Календарно-тематическое планирование по разделу «Формирование звукопроизношения и подготовка к обучению грамоты» для детей подготовительной группы с ОНР. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие в страну Гр

ирина аверина
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе .

Задачи :

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие) .

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.

6. Упражнять в проставлении ударений в словах.

7. Обучать чтению слогов , составлению слов из предложенных слогов.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) :

Наглядный материал : конверт с письмом.

Раздаточный материал : конверты с заданиями :

буквы – ш,к,о,л,а;

карточки зеленого, синего и красного цвета на каждого ребенка;

карточки с цифрами 1,2,3;

схемы предложения на каждого ребёнка;

простые карандаши.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читай».

Воспитатель. Вот так сюрприз. Пиши – читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.

1 задание : «Буквы и звуки»

Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом) . Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным) .

Воспитатель : Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание.

2. «Отгадай загадку»

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.

В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков :

Первый звук – Ш – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Второй звук – К – согласный, твердый; обозначаем синим квадратом;

Третий звук – О – гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;

Четвёртый звук – Л – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Пятый звук – А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.

Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания : Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.

Открываем второй конверт и читаем следующее задание :

3. «Подели слова на слоги и определи их количество»

Воспитатель. В конверте таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.

Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши –читая.

4. Воспитатель. Открываем следующий конверт,

Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель. Хорошо.

5. А нас ждет следующий конверт

«Составьте и запишите схему предложения» .

Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать, сколько в нем слов, и назвать слова по порядку. Предложения для разбора :

Мы идем в парк.

Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!

6. Еще один конверт.

"Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова :

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом (домовой, придомовая, домашний, домработница)

Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил … Дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал … Домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… Домишко.

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был. Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома. Домовой.

Всех встречал радушный гном,

Все любили этот … Дом.

Итог : Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Пиши - читаю.

Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Публикации по теме:

Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» город Осташков.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук, буква, слог, слово, предложение» (подготовительная группа) Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» Тема: «Звук,.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФН (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о гласных и согласных звуках, слоговом составе слова, буквах.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Подготовительная группа (ЗПР). Лексическая тема «Зимующие птицы» Тема: Звуковой анализ слов (закрепление). Цели: Познакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Активизировать предикативный.

Викторина «Всезнайки». Контрольно-проверочное занятие по обучению грамоте (подготовительная группа) Конспект контрольно - проверочного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Викторина «Всезнайки». (проводится в виде игры.

НОД по обучению грамоте «Отправим Лунтика домой» подготовительная к школе группа Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: 1. Продолжать упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте Занятие № 1 Тема: «Звук [А] и буква А. Лексическая тема: «Осень». Цели: Образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [А] и буквой А;.

Занятие по обучению грамоте (подготовительная группа) Занятие по обучению грамоте. Подготовительная группа. Цель: продолжать учит детей четко произносить звуки в словах, способствуя, речевому.

Библиотека изображений:

Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.

Задачи.

  1. Закрепить умение воспитанников подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
  2. Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.
  3. Учить правила написания предложения (графически).
  4. Совершенствовать умение воспитанников читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.
  5. Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Материал и оборудование.

Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству воспитанников), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.

Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.

Предварительная работа:

  1. Дидактические игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
  2. Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
  3. Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.

Ход занятия. Методические приёмы.

Этическая зарядка

Игра «Улыбнись друг другу».

Воспитатель интересуется: «Из чего состоят слова?» (Ребята отвечают). Каждому предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.

Сюрпризный момент «Мобильный звонок»

Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.

Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, педагог предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.

Воспитатель выясняет, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (воспитанники отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Педагог уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.

На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.

Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.

Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.

ло е
кет пор
то па
та да

Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).

Игра - путешествие.

Первая остановка – река. Педагог предлагает воспитанникам ребусы-картинки, разгадывая которые они читают и называют всё то, что могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.

"Колокольчик"

Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)

Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется.

В результате чтения выясняется, что у речки удивительное название «Крошка». Педагог предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.

Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.

Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, педагог предлагает написать письма друзьям и отправить их с сорокой.

Все садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Написанные письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока писали письма, неожиданно пошёл дождь.

Зрительная гимнастика «Капля».

Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.

Снова педагог обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно он.

Ситуация-провокация.

На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в это здание? Почему?

  1. Воспитанникам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
  2. Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями здания, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.

