще, когда мы осознаем чей-то фильтр, это проис­ходит потому, что он вносит свой вклад в поведение, кото­рое мы находим своеобразным, если не сказать ненормаль­ным. Людям с "необычными фильтрами" часто приклеивают ярлык сумасшедших. Хотя многие из этих людей пребыва­ют в клиниках для душевнобольных, мы сталкиваемся с не­которыми из них в повседневной жизни, и эти люди прида­ют своеобразную пикантность обстоятельствам нашей жизни. На сегодняшний день самое распространенное лож­ное представление о психологии таких людей состоит в том, что эти люди просто не умеют логически мыслить и делать выводы. Ничто не может быть дальше от истины. На самом деле, тогда как у них явно другой взгляд на вещи, их реаль­ные рассуждения могут быть очень похожими на наши. Они просто начинают свои логические построения "не с того конца", поскольку их фильтры восприятия отличаются от фильтров обычных людей.

Вы можете вспомнить, что привычка делать ошибоч­ные первоначальные предположения была одним из видов эпидемического поведения, о котором говорилось в первой главе этой книги. Я уверен, что вы бы согласились, что, как и любой другой человек, временами делали Ошибочные пред­положения относительно кого-то или чего-то и эти предпо­ложения уводили вас дальше по неверной дорожке. То же самое может быть сказано о многих из тех, кто лечится в пси­хиатрических клиниках. Единственное различие может быть в том, что их исходные предположения выпадают дальше за пределы господствующей тенденции, чем ваши. Но как и вы, психически больные люди совершают важную ошибку, ко­торая заключается в том, что вы и они не проверяете свои пред­положения прежде, чем начнете обращаться с ними как с ис­тинными.

На первой неделе моих занятий в интернатуре, кото­рые проходили в психиатрической больнице города Вако, я познакомился с больным, пребывание которого казалось там совершенно неуместным. Большинство пациентов клини­ки были похожи друг на друга. Они были тощими, неряш­ливыми и плохо одетыми. Но у этого джентльмена была изысканность и изящество аристократа. Спокойно беседуя со мной в коридоре, одетый в костюм-тройку, ОН мог бы так же легко ждать начала заседания правления группой кор­порации. Его суждения были такими же здравыми и четки­ми, как и у любого другого нормального человека, с кем я был знаком. Фактически вначале я ошибочно принял его за представителя обслуживающего персонала. Затем я позна­комился с персоналом клиники и понял, что он был уж слишком изысканным, чтобы быть одним из нас. Я подо­шел к своему руководителю и спросил его об этом парне. Он и прошептал: "Ричард вовсе не таков, каким выглядит. Прояви терпение".

В этот момент я считал себя и в самом деле психоло­гом, хотя и не имел совершенно никакого опыта. Я был уве­рен, что знаю практически все, что можно знать. Убежден­ный, что мой руководитель ошибается, я возобновил разговор с Ричардом, который утверждал, что он ветеран войны и время от времени приходит в больницу, чтобы вос­становиться от истощения. Это меня раздражило. Я помню, как размышлял, уходя домой, что здание больницы не дол­жно быть отелем или домом отдыха и что Ричарда следует отправить домой.

Примерно неделю спустя, во время бабьего лета, сол­нечным сентябрьским днем, я прогуливался по территории больницы, наслаждаясь прекрасной погодой. Подойдя к ска­мейке, я увидел кого-то, съежившегося под ней. Все тело этого несчастного напряглось от дрожи. Это был Ричард. Я поспешил к нему, склонился над ним и спросил: "Ричард, что случилось?"

"Ложитесь! - закричал он. - Ложитесь! Они стреля­ют, они стреляют!"

Мне немедленно пришло на ум, что если бы кто-то решил случайно пострелять в людей из ружья, то психиат­рическая больница на тысячу двести мест оказалась бы впол­не подходящим для этого местом. Я бросился на землю. Заползая под скамейку к Ричарду, а затем пристально огля­дывая горизонт во всех направлениях, я попросил его рас­сказать мне, что случилось. Ричард с тревогой в голосе объяс­нил, что "они стреляют в меня из своих ружей тепловыми лучами". Смущенный, я отряхнулся и встал. Теперь, сидя на скамейке, а не съеживаясь под ней, я попытался понять, что же все-таки произошло.

Чтобы сократить длинную историю, скажу, что Ри­чард был одет в черную нейлоновую рубашку; он сидел на скамейке, а лучи солнца падали ему на спину. Погода была такая, что пока солнце закрывали облака, было Довольно свежо, но когда оно светило, пригревало очень сильно. И как только Ричард почувствовал тепло на своей спине, он не­медленно предположил, что "они" атаковали его "тепловы­ми лучами".

Конечно, его Исходное предположение было ошибоч­ным. Слегка эксцентричное, да. Но будь его предположение верным, разве не имело бы все остальное поведение Ричар­да правильный смысл? Если бы вы поверили, что в вас стре­ляют, то очень логичным было бы спрятаться в укрытие, бояться за свою безопасность, предупредить других и быть в наивысшей степени встревоженным. Ричард не был нелогич­ным, он просто сделал ошибочное предположение и не смог проверить его справедливость.

Не именно ли это вы делаете в своей жизни? Не стро­ите ли вы предположений, которые вам не удается прове­рить, и затем не относитесь ли к ним, будто бы они были истинными? И не является ли результатом этого поведе­ния то, что вы выстраиваете реальность, основываясь не на фактах, а на непроверенном восприятии? Может быть, пред­положения, которые вы делаете и не проверяете, не такие причудливые, как у Ричарда, но они могут быть такими же ошибочными.

