Какие опасности поджидают в мире иллюзий и как не погружаться в него с головой. Как войти в глубины подсознания, исполнить любое желание и путешествовать по параллельным мирам? Как, погружаясь в подсоздание, оставаться в сознании

Синдром патологического фантазирования встречается у детей, подростков, реже - в зрелом возрасте у пациентов с признаками инфантилизма. Общими признаками расстройства являются (Ковалев, 1979):

  • аутистическая оторванность от реальности, необычное содержание образов фантазии;
  • не контролируемое внешними факторами течение потока фантазий. Процесс фантазирования осознается при этом как проявление собственной психической активности, тут нет ощущения непроизвольности, насильственности, овладения. Постороннее вмешательство и даже интенсивные стимулы извне не могут прервать появление фантазий и повлиять на их содержание;
  • однообразие, стереотипность образов и сюжетов фантазий;
  • эмоциональная охваченность содержанием фантазий, последние воспринимаются пациентами как нечто более важное и интересное, нежели то, что происходит в действительности;
  • блокада активного внимания. Преобладает пассивное внимание, и оно приковано к образам фантазии;
  • устойчивый, длительный характер фантазирования, в некоторых случаях оно продолжается в течение ряда месяцев и даже лет;
  • дефицит активного воображения и вообще недостаточная продуктивность произвольной интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие сознания болезненности фантазирования, а также активных попыток пациентов ему противодействовать;
  • сенсорная яркость образов фантазий, иногда приближающаяся к таковой у наглядных образов.

Разграничивают несколько вариантов расстройства.

1.В дошкольном возрасте преобладают необычные формы игровой деятельности, такие как игра в полном уединении, когда дети совершенно не принимают участия в игре ни сверстников, ни вообще кого-то из окружающих людей; использование в игровой деятельности преимущественно предметов другого предназначения, например посуды, книг, обуви, частей собственного тела и др.; игнорирование детских игрушек, которые имитируют мир реальных объектов и дают возможность воссоздавать соответствующие отношения людей и вещей; некоторые дети активно избавляются от детских игрушек, проявляют агрессию к ним или из множества игрушек предпочитают лишь немногие, чрезмерно к ним привязываясь и не расставаясь с ними даже на короткое время.

Содержание игр часто остается совершенно непонятным, дети не могут или даже не пытаются объяснить, во что они играют. Сюжеты таких игр не связаны с реальными ситуациями, с подражанием взрослым людям, дети тем самым как бы показывают, что они не идентифицируют себя с родителями, другими индивидами и что их привязанности неадекватны, так как формируются большей частью по отношению к объектам какой-то мнимой реальности. Дети могут играть молча и мало двигаясь либо говорят много и громко, бывают слишком экспрессивными.

К данному типу фантазирования относятся и заумные, странные, слишком отвлеченные для детского возраста вопросы типа «что такое время, откуда оно берется?», «где все кончается, а что есть дальше?», «когда еще умирают люди, которые умерли?», «у слепых бывает день и ночь?», «где живут дети, которые потом родятся?», «почему все машины едут вперед, а не назад?», «что будет, если солнце упадет на землю?» и др. Некоторые дети бывают очень назойливыми в своих расспросах, повторяя их множество раз. Девочка, например, постоянно просит бабушку рассказать про ее свадьбу или рассказать про «быль», а сын донимает отца вопросами о том, победит ли медведь льва, а слон - кита и др. Здоровые дети также задают много вопросов и часто их повторяют, но их вопросы касаются обычно конкретных впечатлений, а ответы на них достаточно быстро усваиваются.

2.В раннем школьном возрасте чаще встречаются визуализированные фантазии, также оторванные от реальности. Дети, например, представляют себе нашествия насекомых, сражения с чудовищами, путешествия в сказочных мирах, нападения разбойников, полеты на воздушном шаре, войны на морском дне, сцены собственной гибели или своего могущества и др. При этом дети на некоторое время как бы отключаются от действительности, ощущают себя активными участниками воображаемых событий вплоть до утраты собственной идентичности. Даже включаясь в реальность, они все еще остаются под впечатлением своих фантазий. В некоторых случаях фантазии имеют агрессивный и даже садистический характер, что, как считается, свойственно пациентам с . В фантазиях обнаруживаются также такие , как подавленность, приподнятое настроение, страхи, .

