Обратный словарь русского языка на букву а. Что значит "обратный словарь". Краткий сленговый словарь современного подводника Словарь не претендует на объективность и полноту

и не только о нем

Н.А.ЕСЬКОВА

В книге «Слово о словах», появившейся в середине 50-х годов, Лев Успенский высказал мысль, что лингвистам был бы очень полезен словарь, в котором слова располагались бы по алфавиту не начальных, а конечных букв. С детства помню «задачку»: сколько чисто русских (не пришедших из других языков) существительных, кончающихся на зо ? Сразу вспоминаются: пузо, железо , а еще? Приходят в голову авизо, ариозо , но они заимствованные. Был бы такой словарь, сразу можно было бы дать исчерпывающий ответ на этот чрезвычайно важный вопрос.

Но не только для удовлетворения праздного любопытства нужен словарь, располагающий слова по алфавиту последних букв. В таком словаре, например, оказываются «собранными» без всяких усилий со стороны исследователя слова с одним и тем же суффиксом. И во многих случаях лингвистам приходится сопоставлять конечные элементы слова.

Лев Успенский думал, что излагает «совсем небывалое предложение». В действительности такие словари, которые получили название «обратных», тогда уже существовали. Но не для русского языка. Например, в Лейпциге в 1904 г. вышел обратный словарь для латинского языка.

Название «обратный словарь» условное. На самом деле порядок расположения слов в этих словарях обычный – «прямой» алфавитный, только алфавитное расположение устанавливается исходя из букв конца слова начиная с последней. Вот как выглядит в таком словаре начало буквы А :

Думаю, этого достаточно, чтобы понять принцип расположения слов. Для удобства пользования слова выровнены не по левому, а по правому краю.

Автор «Слова о словах» взывал к энтузиастам, и они откликнулись: в Институт русского языка АН СССР стали приходить письма желающих сделать такой словарь. Их энтузиазм остался невостребованным, и первые обратные словари русского языка сделали... немцы. Один из них – словарь Бильфельдта (Bielfeldt H.H. Rucklaufiges Worterbuch der russischen Spracht der Gegenwart. Berlin, 1958) – вышел в ГДР, и его можно было купить. Добрых полтора десятилетия пользовались им русские лингвисты, пока в 1974 г. не вышел большой «Обратный словарь русского языка» на 125 тысяч слов. Он содержит гораздо больше информации, чем словарь Бильфельдта, так как не ограничивается лишь переводом прямого алфавита в «обратный». Этот словарь представляет собой обратный словоуказатель к четырем толковым словарям: «большому» академическому (Б ), словарю Ушакова (У ), словарю Ожегова (О ), «малому» академическому (М ). По этим индексам можно сразу узнать про каждое слово, в каких словарях оно есть. При большинстве слов стоит: буом . Это самые важные, нужные, употребительные слова, отсутствие которых трудно себе представить даже в относительно кратком однотомном словаре (каким является О ). Можно даже ввести такую «рабочую» характеристику слова: «Ну, это буом !». Это значит, что слово давно существует в русском языке, что оно употребительное, нужное, необходимое.

Обратным является «Грамматический словарь русского языка» А.А. Зализняка. В нем при каждом слове стоят совсем другие индексы: с их помощью сообщаются грамматические сведения. И этот словарь сам бог велел сделать обратным: благодаря такому расположению слова с одинаковыми грамматическими свойствами оказываются рядом.

А вот маленькая «викторина».

На какую букву начинается больше всего слов в любом «прямом» – толковом или орфографическом – словаре русского языка? Можно легко догадаться: на букву п . И нетрудно понять почему: в русском языке на
П
начинается много приставок (пере-, перед-, по-, под-, подо-, после-, пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-) . С частью этих приставок в изобилии образуются глаголы. В 17-томном словаре на долю п приходится три тома! «Затейники» в домах отдыха часто предлагают отдыхающим соревноваться в написании рассказов, в которых все слова начинаются на одну букву. И обычно это бывает буква п .

А на какую букву оказывается больше всего слов в обратном словаре? Тоже можно догадаться: на ту, которой не начинается ни одно слово, а именно: на ь – «мягкий знак»! И тоже совсем не загадочно: ведь этой буквой кончается подавляющее большинство невозвратных глаголов (лишь немногие оканчиваются не на ть , а на ти (например, вести, нести ).

