Индуизм и верховные индийские боги. Пантеон индийских богов и богинь: классификация и полный список Четырехрукий бог индусов

Индуизм является одной из самых необычных религий мира. Жители древней Индии поклонялись великому множеству богов и божеств. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный Пантеон греческих богов. Занимаясь йогой невозможно обойти своим вниманием богов индуизма, как и йогические учения, это тоже, внушительный пласт древнеиндийской культуры. Давайте попробуем разобраться кто же такие Брахма, Вишну, Шива и многие другие представители индийского Пантеона Богов.

Шива

В древней индийской религии существует огромное множество богов, среди которых выделяют трех самых главных: Шива, Вишну и Брахма. Брахму и Вишну почитают как творца и защитника. В отличие от них, Шива – это разрушитель Вселенной. Так же Шива это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к переменчивому материальному миру. В индийской мифологии считается, что объединившись, Шива, Вишну...

Вишну. Хранитель мироздания. Поддерживает равновесие в мире, не позволяя воинствующему Шиве разрушить все вокруг.

Лакшми. Богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Ее почитатели, по поверьям, будут защищены от всех несчастий и нищеты.Старшая супруга Вишну

Бог Индра и богиня Шачи

Индра. Бог грома и молний. Главный помощник Вишну в борьбе с хаосом. В правой руке обычно держит ваджру (молнию),которой разит врагов и возрождает к бою погибших.

Шачи. Жена Индры . Богиня ревности и гнева. Эталон красоты для всех индийских женщин.

Боги Варуна и Ваю

Варуна. Хранитель истины и справедливости, главный судья среди богов. А также владыка мировых вод. Брат Индры.

Ваю. Бог ветра, сопровождает Индру в бою. Может развеять врагов и предоставить убежище союзникам.

Боги Брахма и Агни

Шива. Разрушитель,олицетворение мужского начала.По преданиям,у него пять лиц,а также четыре, восемь, а то и десять рук, чтобы он смог справиться со всеми делами вселенной.

Парвати. Перерождение первой жены Шивы — Сати.Воплощение женской творческой энергии Шивы . Богиня имеет множество имен.

Боги Ганеша и Сканда

Бхагавати. Сельское воплощение Парвати . Отличается своенравным характером, способна насылать несчастья, болезни.

Религиозная картина Индии, а точнее индуизма, традиционно складывается из сосуществования множества различных независимых школ. На сегодняшний день исследователи насчитывают четыре основные традиции внутри индийского язычества, каждая из которых имеет массу ответвлений. Большая часть из них корнями уходит в седые времена ведизма - древнейшую форму религиозности индоариев. Из этого же источника происходят и древние боги Индии, по крайней мере, многие из современных пантеонов индуистских школ.

Тримурти - индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица - Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну - сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, - разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному. Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм - Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти. К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Локапалы - хранители мира

Основным из них является класс локапал. Это 8 (в древнем индуизме только 4) божеств, которые поддерживают мир. В юрисдикцию каждого из них входит определенная сторона света, каждому из них присваиваются священное животное, атрибут и божественная супруга.

Боги Индии, составляющие этот род: Сома, Агни, Индра, Яма, Варуна, Ваю, Кубера, Сурья.

Основные боги индуизма

В реальной жизни индусов преимущественное значение имеет небольшая группа богов, чья божественная юрисдикция наиболее значима для повседневной жизни. Наверное, всем известны имена Ханумана, Ганеши и Сарасвати. Первый из них - бог в образе обезьяны. Это очень древний персонаж индийской мифологии, он имеет огромное значение для индусов как покровитель деревень и их населения.

Не уступает ему в популярности бог с головой слона - любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. Сарасвати - это богиня мудрости и искусств. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Кроме этих трех, есть и другие древние боги Индии, авторитет которых и сегодня довольно высок в индуистском обществе. Таковы Кали - богиня разрушения и истребительница демонов, Лакшми - богиня благополучия, изобилия, богатства, удачи и радости, Кама - бог любви верхом на попугае, и ряд других.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги - высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

Говорят, что в Индии существуют миллионы Богов. Говорят также, что в Индии процветает политеизм.
"не согласный с обоими..... Взять все, да поделить". Расскажу кратенько что я знаю об индийских Богах.

Начнем с того, что индийские Боги представляют различные аспекты единой реальности - Брахмана. Упанишады говорят: Сарвам кхалвида Брахма - все есть Брахман. Каждый из аспектов Брахмана как абсолюта и всеобщей реальности может наделяться антропоморфным образом, некоторые из которых мы можем видеть в индийских и непальских храмах, а может и не наделяться, или изображаться как или вообще Бога.
Кроме того, индийские Боги существовали во времени - их культы возникали и приходили в упадок. Так что некоторых Богов, условно говоря, нет, поскольку про них забыли, им не поклоняются и их имена стерты временем.

