Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными. К онспект урока "Виды подчинительной связи в СПП: однородное подчинение, последовательное подчинение, параллельное подчинение" Схемы спп с несколькими придаточными

Виды подчинения. однородное последовательное параллельное главное предложение главное предложение главное предложение придаточное предложение придаточное предложение придаточное предл. I ст. придаточное предл. II ст. придаточное предложение придаточное предложение








1. (Если радость кончается), [ищи], (в чём ошибся). СПП с придаточными услов., изъясн., с параллельным подчинением. 2. [Избавлю вас от описания гор, от возгласов, (которые ничего не выражают), от картин, (которые ничего не изображают, особенно для тех), (которые там не были), и от статистических замечаний], (которых решительно никто читать не будет). СПП с придаточными определительными, с параллельным и последовательным подчинением. 3. [Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, (сколько им лет), горы, от вечных ветров поседелые, реки], (которым названия нет). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с параллельным подчинением. 4. (Чтобы отбить, отбросить вражий вал), [такие город вынес испытанья], (каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья). СПП с придаточными цели, определительным, с параллельным подчинением. 5. [Город как бы спрашивал тебя], (где же ты был в зимние дни), (когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с последовательным подчинением. Определите придаточные и вид подчинения.




Однородные придаточные (соподчинение). Запятые ставятся. [Я увидел], (как звёзды стали бледнеть), (как по земле пронеслась прохлада). , (как…), (как…). Если соподчинённые (изъяснительные) придаточные связаны союзом «и», то запятая не ставится. [Очевидно было], (что Савельич был прав) и (что я напрасно оскорбил его). , (что…) и (что…). Если 3 придаточных изъяснительных (соподчинённых), но во 2 – ом предложении союз опущен и присоединяется оно с помощью союза «и», то перед «и» запятая не ставится. [Видел Егорушка], (как темнело небо) и (опускалась мгла), (как засветились звёзды). , (как…) и (…), (как…). Если при главном предложении 2 придаточных соподчинённых (времени) и перед каждым стоит «и», то перед 2 – ым «и» ставится запятая. [Я люблю леса] и (когда они весело шелестят листвой), и (когда они спокойно стоят под снегом). и (когда…), и (когда…). ПунктуацияПримеры


ПунктуацияПримеры Неоднородные придаточные. Запятые ставятся. а) Параллельное подчинение: (От главного предл. ставятся к придаточным разные вопросы.) (Когда шлюпка подошла к берегу), [мы увидели], (что к берегу бегут люди). (Когда…), , (что…). б) Последовательное подчинение: (От главного предл. вопрос ставится к придаточному I степени, от придаточного I степени – к придаточному II степени, от придаточного II степени – к придаточному III степени.) [Местами лепились деревушки], (которые цветом так сливались со скалами), (что надо было подойти ближе), (чтобы их приметить). , (которые…), (что…), (чтобы…).


ПунктуацияПримеры При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, т. е. рядом будут 2 подчинит. союза. Если 2 – ое придаточное легко убирается из предлож., то оно обладает самостоятельностью и между союзами ставится запятая, если нет, то запятая не ставится (обычно перед «то», «но», «так»). [Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), об охоте нечего и думать). [Старик предупредил], (что если погода не улучшится), (то об охоте нечего и думать). ССП, в состав которых входят СПП.[Ребята шагали быстро], и, (когда до места ночлега оставалось три километра), [справа показался лесок). Бывают СПП, в которых указанные виды предложений комбинируются. Между союзами (в данном случае «и» и «когда») запятая ставится, если предложение, начинающееся со второго союза, легко убирается, если нет, то запятая не ставится.


1. Никогда ещё дети не нуждались так в обогащении языком как нуждаются они в наши дни когда жизнь всесторонне изменяется когда всё требует новых форм. 2. С самого начала вы должны так поставить дело чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах чтобы им хотелось вам рассказать чтобы они были заинтересованы в вашем знании. 3. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет всё вытерпеть всё преодолеть на своём пути если к этому позовёт его Родина. 4. Пока доехал домой посидел дома прошло ещё два часа так что когда я вышел было уже светло. 5. Поздоровавшись папа сказал что будет нам в деревне баклуши бить что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.,,,


