В чем отличие утопии от антиутопии. Что такое утопия? Определение, история, классификация и признаки. При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения. Запоминайте безударный вариант:-ГОР- гор елый, загор еть (-ГАР- под ударением загар )

    -ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать

    -КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

    -ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР) Исключение: утварь

  2. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ- полаг ать – полож ение Исключение: пОлог

    -РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла

    Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

    -СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить

    Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

    -НИМ – НЯ- сним ать - сня ть

    -ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть

    -ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть

    -КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие

    -НИМ – НЯ- поним ать – поня ть

    примин ать - примя ть

  3. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А :-БЕР – БИРА- убер у - убир аю

    -ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю

    -ПЕР – ПИРА- запер - запир ать

    -ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать

    -МЕР – МИРА- замер еть - замир ать

    -СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать

    -БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные

    -ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать

    -ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание

    Исключение: сочетать, сочетание

    -КОС – КАСА- кос нулся – кас ался

  4. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова -МАК – МОК- мак ать, обмак нуть («погрузить в жидкость»)

    промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)

    -РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)

    заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)

    -ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха

    «А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.

    (Но: плыв уны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА - (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц ающий –мерк нет, просвещ ение – свет.
    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
    4. Слова аква рель, моно графия, хроно логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
    5. Различайте омонимичные корни: примир ять (мир ный) врагов; пример ять (пример ка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер - замирать .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ генту необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание :

Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.

Утопия - разновидность фантастики, но фантастики особого рода, которая была связана с прогнозированием развития общества, поскольку включала в себя ответ не только на вопрос, каким должен быть мир и как его изменить, основы ее социальной совершенства. Поэтому утопия представляла собой или альтернативные настоящему идеальные модели общества, или показывала перспективы развития тех или иных идей и теорий. Кроме того, специфика утопии заключалась в том, что писатель сосредоточивал внимание не на фантастическом описании технических изобретений новейшей цивилизации и т. д., а на картинке общества как социальной системы, которая соответствовала идеалам художника. Утопия - абстрактная модель идеальной социальной системы, которая соответствовала представлениям писателя о гармонии человека и мира.

В утопиях изображался мир, который споглядався с безопасной дистанции и был населен «чем-то нереальным, далеким». В антиутопіях свет подавался с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и представляли себя в качестве «ближних».

Классическая антиутопия характеризовалась абстрактністю, художественной моделью идеального общества, установкой на результат социального развития, принципом пространственно-временной символичности, повышенной эмоциональностью стиля. В отличие от утопии, антиутопия была больше связана с действительностью, в изображении которой прослеживались социальные и хронологические приметы. Мир будущего в антиутопии был представлен хуже, чем настоящий, тот, который критиковали. Антиутопия показала картину трагической реальности, апокалиптического бытия, поэтому если утопия представляла собой позитивную модель социальной системы, то антиутопия подала тотальное отрицание и действительного и возможного варианта будущего.

Фантастика составляла основу поэтики антиутопии, но не любое фантастическое произведение считался антиутопией. Фантастика выполняла в антиутопии две функции: помогала раскрыть несовершенство существующего порядка и отрицательные последствия тех или иных общественных процессов.

Антиутопия была антиутопией вне связи с реальностью и социальной проблематикой, поскольку критиковала изображения государственной системы, которая противоречила принципам подлинного гуманизма. В ней выражался протест против насилия, абсурдного социального устройства, бесправного положения личности. Авторы анти - утопий, опираясь на анализ реальных общественных процессов, с помощью фантастики пытались предсказать их развитие в будущем, предупреждая тем самым об опасных последствиях существующего порядка.

Таким образом, утопия и антиутопия имели общность прежде всего в своем генезисе. Они появились в связи с необходимостью осознания существующего общественного устройства и прогнозирования его в будущем. их объединял комплекс социально-политических проблем, среди которых были такие: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие и другие, которые имели философский характер. Писателей волновал вопрос общего порядка: могла или не могла другая система предоставить человеку возможность для достижения свободы, счастья, плодотворного труда, какими были принципы ее организации, отвечала она гуманистическим идеалам. Существенной особенностью утопии и антиутопии стало то, что они смоделировали определенный тип государственного устройства. Эта художественная реальность была наделена собственной ценностью, завершенностью, системностью. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентировались на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния людей и взаимоотношений между ними в тех или иных условиях.

Важным признаком утопии и антиутопии был их прогнозируя характер. Они нацеливали на реальность, которую необходимо было менять, указывали, как проводить эти изменения. Однако утопия и антиутопия отличались целевой установкой, характером заложенных в них конфликтов, соотношением реального и фантастического, своеобразием поэтики.

Утопия всегда была связана с вымыслом, мифами разного рода, поскольку она выражала мечту, надежду на лучшее будущее. Целью антиутопии было раскрытие настоящих противоречий жизни, освобождения от ложных мифов.

