Определения могут быть однородными или неоднородными и, следовательно, разделяться или не разделяться запятой в зависимости от их семантики, места расположения и способа выражения.
Определения могут быть согласованными (выраженными прилагательными и причастиями) или несогласованными (выраженными предложно-падежными формами существительных).
1. Не являются однородными определения - прилагательные, обозначающие разные признаки предмета: Большие стеклянные двери были распахнуты настежь (Кав.) - обозначение размера и материала; Бывшая елисеевская столовая была отделана фресками (Кав.) - обозначение временного признака и признака принадлежности; Толстая черновая тетрадь, в которую я записывал планы и черновые наброски, была уложена на дно чемодана (Кав.) - обозначение размера и предназначения; В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком (Кав.) - обозначение цвета и предназначения; Леса, наискось освещенные солнцем, казались ему грудами легкой медной руды (Пауст.) - обозначение веса и материала.
2. Определения, обозначающие признаки одинаковые, но относящиеся к разным предметам, являются однородными: Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (Кав.).
3. Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, т.е. характеризуют предмет с одной стороны: В зеркале появился самоуверенный, самодовольный мальчик (Кав.); Это был скучный, утомительный день (Кав.); Лена устроила ее в просторной, пустой комнате (Кав.); Зима сперва раскачивалась нехотя, как в прошлом году, потом ворвалась неожиданно с резким, холодным ветром (Кав.). Схожесть признаков может проявиться на основе некоторого обобщения значений, например по линии оценочности: И в эту минуту сдержанный, мягкий, вежливый Зощенко вдруг сказал мне с раздражением: - Нельзя лезть в литературу, толкаясь локтями (Кав.).
Условия контекста могут сблизить определения на основе единства ощущений, передаваемых ими (осязания, вкуса и т.д.): В ясное, теплое утро, в конце мая, в Обручаново к здешнему кузнецу Родиону Петрову привели перековать двух лошадей (Ч.); Блаженством была прохладная, свежая, вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч, блаженством был чистый, громадный, беспредельно раскинувшийся подо мной воздух, которым я свободно и глубоко дышал (Кав.).
Возможность вхождения в синонимические отношения особенно обнаруживается у художественных определений, когда то или иное прилагательное употребляется не в прямом значении: Был май, - славный, веселый май! (М. Г.); Вдали он уже вырос в сплошной, широкий звук, похожий на трение громадной щеткой по сухой земле (М. Г.); Я пожал протянутую мне большую, черствую руку (Ш.). Синонимичность, однородность определений подчеркивается присоединением одного из них сочинительным союзом и: В них [песнях] преобладали тяжелые, унылые и безнадежные ноты (М. Г.); Такой мизерный, серенький и лживый чиж! (М. Г.); Утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям (М. Г.); Тяжелая, изорванная и лохматая туча закрыла луну (М. Г.).
4. Определения-прилагательные могут сочетаться с определениями-причастиями или причастными оборотами.
Постановка запятой зависит в этом случае от местоположения причастного оборота. Если причастный оборот стоит на втором месте (разрывает связь прилагательного и существительного), то между определениями ставится запятая: Роща слушала и ощущала нечто хорошее и сильное, это ощущение наполняло ее теплом и светом, и даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях (М. Г.); Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины (Ш.); Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхой пойме разлилась на целый километр (Ш.); На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою (Ш.); За шеренгой лакированных, плотно задвинутых дверей спали пассажиры (Паст.). (Ср. иное расположение определений: серыми лишаями покрытые старые ветви; поседевшие за годы войны пожилые мужчины; местами пересыхающая летом небольшая речушка; поросшая ольхой заболоченная пойма; видавший виды старенький «виллис»; плотно задвинутых лакированных дверей). При сочетании обеих позиций (трех определений) соответственно и расставляются знаки: Через минуту он уже тонул в байковых, отдававших йодоформом зятниных объятиях (Паст.).Таким образом, причастный оборот, стоящий перед определением-прилагательным, относится к следующему затем сочетанию определения прилагательного и определяемого слова: Мягкие рессоры глушили вагон. Он походил на великолепно взбитую чугунную перину (Паст.).
