Государство и право спарты и древней греции. Расцвет и падение Спарты. Рождение города-легенды Основные занятия в древней спарте

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь со вторым по значению полисом Греции - Спартой. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами, в которых имелись запасы железной руды.

Предыстория

Спарта - один из крупнейших полисов Древней Греции и один из самых необычных. Откуда взялись спартанцы? Считается, что их предки пришли в Грецию с севера Балканского полуострова, это было племя дорийцев. Дорийцы расселились на самом юге Греции, в области Лакония, и стали называться спартанцами.

Правда, есть легенда, согласно которой спартанцы были потомками Геракла.

События

Спартанцы были очень воинственными и постепенно подчиняли себе окружающие территории. Жители области Мессения отчаянно сопротивлялись, поэтому спартанцам пришлось дважды воевать с ними:

  • VIII в. до н.э. - первая война Спарты против Мессении. Присоединение Мессении.
  • VII в. до н.э. - восстание мессенцев под руководством Аристомена. Вторая война Спарты против Мессении: Мессения полностью завоёвана, после этого Спарта стала самым большим полисом в Греции.

Спартой управляли:

  • Два царя. Власть их передавалась по наследству. Главная задача царей - руководить войском во время войны.
  • Совет старейшин из 28 человек. Члены совета были старейшинами в прямом смысле слова: все они были старше 60 лет.
  • Народное собрание. В отличие от , в Спарте на народном собрании нельзя было обратиться с речью к народу, высказать своё мнение. Можно было только голосовать «за» или «против».

Все жители Спарты делились на три категории:

  • Спартиаты (спартанцы) - высшее сословие. Только спартиаты были полноправными гражданами.
  • Периэки - промежуточное сословие. Периэки были свободны, но не считались гражданами Спарты. Занимались в основном ремёслами.
  • Илоты - выходцы из покорённых Спартой территорий. Занимались сельским хозяйством, выполняли тяжёлые работы. Работали на спартанцев.

Очень необычен был образ жизни спартанцев (высшего сословия Спарты). Считается, что правила общественного устройства дал спартанцам Ликург.

  • Главное занятие спартанцев - военное дело.
  • Презирался ручной труд, торговля и ремёсла.
  • Спартанцы были имущественно равны. Не было богатых и бедных.
  • Жизнь была строго дисциплинированной, как в военное время.
  • Воспитание детей считалось государственным делом, а не семейным. Оставляли жить только крепких младенцев.
  • Мальчиков с детства приучали переносить лишения, быть бесстрашными, не бояться ссор и драк.
  • Большое внимание в воспитании уделялось физическому развитию, умению воевать.
  • Спартанцы обязаны были говорить кратко и точно, говорить лаконично.
  • Спартанцы были очень набожными.
  • Бежать с поля боя для спартанца было позором.
  • Спартанцам было запрещено выезжать за границу полиса.

Участники

Легендарный законодатель Спарты. Существовал ли Ликург на самом деле, неизвестно.

Аристомен - руководитель восстания в Мессении.

Рис. 1. Полуостров Пелопоннес ()

Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть населения Лаконики и соседней Мессении (рис. 1) спартанцы поработили, их стали называть илотами.

Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.

Спартанцы окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту - спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей-воинов.

Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург (рис. 2). Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа. Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III век до нашей эры. Во главе государства стояли два царя - полководца из разных родов - и Совет из 28 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев (рис. 3).

Рис. 3. Управление в Спарте

Особым в Спарте было и воспитание детей. В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей.

Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год им выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы. (Такая речь называется лаконичной - по названию области Лаконика).

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные спартанцы прославляли павших за Спарту, воспевали храбрость и смелость.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Clan-rw.ru ()
  2. Travel-in-time.org ()

Домашнее задание

  1. Чем отличались условия жизни Жителей Спарты и Афин в VII-VI вв. до н. э?.
  2. Что вам понравилось, а что нет в воспитании мальчиков-спартанцев? Почему?
  3. Какой должна была быть речь спартанцев?

Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

Государство Спарта

Возникновение государства в Спарте

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.

Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».

С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.

В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.

Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.

Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.

Общественный строй

Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».

Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.

С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.

В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.

Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.

Государственный строй

Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.

К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.

Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.

Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.

Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.

На юго-востоке самого крупного греческого полуострова - Пелопоннеса - некогда располагалась могущественная Спарта. Это государство находилось в области Лакония, в живописной долине реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Именно от этого государства пошли такие понятия, как «спартанец» и «спартанский». Все слышали также и о жестоком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации.

История возникновения

Официально Спарту, которая называлась Лакедемоном (от этого слова произошло также название нома - Лакония), возникла в одиннадцатом веке до нашей эры. Спустя некоторое время вся местность, на которой располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Те же, ассимилировавшись с местными ахейцами, стали спартакиатами в известном сегодня смысле, а прежние жители были превращены в рабов, именуемых илотами.

Самое дорическое из всех государств, которые когда-то знала Древняя Греция, Спарта, находилось на западном берегу Эврота, на месте современного одноименного города. Ее название можно перевести как «разбросанная». Она состояла из поместий и усадеб, которые были разбросаны по Лаконии. А центром являлся невысокий холм, который позднее стал именоваться акрополем. Первоначально Спарта не имела стен и оставалась верна этому принципу вплоть до второго века до нашей эры.

Государственный строй Спарты

В его основе был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Для этого государство и право Спарты строго регламентировало жизнь и быт своих подданных, сдерживая их имущественное расслоение. Основы подобного общественного строя были заложены договором легендарного Ликурга. Согласно ему, обязанностями спартанцев были только занятия спортом или военным искусством, а ремесла, земледелие и торговля были делом илотов и периэков.

В результате строй, установленный Ликургом, трансформировал спартиатскую военную демократию в олигархическо-рабовладельческую республику, которая при этом еще сохранила некоторые признаки родоплеменного строя. Здесь не разрешалась на землю, которая была разделена на равные участки, считающиеся собственностью общины и не подлежащие продаже. Рабы-илоты также, как предполагают историки, принадлежали государству, а не богатым гражданам.

Спарта - это одно из немногих государств, во главе которого одновременно находилось сразу два царя, которые именовались архагетами. Их власть передавалась по наследству. Полномочия, которыми обладал каждый царь Спарты, сводились не только к военной власти, но и к организации жертвоприношений, а также к участию в совете старейшин.

Последний назывался герусией и состоял из двух архагетов и двадцати восьми геронтов. Старейшин избирали народным собранием пожизненно только из спартанской знати, достигшей шестидесяти лет. Герусия в Спарте исполняла функции некоего правительственного органа. Она подготавливала вопросы, которые необходимо было обсуждать на народных собраниях, а также руководила внешней политикой. Кроме того, совет старейшин рассматривал уголовные дела, а также государственные преступления, направленные, в том числе, и против архагетов.

Суд

Судопроизводство и право древней Спарты регулировала коллегия эфоров. Впервые этот орган появился в восьмом веке до нашей эры. Он состоял из пяти самых достойных граждан государства, которых народным собранием избирали всего на один год. Поначалу полномочия эфоров были ограничены только судопроизводством имущественных споров. Но уже в шестом веке до нашей эры их власть и полномочия растут. Постепенно они начинают вытеснять герусию. Эфорам было дано право созывать народное собрание и герусии, регулировать внешнюю политику, осуществлять внутреннее управление Спартой и ее судопроизводством. Этот орган был настолько важен в общественном строе государства, что в его полномочия входило контролирование должностных лиц, в том числе и архагета.

Народное собрание

Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления подневольного населения, представителей которого именовали илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство среди самих спартиатов.

Апеллу, или народное собрание, в Спарте отличала пассивность. Право участвовать в этом органе имели только полноправные граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Вначале народное собрание созывал архагет, но впоследствии и руководство им тоже перешло к коллегии эфоров. Апелла не могла обсуждать выдвигаемые вопросы, она лишь отвергала или принимала предложенное ею решение. Голосовали члены народного собрания весьма примитивно: выкрикиванием или разделением участников по разным сторонам, после чего на глаз и определялось большинство.

