Глагол как часть речи его категориальное значение. Морфологические признаки. Категориальное значение глагола. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола

КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных — значение предметности, у имен прилагательных — значение признака, свойства, качества, у глаголов — значение процесса, действия, состояния и т. д.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. З. языковых выражений изучается в языкознании, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. Значение языковых выражений изучаются в языкознании, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает. 3. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое …
  • ЗНАЧЕНИЕ
    ЗНАЧ́ЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ, смысловое содержание слова, отображающее и закрепляющее в сознании представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗНАЧ́ЕНИЕ, важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. Содержание, связываемое с тем или иным выражением (словом, предложением, знаком …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    значе"ние, значе"ния, значе"ния, значе"ний, значе"нию, значе"ниям, значе"ние, значе"ния, значе"нием, значе"ниями, значе"нии, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) Смысл, содержание чего-л. Значение жеста. Значение слова. Ее тревожит сновиденье. Не зная, как его понять, мечтанья страшного …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: значимость, значительность, важность, роль Ant: незначительность, неважность, второстепенность 2. Syn: …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    смысл, разум; вес, важность, авторитет, достоинство, сила, ценность. Настоящий, переносный, прямой, собственный, строгий, фигуральный, буквальный, широкий смысл слова. "Эта девушка …
  • ЗНАЧЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: значимость, значительность, важность, роль Ant: незначительность, неважность, второстепенность Syn: …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) То, что значит кто-л. или что-л.; смысл. 2) Важность, значительность, назначение. 3) Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    знач`ение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    значение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    знач`ение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает З. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое з. слов (означаемое им …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. 2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    значения, ср. (книжн.). 1. Смысл, то, что данный предмет (Слово, жест, знак) значит. Слово "знание" имеет несколько значений. Слово "больной" …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    значение ср. 1) То, что значит кто-л. или что-л.; смысл. 2) Важность, значительность, назначение. 3) Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. То, что значит кто-либо или что-либо; смысл. 2. Важность, значительность, назначение. 3. Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. Обладая свойством выражать, означать что-либо, иметь какой-либо смысл. II ср. 1. Важность, значительность. 2. Влияние, …
  • ТЕЛЕОЛОГИЯ
    (греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных …
  • СВОБОДА ВОЛИ в Новейшем философском словаре:
    способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько …
  • ГАРТМАН в Новейшем философском словаре:
    (Hartmann) Николай (1882-1950) - немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в …
  • в Словаре постмодернизма:
    ("Totalitй et Infini. Essai sur l"Extйrioritй", 1961) - монография докторской диссертации Левинаса, изданная в Гааге. Выход в свет данной книги …
  • МЕТАЯЗЫК в Словаре постмодернизма:
    - 1) в классической философии: понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма: термин, выражающий …
  • ГРАММАТОЛОГИЯ в Словаре постмодернизма:
    - традиционно - область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи. Г. как отрасль языкознания …

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня мы поговорим о… том, что такое глагол как часть речи; том, каково значение глагола; том, какими категориями и формами обладает глагол; том, какие виды глаголов существуют в русском языке.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Вид глагола Вид – это отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу. ВИД несовершенный совершенный (что делать?) (что сделать?) писать, читать, учить написать, прочитать, выучить

6 слайд

Описание слайда:

Наклонение глагола Наклонение глаголов в русском языке – это словоизменительный грамматический признак спрягаемых глаголов. Категория наклонения обозначает отношение называемого глаголом процесса к действительности и выражает это значение в глагольных формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Изъявительное наклонение – выражает действие прошлого, настоящего либо будущего времени, которое фактически протекает в действительности. (Я сделаю домашнее задание во вторник). Повелительное наклонение – выражает приказание, побуждение или просьбу к совершению действия. (Сделай домашнее задание завтра). Сослагательное наклонение – выражает действие, которое мыслится субъектом как возможное, желаемое, но зависящее от чего-либо. (Я сделал бы домашнее задание сегодня, но иду гулять).

