ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 1 Формирование: интереса к предмету и мотивации его изучения; прочных базовых знаний; умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач; умений работать с тестами различных типов. 8-9класс
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 2 Профильная ориентация учащихся Определение круга предметов, по которым необходима подготовка к ЕГЭ Формирование группы учащихся, которым необходима подготовка к ЕГЭ по химии 9-10класс
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 3 Углубленная подготовка группы учащихся по химии: дифференцированный подход на уроках элективные курсы индивидуальные консультации класс
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ п/пп/п Содержание этапа период 4 Непосредственная подготовка к экзамену: знакомство с структурой КИМ по химии, нормативными документами; выделение особо сложных тем, подбор заданий разного уровня сложности по этим темам; изучение материала по темам, при этом: - повторение теории; - самостоятельная работа с заданиями ЕГЭ, относящимися к данной теме; - разбор всего непонятого и нерешенного. 11класс
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Целью работы: осознание определенной их частью того факта, что для реализации жизненных целей их детьми им необходима углубленная естественнонаучная подготовка. Федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к поступлению в вуз по данному направлению. Ученик, выбирающий этот экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Обратить внимание родителей на роль их помощи в подготовке своих детей. Учитель должен рассказать и о той помощи, какую он способен оказать ученикам в их работе (материалы, консультации).
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ Подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся. Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ. Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание. Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам с готовыми ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их. Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять. Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время. Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСКОВ НА УРОКАХ Для успешной работы на ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, ученики должны знать основные виды тестовых заданий, ориентироваться в их структуре, понимать, в какой форме нужно давать свой ответ. В тесте, особенно коротком, всегда есть возможность получения незаслуженной оценки за счет угадывания. При их использовании не развивается устная и письменная речь ученика.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСКОВ НА УРОКАХ Прием работы с тестами - «Ответ с комментариями»: Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора. Мотивировкой может служить словесное объяснение с опорой на свойства определенного класса веществ, формулировка определения, правила, закона, составление уравнения реакции, решение расчетной задачи…
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ Целью подготовки к ЕГЭ для сильных учеников является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий части С. Однако они должны регулярно тренировать себя на выполнении заданий части А и В. При этом перед ними ставятся задачи: а) свести к минимуму ошибки, допускаемые по невнимательности; б) выявить те темы курса химии, где ошибки допускаются по незнанию, изучить эти разделы, отработать полученные знания на тематических тестах.
ПОДГОТОВКА СЛАБЫХ И СРЕДНИХ УЧЕНИКОВ Ориентирована на успешную сдачу ЕГЭ как минимум на удовлетворительную отметку. Для этого достаточно уверенного выполнения части А контрольно-измерительных материалов (30 первичных баллов, которые можно набрать в части А, примерно соответствуют 50 баллам по шкале ЕГЭ). Подготовку надо вести по самым характерным свойствам веществ, наиболее распространенным типам реакций, самым простым и чаще всего используемым алгоритмам решения задач.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ НА ЭКЗАМЕНЕ Правила первого круга: Отмечай верное и пропускай сложное.(45мин.) Правила второго круга: Проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй «три шпаргалки» и законы химии.(95мин.) Правило третьего круга: Проверяй сделанное и угадывай ненайденное.
Позитивный опыт подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по химии. Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ № 33 Т.Е. Карабак
1 шаг Подготовительная работа.
Использование тестов с 8 класса.
- Разработка итоговых контрольных работ в формате ОГЭ, ЕГЭРазработка элективных курсов, направленных на подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
- Изучи анализ ОГЭ,ЕГЭ и методические рекомендации www.fipi.ru
3 шаг
- Мотивируй учащихся и родителей на результат.
4 шаг
Действуй в содружестве с психологом.
5 шаг
Разработай методику работы.
- Актуализация, систематизация и обобщение знаний по теме.
- Отработка практического навыка.
- Корректировка умений и навыков
- Контроль готовности к выполнению экзаменационных заданий.
6 шаг
Используй в работе образовательные ресурсы.
Демонстративные (теоретический материал)
- Интерактивные (учебный материал)
- Диагностические (тесты, тренажеры)
7 шаг
После проведения консультаций регулярно отслеживай уровень усвоения материала учащимися(работа с диагностическими картами).
8 шаг
- Пробные экзамены различных уровней
с подробным анализом.
9 шаг
Изучив результаты пробных экзаменов, работай над пробелами в знаниях учащихся.
