Урок сравнительная и превосходная степень прилагательных. Открытый урок "степени сравнения прилагательных". Понятие о степенях сравнения

КГУ «Булаевская средняя школа №2», г.Булаево, Северо-Казахстанская область, район М.Жумабаева

Учитель русского языка и литературы – Бурлакова Ольга Васильевна

Тема: Превосходная степень имени прилагательного

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование. (по технологии развития критического мышления)

Задачи: 1. повторение изученного о сравнительной степени имён прилагательных, знакомство со способами образования превосходной степени, отработка навыков образования степеней сравнения имён прилагательных.

2. развитие навыков работы в группах.

3. воспитание любви к родному краю.

Оборудование урока: опорная таблица степени сравнения прилагательного; мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация выполненная в программе Power Point, тесты

Ход урока

    Оргмомент.

    Целевая установка

    Проверка Д/З

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой – степени сравнения имен прилагательных и говорили о сравнительной степени имени прилагательного

1. Лексическая 5-минутка: выпишите из текста прилагательные, образуйте от них сравнительную степень в простой и составной форме

Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает пушистый снег.

У дома большой сугроб, снег занес все дорожки. Дети надели теплые

шубки и шапки. Они играют в снежки, катаются с горки и радостными идут домой. (СЛАЙД)

Сильный - сильнее – менее сильный

Пушистый – пушистее – более пушистый

Большой – больше – более большой СЛАЙД

Теплые – теплее – менее теплый

Радостными – радостнее – менее радостный

2. Расскажите, как образуется сравнительная степень имени прилагательного. От каких прилагательных можно образовать степени сравнения

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ:

СРАВНИТЕЛЬНУЮ СТЕПЕНЬ ПРЕВОСХОДНУЮ СТЕПЕНЬ (Слайд)

Слайд Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

Сравнительная степень в простой форме образуется при помощи:

Суффиксов –ее(-ей) острый - острее

Суффикса –е +чередование конечного гласного дорогой – дороже

Суффикса –ше тонкий -тоньше

Приставки и суффикса по + -ше (-е) большой - побольше

От других основ хороший – лучше

Не изменяются, в предложении бывают сказуемым

Сравнительная степень в составной форме образуется при помощи:

Слов более, менее более твердый, менее слабый СЛАЙД

3. Проблемное задание: исправление ошибок. Записать предложения в исправленном виде, Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.

Эта задача более легче. Эта задача более легкая

К середине река более глубже. К середине река глубже

Летом солнце более жарче. Летом солнце жарче

(на СЛАЙДЕ) (затем на СЛАЙДЕ правильные предложения)

……………………………………….

IV . Объяснение нового материала

СЛАЙД Превосходная степень имени прилагательного

Имена прилагательные в превосходной степени обозначают высшую или низшую степень качества

ВЫСОКИЙ – ВЫСОЧАЙШИЙ

Изменяются по родам, числам и падежам

В предложении чаще бывают определениями

Простая форма Составная(сложная) форма

Основа нач.формы прилаг-го + начальная форма прилаг-го +

АЙШ + чередование конечной согл.основы НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ,

СТРОГ ИЙ - СТРО Ж АЙШИЙ САМЫЙ

ЕЙШ

ХРАБРЫЙ – ХРАБРЕЙШИЙ Сравнит. Степень + ВСЕХ

НАИ + -ЕЙШ

НАИКРАСИВЕЙШИЙ БОЛЬШЕ ВСЕХ

    Первичное закрепление

Задание: Образуйте степени сравнения от прилагательных, выделите суффиксы прилагательных. Высокий (выше, более высокий, высочайший, самый высокий), печальный (печальнее, менее печальный, печальнейший, самый печальный), мелкий (мельче, более мелкий, мельчайший, самый мелкий), тихий (тише, менее тихий, тишайший, самый тихий) СЛАЙД

    Закрепление

1) Записать имена прилагательные в простой и составной форме превосходной степени, выделяя суффиксы и чередующиеся гласные (3 примера выполнить у доски)

Интересное произведение, храбрый солдат, трудная задача, яркий цветок, сильный удар, короткий рассказ, высокая скорость, дорогой подарок. СЛАЙД

2) Развитие слуховой памяти.