3.В подростковом и юношеском возрасте на первый план выходят вербальные и графические формы болезненного фантазирования. Например, это сочинение компрометирующих себя или близких людей вымышленных историй - оговоры и самооговоры. Некоторые пациенты пытаются изложить свои фантазии в письменном виде, другие воплощают их в рисунках. И тексты, и рисунки носят явный отпечаток патографии, в них отчетливо выражаются аффективные и бредоподобные переживания. Так, пациент всю поверхность стен своей комнаты покрыл рисунками мрачного содержания, в которых основной темой была смерть и картины разрушения.

Другой пациент в своих рассказах описывает воображаемые сцены пыток, казней, жестоких судилищ, он с удовольствием видит при этом себя в положении жертвы насилия. И.Карамазов в воображаемом рассказе о Великом Инквизиторе упивается идеей ничтожности людей и их любви к рабству, явно представляя себя на месте тщеславного инквизитора, который возомнил себя выше самого Бога. Нередко встречаются хвастливые пациенты, которые сильно преувеличивают свои способности и возможности, причем они не замечают свое бахвальство и где-то принимают выдумки о себе за правду. Часть пациентов тяготеет к таким фантазиям, как составление бесчисленных туристических маршрутов, схем транспортных линий движения наземного транспорта, самолетов или космических кораблей, придумывание кроссвордов или чайнвордов, изобретение планов городов будущего, необычных архитектурных проектов и др.

4.Короткие эпизоды и длительные состояния патологического фантазирования встречаются и в более позднем возрасте. Приведем несколько иллюстраций. Пациент, 20 лет, рассказывает: «Я часто воображаю себя в самых разных ролях. Например, представляю себя солдатом, который оказывается в различных ситуациях на войне и в мирной жизни. Какое-то время я как бы живу его жизнью. Она мне нравится, мне это интересно, я испытываю яркие чувства, которых в обычном состоянии у меня не бывает. Потом я придумываю себе другую роль, нахожусь в ней несколько недель и даже месяцев и так происходит постоянно на протяжении нескольких лет. Несколько раз было так, что я входил в роль члена какой-нибудь молодежной группы и жил по ее правилам.

Последний раз я был в группе наркоманов. Меня очень увлекла эта роль, я был буквально поглощен ею... Я изменил свою внешность, походку, голос, манеры, речь. Отличить меня от настоящего наркомана было, я думаю, невозможно. Во всяком случае, наркоманы всюду принимали меня за своего, где бы я ни появлялся. Наркотиков, разумеется, я не принимал, мне было это совершенно чуждо. Наркоманов я легко обманывал, я только делал вид, что курю или нюхаю и симулировал опьянение. Имитировал при них и ломку.

Мне особенно нравилось, что в роли другого человека как бы забываешься, на время уходишь из реальности, чувствуешь себя кем-то другим, а это новые и острые ощущения, эмоции, необычные переживания. Возвращаться в себя долго не хочется, в качестве самого себя, мне кажется, будто и не живешь, не ощущаешь своего Я». Больная, 23 года, сообщает, что только в роли какого-то человека к ней возвращаются яркие чувства и ощущения. Так, во время половой близости она представляет себя в роли «монахини, которую насилует бандит», иначе оргазма она не испытывает. Пациент, 30 лет, сообщает, что во время сексуального акта на месте жены он представляет маленькую девочку, благодаря этому он впадает «в настоящий экстаз».

Иногда встречаются суицидальные фантазии в сопровождении своеобразного ощущения «очарования смертью». Так, пациент воображает различные способы самоубийства и особенно такие, которые более других походили бы на смерть от естественных причин, чтобы близкие люди даже не могли заподозрить факт суицида. Он говорит, что сама мысль о возможной смерти была ему приятна, желания же совершить самоубийство у него ни разу не возникало. Еще один пациент, 21 год, с головой погрузился в изобретение технических орудий истязания людей, методов их обезглавливания и обезображивания. Он проводил необходимые расчеты, тщательно готовил чертежи, рисовал на них человеческие тела и части тел в надежде, что со временем от теоретических проектов перейдет к практическому их воплощению. Пациент не считал свое увлечение болезненным. По его мнению, орудия пыток всегда были и будут нужны обществу, хотя об этом по понятным причинам не принято много говорить. Сам он полагает, что его наклонности могут быть востребованы, тем более что немногие люди обладают такими, как у него, способностями.

Параллельно с упомянутым увлечением у него было и другое. Он с удовольствием воображал сцены сексуального насилия с разнообразными извращениями, при этом представляя себя в роли «сексуального маньяка». Нередко в это время он отчетливо чувствовал физическое удовольствие. Приведенные иллюстрации помимо прочего ясно показывают роль болезненных потребностей в формировании состояний патологического фантазирования. Кроме того, они указывают на определенное значение нарушений самоосознавания, поскольку отражают нарастающую тенденцию к сближению патологического фантазирования с феноменами перевоплощения и бредоподобным фантазированием, а затем и к перерастанию его в психотические явления. Мы считали бы поэтому вполне логичным и целесообразным включить также в состав синдрома патологического фантазирования оба последних нарушения.