- - положительный настрой на ЕГЭ и ОГЭ.
Спасибо за внимание!
Братякова С.Б.
Подготовка к ЕГЭ по химии Задания часть 1, часть 2
Братякова С.Б.
Цели:
- Ознакомиться с материалом экзаменационной работы по химии.
- Проверить свою подготовленность к экзамену.
- Расширить опыт выполнения тестовых заданий по химии
В презентации представлены задания из двух частей:
- Чтобы выбрать правильный ответ на вопрос части 1 наведите курсор на выбираемый ответ и кликните на левую кнопку мышки, при правильном ответе появится слово «Верно», при неправильном - «Неверно»
Ответы и решения заданий части 2 появятся по щелчку
Таблица Менделеева
Таблица растворимости
Братякова С.Б.
Верны ли следующие суждения о синтезе метанола и аммиака в промышленности?
А. Реакции синтеза метанола и аммиака экзотермические. Б. В производстве метанола и аммиака применяется циркуляционный
1) верны оба суждения
Верно
2) обы суждения неверны
Неверно
3) верно только Б
Неверно
4) верно только А
Неверно
Братякова С.Б.
Какую массу оксида кальция необходимо взять для приготовления 200 г раствора гидроксида кальция с массовой долей 3,7%?
1) 2,8 г
Неверно
2) 4,2 г
Неверно
Верно
3) 5,6 г
4) 8,4 г
Неверно
Братякова С.Б.
В результате реакции, термохимическое уравнение которой
2С 2 Н 2 +5О 2 = 4СО 2 + 2Н 2 О + 2610 кДж.
Выделилось 652,5 кДж теплоты.
Объем сгоревшего ацетилена равен
1) 33,6 л
Неверно
2) 22,4 л
Неверно
Верно
3) 11,2 л
4) 5,6 л
Неверно
Братякова С.Б.
Сколько литров кислорода потребуется для каталитического окисления 100 л оксида серы (IV) до оксида серы (VI)? Объёмы газов измерены при одинаковых условиях
Верно
Неверно
Неверно
Неверно
Установите соответствие между названием вещества и классом (группой) неорганических соединений, к которому оно принадлежит
Братякова С.Б.
название вещества
классы соединений
- А) CH 3 OCH 3
- Б) HOCH 2 CH 2 CH 3
- В) HCOOCH 2 CH 3
- Г) CH 3 C(OH) 2 CH 3
- 1) алкен
- 2) одноатомный спирт
- 3) многоатомный спирт
- 4) простой эфир
- 5) сложный эфир
Неверно
Верно
Неверно
Неверно
Установите соответствие между названием вещества и степенью окисления углерода
Братякова С.Б.
вещества степень окисления С
А) метанол 1) –4
Б) метановая кислота 2) –3
В) метан 3) –2
Г) этан 4) 0
Неверно
Неверно
Неверно
Верно
Установите соответствие между веществом и продуктом на аноде при электролизе его раствора
Братякова С.Б.
формула соли продукт на аноде
А) Na 2 CO 3 1) H 2 S
Б) Na 2 S 2) Cu
В) NaNO 3 3) O 2
Г) CuCl 2 4) Cl 2
6) CO 2
Неверно
Верно
Неверно
Неверно
Установите соответствие между формулой соли и её способностью к гидролизу.
Братякова С.Б.
отношение к гидролизу
1)по катиону
формула соли
1)Al 2 S 3
2)по аниону
3)по катиону и аниону
2)K 2 SO 3
4)гидролизу не подвергается
3)CrCl 3
4)K 2 SO 4
Неверно
Верно
Неверно
Неверно
Установите соответствие между реагентом и продуктом реакции
Братякова С.Б.
Продукты
1) СаСО 3
2) СаСО 3 + Н 2 О
3) Са(НСО 3 ) 2
4) Са(НСО 3 ) 2 + Н 2 О
5) СО + Н 2
6) Н 2 CO 3
Реагенты
А) СО 2 + Н 2 О
Б) СО 2 + СаО
В) СО 2 + Са(ОН) 2
Г) СО 2 (из6ыток) + Са(ОН) 2
Неверно
Неверно
Неверно
Верно
Братякова С.Б.
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества:
Вещества Реактив
А) бутанон-2 и этанол 1) HCl (р-р)
Б)гексен-1 и этилформиат 2) FeCl 3 (водн)
В)анилин и фенол 3) Br 2 (водн.)