7 слайд

Описание слайда:

Формы глагола в зависимости от наклонения Наклонение Грамматические категории, присущие глагольным формам наклонения Примеры наклонения глаголов Изъявительное наклонение Время; Число; Род; Лицо. Прошедшее время: Я бегал, она бегала, оно бегало, они бегали; Настоящее время: Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют; Будущее время: Я буду читать/прочитаю, ты будешь читать/прочитаешь, он будет читать/прочитает, мы будем читать/прочитаем, вы будете читать/прочитаете, они будут читать/прочитают. Повелительное наклонение Число; Лицо. 1-е лицо мн. числа: Давайте мы сделаем, пойдемте; 2-е лицо ед. и мн. числа: Ты собери, вы соберите; 3-е лицо ед. и мн. числа: Пусть он прочитает, пусть они пишут. Сослагательное наклонение Число; Род. Единственное число: Он сделал бы, она убрала бы, оно делалось бы; Множественное число: Они собирали бы.

8 слайд

Описание слайда:

Категория времени глагола Категория времени характерна только для форм изъявительного наклонения. Традиционно в русском языке выделяют формы трёх времён - настоящего, прошедшего и будущего. Повелительное и сослагательное наклонение не имеют форм времени. В основе определения времени осуществления процесса лежит абстрактная грамматическая точка отсчёта, такой точкой является момент речи. Глагол в прошедшем времени показывает, что действие происходило или произошло до момента речи: делал уроки, решал уравнения; сделал уроки, решил уравнения. Глагол в настоящем времени показывает действие в момент речи: делаю уроки, решаю уравнения. Глагол в будущем времени показывает, что действие будет осуществляться или осуществится после момента речи: буду делать уроки, буду решать уравнения; сделаю уроки, решу уравнения. Категория времени обнаруживает тесную связь с категорией вида глагола. Именно видом определяется возможность образования временны́х форм глагола. Глаголы несовершенного вида образуют формы всех времён: прошедшего (любить - любил), настоящего (люблю), будущего (буду любить). Глаголы совершенного вида образуют только форму прошедшего времени (полюбить - полюбил) и простого будущего (полюблю). Форм настоящего времени нет.

9 слайд

Описание слайда:

Категория лица глагола Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. 1 лицо – субъект действия сам говорящий (ед.ч.), говорящий и другие (мн.ч.); 2 лицо – субъект действия собеседник (ед.ч.), собеседник и другие (мн.ч.); 3 лицо – субъект действия кто-то, не участвующий в диалоге (ед.ч.), кто-то, не участвующий в диалоге, и другие (мн.ч.). Формальными показателями категории лица являются личные окончания глаголов.

10 слайд

Описание слайда:

Категории числа и рода Категория рода обозначает характеристику рода местоимения или существительного, с которым согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня. Средний род может также указывать на безличность глагола: Светало. Вечерело. Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения женского, мужского и среднего рода есть у форм прошедшего времени единственного изъявительного наклонения и у форм единственного числа условного наклонения. Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действие, при этом значение самого действия не изменяется: студент пришел, студенты пришли. Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам.

11 слайд

Описание слайда:

Взаимосвязь глагольных категорий Вид и время У глаголов СВ 2 формы времени, нет формы настоящего времени (действие завершилось). Форма будущего времени - простая (поднял, поднимет, собрался, соберется возглавили, возглавят). У глаголов НСВ 3 формы времени. Форма будущего времени - сложная (поднимал, поднимает, будет поднимать, собирался, собирается, будет собираться, возглавляли, возглавляют, будут возглавлять). Время и наклонение По времени изменяются глаголы в изъявительном наклонении (поднял, поднимет, поднимал, поднимает, будет поднимать). У глаголов в сослагательном и изъявительном наклонении нет категории времени (поднял бы (вчера, сегодня, завтра?), соберись, пускай соберется (сейчас, через год?)). Лицо и род - взаимоисключающие категории Род есть только у форм глагола в пр.вр. изъявительного наклонения и у сослагательного наклонения (поднял, подняла, подняло, поднял бы, подняла бы, подняло бы, НО поднимает, поднимет (он, она, оно)). По лицам изменяются глаголы в наст. и буд. вр. изъявительного наклонения. В формах повелительного наклонения есть 2 лицо, 3 лицо и нет 1 лица (себе приказать нельзя) (я поднимаю, подниму, ты поднимаешь, поднимешь, он поднимает, поднимет, ты подними, вы поднимите, пусть поднимает, пусть поднимет). Переходность и возвратность Все возвратные глаголы непереходные поднимаю (что?), но поднимаюсь (что?). Переходность и залог Переходные глаголы образуют страдательные конструкции, непереходные не образуют. знамя поднято (кем-то), пыль поднимается (ветром) прыгнуть – прыгнуто (действие, которое не способно прямо переходить на предмет).

12 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить. Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (отгвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу» (от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить). Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (от тузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др. 2. Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят - чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий - чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. - Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости:почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием. 3. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал. Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

13 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых личных форм глагола 4. Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной). Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает - движет (пружина двигает/движет часовой механизм). Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет); в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру). 5. Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси - выбрось, выглади - выгладь, выдвини - выдвинь, выкраси - выкрась, вылези - вылезь, выплюни - выплюнь, высуни - высунь, выстави - выставь, выправи - выправь, высыпи - высыпь, вытаращи - вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т. д. Такое же соотношение форм у глаголов и т. д. Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите - порть, портьте; корчи, корчите - корчь, корчьте и т. д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обоими (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехай являются недопустимыми.

14 слайд

Описание слайда:

Варианты видовых форм Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о - а обусловливать - обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться; не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать. Видовые пары захлопнуть - захлопывать, озаботить - озабочивать, опозорить - опозоривать, опорочить - опорочивать, отсрочить - отсрочивать, приурочить - приурочивать, узаконить - узаконивать и др. сохраняют корневое о. В парах лазить - лазать, видеть - видать, слышать - слыхать, поднимать - подымать второй вариант разговорно-просторечный. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом - ну- вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми. Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь - достигнуть, застичь - застигнуть, настичь - настигнуть, постичь - постигнутьравноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

15 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Используя приставки, образуйте от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида: верить(н.в.)- поверить(с.в.). Чувствовать,ужинать, делить, вязать, прятать,возить, шить, стараться, таять, верить, видеть, делать, шутить, чертить, тонуть, гасить, учиться, брать, пугаться, мучить, помнить, желать, гордиться, готовить.

16 слайд

Описание слайда:

Практическая работа От глаголов совершенного вида с помощью суффиксов образуйте глаголы несовершенного вида: успеть (с.в.) – успевать(н.в.). Открыть, завоевать, доказать, вылечить, выдержать,воспитать, сложить, взвесить, учесть, указать, спросить, сплотить, достать, вытолкнуть.

17 слайд

Описание слайда:

Практическая работа К неопределенной форме глаголов подобрать видовую пару. От каждого из глаголов образовать форму 1-го лица единственного числа, обозначить вид: повторять – повторяю (н.в.); повторить - повторю(с.в.). Прибыть, заходить, брать, войти,вынуть,сдать, узнать,восстать, вскрыть, передать, добыть, заболевать, овладеть, отдать, привлекать, исполнить, развивать, лечь, исчезать, изобрести, избегать, догонять, выйти,двигать, уточнить, уничтожить, ошибиться, напрячь,лишать, наносить, ударяться, повторить, публиковать, принести.