1.Определить тип предложения по цели высказывания (повест., вопрос., побудит.). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (воскл. или невоскл.). 3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы. 4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.). 5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное). Схема разбора СПП с несколькими придаточными. [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже). (А. Чехов). [сущ., (на котором), глаг.], (почему), (почему). (Повест., невоскл., сложное, СПП с тремя придаточными: 1) опред., 2) и 3) – изъясн.; с параллельным и однородным подчи - нением). Образец разбора СПП с несколькими придаточными. какое? что? ____


Разберём предложение синтаксически. Отец мой говорил мне что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. (Аксаков). [ гл.], (что) и (что). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1) изъясн., 2) изъясн., с однородным подчинением придаточных). ,)(() о чём? о чём? ___ _ ___


Я слышал как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то что у того отвалилась ручка. (Паустовский). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1)изъясн., 2) изъясн., с последовательным подчинением придаточных). [ гл.], (как), (что). что?за что? Когда он подъезжал к заднему двору Егорушка напряг своё зрение чтобы получше рассмотреть его. (Чехов). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1) обст. места, 2)обст. цели, с параллельным подчинением придаточных). (Ко гда), , (чтобы). когда?зачем? Расставьте знаки, сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения. I вариант II вариант (,), () (),,() _ ____ ____ _ ____




Сложные предложения с разными видами связи это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) {Печален я}: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. : [ сущ.], (с кем), (кому).


Схема разбора сложного предложения с разными видами связи. 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы. 4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная). 5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение). 6. Составить схему предложения. Образец разбора слож. предл. с разными видами связи [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) (В. Арсеньев). , , и, {(чтобы), [сущ.], (которая)}. (Повест., невоскл., слож., с разными видами связи: бессоюзн., сочинит. и подчинит., состоит из 3 частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинит. соединит. союзом и (II и III части); I ч. - простое предл., II ч. - простое предл., III ч - СПП с двумя придаточными (цели и опр.) с параллельным подчинением. опр. цели


Расставьте знаки препинания. Разберите предложение синтаксически. Переулок был весь в садах и у заборов росли липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов). ___ ___ [,], () [, и , (так что). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что. ]


Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов) Такое предложение называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением. Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения. Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной. Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире. Период как особый вид сложного предложения.
А25.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути. 1) 1,2,4 2) 2,3 3) 1,2,3, 4 4) 1,3 Ответ: 3


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг. 1)1,2,4 2)2,3 3)1,2,3,4 4)1,3 Ответ: 3


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. 1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3 Ответ: 4


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал. 1) 1, 4, 5 2) 2, 3, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 4 Ответ: 3


А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4 Ответ: 2

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

    Придаточная изъяснительная . Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли .

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

    Придаточная определительная . Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как .

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ ... ], (чей …).

    Придаточная присоединительная . Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем , всех падежных форм слова что .

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

    Придаточная обстоятельственная . Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ ... ], (когда …), а (…).

Обстоятельственные значения:

      места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда );

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ ... ], (откуда …).

      времени когда, пока, лишь, только );

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

      условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

      причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как );

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

      цели чтобы );

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

      следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что );

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ ... ], (так что…).

      уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя );

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

    сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем );

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

    меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько );

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

    образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как ).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

    Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

    Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

    Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда , подчинительный союз что .

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который …).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и . Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение

В сложноподчиненном предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей (для наглядности мы их будем выделять разными графическими обозначениями). В этом случае различаются два типа сложноподчиненных предложений.
Первый тип составляют такие, в которых все придаточные части относятся к главной части (к ее отдельному слову (словосочетанию) или ко всей главной части в целом). В зависимости от значения придаточных частей и их отношения к главной, они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.
Однородными называются одноименные придаточные части (т. е. части, имеющие одно значение), относящиеся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом:

Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике цглевозы(и)как хрипло покрикивали на лошадей полу- замерзшие люди (Д. Мамин-Сибиряк). В данном предложении три придаточные части однородные, так как отвечают §а вопрос «что?», являются изъяснительными и относятся к одному и тому же словосочетанию (слышно было) в главной части:
Однородное
подчинение

