Какие национальности живут в южной америке. Народы Южной Америки: культура и традиции. Распространенный язык стран Латинской Америки

Среди туманных Андских гор, увенчанных вечными снежными шапками, берет свое начало река рек Южной Америки – прекрасная и вечно молодая Амазонка. Горы питают ее неиссякаемые силы живительной влагой, огромным числом минералов, солнечной благодатью и несметными тайнами, рожденными в недрах скалистых гор и нашептанными сердцем самой матушки Земли. Способен ли кто разгадать загадки этого уникального и таинственного материка? Кто приоткроет тысячелетнюю завесу неизвестности, плотно прикрывающую прошлое южноамериканского континента?

Именно коренные народы южноамериканского континента впитали в себя всю мощь и красоту местности, на которой они рождались и умирали, учились и ошибались, веселились и грустили. Индейцы Южной Америки, некогда «открытые» для европейского мира, стали носителями уникальной культуры, быта и жизненной философии, никоим образом не вписывавшихся в унифицированный и рациональный жизненный строй «цивилизованных» людей.

Европа не понимала или не хотела понимать восприятия мира обычного индейца, поэтому она его уничтожила. Огнем и мечем, как варвара, религией и «моралью», как дикаря, ненавистью и злобой, как преступника, европейцы набросились на беззащитных людей, вооруженных верой в свое Верховное Божество, копьем и луком со стрелами...



Неоспоримым является тот факт, что существовавшая на территории Южной Америки огромная Империя Инков, объединившая в себе сотни различных племен и народов, общая численность жителей в которой достигала нескольких десятков миллионов человек, является самым известным и наиболее изученным явлением в истории цивилизаций этого континента. Наравне с этим также известно, что взялось это уникальное государственное образование не с воздуха, и что Империи Инков предшествовали политически, культурно и религиозно сильные древние цивилизации, оставившие после великое наследие.

Как и для большинства доисторических народов и культур во всем мире, современные ученые пытаются придать древним жителям Южной Америки схожие черты, благодаря чему их удастся систематизировать. Но в силу того, что следов жизнедеятельности древних археологических культур очень немного, а на место таких культур в историческом и территориальном смысле пришли другие народы и племена, использовавшие блага своих предшественников, восстановить правдивую картину происходившего на этом материке задолго до прихода европейцев практически невозможно. Но даже то, о чем с уверенностью сегодня могут говорить исследователи, уже вызывает огромное уважение к древним индейцам, которые и предопределили уникальное и многообразное развитие поистине загадочной, но такой удивительной цивилизации сначала собственных народов, а потом уже и огромной Империи народов – инкской.

Известно, что колыбелью первых цивилизационных процессов на территории Южной Америки являются Анды, одна из наиболее высоких, наиболее длинных и наиболее древних горных систем на планете. Благодаря уникальному географическому положению, обеспечившему не менее уникальные климатические условия, территория Анд стала наиболее приемлемой для развития человеческих племен, в то время в большом количестве заселявших большую часть материка...



История человечества на Южноамериканском материке насчитывает многие тысячи лет, хотя это достояние практически недоступно современным людям. И дело даже не в том, что произошло истребление представителей последних носителей древней цивилизации более развитыми в техническом смысле народами, проблема скорее в том, что предыдущие цивилизации не оставили о себе других артефактов, кроме как археологических. Благодаря этому Южная Америка становится центром активного развития научных изысканий в области истории, археологии, криптографии и этнологии, вокруг которого рождается огромное количество современных мифов, легенд и историй, далеких от былой реальности. Но важно одно – история Южной Америки восстанавливается по крупицам именно сегодня, и каждый из нас может стать автором того или иного элемента в сложной, но очень увлекательной мозаике, изображающей человеческую жизнь на этом континенте задолго до прихода европейцев.

Пожалуй, самым известным и наиболее хорошо изученным является объединение южноамериканских племен, называемое сегодня Империя Инков. Она оформилась на заре второго тысячелетия н.э., путем экспансии одного из горных племен на соседние племена. Уже само появление столь мощной государственной организации, охватывающей в зените своего могущества территории многих современных стран, таких как Эквадор, Перу, Боливия, а также некоторые земли принадлежащие сегодня Аргентине, Колумбии и Чили, вызывает различные гипотезы о причинах ее возникновения. Выдвигаемые учеными версии базируются на фактах, интерпретация которых имеет разные следствия. Так, невозможность объяснить столь высокий технологический уровень исполнения архитектурных сооружений древними индейцами Южной Америки привела к тому, что создание Империи Инков приписывается некоторыми учеными представителям не аборигенных народов, а пришедшим извне племенам. К подобным выводам склоняет и мифология, и верования, и развитие научной мысли (познания в областях математики, астрономии и астрологии), относящиеся к достоянию инков. Крайним проявлением такой позиции является версия о том, что к формированию древних цивилизаций на этом континенте причастны внеземные расы, что навевает на романтический лад в изучении проблематики доисторической Южной Америки.

Но ортодоксальная позиция, принимаемая официальной историографией, гласит, что одно из племен, проживающее в долинах Анд, в начале 1000 года проявило активную экспансивную политику по отношению к своим соседям, в результате чего уже к 1200 году оно сумело захватить обширные территории. Зарождением Империи Инков принято считать момент, когда была перенесена столица образованного государства в город Куско, построенная как раз с такой целью. Неназванное племя, некогда проживающее на берегах высокогорного озера Титикака, подчинялось воле верховного правителя, именуемого Инка. Первый Инка Империи – Манко Капаку...