5.Феномены перевоплощения характеризуются временным или неполным отождествлением образов фантазии с реальностью. К.Ясперс называет их грезами наяву. Он пишет: «Сидя в тюрьме, человек воображает себя сказочным богачом; он строит замки и основывает целые города. Его фантазии доходят до того, что он перестает четко различать истинную и ложную реальность. На огромных листах бумаги он чертит обширные планы и испытывает живейшие переживания в связи со своим поведением в новой ситуации, со своими действиями, направленными на то, чтобы осчастливить людей».

Симптомы перевоплощения встречаются у пациентов разного возраста. У детей дошкольного возраста, как известно, это расстройство проявляется игровым перевоплощением. Обычно речь идет об , которые во время игры столь глубоко вживаются в придуманную ими роль, что на некоторое время вполне отождествляют себя с персонажем своей фантазии. Этим персонажем может быть человек, сказочное существо, животное, неодушевленный объект. Отождествление длится недолго, не более нескольких суток, но оно может неоднократно повторяться. Сходное нарушение в виде ролевого перевоплощения встречается и у взрослых пациентов. При этом на некоторое время пациенты как бы меняют свою идентичность, а мнимое представление реальности принимают за действительность, так что можно констатировать факт галлюцинаций воображения. Часто расстройство обозначается термином «истерическое сумеречное расстройство сознания», но встречается оно не только у истеричных пациентов.

Вот несколько иллюстраций ролевого перевоплощения. Мечтая, пациент время от времени воображает себя именитым поэтом, который читает поклонникам свои сочинения. Ему представляется, что он находится на сцене в аудитории. Эта мнимая ситуация в его сознании на время вытесняет реальную. Он совершенно «забывается», ему кажется, что он и на самом деле поэт и что-то декламирует. Ему грезится, что перед ним находятся люди, они восторженно кричат и то и дело ему аплодируют. Такие состояния продолжаются до 20–30 минут, входит он в них без особого труда, стоит ему об этом только подумать. Точно так же легко и быстро он выходит из них, особенно если в реальности что-то привлекает его внимание.

Другой пациент рассказывает: «Бывает, что иногда я отключаюсь от действительности, и тогда мне представляется, что я стою на эстраде и играю на скрипке. Передо мною находится много народу, я слышу звуки музыки, шум, мне хлопают, вызывают на бис. Длится все это недолго, не более получаса. Когда я возвращаюсь в реальность, я помню, что было, хотя и не все, и у меня возникает ощущение, что происходило все это как на самом деле. Такие переходы возникают как бы сами собой, а не то, что я специально придумываю себе что-то, я переношусь в ту ситуацию как-то невольно. Мне кажется странным только то, что я от музыки далек, на скрипке не играю и никогда даже не мечтал об этом».

Некоторые пациенты сообщают о том, что они бывают способны переноситься в ирреальность по своему желанию, не забывая при этом о существовании действительности. Так, больная рассказывает: «У меня была депрессия, меня охватывали приступы обиды, злости. Мне казалось, что я дряхлею и превращаюсь в старуху. Когда становилось особенно плохо, я уходила в другой мир. Там у меня был новый дом из точеных бревен и с резным крыльцом. Был сад с красивыми постриженными деревьями и изумрудной травой. В саду - фонтан, оранжерея с чудными цветами. У меня там были и дети, две дочери 5 и 7 лет. Я представляла себе, будто я живу там, чем-то занимаюсь. Окружавшие меня люди относились ко мне с добром и пониманием. Только там я бываю вполне счастлива.

Иногда я вижу себя там как со стороны. Я не забываю в это время, что у меня есть и другая, настоящая жизнь, есть муж, сын, квартира. Но мне не хочется о них думать, в реальной жизни у меня все очень плохо и безнадежно, я страдаю и очень несчастлива. Рано или поздно, погрузившись в мечты, я начинаю ощущать, что мне пора возвращаться в реальность. Чаще всего я возвращаюсь сама, меня принуждает к этому беспокойство, что дома может случиться чтото неладное. Но бывает, что я могу очнуться, если меня кто-то вдруг окликнет или произойдет что-то нехорошее. Когда я прихожу в себя, то нахожу себя то сидящей у стола или на постели, а то, бывает, я стою где-нибудь и будто бы о чем задумалась».