Сюрпризный момент.

Появляются Том и Тим. Благодарят за освобождение.

Воспитанники возвращаются в детский сад на самолёте.

Динамическая пауза «Самолёт».

Рефлексия

Воспитатель привлекает к себе всех детей.

  1. Обнимая, даёт положительную оценку каждому, интересуется, что запомнилось на занятии?
  2. Где побывали?
  3. Какие испытания пришлось преодолеть?
  4. Где было труднее всего?
  5. Почему справились со всеми трудностями?

Воспитатель говорит, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.

МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 125 «Яблонька»

КОНСПЕКТ

НОД

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

(ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ТЕМА:

«ВМЕСТЕ СО СМЕШАРИКАМИ»

Подготовила воспитатель

Николаева М.Н.,

Г . Дзержинск

2016 г.

ЦЕЛЬ:

обобщение и закрепление полученных знаний по подготовке к обучению грамоте

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

    Совершенствовать умение детей дифференцировать согласные звуки по мягкости и твёрдости

    Закреплять навык словотворчество через придумывание новых названий знакомых предметов

    Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, навыки осознанного слогового чтения.

    обогащать словарный запас детей.

    Продолжать формировать навыки учебной деятельности

Развивающие:

    Развивать грамматический строй речи и связную речь;

    Развивать словесно - логическое мышление, внимание, сообразительность;

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности

Воспитательные:

    Способствовать созданию непринуждённой обстановки во время совместной деятельности с детьми

    Поддерживать интерес к образовательной деятельности;

    Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

    Воспитывать умение слушать и воспринимать задание взрослого, формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Закрепить ценность групповых традиций

Предварительная работа:

Словесные дидактические игры «Мостик», «Скажи иначе», «Сочини сказку»

д/и: «Потерялся звук», «Определи место звука в слове», «Измени слово»

«Четвертый лишний», «Закончи слово»

настольно-печатные игры;

конкурс на лучшую придуманную историю

введение групповой традиции «Вопрос из сундучка»

Материал:

Демонстрационный:

игрушки Кроша и Ёжика

ноутбук

мультимедийная установка

слайды презентации по теме занятия

атрибуты к д/игре «Определи звук»

сигнальные сфетофорчики 4-х цветов для динамической паузы

песочные часы

звонок

сундучок с вопросами (групповая традиция на каждый день)

столы, расположенные в 2 ряда (для каждой команды)

Раздаточный:

карточки с буквами и зашифрованным словом

бейджики с обозначением команды (изображения Кроша и Ёжика)

карточки 2-х цветов с разрезанными на слоги словами в корзинках голубого и красного цветов

цветные картинки с изображением разных предметов

прищепки зелёного и синего цветов

набор раскрасок формата А6 (подарок от смешариков)

Методические приемы:

Создание игровой развивающей ситуации

Наглядный

Образец речи воспитателя

Развивающие задания

Использование соревновательного мотива деятельности

Использование ИКТ

Вопросы активизирующего характера

Дифференциация индивидуальных заданий

Индивидуальная помощь взрослого и сверстников

Положительная оценка деятельности детей

Дифференцированный подход:

- при подготовке раздаточного материала для задания «Собери слово»

Предусмотреть слова разной сложности:

Андрей, Даша, Лера – слова 2-х слоговые

Саша, Дима, Настя –усложнение: положить в корзинку лишние слоги

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие: у нас в гостях воспитатели нашего д/сада.

Я предлагаю начать наше занятие с игры «Тот, кто…»

Я буду называть действие и тех, кто будет его повторять. Будьте внимательны. Начнём?

В ладоши хлопнет тот, у кого сегодня в одежде есть полоски!

Топнет правой ногой тот, у кого есть сестрёнка!

Присядет тот, у кого имя начинается на звук «Д»!

Скажет «ОГО!» тот, кто сегодня съел всю кашу!

Встанет на носочки тот, кто сегодня пришёл в д/сад пешком!

Сделает шаг назад тот, кого привезли на машине!

Помашет руками тот, кто с удовольствием скгодня пришёл в д/сад!

Крикнет «ДА» тот, кто знает, кто такие смешарики!

Я даже и не сомневалась, что все их знают!

Поэтому мы сегодня устроим соревнования.

Для того, чтобы вам выполнить задания, необходимо разделиться на две команды: одна команда будет набирать очки для Кроша, а другая для Ежика. Поэтому и команды будут у нас называться – «команда Кроша» и «команда Ежика».