Выписать из текста В. Белова прилагательные в составной превосходной степени. Затем образовать простую превосходную степень.

Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появлялась в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве. (Редчайшая, ярчайшая, душистейшая, сладчайшая)

3)Самостоятельная работа – тест на усвоение материала СЛАЙД

1. Укажите верное утверждение:

Степени сравнения имеют

А) относительные прилагательные

В) качественные прилагательные

С) притяжательные прилагательные

2. Укажите неверные формы образования сравнительной степени имен прилагательных:

А) сухой - суше;

Б) сладкий - сладенький

С) тонкий - тоньше;

3. Выберите неправильное построение степени сравнения

А) Камень всего на свете крепче, а голова и камня крепче

Б) В средней полосе России июль обычно жарчее августа.

С) Слово акына острее клинка и нежнее волоска

4. Выберите правильное утверждение

А) Имена прилагательные в превосходной степени обозначают высшую или низшую степень качества

В) имена прилагательные в превосходной степени обозначают большую или меньшую степень качества

С) имена прилагательные в превосходной степени обозначают принадлежность предмета какому либо лицу

5. Укажите верные суффиксы превосходной степени имени прилагательного

А) – ЕЕ, -ЕЙ

Б) –Ш, -ШЕ

С) –АЙШ, -ЕЙШ

ОТВЕТЫ затем на СЛАЙДЕ (Самопроверка)

В, Б, Б, А, С

VII . Рефлексия

Высказать своё мнение об уроке, используя прилагательные в сравнительной или превосходной степенях.

VIII . Итог урока, выставление оценок

IX . Домашняя работа: § 51, творческая работа стр.144 упр. 374 СЛАЙД

Беллаш Елена Владимировна

МАОУ СОШ № 17

Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных

Цели урока:

1) знать значение имён прилагательных в форме сравнительной степени;

2) знать правила образования и изменения прилагательных в сравнительной степени;

3) знать случи чередования звуков при образовании простых форм сравнительной степени;

4) уметь образовывать формы сравнительной степени имени прилагательного;

5) совершенствовать навыки нормированного употребления форм сравнительной степени;

6) уметь редактировать тексты, в которых используются прилагательные в форме сравнительной степени

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Определение темы урока и его целей.

1. Запишите предложение.

2 человека у доски, остальные работают в тетради

2. Выпишите из предложения качественное прилагательное и произведите его морфологический разбор.

В зимние тихие ночи лунный свет колдует над полями пшеницы.

Тихие – прилагательное, (какой?), Н. ф. тихий. Качественное, употреблено в полной форме, в Вин. пад. множ. числе. Ночи (какие?) тихие. В предложении является определением.

3. Докажите, что прилагательное «тихие» является качественным. Какой из названных морфологических признаков имени прилагательного нами ещё не изучался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Каковы цели сегодняшнего урока?

III. Знакомство со сравнительной степенью имени прилагательного.

Работа с учебником (устно) № 391

    Прочтите задание.

    Какие прилагательные в форме сравнения вы могли бы выделить? В качестве подсказки используйте таблицу, приведённую выше (старее, сильнее, увёртливее).

    Какое из этих слов является устаревшим? Как мы сказали бы сейчас? К какой степени сравнения можно отнести данные слова (старее – старше; сравнительная степень)?

Какой признак обозначают прилагательные в сравнительной степени? Какое значение имеют прилагательные в сравнительной степени (Признак в большей или меньшей степени)? Как, в какой степени проявляется признак в сравнительных прилагательных?

    По каким морфемным признакам можно определить, что прилагательные имеют форму сравнительной степени (по суффиксам, с помощью дополнительных слов).

Давайте познакомимся с суффиксами прилагательных в сравнительной степени. Переход к упр. № 392.

IV. Знакомство с суффиксами прилагательных в сравнительной степени.

№ 392 письменно.

    В какой форме приведены данные прилагательные?

    Запишите эти прилагательные, выделяя суффикс сравнительной степени (ее, е, ей). По одному человеку.

    При помощи каких суффиксов образуется сравнительная степень имени прилагательного? К какой форме имени прилагательного нужно присоединить эти суффиксы, чтобы получить форму сравнительной степени (к начальной форме)? Давайте проверим это на примере слов из нашего упражнения (устно).