Подумайте об этом. Может быть, ваше ошибочное исходное предположение выглядит так: "Я никому не нравлюсь". Если вы относитесь к этому предположению как к истинному и не проверяете его, вы можете никогда не собрать опроверга­ющую его информацию. При любой встрече или знакомстве с новым человеком ваше предположение заставит вас составить неверные суждения о том, что вам следует и чего не следует делать. Теперь предположим, что некто с более причудливой и навязчивой идеей-фикс может поверить, что мир действитель­но сговорился, чтобы достать его (что, в конце концов, всего лишь более радикальная версия "Я никому не нравлюсь"). Пред­положим, что он тоже не проверил исходное предположение. Вы оба сделали ошибочные исходные предположения, и никто из вас не проверил их правдивость. Я бы предположил, что, за исключением этих двух исходных изъянов в вашем мышлении, как вы, так и ваш более эксцентричный двойник продемонст­рировали хорошую логику. Вовсе не обязательно быть нелогич­ным, чтобы совершать грандиозные ошибки. Если вы начинае­те с неверного предположения и затем рассуждаете правильно, вы по-прежнему бьете мимо цели.

К сожалению, наши фильтры искажают реальность особенно сильно, когда мы смотрим на самих себя. Несом­ненно, людям трудно увидеть себя в истинном свете. Мы совершенно не замечаем того, как влияем на свои впечатле­ния. Вспомните, сколько раз вы слышали, как люди расска­зывают о каком-нибудь случае в своей жизни, не замечая, кажется, никакой своей ответственности за то, что произош­ло. Вы слышите, как они обвиняют других людей, вовле­ченных в ситуацию, часто с мучительными подробностями, и возлагают ответственность за случившееся на всех и вся, не обращая внимания на то, что очевидно для слушающих, на свой собственный вклад в происшествие.

Я работаю с выдающимся и опытным судебным ана­литиком, чье имя было бы нескромным открывать: Линдон МакЛеннэн. Несколько лет назад Линдон - тогда ему было около сорока лет - переехал и временно остановился в но­вой квартире. Когда я проходил мимо офиса Линдона ут­ром в понедельник, я случайно услышал, как он рассказы­вал коллегам о том, что произошло с ним в выходные. Один из его новых соседей - мужчина, наверное, двадцати с лиш­ним лет - вошел в прачечную самообслуживания и без раз­решения вынул одежду Линдона из сушилки, выложил ее на стол и затем загрузил туда свою собственную одежду. Линдон вышел на минуту, но вернулся во время этого, несомненно гнусного, посягательства на его собственность. Когда Линдон рассказывал нам об этом происшествии, было ясно, что он все еще в смятении. Сейчас я признаю, что знал очень немного о правилах этикета в прачечной самооб­служивания, пока не уловил смысла этого рассказа.

Линдон сказал, что столкнулся лицом к лицу с тем на­глым молодым человеком, и в результате между ними произо­шел спор. Через несколько секунд разговор, видимо, как-то иссяк, потому что Линдон и незнакомец теперь сцепились друг с другом и повалились на пол, где Линдону удалось уложить молодого человека на лопатки. Следующую часть истории он рассказал с огромным энтузиазмом. Сидя на этом молодом человеке, упираясь коленями в его грудь, вцепившись руками в его горло, Линдон вопил: "Если ты наконец повзрослеешь и будешь вести себя соответственно своему возрасту, я отпущу тебя!" История закончилась тем, что Линдон спросил нас, мо­жем ли мы поверить , насколько несерьезным и незрелым был этот молодой человек

Тогда мне пришло в голову, что Линдон, которому было сорок лет и который боролся с кем-то на полу в пра­чечной самообслуживания в споре за сушилку, тоже вел себя немного менее зрело, чем это соответствует его возрасту. Бессмысленный взгляд, которым Линдон встретил это пред­положение, показал нам, что это никогда не приходило ему в голову. Он совершенно не осознавал своей роли в этом инциденте и был явно шокирован, когда все в комнате взорвались от смеха. С тех пор его прозвали "Ландромат" в переводе на русский язык - "Прачечная самообслужива­ния". - Прим. пер. ). (Он может со временем исправить это, но только в том случае, если мне нечего будет сказать на эту тему.) Смысл здесь в том, что Линдону было почти невоз­можно сохранить объективность в оценке своего собственного поведения в этом эпизоде, увидеть свое собственное поведение в ясном и разумном свете. А как насчет вас?

Одна из величайших трудностей с фильтрами, отно­сится ЛИ это к восприятию вас самих или к восприятию других людей, состоит в том, что фильтры образованы зас­тывшими убеждениями. Застывшее убеждение можно пред­ставить себе как жизненно важное решение, плохо срабо­тавшее: это негативное предубеждение настолько укрепилось в вашем мышлении, что является мертвой, застывшей частью вашей системы представлений. Застывшие убеждения обычно очень опасны, если у них нет другого оправдания, кроме их твердости и непоколебимости. Сознательно или как-то иначе, вы перестали искать или получать и перера­батывать новую информацию. Вы относитесь к этому убеж­дению как к факту и больше не подвергаете его обсужде­нию или корректировке. В этих условиях вы не только упускаете новую информацию, но и не замечаете важных перемен в себе и в других людях, которые могли бы опро­вергнуть это застывшее убеждение. Одна из самых опасных категорий застывших убеждений - то, что я называю огра­ничивающими убеждениями. Это убеждения, которые су­ществуют у вас по поводу собственных недостатков и огра­ничений, реальных или мнимых.