Глубокими тайнами окутана история народов Южной Америки, народов, создававших тысячи лет назад цивилизации, достижениям которых современный человек удивляется, не в силах увязать в своем понимании два факта – доисторический период и чудеса практической мысли. И дело не только в том, что сегодня тяжело даже придумать применение вещам, созданным этими народами давным-давно, сегодня тяжело просто поверить в то, что некогда существовали цивилизации, не менее развитые, чем царящая нынче цивилизация. Факты это подтверждают, но мозг упрямо не желает их воспринимать.

Благодаря такому положению вещей и появляется возможность возникновения различных спекуляций на темы, связанные с межпланетными контактами, путешествиями во времени, а также с характерными для псевдонаучной истории гипотезами о существовании сверх могущественных цивилизаций, живущих в параллельном мире и разное другое.

Но к сожалению, почему то ни современная историография, ни «неоклассические» исследователи не желают просто поверить, что ранее жили обычные люди, такие же как и мы с вами, со своими обычными проблемами, не менее и не более серьезными, чем наши. И просто не стоит спекулировать по этому поводу и приписывать давно почившим землянам сверхъестественные возможности или глубокие психические расстройства, а руководствоваться в решении проблем исключительно фактами, доступными всем и каждому.

Итак, что мы знаем сегодня об одной из наиболее хорошо изученных, и одновременно одной из самых загадочных культур Древней Южной Америки, называемой Чавин? Если говорить в общем, то количество накопленной информации об этой давно почившей цивилизации очень даже впечатляющее, а если говорить о конкретике, то до сих пор практически ничего и неясно.

Известно, что появление людей, являвшихся носителями культуры Чавин на той территории, где они создали известную цивилизацию, а именно на северо-западе горной системе Анды – в пределах современной Перу, датируется 900-ым годом до н.э. Возможно, что эти люди были представителями более древнего народа, создавшего неподалеку схожую, но более раннюю культуру – Куписнике. Пожалуй, на этом все более или менее понятное заканчивается, пропуская вперед не ясное.

Во-первых, все, что реально связывает Чавин и Куписнике – это территория, которая была для них общей. Но исчезновение культуры Куписнике датируется 1000-ым годом до нашей эры, а появление Чавин приходится на 100 лет позже. Общим для этих культур является храм, который, по мнению ученых, предшественники «передали» потомкам, которые храм и достроили. Называется этот храм «Дом Кондора» или Кунтур-Уаси. Что еще? Пожалуй, все.

Проявления цивилизации Чавин, в частности искусство, религия, мировоззрение, социальная формация, техническое развитие и уровень инженерной мысли не просто не сопоставим с возможностями культуры Куписнике...



Познавать историю, как и любую другую информацию, хорошо в сравнении. Потому что только таким образом можно не только узнать сухие факты, но и, сопоставив их, проанализировать полученные знания. А еще хорошо, и вместе с тем приятно, воспринимать новые знания не из учебников и пособий, а в живую, непосредственно, прикасаясь к ее пыльным тысячелетним памятникам, с которыми связаны события давно минувших дней.

Конечно, можно черпать информацию из-за студенческой лавки, можно протирать брюки в библиотеках, можно посещать лекции известных историков.… Ну а лучше всего самому отправиться на поиски новых впечатлений, новых эмоций и новых знаний, приоткрывающих завесу очередной тайны.

Именно так и поступают люди, которые жаждут победить тысячелетнее забвение, окутывающее сизым туманом историю многих забытых народов и цивилизаций, проживавших на Земле тысячи лет назад. О некоторых из них кое-что человечеству уже известно, а о большей части этих археологических культур остается лишь догадываться, собирая по крупицам все крошечные обрывки знаний и складывая их воедино.

Все это касается и истории южноамериканских народов, боровшихся за свое выживание и с соседями, и с природой, и с мрачным небытием, победить которое не под силу, к сожалению, никому. Какие-то цивилизации, например, Инки, сумели некоторую информацию о себе оставить, и то благодаря лишь тому, что знания о них зафиксировали их же убийцы. Хорошая услуга, не правда ли?...



Зерно хлеборобов культуры Мочика упало на благоприятный грунт, дав жизнь бесстрашным воинам и героям Южной Америки – культуре Чиму. Хотя прошло немало времени, прежде чем землепашцы, погрязшие в кровавых культах богам плодородия, сумели породить нечто сильное и жизнеспособное. Культура Мочика или Моче растворилась в прошлом, оставив после себя всего ничего – пару каменных пирамид, более похожих на груды камней, и пару сильных народов, одним из которых был народ Чиму.

Так кто же они, собственно, эти Чиму? Известно, что первая археологическая информация о новой сформированной культуре на западном побережье Южной Америки, пришедшей на смену Мочика, отсылает нас к началу первого тысячелетия. В это время вся прибрежная территория, начинающаяся на севере современного Перу и тянущаяся вниз вдоль Анд на 1000 км, принадлежала молодой, энергичной и сильной цивилизации, проявлявшей незаурядные познания и умения во всех сферах жизнедеятельности.