    Какие изменения могут происходить в слове при образовании сравнительной степени (чередования)? Как называются подобные изменения? Назовите эти чередования

    Как вы думаете, сравнительная степень прилагательного может образовываться только при помощи суффиксов? Переход к распределительному диктанту.

V. Знакомство со сложной сравнительной степенью.

Распределительный диктант. Выпишите только прилагательные, стоящие в сравнительной степени.

Большой, больше, веселый, весел, более весёлый, менее весёлый, страшен, утренний, огромный, глубокая, суров.

    Какие прилагательные вы выписали?

    Одинаково ли образуются эти прилагательные? В чём отличие в образовании этих прилагательных?

    Назовите прилагательные, образующиеся с помощью суффиксов; с помощью дополнительных слов. Назовите эти дополнительные слова.

    Данные способы образуют два типа сравнительной степени (простую и сложную). Как вы считаете, как образуется простая сравнительная степень; сложная сравнительная степень?

    Какая из форм сравнительной степени может изменяться по родам, числам и падежам.

А сейчас давайте сами попытаемся образовать возможные формы сравнительной степени. Переход к упр. 394

VI. Отработка навыка образования форм сравнительной степени. № 394.

Письменно самостоятельно с дальнейшей проверкой.

1. Прочтите задание. Образуйте от данных слов сравнительную степень прилагательного в тех случаях. Когда это возможно?

Что необходимо выполнить в этом упражнении? От всех ли слов можно образовать форму сравнительной степени?

Менее дружеский, трагичнее, менее трагичный, более героический, звонче, менее звонкий, тоньше, тонкий, жарче, менее жаркий.

2. От какого прилагательного вы не смогли образовать форму сравнительной степени? Почему? Определите разряд этих прилагательных.

3. От каких прилагательных вы смогли образовать только сложную степень? Почему? Что общего в морфемном облике этих прилагательных? Какой вывод об образовании прилагательных в сравнительной степени можно сделать на основе данного упражнения?

Простую сравнительную степень не образуют бывшие относительные прилагательные с суффиксами –ов, -ск, -н, бывшие причастия с суффиксом –л: боевой, дружеский, кровный, горелый. Не образуют степеней сравнения также качественные прилагательные, которые обозначают постоянный признак: женатый, вдовый, хромой, вороной и др.

Вы научились составлять слова в сравнительной степени. Но важно не только составлять прилагательные в сравнительной степени, но и правильно употреблять эти прилагательные в речи или на письме в предложениях или тексте, стараясь избежать возможных ошибок. С некоторыми возможными случаями ошибок мы познакомимся, выполняя упражнение № 395. Переход к упражнению.

VII Упражнение № 395 (устно).

    Прочтите задание.

    Исправьте предложения. Прочтите правильный вариант.

    Какую ошибку допустил ученик? Почему?

Определение того, каким членом предложения будут являться прилагательные в форме сравнительной степени (1 человек у доски с карточкой). Затем после выполнения упр. 395 класс по записям на доске определяет, каким членом предложения будет прилагательное в сравнительной степени.

Из двух зол выбирают меньшее.

В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки.

VIII Обобщение на основе заполнения раздаточного материала.

IX Тестовые задания (раздаточный материал)

Домашнее задание. П 104, № 396,

Сравните двумя способами:

– родниковую и речную воду по чистоте (чище – грязнее);

– планеты Солнце и Землю по величине (больше – меньше);

– растительность тундры и тайги по густоте (гуще – скуднее).

Творческое задание

Написать сочинение-миниатюру на тему: «А снег идет, идет…», используя прилагательные в сравнительной степени.

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Признак в большей или меньшей степени

Признак в одном предмете в набольшей или наименьшей степени

Выше лучше

Высочайший

Образуются

Суффиксы

Более, менее

Суффиксы -

Частицы самый, наиболее,

наименее

Изменяются

нет не склон.

да (род.чис.пад)

(род.чис.пад)

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Название

Сравнительная

Превосходная

Особенность

Образуются

Изменяются

Тестовые задания

Обведите номер или номера правильного (правильных) ответа (ответов).

