Адаптивная реакция на стресс. Адаптивные и повреждающие эффекты стресс-реакции. Какие существуют типы стресса

Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС)

Общий адаптационный синдром - совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, возникающих на фоне действия стрессорных раздражителей, характеризуется фазными изменениями гормонального баланса, соответствующими метаболическими и функциональными сдвигами, направленными на адаптацию организма к действию раздражителя.

Под стрессом принято понимать неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Гансом Селье. Любое условие может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - «вот это и есть стресс», потому что этот термин в равной мере относится ко всем другим. Факторы, вызывающие стресс, получившие название стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности биологическую реакцию стресса, т.е. ответ организма на вопрос внешней среды.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2-х событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие, т.е. неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - могут быть одинаковым.

Организм противопоставляет воздействиям среды прежде всего свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название - общий адаптационный синдром (ОАС).

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Гомеостаз - это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, организм начинает болеть. Причем болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное состояние организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального, т.е. проявляться в виде заболевания. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Но следует отметить, что у человека адаптация происходит иначе, чем у животных. Это связано с тем, что человек обладает сознанием и что он по своей природе является существом биосоциальным. Поэтому причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Из этого следует, что существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза).

  • а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
  • б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

19/12/2019

Когда говорят о стрессе, то всегда подразумевают его негативное воздействие на человека. Однако даже основоположник теории стресса Ганс Селье выделял полезные и вредные виды стресса - «эустресс» и «дистресс». В чем же состоит опасность и польза стресса?

Реакция на новизну

Стрессом называют неспецифическую системную адаптивную реакцию организма на новизну. Любое отклонение от привычных условий существования вызывает стресс. Причем на самые разные физические и психические воздействия наш организм реагирует сходным образом. При боли, голоде, страхе, ярости, на жаре и на холоде из мозгового слоя надпочечников в кровь выделяется адреналин.

Стресс непосредственно связан с памятью, сном, обучением, репродуктивным здоровьем, старением, работой иммунной, мышечной и эндокринной систем. Эта реакция формировалась в течение сотен миллионов лет, когда основными стрессорными стимулами были ситуации, представляющие непосредственную угрозу существованию. Поэтому бóльшая часть изменений при стрессе повышает готовность организма к схватке, то есть к мышечным нагрузкам и возможному ранению. Стрессы же современного человека редко бывают связаны с реальной опасностью для жизни. Многие стрессовые реакции утратили свое приспособительное значение и поэтому наносят вред физическому и психическому здоровью человека.

Полная мобилизация

Биологическое адаптивное значение стресса состоит в мобилизации ресурсов различных систем организма, направленных на сохранение жизни. О том, что организм длительное время находится под воздействием хронического стресса, можно судить по трем характерным симптомам. Этот симптомокомплекс Ганс Селье назвал генерализованным адаптационным синдромом, а впоследствии он получил название неспецифической реакции стресса или триады Селье.

Во-первых, увеличивается корковый слой надпочечников, которые выделяют адреналин и . Эти стрессорные гормоны имеют противовоспалительную и иммуноподавляющую активность, поэтому второй характерной реакцией на длительный стресс служит уменьшение лимфатических структур и ослабление иммунитета. В связи с этим хронический стресс зачастую сопровождают инфекционные заболевания. В-третьих, под действием адреналина появляются язвы на слизистой оболочке желудка.

Для облегчения убегания от опасности происходит эвакуация содержимого прямой кишки и мочевого пузыря. Этот феномен хорошо известен под названием «медвежья болезнь»

Следует особо подчеркнуть, что ущерб здоровью наносит не сам стресс, а неблагоприятные изменения условий существования, к которым человеку не удалось приспособиться или избежать их прежде, чем защитные ресурсы организма оказались исчерпаны. При этом следует отметить, что умеренные стрессы неизбежны и необходимы для нашего развития и существования.

Физиологические маркеры стресса

Физиологические реакции при стрессе направлены на оптимизацию приспособлений к изменениям в окружающей среде. При стрессе расширяются бронхи, повышаются частота и глубина дыхания, поскольку от снабжения кислородом тканей зависит работоспособность организма. Усиливается кровоток, направленный к органам, необходимым для борьбы за жизнь, - сердцу, легким и скелетным мышцам. Одновременно сужаются кровеносные сосуды, расположенные близко к поверхности кожи, идущие к внутренним органам. Поскольку во время внезапного стресса человеку явно не до еды, то прекращаются моторика пищеварительного тракта и его секреторная активность.

Мотивации, не связанные с потенциальной борьбой за сохранение жизни, отходят на второй план - в частности тормозятся пищевое и репродуктивное поведение

Для облегчения убегания от опасности происходит эвакуация содержимого прямой кишки и мочевого пузыря. Этот феномен хорошо известен под названием «медвежья болезнь». При этом почки перестают вырабатывать мочу - так создается резерв жидкости в организме, который пригодится в случае ранения для восстановления объема крови. Наблюдается пилоэрекция, то есть волосы на коже «встают дыбом». Эндокринологические стрессовые реакции проявляются в усилении секреции адреналина, норадреналина, кортиколиберина, кортикотропина, глюкокортикоидов, эндогенных опиатов и вазопрессина. При этом тормозится секреция инсулина, гормона роста и гонадолиберина.

Одними из главных показателей стресса считают изменение секреции кортизола. Однако этот гормон активно секретируется при любой физической нагрузке, а также при мышечной работе, изменении температуры окружающей среды, то есть в условиях, когда организм нуждается в интенсификации углеводного обмена. Стресс сопровождается усилением глюконеогенеза и повышением концентрации глюкозы в крови, клетках мозга, сердечных и скелетных мышцах.

