История одной скульптуры: «Геркулес и Несс» в галерее Уффици. Женитьба геракла на деянире Деянира, жена Геракла, это – отражение Иуды Искариота. Тайный сговор Деяниры и кентавра Несса против Геракла-Христа

Δηϊάνειρα , Δῃάνειρα ) - в греческой мифологии дочь калидонского (либо из Плеврона) царя Ойнея и Алфеи (либо дочь Диониса), сестра Мелеагра , жена Геракла , мать Гераклидов .

Деянира и Мелеагр

С ранних лет Деянира умела владеть оружием и править колесницей. Её называют воительницей . После гибели Мелеагра все его сёстры с горя превратились в птиц-цесарок, лишь Деянира и ещё одна сестра Горга сохранили человеческий облик благодаря вмешательству Диониса .

Геракл и Деянира

От Геракла она родила четырёх сыновей - Гилла , Ктесиппа, Глена, Онита (согласно Диодору, трёх: Гилла, Гленея и Годита ) и дочь - Макарию .

Несс и Деянира

Однажды Геракл пришёл с женой к реке Эвен . Через эту бурную реку перевозил за плату путников на своей широкой спине кентавр Несс . Несс предложил перенести Деяниру на другой берег, и Геракл посадил её на спину кентавра. Сам же Геракл переплыл бурную реку, но как только он вышел на берег, услышал крик Деяниры, которая звала на помощь. Кентавр, пленённый её красотой, хотел её похитить. Геракл смертельно ранил его стрелой из лука. Несс, умирая и желая отомстить, посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла.

Однажды, услышав, что Геракл собрался жениться на захваченной им в Эхалии Иоле , Деянира пропитала кровью Несса хитон и послала его Гераклу. Однако кровь Несса, погибшего от стрелы Геракла, смазанной желчью лернейской гидры , оказалась ядом, от которого в страшных мучениях погиб Геракл. Узнав о том, что вызвала смерть мужа, Деянира покончила с собой, заколовшись мечом ; либо повесившись . Она умерла около Трахина, её могила близ Гераклеи под горой Эта; также могилу показывали в Аргосе .

Действующее лицо трагедии Софокла «Трахинянки» и трагедии Сенеки «Геркулес на Эте». Овидий сочинил письмо Деяниры Гераклу (Героиды IX).

В честь Деяниры назван астероид (157) Деянира , открытый в 1875 году.

Киновоплощения

  • - «Геркулес (англ.) русск. » - Лили Собески

Напишите отзыв о статье "Деянира"

Примечания

Отрывок, характеризующий Деянира

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».

9. Деянира, жена Геракла, это – отражение Иуды Искариота. Тайный сговор Деяниры и кентавра Несса против Геракла-Христа

Иуда Искариот предал Иисуса и вступил в заговор с иудейскими первосвященниками и фарисеями. Более того, сам привел стражу и помог арестовать Христа, указав на него воинам посредством своего коварного поцелуя (знаменитый поцелуй Иуды). В версии русских летописей этот же сюжет преломился как предательство, совершенное женой Андрея Боголюбского. Она возненавидела мужа, вступила в заговор с его врагами, провела убийц прямо в спальню к мужу и бестрепетно присутствовала при его гибели. Даже держала отрубленную руку великого князя. Таким образом, жена князя Андрея (Андроника– Христа) – это дубликат Иуды Искариота.

Спрашивается, появится ли этот эпизод в истории Геракла? Да, упоминается, причем в довольно ярком виде. Сейчас мы его опишем.

Завершив очередное завоевание, Геракл отправился в Калидон, где решил обосноваться. «Не имея законных наследников и жены, он стал ухаживать за Деянирой, предполагаемой дочерью Ойнея… Много женихов приходили во дворец Ойнея в Плевроне, чтобы просить руки прекрасной Деяниры, умевшей править колесницей и освоившей военное искусство. Но тут же отказывались от своих намерений, как только узнавали, что среди их соперников Геракл и речной бог Ахелой… Бессмертный Ахелой являлся в одном из трех обличий: быка, пятнистого змея и человека с бычьей головой…

Когда Ойней призвал Геракла… тот стал хвастаться, что если Деянира выйдет за него замуж, мало того, что ее свекром станет сам Зевс, но и она сама будет купаться в лучах его славы за двенадцать совершенных им подвигов.

Ахелой… лишь хмыкнул и заметил, что и ему не занимать славы, ведь он отец всех греческих вод, а не беспутный бродяга вроде Геракла… Издеваясь, заметил Гераклу: “Или ты не Зевсов сын, или твоя мать была распутницей!”

Рис. 1.32. Геракл борется с Ахелоем. Стамнос Олтоса. Лондон, Британский музей. Взято из , с. 197.


Геракл нахмурился… “Не потерплю, чтобы мою мать оскорбляли!” Ахелой… стал бороться с Гераклом до тех пор, пока тот не бросил его спиной наземь, рис. 1.20, 1.21, 1.32. Тогда он не мешкая обернулся змеем и пополз прочь.

“Я еще в колыбели душил змей!” – засмеялся Геракл, стремясь схватить его за шею. Тогда Ахелой превратился в быка и бросился на противника. Геракл… с такой силой ударил его оземь, что правого рога как не стало. Опозоренный Ахелой ретировался» , с. 411–412.

В результате Геракл женился на Деянире.

Вероятно, в цитированном рассказе уже начинают проступать отдельные фрагменты истории Иуды Искариота. Во-первых, четко прозвучала скептическая иудейско-раввинская точка зрения на рождение Геракла-Христа. Ахелой сомневается в законности рождения Геракла. Дескать, либо Зевс не был отцом, либо твоя мать была распутницей. Мы подробно обсуждали эти средневековые споры вокруг рождения Иисуса в нашей книге «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги».

Далее вновь всплывает сюжет о борьбе Геракла-Христа со змеей (змеями). Как мы уже отмечали, ядовитая змея – это один из образов Иуды Искариота. Летописцы иногда путались и «склеивали» рождение Христа с его гибелью. В результате «змеиный сюжет» возникал как при описании младенчества Геракла-Христа, так и в последние дни его жизни в виде коварного «змеиного» поцелуя Иуды Искариота. (Напомним другие его отражения: укус змеи в грудь Клеопатры, нападение змеи на князя Олега…). Поэтому борьба Геракла с Ахелоем-змеей перед женитьбой на Деянире олицетворяет, по-видимому, противостояние Христа и Иуды Искариота.

