Биография Роберта Пири. Его жизнь и ключевые открытия. Путешествие роберта пири на северный полюс Какое открытие сделал роберт пири

Роберт Эдвин Пири является морским офицером США. Также исследователь Роберт Пири известен своими работами, посвящёнными Арктике. Его жизнь началась в Крессоне. После окончания Портлендской школы, продолжил учёбу в колледже Боудойне, после стал дипломированным инженером.

Первый трудовой опыт получал в Геодезической и береговой службе Америки. Будучи гражданским инженером, начал военную службу в морских силах. Первые съемочные работы начал проводить с 1884 в Никарагуа.

Интерес к Арктике был вызван сообщением о ледяном покрове Гренландии. Увлечённый этим краем и исследованием возможности передвижения к внутренним регионам, он провёл 8 арктических исследовательских экспедиций. Первая экспедиция была организована на три месяца. Группа изучала ледниковую шапку залива Диско и близ лежащего района.

Экспедиции прерывались на двухлетний период, чего требовала работа и вынужденное пребывание в Никарагуа. После этого было возобновлено изучение Арктики. Во 2 экспедиции было выяснено, что Гренландия является островом.

Для этих выводов потребовалось преодолеть расстояние в 2,1 тысяч километров, пересечь восточно-северную Гренландию, начиная с залива Маккормик и заканчивая Индепенденс-фьорда. В путешествии открыли землю: Хейлприна и Мелвилла.

После окончания третьей экспедиции было организовано путешествие к мысу Йорк для поиска остатков, падающих в Гренландии метеоритов. А в период четырёхлетней экспедиции исследователи направлялись к цели.

Удалось побывать на Форт-Конджер острова Элсмир. Там ранее была неудачно завершена экспедиция А. Грили. Там были найдены старые приборы и дневники с записями. Также была изучена ледниковая шапкаострова, в районах бухт Принцесс-Мэри и Леди-Франклин.

В период седьмой экспедиции Эдвин Пири продвинулся ещё дальше. Его расстояние от полюса составляло всего 322 километра.

Восьмую экспедицию финансировали Военные морские силы Соединённых Штатов, что скорее всего было достигнуто благодаря дружеским отношениям Пири и Теодора Рузвельта.

Путешественники были уверены, что добрались к цели. В момент, когда исследователи вернулись домой было выяснено, что на первенство посещения Северного полюса претендует Фредерик Кук.

Якобы он опередил экспедицию на 1 год. В следствии острой дискуссии Роберт был вызнан победителем, хотя его первенство поставили под сомнение в 1980-тых годах, когда проводили изучения записей, данных и карт последней экспедиции.

Национальное географическое общество подтвердило, что к достижению заветной точки экспедиции оставалось всего 8 км.

Достижения Роберта Пири:

Доказал, что Гренландия является островом
открытие земель Мелвилла и Хейлприна
исследование ледниковой шапки многих регионов Гренландии

Даты из биографии Роберта Пири:

06.05.1856 г. родился
1877 г. закончил колледж
1881 г. отправился служить в морской флот
1884-1885 гг. первые съёмки на территории Никарагуа
1885 г. зародился интерес к Арктике
1886 г. направился в Гренландию на первую экспедицию
1891-1892 гг. открыл земли Хейлприна и Мелвилла
1898 г. публикация «По большому льду к северу»
1907 г. выдано книгу «Вблизи полюса»
1910 г. увела свет работа «Северный полюс»
1917 г. издали «Секреты полярного путешествия»
20.02.1920 г. скончался

Интересные факты Роберта Пири:

Во 2 экспедиции преодолел расстояние более 2 тысяч километров
1996 год публикация "Кук и Пири: завершение полярной дискуссии"


Роберт Эдвин Пири


Американский полярный путешественник, адмирал (1911). В 1892 и 1895 годах пересек Гренландию. 6 апреля 1909 года на собачьих упряжках достиг района Северного полюса.

Пять раз шел Роберт Пири к вершине планеты и пять раз вынужден был поворачивать обратно. То незамерзающая открытая вода, то непроходимые торосы останавливали его.

В промежутках между экспедициями на год-другой он возвращался на родину в США. Возвращался только для того, чтобы подготовить новую экспедицию. В общей сложности он прожил среди эскимосов на крайнем севере Гренландии полтора десятка лет.

Во время одной из экспедиций он отморозил ноги. Восемь пальцев пришлось ампутировать. Но ни этот несчастный случай, ни многочисленные неудачи не смогли сломить упорства путешественника.

Роберт Эдвин Пири родился в Крессон-Спрингсе (штат Пенсильвания) 8 мая 1856 года. Отец умер, когда мальчику было два года. Мать вернулась с сыном в Мэн, на южную границу штата, где он рос среди дикой природы. Он был единственным сыном. Окончив школу первой и второй ступени в Портленде, он был принят в колледж Бодуэна в Брунсвике. В Брунсвик переехала и мать, чтобы не разлучаться с сыном хотя бы в первые годы его студенческой жизни.

После окончания колледжа Роберт едет в Вашингтон, где работает чертежником в Береговой и геодезической службе США. Вскоре, однако, он переходит в военно-морское ведомство на должность инженера и получает воинское звание лейтенанта. Через три года его посылают в Никарагуа. В тропических лесах он проводил изыскания трассы канала через перешеек. Министерство настолько высоко оценило эту работу Пири, что предоставило ему несколько месяцев отпуска. В 1886 году Роберт взял отпуск, попросил у матери 500 долларов и неожиданно для всех уехал в Гренландию.

В июне 1886 года китобойное суденышко "Игл" ("Орел") высадило Роберта Пири в Годхавне.

Кажется, в то время Пири еще не задумывался всерьез о покорении полюса. Планы его были более скромными пересечение Гренландии от западного берега до восточного.

В то время внутренняя часть Гренландии оставалась на картах белым пятном. Существовало мнение, что ледники только окаймляют остров, а за ними должны находиться обнаженные скальные участки с более мягким климатом, даже покрытые лесами.