Поведенческие механизмы стрессовых реакций

Изменения поведения всегда начинаются с увеличения тревожности, которая сопровождается активацией сенсорных систем. Обостряются все чувства, поскольку необходимо собрать как можно больше информации о новой ситуации. Резко возрастают внимание и способность к запоминанию, чтобы повторение этой ситуации впредь не оказывало стрессорного воздействия. Изменяется состояние моторики - человек становится более подвижным или, наоборот, скованным, в зависимости от его психологического типа.

Боевые действия, стихийные бедствия, общественное или сексуальное насилие вызывают травмирующий стресс и являются причиной посттравматических расстройств

Стрессогенность возрастает при дефиците времени, которое нужно для решения проблемы. Время необходимо для поиска ключевого стимула, что позволит характеризовать ситуацию как знакомую, и для выбора наиболее подходящей программы поведения. Недостаток времени усиливает субъективную новизну ситуации и повышает уровень стресса. К сожалению, одной из систем, подавляемых стрессом, является рациональное логическое мышление. Величина стресса определяется не только формальной новизной ситуации, но и ее биологической значимостью.

Мотивации, не связанные с потенциальной борьбой за сохранение жизни, отходят на второй план - в частности тормозятся пищевое и репродуктивное поведение. Все эти процессы требуют энергии, которую организм перенаправляет на спасение жизни. При стрессе тормозятся процессы роста, дифференцировки и регенерации. Регулярные стрессорные нагрузки приводят к болезням соответствующих систем, особенно у детей и подростков, у которых процессы роста и дифференцировки тканей еще не завершены.

Неконтролируемый стресс

Особо разрушительное воздействие на организм человека оказывает неконтролируемый стресс. К нему невозможно приспособиться, избежать и предсказать его возникновение и/или прекращение. При непредсказуемости изменений в окружающей среде развивается тяжелая стрессорная реакция, зачастую приводящая к депрессии и смерти. Стресса невозможно избежать, если неприятный стимул действует в течение продолжительного времени, поскольку адаптивные возможности организма не беспредельны.

У городских и деревенских жителей кардинально отличаются нейронные механизмы, определяющие возникновение стресса, а именно активность миндалин и лимбической системы головного мозга

Боевые действия, стихийные бедствия, общественное или сексуальное насилие вызывают травмирующий стресс и являются причиной посттравматических расстройств. У человека, пребывающего в условиях боевых действий непрерывно на протяжении более 6 мес, вследствие хронического стресса психические изменения становятся необратимыми. Механизмы возникновения стресса отличаются у городских и сельских жителей. Горожанам приходится ежедневно сталкиваться с гораздо бóльшим количеством стрессовых ситуаций, поэтому у них значительно чаще возникают всевозможные нарушения психики, тревожные неврозы, аффективные расстройства, депрессия, склонность к насилию и шизофрения .

В то же время деревенский житель, приехавший в город, из-за непривычного воздуха, зрительных, слуховых, обонятельных раздражителей, необычного стиля социальных контактов тоже подвергается сильному стрессу. Установлено, что у городских и деревенских жителей кардинально отличаются нейронные механизмы, определяющие возникновение стресса, а именно активность миндалин и лимбической системы головного мозга.

Адаптационная реакция

Избавиться от стресса невозможно, да и не нужно. Ведь перемены бывают приятными, и такой стресс приносит несомненную пользу. При стрессе, среди прочего, происходит усиленное выделение эндогенных опиатов - энкефалинов и эндорфинов. Эти вещества подобно их растительным аналогам вызывают эйфорию. Именно с повышением их секреции связаны положительные эмоции при стрессе.

Несмотря на то что стресс может причинять вред здоровью, в целом стрессорная реакция направлена на повышение приспособленности организма. Даже к сильному и неприятному воздействию возможно адаптироваться, если оно возникает периодически и последовательно. Со временем выраженность стрессорной реакции уменьшается, так как стимул утрачивает новизну. Но это только в том случае, если организм может приспособиться к изменению раньше, чем будут исчерпаны его ресурсы.

Человек адаптируется к конкретным изменениям среды: организм спортсмена привыкает к мышечным нагрузкам, полярника - к холоду, регулировщика уличного движения - к выхлопным газам. Даже если ситуация требует напряжения физических сил и психических способностей, но при этом привычна, человек не испытывает стресса. Следует стремиться к тому, чтобы начало и окончание действия нежелательного стимула были предсказуемыми. Непредсказуемость ослабляет действие приятных для человека стимулов, вызывающих положительные эмоции. Поэтому сюрпризы, которые мы устраиваем своим близким, не всегда радуют их так, как хотелось бы.

Успокоительная предсказуемость

В повседневной жизни мы постоянно испытываем стресс, поэтому для успокоения стремимся к чему-то привычному и предсказуемому. Это ярко выражено у маленьких детей, ежедневно требующих перечитывать хорошо известную им книгу. Непреходящая популярность серийной литературы у взрослых объясняется именно тем, что при чтении очередного романа из знакомой серии ощущение новизны снижено до минимума. Это эффективное и доступное средство защиты от стресса реальной жизни, поскольку они погружают читателя в хорошо знакомую и поэтому успокаивающую атмосферу. Именно поэтому неизменным коммерческим успехом пользуются сериалы и фильмы со стереотипным и предсказуемым сюжетом.

Высшее образование улучшает способность приобретать новый опыт, переводить его в конкретные программы поведения, приспосабливаться к новым условиям и в результате быстро переводить новую ситуацию в категорию привычных

Интересное открытие было сделано при изучении постстрессорных расстройств. Оказалось, что от переживаний, вызванных участием в боевых действиях, значительно меньше страдали ветераны с высшим образованием, чем люди с криминальным прошлым. Это связано с тем, что обучение в ВУЗе улучшает способность приобретать новый опыт, переводить его в конкретные программы поведения, приспосабливаться к новым условиям и в результате быстро переводить новую ситуацию в категорию привычных.

