Тургенев дворянское гнездо краткое содержание по главам. Дворянское гнездо. Все русские произведения в сокращении по алфавиту

Много замечательных произведений написал известный русский писатель И. С.Тургенев, «Дворянское гнездо» - одно из лучших.

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев описывает нравы и обычаи жизни русского дворянства, его интересы и увлечения.

Главный герой произведения - дворянин Лаврецкий Федор Иванович - воспитывался в семье своей тетки Глафиры. Мать Федора - бывшая горничная - умерла, когда мальчик был совсем маленьким. Отец жил за границей. Когда Федору исполнилось двенадцать лет, отец возвращается домой и сам занимается воспитанием сына.

Роман «Дворянское гнездо», краткое содержание произведения дают нам возможность узнать, какое домашнее образование и воспитание получали дети в дворянских семьях. Федора обучали многим наукам. Его воспитание было суровым: рано утром будили, кормили раз в сутки, учили ездить верхом на лошади и стрелять. Когда отец умер, Лаврецкий уезжает учиться в Москву. Было ему тогда 23 года.

Роман «Дворянское гнездо», краткое содержание этого произведения позволит нам узнать об увлечениях и пристрастиях молодых дворян России. Во время одного из посещений театра Федор увидел в ложе красивую девушку - Варвару Павловну Коробьину. Приятель знакомит его с семьей красавицы. Варенька была умна, мила, образованна.

Учеба в университете была заброшена из-за женитьбы Федора на Варваре. Молодые супруги переезжают в Петербург. Там у них рождается и вскоре умирает сын. По совету врача Лаврецкие отправляются жить в Париж. Вскоре предприимчивая Варвара становится хозяйкой популярного салона и заводит интрижку с одним из своих посетителей. Узнав об случайно прочитав любовную записку ее избранника, Лаврецкий порывает с ней все отношения и возвращается в свое имение.

Однажды он навестил двоюродную сестру, Калитину Марию Дмитриевну, проживающую с двумя дочерьми - Лизой и Леной. Старшая - набожная Лиза - заинтересовала Федора, и вскоре он понял, что его чувства к этой девушке серьезные. У Лизы был поклонник, некий Паншин, которого она не любила, но по совету матушки не отталкивала.

В одном из французских журналов Лаврецкий прочитал, что его жена умерла. Федор объясняется Лизе в любви и узнает, что его любовь взаимна.

Счастью молодого человека не было границ. Наконец он встретил девушку своей мечты: нежную, очаровательную и к тому же серьезную. Но, когда он возвратился домой, в фойе его ждала живая и невредимая Варвара. Она слезно умоляла мужа простить ее хотя бы ради их дочери Ады. Скандально известная в Париже, красавица Варенька очень нуждалась в деньгах, поскольку ее салон уже не давал ей необходимого для роскошной жизни дохода.

Лаврецкий назначает ей годовое содержание и разрешает поселиться в его имении, но жить с ней отказывается. Умная и находчивая Варвара поговорила с Лизой и убедила набожную и кроткую девушку отказаться от Федора. Лиза убеждает Лаврецкого не оставлять свою семью. Тот поселяет семью в своем имении, а сам уезжает в Москву.

Глубоко разочарованная в своих несбывшихся надеждах, Лиза порывает все отношения со светским миром и уходит в монастырь, чтобы найти там смысл жизни в страданиях и молитвах. Лаврецкий посещает ее в монастыре, но девушка на него даже не взглянула. Ее чувства выдали лишь дрогнувшие ресницы.

А Варенька снова уехала в Петербург, а затем - в Париж, чтобы продолжить там веселую и беззаботную жизнь. «Дворянское гнездо», краткое содержание романа напоминает нам, как много места в душе человека занимают его чувства, особенно любовь.

Через восемь лет Лаврецкий посещает дом, где когда-то он встретился с Лизой. Федор снова окунулся в атмосферу прошлого - тот же сад за окном, тот же рояль в гостиной. После возвращения домой он долго жил грустными воспоминаниями о своей несостоявшейся любви.

«Дворянское гнездо», краткое содержание произведения позволили нам прикоснуться к некоторым особенностям образа жизни и обычаев русского дворянства XIX века.


В дом Калитиных пришла весть о возвращении Лаврецкого. Сообщил об этом Гедеоновский. Пятидесятилетняя вдова бывшего прокурора губернии Мария Дмитриевна очень благоволит к нему. Женщина великолепно сохранилась для своего возраста, а ее дом один из самых приятных в городе. Зато ее семидесятилетняя тетушка, Пестова Марфа Тимофеевна, недолюбливает Гедеоновского по причине его болтливости и склонности приврать.

Вообще, Марфе Тимофеевне угодить сложно.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Даже всеобщего любимца Паншина она не жалует. А ведь Владимир Николаевич считается завидным женихом: образован, сочиняет романсы, играет на фортепиано, хорошо рисует, декламирует, а по службе он является петербургским чиновником, прибывшим в О. по особым поручениям. Паншин имеет серьезные намерения по отношению к дочери Марии Дмитриевны, девятнадцатилетней Лизе. Марфа Тимофеевна уверена, что ее любимица достойна жениха получше. И Лизин учитель музыки, Лемм Христофор Федорович (непривлекательный, немолодой и не слишком удачливый немец), не считает Паншина подходящим женихом для Лизы. Возможно, потому что сам в нее тайно влюблен.

Возвращение из-за границы Лаврецкого Федора Ивановича – заметное событие для города. Говорят, что в Париже он совершенно случайно уличил в измене красавицу-жену. Произошел разрыв, после которого Варвара Павловна получила скандальную известность, а Федор Иванович вернулся на родину. Правда, выглядел он совсем не как жертва: крепок, здоров, только в глазах видна усталость.