1. Сравнительная степень имени прилагатель­ного образуется путем:

1) прибавления к основе начальной формы суф­фикса -ейш(-айш);

2) прибавлением к основе начальной формы суффиксов -ее(-ей), -е, -ше;

3) прибавлением слова «наиболее», «самый» к начальной форме;

4) прибавлением слова «более» к начальной форме.

2. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

2) добрейший;

3) менее громкий;

4) хороший;

3. Прилагательное в форме сравнительной степени это:

1) наилучший;

2) достойнее;

3) достойный;

4) менее подвижный.

4. Прилагательное в форме сравнительной степе­ни в предложении является:

1) определением;

2) сказуемым;

3) дополнением;

4) подлежащим.

5. В образовании формы сравнительной степени прилагательного допущены ошибки:

2) хорошее;

3) позжее;

4) удобнее.

6. Синтаксическая роль прилагательного определена верно в предложении:

1) В детстве деревья выше, а краски ярче;

2) В детстве деревья выше, а краски ярче;

3) В детстве деревья выше, а краски ярче;

7. Имя прилагательное в предложении Вы нашли не лучшее место имеет признаки:

1) нарицательное;

2) в краткой форме;

3) качественное;

4) в сравнительной степени;

5) средний род;

6) единственное число;

7) именительный падеж.

8. Ударение поставлено правильно:

1) красивее;

2) удобнее;

3) спокойнее.

Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения - важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Упражнение 2.
а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня...?
Признавайся: всех я...,
Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы...,
Да Иван-то вас...:
Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
(Более рабского, более царственного)

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки - сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море - по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав - по длине.
4. Сириус и Полярная звезда - по яркости.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни... . 2. При нагревании вода... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег... . 4. Ближе к устью река... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных

Тип урока: урок первичного усвоения и закрепления нового материала

Цель урока:

Организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия степени сравнения имён прилагательных;

Создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепления понятия степени сравнения имён прилагательных и умения находить степени сравнения имён прилагательных в тексте;

Воспитывать любовь к русскому слову.

Оборудование: доска, разноуровневые карточки, мультимедийная установка с экраном.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть и с удовольствием проведу с вами урок.

Вначале давайте проведём блиц-опрос по изученной ранее теме.

Блиц

  1. В каком слове пропущена буква Е?

В син…м море, в зелён…х лесах, с окружающ…м миром, прост…й историей.

  1. В каком слове пишется О?

Горяч…го, похож…й, больш…й, скрипуч…й.

  1. В каком слове Ь НЕ пишется?

Рож…, доч…, жгуч…, дич…

2. Актуализация знаний учащихся

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу. Этот эпиграф не случаен: он связан с нашей темой урока, в нём спрятаны новые сведения об имени прилагательном. Посмотрите на экран и прочитайте.

Огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, но человек сильнее всех.

Вы согласны с этим утверждением?

А всегда ли человек сильнее природы? Каким он должен быть, чтобы по праву считаться самым сильным? (Умным, добрым, образованным, справедливым)

Хорошо, я думаю, каждый из вас хочет, чтобы его уважали и ценили, поэтому давайте сделаем ещё один шаг в этом направлении. Договорились?

Какие прилагательные встретились вам в этой пословице? (силён, сильнее, сильнее всех).

А на что указывает прилагательное с ильнее ? (На то, что один предмет сравнивается с другим по признаку силы.)

А форма сильнее всех ? (Показывает, что человек по признаку силы превосходит остальные предметы.)

Молодцы. Тема нашего урока так и называется – Степени сравнения имён прилагательных. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и тему урока. Формы сильнее, сильнее всех являются степенями сравнения прилагательного сильный.

В течение урока вы ответите на вопрос: «Для чего нужны степени сравнения прилагательных?»

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Находить в тексте, узнать, как образуются, какие формы существуют, чем являются в предложении.)

Давайте сразу и определим, чем являются в предложении прилагательные? (Сказуемым.)

