Какое летное училище лучше. Лучшие летные училища гражданской авиации россии. Средне-специальные учебные заведения в сфере авиации

Авиационно-космическая отрасль российской промышленности находится не в лучшей форме. Особенно это касается гражданской авиации. Поэтому в планах развития страны очень важным становится авиационное образование.

Молодые люди, заканчивающие средние учебные заведения, не всегда знают, как распорядиться своей жизнью дальше. Многие мечтают связать свою судьбу с космонавтикой или авиацией, но не уверены в правильности такого выбора.

В Российской Федерации функционирует большое количество авиационных и летных учебных заведений. Самыми значимыми считаются авиационные институты в Москве. Имея доступ к всемирной информационной сети, каждый может найти необходимые сведения о любом вузе страны.

Авиационное образование в РФ

Учиться в авиационном вузе непросто, но престижно. Требования там очень высоки и преподавательский состав достаточно силен. Поэтому выпускников охотно берут на работу в различные компании.

Образование в этой сфере весьма специфично. Оно включает подготовку учащихся в области авиационной техники, авионики (разработки электронных бортовых систем), силовых установок летательных устройств, математики, физики, механики, химии, аэродинамики, географии и других прикладных наук.

Обучение имеет двойственную направленность: гражданскую и военную. Много учебного времени отводится занятиям в лабораториях. Здесь происходит закрепление теоретического материала на практике (конструирование, сборка, проведение испытаний).

Авиационные институты в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Красноярске и других городах нашей страны готовят специалистов разных профессий. Спрос на них в нашем веке существенно возрос.

Авиационные институты в Москве: какой выбрать

В столице есть несколько авиационных вузов. Среди них технические: МАИ, МГТУ ГА; научно-исследовательские: ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, ГосНИИАС и военный - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского.

В них можно получить высшее образование по различными специальностям. Выпускники технических и военных вузов могут стать инженерами, технологами, конструкторами (в сфере беспилотных и пилотируемых летательных устройств, их составляющих), менеджерами-экономистами в сфере авиационной промышленности либо военнослужащими.

Принимая решение относительно выбора того или иного института, необходимо тщательно изучить требования, которым должен соответствовать представитель каждой профессии. Надо взвесить свои силы и возможности, ведь от этого будет зависеть вся дальнейшая жизнь.

МГТУ ГА

Московский государственный технический университет гражданской авиации расположен на Кронштадтском бульваре в доме под номером 20.

Включает 5 факультетов:

  • механический,
  • авиационные системы и комплексы,
  • прикладная математика и вычислительная техника,
  • управление на воздушном транспорте,
  • заочный.

Ежегодно проводятся Курсы предпрофессиональной подготовки по математике, физике, русскому языку и основам авиации. Успешно окончившим курсы выдаются соответствующие сертификаты.

Гражданский авиационный институт в Москве имеет 6 филиалов в разных регионах РФ (Ростове-на-Дону, Иркутске, Егорьевске, Кирсанове, Рыльске, Троицке). Срок обучения составляет 4-6 лет, в магистратуре - 1,5 года. Прием абитуриентов осуществляется на бесплатной и договорной основе.

МАИ

В образовательную програму Московского авиационного института включены 12 факультетов, 9 институтов (в том числе военный), 5 филиалов (Ступино, Химки, Байконур, Ахтубинск, Жуковский).

Спектр специальностей вуза очень широк (более 70), есть возможность получить дополнительное образование, окончить подготовительные курсы. Наличие технопарка позволяет институту оказывать технологические, научно-исследовательские, опытно-конструкторские услуги.

ВИАМ

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (Москва, ул. Радио, 17) по праву считается ведущим материаловедческим центром РФ. Именно здесь разрабатываются материалы, использующиеся при производстве космической и авиационой техники.

В институте функционирует учебный центр, состоящий из магистратуры, аспирантуры, различных курсов и стажировок. Есть собственное производство и испытательный центр. Открыты филиалы в Геленджике, Воскресенске, Ульяновске.

Организованные в ВИАМ научные школы (12) имеют важное значение в области материаловедения. Их работа высоко оценена международным сообществом.