В 1878 году пересечь Гренландию пытался датчанин Йенсен, в 1883 году - швед Норденшельд. Но обе эти попытки окончились неудачей.

Пири также не смог добиться успеха. За 26 дней его отряд сумел продвинуться менее чем на 100 миль в глубь ледяной пустыни - меньше даже, чем отряд Норденшельда.

Пири писал о своей первой неудачной попытке пересечь Гренландию как о разведывательном походе; на самом деле, план Пири, как уже говорилось, состоял в том, чтобы добраться до пика Петермана на противоположной стороне острова. Пири прошел примерно одну шестую расстояния и вынужден был вернуться.

Но гренландская экспедиция составила ему имя, а сам он теперь уже безнадежно "заболел" Севером. Биограф пишет: "В материковых льдах Гренландии во время разведывательной экспедиции в нем впервые проснулся вкус к арктическим путешествиям. Это был путь, суливший ему желанную славу".

Пири возвратился в Никарагуа, потом перебрался в Филадельфию. Заручившись поддержкой Американского географического общества и Филадельфийской академии наук, получил денежную субсидию, выхлопотал на службе восемнадцатимесячный отпуск и в 1891 году вновь отправился в Гренландию. Свою цель он сформулировал так: "...достигнуть и определить северную границу Гренландии сухопутно, то есть пересечь внутренний лед".

Первую свою поездку в Гренландию Пири называл разведкой. Но на этот раз он действительно возглавил экспедицию: специальное судно, тридцать человек на борту.

В самом начале, еще на подходах к месту зимовки, огромный кусок льда заклинил руль судна, тяжелый железный румпель резко развернуло. Удар пришелся Пири по ногам.

"Перелом обеих костей над лодыжкой", - определил врач экспедиции Фредерик Кук.

Пири в своей книге уделяет этому эпизоду три строчки: "Благодаря профессиональному искусству моего врача Кука и неусыпной и внимательной заботе миссис Пири мое полное выздоровление было быстро достигнуто".

И уже через полтора месяца Пири лично участвует в заброске продовольственных складов, которые должны обеспечить санные путешествия будущего года. Зимой в коротких походах испытывалось снаряжение, люди тренировались в ходьбе на лыжах. Эскимосские женщины шили одежду. А весной Пири отправился в поход и прошел по ледниковому щиту более 2000 километров, совершив двойное пересечение Гренландии в самой северной ее части.

В январе 1899 года Пири, готовя бросок к полюсу, в самое темное время полярной ночи решится забросить вспомогательный склад продовольствия. Его отряд будет неделю пробиваться к Форту-Конгер. "Мы шли в полной темноте, по ледяным нагромождениям, спотыкаясь, падая, снова поднимаясь, и пробивали дорогу дальше и дальше в течение 18 часов". Когда в Форте-Конгер, в том самом доме, где когда-то зимовала экспедиция Грили, он впервые за неделю сможет раздеться, он увидит, что ноги безнадежно отморожены.

Корабельный врач Томас Дедрик ампутирует ему восемь пальцев, и вновь отряд будет пробиваться в ночи - теперь уже назад, к месту стоянки "Виндоу-орда". Но в своей книге Пири напишет об этой обратной дороге только две строчки: "Двадцать восьмого мы достигли места стоянки "Виндоуорда". Все, за исключением меня, прошли пешком 250 миль за 11 дней..." Его эти 11 дней везли на нартах. А уже через месяц после ампутации он снова отправится к Форту-Конгер... на костылях. Что бы там ни было, весной они должны идти к полюсу!

Пири был неистов в работе, он не щадил ни себя, ни других людей. И не терпел, когда его спутники проявляли самостоятельность, когда имели собственное мнение, отличное от его мнения.

Кстати сказать, спешка при заброске продовольствия в Форт-Конгер в 1899 году, когда Пири так серьезно обморозился, объясняется именно тем, что американский путешественник стремился опередить норвежца Отто Свердрупа...

В 1892 году в своем отчете Филадельфийской академии наук Пири характеризовал доктора Кука как "неутомимого исследователя необычного народа, среди которого нам довелось жить".

Чуть позже Кук написал статью о своих этнографических исследованиях и попросил у Пири разрешения на ее публикацию, поскольку еще до начала экспедиции был связан определенными договорными обязательствами. Пири отказал.

Всю свою жизнь Роберт Пири подчинил исполнению мечты о покорении полюса. "Не раз я возвращался из великой замерзшей пустыни побежденный, измученный и обессиленный, иногда изувеченный, убежденный, что это - моя последняя попытка... Но не проходило года, как меня снова обуревало хорошо знакомое мне ощущение беспокойства. Меня невыразимо тянуло туда, к безграничным ледяным просторам, я жаждал борьбы с застывшей стихией".

Пири уже за пятьдесят, но он не хочет мириться с неудачами. "Я не занимался систематической физической тренировкой, так как не вижу в ней особенной пользы. До сих пор мое тело всегда подчинялось воле, каковы бы ни были предъявляемые к нему требования", - писал Пири.

С годами у него появилось чувство, что покорение вершины планеты предначертано ему судьбой. "Я долгие годы верил, что достичь полюса написано мне на роду".

Деньги на новую экспедицию дают богатые меценаты из Арктического клуба Пири. Сам президент Теодор Рузвельт, обнимая его на прощание, называет Пири национальной надеждой.

С годами планы покорения полюса несколько менялись. "Только очень маленькие партии годны для действительной работы в полярных областях", - писал когда-то Пири. Теперь он считает, что "вспомогательные партии необходимы". Они прокладывают дорогу в торосах, строят иглу (ледяную хижину) для ночевок, они должны забросить как можно севернее запасы продовольствия и, наконец, сохранить силы основного отряда для решающего броска к полюсу.

В конце февраля 1909 года огромный караван уходит с мыса Колумбия: 19 нарт, 133 собаки, 24 человека. 1 марта в арьергарде стартует сам Роберт Пири...