И еще на одну букву в обратном словаре, оказывается, очень много слов, в отличие от «прямого». Эта буква – й – начинает слова только в виде исключения. Но зато ею кончаются все прилагательные и большинство причастий.

P.S. А на зо больше нет исконно русских существительных. К заимствованным же авизо и ариозо можно добавить еще только пезо (есть и вариант песо ).

Урок 2

Предмет: русский язык

Тема урока: Обратный словарь.

Тип урока: изучение нового ма­териала.

Планируемые результаты

Предметные: понимать структуру учеб­ника; ориентироваться в содержании; использовать словари в практической работе; формировать по­требность в систематиче­ском пользовании слова­рями с целью обогащения и расширения словарного запаса.

Метапредметные: использовать словари с целью поиска инфор­мации; ориентироваться на мнение товарища; учиться участвовать в диалоге; стремиться к точному выражению собствен­ных мыслей.

Личностные: осознавать значи­мость словарей при изучении родного язы­ка; работать со слова­рями как источником познания окружающей действительности; высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника.

Цели: научить учащихся работать со словарями для решения практических задач правописания; познакомить учащихся с Обратным словарем; научить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать ее анализировать и оценивать собственные творческие и деловы возможности; создать условия для вовлечения каждого ученик в активный познавательный, творческий процесс.

Ход урока


  1. ^ Организационный момент

  2. Чистописание
Сс Бб

Судьба косьба борьба резьба

Что интересного вы заметили в этих словах? (Они рифму ются.)

Молодцы! Сегодня мы попробуем узнать, что нам может помочь в таком трудном деле, как рифмование слов.


  1. ^ Актуализация знаний
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Чтобы стать грамотными и образованными людьми, мы обязательно должны знать значения слов. Если человек не знает значения слова, то не сможет им пользоваться. Оно будет звучать для него, как слово на иностранном языке! Значение слова мы можем узнать в Толковом словаре.

Мы продолжим наше знакомство и с другими словарями, которые помогут вам научиться писать и говорить правильно


  1. Физкультминутка
Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

5. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику


  • Откройте Обратный словарь.
Зачем нужен такой словарь? (Пока неизвестно, непонятно, зачем он нужен.)

(Учащиеся читают текст учебника (ч. 1) на с. 7-8 и выполняют соответствующие задания.)


  • Как же мы будем использовать Обратный словарь на уроках русского языка? ( Он поможет нам грамотно писать.)

  • А. Найдите слова, оканчивающиеся на -дка. Как вы думаете, в чем трудность написания этих слов? Выпишите 10 любых слов, но не под­ряд. Пять из них проверьте (устно).
(Пропедевтика освоения орфограммы «Парные звонкие - глухие согласные на конце и в середине слова».)

  • Откройте Обратный словарь на букву К. Прочитайте первые 10 слов. Что можно сказать об этих словах? (Они рифмуются.)

  • Посмотрите слова на букву J1. Что вы заметили? (Три первых слова - бокал, канал, пенал -рифмуются.)

  • А почему мел с ними никак не рифмуется, а орел-осел - опять рифмуются?

  • В чем же дело? ( Примерный ответ. Один и тот же звук должен быть под ударением, чтобы слова рифмовались: в первых трех словах это звук [а]. В четвертом слове звук [э] ни с чем не рифмуется, и в последних словах один и тот
же звук [о]: о[р"ол] о[с"ол].)

  • Давайте вернемся к словам на букву К. Какой же звук в них
стоит под ударением?

2. Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной ра­боты № 1 №5 (с. 4).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)


  1. Подведение итогов урока

  • Какую задачу мы решали на уроке?

  • Какие трудности были?

  • Задача урока выполнена?

  • Кто доволен своей работой на уроке?

  • Какую задачу поставим на следующий урок?(Познакомить­ся с другими словарями.)
Домашнее задание

Кандидат филологических наук Н. ЕСЬКОВА.

В книге "Слово о словах", появившейся в середине 50-х годов, Лев Успенский высказал мысль, что лингвистам был бы очень полезен словарь, в котором слова располагались бы по алфавиту не начальных, а конечных букв. С детства помню "задачку": сколько чисто русских (не пришедших из других языков) существительных, кончающихся на зо? Сразу вспоминаются: пузо, железо, а еще? Приходят в голову авизо, ариозо, но они заимствованные. Был бы такой словарь, сразу можно было бы дать исчерпывающий ответ на этот чрезвычайно важный вопрос.