В некоторых случаях состояния перевоплощения, напротив, возникают и завершаются спонтанно и сопровождаются амнезией как образов фантазии, так и реальных впечатлений, то есть ничем уже не отличаются от глубокой степени сумеречного помрачения сознания. Пациенты не помнят, как они отключаются от реальности и каким образом возвращаются в действительность. Так, пациент сообщает: «Говорили, будто я лег на ковер в центре комнаты. Перед этим обложил ковер по краям тарелками с ножами и вилками. Вроде бы все это походило на приготовление к приему гостей. А я, видимо, изображал собою какое-то блюдо. Сам я ничего этого не помню. Когда мне рассказали, я подумал, что это было не со мной, а с моим двойником».

6.Бредоподобное фантазирование (Siefert, 1907; Birnbaum, 1908), как и феномены перевоплощения, является как бы предельной, смыкающейся с психотическим нарушением формой патологического фантазирования. В литературе встречаются и такие названия расстройства, как бред воображения (E.Dupre и Logre, 1914) и фантастическая псевдология (Delbruck, 1891). Мы полагаем, что речь идет в сущности об одном и том же нарушении и попытаемся это показать.

Так, К.Ясперс к проявлениям pseudologia phantastica относит «фантазии, которые могут начинаться со случайной мысли или идеи, а затем разворачиваться в условиях осознанного отождествления фантастического мира с действительностью. Человек делает богатые покупки, которые он не в состоянии оплатить, - возможно, для воображаемой любовницы; он входит в роль школьного инспектора и во время посещения школы ведет себя настолько естественно, что никто никого не замечает, пока не возникает какое-либо слишком очевидное противоречие, кладущее конец его фантазии».

В главе о нарушениях самосознания К.Ясперс данное расстройство обозначает термином «лабильность сознания». Пациентов с фантастической псевдологией Е.Блейлер называет лгунами и плутами. «Они так сживаются со своим воображаемым положением и ролями, - указывает он, - что забывают, что это не соответствует действительности, и ставят свои поступки в зависимость от своих фантазий. Если они не обладают сильным нравственным чувством, они, конечно, становятся жуликами или мошенниками высшего полета. Эти случаи часто путают с истерией, однако в этом нет никакой необходимости». Е.Блейлер приводит примеры, в которых расстройство выявлялось у пациентов с прогрессивным параличом. А.А.Меграбян сообщает, что «при истерии описывается синдром фантастической псевдологии. Пробел памяти при этом синдроме касается главным образом собственной биографии больного. Пробелы памяти заполняются фантастическими событиями. Больные вживаются в свой рассказ, верят ему».

Бредоподобные фантазии В.М.Блейхер и И.В.Крук (1995) рассматривают в качестве одной из форм истерических реакций, близких к мифомании. «Вымыслы больных настолько нелепы и неправдоподобны, что приобретают сходство с бредовыми утверждениями. Развивается на фоне истерически суженного сознания. Нестойкие идеи величия, богатства, значимости, носящие фантастически-гиперболический характер. Содержание бредоподобных фантазий меняется в зависимости от ситуации». Фантастическую псевдологию сам А.Дельбрюк представляет как патологическую лживость, не связанную с внешними обстоятельствами и встречающуюся при различных заболеваниях, таких как эпилепсия, циркулярный , прогрессивный паралич.

Бред воображения Дюпре-Логра (имажитивный бред, фабуляторный бред, бред представления) является, как указывается, результатом вымысла и вытекает из склонности личности к фантазированию. Его развитию способствуют слабость интеллекта и гипоманиакальное состояние. Бред возникает остро. При этом отсутствуют глубокие нарушения памяти, галлюцинации, психосенсорные расстройства, типичны ясность восприятия и полная ориентировка в окружающем. Как можно видеть, в литературе встречаются некоторые разногласия в описаниях и оценках упомянутых нарушений. Тем не менее общим является главное, а именно болезненное обострение воображения и тенденция отождествлять образы фантазии и реальность. Заметим также, что у большинства авторов упомянутые термины являются как бы исключающими одно другое. Так, авторы, использующие термин «фантастическая псевдология», не употребляют терминов «бред воображения» и «бредоподобное фантазирование», видимо, считая их синонимичными и др.

Приведем две иллюстрации нарушения. В одной из них пациент 32 лет появился в Иркутске у профессора Х.Г.Ходоса с устными рекомендациями известных московских неврологов и представился «сыном генерала Родичкина». В городе пациент, по его словам, оказался проездом, случайно. Он не смог ехать дальше, так как был ограблен, лишился денег, документов и нуждался в помощи. Пациент сообщил профессору, что в прошлом учился в разведшколе, был резидентом в Германии, выполнял важные государственные задания, был предан и разоблачен, попал в плен, бежал, скитался, затем подвергался проверкам спецслужбами нашей страны, пока, наконец, не оказался на свободе и вне подозрений. Теперь он путешествует, в будущем планирует работать в торговом представительстве за рубежом, в Японии.