Федор Иванович – человек крепкой породы. Все его предки обладали сильным характером. Его отец воспитывался французом, поклонником Руссо (так распорядилась тетушка, у которой он жил). Но премудрость XVIII в. так и не смогла проникнуть в душу Ивана Петровича. После возвращения в родительский дом, Иван почувствовал грязь и дикость тамошней обстановки, но это не помешало ему обратить свое внимание на симпатичную горничную Маланью. Разразился жуткий скандал, отец лишил Ивана наследства, а Маланью отослал в деревню. Однако Ивану удалось выкрасть девушку и тайно с ней обвенчаться. Молодую жену он пристроил у родственников Пестовых (Марфы Тимофеевны и Дмитрия Тимофеевича), а сам отправился за границу. Там же, в деревне Пестовых, Федор и появился на свет. Только через год Маланья вместе с сыном смогла приехать в дом Лаврецких (мать Ивана перед смертью просила за сына и невестку, после чего суровый Петр Андреевич проявил к ним свою благосклонность).

Иван вернулся в Россию только через двенадцать лет. К этому времени Маланья умерла, а Федю воспитывала злая и завистливая тетка Глафира Андреевна, которую он жутко боялся и при ней даже пикнуть не смел.

Когда отец Федора вернулся, он лично занялся воспитанием сына. Мальчик обучался естественным наукам, математике, международному праву, столярному ремеслу и геральдике. Режим дня у Федора был очень жестким (будили в четыре утра, окатив холодной водой, кормили один раз в день). С шестнадцати лет отец стал воспитывать в сыне презрение к женщинам.

После смерти отца Лаврецкий приехал в Москву и поступил в университет. Жесткое воспитание имело свои последствия. У Лаврецкого практически не было друзей, он так и не сумел завязать отношения ни с одной женщиной. Единственный друг Лаврецкого, энтузиаст и стихотворец Михалевич, познакомил его с семейством Коробьиных. Впервые двадцатишестилетний юноша осознал, в чем заключается смысл жизни. Варвара Павловна была просто очаровательна, а кроме того умна, порядочна и образованна. Они поженились и через полгода прибыли в Лаврики. Университет был заброшен, и началась счастливая семейная жизнь. Тетку Глафиру отослали, а на ее место управительницы прибыл отец Варвары Павловны, генерал Коробьин. Молодая чета уехала в Петербург, где вскоре у них родился сын. Ребенок почти сразу умер, а молодые супруги, по совету врачей, отправились за границу. Обосновались они в Париже. Варвара Павловна быстро обжилась на новом месте и стала блистать в светском обществе. Однажды, Лаврецкий, слепо доверявший своей жене, уличил ее в измене (нашел любовную записку). Сначала, в порыве бешенства, он хотел убить обоих. Затем, успокоившись, он назначил ежегодное содержание жене, распорядился о выезде из имения генерала Коробьина, а сам отправился в Италию. Уже из газет Лаврецкий узнал, что у него родилась дочь. Он оставался равнодушен ко всему и только через четыре года вернулся домой, в город О.

Побывав в доме Калитиных, Лаврецкий сразу обратил внимание на Лизу. В своем имении он зажил тихой и спокойной жизнью: занялся хозяйством, читал и ездил верхом. Иногда он бывал у Калитиных. Постепенно они с Лизой стали очень доверять друг другу. Однажды она спросила Лаврецкого о причинах разрыва с женой. Он поделился с ней, но Лиза была уверена, что Лаврецкому нужно простить супругу, ведь нельзя разрывать то, что соединил Бог.

Неожиданно в имении Лаврецкого появился Михалевич. Он постарел, не преуспевал, но говорил по-прежнему складно и читал стихи. Друзья долго спорили о смысле жизни и о счастье, которое невозможно без веры и вдохновения.

Вскоре Федор Иванович из газет узнает о смерти своей жены. На следующий день он приезжает к Калитиным и сообщает Лизе о том, что он теперь свободен. Лиза по-прежнему говорит ему о прощении и о покорности. Она откровенно рассказывает Лаврецкому о том, что Паншин сделал ей предложение. Девушка не любит его, но готова следовать воле матери. Лаврецкий убеждает ее не спешить с ответом, и Лиза в тот же вечер говорит Паншину, что пока не готова принять решение. Лаврецкого беспокоит отсутствие подтверждений новости о смерти жены.

Однажды тихим летним вечером в гостиной Паншин и Лаврецкий сошлись в споре по поводу отсталой России и преуспевающей Европы. Лаврецкий очень резко осадил светского чиновника, отстаивая право отчизны на свой особый путь развития. Во время спора Лиза наблюдала за ними обоими и поняла, что она полностью поддерживает Лаврецкого. Оказывается, у них одинаковые взгляды на все, кроме одного, но она надеялась со временем привить ему веру в Бога.

В тот же вечер Лаврецкий и Лиза объяснились друг другу в любви. На следующий день в имении Лаврецкого объявилась его жена с дочерью Адой. Она начала слезно умолять его о прощении, хотя бы ради дочери. Он предложил им поселиться в Лавриках, но возобновлять свои отношения с супругой Лаврецкий был не намерен. Варвара Павловна покорно согласилась, но в тот же вечер побывала в доме Калитиных, где ей удалось расположить к себе Марию Дмитриевну, и та пообещала помочь ей помириться с мужем.

Лиза окончательно объяснилась с Паншиным. Этим она сильно расстроила матушку. О возвращении Варвары Павловны Лиза была осведомлена заранее, благодаря записке Лаврецкого. Ей было тяжело, но она стойко держалась в присутствии этой женщины.

«Дворянское гнездо» - «повесть» И.С. Тургенева. Это произведение имело, по словам автора, «самый большой успех, который когда-либо выпадал на его долю».

История создания

Замысел «Дворянского гнезда» возник в начале 1856 г., но реальная работа над произведением началась в середине июня 1858 г. в Спасском, родовом имении писателя, и продолжалась до конца октября того же года. В середине декабря Тургенев сделал последние поправки в тексте «повести» перед ее публикацией. Впервые «Дворянское гнездо» напечатано в журнале «Современник» за 1859 г. (№1). Последнее прижизненное (авторизованное) издание, рассматриваемое в качестве канонического текста, осуществлено в 1880 г. в Петербурге наследниками братьев Салаевых.