НИАТ (ОАО)

Национальный институт авиационных технологий (г. Москва, ул. Кировоградская, дом 3) был многократно отмечен государственными и международными наградами за успешную научно-исследовательскую деятельность.

Сотрудники ОАО НИАТ занимаются исследованиями, наукой, испытаниями, экспертизой (сертификацией и аттестацией), производством (деталей, крепежных элементов, технологического оборудования и др.). Принимают активное участие в выпуске журналов ("Авиационная промышленность", "Проблемы машиностроения и автоматизации").

Руководством института создан научно-образовательный центр и отдел интеллектуальной собственности. Есть аспирантура, ученый и диссертационный совет.

Ознакомиться подробнее со всеми специализациями, которые предлагают авиационные институты в Москве и других городах РФ, можно на интернет-порталах этих высших учебных заведений.

Профессия летчика очень ответственная. Работа требует строгой дисциплины, полной самоотдачи и спецподготовки. Летные училища гражданской авиации России готовят специалистов для грузовой и гражданской авиации. Желающие могут стать не только летчиками, но и техниками, управляющими полетами, программистами узкого профиля и получить другие профессии.

Летные училища гражданской авиации в России: список

Летные училища делятся на две категории – средние и высшие. Практически в любой области можно вблизи найти город с авиа-ВУЗом. В противном случае можно обратиться в комиссию регионального управления гражданской авиации. Как выглядит рейтинг летных училищ гражданской авиации в России?

Московский авиа ВУЗ

Московский авиаинститут – государственный ВУЗ, открытый в 1930 г. Сначала это был университет имени Баумана, который сразу переименовали в аэроучилище. Затем вновь поменял статус, уже на авиаинститут. Направления:

· радиовуз МАИ;

· авиатехника;

· прикладная математика;

· системы управления;

· довузовская подготовка;

· радиоэлетроника;

· робототехника;

· электроэнергетика;

· аэрокосмическое;

· информатика;

· двигатели авиааппаратов;

· иностранные языки;

· прикладная механика.

ВУЗ предлагает три основные формы обучения. Есть бюджетные конкурсные места. Остальные студенты учатся платно.

Ульяновский ВУЗ гражданской авиации

Ульяновский ВУЗ предлагает очную и заочную форму обучения. Поступление – начиная с общего среднего образования. Срок обучения – пять с половиной лет. Для уже имеющих ср.специальное или высшее – три года десять месяцев. Факультеты:

· менеджмент;

· летный;

· технический;

· безопасности жизнедеятельности.

ВУЗ имеет и другие направления обучения. Предоставляет жилье и бесплатное питание. Проводятся курсы предподготовки, есть Военная кафедра и возможность получить еще одно образование.

ВУЗ имени Циолковского

Московский госуниверситет им. Циолковского начинает свою историю с 1932 г. Сначала это был просто факультет МАИ, потом возвысился до МАТИ. В нем готовились создатели авиатехники и ее деталей. Факультеты:

· Ступинский филиал;

· менеджмент, соцтехнологии и экономика;

· авиатехнологии;

· конструкции и системы управления;

· военная подготовка;

· дополнительные уровни подготовки;

· аэрокосмические технологии;

· информсистемы.

Кроме перечисленного предлагается бакалаврит и специалитет по 29-ти направлениям, и по 15-ти – магистратура. Есть аспирантура и военная кафедра. Предусмотрено три основные формы обучения. Оно проводится на бюджетной и платной основе.

САУ имени Королева

Самарский университет готовит специалистов авиа-, радио- инфокоммуникационного направления. Можно получить специальность в ракетно-космической, транспортной, металлургической и других промышленных сферах. Направления:

· моделирование технических систем;

· ракетостроение;

· механика;

· компьютерные управленческие системы;

· машинная динамика;

· космические аппараты;

· вертолето- и самолетостроение.

Вид обучения – очное и заочное. Предлагаются бюджетные и платные места. Имеется Военная кафедра. Для студентов предоставляется общежитие.