Как всегда, вы не сможете изменить то, чего не при­знаете. Не признавать, что у вас есть ограничивающие убеж­дения и не выяснять, что они из себя представляют, означа­ет: они остаются активными, угрожающими подорвать тот жизненный план, который вы почти составили. Очень час­то это происходит тогда, когда вы уже столкнулись с про­блемой, и тут ваши ограничивающие убеждения поднима­ются на поверхность сознания, создавая сомнения относительно ваших способностей справиться с кризисом. Такое пренебрежение ими и предоставление им возможно­сти продолжать существование могли бы стать губительны­ми для любых ваших усилий. Вы должны убедиться, что столкнулись лицом к лицу с этими убеждениями, противо­стоите им и устранить их сейчас же, немедленно . Чтобы сделать это, вам придется сначала определить и признать су­ществование каждого из них.

Давайте уточним, за чем мы охотимся. Убеждения ­это все те представления, которые вы рассматриваете как правдивые и правильные. Вы относитесь к ним как к факту: вы больше нс проверяете их, не говоря уже о том, чтобы по­ставить их под сомнение: вы верите, что уже обнаружили истину, и дело с концом. Ограничивающее убеждение в та­ком случае - это некоторое негативное восприятие самого себя, которое, как вы решили, истинно и справедливо по от­ношению к вам. Вы "знаете", что это правда, так что просто принимаете это и живете с этим.

Наша цель сейчас - вновь вернуться к вашей базе данных по каждому отдельному ограничивающему убежде­нию, которое у вас есть. Вы должны бросить им вызов, вместо того чтобы жить, подчиняясь им, будто это заповеди на каменных скрижалях. Далекие от того, чтобы быть высеченными в камне, многие из них наверняка являются про­дуктами искажающих действительность фильтров, созданных событиями далекого прошлого.

Задание № 10. Вы, наверное, уже можете догадаться, что я собираюсь попросить вас порыться в своем созна­нии и найти те ограничивающие убеждения, которые вы носите с собой изо дня в день. Они есть у всех. Опас­ность состоит в том, что вы носите их так долго, что можете даже не осознавать их присутствия. Но един­ственное, что более опасно, чем их негативное влияние в вашей жизни, - негативное влияние, которое вас не настораживает, которое бесшумно, коварно и почти не­заметно подрывает ваши усилия измениться. В этом и состоит природа ограничивающих убеждений.

Некоторые из них могут брать свое начало в вашем далеком детстве. (Вы знаете, что ни один психотерапевт не может написать книгу, не упомянув в ней о вашем детстве!) другие могут быть более свежими. Но все они вносят свой вклад в формирование тех фильтров, через которые вы смотрите на себя и на мир. Подумайте, как эти ограничивающие убежде­ния влияют на вас. Если в атмосфере конкуренции - касает­ся ли это вашей работы, людей из вашего ближайшего окру­жения или чувства собственного достоинства и собственной ценности - вы таскаете за собой набор убеждений, которые говорят вам, что вы не сможете достигнуть и не достигните своей цели, то вы терпите поражение прежде, чем начнете что-то делать. Можете вспомнить старую поговорку: "Думая, что можете, или думая, что не можете, вы, наверное, правы". Важно, чтобы вы определили свои ограничивающие убежде­ния, и когда одно из них начнет поднимать свою безобраз­ную голову, вы осознали его и смогли противодействовать ему. Узнайте их настолько хорошо, что если одно из них нач­нет демонстрировать даже намек на свое присутствие, разда­стся сигнал тревоги - и вы нейтрализуете его.

Чтобы помочь вам определить ваши собственные ог­раничивающие убеждения, приведу некоторые типичные примеры таких убеждений, носителем которых был либо я сам, либо другие люди, те, кто поделился ими со мной:

Бедные люди идут путем бедности, и он, должно быть, предназначен и мне.

На самом деле я просто недостаточно умен.

Просто я не так хорош, как люди, с которыми мне при­ходится конкурировать.

Мне никогда не выбраться из болота жизни.

Не важно, насколько хорошо все начинается, что-нибудь обязательно разрушит все мои усилия.

Я и в самом деле не могу измениться, я - тот, кто я есть.

У меня нет такого происхождения, чтобы стать тем, кем я действительно хочу быть.

Я никогда не был способен на это раньше, так незачем надеяться и сейчас.

Как только я становлюсь слишком счастливым и расслабляюсь, что-нибудь обязательно пойдет не так

Если бы люди действительно узнали, сколько времени я "притворялся", У меня были бы настоящие неприят­ности.

Если бы я попытался измениться, это разочаровало бы окружающих.

С моей стороны эгоистично тратить так много времени и энергии на самого себя.

Я не заслуживаю второго шанса.

Возможно, вы заметили в этом списке некоторые из своих собственных ограничивающих убеждений. В любом случае пора сесть, открыть ваш дневник и составить собственный список Идеальной исходной точкой будет карточка, кото­рую вы заполняли, изучая принцип жизни № 2: вы сами со­здаете собственный жизненный опыт . Используйте ее, чтобы внести в список те "кассеты" или "записи", которые вы проигрываете на протяжении дня. Выискивайте и запи­сывайте все, что касается восприятия самого себя и тянет вас назад. Когда вы это делаете, скажите себе, что, наверное, со временем будете вносить дополнения в этот список, по­скольку столкнетесь с проблемами в будущем и осознаете другие разнообразные ограничивающие убеждения. Будьте настороже, решившись сорвать маску с оскорбительных убеждений. Избавление от них - ключевой шаг в хорошей, основательной жизненной стратегии.