Радиосвязь в то время еще не вошла в обиход полярных экспедиций, и о судьбе Пири мир ничего не знал до осени 1909 года.

Только 7 сентября в Европу пришла победная телеграмма: "Звезды и полосы вбиты в полюс!" Как вы понимаете, "звезды и полосы" - это американский флаг, который Пири, по его словам, водрузил на полюсе 6 апреля 1909 года.

В тот самый день, когда телеграмма Пири достигла Европы, в Копенгагене уже чествовали покорителя Северного полюса... доктора Фредерика Кука! Он утверждал, что достиг вершины планеты 21 апреля 1908 года.

Доктор Кук узнал об успехе Пири на банкете, устроенном в его честь: "Мертвая тишина наступила в комнате... Казалось, воздух наэлектризован. Услышав новость, я не почувствовал... ни зависти, ни досады. Я думал лишь о Пири, о долгих и тяжелых годах, и я был рад за него. У меня не было ощущения соперничества. Я верил, что Пири решил в своем походе кроме тщеславной и большие научные задачи. Возможно, ему удалось открыть новые земли и нанести на карту новые пространства".

Выступая в тот день перед журналистами, Кук будет сдержан: "Мы оба - американцы, и, следовательно, не может возникнуть никакого международного конфликта из-за этого чудесного открытия, так давно и так горячо желанного". Казалось, Кук и Пири с полным основанием поделят между собой честь и славу первооткрывателей. Но Пири не мог смириться с тем, что он "только второй". Он слишком привык считать полюс своей собственностью. Уже одна из первых телеграмм Пири была объявлением войны: "Примите к сведению, что Кук просто надул публику. Он не был на полюсе ни 21 апреля 1908 года, ни в какое другое время..."

И разразился скандал - беспрецедентный в истории географических открытий. Много раз вопрос о приоритете открытия полюса разбирался на заседаниях специальной комиссии и даже в самом конгрессе США.

Пири говорил: "Я положил всю жизнь, чтобы совершить то, что казалось мне стоящим, ибо задача была ясной и многообещающей. И когда, наконец, я добился цели, какой-то поганый трусливый самозванец все испакостил и испортил".

Кук направил письмо президенту: "Если вы подпишете указ о Пири, то тем самым вы окажете честь человеку с греховными руками... В данное время на безотрадном Севере есть, по крайней мере, двое детей, которые кричат о хлебе, молоке и своем отце. Они являются живыми свидетелями пакостей Пири, который покрыт паршой невыразимого порока".

А ведь Кук был участником экспедиции Пири в 1891 - 1892 годах. Молодой Фредерик Кук тогда смотрел на своего начальника как на божество, а Пири после окончания экспедиции писал: "Доктору Куку мы обязаны тем, что среди членов нашей экспедиции почти не было заболеваний. Я не могу не отдать должное его профессиональному умению, неизменному терпению и хладнокровию в критические моменты. Занимаясь этнографией, он собрал огромный материал о практически еще не изученном племени гренландских эскимосов. Он всегда был полезным и неутомимым работником".

На стороне Пири стоял Арктический клуб, созданный им самим еще в 1898 году и носивший его имя. В состав клуба входили состоятельные и весьма влиятельные люди: президент Американского естественноисторического музея, президент крупнейшего банка Америки, железнодорожный магнат, владелец газет и многие другие. В течение десяти лет они субсидировали все экспедиции Роберта Пири. Можно сказать, они сделали ставку на него. Его успех был одновременно их успехом, его лавры отчасти и их лаврами. Но что такое эфемерные лавры! Его успех сулил им вполне реальные дивиденды.

Вполне очевидно, что Арктический клуб безоговорочно встал на сторону Пири, мало того, поставил на сторону Пири и свое влияние, и свои деньги, и большую часть американской прессы.

В 1911 году после долгих дебатов нижняя палата конгресса США приняла резолюцию, которую вскоре подписал президент. Пири присваивалось звание контр-адмирала, и от имени конгресса объявлялась благодарность "за его арктические исследования, завершившиеся достижением Северного полюса". Роберту Пири еще при жизни были оказаны многие почести. Впрочем, исчерпывающих доказательств достижения полюса не смогли представить ни Кук, ни Пири.

Такими доказательствами могли бы стать, прежде всего, глубины океана, измеренные в районе полюса (их можно было бы проверить впоследствии), либо многократные повторные астрономические определения, проведенные на дрейфующем льду независимо друг от друга несколькими участниками экспедиции и желательно несколькими инструментами.

Однако ни Кук, ни Пири не смогли измерить глубину океана в районе полюса и провести полноценные астрономические определения.

Кука сопровождали два эскимоса, но они, естественно, не умели пользоваться секстантом.

Многие участники экспедиции Пири были достаточно опытными штурманами, но ни один из них не достиг полюса. Точнее, ни одного из них Пири не взял к полюсу.

Капитана Бартлетта, начальника передового отряда, он отослал назад с широты 87°47", когда до полюса оставалось всего 133 мили.

В книге "Северный полюс" Роберт Пири напишет: "Я долго глядел вслед могучей фигуре капитана. Она становилась все меньше и меньше и, наконец, исчезла за белоснежными сверкающими торосами. Мне было невыразимо грустно, что пришлось расставаться с лучшим товарищем и бесценным спутником, всегда жизнерадостным, спокойным и мудрым, на долю которого выпала самая тяжелая работа по проложению пути для наших партий".

Один из историков-географов, цитируя эти слова, заметил совершенно справедливо: "Можно лишь удивляться лицемерию Пири".

И действительно, Пири всегда стремился, чтобы ни один "белый" не мог претендовать на его славу. На пути к полюсу его сопровождали четыре эскимоса и слуга-телохранитель мулат Мет Хенсон.

Позднее на заседании комиссии конгресса он заявит совершенно откровенно: "Полюс - цель всей моей жизни. И поэтому я не считал, что достижение этой цели я должен делить с человеком, может быть, способным и достойным, но еще молодым и посвятившим этому всего несколько лет жизни. Честно говоря, мне кажется, он не имеет тех же прав, что я".