Продолжая самообразование, мы не только совершенствуемся, но и повышаем свою способность избегать неконтролируемых стрессов, оставляя себе только приятно бодрящие стрессы. Накопление житейского и профессионального опыта способствует уменьшению числа ситуаций, вызывающих стресс.

1

Шарыпова Н.В., Свешников А.А.

Под наблюдением находились 300 студенток в возрасте 17-21 года, которые были разделены по соматотипу на группы по индексу Пинье. Эмоциональное состояние определяли по психологическим тестам до начала сессии, перед заходом в аудиторию, где проходил экзамен, и сразу после его сдачи. Рассчитывали вегетативные индексы, оценивали состояние менструального цикла, определяли концентрацию половых гормонов. Стресс-реакция (по концентрации АКТГ, кортизола, альдостерона и пролактина) в наибольшей мере была выражена у астеников и в меньшей мере у гиперстеников. Концентрация гормонов, регулирующих менструальный цикл (МЦ), была более низкой у астеников. У 59% студенток преобладал тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, наиболее заметно – у астеников, у 41% - тонус парасимпатического отдела в силу чего развивался благоприятный анаболический вариант метаболизма и экономный режим функционирования с наибольшей выраженностью – у гиперстеников. Степень проявления адаптивных реакций при нарушениях МЦ зависела от характера изменений и в наибольшей мере была заметна у астеников.

Влияние соматотипа на адаптивные реакции в условиях экзаменационного стресса у студенток не изучено. Вместе с тем данные об изменении вегетативных индексов, менструального цикла, минеральной плотности костей скелета при учете соматотипа необходимы в процессе разработки профилактических мероприятий при экзаменационном стрессе . Исследования в этом направлении явились целью настоящего исследования.

Материал и методы исследования

Под наблюдением находились 300 студенток Шадринского государственного педагогического института в возрасте 17-21 года. Для определения соматотипа использовали индекс Пинье . В результате студентки были разделены на три группы: нормостеники, астеники и гиперстеники.

Эмоциональное состояние определяли по психологическим тестам до начала сессии, перед заходом в аудиторию, где проходил экзамен, и сразу после его сдачи. Эти данные уже представлены для публикации в данном журнале.

О функциональном состоянии вегетативной нервной системы, процессов катаболизма, характерного для напряженного функционирования и расходования резервов организма, судили по данным вегетативного индекса Кердо (ВИК). О главном прогностическом показателе кровообращения - состоянии систолического выброса - по индексу Аллговера (ИА), рассчитывали также коэффициент экономичности в работе кровообращения (КЭК). О работе сердечной мышцы судили по показателю двойного произведения (ДП), а о функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы (ССС) по коэффициенту выносливости (КВ). Рассчитывали систолический и минутный объем кровообращения.

Концентрацию эстрадиола в сыворотке крови определяли с помощью набора «Ria estradiol» фирмы «Immunotech» (Франция). Подсчет активности и автоматический рассчет концентрации производили на гамма-счетчике фирмы «Tracor Europe» (Голландия).

Во время учебной сессии (между сдачей экзаменов) проводили анкетирование студенток для оценки основных показателей менструального цикла (МЦ). Диагноз о наличии нарушения ставила врач-гинеколог. В дальнейшем под наблюдением находились те девушки, у которых нарушения МЦ были корково-гипоталамического происхождения и возникали на почве нервного, психического перенапряжения во время экзаменационной сессии.

Результаты исследования

.1. Степень выраженности стресс-реакции. Эмоциональное напряжение во время экзаменационной сессии является своеобразным длительно действующим стрессором . В наших исследованиях наиболее быстрым ответом организма на него было увеличение концентрации АКТГ у нормостеников после второго экзамена в 2,0 раза и в 2,5 раза - после третьего. Он стимулировал продукцию гормонов надпочечников. Вследствие этого существенно увеличивалось содержание кортизола: после второго экзамена в 1,4 раза, после третьего - в 2,4 раза. Концентрация альдостерона была увеличена соответственно в 2,1 и 3,4 раза.

Вследствие эмоционального стресса в крови увеличивалась также концентрация пролактина (физиологическая гиперпролактенемия), который секретируется лютеотропными клетками передней доли гипофиза. Содержание пролактина у нормостеников после сдачи двух экзаменов была увеличена в 2,4 раза, после трех - в 2,9 раза. На продукцию пролактина влиял и уровень эстрогенов крови: повышенные концентрации гормонов ингибировали секрецию, а низкие - стимулировали. При повышенной концентрации пролактина уменьшалась секреция тестостерона, ЛГ и ФСГ в силу чего создавались условия для нарушения МЦ.

У гиперстеников в ответ на экзаменационный стресс реакция оказалась менее выраженной, чем у нормостеников: после второго экзамена концентрация АКТГ была увеличена в 1,8 раза, после третьего - в 2,3 раза. Содержание кортизола также увеличивалось в меньшей мере - в 1,3 раза после второго экзамена и в 2,1 раза после третьего. Концентрация пролактина меньшая, чем у нормостеников, и после сдачи 2-х экзаменов увеличена в 2,1 раза, после трех - 2,6 раза.

У астеников между сессиями концентрация исследуемых гормонов была несколько больше: концентрация АКТГ после сдачи второго экзамена была увеличена в 2,3 раза, в то время как у нормостеников в 2,0 раза; после третьего экзамена в 2,8 (у нормостеников - 2,5 раза). Концентрация кортизола возрастала в 1,8 раза после второго экзамена (у нормостеников в 1,4 раза), а после третьего - в 2,7 раза (у нормостеников - 2,4 раза). Содержание альдостерона после второго экзамена увеличена в 2,4 раза (у нормостеников - в 2,1 раза) и 3,6 раза после третьего (у нормостеников - в 3,4 раза). Концентрация пролактина повышалась после двух экзаменов - в 2,7 раза (у нормостеников - 2,4 раза), а после трех - в 3,3 раза (у нормостеников - 2,9 раза).