Может быть, вы держитесь за такие убеждения о себе, которые обрекают вас на убогую, скучную и однообразную жизнь. Может быть, ваши ограничивающие убеждения побуждают вас думать о себе как о человеке, неспособном спра­виться с проблемами, которые ставит перед вами жизнь. Каково бы ни было это ваше "послание" самому себе, такие убеждения ведут к негибкому мышлению и негибкому пове­дению - и то, и другое угрожает вашему будущему и вашей способности управлять им. Пора заново открыть эти убеж­дения для того, чтобы противостоять им и изменить их. Если вам не удалось обратиться к ним прямо сейчас и вы позволи­те им продолжать вести вас в неверном направлении, - вы не сможете в полной мере применить то, что узнали из этой книги, чтобы изменить свою жизнь.

Потратьте столько времени, сколько вам нужно, что­бы внимательно проверить всю систему своих убеждений. Вдобавок к своим личным ограничивающим убеждениям вы могли бы еще сформулировать свои убеждения по следую­щим темам:

О ваших товарищах

О ваших отношениях с любимыми людьми

О вашей карьере

О вашем будущем

О ваших друзьях

О мире в целом

О людях в целом

Признавая, что держитесь за определенные застывшие убеж­дения, которые служат вам поводом, чтобы думать и вести себя негибко, вы можете заново открыть эти темы для об­суждения и переоценить их. В любом случае, вы управляе­те своим восприятием, следовательно, контролируете свою интерпретацию жизни, свое отношение к ней и свои точки зрения на нее. В этом заключается сила.

Делайте все возможное, чтобы убедиться, что ваши восприятия основываются на реальной действительности. Они должны развиваться не просто под влиянием вашего взгляда на мир, но в результате проверки и подтверждения этой точки зрения. Если вы встряхнете свою систему убеж­дений и поставите под сомнение в частности те взгляды, ко­торых вы придерживаетесь в отношении самого себя, пере­став слепо или по привычке принимать их, то свежесть перспектив, открывающихся в вашей жизни, может оказать­ся поразительной. Старый мир может внезапно показаться новым. Это может изменить вас настолько, что вы сами бу­дете выглядеть обновленным.

Вы представляете собой живой, развивающийся орга­низм. С каждым новым опытом в жизни вы меняетесь и, используя этот опыт должным образом, совершенствуетесь, становитесь лучше. Вы меняетесь и становитесь совершен­нее с каждой страницей этой книги, если используете ее дол­жным образом, как следует. Реальности не существует; есть только восприятие. Позвольте своим восприятиям оставаться свежими и всегда основываться на реальной действительно­сти, а не на событиях прошлого.

Дело не в том, сбили ли вас с ног; дело в том, смогли ли вы встать.

Вине Ломбарди

  • Жизнь вознаграждает действие
  • Мы сами учим людей, как обращаться с нами

Вопрос: Как устроено восприятие реальности человека?

Ответ: В нашем мире восприятие реальности человека определяется пятью материальными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием (тактильными ощущениями) и вкусом.

Они соответствуют пяти духовным органам чувств (кетэр, хохма, бина, зеир анпин, малхут), которые ощущаются в нас, когда мы начинаем постигать Высший мир.

А вне нас существуют только силы и не более того. Как компьютер с помощью различных электрических векторов рисует всевозможные картины, которые мы наблюдаем на экране и воспринимаем как некую реальность, так же и окружающий нас мир представляет собой не более чем всевозможные векторы, находящиеся между собой в различных сочетаниях, которые строят в нас определенные картины действительности.

Проблема материального восприятия в том, что наши органы чувств не дают нам полную картину мира. А как нам начать воспринимать истинную реальность, находящуюся вне нас и представляющую собой физическое поле, состоящее из множества всевозможных сил?

Это осуществляется с помощью подъема над нашими эгоистическими желаниями. В принципе, чем они плохи? Тем, что мы воспринимаем только то, что попадает в них и не более того. Мы не выходим за пределы нашего естества. То, что ощущают наши органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, то мы и чувствуем.

Причем более 90% мы воспринимаем органами зрения, 8% – органами слуха. И совсем мизерный процент выпадает на осязание, обоняние и вкус. Вкус мы ощущаем только во время еды. Обоняние человека очень заторможенное, хотя эти клетки занимают в мозгу большое пространство. А через тактильные ощущения мы ощущаем себя находящимися в пространстве.

Но все равно эти пять органов чувств постигают только то, что может через них войти, обрабатывается и складывается в общую картину реальности, которую мы рисуем себе. В действительности вне нас нет ни людей, ни животных, ни растительного и неживого мира: галактик, звезд, планет. Есть какие-то силы, которые воздействуют на наши органы ощущений и рисуют в нас такую картину.

Если же мы, используя каббалистическую методику, поднимаемся над своими ощущениями, то начинаем воспринимать эти силы вне нас в объективном виде, не возмущенные нами. Причем, в относительно объективном виде, поскольку воспринимаем их в мере нашего подобия им, то есть еще не в полной мере.

А в полной мере они называются Бесконечности – никоим образом ничем и никак не возмущенным, не сокращенным. Этого мы пока не можем почувствовать, т.к. ощущаем свет только в мере своего частичного подобия высшему полю.