Записи Роберта Пири вызывали и вызывают множество вопросов. Во-первых, было установлено, что "полюсные" фотографии, представленные Пири как доказательство его победы, сделаны не на полюсе. Во-вторых, не может не вызвать удивление скорость его передвижения по дрейфующим льдам.

Роберт Пири в 1906 году смог достичь скорости 25,9 километра в сутки, Фредерик Кук на своем пути к полюсу проходил в среднем за сутки 27,6 километра, капитан Бартлетт, налегке возвращаясь к мысу Колумбия, - 28,9 километра.

Несложный расчет показывает - чтобы успеть за восемнадцать дней достичь полюса и вернуться к мысу Колумбия, Пири после расставания со вспомогательным отрядом должен был проходить в 1909 году по 50 (!) километров в сутки. Такая скорость кажется совершенно невероятной.

Сам Пири объяснял свою феноменальную скорость тем, что на обратном пути его отряд шел по тому же самому следу, по которому двигался к полюсу. Однако подобное "объяснение" сразу же вызывает новые вопросы.

В наши дни американец Теон Райт провел обстоятельный анализ документов и материалов, относящихся к истории спора между Пири и Куком. Его книга "Большой гвоздь" издана и в нашей стране. Теона Райта не могли не смутить несообразности в описаниях Пири, и он, изучив все и вся, приходит к заключению:"Все вместе показывает, что возможен только один вывод" Пири не был на полюсе, а его сообщения о последнем походе - сплошная мистификация".

Однако далеко не все принимают точку зрения Райта. Споры между сторонниками Пири и Кука не утихают и до сих пор. И решить этот спор окончательно могут, наверное, только американские исследователи - они имеют доступ к материалам и документам своих соотечественников.

Проявив несомненное мужество, величайшую настойчивость в достижении цели, Пири не захотел, не смог признать свое поражение. Показательно, что, вернувшись на судно, он даже не оповестил участников экспедиции о достижении полюса. Видимо, план фальсификации записей возник лишь тогда, когда Пири узнал от эскимосов об успехе Кука. До этого он еще мог надеяться честно повторить попытку, например, на следующий год. Но весть о достижении соперника стала для Пири крушением всего, чему он посвятил жизнь. И тогда в нем победило честолюбие.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Роберт Эдвин Пири (1856—1920) - американский путешественник, исследователь Арктики, совершивший несколько переходов через Гренландию. В 1908 - 1909 гг. на судне «Рузвельт» осуществил экспедицию к Северному полюсу.

Целью экспедиции было достижение Северного полюса, какие - либо научные цели не ставились. В состав экспедиции на момент ее отплытия из Синди 17 июля 1908 года входило 22 человека: Роберт Пири, начальник экспедиции; Роберт Бартлетт, капитан судна; Джорж Уордуэл, старший механик; доктор Гудсел, хирург; профессор Росс Марвин; Дональд Макмиллан, Джордж Боруп, Метью Хенсон - помощники начальника экспедиции; Томас Гашью, помощник капитана; Джон Мэрфи, боцман; Бэнкс Скотт, механик; Чарльз Перси, заведующий хозяйством; Уильям Причард, юнга; Джон Коннорс, Джон Коуди, Джон Барнз, Деннис Мэрфи, Джордж Перси - матросы; Джеймс Бентли, Патрик Джойс, Патрик Скинз, Джон Уайзмен - кочегары.

В начале августа 1908 года «Рузвельт» отплыл от мыса Йорк, приняв на борт несколько эскимосских семейств и около сотни собак для целей экспедиции, число которых позже увеличилось до 246 особей.

Судно «Рузвельт» было специально построено в США для экспедиции к Северному полюсу с учетом опыта, полученного Р. Пири в его предыдущих походах. В качестве дополнительных транспортных средств использовались шесть вельботов, сани в количестве 23 штук.

Продовольствие делилось на два вида: предназначенное для питания участников санных походов и предназначенное для питания на корабле во время пути туда и обратно и на зимней стоянке. Провиант, заготовленный для санных походов, должен обеспечивать максимум питательности при минимальном собственном весе, объеме и весе тары. Необходимыми продуктами питания для санного похода в Арктике в любое время года, независимо от температуры воздуха и длительности путешествия, Р.Пири считал пеммикан (концентрат, приготовленный из говядины, жира и сушеных фруктов), чай, сухари и сгущенное молоко. Питание на борту корабля и на зимней стоянке состояло из обычных продовольственных продуктов. Отличительной чертой экспедиций Пири является то, что никогда путешественники не брали с собой мясо, его добывали в ходе зимней охоты, таким образом, имелась возможность пополнять рацион свежим мясом. Запас питания состоял из следующих продуктов:

мука- 16 000 фунтов;

кофе- 1000 фунтов;

чай- 800 фунтов;

сахар- 10 000 фунтов;

бекон- 7000 фунтов;

сухари- 10000 фунтов;

сгущенное молоко-100 ящиков;

пеммикан- 30000 фунтов;

сушеная рыба- 300 фунтов,

соль.

В Хок-Харборе путешественников ожидало вспомогательное судно «Эрик» с 25 тоннами китового мяса на борту. В августе 1908 года на борт «Рузвельта» с указанного вспомогательного судна было перегружено около 300 тонн угля и 50 тонн моржового и китового мяса. Также было взято 3500 галлонов керосина и 1000 фунтов курительного табака. В Эта был оставлен запас угля в размере 50 тонн для обратного плавания «Рузвельта».

Р.Пири и заведующий хозяйством Перси разработали следующее меню зимнего режима питания.

Понедельник. Завтрак: каша, бобы, черный хлеб, масло, кофе. Обед: жареная печенка, макароны с сыром, хлеб с маслом, чай.

Вторник. Завтрак: овсяная каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Среда. Завтрак: каша двух видов на выбор, рыба для матросов, колбаса для членов экспедиции, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Четверг. Завтрак: каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Пятница. Завтрак: каша на выбор, рыба, рубленый шницель на правый борт (стол Пири и его ближайших соратников), хлеб с маслом, кофе. Обед: суп гороховый, рыба, пироги с клюквой, хлеб с маслом, чай.