По раскопанным артефактам становится ясно, что культура Чиму, как носитель потенциала своих предшественников, раскрылась сразу в нескольких направлениях, решающим из которых стало обустройство государства. Их называют первыми южноамериканскими феодалами, ведь именно Чиму установили первыми аналогичный феодализму социальный строй в своей стране, называемой Чимор. Во главе государства находилась династия правителей, которой служили в качестве вассалов несколько могущественных семей, обладающих собственными землями, армиями и некоторыми правами автономии. У них были свои вассалы, которые поставляли своему правителю обученных для войны солдат, а также провизию, скот и оружие. К сожалению, этому народу не хватило мудрости и снисходительности провидения начать использовать металл для производства оружия, который они научились выплавлять. Если в то время первое металлическое копье появилось бы именно у Чиму, история второго тысячелетия Южной Америки пошла бы совершенно по другому сценарию. Но вместо этого весь свой потенциал носители культуры Чиму направили на изготовление товаров, востребованных соседними племенами, а также внутренними потребителями страны - знатью. Зарождение элементов торговли у культуры, практикующей натуральный обмен – явление весьма примечательное и о многом говорящее...



Культура Сикан – одно из многих белых пятен в истории Южной Америки. Странная получилась ситуация с этой цивилизацией, следы которой уходят в третью четверть первого тысячелетия, на рубеж заката одних мощных культур, и появления новых, более современных, но менее развитых. Люди, которых называют носителями сиканской культуры, дают о себе знать в нескольких уникальных памятниках, способных пролить свет на более точную в историческом плане судьбу народов Древней Южной Америки.

С одной стороны проблема культуры Сикан состоит в том, что авторство ее возникновения принадлежит только одному человеку, исследователю Идзуми Симада . С его именем и связано начало поиска истоков этой до недавнего времени не известной цивилизации. Чтобы проще в вопросе было ориентироваться, стоит указать, что иногда данную культуру называют культуру Ламбайеке, ранее выделяемую в отдельное звено в истории развития южноамериканского континента.

С другой стороны существует действительно несколько памятников археологической культуры, которые невозможно отнести к ранее описанным цивилизациям в силу разных причин. Соответственно, вопрос сиканской культуры был вынесен в отдельное дело, до сих пор активно развиваемое современной историографией. За несколько лет исследование есть определенные подвижки, позволяющие с определенностью говорить о такой цивилизации, как Сикан.

Конечно, письменных источников о данной культуре нет. Но есть археологические источники, в частности останки поселений, расположенные на территории современной Перу, а именно в северной ее части. Регионально это соотносится с местностью долин Ла-Лече, Сана, Мотупе и Ламбайеке, а также с областью Батан Гранде, где концентрация памятников сиканской культуры максимальная.

Так что же наверняка известно об этой цивилизации? Первым делом историки говорят о существовании этой культуры в промежутке между жизнедеятельностью культуры Мочике, уже известной по ряду публикаций и проявившей себя в истории Южной Америки, и объединением народов под эгидой Империи Инков, наиболее известной формации на этом континенте. Датируется же сиканская культура 750 – 1375 годами н.э. Наверняка известно, что конец этой цивилизации положили народы Чиму, основавшие царство Чимор, активно противостоящие Империи Инков и потерпевшие от нее поражение.

Последующие факты, принимаемые официальной историографией, как точные, являются не более, чем предположением, основанным на косвенных доказательствах. Во-первых, ранний период развития Сикана, начинающийся с 750 года, никакой конкретной информации о народе этой культуры не несет. Хочется лишь указать, что только основываясь на наличии своеобразной керамики на этой территории, историками делаются выводы о появлении новой цивилизации, в последующем развившейся до значительного уровня. Уже упоминаемый исследователь Симада находит еще некоторые подтверждения самобытности и уникальности Сикана в столь ранний период, но оставим приводимые им факты на его же совести...



И по сегодняшний день точно неизвестно, что происходило в доисторические (или же в доиспанские) времена на территории Южной Америки. Первые письменные сведения об этом периоде истории континента были составлены первыми европейскими колонизаторами на основе слов местного населения, которое, правду говоря, плохо понимало испанский язык. К слову сказать, особыми лингвистическими познаниями языковой группы пукина или кечуа прибывшие с Европы завоеватели также не отличались. Вот и получилось, что передавали информацию друг другу покоренный и покоряющий народы не совсем корректно и объективно. Что из этого получилось? Да практически ничего хорошего.

Не имея письменных источников, оставленных изучаемыми народами или их современниками, или каким-нибудь другим образом полученных достоверных данных о делах давно минувших дней, современные ученые пытаются найти способы связать воедино имеющиеся у них факты с помощью собственных теорий и гипотез. Наиболее подходящие из них становятся классическими и перекочевывают в учебники в качестве официальной историографии. Другие версии либо забываются и остаются в безызвестности, либо подхватываются оппонентами и разрастаются вглубь и ширь, обзаводясь различными непроверенными и необоснованно предполагаемыми фактами, деталями, подробностями и объяснениями. На фоне такого диссонанса мыслей и случился раскол официальной историографии с околонаучной деятельностью, каждая из которых предала свою конкурентку анафеме.

А ведь по-другому и быть не могло. Официальная наука, очень неповоротлива и крайне структурированная, не в состоянии воспринимать в себя все имеющиеся, вырванные из контекста истории Южной Америки факты. Имея свойство накопляться, отвергнутые или проигнорированные данные, не поддерживающие официальную историческую линию, однажды выделились в отдельную группу, постепенно выстроившись в альтернативную гипотезу. Ведь каждый отброшенный из одной версии факт принимается противоположной версией, усиливая последнюю и ослабляя первую. Именно так происходит и с историей Южной Америки, в частности с необъяснимыми на сегодняшний день феноменами высокоразвитой технократической цивилизации, именуемой Тиуанако, имеющей похожие на нее по уровню развития культуры.