Г)бензол и анилин 4) Na
5) HNO 3
Неверно
Верно
Неверно
Неверно
Как для бензола, так и для стирола характерны
Братякова С.Б.
1) наличие в молекуле сопряженной электронной системы
2) sp 3 -гибридизация атомов углерода
3) взаимодействие с водородом в присутствии катализатора
4) обесцвечивание бромной воды
5) горючесть
6) хорошая растворимость в воде
Неверно
Неверно
Верно
Неверно
Метанол вступает в реакции с
Братякова С.Б.
- CH 3 COOH
- NaOH
- Ag 2 O(NH 3 )
- Br 2 (H 2 O)
- KMnO 4 (H+)
Неверно
Верно
Неверно
Неверно
И анилин, и диметиламин реагируют с
Братякова С.Б.
1 ) водой
2) бромэтаном
3) серной кислотой
4) бромоводородом
5) гидроксидом натрия
6) раствором перманганата калия
Неверно
Неверно
Верно
Неверно
N +2 окислитель 2I - + 2e - - I 2 восстановитель " width="640"
Братякова С.Б.
30. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
NaNO 2 +NaI+...=NO+...+Na 2 SO 4 +...
Определите окислитель и восстановитель.
Ответ: 2NaNO 2 +2NaI+2H 2 SO 4 =2NO+I 2 +2Na 2 SO 4 +2H 2 O
N +3 + e - - N +2 окислитель
2I - + 2e - - I 2 восстановитель
31. Медь растворили в концентрированной серной кислоте. Полученную соль обработали избытком раствора гидроксида натрия.
Выпавший голубой осадок отфильтровали и прокалили. Затем, полученное вещество прокалили с углём.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций .
Братякова С.Б.
Ответ: 1) Сu+2H 2 SO 4 конц. = CuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O
2) CuSO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2
3) Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O
4) 2CuO + C = 2Cu + CO 2
32. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения .
Братякова С.Б.
(+H 2 O) 1500 0 С Сакт. t 0 (+Br 2 ), AlBr 3 (+NH 3 ), t 0 , p
Al 4 C 3 → Х 1 → Х 2 → Х 3 → Х 4 → X 5
Al 4 C 3 + 12H 2 O → 3CH 4 + 4Al(OH) 3
2CH 4 → C 2 H 2 + 3H 2
3C 2 H 2 →C 6 H 6
C 6 H 6 +Br 2 → C 6 H 5 Br + HBr
C 6 H 5 Br + 3NH 3 → C 6 H 2 Br(NH 2 ) 3 + 3H 2
33. Сероводород, выделившийся при взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с 1,44 г магния, пропустили через 160 г 1,5%-ного раствора брома. Определите массу выпавшего при этом осадка
Братякова С.Б.
1) 5H 2 SO 4конц. + 4Mg = 4MgSO 4 + H 2 S + 4H 2 O
Br 2 + H 2 S = 2HBr + S
2) n(Mg) = 1,44/ 24 = 0,06 (моль)
n(H 2 S)=0,015 (моль)
n(Br 2 ) = 160⋅0,015/160=0,015 (моль) (оба вещества реагируют полностью)
3)n(H 2 S)=n(Br 2 )=n(S)=0,015 (моль)
m(S)=32г/моль 0,015 моль=0,48г
Ответ: масса осадка = 0,48 г.
34. При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида меди (II) при нагревании образовался осадок массой 28,8 г. Выведите молекулярную формулу альдегида. Запишите структурную формулу и уравнение реакции
Братякова С.Б.
1) С n H 2n O + Cu(OH) 2 = С n H 2n+1 O 2 + H 2 O + Cu 2 O
2) n(Cu 2 O) = 28,8/144= 0,2 (моль)
n(Cu 2 O) = n(С n H 2n O) = 0,2 моль
М(С n H 2n O) = 11,6/0,2 = 58 г/моль
3)М(С n H 2n O) = 12n + 2n + 16 = 58
14n + 16 = 58 , 14n = 42 , n = 3
Молекулярная формула – C 3 H 6 O - пропаналь
Братякова С.Б.
Братякова С.Б.
Братякова С.Б.
Литература:
1 . Открытый банк заданий ЕГЭ http://www.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj =
2. http://chem.reshuege.ru/test?theme=20
3. http://www.otbet.ru/ege/demo-varianty-ege/demo-himiya/
4. О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Дрофа. М. 2012
5. О.С. Габриелян. Химия 11 класс. Дрофа. М. 2012
6. Шаблон Алексеевой Л.А.