Но не только для удовлетворения праздного любопытства нужен словарь, располагающий слова по алфавиту последних букв. В таком словаре, например, оказываются "собранными" без всяких усилий со стороны исследователя слова с одним и тем же суффиксом. И во многих других случаях лингвистам приходится сопоставлять конечные элементы слова.

Лев Успенский думал, что излагает "совсем небывалое предложение". В действительности такие словари, которые получили название "обратных", тогда уже существовали. Но не для русского языка. Например, в Лейпциге в 1904 году вышел обратный словарь для латинского языка.

Название "обратный словарь" условное. На самом деле порядок расположения слов в такого рода изданиях обычный - "прямой" алфавитный, только алфавитное расположение устанавливается исходя из букв конца слова, начиная с последней. Вот как выглядит в таком словаре начало буквы А:

а
ба
аба
кааба
баба

Еще один небольшой фрагмент:

хрыч
сыч
ульч
ключ
бирюч
мяч

сх"имник мо
над"омник мо
пал"омник мо
дипл"омник мо
скр"омник мо
"атомник мо

Буквы мо означают: мужской род, одушевленное, индексом обозначен тип ударения (всегда на основе).

То есть, для удобства пользования слова выровнены не по левому, а по правому краю.

Автор "Слова о словах" взывал к энтузистам, и они откликнулись: в Институт русского языка АН СССР стали приходить письма желающих составить такой словарь. Их энтузиазм остался невостребованным, и первые обратные словари русского языка сделали... немцы. Один из них - словарь Х. Бильфельдта (H. H. Bielfeldt. Rucklaufiges Worterbuch der russischen Spracht der Gegenwart. Berlin, 1958) вышел в ГДР. Добрых полтора десятилетия пользовались им русские ленгвисты, пока в 1974 году не вышел большой "Обратный словарь русского языка" на 125 тысяч слов. Он содержит гораздо больше информации, чем словарь Х. Бильфельдта, так как не ограничивается лишь переводом прямого алфавита в "обратный". Этот словарь представляет собой обратный словоуказатель к четырем толковым словарям: "большому" академическому (Б), словарю Ушакова (У), словарю Ожегова (О), "малому" академическому (М). По этим индексам можно сразу узнать про каждое слово, в каких словарях оно есть. При большинстве слов стоит: БУОМ. Это самые важные, нужные, употребительные слова, отсутствие которых трудно себе представить даже в относительно кратком однотомном словаре (каким является О). Можно даже ввести такую "рабочую" характеристику слова: "Ну, это БУОМ!" значит, что слово давно существует в русском языке, что оно употребительное, нужное, необходимое.

"Обратным" является и Грамматический словарь русского языка А. А. Зализняка. В нем при каждом слове стоят совсем другие индексы: с их помощью сообщаются грамматические сведения. И этот словарь сам бог велел сделать "обратным": благодаря такому расположению слова с одинаковыми грамматическими свойствами оказываются рядом.

А вот маленькая "викторина".

На какую букву начинается больше всего слов в любом "прямом" - толковом или орфографическом - словаре русского языка? Можно легко догадаться: на букву П. И нетрудно понять, почему: в русском языке на П начинается много приставок (пере-, перед-, по-, под-, подо-, после- , пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-) С частью этих приставок в изобилии образуются глаголы. В 17-томном словаре на долю П приходится три тома! "Затейники" в домах отдыха часто предлагают отдыхающим соревноваться в написании рассказов, в которых все слова начинаются на одну букву. И обычно это бывает буква П.

А на какую букву оказывается больше всего слов в "обратном" словаре? Тоже можно догадаться: на ту, которой не начинается ни одно слово, а именно на Ь - "мягкий знак"! И тоже совсем не загадочно: ведь этой буквой кончается подавляющее большинство невозвратных глаголов (лишь немногие оканчиваются не на ТЬ, а на ТИ (как, например, вести, нести).

И еще на одну букву в "обратном" словаре оказывается очень много слов в отличие от "прямого". Эта буква - Й. С нее начинаются слова только в виде исключения. Но зато ею кончаются все прилагательные и большинство причастий.

P.S. А на зо больше нет исконно русских существительных. К заимствованным же авизо и ариозо можно добавить еще только пезо (есть и вариант песо).

Loading...Loading...