Созданию «Дворянского гнезда» предшествовал тяжелый этап в личной жизни Тургенева, а в общественной — период подготовки глубоких социальных перемен в России. В августе 1856 г. писатель покинул родину и почти два года прожил за границей. Тогда произошел фактический разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо. Писатель трагически переживал одиночество и неприкаянность; остро ощущал свою неспособность создать семью и прочно укрепиться в жизни. К этому мучительному состоянию прибавились физические недуги, а затем чувство творческого бессилия, изнуряющей духовной пустоты. В жизни Тургенева совершался крутой возрастной перелом, переживаемый им как наступление старости; рушилось столь дорогое прошлое, а впереди, казалось, не было никаких надежд.

В кризисной стадии находилась и русская общественная жизнь. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне потрясли Россию. Стало ясно, что жить по-старому больше нельзя. Правительство Александра II стояло перед необходимостью реформирования многих сторон жизни и в первую очередь — перед необходимостью отмены крепостного права. Неизбежно выдвинулся со всей остротой вопрос о роли в жизни страны дворянской интеллигенции. Эта и другие актуальные проблемы обсуждались Тургеневым в его заграничном пребывании в беседах с В. Боткиным, П. Анненковым, А.И. Герценом — современниками, олицетворявшими мысль и дух века. Двойной кризис: личный и общественный — выразился в проблематике и коллизиях «Дворянского гнезда», хотя формально действие произведения отнесено к другой эпохе — весне и лету 1842 г., а предыстория главного героя Федора Лаврецкого — и вовсе к 1830-м годам. Работа над произведением явилась для Тургенева процессом изживания личной драмы, прощанием с прошлым и обретением новых ценностей.

Жанр «Дворянского гнезда»

На титульном листе автографа произведения Тургенев обозначил жанр произведения: повесть. На деле «Дворянское гнездо» относится к числу первых в творчестве писателя социально-философских романов, в которых судьба отдельной личности тесно переплетается с общенациональной и социальной жизнью. Однако становление большой эпической формы происходило в художественной системе Тургенева именно через повесть. «Дворянское гнездо» является в окружении таких повестей, как «Переписка» (1854 г.), «Фауст» (1856 г.), «Поезда в Полесье» (1857 г.), «Ася» (1858 г.), в которых определился характерный для писателя тип героя: дворянина-интеллигента, дорожащего правами своей личности и не чуждого вместе с тем сознанию долга перед обществом. Такого рода герои, — пишет В.А. Недзвецкий, — одержимы тоской по абсолютным ценностям, жаждой жизни в единстве со всеобщим и универсальным. Они не столько пребывают в отношениях с реальными современниками, сколько лицом к лицу встают к таким вечным и бесконечным стихиям бытия, каковы природа, красота, искусство, молодость, смерть и всего более — любовь. Они стремятся обрести в своей конкретной жизни полноту бесконечной любви, что предопределяет их трагическую участь. Проходя через испытание жизнью и любовью, герой повестей постигает закон трагических последствий высоких человеческих стремлений и убеждается, что для человека существует только один выход — жертвенное отречение от своих лучших надежд.

Этот философско-психологический уровень конфликта, разработанный в жанре повести, входит важнейшим компонентом в структуру романа Тургенева, дополняясь конфликтом социально-исторического характера. В жанре романа писатель устраняет прямой лирический способ повествования (большинство его повестей написаны от первого лица), ставит задачу создания обобщенной картины объективного бытия во множестве ее составных и помещает героя с традиционным комплексом индивидуально-личных проблем в широкий мир социальной и национальной жизни.

Смысл названия «Дворянское гнездо»

В названии романа использован один из символических лейтмотивов творчества Тургенева. Образ гнезда глубоко связан с проблематикой произведения, главный герой которого ориентирован на личное счастье, любовь, семью. В Лаврецком так силен «инстинкт счастья», что даже испытав первый удар судьбы, он находит силы для второй попытки. Но счастье не дается герою, сбываются пророческие слова его тетки: «...Не свить же и тебе гнезда нигде, скитаться тебе век». Лиза Калитина как будто заранее знает, что счастье невозможно. В ее решении уйти из мира сложно сплетаются «тайная жертва за всех», любовь к Богу, раскаяние в своих «незаконных» сердечных влечениях и своеобразный поиск такого «гнезда», в котором она не будет игрушкой темных сил бытия. Мотив «гнезда», будучи отправной точкой в развитии сюжета, расширяет свое содержание до универсального обобщения дворянской культуры в целом, сливающейся в своих лучших возможностях с общенародной. Для Тургенева личность человека настолько художественно постигаема, насколько она может быть вписана в образ той или иной культуры (таково основание распределения героев романа по разным группам и кланам). В произведении присутствует живой мир дворянской усадьбы с характерным для нее бытовым и природным укладом, привычными занятиями и сложившимися традициями. Впрочем, Тургенев чутко ощущает прерывистость русской истории, отсутствие в ней органической «связи времен» как особенность национального духа. Смысл, однажды обретенный, не удерживается и не передается от поколения к поколению. На каждом этапе нужно искать свою цель заново, как будто впервые. Энергия этой вечной духовной тревоги реализуется прежде всего в музыкальности языка романа. Роман-элегия, «Дворянское гнездо» воспринимается как прощание Тургенева со старой дворянской Россией в преддверии надвигающегося нового исторического этапа — 60-х гг.

Произведение «Дворянское гнездо» было написано в 1858 году. Тургенев ставил перед собой задачу изобразить типичный образ русской помещичьей усадьбы, в которой протекала жизнь всего провинциального дворянства того времени. Что представляло собой это общество? Блеск и убогость сливались здесь в единое полотно светского существования. Жизнь дворян состояла из приемов, балов, выездов в театр, погони за западной модой, стремления выглядеть «достойно». В этом произведении Тургенев раскрыл понятие «дворянского гнезда» не только как имения дворянского рода, но и как социальное, культурное и психологическое явление.

Дело происходило в 1842 г. Весенним погожим днем в доме Калитиных становится известно, что приезжает некий Лаврецкий. Это значительное событие для города. Федор Иванович Лаврецкий прибывает й^за границы. Был он в Париже, где ему случайно открылась измена собственной жены, красавицы Варвары Павловны. Он порвал с ней.отношения, а она в результате этого стала известной в Европе.