Население

Жители лакедемонского государства всегда было классово неравноправными. Такую ситуацию создавал общественный строй Спарты, который предусматривал три сословия: элиту, периэков — вольных жителей из близлежащих городов, не имеющих права голоса, а также государственных рабов - илотов.

Спартанцы, которые находились в привилегированных условиях, занимались исключительно войной. Они были далеки от торговли, ремесел и сельского хозяйства, все это было как право отдано на откуп периэкам. В то же время имения элитных спартанцев обрабатывали илоты, которых последние арендовали у государства. Во времена расцвета государства знати было в пять раз меньше, чем периэков, и в десять - илотов.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и Каждая из них оставила свой отпечаток не только в формировании древнего государства Спарта. Греция очень много позаимствовала из этой истории в процессе своего становления.

Доисторическая эпоха

На лаконских землях первоначально жили лелеги, но после захвата Пелопоннеса дорийцами эта область, которая всегда считалась самой неплодородной и вообще незначительной, в результате обмана досталась двум несовершеннолетним сыновьям легендарного царя Аристодема - Еврисфену и Проклу.

Вскоре главным городом Лакедемона стала Спарта, строй которой долгое время ничем не выделялся среди остальных дорических государств. Она вела постоянные внешние войны с соседними аргосскими или аркадскими городами. Самый значимый подъем приходится на время правления Ликурга - древнеспартанского законодателя, которому древние историки в один голос приписывают политическое устройство, впоследствии господствовавшее в Спарте в течение нескольких столетий.

Античная эпоха

После победы в войнах, длящихся с 743 до 723 и с 685 до 668 гг. до нашей эры, Спарта смогла окончательно победить и захватить Мессению. В результате ее древние жители были лишены своих земель и превращены в илотов. Спустя шесть лет Спарта ценой невероятных усилий победила и аркадян, и в 660 году до н. э. принудила Тегею признать ее гегемонию. Согласно договору, хранящемуся на поставленной поблизости с Алфеей колонне, она заставила ее заключить военный союз. Именно с этого времени Спарта в глазах народов стала считаться первым государством Греции.

История Спарты на этом этапе сводится к тому, что ее жители начали предпринимать попытки свергнуть тиранов, появляющихся с седьмого тысячелетия до н. э. практически во всех греческих государствах. Именно спартанцы помогли изгнать Кипселидов из Коринфа, Писистратов из Афин, они способствовали освобождению Сикиона и Фокиды, а также нескольких островов в Эгейском море, тем самым приобретя в разных государствах благодарных сторонников.

История Спарты в классическую эпоху

Заключив союз с Тегеей и Элидой, спартанцы стали привлекать на свою сторону и остальные города Лаконии и соседних областей. В результате образовался Пелопоннесский союз, гегемонию в котором взяла на себя Спарта. Это были для нее прекрасные времена: она осуществляла руководство на войнах, являлась центром собраний и всех совещаний Союза, не посягая при этом на независимость отдельных государств, сохранявших автономию.

Спарта никогда не пыталась распространять собственную власть на Пелопоннес, однако угроза опасности подтолкнула все остальные государства, за исключением Аргоса, во время греко-персидских войн перейти под ее покровительство. Устранив непосредственно опасность, спартанцы, осознавая, что не в силах вести войну с персами далеко от собственных рубежей, не стали возражать, когда Афины взяли на себя дальнейшее руководящее первенство на войне, ограничившись лишь полуостровом.

С этого времени начали проявляться признаки соперничества между этими двумя государствами, впоследствии вылившееся в Первую закончившуюся Тридцатилетним миром. Боевые действия не только сломили могущество Афин и установили гегемонию Спарты, но и привели к постепенному нарушению ее устоев - законодательства Ликурга.