1 слайд
2 слайд
Структура части С КИМов по химии в 2006 году С1. Окислительно-восстановительные реакции С2. Составление возможных уравнений реакций С3. Цепочки превращений в органической химии С4. Расчётные задачи по темам: «Растворы», «Расчёты по уравнению реакции» С5. Задача на вывод формулы вещества
3 слайд
Окислительно-восстановительные реакции Основное правило, которое используется при определении продуктов ОВР: один элемент понижает свою степень окисления, другой элемент повышает свою степень окисления. Продукты реакции зависят от среды. В кислой среде изменение степени окисления происходит более глубоко.
4 слайд
Окислительно-восстановительные реакции С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: P + HClO3 + ...= HCl + … Определите окислитель и восстановитель. РЕШЕНИЕ: Определим степени окисления и установим, какой элемент будет понижать степень окисления, а какой – повышать. P0 + H Cl+5O3+ …= HCl-1 + … В данном уравнении Сl+5 (окислитель) превращается в Сl-1 , следовательно, P0 (восстановитель) будет повышать свою степень окисления до P+5 Переход электронов: P0-5e- = P+5 6 Cl+5+6e- = Cl-1 5 Уравнение имеет вид: 6P + 5HClO3 + 9H2O = 5HCl + 6H3PO4
5 слайд
Окислительно-восстановительные реакции С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение: Al + K2Cr2O7 + … = … + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O РЕШЕНИЕ: Al0 + K2Cr2+6O7 + … = … + Cr2+3(SO4)3 + K2SO4 + H2O Al0 повышает степень окисления до +3, Cr+6 понижает степень окисления до Cr+3. В качестве среды выступает серная кислота. Переход электронов: Al0 - 3e- = Al+3 2 восстановитель 2Cr+6 + 6e- = 2Cr+3 1 окислитель Уравнение имеет вид: 2Al + K2Cr2O7 + 7H2SO4 = Al2(SO4)3 + Cr2(SO4)3+ K2SO4+ 7H2O
6 слайд
Окислительно-восстановительные реакции Примеры окислительно-восстановительных реак-ций в заданиях С1: a) SO2 + K2Cr2O7 + … = K2SO4 + … + H2O б) KNO2 + K2Cr2O7 + …= KNO3 + Cr(NO3)3 + H2O в) KIO3 + … + H2SO4 = I2 + K2SO4 + H2O
7 слайд
Составление возможных уравнений реакций С2. Даны водные растворы: сульфида натрия, сероводорода, хлорида алюминия и хлора. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: Na2S + H2S = 2NaHS H2S + 4Cl2 + 4H2O = 8HCl + H2SO4 Na2S + Cl2 = 2NaCl + S 2AlCl3 + 3Na2S + 6H2O = 2Al(OH)3 + 6NaCl + 3H2S
8 слайд
Составление возможных уравнений реакций С2. Даны водные растворы: гексагидроксоалюмината калия K3, хлорида алюминия, сероводорода и гидроксида рубидия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: K3 + 3H2S = 3K2S + 2Al(OH)3 + 6H2O H2S + 2RbOH = Rb2S + 2H2O или Н2S + RbOH = RbHS + H2O AlCl3 + 3RbOH = 3RbCl + Al(OH)3 или AlCl3 + 4RbOH = 3RbCl + Rb 2AlCl3+ 3H2S = Al2S3 + 6HCl Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S
9 слайд
Составление возможных уравнений реакций С2. Даны водные растворы: гексагидроксохромата натрия Na3, хлорида железа (III), сернистого газа и перекиси водорода. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: SO2 + H2O2 = H2SO4 2FeCl3 + SO2 + 2H2O = 2FeCl2 + H2SO4 + 2HCl 2Na3 +3H2O2 = 2Na2CrO4 + 2NaOH + 8H2O Na3 + FeCl3 = Fe(OH)3 + Cr(OH)3 + 3NaCl