Известие приносит некий Гедеоновский, статский советник и большой человек. Вдова бывшего губернского прокурора Мария Дмитриевна, чей дом считается самым уважаемым в городе, питает к нему симпатию.

«Марья Дмитриевна в молодости пользовалась репутацией миленькой блондинки; и в пятьдесят лет черты ее не были лишены приятности, хотя немного распухли и сплылись. Она была более чувствительна, нежели добра, и до зрелых лет сохранила институтские замашки; она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки; зато она была очень ласкова и любезна, когда все ее желания исполнялись и никто ей не прекословил. Дом ее принадлежал к числу приятнейших в городе».

Тетка Марии Дмитриевны, семидесятилетняя Марфа Тимофеевна, Пестова, Гедеоновского, напротив, не любит, считая болтуном и сочинителем. Марфе Тимофеевне вообще мало кто нравится. Например, совсем она не жалует чиновника из Петербурга по особым поручениям, камер-юнкера Паншина Владимира Николаевича, которого все так любят. Первый жених в городе, замечательный кавалер, который так потрясающе играет на фортепьяно, а еще сочиняет романсы, пишет стихи, рисует, декламирует. У него очень много талантов, к тому же он с таким достоинством держится!

В город Паншин прибыл с каким-то заданием. Часто бывает у Калити-ных. Говорят, ему нравится Лиза, девятнадцатилетняя дочь Марии Дмитриевны. Наверняка он бы и предложение давно сделал, да только Марфа Тимофеевна ему спуску не дает, считая, что он Лизе не ровня. А еще его не любит учитель музыки, уже немолодой Христофор Федорович Лемм. «Наружность Лемма не располагала в его пользу. Он был небольшого роста, сутуловат, с криво выдавшимися лопатками и втянутым животом, с большими плоскими ступнями, с бледно-синими ногтями на твердых, не разгибавшихся пальцах жилистых красных рук; лицо имел морщинистое, впалые щеки и сжатые губы, которыми он беспрестанно двигал и жевал, что, при его обычной молчаливости, производило впечатление почти зловещее; седые его волосы висели клочьями над невысоким лбом; как только что залитые угольки, глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки; ступал он тяжело, на каждом шагу перекидывая свое неповоротливое тело». Этот малопривлекательный немец очень любил свою воспитанницу Лизу.

В городе все обсуждают личную жизнь Лаврецкого и приходят к выводу, что он выглядит не слишком жалко, как предполагалось. Держится бодро, выглядит хорошо, так и пышет здоровьем. Только в глазах прячется грусть.

Лаврецкий - человек такого склада, которому непривычно раскисать. Прадед его Андрей был человеком жестким, умным, хитрым, умел за себя постоять и добиться нужного. Жена его и вовсе была цыганкой, характер у нее был вспыльчивый, обижать ее было чревато - всегда найдет, как отомстить обидчику. «Сын Андрея, Петр, Федоров дед, не походил на своего отца; это был простой степной барин, довольно взбалмошный, крикун и копотун, грубый, но не злой, хлебосол и псовый охотник. Ему было за тридцать лет, когда он наследовал от отца две тысячи душ в отличном порядке, но он скоро их распустил, частью продал свое именье, дворню избаловал... Жена Петра Андреича была смиренница; он взял ее из соседнего семейства, по отцовскому выбору и приказанию; звали ее Анной Павловной... Она прижила с ним двух детей: сына Ивана, Федорова отца, и дочь Глафиру.

Иван воспитывался у богатой старой тетки, княжны Кубенской: она назначила его своим наследником, одевала, как куклу, нанимала ему всякого рода учителей. После ее смерти Иван не захотел остаться в теткином доме, где он из богатого наследника внезапно превратился в приживальщика. Поневоле он вернулся в деревню, к отцу. Грязным, бедным и дрянным показалось ему его родимое гнездо, и все в доме, кроме матери, недружелюбно глядели. Отец его критиковал, «все здесь не по нем, - говаривал он, - за столом привередничает, не ест, людского запаху, духоты переносить не может, вид пьяных его расстраивает, драться при нем тоже не смей, служить не хочет: слаб, вишь, здоровьем; фу ты, неженка эдакой!»

Закалка к жизненным неурядицам, очевидно, от предков перешла и к Федору Лаврецкому. Еще в младенчестве Федору пришлось хлебнуть испытаний. Его отец сошелся с горничной Маланьей, влюбился и захотел связать с ней судьбу. Отец разъярился и лишил его наследства, приказав Маланью отправить подальше. По дороге Иван ее перехватил, да и обвенчался. Оставил ее у своих дальних родственников, сам поехал в Петербург, потом за границу. У Маланьи родился сын. Долгое время старшие Лаврецкие ее не принимали, и только когда мать Ивана умирала, она попросила своего мужа принять сына с женой. Маланья Сергеевна появилась с маленьким Федором в доме родителей своего мужа. Последний приехал в Россию через двенадцать лет, когда Маланья уже умерла.

Федора воспитывала тетка Глафира Андреевна. Женщина это была страшная: злая и некрасивая, любящая власть и покорность. Федора она держала в страхе. Ей отдали его на воспитание еще при жизни матери.

По возвращении отец сам занялся воспитанием сына. Жизнь мальчика изменилась, но не стала легче. Теперь он носил шотландский костюм, его обучали математике, международному праву, геральдике ^естественным наукам, заставляли делать гимнастику, подниматься в четыре утра, обливаться холодной водой, а потом бегать вокруг столба на веревке. Кормили его один раз в день. Кроме того, его обучали ездить верхом, стрелять из арбалета, а когда Федору исполнилось семнадцать, отец стал воспитывать в нем презрение к женщинам.

Через несколько лет отец Федора умер. Молодой Лаврецкий отправился в Москву, где поступил в университет. Здесь и начали проявляться те черты, которые были взращены в нем сначала злой своенравной теткой, затем отцом. Федор ни с кем не находил общего языка. Что касается женщин, то их и вовсе будто бы не существовало в его жизни. Он избегал их и боялся.