В результате в 397 году до нашего летоисчисления случилось восстание Кинадона, которое, правда, не увенчалось успехом. Однако после определенных неудач, особенно поражения в сражении при Книде в 394-м до н. э, Спарта уступила Малую Азию, но зато стала судьей и посредником в греческих делах, таким образом мотивируя свою политику свободой всех государств, и смогла обеспечить за собой первенство в союзе с Персией. И только Фивы не подчинились поставленным условиям, тем самым лишив Спарту преимуществ столь позорного для нее мира.

Эллинистическая и римская эпоха

Начиная с этих лет, государство стало достаточно быстро приходить в упадок. Обедненная и обремененная долгами своих граждан, Спарта, строй которой был основан на законодательстве Ликурга, превратилась в пустую форму правления. Был заключен союз с фокеянами. И хотя спартанцы и послали им помощь, однако не предоставили настоящей поддержки. В отсутствие царем Агисом с помощью полученных от Дария денег была предпринята попытка избавиться от македонского ига. Но он, потерпев неудачу в боях при Мегаполисе, был убит. Постепенно стал исчезать и ставший нарицательным дух, которым так славилась Спарта.

Расцвет империи

Спарта - это государство, которое на протяжении трех столетий было предметом зависти всей Древней Греции. В период между восьмым и пятым веками до нашей эры оно было скоплением сотен городов, часто воюющих друг с другом. Одной из ключевых фигур для становления Спарты как мощного и сильного государства стал Ликург. До его появления она мало чем отличалась от остальных древнегреческих полисов-государств. Но с приходом Ликурга ситуация поменялась, а приоритеты в развитии были даны военному искусству. С этого момента Лакедемон и стал преображаться. И именно на этот период приходится его расцвет.

Начиная с восьмого века до н. э. Спарта стала вести захватнические войны, покоряя один за другим своих соседей на Пелопоннесе. После череды удачных военных операций Спарта перешла к установлению дипломатических связей с самыми сильными своими противниками. Заключив несколько договоров, Лакедемон встал во главе союза Пелопонесских государств, считавшегося одним из могущественных образований Древней Греции. Создание Спартой этого альянса должно было послужить для отражения персидского вторжения.

Государство Спарта было загадкой для историков. Греки не только восхищались его гражданами, но побаивались их. Один вид бронзовых щитов и алых плащей, которые носили воины Спарты, обращал противников в бегство, вынуждая их капитулировать.

Не только врагам, но и самим грекам не очень нравилось, когда армия, даже небольшая, располагалась рядом с ними. Объяснялось все очень просто: воины Спарты имели репутацию непобедимых. Вид их фаланг приводил в состояние паники даже видавших виды. И хотя в сражениях в те времена участвовало только небольшое количество бойцов, тем не менее, они никогда не длились долго.

Начало спада империи

Но в начале пятого века до н. э. массивное вторжение, предпринятое с Востока, послужило началом упадка могущества Спарты. Огромная персидская империя, всегда мечтавшая о расширении своих территорий, направила в Грецию многочисленную армию. Двести тысяч человек встали у границ Эллады. Но греки, во главе которых стояли спартанцы, приняли вызов.

Царь Леонид

Будучи сыном Анаксандрида, этот царь относился к династии Агиадов. После смерти своих старших братьев, Дориэя и Клемена Первого, правление принял на себя именно Леонид. Спарта в 480 годы до нашего летоисчисления находилась в состоянии войны с Персией. И имя Леонида связывают с бессмертным подвигом спартанцев, когда в Фермопильском ущелье произошло сражение, оставшееся в истории на века.

Произошло это в 480 году до н. э., когда полчища персидского царя Ксеркса пытались захватить узкий проход, соединяющий Среднюю Грецию с Фессалией. Во главе войск, в том числе и союзных, стоял царь Леонид. Спарта в то время занимала первенствующую позицию среди дружественных государств. Но Ксеркс, воспользовавшись предательством недовольных, обошел Фермопильское ущелье и зашел в тыл греков.

