Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
те..ретический
к..снулся
п..норама
Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.
Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.
Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.
Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.
Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.
- В этих корнях правописание зависит от ударения.
Запоминайте безударный вариант:-ГОР-
гор
елый, загор
еть
(-ГАР- под ударением загар
)
-ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать
-КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)
-ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР) Исключение: утварь
- Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ-
полаг
ать – полож
ение
Исключение: пОлог
-РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла
Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)
-СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить
Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный
-НИМ – НЯ- сним ать - сня ть
-ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть
-ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть
-КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие
-НИМ – НЯ- поним ать – поня ть
примин ать - примя ть
- Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А
:-БЕР – БИРА-
убер
у - убир
аю
-ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю
-ПЕР – ПИРА- запер - запир ать
-ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать
-МЕР – МИРА- замер еть - замир ать
-СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать
-БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные
-ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать
-ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание
Исключение: сочетать, сочетание
-КОС – КАСА- кос нулся – кас ался
- Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от
смысла слова
-МАК – МОК-
мак
ать, обмак
нуть
(«погрузить в жидкость»)
промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)
-РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)
заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)
-ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха
«А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.
(Но: плыв уны – слои почвы)
Проверяя корни с безударными гласными, помним:
- Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА - (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
- В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц ающий –мерк нет, просвещ ение – свет.
- Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
- Слова аква рель, моно графия, хроно логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
- Различайте омонимичные корни: примир ять (мир ный) врагов; пример ять (пример ка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер - замирать .
В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).
- Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
- В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
- ИнтЕллЕкт интЕллИ генту необходим, но корни этих слов различаются.
Выполним задание :
Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).
Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.
Утопия - разновидность фантастики, но фантастики особого рода, которая была связана с прогнозированием развития общества, поскольку включала в себя ответ не только на вопрос, каким должен быть мир и как его изменить, основы ее социальной совершенства. Поэтому утопия представляла собой или альтернативные настоящему идеальные модели общества, или показывала перспективы развития тех или иных идей и теорий. Кроме того, специфика утопии заключалась в том, что писатель сосредоточивал внимание не на фантастическом описании технических изобретений новейшей цивилизации и т. д., а на картинке общества как социальной системы, которая соответствовала идеалам художника. Утопия - абстрактная модель идеальной социальной системы, которая соответствовала представлениям писателя о гармонии человека и мира.
В утопиях изображался мир, который споглядався с безопасной дистанции и был населен «чем-то нереальным, далеким». В антиутопіях свет подавался с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и представляли себя в качестве «ближних».
Классическая антиутопия характеризовалась абстрактністю, художественной моделью идеального общества, установкой на результат социального развития, принципом пространственно-временной символичности, повышенной эмоциональностью стиля. В отличие от утопии, антиутопия была больше связана с действительностью, в изображении которой прослеживались социальные и хронологические приметы. Мир будущего в антиутопии был представлен хуже, чем настоящий, тот, который критиковали. Антиутопия показала картину трагической реальности, апокалиптического бытия, поэтому если утопия представляла собой позитивную модель социальной системы, то антиутопия подала тотальное отрицание и действительного и возможного варианта будущего.
Фантастика составляла основу поэтики антиутопии, но не любое фантастическое произведение считался антиутопией. Фантастика выполняла в антиутопии две функции: помогала раскрыть несовершенство существующего порядка и отрицательные последствия тех или иных общественных процессов.
Антиутопия была антиутопией вне связи с реальностью и социальной проблематикой, поскольку критиковала изображения государственной системы, которая противоречила принципам подлинного гуманизма. В ней выражался протест против насилия, абсурдного социального устройства, бесправного положения личности. Авторы анти - утопий, опираясь на анализ реальных общественных процессов, с помощью фантастики пытались предсказать их развитие в будущем, предупреждая тем самым об опасных последствиях существующего порядка.