18 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Подобрать к глаголам видовую пару, подчеркнуть чередующиеся согласные, указать вид. С несколькими видовыми парами составить предложения: оформить(с.в.)-оформлять(н.в). пригласить (с.в.) – приглашать (н.в.). Приглашать, защищать, снабдить, провожать, отразить, обсудить, составить, являться, возмущаться,встречать, сгустить,наряжать, посетить, оформлять, предупредить.

19 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Образуйте видовые пары от следующих глаголов. Составьте с ними предложения. Говорить, взять, класть, поймать, садиться, ложиться, стать, находить.

20 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Запишите глаголы в неопределённой форме. Ставят, везёт, бегают, цветёт, плачет, несёт, пахнет, завтракает, бредёт, делаете, знакомят, разгребёт, вешаем, плетём, трясёт, мокнут, квакают.

21 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Данные словосочетание замените глаголами в неопределённой форме. Оказывать помощь Очищать пол от пыли Вести наблюдения Давать совет Покрываться цветами Принимать решение

22 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Определите форму глаголов, подберите к ним синонимы. Запишите их в неопределённой форме. Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, охранять, поймают, фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел. Превозносить, стережёт.

23 слайд

Описание слайда:

Практическая работа Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Бить баклуши Вешать нос Витать в облаках задать головоломку зарубить на носу ждать у моря погоды дать слово дрожать как осиновый лист писать как курица лапой ходить на голове считать ворон держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать в голове клевать носом наговорить с три короба держать язык за зубами

Категориальное значение слова

До сих пор мы говорили лишь о непосредственной функции слова в обозначении того или иного предмета, действия или качества, иначе говоря, о «денотативном» и «коннотативном» значениях слова. Однако сказанное не исчерпывает ту роль, которую играет слово в отражении действительности и в переработке информации.

Наиболее существенную роль играет вторая важнейшая функция слова, которую Л.С. Выготский назвал собственно значением и которую мы можем обозначить термином «категориальное» или «понятийное» значение.

Под значением слова, которое выходит за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только возбуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, вникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только замещает вещь, но и анализирует вещь, вводит эту пещь в систему сложных связей и отношений. Отвлекающую или абстрагирующую, обобщающую и анализирующую функцию слова мы и называем категориальным значением.

Итак, каждое слово не только обозначает предмет, но выделяет его существенный признак. Это очень легко видеть, анализируя корень слова. Например, слово «стол» имеет корень -стл-, а этот корень связан со словами «стлать», «постилать», «настил». Говоря слово «стол», человек выделяет его качество: это что-то, что имеет признак настила, на котором можно писать, обедать или работать, но обозначаемый этим словом предмет всегда должен обладать соответствующим признаком. Слово «часы» не просто обозначает определенный предмет, который, например, лежит перед нами; это слово указывает на то, что этот предмет имеет функцию измерения времени («часа»), и если он не имеет отношения к измерению времени, значит, это не часы. Слово «сутки» имеет корень «со-ткать» («стыкать», переносное -- стык дня и ночи). Слово «корова» является родственным с латинским словом cornu = рог и, по сути говоря, раньше означало «рогатый», тем самым оно выделяет признак, характерный для коровы.

Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших сложных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит; «телефон» обозначает предмет, который на расстоянии (теле-) передает звук; «телевизор» обозначает предмет, который дает возможность на расстоянии видеть, и т.д. В таких новых словах особенно наглядно выступает эта анализирующая функция слова. Значит, каждое слово не только обозначает предмет, но производит и гораздо более глубокую работу. Оно выделяет признак, существенный для этого предмета, анализирует данный предмет. В старых словах или словах, заимствованных из других языков, мы иногда не ощущаем этого, в новых словах мы видим это более отчетливо. Эта функция выделения признака или абстракции признака является важнейшей функцией слова. Однако и это положение еще не является достаточным.