Как нам уподобиться ему, чтобы начать правильно воспринимать его? В этом наша проблема. Если мы выйдем на данный уровень, нам станет понятно, где мы находимся на самом деле.

Практически подготавливает человека к восприятию высшего поля. Чтобы войти в его ощущение, надо проделать над собой определенные преобразования, приложить усилия и подняться над своим эгоизмом, который замыкает нас в себе, как карликовая звезда, которая настолько поглощает саму себя, что даже не выпускает свет.

Мы должны выйти из этого состояния, подняться над собой, начать ощущать то, что находится вне нашего эгоизма. То есть я должен сделать на него сокращение, перестать воспринимать всё только ради себя, и попытаться воспринимать ради других.

Здесь я уже начинаю понимать, что специально создан эгоистом, чтобы подняться над своей природой. Я живу в мире, который состоит из меня и множества других людей для того, чтобы они помогли мне выйти из себя и проделать определенную работу, заботясь о них больше, чем о себе.

В таком случае, в той мере, в которой я могу подняться над собой, я объективно воспринимаю окружающее пространство в его мощности, величии, объеме.

Чтобы дать мне возможность еще больше охватить все пространство до состояния бесконечности, во мне постоянно развивается эгоизм. Как только я начинаю выходить вне себя, эгоизм начинает возбуждаться во мне еще больше, чтобы я еще выше поднялся над собой и таким образом познакомился с окружающим меня высшим полем со всеми его проявлениями.

Что значит его проявления? Выходя вне себя, я взаимодействую с высшим полем и начинаю практически понимать его замысел, его действия на себе, пытаюсь стать подобным Ему. Так происходит мой контакт с ним. На практике это называется "объединение человека с Творцом", потому что высшее поле и есть мой Творец, и не только мой, но и всех остальных.

Правда, я не знаю, кто такие "все остальные". Я начинаю воспринимать их как части самого себя и видеть свое будущее развитие в том, чтобы все больше и теснее объединяться с ними.

Эгоизм тем временем растет и все время пытается нас разъединить. А мы, стараясь еще сильнее соединиться между собой, все больше и больше постигаем высшее поле, и в нем – все замыслы творения, все, что только необходимо, чтобы выйти в новый объем мира, подняться над всеми ограничениями в высшее измерение – абсолютно безграничное, ничем невозмущенное пространство.

Герои выбирают то, что хотят.

Находятся во многих местах одновременно.

Переживают все возможности сразу.

Затем схлопывают лишь одну.

Все дороги ведут в Рим. Всё переплетено. Вечный город. Вечный вопрос, вечная тайна сознания: я ли творю реальность, или она творит меня?

Каждый из нас неизбежно, так или иначе, отвечает на вопрос: творю ли я свою реальность или я - только лист на ветру?

Я сам определяю свою жизнь или она - лишь одно из звеньев цепи предопределённых событий?

Сознание формирует реальность или моя реальность создает мое сознание?

Нам приходится отвечать на вопрос о природе реальности всякий раз, когда мы встаём с кровати, всякий раз, когда вступаем во взаимодействие с «внешним миром».

Может быть, нам приходится отвечать на вопрос «Творю ли я свою реальность?» или «Мое сознание определяет реальность» в каждый миг взаимодействия с «внутренним миром»?

И если правда, что мы сами творим свою реальность, тогда «внутренние» моменты являются предпосылками для «внешних» моментов >>>

Именно поэтому данный вопрос - самый главный.

«Я творю свою реальность, мое сознание меняет реальность» - эта идея была и остаётся центральной концепцией всех духовных, метафизических, оккультных и алхимических традиций.

«Как вверху, так и внизу, как внутри, так и снаружи» - это считается фундаментально-правильным взглядом на реальность.

Но даже если здравый смысл подсказывает, что вы сами создаёте некоторые события своей жизни (что съесть на завтрак, на ком жениться, какую машину купить), не слишком ли большая натяжка - утверждать, что вы имеете какое-то отношение к падению дерева на чью-то машину?

На самом деле у концепции, согласно которой вы творите реальность (в конце концов, кто-то же должен её творить - ведь она существует!), есть масса нюансов.

Она вызывает целый ряд вопросов и возражений. Например:

Если я творю реальность, и вы творите реальность, и они разные - что тогда?
- Я никогда не создал бы ___________ (нужное вписать) к своей жизни!
- Как понимать совпадения?
- Творит ли умирающий от голода ребёнок свою судьбу?
- А что можно сказать о природных катаклизмах?
- Кто этот «я», творящий реальность?

Все эти вопросы, в свою очередь, переплетены с концепциями кармы, трансцендентного «я», частотного резонанса, отношений, личной ответственности, виктимизации и власти.

Но суть в следующем: наибольшее влияние на вашу жизнь оказывает то, как именно вы отвечаете на этот вопрос, который, подобно забору, разделяет мир надвое.

По какую сторону забора оказываетесь вы?

Принимаете ли вы тот факт, что ваше сознание управляет реальностью?

Все слова, действия и поведение представляют собой флуктуации сознания.

Вся жизнь рождается из сознания и поддерживается сознанием, вся Вселенная является проявлением сознания.

Реальность Вселенной представляет собой единый безграничный океан беспрестанно движущегося сознания.

Махариши Махеш Йоги.