Вообще, Ахелой описан как коварный бог, меняющий свои обличья. С его косматой бороды постоянно стекала вода. В общем, перед нами предстает «нехороший образ». Недаром «Деянире казалось, что она лучше бы умерла, чем стала его (Ахелоя – Авт .) женой» , с. 412.

Затем Ахелой исчезает со страниц греческого мифа и его «нехорошее место», как мы сейчас увидим, занимает сама Деянира. Мы цитируем.

«Когда Геракл и Деянира переправлялись через реку Эвен во время половодья, кентавр Несс, утверждая, что боги поставили его в том месте паромщиком за его благочестие, предложил Гераклу ЗА НЕБОЛЬШУЮ ПЛАТУ перевезти Деяниру так, что та и ног не замочит, а сам Геракл пусть добирается вплавь. Геракл согласился, ЗАПЛАТИЛ, ЧТО ПОЛОЖЕНО, перебросил дубину и лук на другой берег, а сам прыгнул в воду. Но Несс, вопреки уговору, поплыл в противоположном направлении, держа Деяниру на спине. Затем он бросил ее наземь и попытался овладеть ею. Та закричала, призывая на помощь; Геракл быстро достал свой лук, тщательно прицелился и поразил Несса прямо в грудь с расстояния в полмили.

Умирая, Несс сказал Деянире: “Если ты смешаешь семя, которое я пролил на землю, с моей кровью, добавишь оливковое масло и ТАЙНО натрешь этой смесью одежду Геракла, то тебе никогда не придется жаловаться на его супружескую неверность”. Деянира быстро собрала все, на что он указал, в кувшин, запечатала его и СПРЯТАЛА НА СЕБЕ, НЕ СКАЗАВ О СЛУЧИВШЕМСЯ НИ СЛОВА ГЕРАКЛУ.

Рассказывают также, что Несс предложил Деянире шерсть, пропитанную его кровью, и сказал, чтобы нити этой шерсти она вплела в одежду Геракла. Третий вариант гласит, что он дал ей свою собственную испачканную кровью одежду в качестве любовного амулета, а сам убежал к соседнему племени локров, где и умер от раны. Его тело осталось непогребенным у подножия холма Тафиасс, наполняя всю округу ужасным зловонием… Источник, близ которого умер Несс, до сих пор несет зловонную воду со сгустками крови» , с. 413 .

Вскоре Деянира воспользуется советом Несса, натрет адской смесью одежду Геракла, и тот погибнет.

В сцене переправы явственно звучит тема предательства Иуды Искариота. В самом деле.

Упоминается о некоей плате, которую следовало дать за «переправу через реку». Причем этот эпизод миф рассматривает как важный. Говорится, что Геракл заплатил, что́ положено коварному кентавру Нессу. Скорее всего, перед нами – отражение знаменитых тридцати сребренников Иуды. Эту плату вручили Иуде за его предательство. «Про́клятые деньги» стали потом символом коварства.

Между прочим, в данном «античном» сюжете Иуда Искариот, вероятно, выступает как пара персонажей: кентавр Несс + Деянира. Может быть, словосочетание «кентавр Несс» является сильно искаженным отражением имени «искариот» (на этом мы, конечно, не настаиваем).

Правда, греческий миф считает, будто деньги были выданы самим Гераклом-Христом, а не иудейскими первосвященниками. Однако мы уже сталкивались с тем, что некоторые летописцы путали, например, Иуду с Христом. См. и нашу книгу «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги». Поэтому знаменитые тридцать сребренников Иуды могли перекочевывать на страницах разных текстов из рук иудейских фарисеев в руки Христа. Тем не менее, суть дела в мифе в общем сохранена, поскольку деньги получил именно «плохой кентавр» Несс, аналог Иуды.

Рис. 1.33. Несс и Деянира. Картина Рубенса. Взято из , с. 557, илл. 614.


Рис. 1.34. Похищение Деяниры. Этрусское зеркало. Взято из , с. 558, илл. 615.


Далее, денежная плата коварному Нессу приводит к секретному сговору между ним и Деянирой. Иначе их поведение не назовешь. Ведь они фактически вступают в тайный союз, заговор. Тайком от Геракла Несс сообщает Деянире, что нужно сделать, а она, опять-таки ТАЙКОМ ОТ МУЖА, аккуратнейшим образом исполняет указания раненого кентавра (собирает его семя, кровь и т.п.). Здесь вновь всплывает в памяти история коварной жены Андрея Боголюбского, которая тайком от него вступает в заговор против собственного мужа. Деянира тоже фактически вступает в заговор против своего мужа Геракла. Греческий миф, правда, пытается обелить ее. Дескать, жена поступила так «по простоте душевной», не подозревая о последствиях. Но все это, скорее всего, уже позднейшие редакторские уловки, имеющие своей целью переложить вину на других.

Вообще, в анализируемой нами сцене громко звучит тема обмана. Кентавр Несс обещал Гераклу исполнить оплаченный уговор, однако тут же ОБМАНУЛ. Этим дело не кончилось. Деянира фактически обманула мужа, ничего не сказав ему о рекомендациях Несса, и лукаво скрыв от Геракла кувшин со смертельным для него ядом. Мы узнаем здесь все тот же обман, совершенный Иудой Искариотом вкупе с иудейскими первосвященниками. Как Евангелия, так и греческий миф, уделяют данному эпизоду самое серьезное внимание.

Рис. 1.35. Деянира зовет Геракла на помощь. Рисунок на старинной вазе. Взято из , с. 558, илл. 616.


В христианском мире отношение к Иуде Искариоту негативное. Как мы показали в предыдущих публикациях, аналогично оцениваются и многочисленные фантомные отражения Иуды (под другими именами) на страницах «античных» летописей. То же самое мы видим теперь и в сюжете о Нессе-Деянире. Греческий миф рисует Несса черными красками. В частности, говорится об ужасном зловонии, распространившемся по округе после его гибели. До сих, дескать, источник несет вонючую воду.

Рис. 1.36. Похищение Деяниры. Картина Гида (Лувр). Взято из , с. 559, илл. 617.


На рис. 1.33 показана картина Рубенса «Несс и Деянира». На рис. 1.34 – этрусское зеркало, на котором изображено похищение Деяниры Нессом. Рисунок на старинной вазе представляет Деяниру, зовущую Геракла на помощь, рис. 1.35. На рис. 1.36 мы видим картину Гида «Похищение Деяниры кентавром Нессом». См. старинные изображения этого сюжета также на рис. 1.37–1.39.

Рис. 1.37. Несс и Деянира. Роспись старинной вазы. Лондон, Британский музей. Взято из , с. 198.