.2. Концентрация гормонов, регулирующих МЦ, а также половых гормонов. У нормостеников концентрация ФСГ в первую фазу цикла после двух экзаменов была снижена на 14% (р<0,05), после трех - на 16% (р<0,01). Во второй фазе процент уменьшения составил соответственно 8% и 10% (р<0,05). Содержание ЛГ в первой фазе после двух экзаменов было снижено на 12%, после трех - на 17% (р<0,01). Во второй фазе - соответственно на 17% и 20% (р<0,01).

Концентрация эстрадиола между сессиями в первой фазе МЦ была более высокой по сравнению со второй фазой. После сдачи второго экзамена она уменьшалась на 11% (р<0,05), после третьего - на 20% (р<0,01).

Между сессиями во второй фазе МЦ концентрация эстрадиола была меньше на 56% (р<0,001). После второго и третьего она была еще ниже соответственно на 18% (р<0,01) и 30% (р<0,001).

У гиперстеников содержание ФСГ у гиперстеников больше, чем у нормостеников, на 20% (р<0,001). После сдачи двух экзаменов концентрация в первой фазе уменьшалась на 23% (р<0,001), во второй - на 13% (р<0,05). После сдачи третьего экзамена эти значения были ниже соответственно 26% (р<0,001) и 17% (р<0,01).

Концентрация ЛГ в первой и второй фазах между сессиями была у гиперстеников на 18% (р<0,01) больше, чем у нормостеников. После сдачи двух экзаменов первой фазе уменьшалась на 24% (р<0,001), во второй - на 16% (р<0,01). После сдачи трех экзаменов эти величины составили соответственно 27% (р<0,001) и 24% (р<0,001).

Содержание эстрадиола в первой фазе МЦ оказалась выше, чем у нормостеников, на 7% (р<0,05). Снижение концентрации после двух экзаменов было меньшим - 8% (р<0,05), а после трех - 12% (р<0,05). Во второй фазе в промежутке между сессиями снижение было меньшим, чем у нормостеников, - 43% (р<0,001). После сдачи второго экзамена концентрация в первой фазе МЦ была снижена на меньшую величину, чем у нормостеников, - на 9% (р<0,05) и после третьего - на 14% (р<0,01).

Концентрация тестостерона между сессиями в первой и второй фазах была больше у гиперстеников, чем у нормостеников, на 28,3% (р<0,01). После сдачи двух экзаменов снижалась на 7-9% (р<0,05), после трех - в обеих фазах еще на 9% (р<0,05).

Астеники. Концентрация ФСГ между сессиями в первой фазе МЦ была ниже, чем у нормостеников, на 12% (р<0,05), во вторую - на 14% (р<0,05). После сдачи двух экзаменов в первой фазе МЦ произошло снижение на 14% (р<0,05), во второй - на 16% (р<0,01). После третьего экзамена соответственно - на 16% (р<0,01) в первой фазе и на 29% (р<0,001) - во второй.

Концентрация ЛГ в промежутке между сессиями в первой фазе МЦ меньше, чем у нормостеников, на 12% (р<0,05), во второй фазе - на 13% (р<0,05). После сдачи двух экзаменов в первой фазе содержание этого гормона уменьшилось на 18% (р<0,01), во второй - на 21% (р<0,001). После сдачи третьего экзамена эти цифры были равны соответственно 24% (р<0,001) и 28% (р<0,001).

Между сессиями концентрация эстрадиола у астеников меньше в первой фазе МЦ на 12% (р<0,05), во вторую - на 11% (р<0,05). После сдачи двух экзаменов концентрация в первой фазе снизилась на 16% (р<0,05), во второй - на 22% (р<0,001). После третьего экзамена эти показатели были равны соответственно - 24% (р<0,001) и 31% (р<0,001).

Количество тестостерона между сессия в первой фазе МЦ было меньше на 15% (р<0,05), во второй на 18% (р<0,01). После сдачи первых двух экзаменов в первой фазе концентрация уменьшилась на 15% (р<0,01), во второй - на 14% (р<0,01). После сдачи третьего экзамена эти величины равны соответственно 26% (р<0,001) и 27% (р<0,001).

Результаты проведенного исследования показали, что изменения концентрации гормонов при эмоциональном стрессе в наименьшей мере выражены у гиперстеников и в наибольшей - у астеников.

.3 . Адаптивные реакции при нормальном менструальном цикле. По данным индекса Кердо во время экзаменационной сессии функции вегетативной нервной системы (ВНС) были направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма и регуляцию работы внутренних органов. В таких условиях у студенток наблюдались реакции двух типов: 1) у 59% преобладал тонус симпатического отдела ВНС, что указывало на неблагоприятное состояние регуляторных систем гомеостаза и признаки напряжения в сбалансированности работ отдельных систем; 2) у 41% студенток был повышен тонус парасимпатического отдела ВНС в силу чего развивался благоприятный анаболический вариант метаболизма и экономный режим функционирования. Организм приспосабливался к условиям экзаменационной сессии, в частности, экономичнее расходовались резервы сердечно-сосудистой системы (ССС).

Нормостеники. Между сессиями индекс Кердо был равен нулю - оба отдела вегетативной нервной системы (ВНС) уравновешены. Перед экзаменом индекс был равен 10,4 - превалировал симпатический отдел ВНС. После экзамена быстро возвращался к нулю. Индекс Хильдебранта (показатель согласованности в работе висцеральных систем) перед экзаменом снизился до 3,93 (в контрольной группе - 4,4) и в большей мере (3,39) - сразу после экзамена. Индекс Аллговера указывал на то, что систолический выброс возрастал очень незначительно, но по величине минутного объема эффект был отчетливым (во время сессии - 3759 мл, между сессиями - 2964 мл (р<0,01). Большим было пульсовое и среднее давление, что приводило к увеличению нагрузки на сердечную мышцу (индекс Робинсона), и она усиливала работу (коэффициент выносливости). Коэффициент экономичности работы кровообращения увеличивался перед экзаменом с 2650 до 3829 (р<0,01) и оставался на этой же величине, что указывало на перестройку центрального кровообращения за счет повышенного расходования резервов организма.