Суббота. Завтрак: каша, тушеное мясо, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Воскресенье. Завтрак: каша, «бруз» (ньюфаундлендские сухари, сваренные с соленой треской), хлеб с маслом, кофе. Обед: кумжа, фрукты, шоколад.

Стандартный дневной рацион на одного человека в последнем марше к полюсу во всех экспедициях Пири состоял из 1 фунта пеммикана, 1 фунт сухарей, 4 унций сгущенного молока, S унции спрессованного чая, а так же 6 унций жидкого топлива (спирт, керосин). Дневной рацион собак состоял из фунта пеммикана.

Продовольственные склады были устроены у мыса Блэк-Кейп, а также в бухте Линкольн.

Экипировка участников экспедиции состояла из одежды и обуви, которые обычно используют эскимосы. По заметкам Пири, путешественники «в Арктике одевались практически так же, как эскимосы, вплоть до меховых чулок». Одежду для них шили эскимоски. У острова Турнавик на борт «Рузвельта» была принята партия лабрадорских меховых сапог. В очень холодную погоду путешественники надевали эскимосские кулеты (меховая куртка без пуговиц, надеваемая через голову) из песцовых или оленьих шкур, к которым пришивался отороченный песцовыми хвостами капюшон, защищающий лицо от холода. Также использовались куртки из мичиганской овчины. Путешественники носили атеа (рубаху из шкур оленят мехом вовнутрь, ее обычно носят летом), чулки из заячьих шкур, камики (сапоги из тюленьих шкур с подошвами из более толстой шкуры тюленя с квадратными ластами), меховые рукавицы.

Палатки, использовавшиеся в экспедиции, были сделаны из легкого брезента с полом, пришитым непосредственно к стенкам. Отверстие для входа было снабжено круглым клапаном, который затягивался шнурком, благодаря чему, по замечанию Пири, палатки были абсолютно непроницаемы для снега. Палатки имели пирамидальную форму с шестом в центре. Края палаток удерживались полозьями саней и лыжами, которые использовались в качестве распорок.

К концу осенней работы путешественники перестали пользоваться брезентовыми палатками и приступили к строительству на пути следования отрядов постоянные иглу из снега, в которых ночевали проходящие партии. Размеры иглу зависели от количества людей в отряде (иглу на троих имело пол 5х8 футов; на пятерых- 8х10 футов). Блоки для иглу, округленные с внутренней стороны, нарезались различных размеров: для нижнего ряда массивней и крупнее, чем для верхнего. Толщина стен зависела от плотности снега: если снег был уплотнен, то стена могла составлять несколько дюймов; если же он был рыхлым, то блоки нарезались толще. Иногда, по замечанию Пири, фундамент состоял из блоков 2- 3 фута длиной и 2 фута высотой, иногда размеры были иными. Снежные блоки укладывались по эллиптической окружности с уклоном внутрь, причем уклон возрастал по направлению вверх. Каждый блок удерживался на месте двумя соседними, кроме блока, закрывавшего отверстие в крыше. У подножия дома вырезали отверстие, для входа через которое из иглу выбрасывался снег, накопившийся при его постройке. В задней, более широкой части дома покатый снежный пол выравнивался, там делалось возвышения для сна. В передней части снег выгребался для обеспечения места для керосинок и кухонных принадлежностей.

В иглу люди спали на полу, не раздеваясь, подстелив шкуру мускусного быка и накрывшись легкой оленьей шкурой. В данной экспедиции спальными мешками Р.Пири не пользовался.

Прочее снаряжение включало в себя следующие предметы и приспособления: собачьи сбруи и сани, сделанные эскимосами; лесоматериалы, винтовки, патроны, дробовики с зарядами для них, спички, топоры, ножи, ножи для вскрытия консервных банок, иголки, нитки, керосинки, чайные кружки, охотничьи ножи, деревянный барабан и лот, проволоку, нож-пилу для постройки иглу, спиртовые печки, «кухонные ящики» (деревянные ящики, крышки которых откидываются и служат столом, с двумя керосинками с двойной горелкой). Кастрюлями служили донные части 5-галлоновых керосиновых банок, снабженные крышками. При упаковке банки опрокидываются вверх дном на керосинки, а кухонный ящик закрывается на петли.

Из медикаментов были взяты следующие лекарства и средства: кетгут, хирургически иглы, бинты, вата, хинин, танин, марля, жидкая мазь для пластырей, борная кислота, антисептический порошок для присыпки ран.

На случай форс-мажорных ситуаций в каждый из шести вельботов был уложен ящик с запас продовольствия на 7-10 дней: двенадцать 6-фунтовых банок пеммикана, две 25-фунтовые банки сухарей, две 5-фунтовые банки сахара, несколько фунтов кофе, несколько банок сгущенного молока, а также керосинка, 5 банок керосина по галлону каждая, винтовки, дробовики, патроны, заряды, некоторые медикаменты. Лодки были подвешены с полным комплектом весел, мачт и парусов на шлюпбалках. При отплытии из Эта основные продукты питания (чай, кофе, сахар, пеммикан, сухари), а также керосин были сложены на палубе у бортов, чтобы их можно было сбросить немедленно на лед, в случае если судно будет раздавлено.

Большие ящики, содержавшие банки с беконом, пеммиканом, мукой, путешественники использовали «наподобие гранитных глыб» при сооружении на мысе Шеридан трех домов 15х30 фунтов каждый. Все припасы были специально упакованы для этой цели в ящики определенных размеров. При возведении домов ящики ставились верхней частью внутрь, крышки с них были сняты, и содержимое вынималось по мере надобности, как с полок. Таким образом, дом представлял собой, по воспоминаниям Р.Пири, «нечто вроде бакалейной лавки».