3.Этап усвоения новых знаний

Итак, существует 2 степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная. На этом уроке мы подробно рассмотрим сравнительную степень прилагательных. Она имеет две формы – простую и сложную. Сейчас вы поработаете исследователями. Откройте учебник на странице … и выполните по вариантам задания: 1 вариант выписывает образование простой сравнительной степени, 2 вариант – образование составной сравнительной степени. Не забывайте о примерах. Материал заносите в предложенные таблицы, которые лежат у вас на столах.

Давайте проверим, что у вас получилось (высвечивается на экране)

Образование сравнительной степени прилагательных

Некоторые прилагательные образуют необычные формы сравнительной степени. Попробуйте образовать простую сравнительную степень от слов: малый, плохой, хороший . Такие формы называются супплетивные.

На слайде представлены прилагательные: огромный, громадный, колоссальный…. Как называются слова, близкие по значению? (синонимы)

Давайте устно образуем от них простую и составную сравнительную степень.

4.Динамическая пауза

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Всё имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг

Изучать родной язык!

5.Этап первичной проверки понимания изученного

Сейчас переходим к следующему этапу – проверке понимания изученного.

3 ряд работает по парам: впишите в бланки по 2 прилагательных, обменяйтесь ими и образуйте от них степени сравнения, затем проверьте работу товарища и поставьте отметку.

4 человека готовят задания для закрепления изученного материала.

Остальные составляют предложения с формами сравнительной степени от прилагательных: счастливый, твёрдый, богатый, сладкий.

Проверка.

6. Этап закрепления новых знаний и способов действия

Ребята, мы переходим к следующему этапу – закреплению. Группа ваших одноклассников подготовила для вас тест, сгруппировав слова и подобрав задания для них. Попробуйте справиться с ним.

Слова: лучше, красивше, шире, спокойнее, спокойный, более сладкий, лёгкий, глубже, мягче, более глубокий, менее внимательный, слаще.

  1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

  1. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

  1. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

7. Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание вам предстоит творческое: у вас на столах лежат листочки со словами, попробуйте написать сочинение-миниатюру на тему: «Для чего нужно изучать родной язык?» Но прежде давайте прочитаем эти слова орфоэпически правильно: красивее, свободнее, спокойнее, удобнее.

8. Подведение итогов

Сегодня вы замечательно поработали, готовы ответить на вопрос: «Для чего нужны степени сравнения прилагательных?» (Для того, чтобы сравнивать предметы, выделять некоторые из них.)

9. Рефлексия

Выразите, пожалуйста, своё отношение к сегодняшнему уроку. Перед вами листочки.

Урок (3 прил.)

Тема «Степени сравнения имён прилагательных» (2 глагола)

Я на уроке (СС // П)

Спасибо за урок, до свидания.


«Степени сравнения имен прилагательных»

Дата проведения 17.11.2015

Класс 6

Цель урока: закрепить понятие степеней сравнения имен прилагательных

Задачи урока:

    Образовательная : закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; учить различать способы образования форм степеней сравнения; употреблять прилагательные в разных формах в собственной речи

    Развивающая : развивать умение сравнивать и анализировать, творческую фантазию, умение обобщать информацию, делать выводы, коммуникативные навыки учащихся, умение вести монологическую и диалогическую речь

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, толерантность, трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: применения новых знаний

Вид урока: урок смешанного типа

Методы и приемы: проекта, частично-поисковый (эвристический), наглядный, наблюдение над языковыми явлениями, их анализ, дидактическая игра, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, творческая работа, приемы «Лингвистический лабиринт», «Магический квадрат»

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, презентация

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

· определять и различать степени сравнения прилагательных

· составлять алгоритмы образования различных форм степеней сравнения

Составлять предложения с использованием различных степеней сравнения имён прилагательных

Определять и исправлять ошибки в употреблении имён прилагательных в сравнительной и превосходной степенях

ученик получит возможность научиться:

· выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

· участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные:

· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

· понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

· ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· учится самостоятельно разрабатывать план работы;

познавательные

· ученик использует знако-символические средства при оформлении опорного конспекта;

· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

· составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

· слушает и понимает речь других;

· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока.

    Организационный момент. Вступительное слово учителя .

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я взяла эту пословицу?

«Человек твёрже камня, нежнее цветка» - эта афганская пословица прославляет твёрдость, стойкость духа человека и одновременно нежность, чуткость его души. Эти высокие нравственные качества человека народ запечатлел, используя формы сравнительной степени прилагательного. В жизни человека сравнение играет огромную роль: оно является важнейшим приёмом мышления.