Астеники . Во время экзамена индекс Кердо указывал (14,91) на явное превалирование симпатического отдела ВНС. После сдачи экзамена быстро возвращался к исходному значению. Индекс Робинсона существенно увеличен - 123,40 (между сессиями - 83,40, р<0,01), что указывало на высокий уровень нагрузки на ССС: минутный объем кровообращения составлял 4050 мл, накануне сессии 3284 мл (р<0,01). Пульсовое и среднее давление было повышено.

Гиперстеники. Превалирование парасимпатического отдела было выражено достаточно четко (индекс Кердо -2,1) по сравнению с нормостениками. Возвращение к исходному значению было более медленное. Индекс Робинсона (134,71) свидетельствовал о более высокой гемодинамической нагрузке на ССС. Коэффициент выносливости указывал на усиление функции ССС, так как минутный объем кровообращения перед экзаменом увеличивался до 4490,6 мл, а между сессиями составлял 3198,9 мл (р<0,01) и медленно уменьшался после экзамена (3791,9; р<0,01). Пульсовое давление повышалось с 40,4 мм рт.ст. до 49,7 мм рт.ст., а среднее давление - с 91,6 до 110,1 мм рт.ст. (р<0,05).

.4. Адаптивные реакции при нарушениях МЦ. У студенток в возрасте 17-21 года изменение ритма чаще всего встречались в виде - пройоменореи, опсоменореи, станоменореи и полименореи.

Пройоменорея - частые менструации. Индекс Кердо, Хильденбранта, Аллговера не изменялись значительно в сравнении со студентками с нормальным ритмом МЦ. Увеличение индекса работы сердца (Робинсона) указывало на усиление его работы. Коэффициент экономичности кровообращения перед экзаменом увеличивался на 20%, происходила перестройка центрального кровообращения за счет повышенного расходования резервов организма. Уменьшение пульсового давления свидетельствовало об утомлении ССС.

Опсоменорея - редкие менструации. О превалировании симпатического тонуса указывал индекс Кердо. Коэффициент Хильденбранта - главный показатель согласованности в деятельности висцеральных систем организма - уменьшался. Коэффициент выносливости, характеризующий функциональное состояние ССС, был больше нормы (1,6), что указывало на усиление работы ССС. Индекс Робинсона возрастал с 78,8 до 122,5 (р<0,05). После экзамена продолжал нарастать, это указывало на то, что уровень гемодинамической нагрузки ССС был достаточно большим. Уменьшалось пульсовое давление, что свидетельствовало об утомление деятельности ССС.

Станоменорея - одна менструация в 6-12 месяцев. Индекс Кердо перед экзаменом равнялся 0, что свидетельствовало о состоянии динамического равновесия, экономичнее расходовались резервы ССС. Индекс Хильденбранта, Аллговера не изменялись. Между сессиями уровень гемодинамической нагрузки на ССС средний. На это указывал индекс Робинсона, а перед экзаменом и после него - незначительно повышен. Коэффициент экономичности кровообращения существенно возрастал (4095, в норме 2600) и медленно уменьшался после сдачи экзамена. Следовательно, на перестройку центрального кровообращения расходовались значительные резервы организма. Минутный объем кровообращения уменьшен - 3607 мл (в норме - 3926 мл, р<0,05) . Об утомление ССС также указывало пульсовое и среднее давление.

Полименорея - продолжительность менструации 6-7 дней. На преобладание симпатического тонуса указывало увеличение индекса Кердо (17,0). Показатель состояния систолического выброса - индекс Аллговера - увеличивался. Индекс Робинсона возрастал с 84,66 до 115,67 (р<0,05), после экзамена медленно снижался. Это указывало на то, что уровень гемодинамической нагрузки ССС достаточно большой. Коэффициент экономичности кровообращения равен 4152 (норма 2640, р<0,05). Минутный объем кровообращения увеличивался до 4269 мл. Пульсовое и среднее давление незначительно возрастало.

Характерные проявления изменений МЦ по количеству выделяющейся крови выявлены в виде повышенного (гиперменорея) или скудного (гипоменорея) выделения крови. Отклонения вегетативных индексов выражались в следующем. Увеличение индекса Кердо, отражало во время сессии повышенное нервно-психическое состояние у обследуемых. Индексы Аллговера и Хильденбранта изменялись незначительно. Возрастание индекса Робинсона указывало на то, что нагрузка на ССС велика. Высокое значение коэффициента выносливости, по сравнению с нормой (1,6), указывало на усиление функции ССС. Коэффициент экономичности кровообращения существенно увеличен, что говорило о перестройке центрального кровообращения и значительном расходовании резервов организма. После сдачи экзамена коэффициент незначительно снижался. Минутный объем кровообращения при гиперменорее увеличен (4158 мл, р<0,05), а при гипоменорее - уменьшен до 3709 мл (в норме - 3926, р<0,05). Возрастало пульсовое давление, что указывало на ослабление деятельности ССС. Увеличивалось и среднее давление.

Обсуждение результатов

Проблеме изменения функционального состояния различных систем организма при экзаменационном стрессе уделяется большое внимание . В однотипных стрессогенных ситуациях мы обнаружили отчетливые различия в устойчивости людей разного соматотипа к эмоциональному стрессу. Поэтому учет соматотипа является перспективным в плане исследования физиологических механизмов, лежащих в основе таких различий. Нами установлено, что в ответ на стресс реакция организма бывает по-разному выраженной: у гиперстеников менее заметна, чем у нормостеников, а у астеников заметна в большей мере.