В праздничные дни хозяин нарочно приискивал какое-нибудь дело, лишь бы занять чем-нибудь время, лищь.бы.не б ыл. б amр а к его без _ рабо ты (М. Шолохов). В данном предложении две придаточные части однородные, так как отвечают на вопрос «зачем?», являются придаточными цели и относятся к одной главной части:
Однородное
подчинение
Между собой эти части связываются сочинительной или бессоюзной связью и поэтому называются придаточными соподчиненными:
И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой. пробуждал. что в мой жестокий век восславил я свободу (и)милость..к.п.адшим..при.змтл (А. Пушкин). Две однородные придаточные изъяснительные связаны между собой бессоюзной связью, а третья придаточная изъяснительная сочинительной связью:

чем?
(что...), (что...) и ()
Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, (а) р о л к и.стаям и.. в олочатс.Я (В. Гиляровский). Однородные придаточные места соединены противительным союзом а. Подчинительный союз где во второй придаточной части опущен:

Летом это была мелкая речушка, которую легко переходили вброд (и) которая обыкновенно пересыхала к августу (А. Чехов). Однородные придаточные определительное соединены союзом и:

(которую...) и (которая...)
Ей казалось, что этот звон острою колючкой вошел ей
в диши, что пожар никогда не окончится, что. /г о терял асъ
Саша... (А. Чехов). Три придаточные изъяснительные соединены бессоюзной связью:

что?
(что...), (что...), (что...)
Неоднородными являются придаточные части разноименные, т. е. разные по значению, а также одинаковые по значению, но относящиеся к разным членам главной части. Такие придаточные еще называются параллельными:
Дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица, удивительная! (С. Баруздин). Обе придаточные части являются изъяснительными, но относятся к разным словам главной части:

Неоднородное (параллельное) подчинение

ви казалось, что он при каждом шаге вытягивает НОШ ОТПКЦ- ^:ШО..ММбошмз:Под.зе4МЦ (К. Симонов). К одной главной относятся две разные придаточные части: придаточная уступки и изъяснительная, которые поясняют ее с разных сторон:

несмотря на что? ^ что?
(хотя...) (что...)
Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые. _.нич.ег_о..не..ишСражают (М. Лермонтов). Обе придаточные части являются определительными, но относятся к разным словам главной части:



каких? u

м каких?

(которые...) (которые...)
Когда он подъезжал к задніми возу. Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его (А. Чехов). Главную часть предложения поясняют придаточные времени и цели с разных сторон:
/\
когда? ^ \^ зачем?
(когда...) (чтобы...)
Ко второму типу сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют последовательную цепь: первая придаточная часть относится к главной, вторая - к первой части, третья - ко второй и т. д. Такое подчинение считается последовательным (или включением), а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т. д.:
Поражало безмолвных посетителей филиала то, что х:р,-. р_исты,_расс_еянныев__р_азных__места^
как будто весь хор стоял. не спуская глаз с невидимого дирижера (М. Булгаков). К главной части относится изъяснительная придаточная 1-й степени, к придаточной 1-й степени - сравнительная придаточная 2-й степени:
что?)г
(что...) 1-й степени
U
(как будто...) 2-й степени
По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, ЗШобы,не_пр_омошмШь.до__шШШ..рт_р_ось1, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой (К. Паустовский). К главной части относится придаточная времени 1-й степени, к придаточной 1-й степени - придаточная цели 2-й степени:
когда? v 1-степени
(когда...)
зачем? 11 2-й степени
(чтобы...)
Было что-то в их чувстве, что сливало сердиа и уничтожало бездонную пропасть, ко тора я.,отделяет...чело.
века.от__чело_в.е_к_а_ (JI. Андреев). К главной части относится придаточнад изъяснительная 1-й степени, к придаточной 1-й степени - определительная придаточная 2-й степени:
что? u
(что...) 1-й степени
какая? \г
(которая...) 2-й степени
В последовательном подчинении одна придаточная часть может находиться внутри другой, что приводит к стечению союзов. Именно поэтому последовательное подчинение называется включением.
1-й степени
Кони так устали, что, когда с них сняли вьюки, они легли на землю (В. Арсеньев). К главной части относится придаточная меры и степени 1-й степени, к придаточной 1-й степени - придаточная времени 2-й степени:
как? , і

когда? н
2-й степени
(когда...)
Последовательно подчиненные придаточные и придаточные однородные и неоднородные могут совмещаться в пределах одного сложного предложения:
Но тут же он понял, что понадобится отчаянная сме
лость. чтобы..нажать.кнопку..Ж9_нш___у..ее_ дверей,(и)что он вряд ли на это решится (К. Паустовский). Сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением. К главной части относятся две однородные изъяснительные придаточные, а к первой изъяснительной придаточной - придаточная цели:
зачет

(чтобы...)