Рис. 1.38. Геракл, Деянира и Несс. Роспись старинной вазы. Бостон. Взято из , с. 198.


Рис. 1.39. Геркулес и Деянира. Помпеи. Фреска. Взято из , вклейка между с. 352–353.

10. Гибель Геракла-Христа на костре-кресте

Смерть и вознесение Геракла на небо обычно именуют в греческой мифологии «Апофеозом Геракла» , с. 418. Вот как это было.

«Посвятив все мраморные алтари и священную рощу на Кенейском мысе своему отцу Зевсу, ГЕРАКЛ ГОТОВИЛСЯ К БЛАГОДАРСТВЕННОЙ ЖЕРТВЕ за взятие Эхалии. Он уже отправил посла Лихаса к Деянире, чтобы та передала с ним нарядный хитон и плащ…

Деянира… уже свыклась с тем, что у Геракла время от времени появлялись новые любовницы, и когда она признала в Иоле последнюю из них (рис. 1.40 – Авт .), то не почувствовала никакой обиды, а лишь жалость к красивой девушке… НО НЕВЫНОСИМА БЫЛА САМА МЫСЛЬ о том, что Геракл решил поселить их под одной крышей. Поскольку сама Деянира была уже немолода, она решила использовать то, что, по словам кентавра Несса, было любовным талисманом, чтобы приворожить к себе мужа. Соткав ему к возвращению новый хитон для жертвоприношений, она ТАЙКОМ РАСКРЫЛА ХРАНИВШИЙСЯ У НЕЕ СОСУД, смочила кусочек ткани и натерла им одежду Геракла. Когда прибыл Лихас, она дала ему ларец со словами: “Пусть даже луч солнца не коснется хитона, прежде чем Геракл не наденет его, когда БУДЕТ ПРИНОСИТЬ ЖЕРТВУ ЗЕВСУ”. Лихас уже мчался во весь дух на своей колеснице, когда Деянира, глядя на кусок ткани, брошенный ею на залитый солнцем двор, пришла в ужас: ткань горела, как стружка, а из камней, которыми был вымощен двор, пузырями поднималась красная пена. Поняв, что Несс обманул ее, она отправила гонца вдогонку Лихасу и, проклиная свою глупость, поклялась, что не переживет Геракла ни на день.

Гонец прибыл на Кенейский мыс слишком поздно. Геракл уже успел надеть присланный хитон и принести в жертву двенадцать отборных быков… Всего же он принес богам в жертву сто голов различного скота. Он поливал вино из чаши и бросал в огонь благовония, как вдруг издал истошный вопль, СЛОВНО ЕГО УКУСИЛА ЗМЕЯ. Тепло растопило яд гидры в крови Несса, и хитон прилип к телу героя, ВЫЗЫВАЯ СТРАШНЫЕ СУДОРОГИ. Ничего не осознавая от невыносимой боли, Геракл опрокинул алтари. Он рвал на себе одежду, но она приросла к нему так крепко, что вместе с ней потянулась плоть, обнажая белые кости. Кровь его шипела и пузырилась, словно родниковая вода, в которой закаляют раскаленный докрасна металл. Геракл бросился в ближайший поток, но яд стал жечь еще сильнее…

Бросившись с горы и вырывая по пути деревья с корнем, Геракл набрел на испуганного Лихаса, который, спрятав лицо и закрыв голову руками, сидел в какой-то расщелине. Напрасно Лихас оправдывался: Геракл схватил его, ТРИЖДЫ ПРОКРУТИЛ над своей головой и зашвырнул в Эвбейское море (рис. 1.40a – Авт .). В море ЛИХАС ПРЕВРАТИЛСЯ В НЕВЫСОКУЮ СКАЛУ, НАПОМИНАЮЩУЮ ОЧЕРТАНИЯМИ ЧЕЛОВЕКА. Моряки до сих пор зовут ее Лихас и не ступают на нее ногой, опасаясь, что она живая.

Рис. 1.40. Геракл и Иола. «Античная» резьба по камню. Взято из , с. 559, илл. 618.


Рис. 1.40a. Геракл и Лихас. Антонио Канова. 1795–1815 годы. Поссаньо, Глиптотека А. Кановы. Взято из , с. 107.


НАБЛЮДАВШИЕ ЗА ВСЕМ ПРОИСХОДЯЩИМ ВОИНЫ ИЗДАЛИ ГРОМКИЙ ВОПЛЬ. Никто не посмел приблизиться к Гераклу, пока тот не позвал Гилла и не попросил отнести его куда-нибудь прочь, где он мог бы умереть в одиночестве. ГИЛЛ ОТНЕС ОТЦА К ПОДНОЖИЮ ГОРЫ ЭТА В ТРАХИНЕ…

УСЛЫШАВ ОБО ВСЕМ, ДЕЯНИРА ПОВЕСИЛАСЬ или, как говорят, зарезалась мечом на супружеском ложе. Геракл думал лишь о том, как успеть отомстить ей до смерти, но когда Гилл убедил его, что Деянира невиновна, как то и показало ЕЕ САМОУБИЙСТВО, он вздохом простил ее и изъявил желание, чтобы его мать Алкмена и все сыновья пришли к нему, чтобы выслушать его последнюю волю. Но Алкмена с некоторыми из детей была в Тиринфе, а остальные дети – в Фивах. Поэтому он смог открыть уже свершившееся пророчество Зевса одному только Гиллу: “Ни один живой человек не сможет убить Геракла, ТОЛЬКО МЕРТВЫЙ ВРАГ СТАНЕТ ПРИЧИНОЙ ЕГО ПОГИБЕЛИ”.

Гилл спросил, что ему делать, и услышал: “Поклянись головой Зевса, что отнесешь меня НА САМУЮ ВЕРШИНУ ЭТОЙ ГОРЫ И ТАМ БЕЗ СЛЕЗ СОЖЖЕШЬ МЕНЯ НА КОСТРЕ ИЗ ДУБОВЫХ ВЕТВЕЙ И СТВОЛОВ ДИКОЙ ОЛИВЫ”…

Когда все было готово, Иолай и его спутники отошли на некоторое расстояние. ГЕРАКЛ ВЗОБРАЛСЯ НА ГРОМАДНУЮ ПОЛЕННИЦУ (рис. 1.41 – Авт .). Но никто из друзей не решался ее поджечь, и лишь пастух из Эолии по имени Пеант, проходивший мимо, повелел своему сыну от Демонассы Филоктету исполнить то, что приказывает герой. В благодарность Геракл завещал Филоктету колчан, лук и стрелы, а когда пламя стало лизать бревна, он расстелил львиную шкуру и ЛЕГ НА ВЕРХ ПОЛЕННИЦЫ, ПОДЛОЖИВ ПОД ГОЛОВУ ДУБИНУ. Со стороны он казался счастливым гостем, украшенным цветами, в окружении винных чаш. С небес упали несколько перунов, и костер мгновенно превратился в кучку пепла» , с. 418–420.