Каждое слово не только обозначает вещь, не только выделяет ее признаки. Оно обобщает вещи, относит их к определенной категории, иначе говоря, несет сложную интеллектуальную функцию обобщения. Слово «часы» обозначает любые часы (башенные, настольные, ручные, карманные, золотые или серебряные, квадратные или круглые). Слово «стол» обозначает любой стол (письменный, обеденный, карточный, квадратный или круглый, на трех или на четырех ножках, раздвижной или простой). Значит, слово не только выделяет признак, но и обобщает вещи, относит их к определенной категории, и эта обобщающая функция слова является одной из важнейших. Обобщая предметы, слово является орудием абстракции, а обобщение есть важнейшая операция сознания. Именно поэтому, называя тот или другой предмет словом, мы тем самым относим этот предмет к определенной категории. Это и означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления; оно является и клеточкой мышления, потому что важнейшими функциями мышления являются именно абстракция и обобщение. Следует, однако, отметить и другую сторону интересующей нас проблемы.

Слово является не только орудием мышления, но и средством общения. Всякое общение - иначе говоря, передача информации -- необходимо требует, чтобы слово не только указывало на определенный предмет, но и обобщало сведения об этом предмете. Если бы человек, говоря «часы», имел в виду, например, лишь одни определенные часы, а воспринимающий это слово, не имеющий соответствующего опыта, не понимал бы обобщенного смысла этого слова, он никогда бы не смог передать собеседнику свою мысль. Однако слова «часы» и «стол» имеют обобщенное значение, и это является условием понимания, условием того, что человек, называя предмет, может передать свою мысль другому человеку. Даже если этот другой человек представляет названную вещь иначе (например, говорящий имеет в виду карманные часы, а воспринимающий -- настольные или башенные часы), все равно предмет, отнесенный к определенной категории, позволяет говорящему передать определенную обобщенную информацию. Значит, абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения.

Существует, однако, еще более глубокая и важная функция значения слова. В развитом языке, который является системой кодов, слово не только выделяет признак и не только обобщает пещь, относя ее к определенной категории, оно производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории общества.

Таким образом, называя предмет, человек анализирует его, причем делает это не на основании конкретного собственного опыта, а передает опыт, накопленный в общественной истории в отношении его функций, и передает, таким образом, систему общественно упрочившихся знаний о функциях этого предмета.

Следовательно, слово не только обозначает предмет, но и выполняет сложнейшую функцию анализа предмета, передает опыт, который сформировался в процессе исторического развития поколений.

Итак, обозначая предмет, слово выделяет в нем соответствующие свойства, ставит его в нужные отношения к другим предметам, относит его к известным категориям.

Все это и говорит о том факте, что слово не только удваивает мир, не только обеспечивает появление соответствующих представлений, но является мощным орудием анализа этого мира, передавая общественный опыт в отношении предмета, слово выводит нас за пределы чувственного опыта, позволяет нам проникнуть в сферу рационального.

Все это дает возможность утверждать, что слово, обладающее предметной отнесенностью и значением, является основой системы кодов, которые обеспечивают перевод познания человека в новое измерение, позволяет совершить скачок от чувственного к рациональному, т.е. к возможности как обозначать вещи, так и оперировать вещами в совершенно новом, «рациональном» плане. Многие исследователи указывали на то, что «семантические поля» оказываются обычно четко организованными и что некоторые из слов, входящих в данную семантическую группу, обладают большей «доступностью», чем другие. Эта «доступность» некоторых слов, облегчающая их выбор из многих других, объясняется частично контекстом, привычностью и частотой встречаемости данного слова, установкой личности и ее непосредственным опытом; однако нередко «доступность» нужного слова и большая вероятность его всплывания зависят от тех лексических связей, которыми характеризуются многие слова.

Легко видеть, что слово «врач» неизбежно вызывает по ассоциации другое слово -- «лечить», слово «метла» -- «мести», слово «топор» -- «рубить», слово «игла» -- «шить» и т.д. Еще более отчетливо это можно проследить в словах, обозначающих действия (глаголах), и в словах, обозначающих качества (прилагательных). Обо всех этих факторах, указывающих на то, что многие слова переживаются как неполные и требуют дополнения другими словами, принято говорить как о «валентностях слов», и именно эти валентности в значительной мере определяют то преимущество, с которым всплывают те или иные связанные с ними слова. Именно поэтому «валентности» слов оказываются важным дополнительным фактором, который определяет выбор нужного слова.