Единственным человеком, с которым сошелся Федор, был некий Ми-халевич. Он писал стихи и смотрел на жизнь с энтузиазмом. С Федором они серьезно подружились. Когда Федору было двадцать шесть, Михале-вич свел его с красавицей Варварой Павловной Коробьиной, и Лаврецкий потерял голову. Варвара и в самом деле была хороша, обаятельна, образованна, обладала многими талантами и могла заворожить любого, а не только Федора. Из-за этого ему и пришлось пострадать в дальнейшем. Ну, а пока была свадьба, и через полгода молодые прибыли в Лаврики.

Федор не закончил университета. Вместе с молодой женой он начал семейную жизнь. Тетка Глафира больше не распоряжалась в его доме. Управляющим был назначен генерал Коробьин, отец Варвары Павловны. Молодая семья отправилась в Петербург.

Вскоре у них родился сын, однако прожил он очень недолго. Врачи советовали семье переехать в Париж для поправки здоровья. Так они и сделали.

Варваре Павловне Париж понравился сразу и навсегда. Она завоевывает французский свет, заводит себе армию поклонников. В обществе ее принимают как первую красавицу света.

Лаврецкий и в мыслях не держал сомневаться в своей супруге, однако ему в руки попала любовная записка, адресованная Варваре. В Федоре проснулся характер предков. В ярости он сначала решил уничтожить и жену, и ее любовника, но потом распорядился письмом о ежегодном денежном содержании жене и о выезде генерала Коробьина из имения, а сам отправился в Италию.

За границей до Федора продолжали доходить слухи о делах жены. Он узнал, что у нее родилась дочь, возможно, его дочь. Однако к этому времени Федору было уже все равно. Четыре года он прожил в добровольном отдалении от всего, что было в его прежней жизни. Потом, однако, решил вернуться домой в Россию, в свое имение Васильевское.

В родном городе он с первых дней приглянулся Лизе. Однако он сам предполагал ее возлюбленным Паншина, который не отходил от нее ни на шаг. Мать Лизы открыто говорила, что Паншин может стать избранником Елизаветы. Марфа Тимофеевна этому отчаянно противилась.

Лаврецкий поселился в своей усадьбе и стал жить уединенно. Он занимался хозяйством, ездил верхом, много читал. Через некоторое время он решил поехать к Калитиным. Так он встретил Лемма, с которым подружился. В разговоре старый Лемм, которого редко кто воспринимал уважительно, заговорил о Паншине. Он был уверен в том, что Лизе этот человек не нужен, что она его не любит, мать понукает ею. Лемм плохо отзывался о Паншине как о человеке и считал, что Лиза просто не может полюбить такое ничтожество.

Лиза рано лишилась отца, впрочем, он мало занимался ею. «Заваленный делами, постоянно озабоченный приращением своего состояния, желчный, резкий, нетерпеливый, он не скупясь давал деньги на учителей, гувернеров, на одежду и прочие нужды детей; но терпеть не мог, как он выражался, нянчиться с писклятами, - да и некогда ему было нянчиться с ними: он работал, возился с делами, спал мало, изредка играл в карты, опять работал; он сам себя сравнивал с лошадью, запряженной в молотильную машину...

Марья Дмитриевна, в сущности, не много больше мужа занималась Лизой, хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитала детей своих; она одевала ее, как куколку, при гостях гладила ее по головке и называла в глаза умницей и душкой - и только: ленивую барыню утомляла всякая постоянная забота». При жизни отца Лиза находилась на руках гу-вфнантки, девицы Моро из Парижа; а после его смерти за ее воспитание взялась Марфа Тимофеевна. Тургенев показывает типичное отношение родителей к детям в так называемых «дворянских гнездах».

Лиза и Лаврецкий сближаются. Они много общаются, и очевидно, что в их отношениях присутствует обоюдное доверие. Однажды в сильном смущении Лиза поинтересовалась у Лаврецкого, почему он порвал с женой. По ее мнению, невозможно разрывать то, что Бог соединил, и Лаврецкий должен был простить супругу, что бы она ни сделала. Сама Лиза живет по принципу всепрощения. Она покорна, потому что ее научили этому еще в детстве. Когда Лиза была совсем маленькой, ее няня по имени Агафья водила ее в церковь, рассказыывала ей про жизнь Пречистой Девы, святых и отшельников. Она и сама представляла собой пример покорности, кротости, а чувство долга было для нее главным жизненным принципом.

Нежданно в Васильевское приезжает Михалевич, постаревший, явно живущий небогато, но по-прежнему горящий жизнью. Он «не унывал и жил себе циником, идеалистом, поэтом, искренно радея и сокрушаясь о судьбах человечества, о собственном призвании - и весьма мало заботясь о том, как бы не умереть с голоду. Михалевич женат не был, но влюблялся без счету и писал стихотворения на всех своих возлюбленных; особенно пылко воспел он одну таинственную чернокудрую\<панну»... Ходили, правда, слухи, будто эта панна была простая жидовка, хорошо известная многим кавалерийским офицерам... но, как подумаешь -чразве и это не все равно?»

Лаврецкий и Михалевич долго спорят на тему жизненного счастья. Что способно подарить человеку радость, вывести его из апатичного существования? - вот предмет их спора. Лемм следит за ходом их мыслей, не вмешиваясь в обсуждение.

В Васильевское приезжают Калитины. Лиза и Лаврецкий очень много общаются, видно, что обоим это доставляет удовольствие. Они становятся друзьями, что подтверждают при прощании в ходе короткого диалога.

На следующий день Лаврецкий, чтобы чем-то занять себя, просматривает французские журналы и газеты. В одной из них содержится сообщение о том, что царица модных парижских салонов мадам Лаврецкая скоропостижно скончалась. Федор Иванович таким образом оказывается свободным.

Утром он отправляется к Калитиным, чтобы встретиться с Лизой и рассказать ей новость. Однако Лиза приняла его достаточно прохладно, сказав, что стоит думать не о своем новом положении, а о том, чтобы получить прощение. В свою очередь, Лиза говорит, что Паншин сделал ей предложение. Она не любит его, однако мама настойчиво убеждает ее выходить за него замуж.