10 слайд
Составление возможных уравнений реакций C2. Даны водные растворы: гексагидроксоалюмината калия K3, хлорида хрома (III), карбоната калия и угольной кислоты. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами. РЕШЕНИЕ: K2CO3 + H2CO3 = 2KHCO3 2CrCl3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2Cr(OH)3 + 3CO2 + 6KCl K3 + CrCl3 = Cr(OH)3 + Al(OH)3 + 3KCl 2K3 + 3H2CO3 = 3K2CO3 + 2Al(OH)3 + 6H2O
11 слайд
Взаимосвязь органических веществ C3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: H2SO4(конц.),t Br2 H2O, Hg2+ H2, кат. Пропанол-1 Х1 Х2 пропин Х3 Х4 РЕШЕНИЕ: CH3–CH2–CH2–OH CH3–CH=CH2 + H2O CH3–CH=CH2 + Br2 CH3–CHBr–CH2Br CH3–CHBr–CH2Br + 2KOH 2KBr + 2H2O + CH3–C CH CH3–C CH + HOH CH3–CO–CH3 CH3–CO–CH3 + H2 CH3–CHOH–CH3
12 слайд
Взаимосвязь органических веществ C3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: KOH(спирт.), t t, Cакт CH3Cl, AlCl3 KMnO4, H2SO4 С2Н4 С2H4Cl2 Х1 C6H6 Х2 C6H5COOH РЕШЕНИЕ: C2H4 + Cl2 C2H4Cl2 C2H4Cl2 + 2KOH 2KCl + 2H2O + C2H2 3C2H2 C6H6 C6H6 + CH3Cl C6H5CH3 + HCl 5C6H5CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 5C6H5COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 14H2O
13 слайд
Взаимосвязь органических веществ C3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: H2O, Hg2+ KMnO4, H2SO4 Cl2, P изб. NH3 C2H2 Х1 CH3COOH Х2 Х3 N2 РЕШЕНИЕ: С2H2 + HOH CH3COH 5CH3COH + 2KMnO4 + 3H2SO4 5CH3COOH + K2SO4 + 2MnSO4 + 3H2O CH3COOH + Cl2 CH2ClCOOH + HCl CH2ClCOOH + 2NH3 CH2NH2COOH + NH4Cl CH2NH2COOH + HNO2 N2 + CH2OH–COOH + H2O
14 слайд
Взаимосвязь органических веществ C3. Примеры заданий: 2HCl, t изб. NaOHспирт., t t, Cакт. Cl2, AlCl3 изб. NaOH, t Этиленгликоль Х1 Х2 С6Н6 Х3 Х4 Na t, kat, (-4H2) AlCl3, CH3Cl KMnO4, H2SO4 NaOH 1-бромпропан Х1 Х2 Х3 С6Н5СООН Х4
15 слайд
Расчёты по уравнениям реакций С4. Для окисления некоторого количества серы потребовался такой объем кислорода (н.у.), который образуется при разложении 215 г хлората калия, содержащего 5% бескислородной примеси. Определите массу серы, вступившей в реакцию, и объем образовавшегося газообразного продукта окисления. РЕШЕНИЕ: 2KClO3 = 2KCl + 3O2 m(KClO3) =215 ∙ 0,95 = 204,24 г; n(KClO3) = 1,667 моль По уравнению реакции рассчитаем количество вещества кислорода. n(O2) = 2,5 моль S + O2 = SO2 По уравнению реакции n(S) = n(SO2) = n(O2) = 2,5 моль m(S) = 2,5 моль ∙ 32 г/моль = 8 г V(SO2) = 2,5 моль ∙ 22,4 л/моль = 56 л ОТВЕТ: 56 л SO2; 8 г S.
16 слайд
Расчёты по уравнениям реакций C4. Примеры заданий: а) Для окисления некоторого количества аммиака потребовался такой объём кислорода (н.у.), который образуется при разложении 245,6 г перманганата калия, содержащего 3,5% бескислородной примеси. Определите массу аммиака, вступившего в реакцию, и объём образовавшегося азотсодержащего продукта окисления (н.у.). б) Для окисления некоторого количества серы потребовался такой объём кислорода (н.у.), который образуется при разложении 330,9 г перманганата калия, содержащего 4,5 % бескислородной примеси. Определите массу серы, вступившей в реакцию, и объём образовавшегося продукта окисления.