Недалеко от одного из самых загадочных озер в мире, расположенного на высоте немногим менее 4 000 метров, а именно на восточном побережье озера Титикака, находятся развалины одного из самых спорных, самых загадочных и самых необычных городов планеты Земля – города Тиуанако. Так говорят люди, знающие значительно больше об этих остатках городища, чем обычные обыватели. Так говорят туристы, посетившие эти места. Так говорят представители туристических компаний, зазывающие сюда сотни тысяч туристов в год. Да и действительно, этот некогда могущественный город существенно отличается от всего того, что можно назвать классическими руинами. В Тиуанако собственно руин то и нет, ну разве что если называть таковыми рассыпавшиеся от толчков землетрясений многотонные каменные блоки, то там и сям хаотически лежащие на сочной и зеленой траве. Нет, в классическом понимании обывателя этот город нельзя назвать руиной...



История имеет свойство повторяться.… Эти хрестоматийные слова подразумевают одну важную характеристику истории человечества в том смысле, что ничто не ново на этой Земле, и что когда-нибудь кто-нибудь повторит, скажет, сделает или создаст то, что уже некогда было под этой Луной. Казалось бы, простая истина тем и проста, что под нее можно подобрать любые аргументы, любые аналогии или любые примеры, а опровергнуть ее фактически невозможно. Наверное, в этом и заключается особенность умных изречений - не быть попранными и оставаться на плаву, даже в самых неблагоприятных ситуациях. Странно, но применить эту фразу можно ко все той же мировой истории, но в совершенно другом ключе, достаточно неожиданном, на что последует лаконичная ремарка – история действительно имеет свойство повторятся. Итак, о чем же это мы? Да о культуре Чибча, проживающей на самых южных землях Южной Америки, фактически у самых пределов Мезоамерики, во времена, когда Европа стонала под ярмом феодального мироустройства, когда Европа жила во мраке Средневековья, в темные времена инквизиции и крестовых походов во славу Гроба Господнего. Имеем ли мы право призывать себе на помощь фразу о повторе истории? Пожалуй, да, ведь именно эти слова странным образом и с определенной долей мистики предопределяют дальнейшую судьбу тех народов, о которых ми поведем речь – о племенах Чибча и европейцах. Но оставим это на потом, и возвратимся вглубь веков, на 500, а то и 1000 лет назад, и представим себе, каким был юг южной Америки в то время.

Горные долины, экваториальные воздушные массы, огромные количества тепла и света, живящих землю и ее обитателей, в том числе людей, поселившихся здесь в пятом столетии н.э. Эти люди, добрые, мирные и тихие по натуре, изгонялись со всех земель, где они хоть раз собирались закрепиться. Но постоянное движение многих народов и племен, более сильных, многочисленных и агрессивных, не давало возможности предаться людям обычной мирной жизни. Вспоминается все та же аналогия с Европой и тем «цивилизованным» миром, историю которых мы хорошо знаем – большие массы людей устремляются в поисках счастья в неизведанные, пустынные земли навстречу своей судьбе, отдаваясь в руки провидению и своих сильных и мудрых вождей. И все это пятый век, все это происходит в Европе и Азии. В Америке происходит тоже самое?...



Что мы сегодня понимаем под словом «культура»? С одной стороны существуют академические определения этого термина, более узкие и более обобщающие, созданные разными людьми в разное время и охватывающие разные аспекты тех или иных проявлений деятельности человека. Одним словом, на Земле было, есть и будет много людей, желающих сказать свое слово и добавить свою лепту в формирование понятия «культура». С другой стороны есть огромная масса людей, так или иначе, не связанных с процессом анализа культуры как таковой, но каждый день создающие эту самую культуру собственным существованием, действиями, вкусами, языком, предпочтениями, эмоциями, воспоминаниями, традициями и так далее. То есть, существуют носители культуры, которые собственно ее и творят, исходя, в большинстве случаев, из традиций и мировоззрения своих предков и окружающих людей.

И вот на каком-то из временных отрезков сходятся и одни люди – академики и ученые, и другие – носители культуры в одном месте. И тогда происходит то, что мы называем наукой, а именно изучение, анализ, обобщения, систематизация, фиксация, каталогизация и расстановка всего на «свои» места с тем, чтобы в любой момент использовать то или иное знание в целях последующего изучения. Хорошо, когда обе группы этих людей непосредственно встречаются, общаются, формирует единое общее зрение, уточняя нюансы и корректируя неточности. Но что получается в том случае, когда одна из сторон не присутствует на таком «совете»?

В результате имеем именно такую ситуацию, которая сложилась в Южной Америке. Вопросы культуры на этом континенте изучается носителями абсолютно другой, далеко не дружественной цивилизации, при этом анализируются действия и существование людей, ушедших в могилу многие тысячи лет назад, а прах их потомков, хранивших в своих головах и сердцах элементы культуры, уже больше чем пять столетий питает растительность материка. Но давайте мы абстрагируемся от таких грустных размышлений и пойдем этим единственным путем, пока что доступным обычному человеку. Попробуем увидеть проблему культуры Южной Америки не изнутри, что было бы, по крайней мере, честно, а посмотрим на нее со стороны, как в кино. Возьмем лишь то, что нам нужно, и отбросим то, что нам не интересно или то, что нас не устраивает. Мы ведь можем это, не так ли? Что нам стоит не заметить какие мелкие несоответствия? Намного ведь проще поверить в то, что мы сами придумали?