На карточках, которые я вам раздам, зашифрованы названия команд, в которую вы попадёте. Вам нужно на карточке из букв, обведённых в кружочек, составить слово и прочитать его.

А у Юлии Петровны и Анастасии Ивановны вы получите соответствующий бейджик.

Ну вот и определились наши команды!

Команда «Крош» занимает ряд с красными корзиночками, а команда «Ёжик» - с голубыми.

А гости сегодня будут оценивать результаты и наполнять ваши корзиночки весёлыми шариками.

Первое задание.

Все предметы, которые нас окружают, имеют своё название: окно, стол, полотенце, пенал…

Я предлагаю вам пофантазировать и придумать другие названия предметам, которые я буду называть.

Отвечать нужно будет по очереди каждой команде. Готовы?

    Кастрюля

    Мыло

    Очки

    Ручка

    Стул

    Ноги

    Телефон

    Бутылка

Молодцы! Мне понравились новые названия!

Второе задание «Собери и прочитай слово»

В ваших корзиночках карточки белого и розового цвета. На каждой – слоги от какого-то слова.

из белых карточек и из розовых. Работать нужно будет быстро, время будем отмерять песочными часами. Начинаем по сигналу. Готовы? Начали!

Помогаю, подсказываю, подбадриваю детей…

По сигналу дети заканчивают задание.

Разбираем, что получилось…

А теперь немножко отдохнём.

Динамическая пауза «Хлопни, топни»

Сейчас мы определим, кто из наших знатоков самый внимательный. У меня в руках разноцветные сфетофорчики, каждый обозначает действие: синий - хлопай в ладоши, зеленый - топай ногами, красный - повернись вокруг себя, жёлтый – помаши руками.

Вам необходимо внимательно смотреть, карточку какого цвета я вам показываю и правильно выполнять движения.

Третье задание «Определи звук»

Перед вами – необычные круги. На них картинки с разными игрушками. Для каждой команды – свой круг.

Вы по очереди будете подходить сюда, определять: твёрдый или мягкий первый согласный в названии игрушки и обозначать твёрдый звук синей прищепкой,

А мягкий - …

Да, хорошо, что вы помните.

Итак, начинаем!

    Гриб, паровозик, слон,

машина, мяч, неваляшка

    Лиса, белочка, мишка,

лягушка, бабочка, дом

Все вместе проверяем, исправляем ошибки…

Четвёртое задание «Угадай слово»

Вы узнаёте своё слово и громко его называете:

    Стеклянный, прозрачный, хрупкий

    Белое, пушистое, лёгкое

    Белое, холодное, сладкое…

Молодцы!

Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания!

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось сегодня трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

А теперь, по нашей традиции, я говорю всем вам наши волшебные слова:

Непоседы, «кука- маракука»…(значит, я вас хвалю!)

А что скажет жюри?

В заключении, по нашей традиции, достанем вопрос из нашего сундучка.

Пусть сегодня вопрос выберет Андрей. Согласны?

Дарю всем детям раскраски на память о сегодняшнем соревновании.

Дети здороваются с гостями

Дети

слушают и выполняют действия

по своему выбору

Дети получают карточку с заданием, расшифровывают

слово, получают бейджик «Крош» или «Ёжик»

Дети занимают свои места

Дети из команд по очереди придумывают новые названия, учитывая лексическое значение

предмета

Дети собирают слова:

Машина, музыка, кубики, чудеса, снежинка, игра, дети, море, река, часы, берёза. лего…

Дети по очереди читают свои слова

Дети встают около своего места и выполняют движения

Зелёной

Стакан

Облако

Мороженое…

По желанию дети высказываются по вопросу

«Чему бы вы хотели научиться?»


галина агафонова
Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Хочу все знать»

Игровое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе .

Составила воспитатель первой квалификационной категории Агафонова Галина Леонидовна.

г. Онега МБДОУ № 2 «Ромашка» .

«Хочу все знать »

Цель :

Закрепление у детей ранее полученных знаний.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

Образовательные :

Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;

Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;

составлять предложения из 4 слов;

подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

развивать связную речь.

Развивающие :

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.

Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!

Вы любите играть?

Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Хочу все знать

Но для начала нам нужно разделиться на две команды - «Знатоки » и «Умники» ! (дети выбирают карточки-символы)

Пожмите друг другу руки и произнесите клятву : - «клянемся не злиться, не сердиться, не обижаться. А быстро думать и честно сражаться!»

Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.

Ну что, готовы! Разминка для всех команд : «Исправь предложение» .

1. дед в печи, а дрова на печи.

2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.

Разминка завершена и первое задание.

У меня в руках «Чудесный мешочек» , в котором лежат предметы. Вам нужно достать один предмет, назвать его и придумать предложение из 4 слов. (члены команд по очереди достают предметы и отвечают) .

Молодцы! Справились! Переходим к следующему заданию. Игра «Придумай слово» .

Прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.

задание для команды "Умники":

1. СА- ;МА-;ЛО-.

Задание для команды "Знатоки ":

2. МИ- ;ША-; РО-.

Замечательно! Не устали? Продолжаем игру («Волшебный мяч» ).

А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?

СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)

Что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)

СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)

Что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .

При выполнении этого задания вам потребуется внимание, скорость. Игра «Обведи картинку» . Нужно добежать до мольберта, обвести картинку, в названии которой есть звук «а» . Каждый игрок обводит один предмет.

(по сигналу дети выполняют задание) .

А сейчас - пауза! Игра «Горошина» (дети берут по 2крупные бусинки) :

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!

Кладем свои горошины, не будем их катать.

Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.

«Зарисовка слов» (дети выполняют задание за столами) .

Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.

Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)

Большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)

Вопрос команде «Знатоки » :- почему тучка хмурая? (тучка хмурая, потому что осталась одна на небе) .

Вопрос команде «Умники» :- почему смеётся солнышко (солнышко смеётся, потому что наступила весна)

Вам снова потребуется скорость, смекалка, внимание для выполнения следующего задания. Игра «Не ошибись» .

Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .

И последнее задание нашей игры «Хочу все знать » (задание выполняется за столами) . Игра «Раскрась звуки» . Перед вами картинки со схемами. Нужно раскрасить схему к каждому слову. Не забывайте, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные - синим.

Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.

Уважаемые «Умники» и «Знатоки » , вам понравилась наша игра? Как вы думаете, какая команда победила?

Победила дружба! Давайте поаплодируем друг другу!

Всем знатокам игры вручаются медали.

Публикации по теме:

Игровое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем Незнайке!» Цель: Обобщение знаний детей по обучению грамоте. Задачи: 1. Создать условия для мотивации работы детей во время НОД.

Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Цель: формирование звуковой активности, как предпосылки обучения грамоте. Задачи: 1. Познакомить детей с буквой К. 2. Упражнять детей в.

Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.

Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Задачи:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
- Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Ход занятия
Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на стульчики.
Дети: здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог: Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж.
Педагог: Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети: У него острые иголки и его нельзя погладить.
Педагог: А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети: Ёж увидел гриб.
Педагог: Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети: В этом предложении 3 слова.
Педагог: Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети: Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог: Давайте прохлопаем каждое слово. А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Педагог: Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети: Три слова в предложении.
Педагог: Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети: Три прямоугольника.
Педагог: Посмотрите на нашу схему внизу, чем она отличается от первой схемы?
Дети: Во второй схеме есть черточка над первым словом и точка в конце.
Педагог: Прямоугольник с чёрточкой означает начало предложения, а точка – конец предложения. А теперь немного отдохнём.

Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)

Педагог: А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. Что изображено на этой картинке? (Ёж несёт яблоко) . Сколько слов в этом предложении?
Дети: Ёж несёт яблоко. Три слова.
Педагог: Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Найдите правильную схему для предложения: «Ёж несёт яблоко». Поставьте рядом с этим предложением галочку. А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Все правильно выполнили задание? Как вы думаете почему первая схема нам не подходит?
Ответы детей.
Педагог: Все справились с заданием? Нарисуйте на своих карточках смайлик. Давайте ещё поиграем в игру «Посчитай не ошибись» . Я буду называть предложение, а вы прохлопайте его, а затем назовите количество слов.
Наступила поздняя осень.
Ласточки пропали.
Выпал первый снег.
Скоро наступит Новый год.

Дети считают слова, хлопая в ладоши, и называют их в порядке следования предложений.
Педагог: Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети: Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог: Ребята ежу пора возвращаться домой - в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.

Loading...Loading...