Под влиянием стресса в коре головного мозга функционировал очаг возбуждения , приводивший к торможению в гипоталамусе и, как следствие, к увеличению секреции пролактина, тормозившего продукцию ФСГ и ЛГ. В результате уменьшения их концентрации возникали нарушения МЦ.

Нами обнаружены функциональные изменения ССС в зависимости от соматотипа. Разной была устойчивость к стрессу, индивидуальные особенности соотношений симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и колебания параметров кровообращения.

Стрессовая ситуация экзамена вызывала резкие изменения психофизиологических параметров организма, причем привыкания к экзаменационному стрессу не отмечалось и реакция организма была отчетливо выражена на любой экзамен сессии. Большинство студенток испытывало ярко выраженное эмоциональное напряжение накануне и в период сдачи экзаменов, которое оставляло свой след и сохранялось еще некоторое время после экзамена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Бабакин Е.А. // Научный вестник Тюменской мед академии. 2002. № 7-8. С. 78.
  • 2. Брейтман М.Я. // Введение в учение о пропорциях и конституциях. М., 1984. 218 С.
  • 3. Клиорин А.И., Чтецов В.П. // Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: 1989. С. 321.
  • 4. Койносов П.Г. Чирятьева Т.В., Сосин Д.Г. // Научный вестник Тюменской медакадемии. 2001. № 3. С. 47.
  • 5. Орлов В.А. // Научный вестник Тюменской медакадемии. 2003. № 3. С. 91.
  • 6. Черноруцкий М.В. // Возрастная биология. М.: Медицина, 1957. - 411 С.

Библиографическая ссылка

Шарыпова Н.В., Свешников А.А. ВЛИЯНИЕ СОМАТОТИПА НА АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=778 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Стандартные неспецифические, адаптивные реакции, сопровождающие поведение .

Стандартные – реакции любого индивида, протекающие по заранее известной схеме.

Неспецифические – возникают в ответ на действие любых раздражителей.

Адаптивные – обеспечивают приспособление к действию раздражителей. Поэтому характер реакции, ее выраженность и длительность зависят от характера стимула.

Виды адаптивных реакций.

1) Тренировки.

2) Активации.

3) Стресс.

Характер реагирования на стимул определяется.

1) Напряженностью симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарной систем, мобилизующими ресурсы организма для приспособления.

2) Резистентностью , т. е. устойчивостью поведения, аппарата управления, поддерживающих гомеостаз, к действию факторов.

3) Реактивностью – способностью отвечать на стимул. Зависит от функционального состояния реагирующих структур.

Схема протекания неспецифических стандартных реакций.

Характеристика реакции тренировки.

1) Стадия ориентировки – возникает через 6 часов после воздействия, длится 24 часа.

Сопровождается умеренным увеличением секреции глюкокортикоидов, в ЦНС возникает возбуждение, сменяющееся торможением. Возбудимость гипоталамуса снижается. Организм перестает реагировать на слабые раздражители. Для возникновения следующей стадии нужна более высокая сила раздражителя.

2) Стадия перестройки.

а) Отмечается снижение секреции глюкокортикоидов и увеличение минералокортикоидов.

б) Повышаются защитные силы организма.

в) В ЦНС увеличивается порог раздражения, метаболизм снижен, отмечается минимальный расход пластических материалов, они накапливаются. Длится эта стадия месяц и более.

г) Стадия тренированности.

Возникает, если сила раздражителя достигает новых уровней порога возбуждения.

Повышается устойчивость к действию раздражителей за счет роста активности защитных сил. В головном мозге процессы анаболизма, в ЦНС – охранительное торможение.

Прекращение действия слабых раздражителей приводит к детренированности.

Характеристика реакции активации.

Возникает при действии раздражителей средней силы. Имеет 2 стадии:

1) Стадия первичной активации. В ЦНС умеренное возбуждение, умеренная двигательная активность. Повышена секреция соматотропного, тиреотропного и гонадотропного гормонов. Увеличены процессы анаболизма. Отмечается повышение альбуминов в мозге, печени, селезенке, семенниках, сыворотке крови.

Активизируются защитные силы, повышена резистентность.

2) Стадия стойкой активации возникает при повторных действиях раздражителей средней силы. Характеризуется активацией нейронов ретикулярной формации. В ЦНС преобладает возбуждение, отмечается стойкое повышение защитных сил, резистентность повышена и сохраняется некоторое время после прекращения действия раздражителей.

Стресс.

Стресс – стереотипная психофизиологическая реакция на значимые и сильные воздействия, приводящая к мобилизации защитных сил организма.

Стресс – реакция развивается вследствие:

1) действия факторов.

Раздражитель становится стрессовым:

а) в силу интерпретации или

б) если он симпатомиметического действия;

2) индивидуальных свойств ВНД и ЦНС;

3) величины функционального резерва физиологических систем.

Характеристика стрессоров.

При умственном труде стресс может возникать при необходимости достичь очень важную цель, когда недостижение ее грозит серьезными последствиями. Это дополняется еще и нехваткой времени.

При физическом труде стрессором может быть очень большая физическая нагрузка.

К стрессорам относят и жизненные ситуации.

По стрессовости события располагаются следующим образом: смерть супруга, развод, смерть члена семьи, разлука супругов, увольнение, выход на пенсию, заключение брака. Стрессовость каждого фактора оценивается в баллах. Если сумма в год превышает 300 баллов – болезнь стресса (ИБС, гипертония заболевания легких, суицид).

Стрессором может стать и вид деятельности.

По стрессовости профессии располагаются в следующем порядке: авиадиспетчеры, шахтеры, строители, журналисты, стоматологи, водители.

Межличностные отношения, оценочные ситуации являются сильными стрессорами.

Роль индивидуальных свойств ВНД в развитии стресса.

Устойчивость к действующим факторам зависит от типа ВНД: от выраженности возбуждения и торможения, от характеристик возбудимости и впечатлительности.