Тайна сознания в лаборатории

Лауреат Нобелевской премии принстонский физик Джон Уилер говорит:

Как ни удобно в повседневной жизни утверждать, что «внешний» мир существует независимо от нас, ныне отстаивать этот взгляд уже не представляется возможным.

Говоря словами того же Уилера,

Мы не просто зрители перед космической сценой, но творцы и обитатели интерактивной Вселенной.

Физик и писатель Амит Госвами говорит:

Мы привыкли думать, что всё вокруг нас изначально вещественно и существует независимо от нашего личного выбора.

Однако, продолжает Госвами, дабы не вступать в противоречие с открытиями квантовой физики

Мы должны отказаться от мышления подобного рода.

Вместо этого мы вынуждены признать, что даже окружающий нас материальный мир: эти стулья, эти столы, этот ковер, эти комнаты - всё это не более чем возможные движения сознания.

И я каждый миг выбираю, какое из этих движений будет реализовано через мой личный опыт .

Эти физики, и новая физика вообще, декларируют смерть дуализма.

Не разум первичен, а материя вторична, но «разум = материя». Не сознание творит реальность, но «сознание = реальность». Сознание как реальность. Сознание создает реальность >>>

Восприятие реальности

Одной из самых странных идей, возникших в неврологии, является различие между восприятием и реальностью.

Мы переживаем наше восприятие, но не реальность. Что является субъективным восприятием реальности.

С тех пор как физиология цвета была впервые исследована в 1960-х годах Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелем, ученые поняли, что цвета не существует в любом абсолютном смысле.

Длины волн света существуют, но цвета, которые мы воспринимаем как зеленый и синий, не соответствуют никаким простым способом длинам этих волн. Цвет — относительное свойство.

Он зависит от выборки длин волн, воспринимаемой глазом от многих поверхностей в пределах всей визуальной сцены, и от сравнения мозгом одной поверхности с другой. Одна и та же длина волны может выглядеть зеленой в одной визуальной сцене, красной — в другой, серой — в третьей.

Но никто не думает, что на основе этих выводов объяснение «покончило» с цветом или показало его ложность. Когда мы наблюдаем волны, мы воспринимаем их как цвет. Когда мы наблюдаем мозг, приводящий в действие тело, мы воспринимаем его как сознающего субъекта. И то и другое имеют «реальную» сторону и реконструированную, перцептивную сторону.

Мы живем, движемся и действуем в мире наших восприятий и должны принимать их как они есть.

Новое осознание

Подумайте о том, что находится с разных сторон этого забора:

Что является причиной, а что следствием?

Существует ли связь между этими явлениями? Существует ли грань между ними? Кто создаёт эту грань, и кто сидит на заборе, свесив ноги по разные стороны? Это мы, и это всегда были мы.

Но со смертью дуализма исчезает также связь, или причинность (или забор). Всё - одно. Всё взаимозависимо, о чём всегда и твердили исследователи сознания.

Госвами признаёт, что очень сложно приспосабливаться к новому образу мышления, который, казалось бы, противоречит нашему повседневному опыту. Он говорит:

Это единственная радикальная мысль, которую вам необходимо принять, но она слишком радикальна.

Она даётся с таким трудом, поскольку мы склонны полагать, что мир уже существует независимо от нашего опыта. Но это не так.

Квантовая физика не оставляет никаких сомнений по этому поводу.

Всё это в 1970-е годы побудило Фреда Алана Вольфа сказать:

Я создаю свою реальность.

Последователи зарождавшегося в то время движения Нью Эйдж сразу же подхватили эту фразу и включили в свою парадигму.

Но, как не устают повторять многие физики, это сложная идея и охватить её полностью не так просто.

Мы вынуждены признать, что даже окружающий нас мир: эти стулья, эти столы, этот ковёр, эти комнаты - всё это не более чем возможные движения сознания.

Амит Госвами, доктор философии

Мой сын Эван, физик, говорит, что на практике реализуется сумма разных реальностей: у меня одна реальность, в него - другая…

Например, сегодня вечером разыгрывают кубок по бейсболу, и реальность команды «Орлов» отличается от реальности команды «Патриотов», но на практике воплотится только одна их этих реальностей.

Кэндаси Перт, доктор философии

Кто что создаёт?

Доктор Вольф продолжает:

Вот один из вопросов, возникающих в связи с концепцией создания реальности: что происходит, если два человека создают разную реальность?

В связи с этим следует понимать: если ты думаешь, что «я» - это эгоистическая личность (своего рода постановщик личного шоу), тогда идея о том, что ты создаёшь свою реальность, скорее всего, неверна. Тогда, скорее всего, реальность создаешь вовсе не ты».

А вот что говорит Амит Госвами:

Стало ясно, что место, откуда я решаю создавать с вою реальность (место пребывания сознания), представляет собой очень необычное состояние бытия, где субъект и объект разрушаются и исчезают.

Я делаю выбор именно в этом необычном состоянии, - а поэтому ликование последователей Нью Эйдж поутихло, когда им пришлось осознать, что в реальности бесплатных обедов для них не будет.

Для того, чтобы стать творцом своей реальности, нужно медитировать и учиться входить в необычные состояния сознания.

(Здесь речь идет про состояния сознания изменяющие реальность, немного об этом читайте в статье , а если хотите попрактиковать, то инструкцию читайте тут: ).

Итак, концепция «сознание творит реальность» порождает вопросы «Какое сознание? Какие уровни сознания? Что есть творящее «я»?»

Прекрасной иллюстрацией этого вопроса может служить фильм «Запретная планета».