В ходе экспедиции Пири использовал систему вспомогательных отрядов, которые на первом этапе прокладывали путь, создавали продовольственные базы и, выполнив эту роль, возвращались обратно, а главная небольшая партия шла по этому следу, сберегая силы для броска к конечной цели. Пири называл такой способ движения «системой Пири», хотя ее использовал Ф.П. Врангель в первой половине 19 века и многие европейские полярные исследователи, а также жители Крайнего Севера (чукчи, эскимосы).

Во время экспедиции к полюсу экспедиция столкнулась с некоторыми трудностям. Главной трудностью оказалась повышенная смертность собак во второй половине 1908 года (в августе собак было 246, в начале ноября 193, а в конце этого же месяца 160). Падеж собак Р.Пири связывал с недостаточной питательностью корма. Кроме того работу экспедиции осложняли отдельные случаи заболевания гриппом, хотя явление не имело массового характера.

Интенсивноохотиться в течение осени и зимы для обеспечения участников экспедиции свежим мясом.

Иметьсобак больше необходимой нормы, учитывая их убыль в 60%.

Руководительэкспедиции должен пользоваться доверием и быть авторитетом для других участников.

Предварительнодоставить к месту выхода в санный поход достаточное количество снаряжения, чтобы основной отряд смог дойти до полюса и обратно, а вспомогательные - до крайних северных пунктов своего маршрута.

Иметь большой запас саней лучшего типа.

Иметьдостаточное количество подразделений (вспомогательных отрядов), каждый под начальством опытного помощника.

Тщательно испытать все предметы снаряжения и убедиться, что они соответствуют целям, для которых предназначены.

Знать размеры нагрузки, которой можно подвергать каждого человека и собаку без риска для их здоровья.

Возвращаться тем же путем, по которому экспедиция шла на север, экономя силы и время.


Путешествия и открытия! Трудно найти другой сюжет, столь же интересный для людей разных возрастов и разных профессий. Неудивительно, что литература о путешествиях и открытиях насчитывает многие сотни, даже тысячи названий. Их авторы – прежде всего сами путешественники-первооткрыватели – от Геродота и Плиния до Ливингстона, Миклухо-Маклая и Хейердала.

Среди полярных исследователей трудно найти путешественника, которого можно было бы сравнить с американцем Робертом Пири по упорству и настойчивости. Двад­цать три года он затратил на то, чтобы до­стичь Северного полюса. Не раз непреодо­лимые препятствия вынуждали его возвра­щаться. Но он предпринимал все новые и новые попытки, не теряя веры в конечную цель.

"Велика и необычайна притягательная сила Севера! Не раз я, возвращаясь из его бескрайней замерзшей пустыни потрепанный, измученный и разочарованный, иногда покалеченный, говорил себе, что это – мое последнее путешествие туда; я жаждал людского общества, комфорта цивилизации, безмятежности и покоя домашнего очага. Но случалось так, что не проходило и года, как мною вновь овладевало хорошо знакомое мне ощущение беспокойства. Я начинал тосковать по великой белой пустыне, по схваткам со льдами и штормами, по долгой-долгой полярной ночи и долгому полярному дню, по необычным, но верным мне эскимосам, которые много лет были моими друзьями, по молчанию и необъятным просторам великого, белоснежного, одинокого Севера. И я опять раз за разом устремлялся туда, пока наконец не сбылась моя многолетняя мечта".

Летом 1908 года, отправляясь в очеред­ную экспедицию в Арктику на корабле «Рузвельт» Пири заявил, что это будет его последнее путешествие. Прибыв в Арктику, Пири остановился на зимовку на севе­ре Гренландии и ранней весной 1909 года вышел в поход к Северному полюсу.

Экспедиция состояла из нескольких от­рядов, которые передвигались с помощью ездовых собак. Участники строили снеж­ные домики и оставляли на льду склады продовольствия. Последняя партия, которая и вышла к полюсу, была невелика, она состояла всего из 5 человек. Любопытно, что, кроме самого Пири, среди них не было ни одного европейца. Вместе с Пири вышли 4 эскимоса и его постоянный спутник негр Хенсон.

"Мы едва ли добились бы успеха без помощи наших верных эскимосов и, более того, без знания их работоспособности и выносливости, без их доверия ко мне, которому их научило наше многолетнее знакомство. Меня часто спрашивают: «Какую пользу приносят эскимосы миру? Они слишком удалены, чтобы представлять ценность для коммерческого предпринимательства, у них совсем нет честолюбия. Они не имеют ни литературы, ни искусства. Их отношение к жизни определяется инстинктом, как у лисицы или медведя». Но не надо забывать, что эти выносливые и заслуживающие доверия люди еще могут доказать, какую ценность для человечества они представляют. С их помощью мир откроет полюс".

Путешественники быстро передвигались по льду, иногда усаживаясь на нарты, ко­торые везли ездовые собаки. 6 апреля 1909 года эта группа вышла в район Северного полюса. На полюсе Пири пробыл 30 часов, возвращался он по своему старому следу, который еще не успел уничтожить ветер и подвижки льда. Весь путь до полюса и об­ратно занял 53 дня. За это время полярни­ки прошли более полутора тысяч километ­ров.
Очень подробно описывает Роберт Пири повседневную жизнь на корабле, обязанности членов экипажа, особенности быта эскимосов, трудности, которые подстерегали команду на пути к заветной мечте.