Развитие стресса зависит от состояния ЦНС в данный момент .

Изменение состояния ЦНС может быть связано с фазовыми явлениями в коре, когда нарушается закон силовых отношений. В зависимости от фазового состояния ответ на действующий фактор будет различен.

Фазы: нормальная, уравнительная, парадоксальная, тормозная. Фазовые явления в коре связаны с изменением возбудимости.

Роль функционального резерва в развитии стресса.

Реакции на различные раздражители проявляется повышением активности физиологических систем. Это возможно лишь при наличии достаточных функциональных резервов физиологических систем. Снижение функционального резерва в связи с изменением гомеостаза или органическими изменениями не позволяет реагировать адекватно на стимулы.

Этапы развития стресс – реакций:

стрессор → фазы стресса → исход стресса

а) внутренний а) тревоги а) адаптация

б) внешний б) повышенной реактивности б) истощение

Характеристика фаз стресса.

Фаза тревоги.

В ответ на стрессор изменяется психическое состояние, эмоциональный статус, моторные акты, вегетативные реакции. Запуск таких изменений осуществляется:

1) нервным путем через прямую иннервацию органов, реагирующих на раздражитель;

2) нейроэндокринным путем симпатоадреналовой системой.

3) эндокринным путем – главную роль в фазе тревоги играют гормоны коры надпочечника.

Роль симпатоадреналовой системы (объединение 1 и 2 механизма влияний).

Осуществляет свое влияние через активацию окончаний адренергических нервов и мозгового вещества надпочечников.

Адреналин.

1) Обеспечивает улучшение транспорта веществ к работающим органам путем:

а) повышения ЧСС и систолического выброса через β – адренорецепторы (АР);

б) расширение бронхов.

2) Улучшает метаболическое обеспечение:

а) увеличивает уровень глюкозы в крови из гликогена;

б) увеличивает содержание жирных кислот в крови;

в) обеспечивает глюконеогенез.

3) Тормозит активность большинства внутренних органов.

4) Обеспечивает эмоциональное напряжение организма.

5) Активирует деятельность гипофиза по отношению к гормональным системам.

Норадреналин:

1) участвует в активации умственной деятельности;

2) через α – АР повышает тонус большинства периферических артерий и артериол неработающих органов – в итоге повышение артериального давления и перераспределение крови к работающим органам;

3) действует на β – АР, увеличивает ЧСС, силу сокращений, МОК и АД.

Роль коры надпочечников.

1) Минералокортикоиды обеспечивают повышение АД, увеличивая реабсорбцию Na и Н 2 О.

2) Глюкокортикоиды:

а) активируют глюкокортикоидные рецепторы сосудистых стенок, обеспечивая переход ангиотензина I в ангиотензин II и последующее повышение АД;

б) обеспечивают глюконеогенез (дезаминирование аминокислот и перевод безазотистых остатков в глюкозу);

в) оказывают противовоспалительное действие: тормозят Т – супрессоры и активируют Т – киллеры.

Фазы повышенной резистентности.

Задачей этой фазы является поддержание нового (повышенного) режима работы физиологических систем и организма.

Варианты исхода стресса.

1) Эвстресс хороший стресс.

При этом уровень напряженности организма не выходит за границы функционального резерва систем. В итоге развивается адаптация к действующему фактору и ликвидация стресса.

2) Дистресс плохой стресс.

Необходимое для адаптации к раздражителю напряжение выходит за рамки возможностей организма, наступает истощение. Оно проявляется в симптомах стресса или даже заболеваниями.

Некоторые симптомы дистресса.

1) Соматические: сердцебиение, боли или жжение за грудиной, нарушение функций ЖКТ, боли в животе, области шеи, нижних отделов спины, мышечное напряжение, особенно мимической мускулатуры.

2) Эмоциональные: сильные эмоции и быстрая смена настроения, неопределенная тревога, повышенная раздражительность, неспособность чувствовать симпатии к окружающим.

3) Поведенческие: нерешительность, нарушение сна, злоупотребление алкоголем, курение.

Считают, что 90% заболеваний может быть связано с дистрессом.

Некоторые болезни дистресса: невроз, язва желудка, гипертония, коронарная недостаточность, психические нарушения, обострение болезней.

Роль дистресса в целенаправленной деятельности.

1) Обеспечивает мобилизацию ресурсов организма: в стадии тревоги – чрезмерную, в стадии резистентности – адекватно действующему раздражителю.

2) Стресс – реакция обеспечивает адаптацию к раздражителю.

3) Стресс может вызывать болезнь, если степень напряжения организма превышает его функциональные резервы.

Эмоциональный стресс. Причиной его могут являться:

1) социальные факторы (например, конфликтные ситуации);

2) отсутствие достижения цели;

3) действие очень сильных факторов.

Проявляется в виде комплекса психических и психосоматических нарушений. Часто начинается с психического возбуждения. Это проявляется вспышкой ярости или наоборот, эйфорией.

В итоге эмоционального стресса – немотивированные поступки, депрессия. Вследствие эмоционального стресса могут возникать неврозы. Признаками неврозов являются невротические компоненты:

1) психические; 2) психосоматические; 3) вегетативные.

Устойчивость к эмоциональным стрессам у всех различна. Она обеспечивается выработкой опиоидов, активизацией ГАМК. В результате модулируется синаптическая передача и состояние нейронов, нервная система возвращаются в исходное состояние.

Психологический стресс на работе.

Он возникает в зависимости:

1) от характера профессии; 2) от типа личности; 3) от взаимоотношений в коллективе;

4) от состояния ЦНС в данный момент; 5) от предшествующих воздействий.

Проявляется изменением впечатлительности в виде ежедневных спадов и подъемов настроения.