Если причастный оборот приобретает уточнительный оттенок значения, он, располагаясь между определением-прилагательным и определяемым словом, обособляется: Было по-хорошему грустно в этом предзимнем, уже тронутом поздней осенью, маленьком саду.
5. Как правило, в качестве неоднородных выступают определения, выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательных (они и обозначают разные признаки): За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд (Бун.); Как неоднородные могут быть восприняты и определения, выраженные качественными прилагательными разных семантических классов: Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Г.).
6. Определения, располагающиеся после определяемого слова, независимо от их значения, выступают в качестве однородных: в постпозиции каждое из определений снабжается самостоятельным логическим ударением: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.). Кроме того, если данные определения не тесно связаны по смыслу с определяемым словом, то они одновременно становятся и обособленными, о чем свидетельствует естественная пауза после определяемого слова, которое в таком случае становится ударным: Блестел на солнце пруд, мелкий, глинистый; На землю стали падать капли, холодные, крупные; Построили дом, красивый, двухэтажный; По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.
Определения-прилагательные в сочетаниях терминологических не разъединяются запятой даже в постпозиции: Астра ранняя махровая.
7. Однородность проявляется и при наличии несогласованных определений после согласованных: Между тем в приземистой, с коричневыми стенами зимовке Клюшиных действительно горела пока слегка увернутая семилинейная лампа (Бел.).
8. От однородных определений отличаются по своему значению определения, связанные пояснительными отношениями. Они также разделяются запятыми, но на ином основании - второе из них раскрывает содержание первого. Например: Он... осторожно ступал по блистающей проволоке с новым, свежим чувством восторга (Д. Г.) - здесь новый «свежий»; без запятой, т.е. при снятии пояснительных отношений, окажется иной смысл; были уже «свежие восторги» и появился новый (логическое ударение одно: новый свежий восторг, но: новый, свежий восторг); - Приюти сиротку, - вступил третий, новый голос (М. Г.) - определение новый поясняет определение третий. Ср. еще: В городе выстроили новые каменные дома (были старые каменные дома). - Выстроили новые, каменные дома (были не каменные). - Выстроили дома новые, каменные.
9. Однородными оказываются определения, соединенные парными союзами: Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг).
10. Перечисляющиеся несогласованные определения всегда однородны: Затем перед прокуратором предстал стройный, светлобородый красавец со сверкающими на груди львиными мордами, с орлиными перьями на гребне шлема, с золотыми бляшками на портупее меча, в зашнурованной до колен обуви на тройной подошве, в наброшенном на левов плечо багряном плаще (Булг).
Упражнение 22. Найдите определения. Однородны они или неоднородны? Обратите внимание на синтаксические и семантические связи определений с определяемыми словами.
1. Как люблю я этот легкий и свежий утренний час, когда люди еще спят, а земля уже пробуждается! (Бун.). 2. Он ненавидел серую, скудную жизнь (Бун.). 3. К своим собственным литературным успехам он относился с затаенной горечью (Бун.). 4. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко (Бун.). 5. А помните, мы с вами выдумывали рассказ: жара, степь за Харьковом, идет длиннейший почтовый поезд (Бун.). 6. Был жаркий и сонный степной день, с тусклым блеском неба, с горячим южным ветром (Бун.). 7. Открывается маленькая дверка и из-за нее быстро, с неуклюжей ловкостью выдергивает ноги, выныривает, - ибо за этой дверкой было две-три ступеньки в коридор, - кто-то большой, седобородый, слегка как будто кривобокий, в широкой, мешковато сшитой блузе из серой бумазеи (Бун.). 8. Мы сидели возле маленького столика. Довольно высокая старинная фаянсовая лампа мягко горела под розовым абажуром. Лицо его было за лампой, в легкой тени, я видел только очень мягкую серую материю его блузы да его крупную руку, к которой мне хотелось припасть с восторженной, истинно сыновней нежностью, да слышал его старческий, слегка альтовый голос с характерным звуком несколько выдающейся челюсти (Бун.). 9. Там, куда попадала капля, вздымался маленький пыльный дымок (М. Г.). 10. На нее падали с потревоженных веток холодные крупные капли, и от них было холодно (М. Г.). 11. Как и раньше, они были обвиты темной зеленью плюща; ярко блестели белые душистые жасмины и желтые азалии на этой бархатной зелени и дышали густым ароматом в открытые окна дворца (М. Г.). 12. Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вся вспыхивая синим огнем, то погружаясь в холодный, тяжелый и тесный мрак, странно суживавший ее (М. Г.). 13. За окнами Лувра в сизом, белесоватом тумане серела парижская зима (Пауст.). 14. В синем дыму и жарком солнце разворачивались знаменитые севастопольские бухты (Пауст.). 15. На каждом семинаре была своя, особенная атмосфера (Кав.). 16. Совсем другая, свободная, радужно-легкая атмосфера была на семинаре, который вел Борис Михайлович Эйхенбаум (Кав.). 17. Нет у природы более талантливых и менее талантливых произведений, делить на те и другие их можно только с нашей, человеческой точки зрения (Сол.).