Выводы к главе 1

Все вышесказанное можно резюмировать в следующих положениях. Слово как элемент языка всегда обозначает известную вещь, признак или отношение, а язык состоит из системы сложных кодов, которые вводят обозначаемую вещь в системы связей и отношений.

Слово является продуктом длительного развития, в процессе которого оно выделяется из симпрактического контекста и становится самостоятельной системой кодов, располагающей различными средствами обозначений любого предмета и выражения любых связей и отношений.

Развитие языка является процессом эмансипации от симпрактического характера и выделения слова как синсемантической системы.

Структура слова сложна. Слово имеет предметную отнесенность, т.е. оно обозначает предмет и вызывает целое «смысловое поле», слово имеет функцию определенного «значения», иначе говоря, выделяет признаки, обобщает признаки и анализирует предмет, относит его к определенной категории и передает общечеловеческий опыт. Оно позволяет человеку выходить за пределы непосредственного восприятия, обеспечивая тем самым тот скачок от чувственного к рациональному, который является существенным для сознания человека.

И, наконец, слово имеет «лексические функции», т.е. входит в известные классы смысловых отношений; оно располагает аппаратом, который создает потенциальную необходимость связи одних слов с другими, обеспечивая переход от единичных слов к их «синсемантическим» связям, определяя те законы, по которым оно вступает в связи с другими словами. Все это и является важнейшим механизмом, который дает возможность сделать из слова основное орудие сознательной деятельности человека.

Теперь ясно, насколько фундаментальное значение имеет слово и какое центральное место оно занимает в формировании человеческого сознания.

французский лексика семантический преобразование

В строгом смысле категоризаторами языковых смыслов, возможно, следует считать даже не вопросительные местоимения, а категориальное значение языкового смысла, совпадающее с обобщённым лексико-грамматическим (категориальным) значением номинативной части речи, выступающей в роли основного выразителя данного языкового смысла, и соответствующих местоимений. Вопросительное местоимение выступает своеобразным «маркером», «лакмусовой бумажкой», выявляющей значение данного языкового смысла. Например, категориальным значением языкового смысла является предметность, поэтому категоризаторами (в широком значении этого термина) данного языкового смысла выступают прономинативы кто?, что?; его выразителями являются также соответствующие местоимения других семантических разрядов и имена существительные без предлогов, сохраняющие этот смысл. Другими словами, ядром каждого языкового смысла являются слова, представленные соответствующей частью речи, выраженные начальной формой (если оно изменяемое) или морфологизованным членом предложения. Чем отличается категориальное значение части речи и языкового смысла?

Часть речи - это лексико-грамматический класс слов с набором индивидуальных дифференциальных признаков. Категориальное значение части речи - это обобщённое лексико-грамматическое значение всех слов, входящих в неё. Сказанное предполагает наличие у слов данной части речи общей семантики (обобщения в самой высокой степени) и определённых грамматических признаков (например, у имён существительных - постоянной категории рода, изменяемых категорий числа и падежа, установленных правил функционирования; у имён прилагательных - согласовательных, синтаксических, «отображательных» категорий рода, числа и падежа, использования в роли согласованного определения, именной части сказуемого и т. д.). Именно поэтому категориальное значение части речи трактуется как обобщённое лексикограмматическое значение.

Языковой смысл - это семантико-функционалыюе объединение разнородных по структуре единиц именования. Его ядром является слово (часть речи), но в него входят и расчленённые именования (предложно-падежные формы, лексии, словосочетания особого типа, фразовые номинанты) с той же семантикой. Поэтому говорить о более высокой степени обобщения в семантике языкового смысла (по сравнению с частью речи), на наш взгляд, необходимости нет. Отличие же состоит в разнородности, богатых структурных возможностях выражения того же языкового смысла в одних и тех же рамках функционирования. Это и даёт право определить категориальное значение языкового смысла как семантико-функциональное.