Таким образом, утопия и антиутопия имели общность прежде всего в своем генезисе. Они появились в связи с необходимостью осознания существующего общественного устройства и прогнозирования его в будущем. их объединял комплекс социально-политических проблем, среди которых были такие: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие и другие, которые имели философский характер. Писателей волновал вопрос общего порядка: могла или не могла другая система предоставить человеку возможность для достижения свободы, счастья, плодотворного труда, какими были принципы ее организации, отвечала она гуманистическим идеалам. Существенной особенностью утопии и антиутопии стало то, что они смоделировали определенный тип государственного устройства. Эта художественная реальность была наделена собственной ценностью, завершенностью, системностью. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентировались на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния людей и взаимоотношений между ними в тех или иных условиях.
Важным признаком утопии и антиутопии был их прогнозируя характер. Они нацеливали на реальность, которую необходимо было менять, указывали, как проводить эти изменения. Однако утопия и антиутопия отличались целевой установкой, характером заложенных в них конфликтов, соотношением реального и фантастического, своеобразием поэтики.
Утопия всегда была связана с вымыслом, мифами разного рода, поскольку она выражала мечту, надежду на лучшее будущее. Целью антиутопии было раскрытие настоящих противоречий жизни, освобождения от ложных мифов.
Антиутопия - это антижанр, особый вид литературного жанра, или, как его иногда называли, «пародийный жанр, который характеризуется соответствием его образцов определенной традиции, набором конвенциональных способов и интерпретаций». Специфика антижанрів установила пародийное отношение между антижанровими произведениями и произведениями, которые высмеивали традиции другого жанра. В классическом варианте антижанрові произведения были созданы по традициям предыдущих образцов антижанру. Они имели классические тексты и образцы (например, пародии на эпос «Дунціада» - это сатира на ничтожность и глупость английского поэта А. Пона). Но эти произведения не обязательно последовали эти образцы. Антижанри могли развиваться в традициях иллюзии к пародийного текста, но который принадлежал к данному жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М. Сервантеса был образцом антиутопии.
Если к утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисное время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопического роман - это роман, в котором было раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка. Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где бы было счастье для всех.
Признаки антиутопии:
Изображения определенного общества или государства, их политической структуры;
Изображение действия в далеком будущем (предполагалось будущее);
Раскрытие мира с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и были представлены в качестве ближних;
Показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, невелювання личности;
Рассказ от лица героев в форме дневника, заметок;
Отсутствие описания домашнего жилья и семьи как места, где царили свои принципы и духовная атмосфера;
Присущие жителям антиутопічних городов рис рационализма и запрограммированности.
Антиутопия - это очевидная современность часто карикатурно заостренных идей, критический пафос в оценке негативных тенденций действительности. Это и элемент фантастического, что вырастал из реальности, из современных авторам фактов, событий, процессов общественной, политической, духовной жизни; это и ироническое пародирование нежиттєвих и угрожающие, по мнению авторов, идей и представлений об идеальном обществе и идеально счастливого человека. Вместе с тем это и сила пророческого и универсального понимания главных тенденций развития общества, эволюции человека и всего человечества; это вера в то, что человек может развиваться только свободно, естественно, путем эволюции, а не по теориям, пусть самых светлых умов, тем более не по приказам всесильных тиранов; что в конечном итоге должна была победить не универсальная умственная конструкция идеальной жизни, а здравый смысл и естественные человеческие чувства и потребности.
Художественные утопии и антиутопии обращались прежде всего к разуму, а не к душе читателей. Однако это не их недостаток, а жанровая особенность, заложенный в них жизненный план, основной принцип.
Философ Леонид Ионин точно определил одну из главных черт антиутопии: «Железную логику утопий они «наваяли» на человеческую психологию. И оказалось, что эта логика нечеловеческая, или, если хотите, античеловечная. По точно рассчитанным орбитам в прекрасном будущем мире должны механически двигаться безликие человеческие единицы, унифицированные существа, бессодержательные «функции» социологических изменений. В старых утопиях - у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у Кампанеллы - живых людей не было».