Лаврецкий умоляет Лизу подумать прежде, не выходить замуж без любви. «- Об одном только прошу я вас... не решайтесь тотчас, подождите, подумайте о том, что я вам сказал. Если б даже вы не поверили мне, если б вы решились на брак по рассудку - и в таком случае не за господина Паншина вам выходить: он не может быть вашим мужем... Не правда ли, вы обещаетесь мне не спешить?

Лиза хотела ответить Лаврецкому - и ни слова не вымолвила, не оттого, что она решилась «спешить»; но оттого, что сердце у ней слишком сильно билось и чувство, похожее на страх, захватило дыхание».

Она тут же говорит Паншину, что пока не готова дать ответ и должна поразмышлять. В тот же вечер она сообщила о своих словах Лаврецкому, а потом как будто пропала на несколько дней. Когда он спросил о том, что она решила в отношении Паншина, Лиза ушла от ответа.

Однажды на светском рауте Паншин начинает говорить о новом поколении. По его мнению, Россия отстала от Европы. В качестве аргументов он приводит, например, то, что даже мышеловки не выдумали в России. Очевидна его злость и раздражение, относительно темы разговора - России - Паршин демонстрирует презрение. Лаврецкий вступает в спор, неожиданно для всех.

«Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, свое поколение на жертву, - но заступался за новых людей, за их убеждения и желания; Паншин возражал раздражительно и резко, объявил, что умные люди должны все переделать, и занесся, наконец, до того, что, забыв свое камер-юнкерское звание и чиновничью карьеру, назвал Лаврецкого отсталым консерватором, даже намекнул - правда, весьма отдаленно - на его ложное положение в обществе».

В результате Паншин со своими аргументами оказывается поверженным. Он раздражен этим фактом, в особенности потому, что Лиза явно симпатизирует Лаврецкому. В споре она принимала его точку зрения.

Лаврецкий говорит, что, пока вокруг суета и многочисленные реформы, лично он намерен как можно лучше и добросовестнее пахать землю.

Лизу обижает и оскорбляет, что Паншин так отзывается о России. Она окончательно от него отдаляется, а к Лаврецкому, напротив, чувствует стойкую симпатию. Она видит, что у них много общего. Единственное расхождение - отношение к Богу, но и здесь Лиза надеется, что ей удастся приобщить Лаврецкого к вере.

Сам Лаврецкий тоже чувствует потребность видеть Лизу, быть с ней. Гости расходятся со светской вечеринки, однако Федор не торопится. Он выходит в ночной сад, садится на скамью и зовет проходящую мимо Лизу. Когда она приблизилась, он признается ей в любви.

После признания радостный и счастливый впервые за долгое время Лаврецкий возвращается домой. В заснувшем городе он вдруг слышит дивные, манящие звуки музыки. Они льются из жилища Лемма. Лаврецкий завороженно слушает, а потом, позвав старика, обнимает его.

На другой день Лаврецкого настиг неожиданный удар - вернулась его супруга. Ее многочисленные вещи заполонили всю гостиную, а она сама молит его простить ее.

« - Вы можете жить где вам угодно; и если вам мало вашей пенсии...

Ах, не говорите таких ужасных слов, - перебила его Варвара Павловна, - пощадите меня, хотя... хотя ради этого ангела... - И, сказавши эти слова, Варвара Павловна стремительно выбежала в другую комнату и тотчас же вернулась с маленькой, очень изящно одетой девочкой на руках. Крупные русые кудри падали ей на хорошенькое румяное личико, на большие черные заспанные глаза; она и улыбалась, и щурилась от огня, и упиралась пухлой ручонкой в шею матери».

Дочь Ада приехала вместе с Варварой, и та заставляет ее тоже умолять отца о прощении.

Лаврецкий предложил Варваре Павловне поселиться в Л авриках, однако никогда не рассчитывать на возобновление отношений. Она кротко соглашается, однако в этот же день отправляется к Калитиным.

Между тем у Калитиных состоялось окончательное объяснение между Лизой и Паншиным. Варвара Павловна располагает всех к еврей персоне, ведя светские беседы, добивается расположения Марии Дмитриевны и Паншина. Мать Лизы обещает ей посодействовать в примирении с мужем. Помимо прочего, Варвара намекает, что он еще не забыл "fee. Лиза по этому поводу очень переживает, но старается держаться изо всех сил.

«Сильно и болезненно забилось сердце у Лизы: она едва переломила себя, едва усидела на месте. Ей казалось, что Варвара Павловна все знает и, тайно торжествуя, подтрунивает над ней. К счастью ее, Гедеоновский заговорил с Варварой Павловной и отвлек ее внимание. Лиза склонилась над пяльцами и украдкой наблюдала за нею. «Эту женщину, - думала она, - любил он». Но она тотчас же изгнала из головы самую мысль о Лаврецком: она боялась потерять власть над собою; она чувствовала, что голова у ней тихо кружилась».

Лаврецкий получает записку от Лизы с просьбой о визите и отправляется к Калитиным. Там он прежде всего видит Марфу Тимофеевну. Благодаря ее содействию Федор и Лиза остаются наедине. Лиза говорит, что теперь не остается ничего, кроме как исполнить свой долг, Федор Иванович должен помириться с женой. Теперь, говорит она, нельзя не видеть, что счастье зависит не от людей, а от Бога.

Лаврецкий по приглашению слуги отправляется к Марье Дмитриевне. Та пытается уговорить его простить жену. Она убеждает его в ее огромном раскаянии, затем выводит из-за ширмы саму Варвару Павловну, и уже они оба умоляют его сжалиться. Лаврецкий поддается на уговоры и обещает, что будет жить с нею под одной крышей, но только при условии, что она не будет выезжать из имения. На следующее утро он отвез жену и дочь в Лаврики и через неделю уехал в Москву.

На следующий день к Варваре Павловне приехал Паншин и остался у нее на три дня.