(пока...) (чтоб...)
Пока сидел ты в школе, на уроках, мать слезы вытерла, чтоб ты не знал, что..есть нужда (й) что она жестока (А. Люкин). Сложноподчиненное предложение с неоднородным, последовательным и однородным подчинением. Главную часть поясняют придаточная времени и придаточная це- _ ли. Придаточную цели поясняют две однородные изъяснительные придаточные:
Сложноподчиненные предложения могут иметь две (или несколько) главные части с общей (или общими) придаточными. Как правило, это предложения с придаточной частью, отнесенной ко всей главной в целом (одновременно к двум
или даже трем). Чаще всего это придаточные с временными и условными значениями:
Лишь только Маргарита коснулась влажной травы, му
зыка над вербами ударила сильнее и веселее взлетел сноп искр из костра (М. Булгаков).

когда?
(,лишь...)
Реже встречаются придаточные образа действия такого типа и придаточные определительные:
Так ярко звезд горит узор, так ясно Млечный Путь
струится, что занесенный снегом двор весь и блестит
и фосфорится (И. Бунин).
как?"Жgt;^
(что...)
Там было море и там была степь, шторых.Петядще._ци:
какие?
(которых...)

Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими при­даточными бывают нескольких видов.

1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением. Это такие предложения, в которых придаточные образуют цепочку; первое придаточное относится к главному пред­ложению (придаточное первой степени), второе - к первому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

Например:

Кругом было тихо, так что казалось (придаточное 1 степени), будто в ушах звенит (придаточное II степени) (В. Арсеньев).

Схема этого предло­жения:

, (так что...), (будто...).

2. Сложноподчиненные предложения с параллельным(неоднородным) подчинением. Это такие предложения, в кото­рых придаточные относятся к одному главному, но являются различ­ными по значению.

Например:

Чтоб докончить портрет (придаточное цели), я скажу, что у него был вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза (придаточное изъяснительное) (М. Лермонтов).

Схема этого предложения:

(чтоб...), , (что...).

3. Сложноподчиненные предложения с однородным под­чинением (соподчинением) . Это такие предложения, в которых придаточные относятся к одному главному предложению и являются одинаковыми по значению, однородными.

Например:

1. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком а подозрением (А.С. Пушкин) [оба придаточных являются изъясни­тельными: это однородные (соподчиненные) придаточные].

2. Ранней весной, когда сойдет снег и подсохнет полягшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы (М. Шолохов) (оба придаточных придаточные времени; это однородные придаточные, перед вторым из них опущен союз когда) .

4. Могут быть более усложненные по строению сложноподчинен­ные предложения, в которых указанные выше виды предложений комбинируются.

Например:

Когда Вронский смотрел на часы на бал­коне Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час (Л. Толстой). Это сложноподчиненное предложение с параллельным и по­следовательным подчинением.

Его схема:

(когда...), , (что...), (который...)

1. При последовательном подчинении предложений рядом могут оказаться подчинительные союзы или союз­ные слова (что если, что когда, что куда, который если и др.). В этом случае между ними ставится запятая ,если дальше не идет вторая часть союза - то или так.

Например:

Я заметил, что, куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное (И. Гончаров). (Но: Я заметил, что куда ни приедешь, то найдешь что-нибудь замечатель­ное.)

Сообщи мой адрес и скажи, что, если сестрицы напашут, большое и хорошее спасибо скажу (В. Короленко). (Но: Сообщи мой адрес и скажи, что если сестрицы напишут, то (так) большое и хорошее спасибо ска­жу.)


2.Если однородные придаточные соединены не­ повторяющимися соединительными или разделитель­ными союзами, то запятая между ними не ставится.

Например:

Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка (А.П. Чехов)

Яков встал утром, когда солнце еще не палило так сильно и с моря веяло бодрой свежестью (М. Горький) (во втором придаточном опущен союз когда).

3. Если однородные придаточные предложения распространены и внутри них есть уже запятые, то они мо­гут отделяться друг от друга точкой с запятой .

Например:

Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще днев­ной свет пугается, неразрывно сцепившись с ночным (М. Шолохов).

Loading...Loading...