Отрицательные эмоции вызываются второстепенными на вид факторами (например, начало работы в 8 утра и необходимость в связи с этим рано вставать и ехать в транспорте в часы пик). Психологический стресс на работе дополняется неорганизованностью в работе, снижением производительности и качества труда, появляются жалобы на рабочие стрессоры.

Появляются психосоматические жалобы (снижение самочувствия, различные боли и т. д.), появляются психологические симптомы стресса: чувство напряженности, тревоги, депрессивных состояний.

Индивидуальная чувствительность и устойчивость к стрессу на работе зависит от наличия у индивидуума черт, являющихся предрасположением к стрессу, от поведения человека.

Поведение типа А характеризуется:

Стремлением к состязательности; - к достижению успеха; - агрессивностью;

Торопливостью; - опрометчивостью; - нетерпением и возбужденностью;

Взрывчатостью речи и напряжением лицевой мускулатуры;

Ощущением нехватки времени и высокой ответственностью. В крови повышен холестерин, ускорено свертывание крови, высокий адреналин в крови.

Такое поведение совпадает с возникновением коронарной недостаточности.

Поведение типа Б.

Индивидуумы с таким поведением являются противоположностью типу А.

Это расслабленный тип. Такое поведение благоприятно для здоровья.

Промежуточный тип поведения.

Рабочие стрессоры (дефицит времени, напряжение) могут перевести тип Б в тип А и менее выраженный тип А в более выраженный.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

Контрольная работа

по физиологии высшей нервной деятельности

и сенсорных систем

«Стресс. Адаптационные реакции организма»

Волгоград 2009

1. Стресс и его функции.

2. Виды стресса: физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный), их характеристика.

3. Основные концепции Г. Селье о стрессе.

4. Современные исследования стресса. Теория нейронной и эндогенной

регуляции стресса.

5. Неспецифические защитно-приспособительные реакции:

а) изменение обмена веществ и энергии

б) изменение функционального состояния вегетативных систем организма. Значение неспецифических защитно-приспособительных реакций организма.

6. Характеристика специфических адаптационных реакций организма (на примере любого стрессового воздействия).

7. Механизм развития неспецифических и специфических защитно-приспособительных реакций.

8. Сущность совершенствования адаптационных физиологических механизмов.

9. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы.

1. Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress - напряжение, давление, нажим) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.

Сам автор концепции стресса Ганс Селье определяет: «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полная свобода от стресса означает смерть», даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, дистресс же - это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. ….С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г., «Стресс жизни».)

Такое понимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Биологическая функция стресса - адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма. Таким образом, стресс - нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами . Различают физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

2. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический . Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс, как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и.др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

3. В основных положениях концепции Г. Селье говорится о том, что в ответ на действие разных по качеству, но сильных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующий эту реакцию, названную общим адаптационным синдромом (ОАС), или реакцией напряжения - реакцией стресс. При этом следует особое значение придавать тому, что стресс – это реакция на стрессор, чрезвычайный раздражитель, а не на любой раздражитель вообще, что Селье пришёл к мысли о стрессе отчасти потому, что заметил общие признаки при самых различных заболеваниях, т.е при чрезвычайных обстоятельствах для организма. Селье в большинстве своих работ говорит о том, что стресс - это реакция на сильный раздражитель, но вместе с тем четкого разделения раздражителей по силе не проводит. Это приводит к путанице, к представлению, что стресс - общая неспецифическая адаптационная реакция на любой раздражитель. Интересен вопрос того, какое свойство раздражителей может создать нечто общее в ответной реакции на разные по качеству раздражители, сформировать основу для стандартного приспособительного ответа? Качество не может явиться такой основой, так как каждому раздражителю присуще свое качество. Общее, что характеризует действие самых различных раздражителей,- это количество, определяемое в отношении живого как степень биологической активности. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а раздражителям, одинаковым по качеству,- разная степень биологической активности (разное количество). Разумеется, представление о чисто количественном пути приспособления без учета качественных особенностей раздражителей также противоречит фактам. Однако количество, мера может явиться основой общности реакции организма на действие разных по качеству раздражителей, основой для развития в процессе эволюции биологически целесообразных комплексных, стандартных ответных реакций организма. Скорее всего, в этой основе лежит количественно-качественный принцип: в ответ на действие раздражителей, различных по количеству, т.е. по степени своей биологической активности, развиваются различные по качеству стандартные адаптационные реакции организма. Иными словами, развившиеся в процессе эволюции общие приспособительные реакции организма являются неспецифическими, а специфика, качество каждого раздражителя накладывается на общий неспецифический фон. Общие адаптационные реакции являются реакциями всего организма, включающими в себя все его системы и уровни. Эти реакции организма характеризуются, прежде всего, автоматизмом. Как осуществляется такая автоматическая саморегуляция? Это создавшиеся в длительном процессе эволюции комплексные защитные реакции. Важнейшая роль в приспособлении принадлежит ЦНС - основной регулирующей системе организма. Кора головного мозга с системой анализаторов принимает информацию от внешнего мира, подкорковые образования головного мозга - от внутренней среды. Автоматическое регулирование постоянства внутренней среды осуществляется, главным образом, гипоталамической областью мозга, являющейся центром интеграции вегетативного отдела нервной системы и эндокринной системы - основных исполнительных звеньев, реализующих влияние ЦНС на внутреннюю среду организма. В гипоталамусе сочетаются нервный и гуморальный путь автоматической регуляции. Гипоталамус образно можно сравнить с радарной установкой, включенной в систему саморегулирования и автоматизации нейрогуморально-гормональных процессов, противостоящих динамически изменяющимся факторам не только внутренней, но и внешней среды. Наличие теснейшей анатомо-физиологической связи между гипоталамусом и ретикулярной формацией, играющей важную роль в осуществлении генерализованных неспецифических реакций, также говорит о значении этих отделов мозга в формировании неспецифических реакций организма.

Loading...Loading...