"Следующий день, 30 августа, надо полагать, неизгладимо останется в памяти всех членов экспедиции. «Рузвельт» швыряло льдинами так, словно он был футбольным мячом. Игра началась около 4 часов утра. Я прилег у себя в каюте, пытаясь уснуть, – одежду я не снимал вот уже целую неделю. Мой отдых был прерван толчком такой силы, что я даже не успел подумать: «Что-то случилось», как уже лежал на палубе, накрененной на правый борт градусов на 12–15. Я подбежал, вернее сказать вскарабкался, к левому борту и увидел, что произошло. Большое ледяное поле, стремительно дрейфовавшее по течению, словно игрушку, подхватило сидевший на мели 1000-тонный айсберг, к которому мы были пришвартованы, и бросило его на «Рузвельт». Айсберг прошелся вскользь по левому борту, пробил большую дыру в каюте Марвина и налетел на другой айсберг, находившийся как раз за кормой, так что «Рузвельт», словно подмасленный, выскочил из зазора между ними".
Прекрасно отзывается исследователь об эскимосских собаках:
"Прежде чем возобновить свой рассказ о том, как мы поплыли дальше, я хочу сказать несколько слов об эскимосских собаках – этих замечательных созданиях, без которых наша экспедиция не могла бы увенчаться успехом. Это крепкие великолепные животные. Есть собаки крупнее, есть собаки красивее, но я не верю в них. Возможно, и собаки других пород могут работать так же хорошо и совершать такие же быстрые и длинные переходы, когда они досыта накормлены, но нет другой такой собаки на свете, которая могла бы работать столь же долго при низких температурах, практически на голодном пайке. По мнению некоторых ученых, они прямые потомки полярного волка, однако, как правило, они так же привязчивы и послушны хозяину, как наши домашние собаки. Питаются они исключительно мясом. На основании опыта я убедился, что они не выносят никакой другой пищи. Вместо воды они едят снег".
Одним из средств пропитания были моржи, охота на которых была очень опасным делом:

"Моржи относятся к наиболее живописным и сильным животным Крайнего Севера. Более того, охота на моржей – занятие отнюдь не безопасное – составляет важную черту всякой серьезной арктической экспедиции, ибо дает максимум мяса для собак за минимально короткий срок. Вот почему во все мои экспедиции мы охотились на этих гигантов, весящих от 1200 до 3000 фунтов. Охота на этих чудовищ – наиболее волнующий и опасный вид охоты в Арктике. Белого медведя называют тигром Севера; однако из поединка с двумя или даже тремя этими животными человек, вооруженный магазинной винтовкой Винчестера, всегда выходит победителем. И наоборот, поединок со стадом моржей – львов Севера, когда люди сидят в маленьком вельботе, представляет собой самое захватывающее зрелище из всех известных мне за полярным кругом".
Почему же Роберт Пири выбрал именно Северный полюс, откуда это настойчивое желание его покорить?

"Меня часто спрашивали, когда у меня впервые зародилась мысль достичь Северного полюса. На этот вопрос трудно ответить. Я не могу назвать такой-то день или месяц и сказать: «Вот тогда эта мысль впервые пришла мне в голову». Мечта о достижении Северного полюса выкристаллизовывалась исподволь и постепенно в ходе моей более ранней работы, которая не имеет к ней отношения. Я начал интересоваться Арктикой с 1885 года – тогда я был молодым человеком, и мое воображение поразили отчеты Норденшельда об исследованиях во внутренних районах Гренландии. Я так увлекся этими работами, что летом следующего года совершенно один предпринял путешествие по Гренландии. Быть может, где-то в тайниках сознания у меня уже тогда родилась надежда, что когда-нибудь я смогу достичь самого полюса.
Несомненно, именно тогда я поддался соблазну Севера или так называемой «арктической лихорадке», и мною овладело какое-то чувство фатальности, ощущение того, что смысл и цель моего существования – разгадать тайну замерзших твердынь Арктики".

Кто же такой Роберт Пири? Биография этого человека - увлекательное чтение. Талантливый инженер и арктический исследователь, он стал первым, кто смог достичь самой северной точки Земли. На его счету немало географических открытий и научных трудов, но в истории он навсегда останется покорителем Северного полюса.

Детство и юные годы

6 мая 1856 года в обеспеченной американской семье Пири родился ребенок. Мальчика назвали Робертом Эдвином, он был единственным сыном Чарльза Наттера Пири, известного в округе производителя бочек.

Ранние годы омрачила скоропостижная смерть отца: тот умер от воспаления легких, когда Роберту не было и 3 лет. Старший Пири оставил своей осиротевшей семье неплохое по тем временам наследство в 12 тысяч долларов, так что после его кончины вдова и ребенок особо не бедствовали.

В скором времени мать Роберта решила переехать из родного городка Крессон (штат Пенсильвания) поближе к родственникам в Мэн, там и прошло его детство и юность.

Волевой характер, активность, тяга к книгам и естественным наукам проявились у него уже в школьные годы: Роберт Пири считался и одним из первых драчунов, и при этом весьма прилежным и успевающим учеником.

Получив среднее образование, юный Пири продолжил обучение в Боудинском колледже, где с легкостью освоил профессию гражданского инженера.

Служба и поиск себя

Как и многие великие люди, молодой Роберт Пири терзался выбором жизненного пути и мечтами о будущих свершениях. Спокойная размеренная жизнь заурядного инженера его не прельщала.

Чувствуя глубокую неудовлетворенность, он надолго впал в депрессию, о чем свидетельствуют записи в его дневнике и переписка со школьной подругой, первой любовью Роберта.

После колледжа он вместе с матерью поселился в городке Фрайберг, где работал землемером. Там же он обручился с некой Лорой Хармон, но до свадьбы дело так и не дошло. Душевные искания по-прежнему не давали покоя, молодой специалист пробовал себя в картографии, но, проработав 1,5 года в Береговой и геодезической службе США, все-таки подал в отставку.

Надеясь на более интересную работу, Роберт Пири начал карьеру в ВМФ США. Сдав необходимые экзамены, он получил звание лейтенанта и место в Корпусе гражданских инженеров.

Его деятельность в тот период была напрямую связана с полученной в колледже специальностью: Пири принимал участие в строительстве пристани в Ки-Уэст (1882 г.), работал в Никарагуа в качестве заместителя главного инженера при разведке маршрута трансокеанского канала (1884 г.).

Полярник - это призвание

Покупка книги о полярной экспедиции известного американского путешественника Илайши Кейна перевернула всю жизнь, казалось бы, успешного военного инженера. Письма к матери и дневники его были пропитаны идеями о том, как увековечить собственное имя, и о выбранном способе достижения этой цели - новых экспедициях на Север и, конечно, о будущих открытиях.