Лиза в разговоре с Марфой Тимофеевной говорит, что хочет уйти в монастырь. «Я все знаю, и свои грехи, и чужие... Все это отмолить, отмолить надо. Вас мне жаль, жаль мамаши, Леночки; но делать нечего; чувствую я, что мне не житье здесь; я уже со всем простилась, всему в доме поклонилась в последний раз; отзывает меня что-то; тошно мне, хочется мне запереться навек. Не удерживайте меня, не отговаривайте, помогите мне, не то я одна уйду...»

Прошел год. Лаврецкому стало известно, что Лиза постриглась в монахини. Она теперь пребывала в монастыре, расположенном в одном из наиболее отдаленных краев России. Через какое-то время Лаврецкий поехал туда. Лиза его явно заметила, но сделала вид, что не узнала. Они даже не поговорили.

Варвара Павловна в скором времени переехала в Петербург, а затем снова отправилась в Париж. Федор Иваныч дал ей на себя вексель и откупился от возможности вторичного неожиданного наезда. Она постарела и потолстела, но все еще мила и изящна. У нее был новый любовник, гвардеец, «некто Закурдало-Скубырников, человек лет тридцати восьми, необыкновенной крепости сложения. Французские посетители салона г-жи Лаврецкой называют его „1е gros taureau de 1’Ukraine» («тучный бык с Украины», франц.). Варвара Павловна никогда не приглашает его на свои модные вечера, но он пользуется ее благорасположением вполне».

Прошло восемь лет, и Лаврецкий вновь поехал в родной город. В доме Калитиных многие уже умерли. В доме всем заправляли теперь молодые, младшая сестра Лиза и ее жених. Сквозь шум и веселые голоса Федор Лаврецкий прошелся по дому, увидел все то же фортепьяно, ту же обстановку, которую он запомнил. Его охватило «чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал». В саду все та же скамейка и та же аллея напомнили ему о безвозвратно потерянном. Только он уже ни о чем не жалел, так как перестал желать собственного счастья.

«И конец? - спросит, может быть, неудовлетворенный читатель. - А что же сталось потом с Лаврецким? с Лизой?» Но что сказать о людях, еще живых, но уже сошедших с земного поприща, зачем возвращаться к ним?»

Это произведение не зря было названо «Дворянское гнездо». Тема подобных «гнезд» была близка Тургеневу. С величайшим талантом он передавал атмосферу подобных мест, описывал страсти, кипевшие в них, переживал за судьбу героев - российских дворян, прогнозировал их перспективы. Данное произведение подтверждает, что в творчестве писателя эта тема пользуется уважением.

Однако данный роман нельзя назвать оптимистическим с точки зрения судьбы конкретного «дворянского гнезда». Тургенев пишет о вырождении подобных мест, что подтверждается многими элементами: репликами героев, описанием крепостнического строя и - по контрасту, «барства дикого», идолопоклонничества перед всем европейским, образами самих героев.

На примере рода Лаврецких автор показывает, как влияют события эпохи на становление личностей, живущих в это время. Читателям становится ясно, что человек не может жить в отрыве от того, что масштабно происходит вокруг него. Он описывает характерные черты дикого барства, с его вседозволенностью и стереотипностью, затем переходит к обличению идолопоклонничества перед Европой. Все это - история одного рода русского дворянства, весьма типичного для своего времени.

Переходя к описанию современного дворянского семейства Калитиных, Тургенев отмечает, что в этом, казалось бы, благополучном семействе никому нет никакого дела до переживаний Лизы, родители не уделяют внимания детям, отсутствует доверие в отношениях, в то же время высоко ценится материальное. Так, мать Лизы пытается выдать ее замуж за человека, которого та не любит. Женщина руководствуется соображениями богатства и престижа.

Предки Лаврецкого, старый сплетник Гедеоновский, лихой отставной штаб-ротмистр и известный игрок отца Панигина, любитель казенных денег отставной генерал Коробьин - все эти образы символизируют время. Очевидно, что в российском обществе процветают многочисленные пороки, а «дворянские гнезда» представляют собой плачевные места, в которых нет места духовному. Между тем сами аристократы считают себя лучшими людьми. Налицо кризис российского общества.

Возвращается Лаврецкий и эту весть в дом Калитиных принёс Гедеоновский. Мария Дмитриевна, является вдовой бывшего губернского прокурора, благоволит к нему, а вот Марфа Тимофеевна Пестова, которая является сестрой отца Марии Дмитриевны, и ей Гедеоновский не нравится, так как она считает, что он любит болтать и сочинять.


Марфе Тимофеевне угодить очень трудно. Также ей не нравится и Паншин, который является всеобщим любимцем и завидным женихом. Владимир Николаевич на собственные же слова сочиняет романсы, играет на фортепиано, достаточно хорошо рисует, и хорошо читает. Он является петербургским чиновником по особым поручениям. У Калитиных он бывает ради встреч с Лизой, которая является девятнадцатилетней дочерью Марии Дмитриевны. Марфа Тимофеевна считает, что ее любимица достойна другого. Паншин также не очень нравится и Лизиному учитель музыки Христофору Федоровичу Лемму. Он уже немолодой, но тайно влюблен в свою ученицу.
Из-за границы приезжает Федор Иванович Лаврецкий. Случайно в Париже он случайно уличил в измене жену. И после этого Варвара Павловна в Европе получила скандальную известность.
Лаврецкий был из семьи крепкой породы. Его прадед был человеком достаточно дерзким, жёстким, лукавым и умным. Прабабка, была вспыльчивой и мстительной цыганкой, которая ни в чем мужу не уступала. Дед Петр, был простым степным барином. А отец Федора Ивановича был воспитан французом, который был поклонником Жан Жака Руссо.


Когда Иван вернулся к родителям после учебы, в родном доме ему было диковато, но это не помешало ему обратить свое внимание на горничную матери Маланью. Был скандал. Отец Ивана лишил наследства, а девку отправили в деревню. Иван Петрович по дороге отбил Маланью и с нею обвенчался. Он пристроил свою молодую жену к родственникам Пестовыхм, Марфы Тимофеевны и Дмитрия Тимофеевича, сам поехал в Петербург, а затем за границу. В деревне Пестовых и родился Федор 1807 г.. 20 августа Только через год Маланья Сергеевна у Лаврецких смогла появиться с сыном.