Рис. 1.41. Смерть Геракла. Картина Гида. Лувр. Взято из , с. 561, илл. 620.


Это повествование очень интересно и насыщенно евангельскими мотивами. В самом деле.

Геракл собирается принести жертву Зевсу. Он устраивает грандиозное жертвоприношение, которое в итоге превращается в жертвоприношение самого Геракла. А в христианской традиции считается, что Христос добровольно принес себя в жертву во имя спасения человечества. Напомним, что бог Зевс также является отражением Андроника-Христа.

Вновь на сцене появляется Деянира, то есть евангельский Иуда = коварная жена Андрея Боголюбского. Греческий миф тут совершенно недвусмысленно сообщает, что Деянира испытывает скрытую обиду и даже ненависть по отношению к мужу Гераклу, который часто изменял ей. Следовательно, перед нами – тема обиженной жены князя Андрея. Иуда Искариот также испытывает тайную ненависть к Иисусу. Настолько сильную, что предает его врагам. В «античной» трагедии Сенеки «Геркулес на Эте» прямым текстом сказано, что Деянира люто возненавидела своего мужа Геракла и сознательно отправила его на смерть. Вот фрагмент из откровенной беседы Деянирой с кормилицей.

Кормилица : Убьешь ты мужа?

Деянира : Он теперь Иолы муж…

Кормилица : Мечом?

Деянира : Мечом.

Кормилица : А коль не сможешь?

Деянира : Хитростью.

Кормилица : Откуда эта ярость?

Деянира : Муж учил меня…

Кормилица : Пощади его, хотя б из страха.

Деянира : Всех презрел презревший смерть. Что мне мечи?» , с. 163.

Следствием обиды-ненависти Деяниры является ее коварный поступок, приведший к гибели Геракла. Иуда Искариот тоже фактически является виновником смерти Христа, поскольку помогает врагам схватить его.

Итак, Деянира-Иуда тайком достает хранившийся у нее сосуд со страшным ядом Несса и натирает им одежду Геракла. Здесь возникает тема ужасного ЯДА, погубившего героя. Как мы уже отмечали, славянское слово ЯД могли путать с именем ИУДА, а потому при позднейшем редактировании первоисточников, комментаторы заменили ИУДУ, из-за которого погиб Христос, на ЯД, от которого умер Геракл. Как только на страницах переработанных летописей появился «яд», тут же естественно родился образ змеи, которая кусает Геракла-Христа. Так что недаром далее греческий миф сообщает, что когда яд проник в кровь несчастного Геракла, тот издал истошный вопль, как будто его укусила змея. В чуть иной интерпретации, а именно, в Евангелиях, тут говорится о коварном поцелуе Иуды (то же самое, что укус змеи в грудь Клеопатры = укус змеи в ногу князя Олега, см. нашу книгу «Начало Ордынской Руси»).

Итак, Иуда Искариот – виновник гибели Христа, а Деянира – виновница гибели Геракла.

Смертельный яд Несса-Деяниры настигает Геракла во время жертвоприношения богу Зевсу (то есть Иисусу). Аналогично, поцелуй Иуды Искариота знаменует собой начало страданий Иисуса, то есть его добровольного принесения себя в жертву ради спасения человечества.

Далее греческое сказание подробно говорит о невероятных страданиях Геракла. Ядовитый хитон прирастает к телу, при попытках сорвать его, от плоти отделяются куски мяса, кровь Геракла вскипает и т.д. Герой страшно кричит и ничего не осознает. Скорее всего, перед нами – отражение страданий императора Андроника-Христа во время его истязаний. Христа страшно пытали и избивали, см. книгу «Царь Славян». В связи с этим обратите внимание на комментарий Роберта Грейвса по поводу страданий Геракла. Хотя «в данном случае нет оснований полагать, что он подвергался бичеванию или пыткам, ОДНАКО ИЗОБРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГЛИ ПОСЛУЖИТЬ ОСНОВОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОДОБНОГО РАССКАЗА, предполагают наличие истекающего кровью и агонизирующего персонажа, которого стараются запихнуть в белую льняную одежду для принесения в жертву богине смерти» , с. 421. Речь идет о некоторых старинных изображениях, дающих основания для таких выводов.

Андронику-Христу перед распятием отрубили правую руку. Как мы показали в книге «Царь Славян» и дальнейших публикациях, этот сюжет многократно обсуждался (иногда в преломленном виде) на страницах старинных летописей. Есть ли его след в истории Геракла? Да, есть, причем в двух видах. Во-первых, сказано, что во время страданий Геракла «вместе со стаскиваемым хитоном отдирались и куски тела» , с. 44. Вероятно, так преломились сведения, что Андронику-Христу отрубили (оторвали) руку или кисть. Напомним, что в легендах о египетском боге Осирисе – одном из отражений Христа – сказано, что его тело было разрублено на куски. Похожая картина всплывает и при гибели Геракла.

Во-вторых, в жизнеописании Геракла есть сюжет, уже знакомый по другим нашим исследованиям. Считается, что когда Геракл свершал свой первый подвиг, Немейский лев ОТКУСИЛ ЕМУ ПАЛЕЦ , с. 3 5 0.

Данный эпизод активно обсуждался древними. Например, «Фотий отрицает, что Геракл потерял палец, сражаясь со львом. Однако более вероятно, что Геракл откусил себе палец (!? – Авт .), чтобы умилостивить духов своих детей так же, как это сделал Орест, преследуемый эриниями своей матери» , с. 351.

Упомянутое здесь сравнение с откушенным пальцем Ореста прекрасно согласуется с нашими результатами, согласно которым этот эпизод в жизнеописании Ореста (Христа) тоже является воспоминанием об отрубленной руке Андроника-Христа, см. книгу «Христос родился в Крыму…», гл. 6.

Литературное превращение отрубленной руки Христа в отрубленный кровоточащий палец мы видели и в германо-скандинавских легендах о боге О́дине (еще одном фантомном отражении Андроника-Христа). Напомним, что на пальце О́дина находилось какое-то чудесное кольцо, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как капли, восемь таких же колец. Иными словами, с руки О́дина как бы капают «золотые кольца». Вероятно, в таком искаженном виде северная версия донесла до нас сведения об отрубленной руке Андроника-Христа. Из нее капала кровь. Миф превратил капли крови в «капающие золотые кольца». Кстати, кольца-капли отделяются от руки О́дина каждую ДЕВЯТУЮ ночь. Не исключено, что в таком виде отразился христианский обычай поминовения умершего на девятый день. См. нашу книгу «Начало Ордынской Руси», гл. 5:1.2.