Итак, все остальные известные мне

Боги Индии

могут быть разделены (условно) на 4 категории:

1. Ведические Боги олицетворяющие мир и природные стихии,

2. следующие за ними по времени Боги индуизма - Махадевы , культы которых процветают и в современной Индии, и близкие им божества;

3. аватары и инкарнации Махадевов, то есть "нисхождения" Богов

4. дэвата - местные божества , которые обычно либо отождествляются с основными индуистскими Богами, обмениваясь с ними частью функций и качеств, либо сохранили автономность и им поклоняются только в определенных населенных пунктах.
Культы местных богов особенно распространены в северной Индии, долина даже зовется по этой причине "долина тысячи Богов", в каждой деревне есть свое, а иногда и не одно божество.
В южной Индии напротив местные божества ассимилировались с индуистскими Богами, оставив за собой только имена и часть свойств, как, например, Шива в Мадурае предстает как супруг дравидской Богини Минакши ("с глазами рыбы") в образе Сундара ("красивого").

К Богам, упомянутым в Ведах

относятся: Брама и , которым поклоняются в Индии и сейчас, и речь о которых пойдет ниже, а также:
громовержец Индра, царь Богов, которому подвластны небеса и молнии, он обычно изображается верхом на слоне.
до Индры царем Богов был Варуна - бог вод и морей (сравним со славянским Перуном), которого Индра постепенно вытеснил его с небесного пьедестала.
Бог огня Ягни, он всегда окутан языками пламени.

Вайю - бог ветра.
Сурья - бог Солнца, культ которого был весьма распространен, в Индии до сих пор осталось несколько храмов Солнца;
Сома - бог Луны и одноименной культового опьяняющего напитка, принимать который должен был каждый чтущий Веды брамин. В Индии есть храм, посвященный Соме, - , позднее Сома
Яма - бог смерти и загробного мира.
Рудра - грозное, неистовое Божество, одетое в шкуру, которое тем не менее являлось защитником людей и животных. Рудра позже трансформировался в индуистского Шиву.
И многие другие.
Необходимо отметить, что у Богов есть жены, олицентворяющие их творческую религию, энергию и мощь, напишу о них отдельно.

Боги индуизма

В Индии 3 главных Бога - МахаДэва, что означает "Великий Бог" - Брахма, Вишну и Шива, которые симфолизируют соответственно созидание, поддержание (сохранение) и разрушение.

Создатель Брахма называется в ведической литературе и упанишадах также Сваямбху (переводится с санскрита как самосущий, самосотворенный), Хиранья гархба (переводится как золотой зародыш иди семя, яйцо). Брахма создал и мир и Веды, при этом культ Брахмы не очень популярен в Индии, я знаю только об одном храме, посвященном Брахме, в Пушкаре. В тоже время, Брахма занимает значительное место в космологии, ведь именно днями и годами Брахмы изменяется вселенной и всего сущего. Брахма живет 100 божественних лет, каждый день создавая мир, который живет только в течение 1 дня - кальпы, равного 8 640 000 000 земных лет, за кальпой следует пралайя - разрушение, а потом снова создание нового мира.

Брахма изображается на многих индийских храмах и его легко узнать - у него есть борода, аккуратная клиновидная бородка. У Брахмы 4 лица, 4 руки, в которых он держит сосуд для воды, четки, пучок травы и Веду. Брахма часто изображается сидящим на лотосе или на лебеде.

Бог-хранитель Вишну - один из наиболее популярных Богов Индии, поклонники которого образуют одну из ветвей индуизма - вайшнавскую.
Вишну обычно изображается сидящим на своей вахане птице Гаруде или возлежащим на змее Шеше, покоящемся в океане вечности.
У Вишну 1 лицо и четыре или более рук. В руках он держит колесо, жезл, лотос и раковину или пару таких предметов.
Вишну представет в мифологии и иконографии Индии не только как самостоятельное Божество, но и в форме 10 своих проявлений - аватаров, то есть снизошедших на землю и проживших жизкь в физической форме для решения возложенной на него задачи поддержания равновесия мироздания.

Аватары Вишну: Матсья - рыба, Курма - черепаха, Вараха - дикий кабан, - человек-лев, Вамана - карлик, Парашурама - человек с топором, герой эпоса - Рама, легендарный аватар , котрому поклоняются и как самостоятельному божеству, девятый аватар Вишну - , основатель буддизма, и десятый аватар Калки - аватар будущего.

Бог-разрушитель Шива является вторым из наиболее значительных Махадэвов - главных Богов Индии, и его поклонники - шиваиты формируют вторую крупнейшую ветвь индуизма.
Шива изображается обычно сидящим на тигровой шкуре или на свой вахане - быке . Шива имеет как правило 1 лицо и 4 или более рук, в которых он держит трезубец шришулу, барабанчик дамару, в остальных руках иногда , копье, чаша из черепа, олень, иногда рука Шивы находится в благословляющем или охраняющем жесте - варада или абхиная мудре.
У Шивы длинные пряди спутанных волос, часто собранные на темени, в которые воткнут серп луны, с его волос стекает великая . Шея, руки и ноги обвиты кобрами, Шива также носит ритуальные бусы рудракша на шее, иногда держит их в руке. У Шивы третий глаз - глаз сокровенного знания, но также это и глаз, от взгляда которого разрушается . Шива обычно одет в шкуру или шкура обернута вокруг его бедер, он является покровителем йоги и йогов, и вообще мистических знаний.
Основным зримым образом Шивы и его культа является фаллический символ лингам, в мире же Шива как минимум 12 раз проявлялся в образе лингама - несотворенного лингама - джйотирлингама в 12 священных для шиваитов местах, где построены особо почитаемые храмы.