Санкт-Петербургский ВУЗ гражданской авиации

Санкт-Петербургский ВУЗ гражданской авиации предлагает очную, заочную и вечернюю форму обучения. В нем можно получить дополнительное профобразование. Направления:

· аэроприборы и системы;

· нанотехнологии;

· программирование;

· военное образование;

· вычислительные системы;

· юриспруденция;

· радиоэлектроника и техника;

· гуманитарное;

· экономическое.

Для студентов предоставляется общежитие. Желающие продолжить обучение могут поступить в аспирантуру и докторантуру, отдельные факультеты которых имеются в ВУЗе. Есть подготовительные курсы.

ВУЗ аэрокосмического кораблестроения

Санкт-Петербургский ВУЗ аэрокосмического кораблестроения предлагает три основные формы обучения и экстернат. Факультеты:

· управление персоналом;

· транспортные технологии;

· аэронавигация;

· эксплуатация и обеспечение полетов;

· эксплуатация летательных машин и организация их движения.

Есть ряд дополнительных направлений – прикладная математика, менеджмент, юриспруденция и другие. Студентам предоставляется общежитие, есть возможность посещать подготовительные курсы. Желающие продолжить обучение могут поступить в аспирантуру и докторантуру.

Казанский авиационный ВУЗ

Казанский авиа-технический ВУЗ предлагает очную, вечернюю и заочную форму обучения. Факультеты:

· социальные технологии;

· физико-математический;

· бизнес и инновации;

· наземного и авиатранспорта;

· автоматика и приборостроение;

· телекоммуникации и электроника.

Университет располагает общежитием. Есть отдельная Военная кафедра. Желающие могут поступить в аспирантуру, докторантуру и магистратуру.

В летные училища гражданской авиации России после 11 класса можно поступить на бюджетной основе и учиться бесплатно. Однако для этого установлена балловая система, которую нужно пройти. Для остальных студентов предусмотрена платная форма обучения. Для каждого училища стоимость разная.

Список

Желающим пойти учиться в летные училища военной авиации России, нужно быть готовым к получению высшего военного образования - с присвоением начального звания «лейтенант» по его окончании - и возможностью пройти обучение в следующих военных лётных училищах, являющихся факультетами Воронежского единого Центра ВВС:

  • Краснодарский факультет боевого управления авиацией (по специальности «организация воздушного движения и эксплуатация воздушных судов») - с расположением аэродромов в Краснодаре, Тихорецке, Котельниково, Кущевской;
  • Армавирский факультет истребительной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов истребительной авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Майкопе и Армавире;
  • Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации (по специальности «применение авиационных комплексов штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Мичуринске и Борисоглебске;
  • Балашовский факультет военно-транспортной и дальней авиации (по специальности «применение авиационных комплексов военно-транспортной и дальней авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Ртищево и Балашове;
  • Сызраньский факультет армейской авиации (по специальности «применение авиационных комплексов армейской авиации и их лётная эксплуатация») - с расположением аэродромов в Соколе (Саратов) и Троекуровке (Сызрань);
  • Челябинский факультет подготовки штурманов (по специальности «применение и лётная эксплуатация навигационных авиационных комплексов для всех видов авиации») - с расположением аэродрома в Шаголе (Челябинск).

Во избежание следования по «ложному» пути добавим, что следующие военные училища, сведения о которых всё ещё встречаются в том или ином виде в печатных СМИ или электронных изданиях, РАСФОРМИРОВАНЫ или перепрофилированы не позднее 2009 года:

  • Ейское военно-авиационное училище (расформировано полностью);
  • Ставропольское военно-авиационное училище (перебазировано непосредственно в Воронеж);
  • Курганское военно-авиационное училище (перепрофилировано в Курганский пограничный институт, переданный в структуру ФСБ РФ).

Для желающих же получить-таки именно специальность «лётная эксплуатация летательных аппаратов» приведём список действующих ССУЗов гражданской авиации:

  • лётно-технический колледж (г.Омск);
  • лётно-техническое училище (г.Калуга);
  • лётное училище (г.Сасово, Рязанская обл.);
  • лётное училище (г.Краснокут, Ульяновская обл.);
  • лётное училище (г.Бугуруслан, Оренбургская обл.).