Х.Г.Ходос, расспросив пациента об упомянутых последним коллегах, вскоре понял, с кем имеет дело, и на следующую встречу с пациентом пригласил психиатра (автора). Несколько дней спустя пациент оказался в загородной психиатрической больнице, где с энтузиазмом принял участие в реабилитации больных, выполнял разные поручения по хозяйству, снабжению больницы продуктами, товарами. На многих работников произвел обворожительное впечатление и совершенно расположил к себе. Время от времени пациент по делам отлучался в город. Перед тем звонил то в администрацию области, то в органы госбезопасности, после чего за ним присылали машину со спецномерами. Пациент отличался неизменно приподнятым настроением, чрезмерной активностью, многоречивостью. Рассказывал о себе и другие невероятные истории, причем мастерски и так убежденно, что сразу трудно было понять, где он говорит правду, а где фантазирует. Очень похоже было на то, что он и сам верил своим выдумкам. Однажды в больницу он не вернулся, в дальнейшем след его окончательно затерялся.

В другом наблюдении пациент 17 лет оказался на консилиуме для решения диагностического вопроса. Пациент рассказал, что две недели назад прямо на улице его похитили люди в масках и увезли в лес. Люди разговаривали на иностранном языке, но хорошо владели и русским. Пациента «испытывали на выносливость, не давали есть, пить и спать, подвешивали вверх ногами, били, вводили наркотики». Все это делалось якобы для того, чтобы проверить его на годность к секретной работе. Так прошло несколько суток (где в это время был пациент, выяснить не удалось). Он понял, что попал в руки шпионов и должен быть завербован в иностранную разведку. Ему удалось, однако, обмануть похитителей и сбежать от них.

Когда от деда, к которому он уехал несколько дней назад, пациент вернулся домой, родители заметили, что он несколько возбужден, испытывает страхи, не выходит на улицу, придумывает странные истории, отчего они и обратились к психиатру. На консилиуме пациент очень подробно и с новыми добавлениями рассказал о разных деталях происшедшего. Он был уверен в том, что все было именно так, как он сообщил, не смущаясь противоречиями, которые он тут же пытался сгладить другими вымыслами. С диагнозом «синдром бредоподобного фантазирования» направлен на лечение. Через месяц был выписан в хорошем состоянии и с полной критикой к расстройству.

Известные истории о самозванцах связаны, скорее всего, не с рядовыми жуликами, а именно с фантастической псевдологией, свойственной пациентам с пограничной психической патологией. Дело в подобных случаях явно доходит до развития бреда апперсонализации. Такими же псевдологами, но вовсе не парафрениками, являются, видимо, время от времени всплывающие в толпе новые мессии, очередные воплощения Иисуса Христа, Будды и др., обычно окруженные толпами фанатичных поклонников. Чем нужнее последним вымысел таких пациентов, тем, естественно, больше шансов на то, что окружающие их люди этот обман примут за реальность. А это обстоятельство, в свою очередь, лишь способствует укреплению веры пациента в правдивость своих фантазий. Тут трудно сказать, король ли подбирает себе свиту или свита делает короля, особенно если эта свита сама жаждет, чтобы ее водили за нос.

Фантастическими псевдологами были, видимо, и люди типа В.Мессинга: последний, как известно, представил в своей автобиографии ряд вымышленных и невероятных историй своего гипнотического могущества. Психиатрические пациенты с более тяжелой патологией, если они обнаруживают признаки фантастической псевдологии, не столь убедительны, обычно они не имеют последователей даже среди своих товарищей по несчастью. Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок описывают фантастическую псевдологию в рамках искусственно демонстрируемого расстройства с психологическими симптомами, и это лишний раз показывает, насколько условны классификационные рубрики.

Иногда путешествие в глубины собственного разума является прекрасным способом повысить силу духа. Погружение в себя помогает раскрепостить мышление, собраться с мыслями и сконцентрироваться на текущем моменте. Научитесь погружаться в себя, чтобы развить креативность и направить свое воображение в нужное русло.

Шаги

Часть 1

Освободите разум

Практикуйте глубокое дыхание животом. Дыхательные упражнения прекрасно помогают справиться со стрессом. Глубокое дыхание позволяет активировать естественную реакцию организма на стресс. Данным методом можно пользоваться ежедневно, чтобы предотвратить стресс или преодолеть уже возникшие стрессовые ситуации.