В лингвистической литературе вопрос о категориальном значении языкового смысла не ставился вообще, а вопрос о категориальном значении части речи трактуется неоднозначно. Например, Л. Г. Яцкевич пишет: «Категориальное значение части речи представляет собой особый тип языковой семантики: это векторный имплицитный тип семантики, в отличие от грамматических значений, грамматических категорий и словообразовательного значений, выражающих свою семантику эксплицитно - в грамматической и словообразовательной оформленности слова. Это значение части речи включается в качестве ядерного грамматического значения в языковое поле соответствующего грамматического контекста, который находит в нём своё воплощение» [Яцкевич, 2004, с. 140]. Это определение и показ способов выражения субстантивности (с. 61-68) свидетельствует о том, что автор смешивает понятия «категориальное значение части речи» и «категориальное значение языкового смысла», выводя последнее под именем «грамматический концепт части речи». Особенно чётко это прослеживается в п. 2.2 «Грамматические концепты частей речи. Формы их существования в структуре русского языка», где автор пишет: «Грамматические концепты и категориальные значения частей речи соотносительные, но не тождественные понятия. Соотносительность проявляется в том, что состав грамматических концептов языка определяет состав его частей речи и их категориальных значений. Нетождественность грамматических концептов и категориальных значений частей речи обусловлена тем, что грамматический концепт - результат обобщения более высокого уровня, чем категориальное значение части речи. В силу этого на основе грамматического концепта в лексической системе языка формируются не только грамматические классы - части речи, но и грамматические и лексико-грамматические сверхклассы, подклассы и метаклассы» [Яцкевич, 2004, с. 40- 41]. Последние (подклассы, метаклассы) автором не раскрываются, но можно допустить, что в этом случае имеются в виду расчленённые единицы именования, выделяемые нами, а кроме того - разнородные объединения, вообще не имеющие прямого отношения к анализируемому явлению. Так, автор в субстантивную номинацию включает наречия типа Дома знают об этом. Внизу успели приготовиться ; выделяет субстантивную номинацию, осуществляемую словоформами имён существительных в косвенных падежах, обозначающих тему высказывания: Из Москвы вернулись? (То есть те, кто уехал в Москву) [Яцкевич, 2004, с. 66]. Понятно, что в таком сверхшироком понимании «грамматический концепт части речи» выходит далеко за пределы языкового смысла, и совсем непонятно, почему в названной выше работе речь идёт о части речи, точнее - о категориальном значении части речи.

Известно, что основным средством выражения каждого языкового смысла является слово, точнее - знаменательные слова, объединённые соответствующим способом отображения действительности, категориальным значением, морфологическими свойствами и синтаксическим функционированием в часть речи. Так, главным ономасиологическим средством выражения языкового смысла «предметность» является имя существительное, «пространство» представляют прежде всего наречия места и направления и т. д. Логичен вопрос: как соотносятся категориальные значения языкового смысла и слов той части речи, которая служит главным средством передачи этого смысла? На первый взгляд, можно предположить, что категориальное значение языкового смысла «поглощает» категориальное значение части речи. На самом деле их соотношение намного сложнее и прослеживается по нескольким направлениям. Сравним:

1. Категориальное значение языкового смысла есть общее значение всех ономасиологических средств (слова, предложно-падежной формы слова, словосочетания особого типа, лексии и фразового номинанта), объединённых общим понятийным содержанием.

1. Категориальное значение части речи - это общее лексикограмматическое значение всех слов данной части речи, выступающих в морфологизованной функции (для имени существительного это функция подлежащего и дополнения, для имени прилагательного - функция определения и т. д.).