Греческий миф сообщает, что Геракл принес в жертву Зевсу очень большое количество «скота» – около ста голов. Вопрос: что соответствует этому упоминанию в истории Андроника-Христа? Вероятно, в таком преломленном виде здесь сказано о кровавом мятеже в Царь-Граде против императора Андроника. Погибла масса людей. Крови пролилось много. Все это потом вполне могли назвать массовым кровавым жертвоприношением. Дескать, во время восстания погибло «много голов скота», то есть простого народа.

Одним из ключевых персонажей в истории гибели Геракла является КЕНТАВР Несс. Он оказывается врагом Геракла. Обнаружив это, Геракл метко стреляет в Несса из своего знаменитого лука и поражает противника. Вскоре кентавр умирает. По-видимому, этот сюжет является отражением следующего эпизода, происшедшего во время мятежа в Царь-Граде против императора Андроника-Христа. «Византийский» хронист Никита Хониат, вероятно, рассказывает об аналогичном событии, хотя и не пишет прямо, что Андроник стрелял именно в Исаака – своего злейшего врага и организатора восстания. Тем не менее, он подчеркивает, что Андроник действительно лично стрелял из лука в момент мятежа. Мы цитируем: «Что же касается Андроника – он, по прибытии в Большой дворец… решился вступить в бой с народом и стал собирать и приготовлять к сражению бывших при нем людей… Он и сам принял участие в сражении, ВЗЯЛ В РУКИ ЛУК и сквозь щели огромной башни, которая называется КЕНТИНАРИЕМ, бросал в наступающих стрелы» , с. 354.

Вот и всплывает в византийской версии название КЕНТИНАРИЙ, явно близкое «античному» слову КЕНТАВР. Позднейшие литераторы превратили (на бумаге) оборонительную башню Кентинарий в Кентавра, а оборону против врага Исаака Ангела назвали обороной против врага Несса. В обоих случаях сказано о луке, из которого метко стрелял Андроник-Геракл. За что он получил прозвище «Стрелец» и удостоился специального зодиакального созвездия под тем же названием. Причем данное созвездие часто изображают в виде кентавра, стреляющего из лука. См. книгу «Царь Славян», гл. 2:28.

После невероятных страданий Геракла, наконец, наступает смерть. Его относят на вершину высокой горы, где из дубовых ветвей и стволов дикой оливы складывают большой костер. Геракл поднимается на поленницу, ее поджигают и герой сгорает в огне, рис. 1.42. Удар зевсова перуна превращает костер в горстку пепла.

Мы уже не раз сталкивались с тем, что распятие Христа представляли как сожжение на костре-кресте. Например, так описывалась казнь царя Креза – одного из отражений Христа. Кроме того, гору Голгофу иногда могли именовать Костром. См. наши книги «Христос и Россия…», гл. 3:3, и «Начало Ордынской Руси», гл. 1:5.2.

Следовательно, та же самая картина всплывает перед нами и при описании гибели Геракла. «Костер-Крест» на вершине горы – это и есть указание на евангельскую Голгофу.

Более того, в трагедии Сенеки «Геркулес на Эте» сказано о погребальном костре Геракла так: «ИЗ БРЕВЕН ПЕРЕКРЕЩЕННЫХ КОСТЕР ВОЗНЕССЯ» , с. 193. Но ведь «перекрещенные бревна» – это и есть крест, на который вознесли Андроника-Христа! Тем самым, «античный» Сенека практически прямым текстом назвал деревянный крест, на котором распяли Геракла-Иисуса.

Обратите также внимание, что при устройстве этого «огромного костра» из перекрещенных бревен использовались СТВОЛЫ ДИКОЙ ОЛИВЫ. Но мы уже поняли чуть раньше, что в мифах о Геракле такой ствол символизировал столб-крест-распятие. Из ствола оливы была изготовлена палица Геракла, то есть его крест. Теперь становится понятным, почему Геракл, взойдя на «костер»-поленницу, положил себе под голову свою палицу из оливы. Иными словами, он как бы лег на ствол оливы. Так преломился тот факт, что Андроника-Христа привязали к деревянному столбу-кресту (или прибили гвоздями).

Страдания Геракла (Христа) происходят в присутствии воинов и других людей. Сообщается, например, что «античные» воины издали громкий вопль, когда Лихас был превращен в скалу. Все правильно. Казнь Андроника-Христа была публичной, за ней наблюдало много народу. Распятие на Голгофе-Бейкосе окружали римские солдаты.

Согласно Евангелиям, смерть Христа на кресте сопровождалась грозными явлениями природы (землетрясение, завеса в храме раздралась надвое и т.д.). Примерно то же самое сообщает и греческий миф о гибели Геракла. В момент его смерти с неба упали перуны Зевса, сопровождавшие громовыми раскатами и содроганием земли. О раскатах грома в этот момент сказано в , с. 420.

Рис. 1.42. Смерть Геракла на костре. Старинная гравюра из «Флорентийской Иллюстрированной Хроники» якобы XV века. Однако, как мы показали ранее, на самом деле эта Хроника создана не ранее XVII века. Обратите внимание на интересное написание имени Геракла. Видно, что даже в XVII веке написание некоторых букв и «классических» имен еще не устоялось. Взято из , лист 41.


Евангелия сообщают, что Иуда Искариот раскаялся и повесился. То же самое говорится и про коварную Деяниру, жену Геракла. Выше мы уже обнаружили ее наложение на Иуду. Так вот, получив известие о гибели Геракла, она РАСКАЯЛАСЬ в своем (якобы необдуманном) поступке и ПОВЕСИЛАСЬ. Это – основная «античная» версия ее смерти. Причем, как Иуда, так и Деянира, кончили жизнь самоубийством практически сразу после гибели Христа-Геракла. Любопытно, что про Деяниру некоторые добавляли, будто она могла зарезаться мечом. О гибели Иуды Искариота тоже бытовало несколько мнений. Особенно это видно по его фантомным отражениям на страницах разнообразных летописей. Мы уже отмечали, что по одной из таких дополнительных версий мстители за Андрея Боголюбского = Андроника-Христа в конце концов настигли виновников и жестоко расправились с ними (может быть, и мечами).