Антиутопия - это антижанр, особый вид литературного жанра, или, как его иногда называли, «пародийный жанр, который характеризуется соответствием его образцов определенной традиции, набором конвенциональных способов и интерпретаций». Специфика антижанрів установила пародийное отношение между антижанровими произведениями и произведениями, которые высмеивали традиции другого жанра. В классическом варианте антижанрові произведения были созданы по традициям предыдущих образцов антижанру. Они имели классические тексты и образцы (например, пародии на эпос «Дунціада» - это сатира на ничтожность и глупость английского поэта А. Пона). Но эти произведения не обязательно последовали эти образцы. Антижанри могли развиваться в традициях иллюзии к пародийного текста, но который принадлежал к данному жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М. Сервантеса был образцом антиутопии.

Если к утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисное время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопического роман - это роман, в котором было раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка. Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где бы было счастье для всех.

Признаки антиутопии:

Изображения определенного общества или государства, их политической структуры;

Изображение действия в далеком будущем (предполагалось будущее);

Раскрытие мира с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и были представлены в качестве ближних;

Показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, невелювання личности;

Рассказ от лица героев в форме дневника, заметок;

Отсутствие описания домашнего жилья и семьи как места, где царили свои принципы и духовная атмосфера;

Присущие жителям антиутопічних городов рис рационализма и запрограммированности.

Антиутопия - это очевидная современность часто карикатурно заостренных идей, критический пафос в оценке негативных тенденций действительности. Это и элемент фантастического, что вырастал из реальности, из современных авторам фактов, событий, процессов общественной, политической, духовной жизни; это и ироническое пародирование нежиттєвих и угрожающие, по мнению авторов, идей и представлений об идеальном обществе и идеально счастливого человека. Вместе с тем это и сила пророческого и универсального понимания главных тенденций развития общества, эволюции человека и всего человечества; это вера в то, что человек может развиваться только свободно, естественно, путем эволюции, а не по теориям, пусть самых светлых умов, тем более не по приказам всесильных тиранов; что в конечном итоге должна была победить не универсальная умственная конструкция идеальной жизни, а здравый смысл и естественные человеческие чувства и потребности.

Художественные утопии и антиутопии обращались прежде всего к разуму, а не к душе читателей. Однако это не их недостаток, а жанровая особенность, заложенный в них жизненный план, основной принцип.

Философ Леонид Ионин точно определил одну из главных черт антиутопии: «Железную логику утопий они «наваяли» на человеческую психологию. И оказалось, что эта логика нечеловеческая, или, если хотите, античеловечная. По точно рассчитанным орбитам в прекрасном будущем мире должны механически двигаться безликие человеческие единицы, унифицированные существа, бессодержательные «функции» социологических изменений. В старых утопиях - у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у Кампанеллы - живых людей не было».

Если для утопии был характерен утверждающий пафос, то для антиутопии определяющим стал отрицающий. Устанавливая общие, типовые черты антиутопии, нельзя не отметить замечательное жанрово-стилевое разнообразие произведений этого рода.

Если взять за основу классификации своеобразие фантастики, которая была основным средством, отрицал утопическую мечту, абсурдную действительность и доминанту поэтики антиутопии, то можно условно выделить такие разновидности жанра:

а) социально-фантастическая антиутопия (Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и «Чевенгур»);

б) научно - фантастическая антиутопия (Г. Булгаков «Роковые яйца»);

в) антиутопия - аллегория (Г. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики и удавы»);

г) историко - фантастическая антиутопия (В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін «Репетиция в пятницу»);

д) антиутопия - пародия (В. Войнович «Москва 2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);

е) роман - предупреждение (П. Буль «Планета Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).

Эта классификация достаточно условна, поскольку в рамках одного произведения нередко присутствовали элементы всех других видов. Вместе с тем указанные виды антиутопии дали возможность выявить некоторые тенденции в развитии жанра, возможно, они стали более устойчивыми и привели к созданию новых жанровых разновидностей в дальнейшем.

Формулировка задания: Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся (проверяемая, непроверяемая) гласная корня.

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 8 (Правописание корней).

Теорию для выполнения задания можно изучить в статье Правописание корней . Рассмотрим, как решаются подобные задания на примерах.

Пример задания 1:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня:

  1. осв...щение
  2. несг...раемый
  3. м...стерская
  4. пром...хнуться
  5. закр...пление
  • осв...щение – корень св...щ не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово свЕт => освещение
  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • м...стерская – корень м...стер не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово мАстер => мастерская
  • пром...хнуться – корень м...х, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово промАхиваться => промахнуться
  • закр...пление – корень кр...п, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово закрЕпит => закрепление

Таким образом, только в слове несгораемый выделена безударная чередующаяся гласная корня.