Допустим, изучить историю давно забытых и погребенных под тоннами грунта народов и цивилизаций можно, конечно, в контексте исключительно поставленных задач. Ну, например, 5 000 лет назад построено то или иное строение или 300? Мы ведь можем? Можем.… Есть хорошие приборы, которые с точностью в 50-100 лет могут определить возраст объектов, содержащих в себе углерод, например, или кремний, или какие-то радиоактивные металлы. То есть, есть объективные данные, на которые можно опираться. Ну а есть домысли, основывающиеся на обобщениях, интерпретациях и экстраполяциях. Вот о них мы сегодня и поговорим...

История формирования населения материка

Население Южной Америки формировалось в несколько этапов. Делится оно на коренное и пришлое. Коренное население принадлежит к монголоидной расе. Древние племена проникли на континент примерно $17$ тыс. лет тому назад. Это были племена кечуа, аймара, инки . Последние создали могущественное государство на севере материка (на территории современного Перу ) – империю инков . Колумб, открыв новые земли, предположил, что попал в Индию. Поэтому он и назвал местных жителей индейцами .
Это название коренных народов Нового Света закрепилось в науке.

Первыми колонизаторами были испанцы и португальцы. Далее пришли французы, голландцы, англичане.

Определение 1

Людей европейского происхождения, но родившихся в колониях, называли креолами .

Европейцы привезли для работы на плантациях негров-рабов. Таким образом население Южной Америки сочетает в себе представителей всех рас планеты. Потомки браков европейцев и индейцев называются метисами . А потомков браков европейцев и негров называли мулатами , а индейцев и негров – самбо .

Замечание 1

Большинство населения составляют именно представители смешанных рас.

После Второй мировой войны в Южную Америку попали выходцы из Германии и стран-союзников, бежавшие от преследований, и бывшие узники концлагерей, не пожелавшие возвращаться на родину.

Размещение населения по территории континента

Население Южной Америки распределено по территории материка неравномерно. Это обусловлено как природными факторами, так и социальными причинами.

Основная масса населения сосредоточена на побережье (особенно – Атлантическом). Средняя плотность населения здесь доходит до $100 $человек на $км²$. Самая низкая плотность населении – во внутренних районах континента – менее $1$ человека на $км²$. Средний показатель плотности населения – $20$ чел/ $км²$. Ниже показатели только у Австралии.

Современная структура населения Южной Америки

Как уже упоминалось, население материка имеет сложную этническую структуру. Нации находятся на стадии формирования. Смешение народов привело к смешению обычаев, традиций, религиозных верований населения.

Варварское отношение колонизаторов к индейцам привело к утере огромного пласта знаний о традициях и обычаях коренных народов материка. Население Южной Америки принадлежит ко второму типу воспроизводства . Уровень урбанизации составляет примерно $70$%. На сегодня в Южной Америке насчитывается около $40$ городов-миллионеров. Самые крупные из них: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Богота, Лима . В последнее время активно растет население крупных городов континента. Этот процесс демографы называют «ложной урбанизацией» , так как она не обусловлена должным уровнем развития производственных сил общества, условиями и уровнем жизни многочисленного городского населения мегалополисов.

Среди языков преобладают португальский и испанский . Именно эти страны захватили самые большие по площади колонии.

Политическая карта Южной Америки

На современной политической карте Южной Америки выделяют $15$ государств и территорий . Суверенными независимыми из них являются $13$.

Большинство из них получили политическую независимость еще в конце $ХІХ$ века. Это обусловило более высокие показатели экономического развития по сравнению со странами Африки и Азии.

По уровню экономического развития все страны принадлежат к группе развивающихся стран . На их экономическое и политическое развитие влияют главные развитые страны современного мира.

Экономика этих стран носит многоукладный характер. Реформация хозяйственной и политической структуры стран позволит существенным образом улучшить благосостояние населения континента.

Самые большие по площади государства:

  • Бразилия (столица Бразилиа),
  • Аргентина (столица Буэнос-Айрес),
  • Перу (столица Лима),
  • Чили (столица Сантьяго),
  • Венесуэла (столица – Каракас).

Самая большая колония, принадлежащая Франции, – Гвиана.

Индейцы, которые принадлежат к отдельной являют собой коренное население Америки. Они заселяли территорию всего Нового Света с начала времен и живут там до сих пор. Несмотря на бесчисленные геноциды, колонизации и прочие гонения в отношении них, которые производились европейцами, они занимают весьма весомое место в каждом из государств этой Ниже в статье мы рассмотрим, что собой представляет и в каких цифрах исчисляется коренное население Америки. Фото различных подрас и представителей тех или иных племен позволят более четко понять данную тему.