Жители этой планеты создали машину, которая мгновенно воплощает их мысли в физическую реальность. Настал день, когда работа над машиной завершена, и - Ура! - что за дивный день!

Люди создают роскошные особняки, «феррари» возле каждого дома, прекрасные парки, роскошные банкеты, после которых люди разъезжаются (на «феррари») по собственным особнякам и ложатся спать. И видят сны.

А наутро все просыпаются на опустошённой планете.

По мнению доктора Дина Радина, есть веская причина, почему наши мысли не воплощаются сразу.

Всё, что ты делаешь, всё, о чём думаешь, все твои планы - всё это распространяется по Вселенной и влияет на неё.

Однако, в конечном счёте большая часть Вселенной остаётся незатронутой - наши маленькие индивидуальные мысли не изменяют сразу же всю Вселенную, как мы её видим.

Полагаю, если бы было иначе и наши мимолетные капризы могли непосредственно влиять на Вселенную, мы бы разрушили этот мир почти мгновенно.

Вспомните моменты, когда кто-то подрезал вас на трассе и вы подумали… в общем, вы сами знаете, чего вы ему мысленно пожелали. А теперь представьте себе, что такие вещи немедленно реализовываются. Весело будет, правда? «А чтоб тебя… !» - «Да иди ты сам в …!»

Наверное, есть какой-то смысл в том, что наши мысли не воплощаются в реальность немедленно. Пожалуй, это помогает нам защититься от самих себя.

Доказательства того, что сознание формирует реальность

В космическом масштабе есть ли свидетельства в пользу концепции «сознание творит реальность»?

Похоже, эта концепция подтверждается на различных уровнях опыта («как наверху, так и внизу»), но есть ли у нас доказательства или хотя бы разрозненные свидетельства?

В пользу этой концепции говорит всё - начиная от поведения электронов и позитронов и заканчивая заявлениями заслуженных физиков и кинематографистов.

Как отмечает Дин Радин «Слово доказательство не используется в науке. Мы можем приводить свидетельства . Мы можем с большей или меньшей уверенностью утверждать, что то или иное явление таково, каким оно нам кажется. Но «доказал» ли кто-то гравитацию?

Ньютон сказал, что гравитация - это сила притяжения между массами.

Эйнштейн сказал, что массы искривляют геометрию пространства времени, и это служит причиной того, что массы притягиваются друг к другу.

Но они не могли доказать, что дела обстоят именно так, а не иначе.

Так и мы еще не скоро сможем доказать тайну сознания и его способность формировать реальность.

Остается только верить своей интуиции, которая многим из нас подсказывает, что мы действительно творим свою реальность сами. А если вам интересно узнать о моем опыте материализации желаемого, приходите на

Человек не верит в более широкую реальность только потому, что не в состоянии ее воспринимать. Поэтому можно сказать, что у закоренелых скептиков самое «зашлакованное» и «запрограммированное» общеизвестными догмами и общепринятыми заблуждениями сознание. И это иногда доходит до полного абсурда - когда подобный человек начинает не верить собственным глазам и ушам в угоду общепринятому мнению.

Такой человек не просто «биоробот», запрограммированный с детства своим окружением (и сущностями из других реальностей) на восприятие строго определенной части реальности, он превращается уже в настоящего «зомби», поскольку лишен свободы выбора в отношении выхода за рамки обыденной картины восприятия мира. Иными словами если произойдет нечто, выходящее за рамки его картины восприятия мира, то это событие он просто «не увидит» и «не воспримет». «Фильтры», его восприятия просто не пропустят информацию об этом событии в сознание. А если какая-нибудь часть информации все же прорвется в сознание, то человек станет себя уверять, что все это ему просто «показалось» и не имеет под собой никакой реальной почвы.

Подобный вывод о возможности программирования нашего сознания можно вывести из следующего изречения профессора Э.Бороздина: «По нашему мнению, сознание прямо зависит от объема информации, воспринимаемой формой или телом, и характера переработки этой информации. Причем последнее определяется программой, доступной данному телу и находящейся в нем с момента его появления и рождения... При этом каждое тело в зависимости от формы, программируется, т.е. воспринимает программы из общего банка программ Вселенной. В зависимости от программирования объект способен усваивать и перерабатывать информацию».

Таким образом, программирование нашего сознания определяет уровень «усвоения и переработки информации» или, иными словами, - уровень восприятия. Подобным программированием нашего сознания является гипноз: он изменяет наше восприятие действительности и наше поведение, позволяет манипулировать нами. Однако, гипноз является не единственным способом программирования нашего сознания. Кто даст гарантию, что навязанная нам материалистическая картина восприятия действительности не является результатом программирования нашего сознания?

Косвенное подтверждение этому предположению можно найти в следующих словах К.Медоуза: «Генетические исследования, проведенные в последние годы, указывают на то, что мозг снабжен внутренней программой, реагирующей на определенные энергетические схемы, воспринимаемые из окружающей среды. Психологи называют эти реакции «чертами поведения». Разумеется, мы находимся под определенным влиянием общественных и экономических факторов, расовых и культурных воздействий, а также других обстоятельств».

Может поэтому нам и кажется, что мы живем в механическом и бездуховном мире, что мы просто «зациклены» (вернее запрограммированы) на подобное восприятие окружающей действительности, мы пойманы на «крючки» чисто материальных интересов и не имеем ни малейшего представления о тех, кто нас «подсекает», говоря терминологией рыболова. Может быть, мы ничуть не умнее тех рыб, которые попадаются на наши крючки и наживки?