Узнав об этом, Леонид, который сражался наравне со своими воинами, распустил союзнические отряды, отправив их по домам. А сам с горсткой воинов, численность которых составляла всего триста человек, встал на пути двадцатитысячной персидской армии. Фермопильское ущелье являлось стратегическим для греков. В случае поражения они были бы отрезаны от Средней Греции, и их участь была бы предрешена.

В течение четырех дней персы так и не смогли сломить несравнимо меньшие силы противника. Герои Спарты сражались как львы. Но силы были неравны.

Бесстрашные воины Спарты погибли все до одного. Вместе с ними до конца сражался и их царь Леонид, который не захотел бросить боевых товарищей.

Имя Леонида навсегда вошло в историю. Летописцы, в том числе и Геродот, писали: «Многие цари умерли и уже давно забыты. Но Леонида знают и чтят все. Его имя всегда будет помнить Спарта, Греция. И не потому, что он был царем, а потому, что он до конца исполнил свой долг перед родиной и погиб как герой. Об этом эпизоде в жизни героических эллинов сняты фильмы, написаны книги.

Подвиг спартанцев

Персидский царь Ксеркс, которого не покидала мечта захватить Элладу, вторгся в Грецию в 480-м году до Рождества Христова. В это время эллины проводили Олимпийские игры. Спартанцы же готовились праздновать Карнеи.

Оба эти праздника обязывали греков соблюдать священное перемирие. Именно это и было одной из основных причин того, почему в Фермопильском ущелье персам противостоял лишь небольшой отряд.

Навстречу многотысячной армии Ксеркса направился отряд в триста спартанцев во главе с царем Леонидом. Воины отбирались по принципу наличия у них детей. По пути к ополченцам Леонида присоединилось по тысяче человек тегейцев, аркадцев и мантинейцев, а также сто двадцать - из Орхомен. Из Коринфа было направлено четыреста воинов, из Флиунта и Микен - триста.

Когда это немногочисленное войско подошло к Фермопильскому проходу и увидело количество персов, многие воины испугались и стали вести разговоры об отступлении. Часть союзников предлагала отойти на полуостров, чтобы охранять Истм. Однако другие пришли в негодование от подобного решения. Леонид, приказал войску оставаться на месте, послал во все города вестников с просьбой о подмоге, поскольку у них было слишком мало воинов, чтобы успешно отразить нападение персов.

Целых четыре дня царь Ксеркс, надеясь, что греки обратятся в бегство, не начинал боевых действий. Но увидев, что этого не происходит, он послал против них кассиев и мидян с приказом взять Леонида живым и привести к нему. Те стремительно набросились на эллинов. Каждый натиск мидян заканчивался огромными потерями, но на место павших приходили другие. Именно тогда и спартанцам, и персам стало ясно, что людей у Ксеркса много, но воинов среди них мало. Бой длился целый день.

Получив решительный отпор, мидяне вынужденно отступили. Но на смену им пришли персы, которыми руководил Гидарн. Ксеркс называл их «бессмертным» отрядом и надеялся, что они легко покончат со спартанцами. Но в рукопашной борьбе и им не удалось, так же, как и мидянам, добиться большого успеха.

Персам приходилось драться в тесноте, причем с более короткими копьями, тогда как у эллинов они были длиннее, что в данном поединке давало определенное преимущество.

Ночью спартанцы снова напали на персидский лагерь. Им удалось перебить множество врагов, но их главной целью было поражение в общей суматохе самого Ксеркса. И только когда рассвело, персы увидели немногочисленность отряда царя Леонида. Они забросали спартанцев копьями и добили стрелами.

Дорога к Средней Греции для персов была открыта. Ксеркс лично осматривал поле битвы. Найдя погибшего спартанского царя, он приказал тому отрубить голову и посадить ее на кол.

Существует легенда о том, что царь Леонид, отправляясь в Фермопилы, отчетливо понимал, что погибнет, поэтому на вопрос жены во время прощания о том, какие будут распоряжения, он наказал найти себе хорошего мужа и родить сыновей. В этом и была жизненная позиция спартанцев, готовых умереть за Родину на поле боя, чтобы получить венец славы.