    Актуализация знаний. Прослушивание отрывка из «Веселых уроков» передачи «Радионяня» «Степени сравнения имен прилагательных» до слов «Как вы думаете, это трудная тема?»

А вы, ребята, как думаете, это трудная тема? Этой теме мы и посвятим наш урок .

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока «Образование степеней сравнения прилагательных»

    Постановка целей урока.

Попробуйте сформулировать задачи, которые необходимо сегодня решить.

    Объяснение нового материала.

Дидактическая задача : установить правильность и осознанность выполнения задания всеми учащимися, устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки. (7-10 мин.)

Что же представляют степени сравнения?

И _____________ исследовали особенности этой формы прилагательного. Они представят результаты своей работы.

    «Ажурная пилка»

1 группа - «Как образуется сравнительная степень сравнения

прилагательных», 2 группа - «Как образуется превосходная степень сравнения

прилагательных» (2 подготовленных ученика объясняют материал каждый в своей группе, после чего один из участников каждой группы идет в другую группу чтоб объяснить усвоенный материал остальным).

    Проверка понимания учащимися нового материала. Блиц – опрос

«Лингвистический лабиринт»

Дидактическая задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Проверим правильность понимания теоретического материала.

Предлагаю блиц – опрос.

Предполагается, что в игре принимают участие две команды из двух вариантов.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке « I » или « II ».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку « Да » или « Нет ». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.

Когда оба игрока доберутся до финиша, игра окончена.

    Сколько существует степеней сравнения?

    Две;

    Три.

    Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

    Качественные;

    Относительные.

    Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

    ейш –

    ее, – е, – ше .

    Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

    ше;

    ейш –, – айш –.

    Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    Более, менее;

    Самый;

    Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

    Менее;

    Самый, наиболее, наименее и т. д.

    Закрепление знаний и способов действий

Дидактические задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Итак, вы вспомнили, что такое степени сравнения имен прилагательных, как они образуются, теперь необходимо научиться самим правильно образовывать эти формы и правильно употреблять в своей речи.

    Образование форм степеней сравнения прилагательных.

    Закончите предложение

Я счастливый, он счастливее, а ты самый счастливый.

Я толстый…

Я хороший…

Я длинная…

    Используя прилагательные, сравните певиц (Вера Брежнева, Елка, Максим)

    По популярности

    По возрасту

    По внешним данным

Составьте предложения. Запишите в тетрадь.

    Орфоэпическая минутка. Хорошие речи приятно и слушать

Мы даем тебе совет:

Скажем ударенью «нет»,

Если слышим вы вокруг:

Красив е е, удобн е е,

Спокойн е е, свободн е е

Скажем ударенью «Да» –

Говори ты так всегда:

И крас и вее, и уд о бнее

И спок о йнее, и своб о днее

Кто запомнил, как правильно нужно произносить слова?

    Книга рекордов Гиннесса. Вставьте прилагательное в нужной форме.

Что вы знаете об этой книге?

Как вы думаете, почему мы к ней обращаемся?

Книга рекордов Гиннесса - это сборник мировых рекордов, выпускаемый ежегодично. В книгу попадают как достижения человека, так и природные величины. Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу ирландской пивоваренной компании "Гиннесс". В настоящее время этот сборник пользуется огромной популярностью в любой стране и почти на всех языках - Книга Рекордов Гиннесса издается более чем в ста странах мира, на более чем двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное, 50-е издание данного сборника. В настоящее время сборник рекордов является книгой с самым большим тиражом, из книг, издающихся по всему миру. Тем самым Книга рекордов Гиннесса завоевала рекорд, который поместили в нее саму. Только Библия, Коран имеют б о льший тираж. В настоящее время издателем книги является Стюарт Ньюпорт. Идея выпускать этот справочник пришла в голову бывшему управляющему пивоваренной компании Guinness Brewery Хью Биверу. Бивер тогда счёл, что сборник мировых рекордов будет незаменимым компаньоном завсегдатаев пивных пабов в их постоянных спорах при поисках ответов на вопросы самых разнообразных викторин.