Смерть Геракла была предсказана пророчеством Зевса. Аналогично, Иисус (Зевс) обладал даром предвидения и заранее знал о своих предстоящих страданиях и казни. В Евангелиях об этом упоминается в известной сцене в Гефсиманском саду. Иисус обращается к Богу-Отцу, желая, чтобы чаша страданий миновала его. Хотя потом и соглашается принять муки.

Пророчество Зевса о гибели Геракла гласило, что ОН ПОГИБНЕТ ОТ УЖЕ УМЕРШЕГО ВРАГА. Но ведь ранее мы уже показали, что смерть Христа отразилась, например, на страницах русских летописей как гибель князя Олега от укуса змеи (Иуды). Причем Волхвы заранее предсказали Олегу, что он умрет от своего коня. Вот пересказ русской летописи, сделанный Карамзиным: «Сей Герой… совершил на земле дело свое и СМЕРТЬ ЕГО КАЗАЛАСЬ ПОТОМСТВУ ЧУДЕСНОЮ… Вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что КОНЬ ДАВНО УМЕР, посмеялся над волхвами; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? НО В ЧЕРЕПЕ ТАИЛАСЬ ЗМЕЯ: она ужалила Князя и Герой скончался» , т. 1, гл. 5, столбец 86–87.

Итак, в обеих версиях – русской и греческой – герой (Олег-Геракл-Христос) погибает от УМЕРШЕГО персонажа. При этом, Олег умирает ОТ КОНЯ, а Геракл – ОТ КЕНТАВРА, то есть существа, наполовину являющегося КОНЕМ. Мы видим хороший параллелизм: умерший конь-кентавр поражает героя, как и было предсказано.

Стоит обратить внимание, что, согласно Диодору Сицилийскому, после смерти Геракла ему были возданы почести и НАСЫПАН ЗЕМЛЯНОЙ КУРГАН , с. 121. Вероятно, здесь гору Голгофу назвали «земляным курганом».

Поединок за жену. Еще много подвигов совершил Геракл, находясь на службе у Эврисфея. Он освободил прикованного в горах Кавказа Прометея, принял участие в походе аргонавтов за золотым руном. Не забыл он и обещания, данного Мелеагру в Аиде, — жениться на его сестре. Отправился он к царю Ойнею, ее отцу, просить руки Деяниры. Но встретил там грозного соперника: добивался ее согласия и речной бог Ахелой. Решил Ойней, что получит его дочь тот, кто победителем выйдет в борьбе, и сошелся Геракл в поединке с могучим богом. Долго боролись они, но одолел Геракл Ахелоя — отдал Ойней ему в жены дочь.

Деянира и кентавр Несс. Отправился Геракл с молодой женой домой. Широкая река встретилась ему на пути: кентавр по имени Несс за плату перевозил через нее путников. Села Деянира к нему на спину, а Геракл пустился вплавь. Вдруг услышал он громкие крики жены, звавшей на помощь, и увидел, что кентавр, плененный красотой Деяниры, хочет ее похитить. Быстро выбрался на берег Геракл, натянул лук и пустил смертоносную стрелу. Свистнула она в воздухе, настигла кентавра, вонзилась ему в спину, а острие ее вышло через грудь. Упал на колени смертельно раненый Несс, ручьем лилась из его раны кровь, смешанная с ядом Лернейской гидры. Но не хотел он умирать неотомщенным. Собрав последние силы, обратился Несс к Деянире: “О, прекрасная дочь Ойнея! Виноват я перед тобой, но хочу искупить вину. Возьми мою кровь и храни ее! Если разлюбит тебя когда-нибудь Геракл, натри этой кровью его одежду и снова станешь ему дороже всех женщин на свете!”

Исполнила Деянира все так, как сказал ей умирающий кентавр. Собрала она его кровь в небольшой сосуд и спрятала, Гераклу же ничего не сказала.

Поход против царя Эврита. Прошли годы. Счастливо жили Геракл и Деянира. Родился у них сын Гилл, и вырос он сильным и красивым. Отправился однажды Геракл в поход против царя Эврита. Давным-давно, еще до женитьбы на Деянире, хотел Геракл взять в жены дочь Эврита Иолу. Победил в состязании всех женихов, но не отдал ему Эврит Иолу. Разгневался Геракл и поклялся отомстить. И вот теперь покорил он город, в котором правил Эврит, убил его самого и его сыновей, захватил много пленных. Была среди них и прекрасная Иола. Отправил Геракл пленных к себе домой, а сам решил вначале отпраздновать победу и принести жертвы бессмертным богам.

Ревнивый план Деяниры. Увидела Деянира Иолу, и ревность закралась в ее сердце. “Ох, не случайно муж мой прислал сюда красавицу-царевну! — подумала она. — Хочет он бросить меня и жениться на ней!” Не давала Деянире покоя эта мысль, и тут вспомнила она о предсмертном подарке Несса. Достала Деянира сосуд из тайного места: хранила она его вдали от лучей солнца и огня очага. Она натерла кровью и положила в небольшой ящик роскошный плащ, который выткала для мужа, позвала слугу и сказала: “Спеши к Гераклу и передай мой подарок. Пусть наденет его, когда будет приносить жертву великому Зевсу, а до этого на плащ не должен упасть ни один луч светлого Гелиоса”.

Отправился слуга к Гераклу. Но мрачные предчувствия охватили Деяниру. Взглянула она на то место, куда бросила смоченную кровью кентавра шерстяную тряпку, которой она натирала плащ, и увидела, что та обратилась в пепел, а на полу выступила кровавая пена. Поняла Деянира, что гибель везет Гераклу ее посланник, но уже ничего не могла поделать. Послала она к мужу другого гонца — но было поздно!

Страдания Геракла и смерть Деяниры. Получил Геракл посылку от жены в тот самый момент, когда приступил к жертвоприношению. Обрадовался он: помнит и любит его жена, раз шлет ему такой красивый плащ! Надел он подарок Деяниры и подошел к жертвеннику. Сильно в этот день грел землю лучезарный Гелиос, и от жертвенного огня исходил жар. Покрылось тело героя потом, и вдруг почувствовал он, как прилипает к телу отравленный плащ! Закричал Геракл от невыносимой боли, упал на землю, начал срывать с себя проклятую одежду, но лишь сильнее и сильнее прилипал плащ к телу, отрывал Геракл его куски вместе с собственной кожей.