История и традиции

Развитие российской (а затем советской) авиации прошло долгий и славный путь. Учитывая обстоятельства, в которых оказалась молодая советская республика на заре своего существования, требования к быстрой организации и становлению воено-воздушного флота, а также массовой подготовке лётчиков привели к бурному росту лётных школ.

Начавшись со знаменитого ОСОАВИАХИМа, готовившего молодых пилотов без отрыва от производства и прохождения учёбы в школах, советские ВВС получали лётные училища военной авиации России и других республик по нескольку в год. И подобная тенденция сохранялась как до Великой Отечественной войны, так и во время, и после неё. Максимальное количество лётных школ в определённый момент достигло 69 - готовящих при этом не только пилотов, но и технический персонал. Однако, в связи с серьёзным усложнением не только уровня знаний, требуемого от военного лётчика, но и множества других качеств, связанных с умением быстрого принятия решений и прочих условий, уже в современной России было принято решение оставить подготовку специалистов уровня среднего образования только для гражданской авиации.

Все же военные лётные училища России на протяжении 2008-2009 годов были полностью реорганизованы, с созданием единого управленцеского центрального «ядра» на базе Воронежской военно-воздушной академии им.Ю.А. Гагарина и Н.Е. Жуковского. Получившей при этом название военного научно-учебного центра ВВС Российской Федерации и вместе с ним - все существовавшие институты и училища в виде собственных факультетов, с различными военными направлениями подготовки специалистов. Кроме, разумеется, уже упомянутых училищ гражданской авиации и ДОСААФ.

Выбор училища

При выборе военного лётного училища, разумеется, следует сообразовываться, в первую очередь, с его военной направленностью. Поскольку профессии пилота и штурмана всё же отличаются - так же как и немалые отличия существуют между пилотом истребителя и лётчиком дальней авиации. Но, задолго до решения о поступлении в выбранное училище, следует тщательно взвесить и некоторые другие вещи. В числе которых у хорошего будущего пилота обязательно должны присутствовать:

  • отменное состояние здоровья (к сожалению, стать пилотом дано далеко не каждому);
  • очень высокая средняя успеваемость по общеобразовательным предметам;
  • высочайший уровень стрессоустойчивости;
  • готовность работать в команде;
  • отсутствие «розовых очков» - в плане представления о будущей службе, как романтическим полётам по голубому небу.

Летчик - это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками - тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Профессия подходит тем, кого интересует физика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот - это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса - на 4 месяца больше.

Вузы

Курсы

Эта специализация достаточно сложна и ответственна, поэтому легких и быстрых курсов, где учиться на летчика нужно было бы всего несколько месяцев, не существует. Есть курсы, например, в летной школе «Аэрофлота»: они длятся два года и подходят только для кандидатов с высшим техническим образованием, причем крайне желательно - авиационным.

Лучшие вузы для летчиков

  1. СПбГУГА
  2. СПбГУАП
  3. МГТУ им. Н.Э.Баумана

Место работы

Летчики работают в государственных и частных авиакомпаниях, могут быть персональными пилотами частных воздушных судов, заниматься испытательными полетами на предприятиях, занимающихся разработкой и производством вертолетов и самолетов.

Зарплата летчика

Как правило, летчики получают высокую заработную плату даже при работе в государственных авиационных компаниях. Для еще больших доходов они могут превышать нормы по вылету в месяц, но на такие превышения действуют ограничения, и делать так постоянно не рекомендуется из-за необходимости в полноценном отдыхе.

Зарплата на 30.01.2020

Россия 30000—42300 ₽

Москва 20000—55000 ₽

Карьерный рост

Карьера летчика начинается с работы на коммерческих маршрутах, в небольших компаниях, легкой авиации. Как только он наберет хотя бы пару лет опыта и достаточно часов налета, он может устроиться в более серьезную фирму. Со временем пилот может стать главным пилотом, командиром экипажа, либо занять одну из руководящих должностей в самой авиакомпании.

Loading...Loading...