17 слайд
Расчёты по теме «Растворы» С4. Смешали 100 мл 15% раствора гидроксида калия (плотностью 1,10 г/мл) и 150 мл 10% раствора соляной кислоты (плотностью 1,05 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю хлорида калия в нем. РЕШЕНИЕ: KOH + HCl = KCl + H2O Найдем массу каждого раствора и массу вещества. mр-ра(KOH) =100 ∙ 1,1 = 110 г; m(KOH) = 110 ∙ 0,15= 16,5 г mр-ра(HCl) = 150 ∙ 1,05 = 157,5 г; m(HCl) = 157,5 ∙ 0,1 = 15,75 г Найдем количество вещества для каждого соединения. n(KOH) = 0,294 моль; n(HCl) = 0,43 моль; n(KCl) = 0,294 моль Среда кислая Найдем массу соли m(KCl) = 21,9 г Рассчитаем массу общего раствора: m(р-ра) = 110 + 157,5 = 267,5 г Определим массовую долю хлорида калия в растворе: = 21,9/267,5 = 0,08
20 слайд
Расчёты по теме «Растворы» C5. Образцы заданий: а) Установите формулу неорганического соединения, содержащего 20% магния, 53,33% кислорода и 26,67% некоторого элемента. б) При полном сгорании газообразного органического вещества, не содержащего кислород, выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа, 1,8 г воды и 4 г фтороводорода. Установите формулу сгоревшего соединения. в) При термическом разложении неизвестного вещества массой 49 г выделилось 13,44 л (н.у.) кислорода и осталось твердое вещество, содержащее 52,35% калия и 47,65% хлора. Определите формулу вещества.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МБОУ «Почаевская СОШ» Мастер - класс по решению задач Части II при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии. Подготовил: учитель химии Касилова Елена Ивановна 2012 год
План работы Роль элективных курсов при подготовке к ЕГЭ Окислительно - восстановительные реакции в заданиях уровня С Задания Часть - 2 Цепочки превращений в органической химии Решение задач по химическим уравнениям Решение задач на нахождение формул веществ
Программа элективного курса «окислительно-восстановительные реакции» HNO 3 H 2 O 2 H 2 SO 4
« окислительно-восстановительные реакции в органической химии»
Схема для KMnO 4 H 2 O
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: As 2 O 3 +…+ KMnO 4 + H 2 O= H 3 AsO 4 + K 2 SO 4 +… Поставим степени окисления: As +3 2 O 3 +…+ KMn +7 O 4 + H 2 O= H 3 As +5 O 4 + K 2 SO 4 +… Составляем электронный баланс и проставляем основные коэффициенты в уравнение реакции: Mn +7 + 5 e ‑ Mn +2 |2 окислитель 2 As +3 – 4 e - 2 As 2 +5 |5 восстановитель 5As 2 O 3 + H 2 SO 4 + 4KMnO 4 + H 2 O= 10H 3 AsO 4 + 2K 2 SO 4 +4MnSO 4 5As 2 O 3 (восстановитель) + 6 H 2 SO 4 + 4KMnO 4 (окислитель) + 9 H 2 O= 10H 3 AsO 4 + 2K 2 SO 4 +4MnSO 4.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: K 2 S + H 2 O + KBrO 4 S + KBr + … 1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме: K 2 S – 2 + H 2 O + KBr +7 O 4 S 0 + KBr – 1 + … Степень окисления поменяли сера и бром. Значит, указаны все ключевые вещества. 2. Составим электронный баланс и начнем уравнивать схему: S – 2 – 2 е S 0 4 Br +7 +8 е Br – 1 1 4K 2 S – 2 + H 2 O +1 KBr +7 O 4 4S 0 +1 KBr – 1 + … 3. Как видно, в левой части 8 «лишних» атомов калия, следовательно, в правую часть нужно внести КОН 4K 2 S – 2 + H 2 O +1 KBr +7 O 4 4S 0 +1 KBr – 1 + 8 КОН 4. Теперь уравняем водород: 4K 2 S – 2 + 4H 2 O +1 KBr +7 O 4 4S 0 +1 KBr – 1 + 8 КОН 5. Сделаем проверку по кислороду. Кислорода слева и справа по 8. Окончательно решение выглядит так: 4K 2 S – 2 + 4H 2 O + KBr +7 O 4 4S 0 + KBr – 1 + 8 КОН S – 2 – 2 е S 0 4 Br +7 +8 е Br – 1 1 K 2 S – восстановитель за счет S – 2 KBr +7 O 4 – окислитель за счет Br +7