На носилках принесли Геракла в родной дом, узнал он там всю правду о подарке и воскликнул: “Вот, значит, как исполнилось предсказание моего отца Зевса! Ведь было мне предсказано, чтобы я не страшился живых врагов, что от козней мертвеца сойду я в мрачное царство Аида!” Тяжелы были страдания героя, в ужас пришла Деянира, узнав о них. Не в силах перенести содеянного, пронзила она себе сердце острым мечом.

Погребальный костер Геракла. Повелел Геракл своему сыну отнести его на высокую гору Эту. Там, на вершине, сложили огромный погребальный костер и положили на него величайшего из героев. Все сильнее становились страдания Геракла, все глубже проникал в его кровь яд Лернейской гидры, смешанный с кровью кентавра. Смерть в пламени легче таких мучений! Но никто не решался поджечь погребальный костер. Наконец пришел на гору герой по имени Филоктет, и обратился к нему Геракл: “Избавь меня от страданий, друг! Подожги костер, а мой тугой лук и смертоносные стрелы возьми себе!”

Согласился Филоктет. Ярко вспыхнуло пламя костра, но еще ярче заблестели молнии великого Зевса. На золотой колеснице принеслись к костру Афина Паллада с Гермесом, подхватили величайшего из героев и вознесли его на Олимп. Встретили его там боги. Забыла Гера былую ненависть к Гераклу и отдала ему в жены свою дочь, вечно юную богиню Гебу. Живет с тех пор Геракл на светлом Олимпе вместе с бессмертными богами — так наградил его Зевс за земные подвиги и страдания.

    Радуясь, что скоро родится у него сын, эгидодержавный Зевс сказал богам: Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это мое сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками, которые ведут свой род от сына моего, великого Персея...

    Возмужав, Геракл победил царя Орхомена Эргина, которому Фивы платили ежегодно большую дань. Он убил во время битвы Эргина, а на минийский Орхомен наложил дань, которая была вдвое больше, чем та, что платили Фивы. За этот подвиг царь Фив Креонт отдал Гераклу в жены свою дочь Мегару, а боги послали ему трех прекрасных сыновей...

    Долго искал Геракл по лесистым склонам гор и в ущельях логовище льва, наконец, когда уже солнце стало склоняться к западу, нашел Геракл в мрачном ущелье логовище; оно находилось в громадной пещере, имевшей два выхода. Геракл завалил один ив выходов громадными камнями и стал ждать льва, скрывшись за камнями...

    После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерны и, выползая их своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала все окрестности...

    Эврисфей поручил Гераклу перебить стимфалийских птиц. Чуть не в пустыню обратили эти птицы все окрестности аркадского города Стимфала. Они нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами. Но самое страшное было то, что перья этих птиц были из твердой бронзы, и птицы, взлетев, могли ронять их, подобно стрелам, на того, кто вздумал бы напасть на них...

    Эврисфей знал, что в Аркадии живет чудесная керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей послал Геракла поймать ее и велел ему живой доставить лань в Микены. Эта лань была необычайно красива, рога у нее были золотые, а ноги медные...

    Эврисфей опять дал ему поручение: Геракл должен был убить эриманфского кабана. Этот кабан, обладавший чудовищной силой, жил на горе Эриманфе и опустошал окрестности города Псофиса. Он не давал и людям пощады и убивал их своими огромными клыками. Геракл отправился к горе Эриманфу. По дороге навестил он мудрого кентавра Фола...

    Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами...

    Чтобы выполнить седьмое поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию и отправиться на остров Крит. Эврисфей поручил ему привести в Микены критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону...

    После укрощения критского быка Гераклу, по поручению Эврисфея, пришлось отправиться во Фракию к царю бистонов Диомеду. У этого царя были дивной красоты и силы кони. Они были прикованы железными цепями в стойлах, так как никакие путы не могли удержать их. Царь Диомед кормил этих коней человеческим мясом. Он бросал им на съедение всех чужеземцев...

    Тяжелое время для Адмета выбрал Геракл. Великое горе царило в доме царя Фер. Его жена Алкестида должна была умереть. Некогда богини судьбы, великие мойры, по просьбе Аполлона определили, что Адмет может избавиться от смерти, если в последний час его жизни кто-либо согласится добровольно сойти вместо него в мрачное царство Аида...

    Слава о подвигах сына Зевса давно уже достигла страны амазонок. Поэтому, когда корабль Геракла пристал к Фемискире, вышли амазонки с царицей навстречу герою. Они с удивлением смотрели на великого сына Зевса, который выделялся, подобно бессмертному богу, среди своих спутников-героев. Царица Ипполита спросила великого героя Геракла...

    На обратном пути в Тиринф из страны амазонок Геракл прибыл на кораблях со своим войском к Трое. Тяжелое зрелище предстало пред глазами героев, когда они причалили к берегу недалеко от Трои. Они увидели прекрасную дочь царя Трои Лаомедонта, Гесиону, прикованную к скале у самого берега моря. Она была обречена, подобно Андромеде, на растерзание чудовищу, выходившему из моря...

    Вскоре после возвращения из похода в страну амазонок Геракл отправился на новый подвиг. Эврисфей поручил ему пригнать в Микены коров великого Гериона, сына Хрисаора и океаниды Каллирои. Далек был путь к Гериону. Гераклу нужно было достигнуть самого западного края земли, тех мест, где сходит на закате с неба лучезарный бог солнца Гелиос...

    Едва Геракл вернулся в Тиринф, как уже снова послал его на подвиг Эврисфей. Это был уже одиннадцатый подвиг, который должен был совершить Геракл на службе у Эврисфея. Невероятные трудности пришлось преодолеть Гераклу во время этого подвига. Он должен был спуститься в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства, ужасного адского пса Кербера...

    Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока...

    На острове Эвбее, в городе Ойхалии, правил царь Эврит. Далеко шла по всей Греции слава Эврита, как самого искусного стрелка из лука. Сам стреловержец Аполлон был его учителем, даже подарил ему лук и стрелы. Некогда, в юности, учился у Эврита стрелять из лука и Геракл...

  • После того как Эврит прогнал Геракла из Ойхалии, великий герой пришел в Калидон, город Этолии. Там правил Ойней. Геракл явился к Ойнею просить руки его дочери Деяниры, так как он обещал в царстве теней Мелеагру жениться на ней...

  • На остров Кос послал к Гераклу отец Зевс свою любимую дочь Афину-Палладу призвать великого героя на помощь в их борьбе с гигантами. Гигантов породила богиня Гея из капель крови свергнутого Кроном Урана. Это были чудовищные великаны со змеями вместо ног, с косматыми длинными волосами на голове и бороде...