Первая экспедиция

«Заболев» Арктикой окончательно и бесповоротно, Пири оформляет положенный ему отпуск и отправляется в Гренландию, не имея при этом какой-то определенной цели и маршрута. Его мать выступила одним из спонсоров экспедиции, выделив сыну сумму в 500 долларов, которой хватило на плавание до города Кекертарсуака в заливе Диско.

Компанию Роберту Пири решил составить вице-губернатор небольшого поселения Ритенбенк - Кристиан Майгор.

28 июня 1886 года они выступили вглубь острова на двух санях в сопровождении 8 местных эскимосов. Погода выдалась на редкость теплой, если так можно сказать о северном лете: мокрый снег и штормовой ветер препятствовали путешествию по суровой гренландской земле. В общей сложности Пири и Майгор прошли около 160 км и повернули обратно, поскольку провизии оставалось лишь на 6 суток. Обратный путь при попутном ветре они преодолели вдвое быстрее.

Первый арктический опыт, каким бы трудным он ни был, только утвердил Роберта Пири в правильности выбранного пути.

За свою жизнь этот неутомимый американец осуществил 8 экспедиций в Гренландию. Он сделал много потрясающих открытий и не раз был на краю гибели. Впервые посетив Арктику, он умудрился провалиться в ледяную расщелину и чудом выжил, зацепившись за край саней.

Во время своей второй экспедиции по северо-восточной Гренландии (1891-1892 гг.) он преодолел расстояние в 2100 км на нартах. Результатом этого санного похода стало открытие им новых земель Мелвилла и Хейлприна. Тогда же Роберт Пири поведал миру о том, что Гренландия - на самом деле остров.

Одно из полярных путешествий (1894 г.) было посвящено мысу Йорк, где команда исследователей занималась поиском железных метеоритов. Интересен тот факт, что дорогу к месту падения Пири показал один из эскимосов взамен на револьвер.

Самый большой из обломков весил почти 31 тонну и был наречен Анигито. Странным названием метеорит обязан маленькой дочке Пири - Мэри, которой доверили разбить о космическую глыбу бутылку вина, когда погрузили ее на корабль. На радостях девочка выкрикнула ничего незначащий набор букв, который впоследствии и стал именем находки.

Северный полюс покорен!

Географические открытия, исследования ледников, научные труды - всего этого было мало. Самое главное, о чем всю жизнь мечтал Роберт Пири, - Северный полюс. Заповедный и жестокий край, доселе никем не покоренный.

Попыток достичь полюса было три, и только последняя увенчалась успехом. Ее спонсировали ВМС США, а в плавание Пири провожал его близкий друг - Теодор Рузвельт. Стоит отметить, что на тот момент начальнику экспедиции было уже за 50.

6 июня 1908 года судно «Рузвельт» покинуло доки Нью-Йорка и отправилось на север. По пути к заветной цели Пири делал остановки: запасался провизией, брал на борт ездовых собак и охотно присоединявшихся к экспедиции эскимосов.

1 марта 1909 года, оставив корабль у мыса Колумбия, Пири с командой из 24 человек пошел к Северному полюсу на собаках. Долгий путь во льдах, вопреки обжигающему ветру и морозу в -50 °С, достоин отдельной книги. Многие собаки погибли, многие люди отчаялись.

Последний, финальный переход Пири осуществил в компании своего верного помощника Мэтью Хенсона и 4 эскимосов. 6 апреля 1909 года, определив свое точное местоположение, полярники поняли, что достигли цели.

Какие эмоции при этом может испытывать человек? Они сравнимы разве что с волнением матери, только что родившей на свет здорового ребенка, или с радостью солдат, которым сообщили о победе и скором возвращении домой.

Пири и пятеро его людей пробыли на полюсе около 30 часов. Уходя, они установили флаг США и сделали памятное фото.

Споры о первенстве

Уже на обратном пути стало известно, что на звание покорителя Северного полюса претендует не только Роберт Пири, что он открыл его вторым, на год позже, чем Фредерик Кук.

Они были знакомы еще со времен второй экспедиции Пири, в которой его оппонент участвовал в роли врача.

Весомых и неоспоримых доказательств у Кука не нашлось, и спор о Северном полюсе он проиграл. Пири же был удостоен золотой медали, индивидуальной пенсии в размере 5625 долларов, а также звания контр-адмирала.

Семья, дети, потомки

На протяжении долгих лет рядом с великим полярным исследователем была его верная жена - Джозефина (в девичестве Дибич). Он познакомился с ней еще в 1882 году, в Вашингтоне, на уроке танцев. Юной леди тогда было всего 19 лет. Поженились они спустя 6 лет после знакомства - в 1888 году.

Дочь у четы Пири родилась в суровых условиях одной из экспедиций. Эскимосы, входившие в ее состав, называли малышку «снежное дитя» за невиданный на севере фарфоровый оттенок кожи. Вторая дочь, Френсин, рожденная на материке, скончалась в возрасте 7 месяцев от кишечной инфекции. У Роберта и Джозефины был также сын, названный в точности как отец.

Пири нельзя было назвать образцовым мужем: будучи в очередном северном походе, он два года жил с местной эскимоской с труднопроизносимым именем Аллакасингва. У них был общий ребенок, потомки которого до сих пор проживают в Гренландии.

Роберт Пири умер в 1920 году от лейкоза, Джозефина пережила его на целых 35 лет.

Образованный, обеспеченный человек с хорошим жалованием, он мог бы вести праздную и никчемную жизнь, его имя в этом случае после смерти помнил бы разве что смотритель кладбища, на котором он похоронен.

Но не таков был Роберт Пири. Фото его северных странствий, записи в дневниках и рассказы соратников еще раз подтверждают, что для человека нет ничего невозможного. Ценой неимоверных усилий и большой силы воли он твердым почерком вписал свое имя в анналы истории, как человек, чья нога первой оставила след на северном полюсе Земли.

Loading...Loading...