Упражнение 23. Расставьте недостающие знаки препинания. Проанализируйте сочетание определений. Однородные они или неоднородные? Обоснуйте свое мнение.
1. Из деревни, стоявшей высоко на крутом берегу, был виден его [моста] решетчатый остов, и в туманную погоду и в тихие зимние дни, когда его тонкие железные стропила и все леса кругом были покрыты инеем, он представлял живописную и даже фантастическую картину (Ч.). 2. Лунный морозный вечер. Добежал, стою и едва перевожу дыхание. Кругом глушь и тишина, пустой лунный переулок... Еще левее, за домом, сад, и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звезды (Бун.). 3. В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, симфония Чайковского (Пауст.). 4. Стены старинных круглых фортов были наискось разрезаны тенью и солнцем (Пауст.). 5. Голубые военные корабли крепче швартовались к красным плавучим бочкам (Пауст.). 6. Дважды на Саню дохнуло звучанием исполински-глубокой затаенной тоски, и почудилось ему, что невольно он отшатнулся и подался вослед этому возвеченному, невесть как донесшемуся зову - отшатнулся и тут же подался вослед, словно что-то вошло в него и что-то из него вышло, но вошло и вышло, чтобы, поменявшись местами, сообщаться затем без помехи (Расп.). 7. В серых и вялых утренних сумерках, когда не свет, не тень, толпа действительно казалась огромной (Расп.). 8. Поезд шел медленно и неровно, поддерживая старый скрипящий вагон, выслуживший пять сроков, какого на сквозных линиях давно не встретишь. И только здесь они все еще служат, удивляя заезжего человека грубым, на теперешний взгляд, затрапезным видом: тяжелые деревянные полки, маленькие подслеповатые, как в зимовье, окна в рамах, узкие проходы с торчащими углами (Расп.). 9. Дед Санаев переступает с ноги на ногу, размазывая сухими лаптями грязь по желтому крашеному полу (Лип.). 10. Потом он долго пропадал, искал какую-то страну Беловодье, где будто вечно весна и вечно райские птицы поют, где текут белые молочные реки (Лип.). 11. Тяжелая отсыревшая стена сосняка не шевелится, безмолвствует (Лип.). 12. Южные залетные ветры тревожат Виктора и Бориса -ветры принеслись из другого непохожего мира (Лип.). 13. Из школьной спортивной секции принесли на производство особый спортивный дух, дружбу, проверенную на лыжной дорожке и дистанции барьерного бега (Лип.). 14. Сырые отяжелевшие ветки мягко прикасаются к лицу (Лип.). 15. Дорога по кедровнику хороша, но скоро, километра через четыре, начнется голое продутое ветрами пространство (Лип). 16. Они идут по бесконечной лунной дорожке (Лип.). 17. В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота - самая чистая и звонкая (Гейч.). 18. Но особенно ясно становится, какая великая духовная сила скрыта в истинном поэтическом слове, в те дни, когда на страну и народ обрушивается большая беда (Гейч.).
Упражнение 24. Объясните, почему в одних случаях между выделенными определениями ставится запятая, а в других - не ставится.