2. Категориальные значения языковых смыслов не имеют специальных названий, они представлены описательно, например: категориальное значение языкового смысла «признак предмета», категориальное значение языкового смысла «время» и т. д.

2. Категориальные значения знаменательных частей речи имеют специальные названия: у имён существительных - «предметность», у имён прилагательных - «признак предмета», у имён числительных - «количество и число», у глаголов - «действие, состояние, отношение как процесс», у наречий - «признак признака», у безлично-предикативных слов - «состояние».

3. Категориальное значение смысла проявляется в ономасиологических средствах, представленных словом и расчленёнными единицами: предложно-падежной формой имени, словосочетанием особого типа, лексией и фразовым номинантом.

  • 3. Категориальное значение части речи проявляется у ономасиологических единиц, представленных словом только в случаях 1) выполнения ими морфологизованной функции в предложении или 2) в «словарном слове», то есть в исходной форме (если слово изменяемое), начинающей словарную статью в толковых словарях.
  • 4. Часть речи обладает способностью выражать не один, а несколько языковых смыслов, например, имя существительное выражает языковые смыслы «предметность» (смотреть фильм, радоваться встрече), «признак предмета» (шапка брата), «образ и способ действия» (идти берегом), «время» (поздней осенью).

Проведенные наблюдения не дают полного ответа на вопрос о содержании, общих и отличительных качествах категориального значения языкового смысла и категориального значения части речи, поскольку явления эти недостаточно изучены, да и сам вопрос выносится на обсуждение впервые, хотя фрагментарные сведения по этому поводу можно найти в работах многих учёных, ибо рассматриваемая проблема касается кардинальных вопросов семантики, морфологии, синтаксиса и находит своё отражение в когнитивистике, ономасиологии и других аспектах современной лингвистики.

Психологическая структура слова

Основная функция слова – обозначающая роль (= референтная функция слова). В психологии эту функцию принято обозначать как предметную соотнесенность, как функцию представления, замещения предмета. Слово, как элемент языка человека, всегда обращено вовне, к определенному предмету и обозначает или предмет, или действие, или качество, свойство объекта, или отношение объектов. Это выражается в том, что слово, имеющее предметную соотнесенность, может принимать форму существительного, глагола, прилагательного, или связи – предлога, союза (когда обозначает отношения). Это решающий признак, который отличает язык человека от так называемого «языка» животных.

Слово – особая форма отражения действительности. Слово позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие, совершать умственные эксперименты над вещами. Слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений.

С появлением языка как системы кодов, обозначающих предметы, действия, качества, отношения, человек получает как бы новое измерение сознания, у него создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира.

Под значением слова, которые выходят за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только пробуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово анализирует вещь, вводит эту вещь в систему сложных связей и отношений.

Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших сложных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит, «телефон» – предмет, который на расстоянии (теле-) передает звук.

Каждое слово не только обозначает вещь, выделяет ее признаки, но и обобщает вещи, относит их к определенной категории, иначе говоря, несет сложную интеллектуальную функцию обобщения. Поэтому слово является клеточкой мышления, потому что именно абстракция и обобщение являются важнейшими функциями мышления.

Слово – средство общения. Абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения.

Существует еще одна – еще более глубокая и важная функция значения слова. В развитом языке, который является системой кодов, слово не только выделяет признак и обобщает предмет, нон производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт от поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории общества.

Кроме того, у слова остается еще один компонент. Во многих языках (русский, немецкий, тюркский) слово имеет еще одну часть – флексию, которая может меняться при употреблении слова (чернильница, чернильнице, чернильницу, чернильницы и т.д.), тем самым изменяя отношение, которое данный предмет имеет к окружающей ситуации. Флексия создает новые психологические возможности для функционального обозначения предмета.

Поэтому, язык является системой кодов, достаточных для того, чтобы самостоятельно проанализировать предметы и выразить любые его признаки, свойства, отношения.

Loading...Loading...