Займитесь осознанной медитацией. Существует множество различных видов медитации. Осознанная медитация помогает лучше почувствовать свое тело и окружающий мир. Занимайтесь этим видом медитации ежедневно до тех пор, пока не сможете растягивать достигаемое состояние разума на более продолжительные интервалы времени, вплоть до целого дня.

Вызывайте в своем воображении зрительные образы. Визуализация, или представление воображаемых образов, является эффективным методом, который позволяет отвлечься от стресса и текущих проблем, укрепить силу духа и достичь внутреннего умиротворения. С помощью слов и визуальных образов вы сможете создавать желаемое настроение.

  • Например, можно сесть в спокойном месте, где ничто не будет отвлекать вас, и вызвать в воображении умиротворяющий ландшафт. Представьте, например, что вы лежите на берегу моря. Ощутите мягкий песок, ласковые лучи солнца на своем лице и убаюкивающий шум прибоя. Постарайтесь подключить хотя бы три органа чувств. Это позволит вам расслабиться, как будто вы действительно лежите на теплом пляже.
  • Старайтесь почаще заниматься самогипнозом. Самогипноз – это искусство; чтобы достичь в нем бо льших высот, необходима практика. Помните о том, что вы в любой момент можете мысленно наведаться в свое любимое место, отдохнуть там и восстановить душевное спокойствие - воображаемая лестница всегда открыта.

    Часть 3

    Измените свое восприятие

    Цените окружающий вас мир. Почаще наслаждайтесь приятными вещами. Время от времени отвлекайтесь от текущей суеты и обращайте внимание на окружающую вас красоту. Научитесь ценить то, что вам дано, и ваша жизнь заиграет новыми яркими красками.

    Отбросьте предубеждения. Никто из нас не застрахован от необъективных и предвзятых суждений. Мы судим о чем-либо на основании наших взглядов и убеждений. Часто это приводит к неправильному и предубежденному отношению к различным людям и ситуациям.

    • Если вы поймаете себя на том, что составили слишком поспешное мнение о каком-либо человеке или событии, попробуйте взглянуть на вопрос еще раз, более внимательно. Основано ли ваше суждение на твердых фактах? Проанализируйте свое первоначальное мнение. Учтите, что все, как правило, намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда.
    • Например, до вас могли доходить жалобы соседей на малолетнего “хулигана” из вашего квартала, и поэтому вы сторонитесь его. Однако в один прекрасный день вы можете увидеть, как он помогает пожилой женщине донести тяжелую сумку. При этом подросток ведет себя очень вежливо. После такого наблюдения вы не будете сторониться его, станете здороваться с ним и обнаружите, что мнение соседей не соответствует действительности.
  • Представляйте себе свою будущую жизнь. Возможно, вы хотели бы кардинально поменять обстановку, поскольку ваша теперешняя жизнь кажется вам скучной и бесцветной. Не отказывайте себе в удовольствии помечтать о большем - это расширит ваши горизонты и позволит получать удовольствие от жизни. Дайте волю своей фантазии и помечтайте о будущем.

    Составьте план действий, который поможет реализовать ваши мечты. Разработайте четкий план по достижению своих целей. Запишите все основные цели, которых вы хотели бы достичь, и подумайте, какие шаги следует предпринять для этого.

    Часть 4

    Дайте волю воображению
  • Заведите дневник. Это прекрасный способ погрузиться в себя: возьмите ручку и блокнот и поверьте бумаге свои сокровенные мысли. Дневник поможет вам разобраться в своих чувствах, распознать и понять скрытые желания и справиться со стрессом.

    • Уделяйте своему дневнику 20-30 минут в день. Можно просто записывать события прошедшего дня, отмечать персональный рост и так далее, на ваше усмотрение.
  • В этом году мне предстоит сдать тяжелый экзамен, к которому я готовилась год. Результаты повлияют на будущую жизнь.

    Но есть одна сложность, с которой никак не могу справиться. Назову ее излишним увлечением фантазиями. Проявляется это в том, что, слушая музыку, я фантазирую какие-то приятные ситуации и трачу на это слишком много времени (по 3-4 часа в день). Понимаю, что могла бы провести эти часы с пользой, но любовь к фантазиям со временем только усугубляется. Хотелось бы больше находиться в реальности.

    Еще мне достаточно тяжело сконцентрироваться на изучаемом предмете, в голове постоянно крутятся мысли: что нужно сделать, кому написать, что выучить. Это не дает мне погружаться в дело с головой и сильно мешает готовиться к экзамену.