Отец младенца вернулся в Россию только через двенадцать лет. К этому времени Маланья Сергеевна уже умерла, и мальчика стала воспитывать тётка Глафира Андреевна. Федю тогда у матери отняли и передали Глафире ещё пока она была жива. Тётку Федор боялся, и не смел даже при ней пикнуть.
После возвращения Иван Петрович сам стал воспитывать сына. Он одел по-шотландски его и ему нанял швейцара. В четыре утра мальчика будили, для этого его холодной водой окачивали, и заставляли бегать на верёвке вокруг столба, еще кормили только один в день один раз, еще его учили ездить верхом и из арбалета стрелять. Когда Феде исполнилось шестнадцать лет, отец стал в нем воспитывать к женщинам.


Потом через несколько лет, Федя хоронит отца, и потом едет в Москву и там поступает в университет. Благодаря такому странному воспитанию он не находил общего языка с людьми, а женщинам вообще не смотрел даже в глаза. Он дружил только с Михалевичем, который был стихотворцем и энтузиастом. Михалевич познакомил Лаврецкого с семейством красавицы Коробьиной Варвары Павловны. Варенька была очаровательной и образованной девушкой.
Молодые через полгода приехали в Лаврики. Была удалена Глафира, и на ее место управительницы приехал генерал Коробьин, отец Варвары Павловны, а молодые уехали укатила в Петербург, где у них сын родился, который очень скоро умер. По совету врачей они поехали за границу и задержались в Париже. Варвара Павловна здесь чувствовала себя своей. Но очень быстро в руки Лаврецкого попадает любовная записка, которая была адресована его жене, которой он доверял. Сначала он был в бешенстве и хотел убить обоих, но потом письмом распорядился о ежегодном денежном содержании жены и о выезде из имения генерала Коробьина, поехал в Италию.

В газетах писали дурные слухи о жене. Из них же Лаврецкий и узнал, что у него дочь родилась. И он тогда стал ко всему равнодушен, но через четыре года ему все-таки захотелось вернуться домой, в город О.
С первой же встречи Лиза обратила на себя его внимание. Также около неё Лаврецкий заметил и Паншина. Мария Дмитриевна не стала скрывать, что камер-юнкер без ума любит её дочь.
Через три недели Лаврецкий поехал в О.... к Калитиным. У них он увидел Лемма. Вечером, пошел его проводить и задержался у него.
Лиза и Лаврецкий с каждым днем все больше и больше доверялись друг другу.
Неожиданно в Васильевское приезжает Михалевич. Он сильно постарел, было видно, что дела у него идут не очень.


Потом друзья еще громко и долго спорили, и они побеспокоили Лемма, который продолжал у них гостить.
После Михалевича в Васильевское приехали Калитины. Дни прошли очень беззаботно и радостно. Лаврецкий постоянно думал о Лизе. Когда он провожал ее карету он спросил у нее, о том, что они теперь являются друзьями, а она ему кивнула в ответ.
Следующим вечером Лаврецкий просматривал французские газеты и журналы. И увидел сообщение о неожиданной смерти мадам Лаврецкой, которая была царицей модных парижских салонов. На следующее утро он пришел к Калитиным. Лиза стала расспрашивать о том, что с ним случилось и он показал ей статью в газете. Паншин просит руки Лизы. Она его не любит, но готова выйти за него, так как этого хочет ее мать. Лаврецкий уговорил Лизу подумать, и замуж без любви не выходить. Лиза попросила у Паншина время на раздумья.


Однажды, вечером, в гостиной Паншин стал ругать новейшее поколение, в том, что Россия от Европы отстала. Но Лаврецкий возразил ему и доказал невозможность скачков и немедленных переделок, и потребовал признания народной правды.
Во время спора Лиза была на стороне Лаврецкого. Когда все стали расходиться, В ночной сад вышел Лаврецкий и на скамью сел. Потом пришла Лиза, и он признался ей в любви.
На следующий день Лаврецкий съездил в Васильевское и вернулся в город уже только вечером. Когда он вошел в гостиную он увидел свою жену. Она стала просить его ее простить, хотя бы ради их дочери. Возобновлять он с ней отношения не собирался, но предложил ей жить в Лавриках. У Калитиных состоялось объяснение Паншина и Лизы. Мария Дмитриевна была в печали. Лизе передали записку от Лаврецкого, и для нее встреча с его женой не была неожиданностью.
Пришел Паншин.


Лаврецкий пришел в дом Калитиных, по приглашению Лизы. Он сразу пошел к Марфе Тимофеевне. Она оставила их с Лизой наедине. Девушка сказала Федору Ивановичу о том, что он должен с женой помириться.
Потом Лаврецкий зашел к Марье Дмитриевне. Та стала с ним говорить о его жене и о том, что она раскаялась. Под напором Лаврецкий пообещал, что будет с нею жить под одной крышей, но договор будет нарушен, если она соизволит из Лавриков выехать
На следующий день он отвёз дочь и жену в Лаврики, а уже через неделю в Москву уехал. А потом день Варвару Павловну пришел навестить Паншин и прогостил у нее три дня.
Через год Лаврецкий получил известие о том, что Лиза ушла в монастырь. Через какое-то время он съездил этот монастырь. Лиза прошла достаточно близко от него, но на него не взглянула.
А Варвара Павловна очень быстро переехала в Петербург, а потом уехала в Париж. У нее опять появился новый поклонник, гвардеец, который был очень крепкого телосложения.
Через восемь лет Лаврецкий опять посетил О...

Многие старики Калитиных уже умерли и здесь осталась одна молодежь, Леночка, которая является младшей сестрой Лизы, и её жених. Было шумно и весело. Лаврецкий прошёлся по дому и по саду, там ничего не изменилось. Он был очень грустным, но в нем уже совершился тот перелом, без которого невозможно быть порядочным человеком, он перестает думать о своем собственном счастье.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Дворянское гнездо». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Loading...Loading...