    В Гималаях находится ………гора мира Эверест.

    Голубой дог Джордж (2 м) – …………….собака в мире.

    Гепард ……

    ………….имя Барнаби Мармадюк Алоизий Бенджи Кобвеб Дартаньян Эгберт Феликс Гаспар Гумберт Игнатий Джейден Каспер Лерой Максимилиан Недди Объяхулу Пепин Кьюллиам Розенкранц Секстон Тедди Апвуд Виватма Уэйленд Ксилон Ярдли Закари Усански. Этим именем обладает 36-летний житель
    Эдинбурга, имя он сменил лишь в 36 лет.

    Девочка по имени Тейлор, родившаяся в США весит 275 граммов. Это

………………… ребенок на планете.

    Житель США Уильям Джеймс Сидис, айкью которого равно 250 -………………….
    человек в мире.

    ………………………… слово – название белка, состоящее из 513 букв.

    У Полины Титовой …………………………….. волосы в России. Под стать ей китаянка Кси.

    Голубой кит ………………. животное в мире. Его вес 150 тонн.

    Исправьте ошибки в предложениях

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Хвост более короткий.

Все дети работают в тетрадях, по 1 одному ученику работают с одним предложением у доски.

    Эта ложка железнее, чем та.

    Моя мама моложе твоей.

    Осенью в лесу красивее, чем зимой.

    Это самый большой салют, который я видел.

    Хвост более короткий.

    Магический квадрат. Работа в парах.

Вам предложен список из 25 фраз. Выберите только 10 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно. Отметьте в квадратах правильный ответ. «Кликните» на квадратиках с теми номерами, которые вы выбрали. Завершив задание, кликните «Ответ готов».

Проверка выполненной работы на интерактивной доске.

    Контроль и самопроверка знаний. Проверочная работа по вариантам

Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий.

Группа №1

    От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    мягче –

    лучше -

    тише -

    быстрее –

    Они на старте были в более лучшей ситуации.

    Нет ничего красивше своего родного края.

    Из двух зол выбирай более меньшее.

    Река Ульба узее Иртыша.

    В январе морозы были более злейшие.

    Заполните таблицу

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Острый

Быстрый

Строгий

Умный

Добрый

Группа №2

1.От каких прилагательных образованы следующие формы степеней сравнения?

    тише –

    выше –

    глубочайший –

    хуже –

    Исправь ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Они хотели своим детям более лучшую жизнь.

2. Этот сыр твердее того.

3. Маркаколь - самое красивейшее озеро в Восточном Казахстане.

4.Нет ничего хужее предательства друга.

5. У моего друга самая злейшая собака на свете.

    Заполните таблицу.

Формы

прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Глупый

Медленный

Важный

Лёгкий

Тонкий

Взаимопроверка в парах по ключу

    Подведение итогов урока.

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Чем был полезен для вас урок? Какой вывод в можете сделать по сегодняшнему уроку?

    Информация о домашнем задании. На выбор.

Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

    Составьте запись для «Книги рекордов вашего класса», используя прилагательные в форме превосходной степени. ИЛИ

    Составьте 5-6 предложений по теме «Осенний лес», используя в своей работе имена прилагательные различных степеней сравнения.

    Рефлексия. Выбрать листок по цвету, характеризующему ваше состояние во время урока (зеленый - чувствовал себя успешным на сегодняшнем занятии , красный - был безразличен , оранжевый - был увлечен , получил удовольствие от общения, желтый - был активным на уроке)

Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо за урок.

Использованные материалы:

    Галушко И.Г, учитель русского языка и литературы «Елгайская основная общеобразовательная школа» Презентация «Сравнительная степень имен прилагательных»

    Картинки о книге рекордов

    Презентация. Полушкина Гульчачак Форзановна, учитель английского языка ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» Кировская область, 2011

    Русский язык «Доброе утро, Имя прилагательное!» - М:ООО «Издательство Астрель», 1999.

    Технологический прием «Магический квадрат» (автор Можаев Георгий Михайлович, преподаватель ТюмГУ-ТОГИРРО г.Тюмень

    Технологический прием и шаблон «Лингвистический лабиринт»,

Loading...Loading...