1. Под мерный стук часов муж мерно ходил из комнаты в комнату, равнодушно поджидая закладчиков, то слезливых, то не в меру развязных, и с загадочной усмешкой поглядывал в кабинет на железный несгораемый шкап с большими железными шишками на скрепах, похожими на большие глаза. Но порою наступала полная тишина; он останавливал часы, садился за громадное старинное бюро - и слышался в доме только неторопливый и прилежный скрип гусиного пера (Бун.). 2. Он был среднего роста, но худ и бледен, - не от природы, как Петр Иваныч, а от беспрерывных душевных волнений; волосы не росли, как у того, густым лесом по голове и по щекам, но спускались по вискам и по затылку длинными, слабыми, но чрезвычайно мягкими, шелковистыми прядями светлого цвета, с прекрасным отливом (М. Г.). 3. В небе мчались бурные весенние облака, и старый, монотонный, как древняя легенда, ропот мельницы будил жидкое эхо соснового перелеска (Грин). 4. Тяжелые водяные капли часто хлопали, падая в рытвины, наполненные водой (Грин.). 5. Бесформенные длинные тени скрещивались на белом песке (Грин.). 6. Дюк удалился к себе в маленькую пустую комнату с нарочито грубой деревянной мебелью - Варнава предоставил ему, а в другой продолжал жить сам (Грин.). 7. Маргарите казалось, что даже массивные мраморные, мозаичные и хрустальные полы в этом диковинном зале ритмично пульсируют (Булг.). 8. Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена (Булг.). 9. В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся (Булг.). 10. В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз (Булг.). 11. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.).
Система упражнений по теме
«Однородные и неоднородные определения»
Наибольшую трудность в предложениях с однородными членами вызывает пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Чтобы решить, ставить или не ставить запятую между двумя определениями, следует прежде всего установить, однородные они или нет. Казалось бы, всё просто: между однородными определениями запятая ставится, между неоднородными – не ставится. Сложность заключается в то, что учащиеся часто не могут определить, какие определения однородные, какие неоднородные. Несколько определений, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, могут быть неоднородными.
Сравним: Огромный небесный свод висит над широкой, тёмной лощиной. – Огромный небесный свод висит над широкой тёмной лощиной. Это определения-синонимы, различающиеся тем, что в первом из них определения широкой и тёмной
самостоятельно характеризуют слово лощина
, а во втором предложении определение широкой
характеризует словосочетание тёмной лощиной
. Грамматическим средством различения тонкости смысла данных предложений служит только интонация: постановка логических ударений на каждом определении или только на одном.
Предлагаю систему упражнений для закрепления этой трудной темы.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Почему в данных предложениях постановка запятых между однородными членами обязательна?
Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. Мы запили прозрачный, тёплый мёд ключевой водой и заснули. Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги. Мой брат умный, честный, смелый. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.
Обращаем внимание учащихся на то, что если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Найти однородные определения и установить, что они обозначают.
1.Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. 2.Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло. 3.В поленнице были сложены берёзовые, сосновые, осиновые дрова. 4.Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин. 5.Она полулежала в красивой, изящной позе.
(1 – цвет, 2,3 – материал, 4,5 – качество)
Примечание.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, первое из которых относится ко всему последующему сочетанию, а не непосредственно к существительному:
мельхиоровые чайные ложки (материал и назначение), маленькие золотые огоньки (цвет и назначение), маленькие карие глазки (размер и цвет).
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Найти в данных предложениях определения и доказать, что они неоднородные.
На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество). Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество). Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца (цвет и материал). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал). У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей (возраст и качество). Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер). Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).
Примечание.
Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.
Сравним: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.
Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.
В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.
Например:
Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Найти однородные и неоднородные определения. Объяснить их значения и расстановку знаков препинания.
Ночь была нежная, тёплая. У него была добрая, широкая, мягкая улыбка. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы. В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом. Она смотрела на него своим бархатным, чёрным взглядом. Мне представили этого молодого тёмноволосого юношу. Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух. Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.
Примечание.
Обычно в роли однородных определений выступают одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространённое определение или причастный оборот.
Например: Весёлый, сложившийся без нас вечер был в разгаре.
При обратном порядке определений, то есть если распространённое определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.
Сравним: Сложившийся без нас весёлый вечер был в разгаре.
ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.Перестроить предложения так, чтобы между определениями ставилась запятая.