    Посоветуйте, как перестать излишне много фантазировать и научиться погружаться в изучаемый предмет?

    Может ли в этой ситуации помочь йога?

    Елена, 25 лет

    Посоветовать практиковать медитацию можно просто потому, что это осознанный выбор и осознанная практика, во время которой мы посвящаем время только себе, делая это специфическим образом. Ваши фантазии, очевидно, это такие состояния, в которые вы резко «проваливаетесь», а потом подолгу не можете выбраться из них. Возможно, вы не хотите возвращаться в реальный мир, потому что вас что-то не устраивает в жизни. Задайте себе этот вопрос и постарайтесь внести коррективы. Если реальность будет достаточно насыщенной и интересной, вам не захочется от нее убегать.

    Попробуйте обыкновенное составление списка дел на текущий день с примерным распределением времени на то или иное занятие. Перечень задач, которые останется просто выполнить, поможет сосредоточиться на текущем моменте.

    Йога - это тоже практика «здесь и сейчас». Неважно, чего мы хотим, важно, что сегодня позволяет нам тело. Мы должны все время прислушиваться к тому, что оно сегодня может и хочет. Асаны на баланс невозможно выполнять, если ты не сконцентрирован.

    Также проблема может усугубляться тем, что вы не позволяете себе отдыхать. Получается, что вы постоянно что-то должны. Разрешайте себе часы отдыха, тогда и работа будет эффективнее, и не нужно будет «воровать» время, чтобы отвлечься на мечты.

    Скорее всего, ни одна из этих практик не станет панацеей по отдельности, но вместе они помогут повысить эффективность.

    Задайте вопрос эксперту online

    Мы тоже её прочитали и выбрали 6 способов, которые помогут изобретательно мыслить, находить необычные решения, быть многозадачными и развивать другие суперспособности.

    Миф о полушариях

    Вы наверняка знаете теорию о правом и левом полушариях: отвечает за интуицию, второе - за логику и аналитику. Многие считают, что творчество присуще людям с правополушарным типом мышления, а остальных обходит стороной.


    Творчество - совместный труд двух полушарий. -

    Однако недавние исследования нейробиолога Мелиссы Элламил показали, что творческий процесс - совместный труд двух полушарий. Участниками эксперимента стали книжные иллюстраторы: пока они придумывали идеи, их мозг анализировали учёные. И выяснили, что ведущую роль в генерировании выдумок играла медиальная височная доля обоих полушарий, которая отвечает за хранение фактов и воспоминаний. Когда мозг анализировал идеи, работали все участки сети.

    Напротив, именно логика следит за тем, чтобы всё шло гладко: подбирает ассоциации, анализирует данные, ищет взаимосвязи. Никаких избранных творческих личностей с правополушарным мышление - все могут стать креативными выдумщиками. Нужно лишь тренировать свои творческие мышцы. Вот 6 способов, как это делать.

    Ловите вдохновение

    На что похоже вдохновение? На порыв ветра, который приносит гениальные идеи. Или на вспышку света, озаряющую тёмную комнату. На самом деле вдохновение как здание. Оно имеет определённую структуру и части, которые можно разобрать и использовать.


    Вдохновение не приходит просто так: нужно его разбудить. -

    Упражнение. Во-первых, чтобы разбудить вдохновение, нужно задействовать одно из пяти чувств. Всё начинается с эстетического восприятия: насладитесь закатом, прогуляйтесь по пляжу, вдохните аромат солёного моря, ощутите под ногами песок. После - позвольте мыслям блуждать в фазе «пассивное воплощение». Разрешите себе переживать и чувствовать, как эмоции множатся и распирают. И наконец, - отыщите мотивацию создавать. Пообщайтесь с единомышленниками, подумайте о том, как ваша идея (текст, картина, вещь) может изменить жизнь других людей. Покоритесь вдохновению и приступайте!

    Применяйте символы

    Подтолкнуть мозг к развитию гибкости с помощью «символизации». Символы переводят обозначения вещей в абстрактную форму и упрощают работу. Детские игры сплошь из символов: плащ супергероя - из полотенца, еда - из песка, меч - из палки. Символическими могут быть эмоциональные реакции: когда вы помещаете фотографию человека в медальон и носите на груди, или выбрасываете вещь, чтобы забыть о ком-то. С помощью символов можно написать сценарий, придумать план мероприятия или дизайн плаката.


    Символы всё переводят в абстрактную форму и упрощают работу. -

    Упражнение. Придумывайте метафоры. Возьмите список слов и подберите к каждому метафорические аналоги: назовите препятствия на пути «стеной», «подъёмом в гору», «сталкивающимися автомобилями» или даже «лыжным спуском по обледеневшему склону». Экспериментально находите уникальные комбинации - так вы станете изобретательнее.