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: KNO 2 +… + H 2 O MnO 2 + KOH + … 1. Определим степени окисления элементов, чтобы понять, все ли ключевые вещества указаны в схеме: KN +3 O 2 +… + H 2 O Mn +4 O 2 + KOH + … Калий, водород и кислород не поменяли степень окисления, в левой части схемы отсутствует марганец, в правой – азот. Эти элементы и поменяли степень окисления. 2. Определим роль марганца в этой реакции: скорее всего марганец в этой реакции выполняет роль окислителя, в нейтральной среде соединения марганца +7 и +6, выступая окислителями, превращаются в MnO 2 . Выберем в качестве окислителя KMnO 4 . Тогда нитрит будет восстановителем, окислится до нитрата. 3. Запишем схему реакции с выбранными веществами и составим электронный баланс: KN +3 O 2 + KMn +7 O 4 + H 2 O Mn +4 O 2 + KOH + KN +5 O 3 N + 3 – 2 е N +5 3 Mn +7 + 3 е Mn +4 2 4. Уравняем схему: 3 KN +3 O 2 + 2 KMn +7 O 4 + H 2 O 2 Mn +4 O 2 + 2 KOH + 3 KN +5 O 3 KNO 2 – восстановитель за счет N + 3 KMnO 4 – окислитель за счет Mn +7
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: Na 2 O 2 +...+ KMnO 4 = O 2 + MnSO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 +… Поставим степень окисления: Na 2 O 2 -1 +...+ KMn +7 O 4 = O 2 0 + Mn +2 SO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 +… Na 2 O 2 (восстановитель) + H 2 SO 4 + KMnO 4 (окислитель) = O 2 + MnSO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O. Составляем электронный баланс и проставляем основные коэффициенты в уравнение реакции: Mn +7 + 5 e ‑ Mn +2 |2 окислитель 2 O -1 – 2 e - O 2 0 |5 восстановитель 5Na 2 O 2 + H 2 SO 4 + 2KMnO 4 = 5O 2 + 2MnSO 4 + 5Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O. 5Na 2 O 2 (восстановитель) + 8H 2 SO 4 + 2KMnO 4 (окислитель) = 5O 2 + 2MnSO 4 + 5Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + 8H 2 O.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Укажите окислитель и восстановитель: KI +…+ KMnO 4 = I 2 …+ K 2 SO 4 + H 2 O. Поставим степень окисления: KI -1 +…+ KMn +7 O 4 = I 2 0 …+ K 2 SO 4 + H 2 O. KI (восстановитель) + H 2 SO 4 + KMnO 4 (окислитель)= I 2 + MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O. Составляем электронный баланс и проставляем основные коэффициенты в уравнение реакции: Mn +7 + 5e - Mn +2 |2 окислитель 2 I -1 – 2e - I 2 0 |5 восстановитель 10 KI (восстановитель) + 8 H 2 SO 4 + 2KMnO 4 (окислитель)= 5 I 2 + 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 8H 2 O.
Даны: хлорид хрома (III), поташ, бромоводородная кислота. гидроксид лития. Напишите уравнение четырех возможных реакций между этими веществами. 2CrCl 3 + 3K 2 CO 3 + 3H 2 O = 2Cr(OH) 3 + 3CO 2 + 6KCl. CrCl 3 + 3LiOH = Cr(OH) 3 + 3LiCl K 2 CO 3 + 2HBr = 2KBr + CO 2 + H 2 O HBr + LiOH = LiBr + H 2 O
Даны: Тетрагидроксоалюминат калия, хлорид железа (III), хлор, карбонат калия 1) 3K+ FeCl 3 =Fe(OH) 3 +3Al(OH) 3 +3KCl (свойства комплексных солей) 2) K [ Al (OH) 4 ] = KAlO 2 +2 H 2 O (свойства комплексных солей) 3) 2FeCl 3 +3K 2 CO 3 +3 Н 2 О = = 6KCl+2Fe(OH) 3 +3CO 2 (гидролиз) 4) K 2 CO 3 + Cl 2 + H 2 O=KClO+2KHCO 3 + KCl (гидролиз)
Даны: бромид магния, карбонат натрия, хлороводородная кислота, гидроксид лития. Напишите уравнение четырех возможных реакций между этими веществами. MgBr 2 + Na 2 C О 3 = MgCO 3 + 2NaBr. MgBr 2 + 2LiOH + Mg(OH) 2 + 2 LiBr Na 2 CO 3 +2 HCl = 2NaCl + H 2 O + CO 2 Hl + LiOH = LiCl + H 2 O
AlCl3 1) C 6 H 6 + C 2 H 5 Cl → C 6 H 5 - CH 2 CH 3 + HCl алкилирование бензола, получение гомологов бензола h ν 2) C 6 H 5 CH 2 CH 3 + Br 2 → C 6 H 5 CH - CH 3 + HBr реакция замещения в радикале | Br С -3 C 2 H 5 Cl,AlCl 3 Br 2 , hy KOH + H 2 O H 2 SO 4 , t 0 KMnO 4 , H + Бензол Х 1 X 2 X 3 X 4 X5
3) C 6 H 5 CHBrCH 3 + KOH → C 6 H 5 CHOH-CH 3 + KBr получение спиртов H2SO4 (конц) , t° 4) C 6 H 5 CHOHCH 3 → C 6 H 5 CH = CH 2 + H 2 O дегидратация спиртов в присутствии концентрированной серной кислоты. 5) C 6 H 5 CH=CH 2 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 → C 6 H 5 COOH + CO 2 + K 2 SO 4 + 2 MnSO 4 + 4 H 2 O окисление винилбензола в присутствии перманганата калия в кислой среде, окислительно -восстановительная реакция.