В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек. В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому. Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. В кухне стоял крытый клеёнкой деревянный стол. Плотно стоящие тёмные ели отражались в воде. Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки. На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь. У него был хорошо отработанный быстрый шаг.
2.Распространить предложения однородными определениями.
Все реки запрудил……………………..лёд. (Мелкий, сплошной).
…………….тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжёлые, холодные)
И всё это говорилось с…………………….улыбкой. (Умной, доброй).
В шагах ста от холма зеленела………………..осока. (Густая, пышная).
Хороша была………………….берёзка. (Развесистая, белоствольная).
На станции зажглись…………. и ………….огоньки. (Белые, красные и зелёные).
3.Распространить предложения неоднородными определениями.
Под одним из клёнов стояла ветхая скамья на заржавленных………лапах (чугунных). Запущенный……парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый). Осенью часто налетают порывистые……..ветры (холодные). Ксёндз носил чёрное………..пальто (длиннополое). Сутулый человек был одет в серый……….костюм (тонкий). Он поднялся по витой………лестнице (железной). Мы напились холодной……..воды (вкусной). Книга обладает колоссальной…………силой (притягательной). Большая…………тень виднелась рядом с домом (чёрная). Этот человек ходил всё лето в желтоватом………..кафтане немецкого покроя (полотняном).
ТЕСТ. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Отметить номера предложений, где ставится запятая.
1.У всех было бодрое радостное настроение.
2.Старинные каменные стены окружали крепость.
3.Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.
4.Он любил сильное решительное слово.
5.Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой.
6.Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.
7.Случались весёлые грустные смешные дела.
8.Получалось нечто жуткое путаное и резкое.
9.Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в тёмную сплошную массу.
10.Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.
11.Прямые стройные кипарисы окружали дом.
12.Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.
13.С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.
14.Крепость была погружена в привычный мирный сон.
15.Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.
16.Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.
17.Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.
18.Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.
19.Туда вела единственная песчаная дорога.
20.Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.
21.казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.
22.На хуторском глухом подворье стояла кузница.
23.Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.
24.Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.
25.Перед ним расстилалась пенистая морская даль.
26.Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.
27.В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
28.Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
29.Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.
30.Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.
Ключ к тесту:
1,3,4,6,7,8,9.10,11,18,21,24,29,30
Латыпова Римма Закировна, учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа 30».
403. Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них. Начертите схемы 2-го и 4-го предложений.
1) Осень предупреждала о своём приходе то сухим листком, невзначай забытым на скамейке, то маленькой зелёной гусеницей, спускавшейся на паутине мне прямо на голову. (Пауст.) 2) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. (Н. О.) 3) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев. (Пауст.) 4) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.
§ 72. Знаки препинания между однородными членами
Употребление запятой
Запятая ставится |
Занятия не ставится |
1. Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. (Кор.) |
1. Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да (-и), или. либо):1) Лодка качну лась, поднялась и исчезла. (Кор.); 2) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (Кр.) |
2. Между однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и... и. ни... ни, да... да, или... или. либо... либо, то... то, не то... не то):
1) И берег, и море молчали. (Кор.); 2) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас. (Л.)
|
2. Внутри групп однородных членов, соединенных попарно: Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи. |
3. Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (=но): 1) Он [ребёнок] был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.); 2) Поворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.) |
3. В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью. ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. (П.);
2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.(Г.)
|
4. Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как ... так и. не только ... но и): Пушкин создал замечательные реалистические произведения как (не только) в стихах, так и (но и) в прозе. |
|
Примечания:
1. Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.)
2. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз (и. да. или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым и (да. или): Татьяна верила преданьям простонародной старины. и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.)
|
Употребление двоеточия и тире
Двоеточие ставится |
Тире ставится |
1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.)
Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то„ а именно. вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или пводпых слов: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. (Акс.)
|
1. После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стулья - всё было самого тя желого и беспокойного свойства. (Г.) |
2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет:
1) работу ревизионной комиссии одобрить:
2) вынести благодарность членам комиссии.
|
2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами: Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки. (Ч.) |
404. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.
I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё... (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Арс.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Арс.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.)
II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гостиную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ.) 4) Белое даже бледное лицо тёмные волосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблюдается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских докладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. (Шол.) 7) Пушкиногорье... Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)
405. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.