Ареал обитания и численность

Аборигены Нового Света жили тут в доисторические времена, но и в наши дни, по сути, мало что изменилось для них. Они объединяются в отдельные общины, продолжают проповедовать свои религиозные догмы и следуют традициям предков. Некоторые представители исконно американоидной расы ассимилируются с европейцами и полностью перенимают их быт. Таким образом, встретить чистого индейца или метиса можно в любой стране северной, южной или центральной части Новой Земли. Общая «индейская» численность населения Америки составляет 48 миллионов человек. Из них 14 млн проживают в Перу, 10,1 млн в Мексике, 6 млн в Боливии. Следующими странами идут Гватемала и Эквадор - 5,4 и 3,4 миллиона человек соответственно. 2,5 млн индейцев можно встретить в США, а вот в Канаде их вполовину меньше - 1,2 млн. Как ни странно, на просторах Бразилии и Аргентины, столь огромных держав, индейцев сохранилось не так уже и много. Коренное население Америки в этих местах исчисляется уже тысячами и составляет 700 000 и 600 000 человек соответственно.

История появления племен

Как утверждают ученые, представители американоидной расы, несмотря на все свои отличия от любой другой известной нам, переселились на свой континент именно с Евразии. На протяжении многих тысячелетий (примерно 70-12 тысячелетия до н. э.) индейцы приходили в Новый Свет по так называемому Берингийскому мосту, на месте которого сейчас находится Тогда еще не коренное население Америки постепенно осваивало новый континент, начиная с Аляски и заканчивая южными берегами нынешней Аргентины. После того как Америка была ими освоена, каждое отдельное племя стало развиваться в своем направлении. Общие тенденции, которые наблюдались у них, были следующими. Индейцы Южной Америки чтили материнский род. Жители Северной части континента довольствовались патриархатом. В племенах Карибского бассейна наблюдалась тенденция перехода к классовому обществу.

Пару слов о биологии

С генетической точки зрения, коренное население Америки, как уже говорилось выше, таковым для этих земель вовсе не является. Прародиной индейцев ученые считают Алтай, откуда они и выходили своими колониями в далекие-далекие времена, дабы освоить новые земли. Дело в том, что 25 тысяч лет назад из Сибири в Америку можно было добраться сухопутным способом, более того, вероятно, люди считали все эти земли единым континентом. Так жители наших краев постепенно расселялись по северной части Евразии, а потом перешли и в где превратились в индейцев. К такому выводу исследователи пришли благодаря тому, что у аборигенов Алтая тип Y-хромосомы идентичен по своим мутациям с хромосомой американского индейца.

Северные племена

Племена алеутов и эскимосов, которые занимают субарктическую зону континента, мы трогать не будем, так как это совсем другая расовая семья. Коренное занимало территорию нынешней Канады с США, начиная от вечных ледников и заканчивая Мексиканским заливом. Там сложилось множество различных культур, которые мы сейчас перечислим:

  • Северные индейцы, которые заселили верхнюю часть Канады, - это алгонкинские и атапаскские племена. Охотились на оленя-карибу, а также занимались ловлей рыбы.
  • Северо-западные племена - тлинкиты, хайда, салиши, вакаши. Занимались ловлей рыбы, а также морской охотой.
  • Калифорнийские индейцы - известные собиратели желудей. Также занимались обычной охотой и ловили рыбу.
  • Индейцы Вудленда занимали всю восточную часть современных США. Коренное население Северной Америки тут было представлено племенами крики, алгонкины, ирокезы. Эти люди промышляли оседлым земледелием.
  • Индейцы Великих равнин - известные охотники на диких бизонов. Здесь есть несчетное количество племен, среди которых мы назовем лишь некоторые: кэддо, кроу, осейджи, манданы, арикара, кайова, апачи, уичита и многие другие.
  • На юге Северной Америки проживали племена пуэбло, навахо и пима. Эти земли считались наиболее развитыми, так как аборигены тут занимались земледелием, применяя метод искусственного орошения, а по совместительству разводили домашний скот.

Карибский бассейн

Принято полагать, что коренное население Центральной Америки было наиболее развитым. Именно в этой части континента развивались сложнейшие на те времена подсечно-огневая и орошаемая системы земледелия. Конечно же, племенами этого региона широко использовалась ирригация, что позволяло им довольствоваться не простейшими зерновыми культурами, а плодами таких растений, как маис, бобовые, подсолнечник, тыква, агава, какао, хлопчатник. Тут также выращивали табак. Коренное на этих землях также занималось скотоводством (аналогично индейцы жили и в Андах). В ходу тут были преимущественно ламы. Также отметим, что тут начали осваивать металлургию, а первобытно-общинный строй уже переходил к классовому, превращался в рабовладельческое государство. Среди племен, которые жили в Карибском бассейне, можно назвать ацтеков, миштеков, майя, пурепеча, тотонаки и сапотеки.

Южная Америка

По сравнению с тотонаки и прочими, коренное население Южной Америки было не столь сильно развитым. Исключение может составить лишь Империя Инков, которая располагалась в Андах и была населена одноименными индейцами. На территории современной Бразилии проживали племена, которые занимались мотыжным типом земледелия, а также охотились на местных птиц, млекопитающих. Среди них можно назвать араваки, тупи-гуарани. Территорию Аргентины занимали конные охотники на гуанако. На Огненной Земле проживали племена ямана, она и алакалуф. Они вели весьма примитивный по сравнению со своими сородичами, и занимались ловлей рыбы.