э лектроли з CH 3 COONa + 2H 2 O → C 2 H 6 + 2NaHCO 3 + H 2 получение алканов электролизом солей карбоновых кислот cвет 2) C 2 H 6 + Cl 2 → C 2 H 5 Cl + HCl химические свойства алканов, реакция замещения А цетат натрия → этан → Х → этанол → диэтиловый эфир ↓ CO 2
H 2 O 3) C 2 H 5 Cl + NaOH → C 2 H 5 OH + NaCl получение спиртов из галогенопроизводных H 2 SO 4к, t
Формулы для решение задач М (CхНу) = D(Н 2) ·М (Н 2)
Решение. Рассчитаем массу примесей и массу карбоната магния. m (прим.) = 0,08 * 400 = 32г; m (MgCO 3) = 400 – 32 = 368г; Вычислим количество вещества MgCO 3 ; n (MgCO 3) = 368/84 = 4 , 38 моль. Составляем уравнение химической реакции: MgCO 3 + 2 HNO 3 = Mg (NO 3) 2 + CO 2 + H 2 O. Из уравнения реакции следует, что n(CO 2) = n (MgCO 3). Определяем V (CO 2): V (CO 2) = 4,38 *22 , 4 = 98,1 л. П о сле округление – 98 л. Ответ 98 л. CO 2 Образец карбоната магния массой 400 г, содержащий в своем составе 8% сульфатных примесей, обработали избытком азотной кислоты. Какой объем газа при этом выделится? (Ответ округлите до целого числа.)
Общие формулы органических соединений Углеводороды Алканы - C n H 2n +2 Алкены - C n H 2n Циклоалканы - C n H 2n Алкины - C n H 2n-2 Алкадиены - C n H 2n-2 Арены- C n H 2n-6
Кислородосодержащие органические вещества Спирты- CnH 2 n+1OH, CnH 2 n+2O Простые эфиры R-O-R (R=CnH 2 n+1) Карбоновые кислоты R-COOH Сложные эфиры - R-C OOR 1 Фенолы- C n H (2n-6)- m (OH) m Альдегиды - C n H 2n+1 – C (O)H Кетоны - R – C – R 1 R,R 1 = C n H 2n+1 ‖ O У глеводы - C m (H 2 O) n Амины - R-NH 2 , R 1 -NH-R 2 , R 1 - N – R 2 | R 3 Аминокислоты- C n H 2n (NH 2)COOH
Задача На окисление предельного одноатомного спирта пошло 10 г оксида меди (II). В результате реакции получили альдегид массой 10,75 г, медь и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта.
Задача (решение) Элементы ответа: Приведено общее уравнение реакции: С n Н 2 n +2 О + С u О -> С n Н 2 n О + Си + Н 2 О Составлено уравнение для расчёта числа атомов углерода в молекуле: n(CuO)=n(C n H 2n O) 10 = 10,75 , откуда n=5 80 14 n +16 Определена формула спирта: С 5 Н 11 ОН
При сгорании амина выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа, 0,495 г воды и 0,056 л азота. Установите молекулярную формулу этого амина. Задача
Решение Элементы ответа: рассчитаны количества моль атомов углерода, водорода и азота в навеске амина: n (С) = n (СО 2) = 0,448/22,4 = 0,02 моль n (Н) = 2 n (Н 2 О) = 2 . 0,495/18 = 0,055 моль n (N) = 2 n (N 2) = 2 . 0,056/22,4 = 0,005 моль 2) установлено соотношение атомов C: H: N = 0,02:0,055:0,005= 4:11:1 определена истинная молекулярная формула амина: С 4 Н 11 N