Если для утопии был характерен утверждающий пафос, то для антиутопии определяющим стал отрицающий. Устанавливая общие, типовые черты антиутопии, нельзя не отметить замечательное жанрово-стилевое разнообразие произведений этого рода.
Если взять за основу классификации своеобразие фантастики, которая была основным средством, отрицал утопическую мечту, абсурдную действительность и доминанту поэтики антиутопии, то можно условно выделить такие разновидности жанра:
а) социально-фантастическая антиутопия (Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и «Чевенгур»);
б) научно - фантастическая антиутопия (Г. Булгаков «Роковые яйца»);
в) антиутопия - аллегория (Г. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики и удавы»);
г) историко - фантастическая антиутопия (В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін «Репетиция в пятницу»);
д) антиутопия - пародия (В. Войнович «Москва 2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);
е) роман - предупреждение (П. Буль «Планета Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).
Эта классификация достаточно условна, поскольку в рамках одного произведения нередко присутствовали элементы всех других видов. Вместе с тем указанные виды антиутопии дали возможность выявить некоторые тенденции в развитии жанра, возможно, они стали более устойчивыми и привели к созданию новых жанровых разновидностей в дальнейшем.
Формулировка задания: Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся (проверяемая, непроверяемая) гласная корня.
Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 8 (Правописание корней).
Теорию для выполнения задания можно изучить в статье Правописание корней . Рассмотрим, как решаются подобные задания на примерах.
Пример задания 1:
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня:
- осв...щение
- несг...раемый
- м...стерская
- пром...хнуться
- закр...пление
- осв...щение – корень св...щ не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово свЕт => освещение
- несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
- м...стерская – корень м...стер не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово мАстер => мастерская
- пром...хнуться – корень м...х, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово промАхиваться => промахнуться
- закр...пление – корень кр...п, не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово закрЕпит => закрепление
Таким образом, только в слове несгораемый выделена безударная чередующаяся гласная корня.
Ответ: несгораемый
Пример задания 2:
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня:
- несг...раемый
- ст...рожить
- обж...гающий
- пор...сль
- к...нфорка
Подробно разберем каждое слово по алгоритму:
- несг...раемый – корень является чередующимся ГОР/ГАР, без ударения всегда пишется О => несгораемый
- ст...рожить – корень ст...рож не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово стОрож => сторожить
- обж...гающий – корень является чередующимся ЖИГ/ЖЕГ, так как после корня есть суффикс А, то в корне пишется И => обжигающий
- пор...сль – корень р...с является чередующимся РОС/РАСТ/РАЩ, в РОС всегда пишется О => поросль
- к...нфорка – корень к...нфорк не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => конфорка
Таким образом, только в слове сторожить выделена безударная проверяемая гласная корня.
Ответ: сторожить
Пример задания 3:
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня:
- д...льнейший
- тр...туар
- р...внинный
- сх...матический
- экз...менатор
Подробно разберем каждое слово по алгоритму:
- д...льнейший – корень д...ль не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово дАль => дальнейший
- тр...туар – корень тр...туар не является чередующимся, проверочное слово не существует, поэтому гласная в корне непроверяемая, написание слова нужно запомнить => тротуар
- р...внинный – корень р...вн является чередующимся РОВН/РАВН, так как прилагательное образовано от исключения равнина, пишем букву А => равнинный
- сх...матический – корень сх...м не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово схЕма => схематический
- экз...менатор – корень экз...мен не является чередующимся, гласная проверяемая, т.к. есть проверочное слово экзАмен => экзаменатор
Таким образом, только в слове тротуар выделена безударная непроверяемая гласная корня.
Ответ: тротуар
Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.
Общие сведения
Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.
Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:
- проверяемая безударная гласная в корне;
- в корне.
Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.
Непроверяемая безударная гласная в корне
Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.
Перечень слов, не поддающихся проверке
Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:
Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.
Проверяемые безударные гласные
О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.
Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.
Примеры подборки однокоренных слов
Должны быть максимально приближенными к проверочным:
- вода - воды - вод;
- уходить - уходит - ход;
- чародей - чары;
- символический - символ;
- леса - лес;
- лиса - лис и пр.