Империя инков

Это величайшее объединение индейцев, которое существовало в 11-13-м веках на территории нынешних Колумбии, Перу и Чили. До прихода европейцев местные жители уже имели свое административное деление. Империя состояла из четырех частей - Чинчайсуйу, Кольасуйу, Антисуйу и Кунтисуйу, а каждая из них, в свою очередь, делилась на провинции. Империя инков имела свою государственность и законы, которые преимущественно были представлены в виде наказаний за те или иные злодеяния. Система управления страной у них была, скорее всего, деспотично-тоталитарной. В этом государстве также была армия, имелся определенный социальный строй, над нижними слоями которого производился контроль. Главным достижением инков считаются их гигантские магистрали. Дороги, построенные ими на склонах Анд, в длину достигали 25 тысяч километров. Для передвижения по ним использовали лам как вьючных животных.

Традиции и культурное развитие

Культура коренного населения Америки - это главным образом их языки общения, многие из которых до сих пор полностью дешифровать не представляется возможным. Дело в том, что каждое племя имело не просто свой диалект, а свой автономный язык, который звучал лишь в устной речи, не имел при этом письменности. Первая азбука в Америке появилась лишь в 1826 году под руководством главаря племени чероки, индейца Секвойя. До этого момента аборигены континента использовали пиктографические знаки, а если приходилось общаться с представителями иных поселений, то применяли жесты, телодвижения и мимику.

Божества индейцев

Несмотря на огромное количество племен, которые проживали в различных климатических условиях и регионах, верования коренного населения Америки были весьма простыми, и объединить их можно в одно целое. Большинство племен Северной Америки полагали, что божество - это некая плоскость, которая находится далеко в океане. По их легендам, их предки проживали на этой плоскости. И те, которые совершили грех или проявили неосторожность, сваливались с нее в зияющую пустоту. В Центральной Америке божествам придавали вид животных, чаще всего птиц. Мудрые племена инков нередко своими богами считали прототипы людей, которые создали мир и все, что в нем есть.

Современные религиозные взгляды индейцев

В наши дни коренные жители американского континента уже не придерживаются тех религиозных традиций, которые были свойственны их предкам. Большая часть населения Северной Америки исповедует ныне протестантство и его разновидности. Индейцы и метисы, которые живут в Мексике и южной части континента, почти все придерживаются строгого католицизма. Некоторые из них становятся иудеями. Лишь единицы до сих пор основываются на взглядах своих предков, и эти познания они держат в огромной тайне от белого населения.

Мифологический аспект

Изначально все сказки, легенды и прочие народные сочинения, которые принадлежали индейцам, могли поведать нам об их жизни, о быте, о способах добывания пищи. Эти народы воспевали птиц, диких млекопитающих и хищников, своих братьев и родителей. Немного позже мифология приобрела несколько иной характер. У индейцев появились мифы о сотворении мира, которые очень похожи на наши библейские. Примечательно, что во многих рассказах американских коренных народов присутствует некое божество - Женщина с косами. Она является одновременно олицетворением жизни и смерти, пищи и войны, земли и воды. У нее нет имени, но упоминания о ее могуществе встречаются практически во всех древних индейских источниках.

Заключение

Мы уже упоминали выше, что так называемая индейская численность населения Америки составляет 48 миллионов, в соответствии с официальными данными. Это те люди, которые зарегистрированы в свой стране, которые относятся к колониальному обществу. Если же брать в учет тех индейцев, которые по-прежнему живут в племенах, то цифра будет куда большей. По неофициальным данным, в Америке проживает свыше 60 000 представителей исконно американоидной расы, которые встречаются как на Аляске, так и на Огненной Земле.

В Южной Америке живет более 300 миллионов человек. Численность населения растет очень быстро. Население отличается смешением расовых признаков людей. Очень сложный этнический состав населения объясняется историей заселения материка.

Древние индейцы пришли сюда из Северной Америки почти 20 тысяч лет назад. Их многочисленные племена заселяли почти весь материк. Индейские народы создали древние цивилизации. С XVI века началось завоевание материка европейцами. Первыми переселенцами стали испанцы и португальцы, позднее – выходцы из других стран Европы (немцы, итальянцы и др.). Завоевывание материка европейцами принесло неисчислимые беды ее коренному населению. Памятники древней индейской цивилизации были разрушены и разграблены, уничтожено государство инков, погибли миллионы индейцев. В XVI – XIX веках для работы на плантациях в Южную Америку были привезены из Африки миллионы негров-рабов. В результате такого заселения материка, смешения пришлого населения между собой и с коренными народами состав населения приобрел необычайную сложность.

В наше время преобладает смешанное население: мулаты – потомки от браков европейцев с неграми, метисы – потомки от браков европейцев с неграми, метисы – потомки от браков европейцев с индейцами, самбо – потомки от браков индейцев с неграми. Образовались новые народности и нации, в жизни которых сочетаются европейская, индейская и африканская (негритянская) культуры.

Большинство жителей континента говорит на испанском языке, а Бразилия – на португальском, сохранились и некоторые индейские языки. Например, в Перу индейский язык кечуа наряду с испанским является государственным языком. Индейцы живут почти во всех странах, особенно много их в Перу, Боливии, Эквадоре. По языковому признаку Южную Америку вместе с Центральной называют Латинской Америкой, так как большинство населения говорит на языках латинского происхождения (романской группы).

Южная Америка заселена крайне неравномерно. Большая часть населения живет на побережье Атлантического океана, в пампе, в некоторых областях Анд, где некогда существовала государство инков. Больше половины населения континента живет в городах. Три входят в десятку крупнейших по численности городов мира: Сан-Папулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. В пределах Южной Америки насчитывается 14 государств. Большинство стран были колониями Испании и Португалии и добились независимости в начале XIX века.