У Шивы нет аватаров, но в его культ вошли такие Боги Вед как Сома, Рудра, а также Яма, который отождествляется с одним из воплощений Шивы - Махакала (великое время).
Не смотря на отсутствие аватаров у Шивы много воплощений, он представет в и форме - отца и защитника живых существ, и в форме ужасного Бхайравы, и с многими другими ликами, видимыми тем, кто к нему обращается.
Так же Шива иногда приходит к людям что бы проверить их чистоту и сострадательность в образе старика-саду или , ведь Шива - в первую очередь Благодетель, так что не упускайте случая покормить этиъх существ, вдруг это Шива заглянул к вам;)
Одна из самых почитаемых в Индии инкарнаций Шивы - царь обезьян Хануман из эпоса Рамаяна

У Шивы и Парвати два сына - любимец народа Индии слоноликий Бог Ганеша и Муруган. Ганеша изображается верхом или в сопровождении со своей ваханой - мышью, Гашена - Бог изобилия, богатства, мудрости, также он устраняет препятствия. Культ Муругана, другие его имена Картикейя и Кумар распространен в основном в южной Индии, это Бог-девственник, он символ чистоты, он помогает людям на путях духовного развития и . Муруган изображается верхом на павлине, в его руке копье - вель.

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.

Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.

Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество других богов, самые известные из которых следующие:

Индра - бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света.

Варуна - всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца, чтобы стать богом вод. В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.

Яма - страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище, где грешники мучаются до следующего рождения.

Кубера - бог драгоценных металлов, камней, минералов и богатства вообще, властелин Северной стороны света. Местом его пребывания считают прекрасный город Алака, неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).

Ганеша (Ганапати) - бог с головой слона, второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов (полубожеств, прислужников Шивы). Он является Устранителем Препятствий и покровителем всех, кто изучает различные науки. Самое любимое божество индусов, наиболее часто изображается в танце. Его атрибуты - один поломанный бивень, толстый живот, восседает на крысе.

Хануман - обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.

Кама - индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы).

Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые как правило носили те же имена, что и мужские божества, только с женскими окончаниями - например, Индрани.

Аналогично трем Верховным Божествам, жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными среди множества женских божеств индийского пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати - жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой светлокожей женщины с виной (индийской лютней) и книгой в руках, сопровождает ее лебедь. По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.

Лакшми - богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны.

Парвати - жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали. Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы, многорукой и вооруженной различными видами оружия, с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.

Вишну

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде - исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.

Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну является вечным правителем на планетах «духовного неба» – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного неба брахмаджийоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.

Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны.

Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба» и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.

Основным космологическим циклом в индуизме считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый, с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи) – Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали. Их продолжительность равна соответственно:

  • Сатья Юга - 1 728 тыс. человеческих лет,
  • Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
  • Двапара Юга – 864 тыс. лет и
  • Кали Юга – 432 тыс. лет.

Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности, морали, силы, роста и продолжительности жизни человека и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 000 лет назад.

В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел в каждой из них и периодически воплощается в том или ином месте целиком или частично, дабы навести порядок. В соответствии с наиболее распространенной классификацией на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.

  1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа, Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману (прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности, а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
  2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита), с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара и обернули вокруг горы божественного змея Васуки. Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан, как обыкновенный индийский молочник сбивает масло. На поверхность вспененного океана всплыли амрита и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
  3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
  4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью, бог неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
  5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
  6. Парашурама ("Рама с топором"). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
  7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы "Рамаяна". Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека, часто - вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита - воплощение женской верности, три его преданных брата - Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,- и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
  8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.
  9. К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце. Больше всего любят изображать либо его детские шалости, как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери), либо любовные похождения с гопи (пастушками), самой любимой из которых была красавица Радха.

    Подробное жизнеописание бога Кришны содержится в известнейшем эпическом произведении - "Махабхарате".

    Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью - Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничтожить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама спаслись от избиения; их усыновили и воспитали пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса, узнав, что братья избежали уготованной для них гибели, предпринял множество попыток уничтожить детей. Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил множество чудес и подвигов: он убивал демонов, подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури, подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д. В свободное о совершения подвигов время он пас коров, играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.

    Когда же он вырос и распростился со своей идиллической пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной стороны тестем Кансы, правителем Магадхи, а с другой - безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство и основал новую столицу в Двараке в Саураштре. Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен, которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей. В главном сказании "Махабхараты" на протяжении всей истории борьбы царских родов он предстает как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов, и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией эпоса "Махабхараты", он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев, произносит свою великую проповедь, изложенную в "Бхагавадгите".

  10. Будда, последнее воплощение Вишну в прошлом. Согласно "Гитаговинде" великого поэта Джаядэвы, Вишну воплотился в образе Будды из сострадания к животным, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.
  11. Калки - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи Вишну явится в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Он осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу ("золотой век").
Loading...Loading...