При этом и консерваторы, и догматики, и фанатики - все они подобны рыбам, пойманым на свой «крючок», позволяющий манипулировать их сознанием и поведением. Вот почему так много людей, не способны воспринимать действительность за рамками навязанных им стереотипов и догм, которые считаются непреложно и единственно верными. Таким образом, нет никакой разницы между догматиками и фанатиками - и те, и другие, верят только во внушенные им постулаты, даже не делая попыток проверить их истинность. Это легко объяснить тем, что «крючки» являются своего рода устройством, прикрепляющим нашу «точку сборки восприятия» в одном строго определенном положении.

О том, каким образом можно манипулировать сознанием и поведением свидетельствует история, приведенная кандидатом физико-математических наук В.Псаломщиковым. История эта произошла в 1998 году с молодой женщиной Ириной Петросян, которая после гибели своего мужа-банкира заняла его место в правлении одного из московских банков.
Во-первых, ни с того, ни с сего у Ирины начались сильные головные боли, которые не удалось снять лекарствами. Когда женщина обратилась в поликлинику, терапевт не смог установить причину болей. И тогда еще одна женщина, находящаяся в кабинете врача и представившаяся как специалист по нарушениям мозгового кровообращения, предложила Ирине пройти проверку на новейшей аппаратуре в одной частной лаборатории.

Лаборатория эта оказалась в обычной многокомнатной квартире, заставленной компьютерами и разной электронной аппаратурой. Женщине надели на голову энцифалографический шлем с датчиками электродами и предложили пустить в наушники музыку по вкусу.

Обследование продолжалось полчаса, по ходу которых Ирине иногда задавали ничего не значащие вопросы. Постепенно боль утихла. Затем один из компьютерщиков вынес диагноз болей как результат «информационной перегрузки».
Вскоре банк, в котором работала Ирина, понес большие убытки в результате нескольких невыгодных сделок. А через полгода женщина прочитала в одном из журналов про изобретение некоего доктора И.Смирнова, директора Института компьютерных технологий РАЕН.

Впрочем, для продолжения изложения этой истории, предоставим слово самому В.Псаломщикову: «С некоторых пор к Игорю Смирнову стали проявлять интерес американские спецслужбы. И неудивительно: ученый нашел способ психозондирования, с помощью которого из мозга человека извлекалась нужная информация без применения наркотиков, гипноза и каких-либо психотропных средств. При этом человек не мог противодействовать психозондированию, ибо оно проходило на подсознательном уровне. Изобретение доктора Смирнова можно даже назвать «детектором правды», поскольку на подсознательном уровне человек не способен на лукавство.

Допрос на «детекторе правды» выглядит весьма просто: объекту психозондирования надевают на голову шлем с датчиками, подключенный к энцефалографу, и предлагают прослушать приятную музыку. Вопросы задаются на ультразвуке в паузах между музыкальными фразами и на слух испытуемым не воспринимаются, однако воспринимаются и расшифровываются на уровне подсознания (поразительно, но вопрос может быть задан на языке, неизвестном испытуемому!). «Ответ» подсознания регистрируется в виде импульсов на энцефалографе. Ничего не понявший человек, прослушав, к примеру, мелодию из «Шербурских зонтиков», встает и уходит, даже не подозревая, что выдал все свои сокровенные тайны.

Именно так и произошло с нашей Ириной, у которой выведали главные банковские секреты, очень важные для конкурентов».

Женщина также вспомнила, что под окнами ее квартиры, когда она уходила в поликлинику, стоял точно такой же «Форд»-фургон, который и отвозил ее затем в «лабораторию». Очевидно приступы головной боли были спровоцированы излучением сверхвысокочастотного передатчика, который мог находится в фургоне. Это характерный пример, каким образом можно манипулировать нашим поведением: в данном случае, спровоцировав приступы головной боли, была предсказана характерная реакция женщины - обратиться за помощью в поликлинику, где ее уже ждала ожидавшая предсказуемых действий «наживка».

Таким образом, люди, вооруженные определенной аппаратурой или экстрасенсорными способностями (например, гипноз) могут незаметно для нас самих манипулировать нашим поведением. Манипулирование это у сущностей из параллельных миров еще более тонкое и незаметное. Оно основано на предсказуемости реакций нашего чувства собственной важности на определенные раздражители.

Однако с развитием своих «энергетических спиралей», энергетический потенциал человека повышается, горизонты его сознания значительно «расширяются» и он оказывается способным противодействовать как специальной аппаратуре, так и сущностям из других миров. При этом первым шагом к «пробуждению» своих спиралей является отказ от рабской зависимости от чувства собственной важности. Именно этот трюк выбивает почву из-под ног у манипуляторов любых рангов и мастей и открывает человеку дорогу к подлинной свободе.

Немаловажная роль на пути к свободе отводится отказу от власти навязанных человечеству догм и стереотипов и развитию способности генерирования энергии любви. Не случайно многие священные тексты различных народов указывают именно на это.

Б.Марсиниак по этому поводу отмечает: «Нарушители правил часто становятся исследователями новых территорий, а некоторые правила и созданы для нарушения, особенно те, что посягают на вашу свободу и указывают, что вам думать, вместо того чтобы поддержать вас в превращении в творящую, думающую и чувствующую часть любящего целого. Владыкой плана, превосходящего планы Семьи Света и Семьи тьмы, является сила, называемая любовью».

Loading...Loading...