Страны Южной Америки относятся к группе развивающихся стран. Они отличаются друг от друга размерами, географическим положением, природными ресурсами, численностью и составом населения, степенью экономического развития.

Крупнейшая страна континента и мира – Бразилия, наиболее развитая в экономическом отношении. К странам, имеющим значительную площадь и ресурсы, относятся Аргентина, Венесуэла, Перу, Колумбия, Боливия, Уругвай. Развитое хозяйство имеет и Чили. Сравнительно недавно освободились от колониальной зависимости Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго. До сих пор на материке сохраняется владение Франции, ее "заморский департамент" – Гвиана. Страны континента группируются по природным особенностям. Выделяют так называемые лаплатские и андийские страны.

Южноамериканский континент – уникальный регион планеты, в котором мощная природная красота сочетается с очень многогранной культурой и жизненной философией, которой следуют представители коренных племен. Именно индейцы Южной Америки, некогда «открытые» миру мореплавателями из Старого света, являются носителями единственной в своем роде культуры и идеологии, многие аспекты которой до сих не могут быть объяснены лучшими учеными мира.

В отличие от , племена Южной Америки имеют гораздо больше социальных и политических возможностей для самореализации. Латиноамериканский континент прославился тем, что у здешних индейцев есть право не только свободно жить и развиваться, но и активно участвовать в политической и общественной жизни стран. Многие представители южноамериканских племен занимают руководящие посты государственного значения. Например, Эво Моралеса – индеец племени аймара – смог занять пост президента Боливии, а представитель племени кечуа Ольянта Умала получил активную поддержку граждан и стал президентом республики Перу. И такие примеры не единичны, что говорит о прогрессивном развитии сознания коренных народов материка, которые сегодня играют такую же важную роль, как и населяющие материк выходцы из стран Европы и .


Племена Южной Америки (индейцы)

К числу наиболее многочисленных относятся племена аймара, кечуа (потомки древних инков), мапуче, гуарани, теуэльче, чибча (муиски), ботокудо, варао, шипибо-конибо и многие другие. Условно к понятию «племена Южной Америки» относят также коренные народы, проживающие на территории так называемой – майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, тотонаки, пурепеча и т.д.

1. Аймара – являются потомками древнего народа инков. Аймара населяют преимущественно западную часть континента – высокогорные области на западе Боливии (), юг Перу, север Чили . Общая численность аймара составляет больше 3,8 млн человек. Большинство из них проживают в городах и занимаются шахтерским промыслом.

Племя Аймара

2. Кечуа – родственное с аймара племя Южной Америки, численность которого по разным оценкам составляет 19-25 млн человек. Основная масса этих индейцев проживает , Эквадоре, Боливии, Аргентине, Колумбии, . Главными занятиями этих людей сегодня являются земледелие и скотоводство, а также наемный труд в горнодобывающей отрасли. Некоторые кечуа работают в качестве надомной прислуги.

Племя Кечуа

3. Гуарани – одно из немногих племен региона, которое до сих пор продолжает жить в соответствии с древними устоями и обычаями. Сегодня основная часть этого народа проживает на территории Парагвая и в ряде соседних стран. Не искушенные цивилизационными благами гуарани плохо идут на контакт с «прогрессивными» людьми, а часть из них вообще не желают общаться с внешним миром и в случае опасности могут оказать сопротивление.

Племя Гуарани

4. Мапуче (арауканы) – народ в Чили и Перу, общая численность которого оценивается в 1,5 млн человек. Современные арауканы являются сторонниками культуры креольского типа. Объединенные в общины, они ведут натуральное хозяйство и практически не интегрированы в национальную экономику своих стран. Их главные занятия – овцеводство, разведение крупного рогатого скота, коневодство, выращивание пшеницы и картофеля, ремесла. Часть представителей мапуче занята в угледобывающей промышленности.

Племя Мапуче (арауканы)

5. Шипибо-конибо – племя индейцев, сформированное из нескольких народов, численность которых ориентировочно составляет 30 тыс. человек. Сегодня эти люди населяют амазонскую сельву в Перу и занимаются, преимущественно, пойменным земледелием, рыболовством и производством пива, некоторые освоили искусство транспортных перевозок по рекам.

Племя Шипибо-конибо

6. Варао – племя, представителями которого сегодня являются от 20 до 36 тыс. человек, населяющих северо-восточную часть Венесуэлы, а также некоторые регионы Гайаны и Суринама. Варао предпочитают селиться по берегам рек, поэтому их образ жизни тесно связан с водной стихией. Индейцы варао славятся как отличные мастера изготовления каноэ, которые они строят для передвижения по Ориноко и другим рекам. Главные занятия – рыбная ловля, охота, огородничество, собирательство и ремесла.

Племя Варао

7. Ботокудо – малочисленное племя южноамериканских индейцев, среди представителей которого насчитывается всего несколько сотен человек. Обитают они в восточной части Бразилии в индейских резервациях и небольших деревнях. Очень примечательна внешность этих людей. На фото можно увидеть массивные круглые украшения, вставленные в нижнюю губу и мочки ушей. Сегодня такие украшения носят только женщины, но раньше подобные обычаи распространялись и на мужчин.

Племя Ботокудо

Видео: племена Южной Америки (индейцы).

Loading...Loading...