Начало Пелопонесской войны

Спустя некоторые время враждующие между собой греческие полисы объединились и смогли дать отпор Ксерксу. Но, невзирая на совместную победу над персами, союз между Спартой и Афинами долго не продержался. В 431 году до н. э. разразилась Пелопонесская война. И только спустя несколько десятков лет победу смогло одержало Спартанское государство.

Но не всем в Древней Греции нравилось верховенство Лакедемона. Поэтому полвека спустя разразились новые боевые действия. На этот раз его соперниками стали Фивы, которым с союзниками удалось нанести Спарте серьезное поражение. В результате могущество государства было утрачено.

Заключение

Именно такой была древняя Спарта. Она была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».

А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов, а также небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с местоположением Спарты, составом населения, управлением, образом жизни.
  • Продолжать формирование умений делать выводы, простраивать причинно-следственные связи, сравнивать.
  • С помощью ИКТ-технологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные с историей Древней Спарты (см. Приложение 1)

План:

  1. Актуализация
  2. Местоположение Спарты
  3. Состав населения
  4. Спарта как военный лагерь. Спартанское воспитание
  5. Управление
  6. Закрепление

Актуализация

Учитель напоминает, что среди 500 полисов Древней Греции два являлись центрами страны:

Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями(антиподами). Они резко различались по управлению, образу жизни, что ценилось в Афинах, то запрещалось в Спарте и наоборот. Вы наверняка слышали и еще не раз в своей жизни услышите такие слова: спартанское воспитание, лаконичная речь. Знаете ли вы, что стоит за этими словами? После выяснения учитель дальше перечисляет то, с чем ребята познакомятся на уроке. «Каждый день узнавать что-то новое»-это девиз Солона. Фронтально проводится повторение реформ Солона, актуализируется термин народное собрание и его роль в жизни Афин.

Обращаемся к слайду: вспомни то, что знаешь.

- Составь логическую цепочку по принципу матрешки: в крупный объект входит мелкий.

Афины - Балканский п-ов - Аттика

- Соедини пары:

Местоположение Спарты

На экран выводится слайд с картой: Пелопоннес- Лаконика- Спарта

Учитель сообщает, что Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами, которые и создали свой город-государство Спарту. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.

Закрепляем. Итак, Спарта находилась в Южной Греции, на каком полуострове, в какой области?

Население Спарты

На экран выводится соответствующий слайд.

  1. Собственно спартанцы или спартиаты составляли около 9-10 тыс. человек. Это самые полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.
  2. Периэки - свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.
  3. Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. В чем же прявлялась закабаленность илотов? Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев(земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев).Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов.
  • Они были греки(в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков)
  • Жили на земле своих предков
  • Жили семьями
  • Продавать их было нельзя
  • Они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству.

Продавать их было нельзя, а вот убивать можно. Раз в году юношам выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства илотов назывались криптии. Криптия – тайная война против илотов.

Как вы думаете, почему так поступали спартанцы? Как это связано с численностью этих групп населения?

Совершенно верно, спартанцы боялись сговоров и восстаний поэтому и устраивали облавы на безоружных людей.

Закрепляя этот материал, ребята перечисляют основные группы населения Спарты.

Спарта как военный лагерь

Как вы думаете, чем собственно занимались спартанцы?

Показывается слайд с воином.

Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт.

Затем учитель рассматривает изоляцию Спарты от внешнего мира. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено, да и кому были нужны тяжелые железные деньги спартанцев(золотые и серебряные монеты были запрещены). Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

А чему подражать?

Здесь учитель раскрывает такую сторону жизни спартанцев как изгнание роскоши из обихода.

В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Спартанское воспитание

Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству, занимались гимнастикой. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой(горячая вода полагалась лишь несколько раз в году).Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной.

Почему такое название дано ясной и краткой речи? Вспомните как называлась область где жили спартанцы.

Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою, приносили на щите. Чтобы воспитать у мальчиков невосприимчивость к боли, их порой секли так, что некоторые умирали, но не смели закричать. Чтобы воспитать жестокость, их заставляли участвовать в криптиях; также старшие специально ссорили детей, чтобы в драках выявить, кто из них сильней и жестче.

Так что же такое спартанское воспитание, давайте кратко повторим. На экран выводится слайд «Спартанское воспитание».

Управление в Спарте

Учитель объясняет этот пункт плана, используя слайд с таким названием. Слайд также учит ребят схематизации материала.

Учитель предлагает ученикам подумать, как называлась форма правления в Спарте: аристократия, демократия или олигархия. Ученикам дается задание прочитать учебник на стр.145 (2 абз. сверху). После чего задается вопрос: можно ли считать управление в Спарте аристократией? Пятиклассники отвечают, что нет, т.к. спартанцы считали себя равными друг другу. Далее ученики читают учебник на стр.145 (2 абз. снизу) и выясняют, что в Спарте не было и демократии, потому что народное собрание не играло большой роли в управлении. Таким образом приходим к новому для учеников понятию олигархия- власть немногих и закрепляем этот термин соответствующим слайдом и записью в тетради.

Закрепление пройденного на уроке

Учитель предлагает ученикам разобраться как они поняли что представляет собой образ жизни спартанцев . Он объясняет, что образ жизни человека или народа раскрывает основные занятия, организацию жизни, быта, ценности. Далее организуется беседа, в которой уч-ся с помощью логически вытекающих друг из друга вопросов обозначают черты образа жизни спартанцев; по ходу беседы эти черты выводятся на экран.

1. Жизнь в Спарте - это жизнь в военном лагере

2. Жизнь подчинена войне и подготовке к ней

3. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслом, торговлей, искусством, наукой

4. Суровое спартанское воспитание должно было подготавливать жителей Спарты к их основному занятию; этому же служили и криптии

5. Дети не принадлежали родителям

6. Роскошь была под запретом

7. Лаконичная речь

8. Изоляция от внешнего мира.

Аксиологическая цель урока формирует у пятиклассников ценностное отношение к спартанскому воспитанию, выясняем его плюсы и минусы и что означает это понятие в современных условиях. И далее выполняется упражнение, позволяющее запомнить месторасположение Спарты: составьте логическую цепочку:

Лаконика - Спарта - Пелопоннес - Балканский полуостров

Выполняются несложные упражнения, которые могут выполнить и самые слабые ученики.

1. Почему Спарту называли открытым городом?

За ее гостеприимство

За ее доброжелательное отношение к иноземцам

Из-за отсутствия в городе крепостных стен.

2. Почему все спартанцы были воинами?

Из-за устаревших законов

Из-за угрозы со стороны Афин

Из-за необходимости удерживать власть над илотами

В сильном классе может остаться время на разбор следующего задания: сравнить образ жизни Афинского полиса со спартанским образом жизни. При этом можно обратится к слайду «Образ жизни спартанцев».

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

    Греческая комедия от древности до наших дней. Развитие комедийного жанра.

    Боги Древней Греции

    Афинские кладбища и погребальные обычаи

    Керамик, район гончаров, является так же территорией древнего кладбища. Оно расположено к западу от Агоры. Часть античного кладбища занимает раскопки германских археологов. Первое кладбище- самое интересное из возникших после восстановления независимости Афин. Оба кладбища содержат самые трогательные образцы искусства той эпохи. По древнему афинскому обычаю, мёртвых хоронили за пределами городских стен. Павших на войне, обычно хоронили там, где они погибли, но вначале 5 века до н. э. мёртвых стали привозить домой и устраивать им государственные похороны на общем кладбище за городскими стенами, в Керамике

    Последний император Византии

    Константин XI Палеолог – последний византийский император, который нашел свою смерть в битве за Константинополь. После своей смерти, он стал легендарной фигурой в греческом фольклоре как император, который должен проснуться, восстановить империю и избавить Константинополь от турок.

    Свадьба по-гречески.

Loading...Loading...