1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся прости.
(А. Пушкин)
406. Спишите, заменяя повторяющийся или одиночный союз и союзом как... так и или не только... но и .
1) Наша школьная команда завоевала первенство и по шахматам, и по шашкам. 2) Новые рекорды были установлены и по прыжкам в длину, и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены и по лёгкой атлетике, и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали и юноши, и девушки. 5) Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска продукции, и в снижении себестоимости.
407. Спишите, расставляя знаки препинания. Однородные члены подчеркните одной чертой, обобщающие слова - двумя, союзы между однородными членами - волнистой линией.
1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже но зато распространяется в толщину. (Г.) 2) На полках по углам стояли кувшины бутылки и фля..ки зелёного и синего стекла разные серебряные кубки позолоче..ые чарки всякой работы венецианской турецкой черке..кой. (Г.) 3) Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и преклонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Г.) 4) Нагнулся старый ат..ман и стал от..скивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн..цу на морях и на суше и в походах и дома. (Г.) 5) Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величестве..ы но немногосложны. (Г.) 6) Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 7) Он не чувствовал ни рук ни ног. 8) Какой-то дымчато-голубой серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.) 9) Радость жизни во всём я ловлю в звёздном небе в цветах в ароматах. (Бун.) 10) Тихий сумеречный час шорох деревьев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным образом. (Кор.) 11) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Акс.) 12) Оба и мать и сын так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.) 13) Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. (Стан.) 14) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)
408. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите средства связи предложений в тексте.
Глубина пост..жения человеческой души афористичность стиля изящество и пластичность всё это относится и к прозе Ахматовой заметкам очеркам дневниковым записям сери., статей о Пушкине размышлениям о поэтах (современниках) наблюдениям над природой поэтического творчества. Всё это имеет самостоятельное значение и читает(?)ся с таким же интересом как и поэтические произведения сост..вляя с ними одно целое. И убеждаеш(?)ся за всем к чему пр..к..салась рука Ахматовой стоит её лич(?)ность исполне..ая величия женстве..ости мужества красоты. (По Л. Озерову)
409. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Прочитайте последнее предложение. Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.
Долго существовало мнение о камерности поэзи.. Ахматовой, об её интимност.. об ограниче..ости её мира который называли «комнатным». По правде говоря сама А. Ахматова д..вала повод для такого рода суждений
Ахматова полемически отделяла от себя «голос человека» и тем самым возводила на себя напрасл..ну. Зря! С годами «голос человека» и человечества звучал в её поэзи.. всё более внятно всё более уб..дительно. Она слышала всё голос п..чали радости тревоги заботы раздумья скорби. Голос самой души человеческой.
И после революци.. она не отк..залась от круга своих образов природа любовь бытие смерть культура. Но под ними в основани.. их уже находилась жизнь нашего общества и мира в целом. Личность поэта пож..лавшего рассказать всему миру о своём потр..сё..ом сердце о своей влюблё..ости обр..тает характер всеобщност.. и исторической зн..чительности если перед нами действительно поэт... Лирика большой личности всегда - рано или поз(?)но - пр..обр..тает характер всеобщности. (По Л. Озерову)
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Было особенно тихо и немноголюдно и лишь изредка доносились до слуха детский смех или лай собаки.
2) Мне тяжело вспоминать своё прошлое и Петербург и свою любовь.
3) У Ивана Степановича внезапно ярко заблестели глаза и лицо покрылось нездоровым румянцем.
4) И вот уже и трепещут и горят забрызганные росой ветки стройных деревьев.
5) Там и сям дрожат и колышутся отражения звёзд и прибрежных камней.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
1) Было особенно тихо и немноголюдно, и лишь изредка доносились до слуха детский смех или лай собаки. (ССП)
2)Мне тяжело вспоминать своё прошлое, и Петербург, и свою любовь. (Запятые при повторяющемся союзе И при однородных дополнениях).
3) У Ивана Степановича внезапно ярко заблестели глаза и лицо покрылось нездоровым румянцем. (Предложение сложносочиненное; у частей есть общий второстепенный член «У Ивана Степановича», поэтому запятая не ставится.