Ответ: несгораемый

Пример задания 2:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня:

  1. несг...раемый
  2. ст...рожить
  3. обж...гающий
  4. пор...сль
  5. к...нфорка

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
  • ст...рожить – корень ст...рож не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово стОрож => сторожить
  • обж...гающий – корень является чередующимся ЖИГ/ЖЕГ, так как после корня есть суффикс А, то в корне пишется И => обжигающий
  • пор...сль – корень р...с является чередующимся РОС/РАСТ/РАЩ, в РОС всегда пишется О => поросль
  • к...нфорка – корень к...нфорк не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => конфорка

Таким образом, только в слове сторожить выделена безударная проверяемая гласная корня.

Ответ: сторожить

Пример задания 3:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня:

  1. д...льнейший
  2. тр...туар
  3. р...внинный
  4. сх...матический
  5. экз...менатор

Подробно разберем каждое слово по алгоритму:

  • д...льнейший – корень д...ль не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово дАль => дальнейший
  • тр...туар – корень тр...туар не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => тротуар
  • р...внинный – корень р...вн является чередующимся РОВН/РАВН, так как прилагательное образовано от исключения равнина, пишем букву А => равнинный
  • сх...матический – корень сх...м не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово схЕма => схематический
  • экз...менатор – корень экз...мен не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово экзАмен => экзаменатор

Таким образом, только в слове тротуар выделена безударная непроверяемая гласная корня.

Ответ: тротуар

Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:


Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода - воды - вод;
  • уходить - уходит - ход;
  • чародей - чары;
  • символический - символ;
  • леса - лес;
  • лиса - лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» - «о»).

Как выполнять задание №8 ЕГЭ по русскому языку

Задание № 8 проверяет умение отличать корни с чередующимися и непроверяемыми гласными от корней с безударной проверяемой гласной, а также умение подобрать слово для проверки, чтобы не допустить ошибки при его написании в ответ.

Задание №8 может быть сформулировано следующим образом:

Итак, чем руководствоваться при выполнении этого задания?

Следует исключить слова с чередующимися гласными в корне (гар - гор, зар -зор, клан - клон, твар - твор, лаг - лож, бир - бер, пир - пер, дир - дер, тир - тер, мир - мер, блист - блест, стил - стел, жиг - жег, чит - чет, кас -кос, раст - ращ - рос, скак - скоч, мак - мок, равн - ровн). Например, разжиг ать, выращ енный, прилаг ательное.

К оставшимся словам попробуйте подобрать проверочные, не забывая о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в которых требует запоминания. Например, ре гламент, ва кансия, ди рижер.

Итак, после исключения слов с чередующимися и непроверяемыми гласными вы придете к правильному ответу — слову, в котором гласная корня проверяется ударением. Например, очи щение — чи стый, побе дить — побе да, ве ковой — ве к.

Рассмотрим конкретный пример:

Тестовое задание:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пап..ротник

распол..жение

пл..вец

к..лыхаясь

ст..рожевой

Рассуждаем следующим образом:

* В слове пап..ротник пропущена безударная гласная О, которую нельзя проверить. Следовательно, это слово не может быть ответом.

* В слове распол..жение пропущена гласная О в корне с чередованием -ЛАГ-/-ЛОЖ-.

* В слове пл..вец пропущена буква О в корне с чередованием -ПЛАВ-/-ПЛОВ-.

* В слове к..лыхаясь пропущена безударная гласная О, которую нельзя проверить, то есть правописание слова следует запомнить.

* В слове ст..рожевой пропущена гласная О, правописание которой можно проверить: сто рож.

Таким образом, правильный ответ СТОРОЖЕВОЙ.

За правильное выполнение задания №8 вы получите один балл.

Желаю успехов!

Проверьте себя

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

уст..ревший

игн..рировать

сем..нар

уск..кать

пр..гнозируемый

2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..ристый

пь..дестал

сокр..тить

р..стительность

зап..рать

3. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зач..рованный

кр..терий

р..внина

соб..раться

стаб..лизировать

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

задр..жать

б..гровый

прил..жение

к..ричневый

г..реть

5. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ав..нтюра

развл..чение

ан..малия

пор…вну

выбр…сил

6. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..донепроницаемый

инкв..зиция

бл..стательный

пр..стоватый

прил..жение

7. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

опт..мист

усл..жнять

инв_нтарь

ижд_венец

отл..жить

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

орф..графия

ант..гонизм

рел..гиозный

дикор..стущий

пол..жение

9. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прогр..ммист

бл..стящий

к..лдовать

прик..сновение

изб..рательный

10. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..ламбур

зат.. мнить

пок..ряющий

зап..реться

зак.. лдованный

Ответы: 1) устаревший; 2) пьедестал; 3) критерий; 4) задрожать; 5) поровну; 6) инквизиция; 7) отложить; 8) религиозный; 9) программист; 10) запереться.

Loading...Loading...