Чередующиеся гласные в корне
В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:
1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:
- -жег- — -жиг-;
- -кос- — -кас-;
- -стел- — -стил-;
- -лож- — -лаг-;
- -чет- — -чит-;
- -мер- — -мир-;
- -блест- — -блист-;
- -бер- — -бир-;
- -тер- — -тир-;
- -дер- — -дир-;
- -пер- — -пир-.
Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».
2. Ударением. К таким корням относятся:
- -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
- -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).
3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:
- -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
- -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
- -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
- -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).
4. Значением корня. К таким корням относятся:
- -равн- — -ровн-;
- -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» - «о»).
Как выполнять задание №8 ЕГЭ по русскому языку
Задание № 8 проверяет умение отличать корни с чередующимися и непроверяемыми гласными от корней с безударной проверяемой гласной, а также умение подобрать слово для проверки, чтобы не допустить ошибки при его написании в ответ.
Задание №8 может быть сформулировано следующим образом:
Итак, чем руководствоваться при выполнении этого задания?
Следует исключить слова с чередующимися гласными в корне (гар - гор, зар -зор, клан - клон, твар - твор, лаг - лож, бир - бер, пир - пер, дир - дер, тир - тер, мир - мер, блист - блест, стил - стел, жиг - жег, чит - чет, кас -кос, раст - ращ - рос, скак - скоч, мак - мок, равн - ровн). Например, разжиг ать, выращ енный, прилаг ательное.
К оставшимся словам попробуйте подобрать проверочные, не забывая о том, что среди них могут быть словарные слова, безударная гласная в которых требует запоминания. Например, ре гламент, ва кансия, ди рижер.
Итак, после исключения слов с чередующимися и непроверяемыми гласными вы придете к правильному ответу — слову, в котором гласная корня проверяется ударением. Например, очи щение — чи стый, побе дить — побе да, ве ковой — ве к.
Рассмотрим конкретный пример:
Тестовое задание:
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пап..ротник
распол..жение
пл..вец
к..лыхаясь
ст..рожевой
Рассуждаем следующим образом:
* В слове пап..ротник пропущена безударная гласная О, которую нельзя проверить. Следовательно, это слово не может быть ответом.
* В слове распол..жение пропущена гласная О в корне с чередованием -ЛАГ-/-ЛОЖ-.
* В слове пл..вец пропущена буква О в корне с чередованием -ПЛАВ-/-ПЛОВ-.
* В слове к..лыхаясь пропущена безударная гласная О, которую нельзя проверить, то есть правописание слова следует запомнить.
* В слове ст..рожевой пропущена гласная О, правописание которой можно проверить: сто рож.
Таким образом, правильный ответ СТОРОЖЕВОЙ.
За правильное выполнение задания №8 вы получите один балл.
Желаю успехов!
Проверьте себя
1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
уст..ревший
игн..рировать
сем..нар
уск..кать
пр..гнозируемый
2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..ристый
пь..дестал
сокр..тить
р..стительность
зап..рать
3. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зач..рованный
кр..терий
р..внина
соб..раться
стаб..лизировать
4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
задр..жать
б..гровый
прил..жение
к..ричневый
г..реть
5. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ав..нтюра
развл..чение
ан..малия
пор…вну
выбр…сил
6. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..донепроницаемый
инкв..зиция
бл..стательный
пр..стоватый
прил..жение
7. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
опт..мист
усл..жнять
инв_нтарь
ижд_венец
отл..жить
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
орф..графия
ант..гонизм
рел..гиозный
дикор..стущий
пол..жение
9. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прогр..ммист
бл..стящий
к..лдовать
прик..сновение
изб..рательный
10. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..ламбур
зат.. мнить
пок..ряющий
зап..реться
зак.. лдованный
Ответы: 1) устаревший; 2) пьедестал; 3) критерий; 4) задрожать; 5) поровну; 6) инквизиция; 7) отложить; 8) религиозный; 9) программист; 10) запереться.