    Грезите запланировано

    Многие представляют творческих людей как витающих в облаках мечтателей. Рассеянные, не от мира сего личности кажутся нам поэтами, художниками или музыкантами. В этом есть смысл, так как рассеянность помогает дрейфовать по разуму и находить неожиданные решения. Только вот она должна быть намеренной: блуждающие мысли эффективны, если мы управляем ими.


    Планируйте грёзы сознательно. -

    Упражнение. Устраивайте сознательный перерыв в работе - планируйте грёзы. Выделяйте 10-15 минут на то, чтобы помечтать или вообразить какую-то ситуацию. Если нужно продумать презентацию, поставьте таймер и пять минут и представьте, большой зал, ваше выступление и аплодисменты зрителей. Можно планировать грёзы во время каких-либо занятий - вязания, пересадки цветов, вышивания или мытья посуды. Это дело не должно требовать полной самоотдачи, иначе вы станете слишком сосредоточены.

    Используйте хаос

    Творческий ум - это пограничное состояние между хаосом и контролем. Когда вы немного расторможены, но не настолько, чтобы погрузиться в пучину фантазий. По сути - предвестник нового. Источник идей и гениальных решений для творчества: благодаря ему мозг пребывает в тонусе, ищет свежие ассоциации, строит необычные связи и аналогии.


    Хаос - источник новых ассоциаций и необычных решений. -

    Упражнение. Воспринимайте хаос в виде попутного ветра, который помогает ускоряться лётчику. Попробуйте сделать так называемую «отсрочку выполнения». Представьте, что составили список дел на день, но случилось что-то непредвиденное. Планы нарушились. Включите «отсрочку» и подумайте, можно ли перенести несколько пунктов на другой день, вписать парочку новых, заменить одно другим? Если удалось, то ощущение продуктивности и контроля сохранится. А творческая мышца сможет использовать переполох в своих целях.

    Будьте дилетантом

    Любительский интерес к разным предметам и сферам дарит множество идей. Например, Пикассо увлекался фотографией и рентгенографией. Эйнштейн - эстетической теорией и работами Зигмунда Фрейда. Не обязательно быть экспертом в новой сфере. Важно быть любознательным, размышлять над своими ощущениями и впечатлениями.


    Выбирайте хобби по душе и станьте счастливым дилетантом. -

    Упражнение. Подумайте об интересах, которые вам близки. Нравится музыка? Гимнастика? Бег? Придумайте хобби, которое увлечёт вас и выведет из зоны комфорта. Пробегите марафон. Запишитесь на танцы. Научитесь играть на музыкальном инструменте. Откройте парочку новых горизонтов - и творческий огонь разгорится сильнее.

    Слушайте интуицию я помогает развить периодические озарения и включить творческий подход. И даже её можно развивать. Самое простое - постоянно задумываться о своих ощущениях. Почему сердце радостно и часто забилось? Отчего проснулось беспокойство? Пытайтесь вывести несколько гипотез. Со временем мозг сам станет включать детектива и искать недостающие улики: находить связи, обоснования, собирать из них целую картину.


    Интуиция помогает разбудить творческий подход. -

    Упражнение. Можно управлять интуицией с другой стороны - составлять прогностические заключения. Сначала переходить к выводу, а затем проверять его. Возьмём простой пример: вы не можете придумать сценарий вечеринки дня рождения. Вообразите два-три места, где точно имениннику понравится провести вечер. И думайте уже от точек назначения: ресторан - закажите огромный торт с его именем, концерт - зашифруйте место и исполнителя в его любимой песне. Вы делаете вывод и проверяете его. Затем чуть-чуть меняете формулировку и снова проверяете. Так и приходите к самому творческому решению и развиваете интуицию - мозг выхватывает самое важное.

    Творчество начинается с ослабления контроля. Мы отстраняемся от мира и погружаемся вглубь себя.

    Мечтайте, находите хобби, прислушивайтесь, придумывайте метафоры, пополняйте запас вдохновения и не бойтесь хаоса - открывайте разуму дверь в невероятный творческий мир.

    И создание там образов, картинок и представлений. Если создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.

    Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах , как , игра , .

    Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». - Такие возможности воображения - основа мысленных экспериментов. См.→

    Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.

    Виды воображения

    Воображение бывает непроизвольным, прозвольным и .

    Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.

    Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает или . Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой , у бездельника - пустыми мечтаниями.

    Loading...Loading...