4)И вот уже и трепещут, и горят забрызганные росой ветки стройных деревьев. (Запятая нужна, так как союз И повторяющийся при однородных сказуемых).
5)Там и сям дрожат и колышутся отражения звёзд и прибрежных камней. (Запятые не нужны, так как союз И одиночный при однородных обстоятельствах, при однородных сказуемых, при однородных дополнениях).
Правильный ответ указан под номером 1 и 4.
Ответ: 14|41
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Как правило, однородные члены предложения (далее ОЧП), имеют следующие признаки, по которым их достаточно легко выявить. Во-первых, все они относятся к одному члену предложения, во-вторых, они совершенно равноправны между собой, в-третьих, как правило, они выражены одинаковыми частями речи.
В предложении однородные члены выполняют одинаковую синтаксическую функцию, а на письме в основном выделяются запятыми.
Постановка запятых при однородных членах предложения подчиняется следующим правилам:
1. Если однородные члены не соединены между собой союзами , между ними следует ставить запятую. Например:
- Отовсюду доносились веселые голоса, радостные песни, шутки.
- В ее доме всегда было уютно, красиво, светло и сытно.
- Мужчина с удивлением смотрел на сухие корки, ржавые гвозди, обрывки каких-то бумаг, комья слежавшейся грязи, в беспорядке валявшиеся под его ногами.
Примечание 1. Два и более прилагательных могут считаться однородными только в том случае, если между существительным и каждым из этих прилагательных одинаковые синтаксические и смысловые связи. Например:
- На хмурых, корявых деревьях тут и там виднелись вороньи гнезда.
- А я ведь надеялась на то, что все станет лучше, счастливее, веселее.
Однако если первое прилагательное относится непосредственно ко всему словосочетанию, а не только к существительному, в таком случае это не ОЧП. Например:
- Громко прогудев, мимо промчался тяжелый товарный поезд.
- Впереди виднелась зеленая березовая роща.
Примечание 2. Два глагола, следующие друг за другом, но по смыслу образующие единое целое, тоже не являются ОЧП. Например:
- Сядем поговорим, пойду погляжу, давай начинай и т.д.
2. Если ОЧП соединяются посредством противительных союзов «но», «а», «зато», «да» (= «но»), «хотя», то между ними ставится запятая. Например:
- Не любовь, а ненависть он испытывал в этот миг.
- Он высказывался редко, но метко.
- На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов).
3. Если в предложении ОЧП используются с парными союзами «хоть (хотя) - но (а)», «столько же (столь же) - сколько (сколь)», «не столько (не столь) - сколько (сколь)», «как - так и», «не только - но и», «если не - то», то между ними ставится запятая. Например:
- Я доволен не столько твоей работой, сколько подходом к делу.
- Не только муравьи, но и пчелы по сути своей являются общественными насекомыми.
- А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими грызться рад (Крылов).
- Этот зверь с виду грозен, но безопасен.
4. Если в предложении ОСП используются с повторяющимися союзами «и…и», «да…да», «то…то», «ли-ли», «или-или» и т. п., то между ними ставится запятая. Например:
- И клены, и осины, и молоденькие березки росли в этом чудесном месте.
- В хате свет то гас, то вспыхивал снова.
- Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (Пушкин).
Примечание 1. Если этими союзами соединены взаимоисключающие друг друга понятия, ставшие уже устойчивыми единицами, то запятая не ставится. Например:
- ни то ни сё, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.
Примечание 2. Если ОЧП представляют собой смысловое единство и соединены при помощи повторяющихся союзов, то запятые между ними не ставятся. Например:
- Были и лето и осень дождливы (Жуковский).
- И кошка и собака его любили.
5. Если только несколько ОЧП имеют перед собой повторяющиеся союзы , запятая между ними все равно ставится. Например:
- Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (Пушкин).
- Я встретил другую девушку более красивую и веселую, и легкую, и умную.
Если ОЧП распадаются на несколько парных групп, то запятые ставятся только между этими группами, например:
- Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский).
- Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати, с умыслом и без умысла, искусно и неискусно (Писарев).
- Я плакала и кричала, страдала и мучилась, звала и тосковала – он не вернулся больше.