    Там сложили они громадный костер и положили на него величайшего из героев. Страдания Геракла становятся все сильнее, все глубже проникает в его тело яд лернейской гидры. Рвет с себя Геракл отравленный плащ, плотно прилип он к телу; вместе с плащом Геракл отрывает куски кожи, и еще нестерпимее становятся страшные муки. Одно лишь спасение от этих сверхчеловеческих мук - это смерть...

    После смерти Геракла его дети и мать его Алкмена жили в Тиринфе у старшего сына Геракла, Гилла. Недолго прожили они там. Из ненависти к Гераклу Эврисфей прогнал детей величайшего героя из владений их отца и преследовал их всюду, где только не старались они укрыться. Дети Геракла долго скитались во всей Греции: наконец, приютил их у себя престарелый Иолай, племянник и друг Геракла...

Оказавшись во флорентийской Уффици (Galleria degli Uffizi), не спешите сразу же отправляться на поиски «Весны» или «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли, а задержитесь в первом коридоре галереи возле скульптурной группы «Геркулес и Несс» (второе название скульптуры «Геракл и Кентавр»).

Она не так известна широким массам, как творения Микеланджело, но заслуживает не менее пристального внимания. Тем более буквально на днях реставрация этой скульптурной композиции была полностью завершена, и теперь ее снова могут увидеть все гости Уффици.

Как и многие крупные галереи, Уффици своим появлением обязана меценатам. Конечно, ни для кого не секрет, что в данном случае в роли меценатов выступило могущественное семейство Медичи, фактически управлявшее Флоренцией в эпоху Возрождения и покровительствовавшее художникам, скульпторам и прочим деятелям искусств, ведь, как справедливо было замечено в фильме «Медичи — крестные отцы Ренессанса», без посредничества глав этого флорентийского семейства итальянский Ренессанс мог и не состоятся.

Хотя изначально Уффици задумывалась Козимо I Медичи как дворец, в котором можно было бы объединить все административные службы города, уже с 1575 года галерея функционировала как музей. Личное собрание предметов искусства влиятельнейшего семейства Флоренции легло в основу коллекции Уффици, а одним из первых экспонатов музея стала скульптурная группа «Геракл и Кентавр». Она появилась в первом коридоре галереи в 1597 году и с этих пор не только ни разу не покидала Уффици, но даже место ее дислокации было неизменным, к примеру, во время последней реставрации скульптурную композицию не переместили в подсобное помещение, ее просто скрыли на время работ от посторонних глаз с помощью специальной конструкции.

Скульптура, выполненная из белого мрамора, иллюстрирует миф о Геракле и кентавре по имени Несс. Согласно греческим мифам, кентавр Несс был сыном Иксиона и Тучи, жил на реке Эвен и занимался тем, что за деньги перевозил путешественников с одного берега реки на другой. Однажды на реку пожаловал Геракл со своей женой — воительницей Деянирой, Геракл решил преодолеть реку вплавь, а вот Деяниру поручил заботам Несса. Кентавр оказался существом не самым порядочным и, улучив момент, решил воспользоваться беспомощностью супруги Геракла: по одной версии человек-конь попытался надругаться над Деянирой, по другой — похитить ее.

Геракл, само собой, не стал терпеть такое безобразие и ранил кентавра стрелой, смазанной желчью лернейской гидры. Умирая, Несс решил применить военную хитрость: он сообщил по секрету Деянире, что его кровь способна вернуть любовь Геракла в том случае, если чувство героя к ней внезапно угаснет. Деянире бы задуматься над тем, с чего вдруг кентавр делится с ней такими полезными сведениями, но дама по одной ей известным причинам доверилась Нессу, собрала его кровь и приберегла ее на всякий случай.

Случай, конечно же, представился. Совершив свои 12 подвигов, Геракл решил уйти на покой, но не один, а в компании Иолы, дочери царя Еврита, в которую герой влюбился на склоне своих лет (согласно одним данным, на тот момент ему было 50 лет, согласно другим — 52 года). Деянире не слишком понравилось такое развитие событий, и она не придумала ничего лучшего, чем пропитать кровью Несса хитон, после чего послала одеяние Гераклу в подарок. Дальнейшее общеизвестно: хитон оказался отправленным ядом все той же лернейской гидры, Геракл, не в силах терпеть боль, бросился в погребальный костер, а Деянира, терзаемая чувством вины, заколола себя мечом. В общем, как говорили в «Формуле любви», все умерли.

Скульптурная же композиция иллюстрирует тот эпизод мифа, когда все еще были живы, то есть непосредственно момент борьбы Несса и Геркулеса. Долгое время считалось, что автор скульптурной группы — Джованни Каччини (1556-1613 гг), флорентийский скульптор, занимавшийся оформлением садов Боболи, Palazzo Vecchio и Церкви Святого Духа, но, как недавно выяснилось, это не совсем так. Конечно, флорейтийский скульптор имел к «Геркулесу и Нессу» самое прямое касательство, но, похоже, он был не автором скульптуры, а просто воссоздал полуразрушенную скульптурную композицию, созданную еще в третьем веке до нашей эры.

Во время последних реставрационных работ, которые официально завершились 23 февраля 2015 года, реставратор Паола Росса и исследователь Марчелло Спампинато провели петрографический анализ мрамора, использовавшегося для создания «Геракла и Кентавра», и обнаружили любопытный факт: для создания скульптурной композиции использовался мрамор двух различных типов. Первый — белый каррарский мрамор из Апуанских Альп, который использовали практически все скульпторы Флоренции периода Возрождения, к примеру, именно из глыбы каррарского мрамора Микеладжело высек скульптуру Давида.

На фото: карьер в Карраре, где добывается тот самый белый мрамор.

Из этого же карраского мрамора высечены фигуры Геракла и Кентавра, а вот ступни Геркулеса, копыта Несса и частично ноги обоих высечены из мрамора, привезенного из ныне несуществующего царства Фригия. При этом анализ показал, что созданы эти части скульптурной композиции были примерно в третьем столетии до нашей эры.

Отсюда исследователи сделали вывод, что в шестнадцатом веке близ Флоренции была обнаружена полуразрушенная скульптурная композиция, относящаяся к эпохе древних римлян, скульптор Джованни Каччини восстановил ее, конечно, привнеся в скульптурную композицию свое авторское видение. Именно поэтому фигура Геркулеса так близка по стилю к античным прототипам и, возможно, этим объясняется и тот факт, что Медичи отвели скульптуре «Геркулес и Несс» почетное место в одном из первых залов Уффици, ведь античные статуи (пусть и частично восстановленные) даже во времена Ренессанса ценились знатоками искусства очень высоко.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Loading...Loading...